ТОП 10:

Этика исследования на эмбрионах



В 1978 г. в Англии родилась Элиза Браун — первый ребенок, зачатый в результате экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) и в виде эмбриона перенесенный в матку матери на ранних этапах дробления. К настоящему времени с помощью методов вспомогательных репродуктивных технологий, обеспечивающих оплодотворение яйцеклетки вне организма, в случаях невозможности такового естественным путем, рождены многие тысячи детей. В настоящее время разработаны методы криоконсервации эмбрионов и половых клеток, срок хранения которых составляет от 5 до 10 лет.
Используя не затребованные для имплантации эмбрионы, изучают механизмы оплодотворения и развития эмбриона, генетическую регуляцию эмбриогенеза, возможности предимплантационной диагностики наследственных заболеваний и другие проблемы. В Англии существует положение, по которому использование так называемых «лишних» эмбрионов допускается только при разрешении матери или обоих родителей. Cреди исследователей и в кругах общественности (особенно среди представителей разных конфессий) отношение к использованию исследований на эмбрионах для терапевтических и исследовательских целей неоднозначно. Даже в странах, в которых нормативно и законодательно регулируется и контролируется деятельность специалистов и учреждений по использованию эмбрионов, применение последних вызывает крайне противоречивые оценки. В странах, где отсутствуют нормативные акты по применению исследований на эмбрионах людей (в СНГ), не только сами исследователи, но и лица, для которых они используются, не могут быть гарантированы от конфликтных ситуаций. Например, при выполнении селекции эмбрионов при многоплодной беременности, выборе пола плода без медицинских на то показаний и пр.

Сторонники так называемой абсолютистской позиции, основываясь на моральных и религиозных принципах, требуют запрета любых манипуляций с эмбрионами на любых стадиях развития, поскольку считают, что эмбрион — это существо, имеющее душу с момента оплодотворения. Высказывается мнение о том, что дальнейшее развитие исследований на эмбрионах несет опасность генофонду, здоровью человечества, поскольку отдаленные последствия этого метода еще не выявлены. Выдвигаются требования установления жестких критериев, ограничивающих применение исследований на эмбрионах. Приверженцы противоположной точки зрения призывают к широкому внедрению данного метода в качестве альтернативного естественному способу размножения людей. При более разумной, умеренной (градуалистической) позиции, которую занимают многие ведущие специалисты в области медицины — эмбриологи, генетики, репродуктологии, философы, социологи и законодатели, в правовой защите нуждается развивающийся эмбрион, когда он приобретает черты и свойства, характерные для личности. Согласно этой позиции, исследование на эмбрионах в терапевтических и исследовательских целях допускается по строгой регламентации при разработке законодательных актов, широком контроле и информированности общественности и одобрении специальными контролирующими институтами. Примером такого регулирования может служить специальный правительственный комитет, созданный в Англии в 1982 г., а затем и институт (в 1990 г.), целью которого является контроль за эмбрионами человека, их использованием с терапевтическими и исследовательскими целями и разработка рекомендаций правительству для специального законодательства. Эти мероприятия обеспечивают в Англии защиту эмбриона, позволяют проводить ежегодный контроль учреждений, выполняющих исследования на эмбрионах.
Другая морально-этическая проблема проведения исследований на эмбрионах - это правомерность манипуляций с гаметами, эмбрионами с терапевтическими и исследовательскими целями, замораживание половых клеток и эмбрионов и их использование реципиентами, анонимность доноров гамет, эмбрионов суррогатных матерей, их права и обязанности; выбор пола плода при риске носительства связанных с полом заболеваний и т.п.

 

Суррогатное материнство

Термин «суррогатное материнство» означает методику переноса оплодотворенных яйцеклеток женщины, которая по тем или иным причинам не может выносить беременность, в организм другой женщины – суррогатной матери. Рожденный этой женщиной ребенок передается генетическим родителям на основе заключенной договоренности. Соглашение о суррогатном материнстве может быть коммерческим и некоммерческим (альтруистическим). Первое предусматривает материальное вознаграждение, второе не предполагает никакой оплаты, кроме возмещения расходов в период беременности. Некоммерческие программы обычно выполняются в отношении родственников, их участники могут не соответствовать общим требованиям репродуктивного законодательства. Коммерческие программы обычно проводятся с помощью посредников – фирм, подбирающих суррогатных матерей, юридических родителей, медицинских учреждений.

В 1995 году программу «суррогатного материнства» начали применять на территории бывшего СССР. Первый ребенок появился в Харькове, там мама родила его для собственной дочки, имевшей врожденное отсутствие матки. В этой семье нет никаких сложностей, мама, родив ребенка, достаточно благоразумно отдалилась от молодой семьи, разменяла квартиру, ребенок развивается нормально, никаких психических сдвигов нет. Число детей в мире, рожденных от суррогатных матерей, подсчитать довольно сложно, подавляющее большинство таких мероприятий охраняются вследствие правила конфиденциальности, есть данные, что таких детей родилось порядка 1500, есть данные, что уже 250 тысяч.

Сейчас в Украине около 1 миллиона супружеских пар не могут завести детей из-за бесплодия. В мире таких пар - 20% от числа семейных пар. Сколько из них решаются прибегнуть к помощи суррогатной матери - такой статистики, разумеется, нет. Родители, решившиеся на этот шаг, так же, как и суррогатная мать, тщательно оберегают ото всех тайну рождения ребенка. Как правило, женщине приходится «изображать» беременность, оформлять декретный отпуск и т.д. Никаких законов, регламентирующих такую ситуацию, нет.

Программа «суррогатного материнства» дает шанс иметь ребенка женщинам, у которых удалена матка или вынашивание беременности им противопоказано. В этих случаях используются яйцеклетки и сперма бесплодной супружеской пары. Оплодотворенные яйцеклетки женщины, которая по тем или иным причинам не может выносить беременность, переносятся в организм другой женщины - суррогатной матери, и находятся там в течение всего периода беременности. Замечено, что эмбрионы приживаются в матке другой женщины гораздо лучше - вероятность возникновения беременности в таком случае составляет 30% и более (по некоторым данным до 70%). Но к альтернативному методу обзаведения потомством (речь идет об оплодотворении in vitro (в пробирке) и о суррогатном материнстве), несмотря на изменение в ментальности, отношение далеко не однозначное.

Американские исследования, проведенные в последние годы, показали, что люди, которые решают родить ребенка с помощью суррогатной матери, обычно остаются удовлетворенными своим опытом. Моральные и юридические проблемы, связанные с практикой суррогатного материнства, оказались более сложными, чем собственно психологические. В США не принято законов, запрещающих суррогатное материнство, а нашумевшие судебные решения в Кентукки и Мичигане подтвердили юридическую силу заключаемых по этому поводу соглашений. Противники суррогатного материнства считают, что оно превращает детей в подобие товара, создавая ситуацию, в которой богатые люди смогут нанимать женщин для вынашивания своих потомков; они утверждают также, что материнство становится при этом договорной работой, поэтому стремление к выгоде может возобладать здесь над соображениями пользы для договаривающихся сторон. Кроме того, многие феминистки думают, что такая практика будет способствовать эксплуатации женщин, а некоторые церковные группы усматривают в ней дегуманизирующую, безнравственную тенденцию, подрывающую святость брака и семьи. Существуют также опасения, что некоторых суррогатных матерей может психологически травмировать необходимость отдать «своего» ребенка после установления той связи с ним, которая создалась во время 9-месячной беременности и родов.

Сторонники использования суррогатных матерей указывают на то, что для семьи, бездетной из-за неспособности жены зачать или выносить плод, это единственный способ получить ребенка, который будет генетически «своим» для мужа. Они отмечают также, что подобная процедура, позволяющая произвести на свет желанное дитя, по сути дела не так уж сильно отличается от усыновления. По их мнению, это не коммерциализация деторождения, а глубоко человечный акт любви и сотрудничества. Этот акт связан, конечно, с потенциальными опасностями для суррогатной матери, но она способна их оценить и может сознательно пойти на риск; таким образом, решение о заключении контракта не будет для нее более рискованным, чем для многих других женщин, выбирающих себе не совсем безопасные занятия. Сторонники суррогатного материнства не считают его формой эксплуатации женщин; они утверждают, что женщина, добровольно решившая стать суррогатной матерью, получает за выполнение этой роли достаточную материальную компенсацию, а также моральное удовлетворение от приносимой обществу пользы.

Но важно сказать и о ребенке: он может унаследовать от суррогатной матери генетические дефекты (если использовали ее яйцеклетку). Некоторые из таких дефектов, к сожалению, не могут быть выявлены современными методами. Возможно также повреждение плода в результате неосторожности суррогатной матери - например, если она будет во время беременности употреблять наркотики или недостаточно хорошо питаться. Столь же важны, но остаются пока без ответа вопросы психологической адаптации ребенка. Если ребенку объяснят (или он случайно узнает), что его родила не мать, а другая женщина, не станет ли это для него источником проблем или тягостных переживаний? А если контакты ребенка с этой женщиной будут продолжаться и после его рождения (так бывает, когда суррогатная мать - родственница или близкий семье человек), то как это может сказаться на ребенке в дальнейшем?

Специальная комиссия Американского общества по борьбе с бесплодием (1986) выразила по поводу суррогатного материнства «серьезные сомнения этического характера, которые не могут быть сняты, пока не будет получено достаточных данных для оценки опасности и возможных преимуществ обсуждаемой процедуры».

Ввиду этих сомнений упомянутое общество рекомендует использовать суррогатное материнство только в порядке клинического эксперимента при соблюдении следующих условий:

1. Необходимо собрать достаточные сведения о психологическом воздействии всей процедуры на суррогатных матерей, на использующие их супружеские пары и на рождающихся детей.

2. Особое внимание следует уделить тому, чтобы супруги и суррогатная мать дали добровольное согласие на процедуру, располагая всей необходимой информацией.

3. Отец и суррогатная мать должны быть тщательно проверены в отношении инфекционных заболеваний и генетических дефектов.

4. Оплата услуг специалистов - врачей, адвокатов и др.- должна ограничиваться обычными для них гонорарами; они не должны получать комиссионные за подбор участников и организацию всей процедуры.

Несмотря на такие рекомендации, в ряде случаев суррогатное материнство будет, несомненно, организовано на менее строгих условиях (и менее профессионально). Сейчас уже очевидно, что для некоторых женщин, предлагающих свои услуги в качестве суррогатных матерей, главным стимулом служат деньги, и это может толкать их на предоставление ложных сведений о состоянии здоровья или обстоятельствах жизни. С другой стороны, беспринципные или недостаточно серьезно относящиеся к делу адвокаты и врачи иногда так увлекаются перспективой хорошо заработать на подборе суррогатных матерей, что не в состоянии действовать только в интересах своих клиентов. И все же, как могут засвидетельствовать сотни ранее бездетных супругов, польза от такого способа преодоления бесплодия неоценима.

В Библии упоминался элемент суррогатного материнства, когда бездетные женщины для поддержания своего престижа прибегали к помощи рабынь, которые рожали ребенка от хозяина, а сразу после родов на руки его брала законная жена, тем самым демонстрируя свое неоспоримое право на младенца. Несмотря на это, христианская религия отрицательно смотрит на подобные манипуляции, связанные с донорством половых клеток, так как они нарушают целостность личности и исключительность брачных отношений, допуская вторжение в них третьей стороны.

Кроме этого, представители церкви, признавая важность деторождения, не считают его единственной целью брака. Определяя брак как «таинство любви», они видят этическую ценность сексуальных отношений супругов в полной и взаимной самоотдаче, где душа и тело становятся едины. При этом такое единение не сводится только к воспроизводству человеческого рода. Православная церковь, принимая идею синергии, т.е. сотворчество Бога и человека в преображении мира, вместе с тем отвергает всякую претензию последнего заменить собой Творца мироздания. Поэтому, если муж бесплоден, и медицина не в состоянии ему помочь, жена должна принять его таким, каков он есть, не пытаясь в той или иной форме найти ему подмену. Известный московский священник-сектовед Олег Стеняев однозначно ответил, почему церковь так относится к бесплодным женщинам, для которых ребенок - мечта всей жизни: «Жизнь возникает по воле Бога, поэтому другие попытки несостоятельны. Рождение ребенка - благословение Божье, бесплодие - наказание за грехи!» (цит. по «Православие и проблемы биоэтики», 2001). Кроме того, священнослужителей очень беспокоит вопрос о возможности прибегать к новым репродуктивным технологиям и таким образом иметь детей однополыми парами. Категорически осуждая гомосексуальные браки, церковь считает их особо неприемлемыми для воспитания ребенка.

Несколько по-иному к новым репродуктивным технологиям и, в частности, к проблеме суррогатного материнства, подходит мусульманская религия. Там это приветствуется как способ рождения детей, ценность которых в мусульманских странах остается непреходяще высокой. Кроме того, поскольку в странах, исповедующих ислам, разрешена полигамия, то суррогатной матерью может быть другая жена мужа.

Процедура суррогатного материнства возможна только при следующих показаниях:

- отсутствие матки (врожденное или приобретенное);

- деформация полости или шейки матки при врожденных пороках развития или в результате заболеваний;

- синехии (спайки внутри матки) полости матки, не поддающиеся лечению;

- различные заболевания внутренних органов, при которых вынашивание беременности противопоказано;

- неудачные повторные попытки экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) при неоднократном получении эмбрионов высокого качества, перенос которых не приводил к наступлению беременности.
Требования, предъявляемые к суррогатным матерям:

- возраст от 20 до 35 лет;

- наличие собственного здорового ребенка;

- психическое и соматическое здоровье.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.121.230 (0.006 с.)