Этика взаимоотношений в медицинском коллективе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этика взаимоотношений в медицинском коллективе



В наши дни ряды медицинской профессии объединяют мужчин и женщин самых раз­ных возрастов, религиозных убеждений, культурных и семейных традиций. Однако всех объединяет приверженность единому эти­ческому кодексу, который превыше национальных границ и религиозной принадлежности. Этот кодекс - Женевская декларация Всемирной медицинской ассоциации. Фундаментальный принцип этого кодекса гласит: «Заботиться, прежде всего, о здоровье моего пациента».

Таким образом, врач в первую очередь должен руководствовать­ся интересами пациентов, а не коллег. Однако отсюда не следует, что лояльность по отношению к коллегам ничего не значит. Рядо­вые члены общества часто подозревают, что профессионалы боль­ше заботятся о представителях собственной профессии в ущерб пациентам и клиентам или, по известному выражению Джорджа Бернарда Шоу, «всякая профес­сия есть заговор против непосвященных». Иногда у таких подозре­ний бывают веские основания. Та частая практика сокрытия врачебных ошибок коллегами, отказ от обсуждения уровня квалификации других врачей и качества их рекомендаций встречается в обществе весьма часто, впрочем, как и пренебрежительные, уничижительные отзывы одних докторов о других.

Как выработать ту линию, золотую середину, которая позволит избегать обеих нежелательных крайних точек? Длительное время это пыталась сделать врачебная деонтология, закрытая этика медицинского сообщества, о которой мы писали ранее. Даже в наиболее заметных работах данного направления глава о взаимоотношениях внутри медицинского сообщества могла претендовать скорее на тот или иной уровень морализаторства, без четкого обоснования и этического анализа (в оправдание нужно сказать, что сама по себе деонтологическая этика профессионального сообщества предопределяет морализаторский стиль). Наиболее часто упоминаемые тезисы: уважение друг к другу, коллегиальность, необходимость диалога, сотрудничества в сложных случаях, противодействие врачебным ошибкам путем их беспристрастного обсуждения.

Современный подход описывает ситуацию необходимого взаимодействия более жёстко. Так, подчеркивается, что, поскольку врачебная деонтология корпоративна, то нередко лояльность по отношению к профессии и коллегам может при­водить к ущербу пациентам, особенно если она ведет к сокрытию некомпетентности и плохой работы коллег. Однако если нет лояльности по отношению к коллегам, то высоко вероятна изоляция такого врача, его сугубо индивидуальная работа, без контактов с теми, кто обладает компетентностью в разных областях медицины, а врач-одиночка может быть опасен для больного. Обеспечение здоровья людей есть тяжелая работа, требующая от врача эмоциональных и интеллекту­альных усилий, коллеги необходимы как среда для обсуждения сложных случаев, рассмотрения альтернативных вариантов диагноза и лечения, получения новой информации, да и просто как группа социальной поддержки.

Способы обеспечения такого рода совместной работы созданы в Западных странах и их воплощают профессиональные ассоциации, последние настолько развиты и представляют собой такую серьезную силу, что во многих странах (в первую очередь в США) невозможно получить лицензию на врачебную деятельность, не имея разрешения ассоциации. Объединение в такую ассоциацию предполагает, кроме того, обязательное следование ее членов определенному этическому кодексу, составленному с учетом всех последних веяний биомедицинской этики. В структуре ассоциаций обязательны этические комитеты, предназначенные для разрешения сложных в этическом отношении ситуаций.

Идеальные взаимоотношения между коллегами-медиками и в целом между работниками здравоохранения должны строиться на основах взаимной поддержки и честной критики. Современный профессионал несет ответственность и перед коллегами, и перед обществом, которое предоставляет профессии такую привилегию, как саморегулирование. Оно включает как систематический конт­роль деятельности каждого, осуществляемый коллегами, так и го­товность пройти проверку своих решений в междисциплинарном контексте. Здоровью пациентов часто угрожают как профессиональный «шовинизм», так и межпрофессиональная вражда. И напротив, когда принимается подход, предполагающий тщательное обсужде­ние конкретных случаев из практики и свободную коммуникацию между медицинскими работниками разного уровня и разного про­филя, вероятность того, что нужды пациента будут восприняты и удовлетворены, намного возрастает.

Моральный климат медицинского коллектива во многом определяет успешность профессиональной деятельности врача. Нравственные нормы предписывают врачу по отношению к своим коллегам:

- быть доброжелательным, порядочным, честным, справедливым, уважительно относиться к знаниям и опыту коллег, бескорыстно передавать им свой опыт и знания;

- сохранять благодарность и уважение к своим учителям и коллегам;

- постоянно учиться у более опытных коллег и при возникновении профессиональных затруднений, обращаться к ним за помощью, уметь признавать свои ошибки и заблуждения, обмениваться с коллегами профессиональной информацией;

- не препятствовать пациенту в выборе другого лечащего врача;

- не допускать негативных высказываний в адрес своих коллег в их отсутствие и тем более в присутствии пациентов, их родственников или посторонних лиц;

- препятствовать деятельности бесчестных и некомпетентных коллег, наносящих ущерб здоровью пациентов;

- уважительно и доброжелательно относиться к среднему и младшему медицинскому персоналу, передавать им свой опыт, содействовать повышению их профессиональных знаний и навыков.

 

Раздел 3.

ОТДЕЛЬНЫЕ БИОЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ (БИОЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В АКУШЕРСТВЕ И ГИНЕКОЛОГИИ, ПЕДИАТРИИ, ТЕРАПИИ, СЕМЕЙНОЙ МЕДИЦИНЕ, ПСИХИАТРИИ И НАРКОЛОГИИ, ХИРУРГИИ, ОНКОЛОГИИ, ТРАНСЛАНТОЛОГИИ И ТРАНСФУЗИОЛОГИИ, СТОМАТОЛОГИИ)

Актуальность темы:Биоэтика — порождение цивилизации конца ХХ века. Ее возникновение непосредственно связано с интенсивным развитием биомедицинского знания. Современная медицина получает реальную возможность «давать» жизнь (искусственное оплодотворение), определять и изменять ее качественные параметры (генная инженерия, транссексуальная хирургия), отодвигать «время» смерти (реанимация, трансплантация, геронтология).

Новые возможности медицины, связанные не столько с лечением, сколько с управлением человеческой жизнью (например, генетическая коррекция особенностей человека, допущение донорства без согласия, уничтожение жизни на эмбриональных стадиях, отказ и прекращение медицинской помощи безнадежному больному), вступают в противоречие с установившимися моральными ценностями и принципами. В силу этого противоречия и формируется биоэтика как система знания о границах допустимого манипулирования жизнью и смертью человека. Стремительный рост деклараций и документов этического характера, принимаемых национальными и международными профессиональными медицинскими ассоциациями, сопровождается формированием медицинского законодательства. При этом «ценности» и «законы» даже в пространстве одного государства не всегда совпадают, обнаруживая ценностное многообразие и различие между такими формами регулирования человеческих отношений, как мораль и право.

Решение любых биоэтических проблем требует совершенного знания законов. Каждый врач должен быть образованным в правовых вопросах. В связи с распространением таких общеобщественных заболеваний, как туберкулёз, ВИЧ – инфекция, алкоголизм, наркомания, заостряются вопросы биоэтических норм в соотношениях «врач-пациент». Врач должен чётко знать какая информация является сугубо конфиденциальной, какую информацию надо сообщать в соответствующие инстанции, быть образованным в вопросах прав и обязанностей врача и пациента относительно подобных заболеваний.

Цель обучения (общая): Уметь разрешать медико-этические и правовые проблемы в отдельных сферах клинической медицины.

Проверить степень своей подготовки Вы можете, решив предложенные задания.

Задание №1. При внешнем акушерском исследовании: положение плода продольное, в участке дна матки пальпируется крупная, твердая, округлая, баллотирующая часть плода. Над входом в малый таз определяется большая, мягковатая, неправильной формы предлежащая часть. Сердцебиение плода наиболее выразительно прослушивается слева выше пупка. Какой вид предлежания наблюдается у плода?

А. Головное

В. Чистое ягодичное

С. Тазовое

D. Поперечное положение плода

Е. Ножное предлежание

 

Задание №2. У ребенка 4-х месяцев на фоне катаральных явлений появились бледность, слабость, отказ от груди, глубокий влажный кашель, периоральный цианоз. При осмотре отмечается участие вспомогательной мускулатуры в акте дыхания. Аускультативно ослабление дыхания слева книзу от угла лопатки, здесь же крепитирующие хрипы. ЧД - 68 в мин. ЧСС - 168 в мин. Анализ крови: Эр. - 3,6 Т/л, лейк. - 22,0 Г/л, СОЭ - 25мм/ч. Какое исследование следует провести в первую очередь для верификации диагноза?

А. Рентгенография органов грудной клетки

В. ЭКГ

C. Томография легких

D. Бронхоскопия

E. Компьютерная томография грудной клетки

 

Задание №3. У больного К., 56 лет, при определении границ относительной сердечной тупости были выявлены следующие данные: правая граница – по правому краю грудины, верхняя граница – III ребро, левая граница – на 1 см кнаружи от левой среднеключичной линии. Оцените полученные результаты?

А. Смещена левая граница влево

В. Смещена правая граница вправо

С. Смещены правая и верхняя границы

D. Границы в пределах нормы

Е. Смещены верхняя и левая границы

 

Задание №4. У испытуемого по методике Айзенка показатель по шкале нейротизма составляет 19 баллов, по шкале экстраверсии – 5 баллов, по шкале коррекции – 10 баллов. Данные результаты свидетельствуют о?

А. Сангвинический темперамент

В. Холерический темперамент

С. Меланхолический темперамент

D. Флегматический темперамент

Е. Ничего из перечисленного

 

Задание №5.Для какого из перечисленных поражений является наиболее характерным капиллярное кровотечение?

А. Колотая рана живота

В. Резанная рана шеи

С. Травматический отрыв стопы

D. Обширная ссадина передне-наружной поверхности грудной клетки

Е. Укушенная рана плеча

 

Задание №6.Больному с группой крови А(ІІ) Rh (+), по поводу острой кровопотери, начато переливание О(І) Rh+ крови. После переливания 150 мл крови начался озноб, повысилась температура тела до 38°С, чувство сдавления в груди, боль в пояснице, снизилось артериальное давление до 80/50 мм рт.ст., наступила непроизвольная дефекация. Какое осложнение развилось у больного?

А. Гемотрансфузионный шок

В. Цитратный шок

С. Синдром гомологической крови

D. Тромбоэмболия легочной артерии

E. Анафилактический шок

 

Задание №7. У больного, 26 лет, остро повысилась температура до 38,5°С, жаловался на озноб, ломоту в суставах и пояснице, со вторых суток болезни затрудненное носовое дыхание. Склерит, инъекция сосудов склер. В коллективе по месту работы несколько случаев аналогичного заболевания. Заподозрен грипп. Укажите, какие мероприятия необходимо провести в очаге?

А. Изолировать больных

В. Вакцинировать контактных

С. Вести контактным гамма - глобулин

D. Провести заключительную дезинфекцию в очаге

Е. Рекомендовать прием антибиотиков

Если при выполнении приведенных выше тестовых заданий у вас возникли трудности, необходимо обратиться к следующей литературе.

1. Бодяжина В.И., Жмакин К.Н., Кирющенков А.П. Акушерство. – Г., Медицина. – 1998. – С. 65-79.

2. Чеботарьова В.Д., Майданник В.Г. Пропедевтична педіатрія. — К., 1999. - С. 124-142.

3. Мурашко В.В. та ін. Загальний догляд за хворими. М.: Медицина, 1998.- С. 84-96.

4. Синяченко О.В., Игнатенко Г.А. Пропедевтика внутренних болезней. Учебное пособие. — Донецк: Донеччина, 1999. – С. 61-84.

5. І.М. Шуліпенко. Загальний і спеціальний медичний догляд за хворими з основами валеології. К.:”Кий”, 1998.- С. 51-68.

6. Абрамов В.А. та інш. Медична психологія. Навч.посібник. – Донецьк, 2010. – С. 18-32.

7. Загальна хірургія / За ред. С.П.Жученка, М.Д.Желіби, С.Д.Хіміча. - К: "Здоровье", 1999.-С.102-122.

8. С.В. Петров Общая хирургия. - Санкт-Петербург: "Лань", 2002. - С. 47-78.

 

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Граф.логической структуры темы «ОТДЕЛЬНЫЕ БИОЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ (БИОЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В АКУШЕРСТВЕ И ГИНЕКОЛОГИИ, ПЕДИАТРИИ, ТЕРАПИИ, СЕМЕЙНОЙ МЕДИЦИНЕ, ПСИХИАТРИИ И НАРКОЛОГИИ, ХИРУРГИИ, ОНКОЛОГИИ, ТРАНСЛАНТОЛОГИИ И ТРАНСФУЗИОЛОГИИ, СТОМАТОЛОГИИ)»

 

Биоэтические и правовые проблемы трансплантологии и трансфузиологии. Донорство, забор органов

 

 

 
 
Биоэтические и правовые аспекты СПИДа и ВИЧ – инфекции.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.246.254 (0.034 с.)