Развитие настроя, проникнутого состраданием 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие настроя, проникнутого состраданием



 

Ранее мы говорили о том, что из всех живых существ люди обладают наибольшим потенциалом. Это потенциал нашего ума – ума, который способен думать. Мысли могут быть добродетельными или недобродетельными. Если думать определённым образом какое-то время, впоследствии это перерастает в привычку. Когда это благая привычка, человек оказывается способен принести огромную пользу. С другой стороны, когда неблагие или негативные мысли становятся привычкой, мы в конце концов можем принести другим вред.

Именно поэтому, когда мы просыпаемся утром, необходимо приложить все усилия для того, чтобы первая мысль, возникающая в нашем уме, была благородной – мы принимаем искреннее решение совершать добро. Мы должны развить свою первую мысль в истинное желание принести пользу другим живым существам. Тогда импульс, возникший в результате этого благого намерения, сохранится в течение всего дня.

Мы можем даже поступить лучше: не только создать положительный, благородный настрой, когда просыпаемся, но и как можно чаще возвращаться к этой мысли в течение дня. Это даже более эффективно. Почему? Потому что если утренний благородный настрой или решимость не столь сильны, то они с лёгкостью могут быть забыты. Однако когда принятое решение думать определённым образом по-настоящему сильно и мы его глубоко прочувствовали, оно так просто не исчезнет. Все мы замечали, что глубокая эмоция – будь то положительная или отрицательная – может не оставлять нас день и ночь, хотим мы того или нет. Если мы начнём день не просто с благородной, но при этом с искренне прочувствованной мысли, она создаст настроение всего дня.

Возможно распространить это положительное влияние и на наш сон. Всякий раз, когда мы ложимся спать – неважно, поздно вечером или в течение дня, – существует отрезок времени, когда мы чувствуем, что вот-вот уснём. Мы называем это «засыпанием», но то, что на самом деле происходит, напоминает, скорее, небольшую смерть. Чем засыпание похоже на смерть? Тем, что в этот момент реальность нашего дневного существования становится всё более зыбкой и пять органов чувств на какое-то время прекращают функционировать. Когда человек впадает в глубокий сон, то, что лежит на его постели, можно назвать «дышащим трупом». Просыпаться утром – почти то же самое, что заново рождаться в этом мире, поскольку кажется, что поток нашего сознания был прерван. Перед тем как мы засыпаем, всегда появляется последняя мысль. Мы можем попробовать сделать так, чтобы эта последняя мысль была великодушной и благородной. Если у нас получится, весь сон будет пронизан благими качествами этой мысли. Такая возможность всегда существует в момент засыпания. И мы сможем наконец сказать, что с духовной точки зрения наш сон стал добродетельным.

Иногда мы можем отключиться без какого-либо определённого настроя ума, злого или добродетельного. Если так случилось, сон не принесёт особой пользы или вреда. Если наша последняя мысль эгоистична или даже враждебна, она пропитает сон нездоровыми эмоциями. Идея простая, но очень важная. Без особых трудностей и лишений мы можем наполнить бо́льшую часть нашей жизни добром. Разве не приятно это осознавать?

Если мы днём расстроены и рассержены, в результате мы можем проигрывать эти чувства и ночью. Если мы были подавлены или испытывали боль в течение дня, то и во сне мы можем испытывать то же самое. Травмирующие события, связанные с сильным страхом или шоком, могут снова проявиться как переживания в состоянии сна. Отголоски событий нашей жизни бывают столь мощными, что способны приводить к формированию эмоциональных привычек, или паттернов. К счастью, у нас есть возможность сознательно смягчать привычные склонности. Привычки мышления формируются или создаются тем настроем, который доминирует в нашем уме. Поэтому, если мы приучим себя придерживаться благородного настроя, это может стать определяющим состоянием нашего ума.

Если мы засыпаем в добродетельном или благородном состоянии ума, то, скорее всего, первая мысль, которая возникнет в уме, когда мы проснёмся, будет столь же добродетельной или благородной. Это одно из проявлений кармы – кармический результат осознанного насаждения в нашем уме одной мысли. Результатом первой сознательной мысли может стать следующая мысль, которая будет отражением первой. Это не та же самая мысль, но она может быть очень похожей – благодаря силе той мысли, что ей предшествовала. Именно так образуются привычки. Если мы засыпаем, чувствуя себя глубоко несчастными, то когда мы проснёмся, почувствуем некий осадок. Маловероятно, что, засыпая в печали, вы проснётесь полными радости, не правда ли?

Если мы отходим ко сну, преисполненные радости и восторга, то, скорее всего, когда мы проснёмся, какие-то из этих чувств снова всплывут в нашем сознании. Это показывает суть работы нашего ума, и мы можем применять это знание во время бодрствования. В частности, очень полезно намеренно поддерживать чувство радости и доброты к другим, то есть эмоции, связанные с благородным настроем ума. Такой настрой, без сомнения, полезен для других, но при этом он приносит пользу и нам самим. Если бы нужно было описать её в экономических терминах, мы могли бы сказать, что получаем значительную прибыль от небольшой инвестиции.

Мы можем каждое мгновение формировать сострадательный, благородный настрой ума. Если мы начнём делать это последовательно, то обнаружим, что сострадание пронизывает весь наш ум. Сострадание – это просто мысль, состояние ума. Точно так же недоброжелательность или злонамеренность – это тоже просто состояния ума. Таким образом, осознанно и последовательно культивируя сострадательные мысли, мы становимся сострадательнее.

Для себя мы часто обозначаем людей как хороших или неприятных, но на каком основании мы делаем подобные выводы? Возможно, нам кажется, что личность того или иного человека по определению хороша или плоха. Но на самом деле мы смотрим на его умственные склонности, на привычки, которых он придерживался в течение жизни. Другими словами, мы судим других людей по тому, привыкли они к благородному или неблагородному настрою ума. Именно наш привычный настрой, а не какая-то самосущая личность, делает нас такими, какие мы есть. Чрезвычайно важно приучить себя к добродетельным или благотворным состояниям ума. По мере того как мы всё больше будем привыкать поддерживать благородный настрой, мы почувствуем, как в нас начнёт проявляться бескорыстие, свободное от любых ограничений. Основа для альтруистичного пробуждённого ума уже присутствует во всех нас.

 

 

Мы можем каждое мгновение формировать сострадательный, благородный настрой ума. Если мы начнём делать это последовательно, то обнаружим, что сострадание пронизывает весь наш ум. Сострадание – это просто мысль, состояние ума.

 

Таким образом мы делаем шаг к тому, чтобы стать сострадательнее, когда берём на себя ответственность за свои привычки. Для этого нужно сделать три вещи. Вначале мы пытаемся заменить негативное отношение к вещам, людям и ситуациям на нейтральное. Затем мы стараемся заменить нейтральное отношение на положительное, добродетельное. И наконец благотворный настрой ума преображается в свободную от мыслей пробуждённость. Звучит трудновыполнимо? Как и большинство хороших начинаний. Кажется, что действовать неблагородно нам легче, тогда как вести добродетельную жизнь крайне трудно. К тому же нелегко достичь заметного прогресса, прикладывая лишь небольшие усилия. Развитие благородных качеств требует усилий, но оно наполнено большим смыслом. Усилия, которые мы вкладываем, в конце концов принесут неизмеримую пользу.

 

Глава 10

Ключ к состраданию

 

Доброта и сострадание – очень чистые и ясные состояния ума. Если мы достигнем такого уровня чистоты и ясности ума, это даст нам способность оказывать сильное благотворное влияние на других. Здесь, на Западе, мне однажды рассказали историю о том, как ребёнок оказался придавлен автомобилем, и мать смогла поднять машину и вытащить ребёнка из-под неё. Любовь матери к ребёнку была столь велика, что наделило её тело сверхчеловеческой силой именно в тот момент, когда это было необходимо. Это показывает, насколько велика сила любви, заботы и преданности.

Искренние доброта и сострадание рождают ясность ума и участие в судьбе того, за кем вы ухаживаете. Когда врач или медсестра действительно заботятся о пациенте, возникает внимательность, уменьшающая число ошибок или неверных решений. Доброта и забота врача вселяют в пациента уверенность. Ему становится легче расслабиться и справиться с трудной ситуацией. Если у врача честное и доброе лицо, а в его словах звучит подлинная забота, больной оказывается к этому намного чувствительней, чем любой другой человек.

Когда напуганный и обеспокоенный человек слышит мягкую речь врача и видит его доброе лицо, он чувствует себя увереннее и тут же доверяется ему. Я часто слышал, что когда у пациента есть доверие к врачу, увеличивается вероятность быстрого выздоровления[5]. Многие врачи говорили мне, что если до хирургической операции между хирургом и пациентом возникло взаимное доверие, то исход операции часто оказывается более благоприятным. Это ещё один пример того, какой силой обладают доброта и сострадание.

Другим преимуществом искренней заботы о пациентах становится то, что в таком состоянии к нам чаще приходит вдохновение и мы легче вспоминаем необходимую информацию. Мы оказываемся способны запомнить то, о чём раньше забыли бы, и найти решение проблем, которые раньше нам казались неразрешимыми. Таким образом сострадание и доброта помогают нам действовать более обдуманно.

Когда мы раздражены, рассержены или испытываем гнев, мы неспособны действовать настолько продуктивно, насколько нам этого бы хотелось. В такие моменты мы рискуем сделать или сказать то, о чём потом пожалеем. Когда мы приходим в ярость, то часто говорим такое, о чём в обычной ситуации никогда бы и не подумали. Гнев может обладать очень большой негативной силой. Как и положительные, отрицательные эмоции наделены определённой мощью.

Когда доброта и сострадание соединяются с ясностью ума, возникает невероятная сила. Но откуда происходят качества доброты, сострадания и мудрости? Может быть, они присущи нам изначально? Несомненно. Сострадательный настрой ума и мудрость свойственны каждому человеку, животному или любому другому живому существу. Это исконное, изначальное качество ума. Можно сказать, что свет сострадания уже сияет в нашем уме, подобно луне на небосклоне. Однако время от времени случается так, что тёмные тучи нашего эгоизма, недоброжелательности и других негативных эмоций заслоняют лунный свет. Наша главная задача состоит в том, чтобы рассеять тучи недоброжелательности, обмана и соперничества. Как мы можем этого добиться?

 

 

Сострадание – основа нашей природы, и тренировать его означает рассеивать тучи омрачений, заслоняющие свет нашего естественного сострадания.

 

Нам необходима тренировка. Причём упражняться мы можем не обязательно буддийскими методами. Сострадание – основа нашей природы, и тренировать его означает рассеивать тучи омрачений, заслоняющие свет нашего естественного сострадания. Мы делаем первый шаг в этом направлении, когда обучаемся расслаблению. Тут будут полезны любые наставления или системы, способные помочь нам научиться глубоко расслаблять свой ум. Если мы глубоко расслабимся изнутри, это не будет противоречить ни одной духовной системе. Глубокое расслабление – первый шаг в тренировке сострадания.

Как нам расслабить ум? Для этого подойдут любые действенные методы или техники. Наилучшие методы – естественные. Существуют наркотики и препараты, которые, по идее, по-своему расслабляют ум человека. Но не будет ли практичнее, если ум научится расслабляться сам, не попадая в зависимость от каких бы то ни было веществ? Я думаю, все согласятся, что будет лучше, если ум будет способен расслабляться сам по себе. Как этого добиться?

Мы начинаем с упражнений на физическое расслабление – чем более расслабленными мы себя при этом чувствуем, тем лучше. Но будет недостаточно, если мы достигнем только физической расслабленности, а ум при этом сохранит напряжение и неудовлетворённость. Куда важнее уметь расслаблять ум. На самом деле, когда ум полностью расслаблен, тело расслабляется автоматически. Как нам начать расслаблять ум? Он не расслабится до тех пор, пока мы будем цепляться за бесконечную вереницу мыслей. Если мы позволим потоку мыслей утихнуть и осесть, ум успокоится.

Обычно люди чередуют работу с отдыхом. Сходным образом мы можем включить в свою ежедневную деятельность тренировки по расслаблению. Мы можем прервать повседневные дела и сделать несколько упражнений. Во время отпуска или отдыха нам нет нужды беспокоиться о чём бы то ни было, мы можем забыть о ежедневных обязанностях и ответственности. Точно так же во время сеанса упражнений на расслабление мы можем отпустить цепляние за вереницы мыслей. Например, мы можем каждый день выделять пятнадцать минут на то, чтобы просто позволить телу и уму пребывать в расслабленном, лёгком состоянии. Эффект от упражнений сохранится на весь день и позволит нам в трудной ситуации вновь вернуться к чувству лёгкости и расслабленности.

Почему я называю разрыв привычной вереницы мыслей тренировкой? В чём мы упражняемся? Мы учим ум не тревожиться ни о чём и отпускать надежду и страх по поводу всего, что происходит в нашей жизни. Мы также тренируемся пребывать в состоянии без суждений, воздерживаясь от выводов о том, что нам нравится, а что нет. Когда у нас возникает влечение к чему-то или кому-то, мы часто становимся одержимы этим. Если мы полностью себя ему отдаём, оно провоцирует сильное напряжение, особенно если мы не получаем того, что хотим. То же самое происходит и когда нам что-то не нравится. Мы причиняем себе страдания, пытаясь избежать того, что нам неприятно.

Что произойдёт, если мы отбросим эту привычку? Что, если мы прекратим погоню за тем, что нам нравится, и бегство от того, что не нравится? Что, если мы позволим уму просто расслабиться? Само по себе беспристрастное состояние ума может привести к чувству умиротворения. Можно превратить чувства и мысли в нейтральные, если просто следить за дыханием. Наблюдение за циклами дыхания сложно называть особенно приятным занятием; впрочем, его сложно назвать и отталкивающим! К тому же в этом случае не нужно придумывать что-то, чего нет, – ведь мы и так уже дышим. Таким образом, используя дыхание, чтобы упражняться в расслаблении ума, мы можем просто заняться наблюдением за тем, что происходит. Когда мы вдыхаем, это просто происходит. Затем мы выдыхаем, и это просто имеет место быть. Таким образом мы концентрируемся на нейтральном процессе и в результате автоматически чувствуем себя спокойнее. Когда мы внутри расслаблены и спокойны, гораздо легче спонтанно испытать доброту и сострадание. Существует связь между расслабленностью и переживанием сострадания. Когда мы чувствуем напряжение, испытывать сострадание и доброту гораздо сложнее.

Мы увидели, что привязанность и гнев – это негативные эмоции, способные привести ум в смятение. Чтобы пребывать в глубоком расслаблении, нужно избавиться от переживания привязанности и гнева – наиболее очевидных эмоций. Также необходимо освободиться от приязни и неприязни, которые являются теми же эмоциями, только переживаемыми на более тонком уровне. Одержимость и ярость – это крайние формы привязанности и неприязни. Если мы как минимум сможем не впадать в одержимость и ярость, то наверняка почувствуем себя спокойнее. Но даже если мы испытываем тонкую форму приязни и неприязни, это не позволяет нам полностью расслабиться. Важно стремиться к состоянию равностности. Пребывать в состоянии равностности – значит не испытывать в этот момент приязни или неприязни.

Приятно быть расслабленным. Расслабление ума также может помочь справиться с болезнью. Возможно, вы станете реже болеть. Как вы знаете, некоторые болезни – следствие нарушения равновесия между организмом человека и средой его обитания. Иные возникают из-за дисбаланса внутри тела. Экстремальные условия могут вызвать недомогание; также к болезни может привести недостаток надлежащего питания. Однако некоторые виды болезней возникают исключительно вследствие умственного состояния человека, когда, например, он долго испытывает отчаяние и горе, таит в себе гнев и ненависть, взращивает внутри сильную зависть или ревность. Такие эмоции могут вызывать физическое недомогание.

Любая сильная эмоция может привести к болезни, если вынашивать её в уме слишком долго. Существует множество доказательств того, что расслабленное состояние ума приносит пользу. Если вы хотите помогать другим, лучше быть расслабленным. Да и нам самим полезно расслабиться – так мы чувствуем себя лучше. Так что умиротворённый настрой ума – достойная цель. Иными словами, наша цель – это «спокойный ум, добрый ум, ясный ум». Внутреннее спокойствие позволяет нам быть сострадательнее. Когда мы позволяем доброте и состраданию быть беспристрастными и ничем не ограниченными, мы оказываемся способны переживать бо́льшую ясность, наше восприятие становится более острым. Здесь мы возвращаемся к глубокому смыслу буддийского высказывания, с которым я познакомил вас ранее: «пустота, проникнутая состраданием». Теперь мы начинаем понимать его глубокое значение.

 

 

Любая сильная эмоция может привести к болезни, если вынашивать её в уме слишком долго. Существует множество доказательств того, что расслабленное состояние ума приносит пользу. Если вы хотите помогать другим, лучше быть расслабленным.

 

Я рекомендовал бы вам по возможности 10–15 минут ежедневно посвящать упражнению на расслабление ума. Однако как быть с остальным временем, помимо этих пятнадцати минут? Нам нужно найти способ напомнить себе о необходимости сохранять расслабленность и осознанность во всех ситуациях, вне зависимости от обстоятельств. Всякий раз, когда мы глубоко расслабляемся, мы берём отпуск. Причём незамедлительно! За отдыхом не приходится куда-то ехать. Теперь не нужно заранее планировать несколько дней отгулов, чтобы отдохнуть. Вы можете подарить себе настоящие каникулы в любое время и в любом месте, даже сидя в туалете. Для этого не нужно прикладывать больших усилий или тратить много денег. Эта возможность всегда под рукой. Просто чудесно!

Расслабленный настрой ума – лучший отпуск. Вы замечали, что когда возвращаетесь после отличного отдыха, меняется не только ваше настроение, но и атмосфера вокруг? Если отпуск прошёл хорошо и вам действительно удалось расслабиться, всё накопившееся напряжение растворяется, и когда вы возвращаетесь, то чувствуете себя гораздо спокойнее и добрее. Вы будто стали другим человеком. Почему так происходит? Это результат отдыха от ежедневной суеты мыслей.

Нам нужно научиться быть расслабленными и непринуждёнными. Будет ли достаточно время от времени переживать пару спокойных моментов? Было бы лучше, если бы мы всегда могли пребывать в расслабленности. Как к этому прийти? Любой новый навык возникает в результате формирования новой привычки. Как мы приобретаем новые привычки? Упражняясь и тренируясь. Очень редко можно встретить людей, ставших экспертами в какой-либо области без тренировки. С практикой всё становится легче. Поэтому можно тренироваться в достижении состояния внутреннего покоя, и чем больше мы упражняемся, тем легче нам будет оказаться в этом состоянии.

Тем не менее ничего не получится, если мы будем относиться к этому как к теории. Необходимо сделать эти упражнения частью личного опыта. На первый взгляд может показаться, что у нас не получится найти дополнительные 15 минут в день, чтобы потратить их на тренировку в расслаблении. Мы также можем почувствовать внутреннее напряжение и засомневаться: «Я не уверен, что на самом деле хочу этим заниматься». И всё же подобные мысли не изменят того факта, что упражнения в спокойствии и расслабленности приносят огромную пользу, если уделять им время. И это не факт, который можно понять после чтения книги. Пользу тренировки в расслаблении словами не передать. Но вы можете почувствовать её на собственном опыте.

 

Глава 11

Учимся медитировать

 

До этого момента я говорил о тренировке в расслабленности. Однако упражнение в расслаблении – это просто ещё одно название медитации. Что мы на самом деле подразумеваем под словом «медитация»? Оно относится к широкому спектру практик. С буддийской точки зрения мы можем свести их к двум типам. Существуют медитация с усилием и медитация без усилий. Медитация без усилий эффективнее и яснее, с её помощью можно спонтанно преодолеть всё, что должно быть устранено, поэтому она лучше всего.

И вместе с тем медитация без усилий не будет эффективной, если мы не научились распознавать нашу основополагающую природу. Когда мы не находимся в основополагающей осознанности, нас всё время относит в сторону: мы раздражаемся, привязываемся, устаём и цепляемся то за одно, то за другое. Мы настолько привыкли воспринимать этот мир, опираясь на представление о существовании твёрдых прочных субъектов и объектов, что нам кажется, будто другого способа восприятия нет. Даже когда мы осознаём, насколько сильны наши привычные склонности, и пытаемся быть спонтанными, естественными, у нас не получается отбросить наши привычки. Требуется что-то ещё. В случае, если мы не получили введение в нашу основополагающую природу и не привыкли в ней пребывать, возможно, стоит использовать медитацию, требующую приложения усилий. И тогда в один прекрасный день мы окажемся способны использовать методы, не требующие каких-либо усилий.

К счастью, существует множество методов, испытанных многими поколениями практикующих. Применение действенного метода позволяет немедленно ослабить отрицательные эмоции и развить исконно присущие нам благие качества.

Начинать практиковать медитацию важно с правильной мотивацией. Необходимо установить правильное отношение к практике. Можно думать про себя: «Конечно, я хотел бы стать спокойнее, но моя главная цель – стать сострадательнее, развить прозрение, мудрость и научиться искренней заботе о других. Именно поэтому я выделяю время на практику: не для того, чтобы принести пользу только себе, но и для того, чтобы принести пользу другим. Я хочу помочь другим стать свободнее, искреннее и добрее». Важно зародить в себе такой настрой перед тем, как начинать медитацию. Формирование такого отношения к практике само по себе является позитивным действием, благим поступком.

То же самое происходит, когда мы садимся читать книгу о духовной практике. Прежде чем открыть её, важно правильно настроить ум, если мы хотим, чтобы усилия принесли пользу. Мы наполняем ум чувством радости и признательности за возможность практиковать духовное учение, что уже является благородным устремлением. Не следует читать книгу о духовной практике как обычную книгу – лёжа на спине, наполовину сосредоточиваясь на чтении, наполовину витая в облаках. Сядьте поудобней и убедитесь в том, что ваш ум прояснился и вы испытываете благодарность за представившуюся возможность. Насладитесь чтением, а затем подумайте примерно так: «Если в этой книге есть что-то стоящее, я хочу применить это в жизни. Я бы хотел использовать то, что понял, для принесения пользы себе и другим». Таким образом мы сможем понять глубину текста яснее, чем если бы читали книгу привычным образом.

Также, прежде чем начать сессию медитации, подумайте: «Это в самом деле чудесно! Я смог выделить 15 минут на что-то действительно полезное, и сейчас эти 15 минут я посвящу тому, чтобы стать немного лучше. Моя цель в этом. В результате практики я хочу обрести способность помогать бесчисленным живым существам – не только ограниченному числу, но всем без исключения. Я бы хотел принести им пользу с помощью качеств, которые, возможно, проявятся благодаря этой практике». В результате вы испытываете удовольствие, выполняя практику, и начинаете ценить драгоценную возможность упражняться подобным образом[6]. Благодаря этому ваша медитация станет гораздо эффективнее и скорее принесёт плоды.

У вас должна быть причина приступить к медитации. Читая, изучая учение и размышляя о нём, мы начинаем понимать пользу, которую приносят упражнения в расслаблении или медитация. Если вы будете полностью доверять сделанным вами выводам, вы сможете практиковать медитацию с большей убеждённостью.

Мы знаем по собственному опыту, что у каждого человека есть хорошие и плохие стороны. Свою хорошую сторону мы проявляем, когда демонстрируем мудрость, сострадание и доброту. В действительности эти качества глубоко укоренены в нашей природе, они подобны семенам. Без этих семян, без этого потенциала для роста мудрости и сострадания попытки развить эти качества были бы абсолютно лишены смысла. Из них ничего бы не вышло, поскольку, если бы семена не были посеяны, эти качества не могли бы расти и увеличиваться.

Будда сказал, что все живые существа – будды, просто их умы скрыты временными омрачениями. Когда все омрачения устранены, проявляются подлинные будды – чистые и совершенные. Наша природа будды подобна драгоценному камню, который уронили в грязь. И сейчас невозможно узнать в нём драгоценность, поскольку она покрыта слоем грязи. Его подлинная ценность неочевидна. Великая драгоценность – это наша основополагающая природа, а грязь – привязанность, гнев и узость мышления. Когда временные загрязнения устранены, мы достигаем освобождения. Упражнение в медитации – это способ устранить временные омрачения.

Смысл в том, что до тех пор, пока мы не признаем, что временные омрачения нежелательны, мы не будем пытаться их устранить. Зачем нам работать над тем, чтобы устранить то, что, по нашему мнению, не существует и в чём мы не видим проблемы? Это необходимый этап в процессе понимания истинных причин, вдохновляющих нас на занятия медитацией. Только когда вы начнёте понимать, что временные омрачения представляют собой проблему, и притом проблему огромную, у вас возникнет желание что-то с этим сделать.

Если вы, медик, встретите человека, которому слегка нездоровится, вы вряд ли воспримете ситуацию всерьёз. Это естественно. Но если к вам обратится тяжелобольной пациент, вы не будете терять времени даром. Вы тут же вмешаетесь и начнёте лечение. Точно так же, если вы признаете свои омрачения серьёзной проблемой, у вас автоматически возникнет желание их очистить.

 

 

Будда сказал, что все живые существа – будды, просто их умы скрыты временными омрачениями. Когда все омрачения устранены, проявляются подлинные будды – чистые и совершенные.

 

Важно также замечать и ценить свои положительные качества. Если мы не способны увидеть свои положительные качества, нам будет трудно их развивать. Другими словами, нам необходимо увидеть омрачения, которые нужно преодолеть, но нам так же необходимо развивать положительные качества, которые у нас уже есть. Очень важно понимать, что негативные черты не присущи нам изначально: их можно устранить, но они не исчезают сами по себе. Как и некоторые виды болезней, негативные черты развиваются вследствие временных обстоятельств. И без определённого вмешательства болезнь не уйдёт. Если использовать аналогию с болезнью, необходим врач, необходимы лекарства, а также потребуются определённые процедуры. Пропустить какую-то из составляющих лечения нельзя, все они необходимы для исцеления. Схожим образом для устранения омрачений и развития сострадания нам требуются учителя, объяснения и методы.

Чтобы освободиться от «болезни» временных омрачений, нам, прежде всего, нужно захотеть выздороветь, то есть пожелать избавиться от негативных черт. Можно сказать, что определённые эмоциональные состояния – жадность, гнев, косность – подобны семенам. Необходимо понять, во что эти семена вырастут, если дать им свободно развиваться. Если бы из них выросли красивые, приятные и вкусные плоды, всё было бы хорошо. Но, увы, это не так. Плоды негативных эмоций и действий похожи на яд: если их съесть, они вызовут болезнь. Когда человек выражает эти эмоции, это делает несчастными других людей. Из-за этих эмоций возникает негативная атмосфера, и в конечном итоге они приводят к несчастью и горю. Желание освободиться из-под гнёта негативных эмоций возникает в результате понимания того, к чему они приводят. Это очень практичный подход.

Чем глубже мы можем осознать и признать последствия негативных эмоций, тем искреннее желаем развить любящую доброту, сострадание и мудрость. Эти благие эмоции или состояния проявятся естественным образом, и как следствие в нас начнёт развиваться большее доверие к их силе и понимание их ценности. Это означает, что мы начнём осознавать, каким образом они приносят пользу, как немедленную, так и долгосрочную. Чем искреннее мы ценим благородные качества, тем ближе подходим к тому, чтобы их демонстрировать. Если мы действительно чего-то хотим и испытываем настоятельную необходимость в этом, мы прикладываем все усилия, чтобы этого достичь. Чтобы воплотить своё желание, мы можем отказаться от сна, еды – от всего. То же самое верно и для ума. Чем больше мы развиваем стремление освободиться от негативных эмоций, тем больше ценим благородные качества. Это, в свою очередь, делает практику медитации более искренней, а значит, и более эффективной.

Если мы посмотрим на практикующих тибетский буддизм со стороны, то увидим людей, выполняющих различные действия. Они подносят цветы на алтарь или зажигают свечи в святом месте. Они соединяют ладони в знак почтения и склоняют головы перед учителем или статуей. Они совершают обходы мест паломничества. Буддисты не только тренируются в безмолвной медитации, но и выполняют множество различных практик, подобных этим. Если мы посмотрим внимательнее, то поймём, почему они это делают. Каждый жест символичен и позволяет исцелиться от той или иной негативной эмоции. Например, подношение – это метод освобождения от жадности. Выказывание уважения и поклоны – лекарство от тщеславия и гордыни. Даже, казалось бы, такой простой метод, как принесение извинений, служит для освобождения от гнева и неприязни. Каждая из этого множества практик имеет определённую цель, и если её применять правильно, она может быть очень эффективной.

Некоторые из символических жестов на первый взгляд могут показаться пережитками традиционных суеверий. Но эти методы служат действенным противоядием от ядов ума. Если применять их с благой мотивацией, они точно сработают. Даже не вдаваясь в рассмотрение более сложных эзотерических практик, мы можем оценить, к примеру, важность принесения извинений. Просить прощения очень полезно не только для духовного развития, но и в обычной жизни. Если вы извинитесь, когда случилось непонимание или разлад с другом, это моментально разрядит атмосферу, и все обиды пройдут. Достаточно просто сказать: «Прости, я на самом деле не хотел». Непонимание может возникнуть даже между достаточно близкими друзьями. Вы не хотели причинять никому вреда, но невольно или под действием негативных эмоций наделали глупостей. Внезапно возникает разлад, несогласие, обида и страдание. Что поможет исправить ситуацию? Лучше всего извиниться.

Есть много способов принести извинения. Если вы просто отрывисто выпалите «извини», не вкладывая в свои слова особого смысла, это не сработает. Порой неискреннее извинение можно истолковать как продолжение ссоры. Так как же лучше всего извиниться? Стоит говорить от всего сердца. Необходимо сформировать искреннее пожелание счастья другому человеку сначала в уме, затем выразить его в словах и действиях. Даже если вы извиняетесь за серьёзный проступок, искренность может полностью устранить конфликт. Возможно, вы даже станете ещё ближе, чем прежде.

Всем нам нужно помнить о целительной силе извинений и применять её, когда это необходимо. Порой эмоции могут быть настолько сильными, что даже несмотря на желание принести извинения нам кажется, что мы не способны этого сделать. Это может занять некоторое время. День, месяц, год, иногда может пройти целая жизнь, а мы так и не сможем сказать «извини». Это очень болезненно, очень грустно. И в итоге страдают обе стороны. Извинение обладает огромной силой. Это отличный пример того, какую пользу может принести хорошо проверенный метод.

Цель медитации в том, чтобы освободить ум от негативных качеств и развить благие свойства, естественно ему присущие. Именно такой настрой нам нужно привнести в практику медитации. Когда мы только приступаем к медитации, стоит практиковать, опираясь на тот или иной ориентир. Пребывание в совершенной открытости и спонтанности, без какой-либо точки опоры, может показаться слишком непривычным. Если мы пока неспособны просто покоиться в таком состоянии, эффективнее будет практиковать, сосредоточиваясь на чём-то.

Самое простое – сосредоточить ум на чём-то нейтральном, например на дыхании. Вы замечаете вдохи и выдохи, не думая и не размышляя о них. Концентрация на дыхании позволяет не отвлекаться на другие мысли и эмоции. Просто попробуйте понаблюдать за тем, как воздух входит и выходит из ваших ноздрей. Это не требует больших усилий. Следите за движением воздуха. Не нужно изучать дыхание или контролировать его. Просто наблюдайте, как оно ощущается, расслабленно и естественно. Главное – сохраняйте расслабленность и невозмутимость ума. Можете сейчас на какое-то время прервать чтение и попробовать выполнить это упражнение.

Что даст подобная тренировка? Когда мы медитируем таким образом, то не пытаемся что-то отбросить, ни к чему не стремимся, мы просто следим за своим дыханием. Наше внимание сосредоточено, но при этом мы беспристрастны. Если мы сможем связать эти моменты между собой, то достигнем чувства лёгкости, умиротворённого состояния ума. Именно в этом польза медитации на дыхание.

Когда мы сидим и наблюдаем за дыханием, то иногда замечаем, что наши мысли блуждают. Это может быть воспоминание о чём-то, что произошло в прошлом, или планы на будущее. Нас может отвлечь что-то, что происходит прямо сейчас. В любом случае мы уже не следим за дыханием, а думаем о чём-то другом. Если вы заметили, что отвлеклись, просто вернитесь к наблюдению за дыханием; если понадобится, возвращайте своё внимание снова и снова. Не стоит расстраиваться – в конце концов, мы практикуем именно затем, чтобы научиться пребывать в полной расслабленности. Нам просто необходимо снова и снова направлять внимание обратно на дыхание столько раз, сколько потребуется. Так как наш ум обычно очень активен и с лёгкостью отвлекается, поначалу может быть непросто, но с опытом это упражнение будет даваться всё легче и легче. Практика ведёт к совершенству. Чем больше мы упражняемся, тем легче это становится.

 

 

Цель медитации в том, чтобы освободить ум от негативных качеств и развить благие свойства, естественно ему присущие. Именно такой настрой нам нужно привнести в практику медитации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.189.85 (0.046 с.)