Биоэтические проблемы жизни, умирания, реанимации и смерти 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Биоэтические проблемы жизни, умирания, реанимации и смерти



Актуальность темы:Когда этические проблемы касаются отношений врача к взрослому пациенту, нет необходимости обсуждать вопрос о ценности человека, ответ на него очевиден. Однако если мы коснемся вопроса о защите жизни человека до его рождения, особенно если ценность не рожденного человека будет соотноситься с привычной ценностью уже рожденного, то такие вопросы решаются намного сложнее. Речь идет о том, является ли эмбрион или зародыш полноценным человеком, нуждается ли он в таком же уровне защиты. Нам необходимо решить вопрос о моральном статусе не рожденного человека. Когда, в какой момент времени, в какой точке развития процесса беременности зародыш становится человеческим существом, со всеми присущими человеку правами? В момент зачатия? В первой трети, во второй или третьей стадии беременности? В момент рождения? Причем это отнюдь не медицинский, а этический вопрос - вопрос о моральном статусе человеческого плода. В зависимости от ответа только и может быть решен вопрос о разрешении и запрещении абортов.

Феномен смерти человечество пытается разгадать с глубокой древности. Смерть как сон, из которого нет возврата в реальный мир, смерть как переход в иной, внеземной мир, смерть как прекращение жизнедеятельности организма человека. Понимание того, что представляет собой жизнь и смерть человека является одновременно и ответом на вопрос о том, что такое сам человек – одна из форм материи, имеющих место быть в земных условиях или нечто другое.

В биоэтике проблема смерти и умирания человека рассматривается с позиций современных научных представлений о том, что смерть – это состояние полного прекращения жизнедеятельности человека. Прекращается функционирование всех органов и систем человеческого организма и наступает состояние, при котором невозможны никакие виды активности человека – ни духовная, ни психологическая, ни социальная, ни физиологическая. Вся духовная и социальная жизнь человека понимается как результат психической деятельности, а психика является свойством высокоорганизованной материи – мозга. Смерть мозга становится для человека одновременно смертью и во всех остальных отношениях. Необратимость физиологических изменений, наступающих в момент биологической смерти, означает прекращение существования человека в определенном качественном состоянии как материального объекта – во всей полноте его физиологических, психологических, социокультурных, духовных характеристик как человека, представителя земного рода homo sapiens. Человек гибнет как целостная биосоциальная сущность. Смерть – это естественное состояние, которым завершается жизнь человека.

Развитие новых медицинских технологий, в том числе современных методов реанимации, привело к появлению нового состояния организма – состоянию обратимой (клинической) смерти. С новой техникой удается в ряде случаев вернуть к жизни человека после остановки дыхания и сердцебиения, пока еще не погиб мозг. Главная возникающая здесь проблема, как известно, - проблема смерти личности, материальным выражением которой является смерть мозга, в первую очередь – коры мозга (церебральная смерть). До церебральной смерти, даже после остановки дыхания и сердцебиения, мы еще имеем дело с личностью как субъектом и объектом этических определений; после смерти коры мозга – с чисто биологическим существом.

Цель обучения (общая): Уметь разрешать медико-этические и правовые аспекты жизни, умирания, смерти, эвтаназии и суицида.

Проверить степень своей подготовки Вы можете, решив предложенные задания.

Задание №1. У пациентки Г., 25 лет, на сроке беременности 16 недель при проведении УЗИ плода была обнаружена значительная микроцефалия. Определите тактику ведения?

А. Консультация генетика

В. Проведение кесарева сечения

С. Искусственные роды

D. Искусственный аборт

Е. Проведение родов

 

Задание №2. Через головной мозг лабораторных животных был пропущен электрический ток, U=1000 В, после чего животные погибли. Кожные покровы синюшные. Определите непосредственную причину смерти?

 

А. Остановка дыхания

В. Остановка сердца

С. Коллапс

D. Психический шок

Е. Гипоксия

 

Задание №3. У пострадавшего, который продолжительное время находился под обломками разрушенного взрывом дома, наблюдается головная боль, рвота, брадикардия, гипотензия, олигурия, моча красного цвета. Как можно охарактеризовать эти изменения?

А. Синдром длительного раздавливания

В.Контузия

С.Кома

D.Коллапс

Е.Агония

 

Задание №4. В отделении паллиативного лечения находится больная Ш., 60 лет с неоперабельным раком молочной железы. Пациентка раздражительна, резко недовольна окружающими пациентами, ищет причины, приведшие к заболеванию, обвиняет медработников и родственников в недостаточной оперативности. Какой психологический тип терминального состояния описан у больной?

А. Тревожный

В. Дистимический

С. Апатический

D. Дисфорический

Е. Паранойяльный

 

Задание №5. Больной находится в бессознательном состоянии, самостоятельное дыхание и пульс на сонной артерии отсутствуют. На ЭКГ определяется фибрилляция желудочков. Известно, что 5 минут назад имело место электрическая травма. Какой вид реанимационных мероприятий показан данному больному?

А. Аппаратная ИВЛ

В. Непрямой массаж сердца

С. Прямой массаж сердца

D. Дефибрилляция

Е. ИВЛ «рот в рот»

 

Задание №6. Какой тип преморбидных черт личности может являться фактором риска суицидального поведения?

А. Дистимический

В. Дисфорический

С. Паранойяльный

D. Тревожный

Е. Обсессивно-компульсивный

 

Если при выполнении приведенных выше тестовых заданий у вас возникли трудности, необходимо обратиться к следующей литературе.

1. Бодяжина В.И., Жмакин К.Н., Кирющенков А.П. Акушерство. – Г., Медицина. – 1998. – С. 129-143.

2. Абрамов В.А. та інш. Медична психологія. Навч.посібник. – Донецьк, 2010. – С. 183-204.

3. Загальна хірургія //За ред.С.П. Жученка, М.Д. Желіби, С.Д. Хіміча //.-К.:"Здоровье", 1999. - С. 136-146.

4. С.В.Петров Общая хирургия.- Санкт-Петербург: Питер, 2002. - С. 187-229.

5. Патофізіологія: підручник / М. Н. Зайко, Ю. В. Биць, Г. М. Бутенко та ін.; за редакцією М. Н. Зайка і Ю. В. Биця. — 2-ге видання, перероблене і доповнене. — К.: Медицина, 2008. — 704 с.: іл. + 4 с. кол. вкл.

6. Пиголкин Ю.И. Судебная медицина.- ГЭОТАР- Медиа.- 2011. – С.232-264.

 

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Граф.логической структуры темы «БИОЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНИ, УМИРАНИЯ, РЕАНИМАЦИИ И СМЕРТИ. БИОЭТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭВТАНАЗИИ И СУИЦИДА»

Биоэтические проблемы эвтаназии  

 

 

 
 
Биоэтические аспекты самоубийства. Роль службы экстренной психологической помощи  

 


Проблема определения начала человеческой жизни. Моральный статус эмбриона

Когда этические проблемы касаются отношений врача к взрослому пациенту в большинстве случаев нет необходимости обсуждать вопрос о ценности человека, ответ на него очевиден. Однако речь идёт о защите жизни человека до его рождения, особенно если ценность нерожденного человека будет соотноситься с привычной ценностью уже рожденного, то такие вопросы решаются намного сложнее. Является ли эмбрион или зародыш полноценным человеком, нуждается ли он в таком же уровне защиты? Каков моральный статус нерожденного человека. Когда, в какой момент времени, в какой точке развития процесса беременности зародыш становится человеческим существом, со всеми присущими человеку правами? В момент зачатия? В первой трети, во второй или третьей стадии беременности? В момент рождения? Причем это отнюдь не медицинский, а этический вопрос - вопрос о моральном статусе человеческого плода. В зависимости от ответа только и может быть решен вопрос о разрешении и запрещении абортов.

Должен быть выработан критерий определения морального статуса плода, причем этот критерий должен быть настолько общим, чтобы не противоречить другим моральным критериям, и настолько широким, чтобы мог применяться также и к иным живым существам, а не только к плоду и зародышу человека; этот критерий должен связывать моральный статус этих существ с некоторыми их фактическими, эмпирически фиксируемыми (не метафизическими, как, например, результата божественного творения, религиозного статуса и т. п.) свойствами, и должен быть морально существенным.

Термином «эмбрион» обычно называют оплодотворенную яйцеклетку вплоть до 8 недель беременности. Если за начало эмбрионального развития принимается момент формирования зиготы, то в первые дни после оплодотворения клеточные деления образуют группу одинаковых клеток, кроме того, чуть позже образующийся бластоцист еще не прикреплен к стенке матки, что позволяет некоторым современным специалистам говорить не об эмбрионе, а о преэмбрионе. На этом этапе большая часть клеток не является ни структурированной, ни индивидуально определенной сущностью, но скорее источником роста плаценты, а потому не может считаться собственно эмбрионом. Приблизительно на 14-й день появляется первичная полоска, после чего формируется нервная система. Это послужило основанием для положения, вошедшего в законодательство многих стран, что граница 14 дней есть последний срок, когда возможно проведение исследований на человеческих зародышах.

Далее мнения разных авторов начинают расходиться, при этом часто говорится о том, что по своему статусу эмбрион это личность (сторонники «сохранения жизни»), а другие (сторонники «свободного выбора»), что это лишь потенциальная, а не реальная личность вплоть до самого рождения.

Наиболее часто среди критериев морального статуса эмбриона являются внутренняя ценность, жизнеспособность, рациональность, реакция на раздражители. Первый из них слишком субъективен, а также неясно, кто будет определять эту ценность. Второй критерий также является недостаточным в силу того, что он приложим к слишком широкому кругу биологических объектов, которым приписывался бы моральный статус. Конечно, мораль с ее понятиями интересов, добра, долга и т.д. должна прилагаться только к живым существам, но эти живые существа, чтобы стать моральными сущностями, должны быть еще и сознательными. Поэтому напрашивается следующий критерий – рациональности, рационального сознания, но ее отсутствие не оправдывает аморального отношения? Критерий реакции на раздражители, чувствительности, понимается как способность ощущать удовольствие и боль, приятное и неприятное. Выбор этого критерия как основы для определения морального статуса плода и его права на жизнь позволяет выработать рациональную моральную оценку прерывания беременности. Упомянутый критерий открывает возможность решения и многих других проблем, как, например, отношение к животным, детям с врожденными умственными дефектами, к неизлечимо больным людям, находящимся на грани жизни и смерти, даёт возможность установить существенное с моральной точки зрения различие между ранним и поздним прерыванием беременности.

Принимая во внимание, что эмбрион и зародыш человека являются потенциальной личностью, мы наделяем их уважительным отношением и правом на жизнь, при этом такое право становится все сильнее по мере развития плода, а на определенном этапе, во время третьего триместра беременности, оно настолько сильно, что последствия уничтожения плода соотносимы с убийством, а извлеченный плод может рассматриваться как пациент. Именно поэтому законодатели в большинстве случаев не допускают прерывания беременность на поздних сроках. Однако реакция плода на раздражители формируется ранее, во втором триместре беременности (3-6 месяцев). Поэтому обычно только моральная оценка раннего прерывания беременности (в ее первой трети) более терпима, признается, что женщина имеет право быть автономной в принятии решения, как о применении противозачаточных средств, так и о раннем прерывании беременности, они как бы приравниваются друг к другу. Сформулированные положения совпадают с существующей и ставшей уже привычной практикой, но продолжают служить объектом ожесточенной критики, причем как тех, кто ратует за недопустимость прерывания беременности на любом сроке, так и тех, кто готов это допускать.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 572; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.94.152 (0.013 с.)