Как справляться с трудными пациентами и ситуациями 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как справляться с трудными пациентами и ситуациями



 

Нам всегда проще проявлять доброту к людям, которых мы знаем и до которых нам есть дело. Это касается профессиональных медиков, школьных учителей, университетских преподавателей и духовных учителей – например лам. Нам всегда кажется, что проще помочь тому, кто прислушивается к нашим словам и осмысленно отвечает на них. Мы можем даже испытать восторг или наслаждение, когда помогаем тому, кто нам нравится и кто ценит нашу заботу. Врачам приятно иметь дело с пациентами, которые понимают, что им говорят, и следуют указаниям. Когда пациент ведёт себя как порядочный человек, мы готовы использовать свои лучшие профессиональные навыки. Такие пациенты в состоянии оценить наши способности и всегда выражают нам благодарность. Когда мы заходим в комнату, их лица озаряют улыбка и радость.

Но что происходит, когда мы сталкиваемся с пациентами противоположного типа? Только мы заходим в дверь, они уже недовольны. Любые советы они игнорируют. Они могут быть вспыльчивы, раздражительны и не следить за своими словами. Они могут злиться на врача и лечение. Они хотят вылечиться, но им кажется, что они идут на поправку слишком медленно. Наших объяснений они не хотят слышать.

Если честно, иметь дело с такими людьми непросто. Они как будто сами сопротивляются тому, чтобы им обеспечили хороший медицинский уход. У разных врачей и медсестёр такие пациенты вызывают разную степень неприятия. Некоторые врачи и медсёстры испытывают сильный гнев и глубокую неприязнь, другие относятся к такому поведению спокойнее, а кого-то оно вообще едва задевает. Тем не менее в подобной ситуации почти все медики испытывают некоторые негативные эмоции по отношению к трудному пациенту. Если вы обнаружили, что не ощущаете неприязни или сопротивления во время общения с таким человеком, это значит, что вы достигли хороших результатов в развитии сострадания!

Смотрите на встречу с раздражительным, агрессивным, упрямым человеком как на особую возможность для развития в себе сострадания. Пациент так себя ведёт, потому что он плохо себя чувствует, ему нелегко. У него нет психических отклонений, он не безумен, у него просто не получается справиться с ситуацией, в которой он оказался. Именно поэтому он так раздражён.

У гнева всегда есть причина. Например, в Тибете различают особый вид гнева, связанный с голодом. В тибетском языке есть слово, в переводе означающее «голодный гнев». Мне кажется, в английском нет специального слова для обозначения такого чувства. «Голодный гнев» часто охватывает детей, порой по несколько раз в день. Если мы будем честны с собой, то заметим, что становимся раздражительными в моменты стресса. Наша раздражительность может быть связана не только с голодом, но и с усталостью.

Если мы так легко раздражаемся от голода или усталости, то во время болезни нам наверняка будет не по себе. Когда из-за недомогания пациент выходит из себя, он часто теряет контроль над своим эмоциональным состоянием. И, как ни странно, гнев он выплёскивает на человека, которому доверяет больше всего. Больного раздражают родители, друзья, супруг. Иногда ему начинает казаться, что близкие просто обязаны выполнять все его желания, и когда он не получает без промедления того, чего хочет, расстраивается ещё больше.

Больные зависят от помощи других людей. Так, пациент должен довериться врачу в надежде, что он облегчит его страдания. Существует огромное множество болезней, особенно неизлечимые, которые причиняют почти невыносимые страдания.

Если врач скажет: «Мне жаль, но мы ничего не можем сделать, чтобы вас вылечить», пациент наверняка будет просто возмущён. Даже если болезнь неизлечима и врач просто говорит правду, пациента всё равно может охватить гнев. Он явно хочет услышать не это. Во время тяжёлой болезни пациенту может быть очень тяжело выносить боль и дискомфорт. Необходимость каждую минуту бороться с болью порождает ощущение тоски и безнадёжности. Пациенту хочется найти хоть какой-то способ прекратить страдания. И когда этого не происходит, пациент, естественно, злится, причём эта злость, как правило, направлена на врача. В какой-то момент он говорит: «Ненавижу своего врача. Он здесь, чтобы меня вылечить, так почему он этого не делает?!» Именно так это и воспринимает пациент, поскольку он сильно подавлен. Когда мы возбуждены или агрессивны, то обычно говорим первое, что приходит на ум.

По моему глубокому убеждению, можно найти подход к пациентам, которые больше не могут выносить то, что с ними происходит, которые проявляют агрессивность, раздражительность или страдают от боли. При том что мы, разумеется, должны проявлять сострадание ко всем, кто болеет, стоит быть особенно сострадательными по отношению к раздражающим нас, неприятным пациентам – тем, кто нас не ценит и злится без видимых причин. Что можно сделать, чтобы сохранить сострадание в такой ситуации? Нужно сохранять терпение, поскольку, когда мы его теряем, сложно поддерживать сострадательный настрой. И если мы хотим справиться с раздражительностью пациента, гораздо проще почувствовать к нему сострадание и отделить его поведение от него самого.

Терпение подобно доспехам, и чем сильнее ваше сострадание, тем крепче эти доспехи. Это разумно. Иными словами, сострадательное состояние ума всегда наделено мудростью. Когда мы проявляем мудрость, мы не чувствуем себя измотанными, мы не разочаровываемся. Сострадание должно быть наполнено этим качеством ясного ви́дения, иначе у нас опустятся руки, когда мы столкнёмся с людьми, которые не хотят нас слушать несмотря на то, что мы добры к ним и заботимся о них. В такие минуты мы можем подумать: «Какой смысл стараться? Я сдаюсь. Всё равно никто не слушает, что я говорю».

Физическое страдание – это одно. Но по сравнению с ним психологическое страдание может быть намного тяжелее, оно может быть практически невыносимым. Вы можете столкнуться с пациентами, которые физически не больны, но при этом их ум испытывает невыносимую боль и муку. Нам может казаться, что они ведут себя иррационально и всё, что им нужно сделать, – это просто взять себя в руки. Рядом с ними вы чувствуете себя измотанными и теряете терпение.

Когда это случается, вновь надевайте доспехи терпения. Делайте это снова и снова. Старайтесь проявлять к таким пациентам самое сильное сострадание, на какое вы только способны. И всё же, несмотря на все усилия, вы можете дойти до точки, когда почувствуете, что полностью выложились, что больше не выдержите. Если мы будем слишком давить на себя, это только вызовет в нас гнев и раздражение. Это бесполезно, поскольку эти эмоции не помогут ни вам, ни пациенту. Необходимо соблюдать определённое равновесие и понимать, когда нужно остановиться. В противном случае несмотря на то, что вы так старались и проявляли большое терпение, всё может окончиться плохо. Вы только вызовете раздражение пациента и сами опустите руки. Вы отправитесь домой, а на следующее утро проснётесь с мыслью: «Какой во всём этом смысл?» Наступает разочарование, и возникает чувство бессилия, а это для врача действительно опасно.

 

 

Терпение подобно доспехам, и чем сильнее ваше сострадание, тем крепче эти доспехи.

 

Неважно, выполняем мы обычную работу или занимаемся духовной практикой, нужно сохранять чувство равновесия. Соблюдать баланс нужно даже тогда, когда мы наливаем воду в стакан. Если налить слишком много, вода польётся через край. Если налить слишком мало, воды не хватит, чтобы напиться. Если налить мимо стакана, мы зря потратим воду. Нужно соблюдать меру, что бы мы ни готовили, будь то сложное блюдо или просто чашка чая или кофе. Если насыпать слишком много кофе, вкус напитка испортится. Если взять недостаточно кофе, он окажется слишком жидким. Это также зависит от наших вкусов. Если налить в кофе слишком много молока, это может кому-то не понравиться. Некоторые любят чёрный кофе. Кто-то предпочитает кофе с сахаром, кому-то больше нравится кофе с сахаром и молоком.

Чувство меры необходимо. Но нужно понимать: то, что устраивает нас, не всегда подходит другим. У всех существуют собственные ограничения, определённый уровень того, что мы готовы сделать, и того, в чём нуждаемся. Быть мудрым человеком значит чётко чувствовать свои границы. Если мы не знаем пределов своих возможностей, нас сложно назвать мудрыми людьми. Скорее, такого человека можно назвать глупцом. Он не знает своих возможностей, ему нужен начальник, который будет говорить: «Стой. Теперь иди. Теперь жди». Так происходит, когда человек не осознаёт собственные ограничения и не чувствует свои границы.

С другой стороны, мудрым человеком можно назвать того, кто хорошо знает себя и кто поддерживает определённый баланс в своей жизни. Он хорошо понимает намерения и потребности других людей. Если, например, в конце званого ужина хозяин вечеринки говорит: «Пожалуйста, оставайтесь», вы понимаете, что это просто формальность, и отвечаете: «Спасибо, очень мило с вашей стороны, но мне действительно пора». Вы знаете, что злоупотреблять гостеприимством не стоит. Вот самый простой пример того, как ведёт себя мудрый человек.

У ограничений и границ существует несколько уровней: очевидный, внутренний, а также очень тонкий. Вы поступите мудро, если хорошо исследуете свои ограничения и возможности. Насколько это важно, может показать пример того, как прописывают лекарства: их необходимо давать в верной дозировке в нужное время. Количество и тип лекарства следует подбирать очень внимательно. Опасно давать слишком большую дозу, а от слишком маленькой не будет эффекта. Это касается многих ситуаций, пример с лекарствами – лишь один из подобных.

Важно поддерживать баланс во всех наших действиях, в том, сколько мы двигаемся, сидим, говорим и как долго спим. Во всех этих видах деятельности нужно соблюдать меру. Объедаться вредно: если есть слишком много, то ожирение станет в буквальном смысле тяжёлой ношей. Болезненная худоба от недоедания – тоже не самый лучший вариант. Когда вы придерживаетесь золотой середины, то чувствуете себя хорошо.

Сострадание обладает невероятными качествами. И тем не менее нам нужно хорошо понимать, что сейчас мы сделали всё возможное, и ценить такие моменты. Нам необходимо чувствовать уверенность в том, что мы сделали всё, что от нас зависело. Нужно отслеживать ситуации, когда мы предложили пациенту лучшую медицинскую помощь и с готовностью проявили доброту. Так мы начинаем по достоинству ценить себя как врача, ценить свою уникальную способность лечить других людей. Вместо того чтобы испытывать депрессию, разочарование и усталость, мы можем повысить свою самооценку как врача, сказав себе уверенно: «Я знаю, что искренне постарался сделать всё, что от меня зависело. Я вложил все силы в то, чтобы помочь этому человеку, я проявил к нему доброту. Я радуюсь усилиям, которые приложил». Это очень важно.

Однако в то же самое время не следует слишком рано подводить черту и сдаваться. Подождите говорить «С меня хватит». Нужно быть готовым продолжать. Понимая, что мы постарались как следует, мы также должны быть открытыми тому, что ещё можно сделать. Нужно рассуждать так: «Я чувствую, что уже выложился, но тем не менее наверняка можно попробовать сделать что-то ещё». Вполне возможно, мы могли бы предпринять что-то ещё, о чём пока не подумали. Если придерживаться такого образа мыслей, возможно, у нас получится найти человека, который смог бы помочь. Я не имею в виду побег от ситуации или попытку переложить ответственность. Я говорю о готовности привлечь других людей, обладающих знаниями и способностями, которые могут оказаться полезными в сочетании с вашими навыками.

Такому типу сострадания присуща особая чистота. Чистота, которая возникает в результате попыток найти способ оказать больному человеку наиболее эффективную медицинскую помощь. Невозможно представить себе врача, у которого не было бы ни капли доброты и ни проблеска сострадания. Но легко представить, что врач может утратить чувствительность к тем страданиям, с которыми ему или ей приходится иметь дело. Если в течение дня через него проходит много пациентов и ему приходится решать множество серьёзных проблем, врачу может начать казаться, что страдание – просто рутина. И в таком случае он перестанет заботиться о конкретных пациентах. Когда мы видим слишком много страданий, муки людей уже не оказывают на нас такого сильного воздействия, как прежде.

В начале, когда мы только начинаем учиться на врача, мы гораздо чувствительнее к страданию других. Когда мы впервые сталкиваемся с пациентами, испытывающими боль, то острее чувствуем их страдания. По мере того как таких пациентов становится всё больше, мы теряем прежнюю чувствительность. Страдание начинает казаться чем-то повседневным. С течением времени притупляется острое чувство беспокойства о состоянии пациента. Применяя мудрое сострадание, мы способны этого избежать и сохранить способность реагировать на беспокойства и страхи пациента. Сострадание позволяет нам поддерживать в себе желание сделать всё, чтобы облегчить страдания пациентов, а мудрость способна помочь нам понять действительный источник этих страданий. В то же самое время сострадание помогает избежать потрясений и эмоционального истощения, когда мы работаем с раздражёнными людьми, измученными болезнью.

Главное – не забывать о самом важном: мы не производим сострадание, мы позволяем ему проявляться. Подобно тому, как воде свойственна влажность, а пламени – жар, наша основополагающая природа по сути своей полна сострадания. Развивая сострадание, мы позволяем ему расти, культивируем то, что уже присутствует внутри нас.

Для того, чтобы применять сострадание мудро, нужно напоминать себе о причинах страдания. Степень страдания соотносится с тем, насколько человек цепляется за ту боль и дискомфорт, что он переживает. Чем больше человек сосредоточивается на боли, тем сильнее он страдает. Если он испытывает незначительное цепляние или привязанность, то и боль будет такой же. Тот, кто способен вовсе не цепляться за происходящее, не будет переживать страдания, даже если его тело будет испытывать боль.

Коренная причина страдания и всех негативных эмоций – цепляние. Цепляться означает «удерживать в уме». Как мы можем полностью освободиться от «удержания в уме», не сводя всё к банальной замене одной мысли на другую? Именно здесь приходит время использовать то, о чём я рассказывал ранее, – умение узнавать нашу исконную таковость, основополагающую осознанность вне мыслей. Это очень важный момент. Узнавание своей основополагающей природы не только позволяет облегчить страдания, оно позволяет развивать и укреплять свойственные нам сострадание и мудрость. Доспехи нашего терпения становятся толще, и нам становится легче находить мудрые решения. И мы больше не устаём от работы с трудными пациентами.

Иногда трудности вызывает не пациент, а сама ситуация. Медик может быть глубоко потрясён тем, что не смог спасти жизнь человека. Все, кто ухаживают за больным, должны делать всё возможное, чтобы ему помочь: использовать все ресурсы своих тела, речи и ума. Но если после того, как вы сделали всё, что было в ваших силах, пациент не выздоравливает или умирает, это происходит не потому, что вы не дали пациенту то, что могли. Хорошо, если вы чувствуете из-за этого грусть, – это хороший знак. Почему? Это означает, что в вас живёт любящая доброта – вам не всё равно. Вы не машина. Но при этом совершенно бесполезно продолжать сомневаться, виня себя за то, что вы не сделали больше. Это нездоровое отношение.

 

 

Главное – не забывать о самом важном: мы не производим сострадание, мы позволяем ему проявляться.

 

Лучший способ избежать сомнений и сожалений – наконец понять, что нам нужно выкладываться изо всех сил именно в тот момент, когда мы работаем с пациентом. Нам нужно использовать весь свой потенциал: тело, речь и ум, и обращаться к коллегам за помощью, если это необходимо. В таком случае, если наши усилия не помогут изменить ситуацию к лучшему, это произойдёт не потому, что мы не постарались помочь, но потому, что это было просто не в наших силах. Нужно понимать эту разницу. Другое дело, если бы вы могли сделать что-то и не сделали этого. Даже если вы выложились только на 80–90 процентов, всё равно сохраняется вероятность того, что вы испытаете сожаление. Если же мы выкладываемся на сто процентов, пытаясь оказать пациенту помощь, а жизнь этого человека всё равно обрывается, это происходит не потому, что мы не сделали всё, что могли, а потому, что уже нельзя было ничего поделать.

Жизнь так устроена, что мы не всегда можем спасти людей, которые обращаются к нам за помощью. Это нельзя изменить. Когда мы понимаем, что не можем кого-то спасти, нормально испытывать печаль, но одновременно мы можем почувствовать радость. В этот момент можно грустить, потому что мы не смогли изменить ход событий, но можно также порадоваться, поскольку нам удалось сделать всё, что от нас зависело. Мы выложились на сто процентов. В результате вы испытываете сложное чувство радости, смешанной с горечью, ведь оказалось, что спасти этого человека было не в ваших силах. Конечно, вы не можете спасти всех пациентов, но при этом вы можете порадоваться тому, что сделали всё, что было в ваших силах.

 

 

Жизнь так устроена, что мы не всегда можем спасти людей, которые обращаются к нам за помощью. Это нельзя изменить.

 

Один из самых сложных вопросов, которые встают перед врачом или медсестрой, – как утешить умирающего ребёнка и помочь его родителям. Человеку свойственно воспринимать смерть легче, если человек, прежде чем умереть, успевает состариться. Нам это проще принять. Но если заболевает и умирает молодой и здоровый человек, это трогает нас гораздо сильнее. Мы спрашиваем себя: «Почему умирает ребёнок? Почему он не смог прожить свою жизнь и состариться?» На этот вопрос существует два возможных ответа. Один из них: ребёнок просто тяжело заболел, случайно, ему не повезло. Однако духовный практикующий ответит, что это связано с кармой – действием закона причины и следствия. В любом случае это плохая ситуация, ведь когда мы заболеваем и умираем – это очень плохо.

Вопрос в том, как реагировать на подобную ситуацию. Если мы просто ударимся в беспокойство и тоску, чувствуя беспомощность и безнадёжность, это не поможет нам, и уж точно не поможет умирающему ребёнку. Это именно тот момент, когда мы должны быть сильными. Проявлять стойкость должны и родители. Им нужно уделять ребёнку всё своё внимание, дарить ему заботу и любовь. Будет хорошо, если у родителей получится проконсультироваться с несколькими врачами, это даст им ощущение того, что они сделали всё, что могли. В Америке существует хорошая традиция обращаться за мнением к другому специалисту. Если родители делают всё, что в их силах, они также испытают похожее смешанное чувство горечи и радости. Они не смогли спасти ребёнка, но не потому, что не приложили должных усилий. Просто ничего нельзя было поделать. Это совсем другое чувство, и это очень важно. «Не мог» и «не сделал» – не одно и то же. Если мы не сделали всё, что могли, у нас есть повод для сожаления. От него может быть сложно избавиться. Если ребёнок умирает и предотвратить это было нельзя, разумеется, мы испытаем сожаление, но не стоит обвинять себя в этом. Очень важно видеть это различие.

 

Глава 20

Как облегчить умирание

 

Одни из самых непростых моментов работы профессионального медика связаны с помощью умирающему человеку. Тема смерти и умирания – часть более широкой темы непостоянства. Перед тем как начать разговор об умирании, важно вспомнить то, что было сказано выше о непостоянстве. Нам нужно на глубоком уровне, а не только на уровне интеллекта, понять, что всё составное, всё, что было собрано или сконструировано, распадётся или будет разрушено. Когда мы признаем факт непостоянства, нам будет легче принимать всё, что происходит, будь то удовольствие, боль, радость или печаль. Почему? Потому, что мы понимаем: всё это преходяще.

Предположим, мы не смогли принять факт непостоянства всех явлений. Но когда случится что-то ужасное, покажется, что мы неспособны это вынести. Ситуация может стать невыносимой. Факт непостоянства всего составного – это не просто какая-то идея, которая пришла в голову Будде. Это факт, который станет для нас очевидным, если мы уделим достаточно времени размышлению о нём. Описать непостоянство всех явлений можно множеством способов, но есть четыре основных момента, которые стоит упомянуть.

 

1. Всё построенное разрушится. Всё, что было возведено, сконструировано, изготовлено или создано, рано или поздно распадётся на части, развалится. Это лишь вопрос времени.

2.  Всё накопленное будет растрачено. Неважно, сколько мы смогли накопить, в конце концов это закончится. Иначе не может быть. Имя, власть, положение, деньги, материальные ценности – всё, что мы приобретаем и чем обладаем, исчерпывается. Всё это рано или поздно исчезнет.

3.  Все встречи заканчиваются расставанием. Существует временная разлука с любимыми и окончательное расставание. Все встречи оканчиваются расставанием, исключений здесь нет, и от реальности этого факта не скрыться.

4.  Рождение неминуемо заканчивается смертью. Ни один рождённый человек ещё не избежал смерти. Этого не было в прошлом, это невозможно сейчас, и этого никогда не произойдёт в будущем. Почему? Потому, что всё составное по природе своей непостоянно.

 

Я говорю сейчас не только о живых существах. Непостоянно всё без исключения – всё, что мы видим, слышим, осязаем и запах и вкус чего мы ощущаем. Всё, что возникает, будет существовать некоторое время, после чего будет разрушено. Все вещи изменяются не только в течение длительного промежутка времени, но и каждое мгновение. Эти крохотные изменения не заметны невооружённым глазом. Однажды я посмотрел видеозапись, сделанную через микроскоп. И хотя то, что рассматривали в микроскоп, было полностью неподвижно, частицы под стеклом постоянно двигались.

Непостоянство – это факт. И нам стоит воспринимать вещи такими, какие они есть. Очевидна польза, возникающая в результате принятия факта, что все явления преходящи. Это помогает нам быть более уравновешенными и, как следствие, лучше себя чувствовать. Склонность воспринимать явления как реальные, постоянные и неизменные и жёсткое цепляние за них вызывают колоссальное напряжение в тот момент, когда оказывается, что вещи на самом деле непостоянны. С нами случается что-то хорошее или приятное, но нас охватывает грусть, когда этому приходит конец. Естественно, когда происходит что-то плохое, мы чувствуем себя несчастными. Тем не менее, когда мы понимаем, что всё, что происходит с нами в жизни, хорошее и плохое, непостоянно, мы легче переносим изменения и становимся радостнее.

Несмотря на то, что интеллектуально мы понимаем непостоянную природу всех вещей, обычно мы не тратим много времени на размышления об этом. Каждый раз, когда мы слышим о непостоянстве, полезно задуматься о смысле этих слов, чтобы почувствовать их реальность. Размышляя таким образом, мы начинаем переживать свой опыт с точки зрения непостоянства и приобретаем глубокое убеждение в том, что все явления подвержены постоянным переменам.

Уделяя достаточно времени размышлению над непостоянством и изучению этого вопроса, мы подготавливаем себя к принятию того факта, что наше тело смертно. Смерть тела – естественный результат его жизни. Пока мы живы, важно научиться жить так, чтобы мы могли открыто встречать всё, что с нами происходит. Когда придёт время умирать, мы должны знать, как умереть, не согнувшись под ношей тревоги, страха и боли, – мы должны уйти без ужаса в глазах.

Буддийские учителя недаром уделяют столько внимания идее непостоянства. Если вы потратите достаточно времени на размышление о факте непостоянства, то, когда придёт время встретиться лицом к лицу с собственной смертью, тому, кто окажется рядом с вами, будет достаточно напомнить вам о том, что всё непостоянно. Вам скажут: «Всё проходит, ничто не остаётся неизменным». И вы подумаете: «Да, так оно и есть». Поскольку вы уже знакомы с непостоянством, вам проще его признать, принять и немного расслабиться. Не размышляя о непостоянстве и не принимая его близко к сердцу, люди слишком сильно привязываются к вещам и отношениям, считая их чем-то постоянным. Поэтому, когда что-то идёт не так, им очень тяжело это принять. Они впадают в панику, снова и снова задавая себе вопрос: «Почему? Почему это происходит со мной?» А почему бы и нет? Всё непостоянно. Непостоянство – великий учитель.

Как это знание поможет нам утешить умирающего и его семью? Разумеется, до тех пор, пока существует хоть один шанс на излечение, мы должны убеждать их делать всё возможное и не терять надежды. Но как только становится очевидным, что выздоровление невозможно и смерть неизбежна, стоит убедить пациента и его семью не прикладывать так много усилий, поскольку в этом случае борьба со смертельной болезнью становится для всех невыносимым бременем. В этот момент мы можем помочь пациенту и его семье принять умирание как естественный процесс, который нас всех ждёт в конце. В этом и заключается помощь умирающему и его родным.

Но не нужно использовать понимание того, что пациент умирает, в качестве оправдания неоказания ему необходимой помощи. Следует обращаться с умирающим мягко и деликатно. Необходимо держать его за руку, говорить с ним приятным голосом и помогать расслабиться. Можно сказать: «Не беспокойтесь. То, что с вами происходит, очень естественно, сейчас стоит успокоиться. Мы сделаем всё необходимое, чтобы вы чувствовали себя хорошо».

Пациентам, не уделявшим достаточно времени размышлениям о непостоянстве, поначалу может быть сложно принять смерть как нечто естественное и неизбежное. Большинство умирающих очень привязаны к своим семьям, имуществу, всему, что они не могут взять с собой. Нужно помочь им отпустить то, что с ними сейчас происходит, поскольку именно привязанность и цепляние вызывают такой сильный стресс и страх. Все, кто близок сейчас больному, все, кому он доверяет, должны окружить его нежной заботой и помочь ему расслабиться и всё отпустить.

В случае, если мы имеем дело с человеком, далёким от духовной практики, мы должны понимать, что одна только мысль о необходимости расстаться с семьёй и имуществом может вызвать невыносимую боль и страх. Чтобы помочь больному человеку избавиться от цепляния, можно просто мягко спросить его: «К чему держаться за это теперь? От этого вам только больнее. Всё хорошо, вы можете просто всё отпустить». Это действенный способ успокоить умирающего человека.

Если умирающий – духовный практикующий, это несколько меняет дело. Он верит, что после того, как умирает тело, дух или ум продолжают существовать. Если вы верите в то, что ум не исчезает после смерти, вы будете воспринимать привязанность иначе. Для духовного практикующего привязанность является проблемой не только на пороге смерти, она также служит помехой в момент умирания и после смерти. Именно поэтому очень важно избавиться от всех привязанностей перед смертью.

Люди могут привязываться ко множеству разных вещей. Наиболее сильную привязанность они обычно испытывают по отношению к другим людям. Также можно чувствовать привязанность к определённому объекту, имуществу или даже красивому пейзажу. Существует великое множество вещей, которые вы обожаете и с которыми не хотите расставаться. Умирающий человек редко счастлив потерять всё, что он знает и ценит. Человек на пороге смерти хотел бы взять с собой любимых людей и ценные для него вещи, но это сейчас не в его власти. С собой не получится взять ничего. Даже если этого не хочется, придётся потерять все.

Перед смертью важнее всего отпустить всё, чем мы дорожим. Если вы привязаны к собственности, имуществу, стоит перед смертью это раздать – отдать родственникам или пожертвовать на благотворительность. Таким образом вы сможете мысленно расстаться с имуществом и почувствовать себя более свободным. Конечно же, вы не хотите оставлять родителей, братьев, сестёр, детей и супругов. Но если вы знаете, что всё равно придётся уйти, попрощайтесь с ними, пожелайте им счастья. Родственникам и друзьям тоже можно посоветовать делать хорошие пожелания умирающим в момент прощания. Им нельзя пытаться удержать умирающего, снова и снова повторяя «Не уходи, не уходи, останься». Такое проявление чувств мешает умирающему человеку в момент, когда уже очевидно, что расставания не избежать. Лучше его отпустить и позволить спокойно умереть, оставив позади все привязанности. Разрыв сковывающих уз привязанности принесёт пользу любому человеку на пороге смерти, неважно, был он духовным практикующим или нет.

Если умирает духовный практикующий и он получил в течение жизни определённые наставления о практике в процессе умирания, пришло время их использовать. На этом этапе применяют практику, которая называется «переносом сознания», на тибетском – «пхова». По сути, эта техника закладывает наилучшую траекторию движения ума из умирающего тела в тело следующего рождения.

 

 

Если умирающий – духовный практикующий, это несколько меняет дело. Он верит, что после того, как умирает тело, дух или ум продолжают существовать.

 

Если умирающий знаком с тем, как покоиться в состоянии равностности, сейчас важно применить это знание и умереть в этом состоянии ума. Самое главное для умирающего – быть в этот момент спокойным и не испытывать никаких тревог. Семье умирающего и тем, кто ухаживает за ним, нужно постараться не причинять ему беспокойства. Их усилия должны быть сосредоточены на том, чтобы помочь человеку расслабиться, успокоиться. Умереть в спокойном состоянии ума – значит умереть достойно.

Когда меня приглашают к умирающему, я всегда действую примерно одинаково. Для начала я выясняю, во что умирающий человек верит, в чём его убеждения. Затем пытаюсь понять, что было хорошего в его жизни, что придавало ей смысл. Если человек – духовный практикующий, я напоминаю ему о его практике, стараюсь освежить в его памяти то, чему его учили и что он практиковал.

Существуют различные взгляды на то, что следует говорить серьёзно или неизлечимо больному человеку о его состоянии. С одной стороны, может показаться, что стоит сообщить умирающему правду о его болезни. С другой – правда может быть крайне болезненной для пациента и ему будет очень тяжело её принять. В последние годы на Западе врачи стремятся рассказать пациенту о его болезни то, что они считают правдой. Если болезнь не поддаётся лечению, они прямо выскажут своё мнение, иначе им будет казаться, что они лгут. На Востоке врачи чаще лгут пациенту, нарочно скрывая правду. Почему в этот момент врачи лгут? Что ими руководит? В данном случае мотивация врача может быть вполне благой. В каком случае врач скрывает от пациента правду из лучших побуждений? Многие врачи на Востоке полагают, что ум обладает определённой силой. Поэтому вместо того, чтобы говорить о неизлечимости болезни, врач скажет: «С вами всё будет в порядке. Если вы продолжите прикладывать усилия и будете стремиться выздороветь, вы можете выжить. Бывали случаи, что люди выздоравливали. Не оставляйте надежды». Такие слова врача могут прибавить пациенту сил для борьбы с болезнью. Когда в первый раз диагностируют серьёзную болезнь, например рак, врачу может быть доступна статистика, которая делает надежду на выздоровление весьма сомнительной. Но при этом у него всегда есть выбор, каким образом донести эту информацию до пациента.

Последние исследования западных учёных показали, что пациенты могут определённым образом контролировать ход болезни с помощью силы ума. Это также соответствует буддийскому учению. Услышав от врача позитивное мнение о ситуации, пациент может подумать: «Доктор сказал, что я могу выздороветь. Я буду правильно питаться, принимать лекарства и выполнять упражнения, чтобы окрепнуть». Человеку становится легче, у него теперь есть надежда. Он чувствует, что появился шанс на выздоровление. Но если вместо этого сказать пациенту: «Извините, надежды нет», пациент подумает: «Зачем мне тогда принимать лекарства?» В этот момент пациент остаётся наедине со страхом, и это может повлиять на его способность противостоять болезни.

Я считаю, что лучше всего постараться найти срединный путь, находящийся где-то между этими крайностями. Разумеется, желательно быть честным с пациентом. Но иногда, проявляя излишнюю честность, мы не вполне честны. Например, если вы скажете: «Я думаю, ваша болезнь неизлечима», это будет отражать вашу точку зрения на тот момент времени. Но что будет, если пациент впоследствии выздоровеет? Будет ли это значить, что вы солгали? В случае, если болезнь очень серьёзная, можно сказать: «Вылечить вашу болезнь непросто, но мы должны постараться. И вам, и нам нужна надежда. Мы сделаем всё, что в наших силах, и вы, в свою очередь, боритесь до конца». Тут важно не лишить пациента последней надежды.

 

 

Последние исследования западных учёных показали, что пациенты могут определённым образом контролировать ход болезни с помощью силы ума. Это также соответствует буддийскому учению.

 

Когда ситуация полностью безнадёжна и пациента ждёт смерть, мы изменяем подход. В этом случае нам нужно решить, как облегчить страдания пациента. Сегодня в арсенале врачей имеются очень сильные лекарства, способные облегчить боль, связанную с умиранием. Эти лекарства могут быть эффективными, но при этом могут сильно затуманить сознание пациента. Поскольку мы говорили, что во время умирания человеку необходимо оказаться в определённом состоянии ума, вопрос о том, как в конкретной ситуации применять эти препараты, может оказаться непростым.

Вам как медикам стоит полагаться на собственную мудрость. Не существует готового ответа на этот вопрос, поэтому придётся принимать решение, соответствующее конкретной ситуации. Нужно подумать, что за человек ваш пациент? Можно ли его назвать духовным практикующим? C какой болью он может справиться и как сделать так, чтобы боль не повлияла негативно на состояние его ума? Нужно понять, что лучше всего подходит конкретному пациенту и где вам нужно остановиться. Будет очень хорошо, если вы поможете человеку поддерживать определённую степень осознанности, а не погрузите его в состояние полного отсутствия. В то же время не нужно заставлять человека бесполезно страдать. Нужно найти определённое равновесие между этими двумя крайностями – и это всегда остаётся на усмотрение врача.

От людей, работавших с умирающими, я слышал, что иногда начинает казаться, будто религиозные убеждения пациента не приносят ему успокоения, а только усиливают страх на пороге смерти. Подобная ситуация может оказаться очень непростой для врача или медсестры. В буддийской традиции считается, что перед лицом смерти крайне важно простить самого себя, в буквальном смысле. Неважно, перед кем вы просите прощения или кого вы представляете в этот момент. Важнее почувствовать, что вы действительно освободились от ошибок, которые совершили в своих словах, в мыслях или в поступках. Вам нужно признать, что вы поступили неправильно, искренне попросить прощения и представить, что все ошибки очистились, растворились и были прощены. Нужно полностью отпустить эти мысли, чтобы они больше не тянули вас вниз неподъёмным грузом. Это позволит почувствовать лёгкость, ясность и спокойствие.

Врач или медсестра могут поддержать пациента в этот момент и предложить ему попробовать отпустить тяготящие его чувства и тревоги. Вы можете убедить пациента, что это возможно: «Да, у вас получится. Вы сможете всё отпустить». Но вы не сможете сами отпустить за них эти тяжёлые переживания, пациентам нужно с



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 687; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.107.96 (0.005 с.)