Краткая биография - ибсен генрик (1828-1906) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Краткая биография - ибсен генрик (1828-1906)



Генрик Ибсен - норвежский драматург, публицист, один из основателей национального норвежского театра, а также европейской новой драмы - появился на свет в Южной Норвегии, небольшом городке Скиен, расположенном на берегу Христиании, 20 марта 1828 г. Был потомком знатной и состоятельной семьи датского происхождения.

Когда Генрику было 8 лет, его отец, занимавшийся коммерцией, обанкротился, и столкновение с лишениями и человеческой жестокостью наложило огромный отпечаток на дальнейшую биографию, в том числе творческую. В школьные годы он писал прекрасные сочинения, имел склонность к живописи, однако вынужден был сделать выбор в пользу профессии, гарантировавшей более стабильные и весомые доходы.

Пятнадцатилетним подростком Генрик Ибсен покидает родной Скиен, приезжает в небольшой городок Гримштадт, устраивается к аптекарю учеником. Все 5 лет, которые работал в аптеке, он мечтал получить высшее образование. Жизнь в этом заштатном городке, где вольнодумство и увлеченность революционными идеями настроили против него общественность, вконец опротивела ему, и он уехал в Христианию.

К этому периоду жизни относится написание первых стихов и драмы «Катилина» (1850), не имевших успеха. Не принесли известности и несколько поэм и драматическая сатира, которую Ибсен напечатал в еженедельнике, основанном им же самим вместе с приятелями. Его новый знакомый, Ола-Булем, основатель народного театра в Бергене, пригласил его туда работать режиссером и директором. Бергенский период биографии был отмечен написанием пьес, основанных на скандинавском фольклоре. Поставленная на сцене местного театра пьеса «Пир в Сульгхауге» (1856) прославила Генрика Ибсена на всю страну.

В 1857 г. состоялся его переезд в Христианию, где он тоже работал директором театра вплоть до 1862 г. В 1858 г. драматург удачно женится, его семейная жизнь всегда была очень благополучной. Выхлопотав себе в 1864 г. писательскую пенсию, разочаровавшись в националистических идеях, стремясь найти новые художественные формы взамен ограничивающих его прежних схем и шаблонов, Генрик Ибсен уезжает за границу: сначала в Рим, затем в Триест, Дрезден, Мюнхен - всего за пределами родной Норвегии писатель провел четверть века. Европейскую славу ему принесли драматическая поэма «Бранд» (1866) и философско-символическая драма «Пер Гюнт» (1867).

Пьесы «Столпы общества» (1877), «Кукольный дом» («Нора», 1879), «Привидения» (1881), «Враг народа» (1882) делают Генрика Ибсена драматургом мирового уровня. Все эти произведения роднит остросоциальное отображение действительности. Однако уже в середине 80-ых социальный накал становится менее выраженным, сочинения становятся все более символичными и психологичными. Пьесы Ибсена победоносно шагали по сценам театров в самых разных уголках земного шара. В 1897 г. в Германии был создан странствующий театр, в котором играли только его произведения. Затяжное тяжелое заболевание подорвало его силы, 23 мая 1906 г. драматург скончался в Христиании.

«Пер Гюнт» (1867).

«Главным действующим лицом,— сообщал драматург,— является один из народных норвежских полумифических, полусказочных героев новейшего времени». Современные Ибсену норвежцы узнавали в Пере Гюнте себя. Пер Гюнт представлен в развитии, которое более характерно для реалистического героя.

Сначала это «долговязый сельский парень лет двадцати», говорун, бездельник, фантазер и разбойник. Жизнь в родном селе, наполненная прозаичными заботами, его не удовлетворяет. Добропорядочные крестьяне, которые тупо подражают обычаям, по его мнению, сами заслуживают пренебрежения. Но, вместе с тем, Ибсен приводит своего героя к троллям — фантастическим, безобразным существам, враждебным людям,— и видит его внутренне готовым принять на всю жизнь их формулу — «будь удовлетворен самим собой», что противоположно жизненному девизу Бранда — «будь самим собой». Девиз людей — стимул для усовершенствования личности. Формула троллей — оправдание застоя, мещанского самодовольства, тупого покорения обстоятельствам, смерть личности. Пер Гюнт не заметил особой разницы между ними и, живя целую жизнь по закону троллей, был убежден, что живет по человеческим принципам. В этой драматической поэме Ибсен ставит вопрос о самом главном — о духовном мире современника и стремится к особой выразительности и яркости образов. Мысль должна стать «материальной». Ибсен достиг этого, используя разнообразную символику. Тролли у Ибсена олицетворяют половинчатость, самоудовлетворенность. Идея у Ибсена наполняется эмоциями, образ становится способным вызвать ассоциации и превращается в символ. Символического значения, как и все пребывание у троллей, приобретает встреча с Великой хромой, которая советует Перу не бороться, а обходить все препятствия стороной. Вся жизнь Пера Гюнта превращается отныне в поиски обходных путей. Если три первых действия раскрывают сущность моральных позиций главного героя и показывают, как они формируются, то четвертое действие отображает действия Пера согласно его убеждениям и доводит к логической границе его существования согласно тезису «будь удовлетворен самим собой». Пятое действие воссоздает постепенное прозрение героя, поиски им своего утраченного «я», стремление восстановить целостную личность из обломков. Центральной символической фигурой здесь становится Пуговичник, который ходит по миру с оловянной ложкой и собирает в нее людей на переплавку: целостные личности перевелись, и лишь с многих, сплавленных вместе, можно сделать одного настоящего человека. Пуговичник ставит герою условие: он избежит переплавки, если найдется хоть один человек, способный подтвердить, что он был целостной личностью. Символические образы, которые возникают вокруг Пера, раскрывают его духовное убожество. Он действительно похож на луковицу, с которой в приступе отчаяния сравнивает себя: у него также лишь оболочки, но нет сердцевины, стрежня. Только бывшая любимая Сольвейг утверждает, что он был самим собой — в ее надежде, вере и любви. Но автор не дает однозначного решения проблемы, и Пуговичник оставляет Пера Гюнта на земле до следующей встречи, открывая перед ним возможность перерождения. Пьеса не закончилась с последними словами персонажей, оставляя возможность для сотворчества зрителей или читателей. Ибсен говорил, что он только задает вопрос, давать же на них ответ — не его задача. Но вопросы он ставил такие, что они волновали его современников, пробуждали желание понять самих себя и окружающий мир. В «Пере Гюнте», наполненном символическими персонажами, образами и сценами, рожденными народной и авторской фантазией, драматург скажет о реальном мире, о современности и современниках.
Он прослеживает путь обычного человека от юности до старости, заставляя его мечтать о прекрасном — и делать бесчестные поступки. Любить — и торговать своей душой. Жертвовать чужими жизнями ради обогащения — и страстно, искренне искать смысл жизни, свою утраченную неповторимую личность.

О Ибсене — авторе «Пера Гюнта» — можно сказать, что ему открылась, наконец, душа современного человека, он нашел для нее другие краски, кроме черной и белой, как в «Бранде», но он еще не смог поставить реального человека в реальные обстоятельства. Условность и излишняя символика в «Бранде» и «Пере Гюнте» обусловлены также и особенностью жанра — это философские драматические поэмы, а не собственно драмы о современности. Третий период — наиболее значительный в творчестве Ибсена — ознаменован созданием нового типа драмы — драмы идей.
Для Ибсена это реалистическая социально-психологическая драма с ретроспективной композицией и обязательной символикой, которой автор отводит значительную роль в определении сущности главных идей, которые вступили в конфликт.

Кукольный дом

Автор начал работу над пьесой уже в 1878 году, тогда и появились первые наброски. Стремился выразить проблемы современной действительности, облачив их в классическую форму трагедии, Ибсен. Кукольный дом» увидел свет уже через год. В основу пьесы были положены реальные события. Прототипом Нормы писатель избрал Лауру Килер, норвежскую писательницу. Именно Ибсен посоветовал ей заняться литературой, с этого и началась их дружба. Девушка после смерти отца вышла замуж за Виктора Килера, доброго человека, у которого был единственный недостаток – скупость. Через некоторое время он заболел, и нужно было лечение за границей. Денег не было, и Лаура взяла втайне от супруга ссуду в банке. Они съездили в Швейцарию, Виктор поправился. Подошло время банковской выплаты, но денег по-прежнему не было, и Лаура рассказала мужу правду. Под влиянием своих друзей он потребовал развод, который вскоре состоялся. У женщины забрали детей, а саму признали душевнобольной. Но вскоре муж к ней вернулся, брак был восстановлен, а Лаура начала писательскую деятельность. Именно жизнь этой женщины стала отправной точкой для пьесы.

Главная тема пьесы – отношение в обществе к женщине и ее социальный статус. Именно к этой проблеме стремился привлечь внимание Ибсен. «Кукольный дом» (краткое содержание по главам иллюстрирует проблему) сегодня многими воспринимается как гимн феминизму. Однако это не вся проблематика произведения. Автор писал о свободе человека как личности вообще. И основные нападки звучат не в адрес мужчин, а, скорее, в адрес самого общества 70-х годов XIX века. Мертвые законы, закоснелые установки и нормы буржуазного мира – вот что хотел обличить Ибсен. Образ кукольного дома Кукольный дом – главный символ произведения, и связан он с образом главной героини. Так, кукольность мира Норы хорошо проявилась в сцене игры женщины со своими детьми. Прятки сопровождаются смехом и весельем, и Нора здесь изображается как ровесница своих ребятишек. Из этого идиллического мира игрушек ее выдергивает приход Крогстада, который угрожает рассказать Хельмеру о займе. После этого женщина уже не может вновь беззаботно веселиться, ее одолевают мысли о грозящих неприятностях. Постепенно столкновение с жестоким реальным миром разрушает кукольный дом, в котором живет Нора. И благодаря этому женщина обретает самостоятельность, возможность видеть мир таким, каков он есть. Такова идея, которую вложил в пьесу Ибсен («Кукольный дом»). анализ и читательские наблюдения позволяют заключить, что это произведение о свободе и о том, как эту свободу получить.

Метерлинк Морис



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 584; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.140.108 (0.008 с.)