В годы великой отечественной войны 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В годы великой отечественной войны



22 июня 1941 г. без объявления войны фашистская Германия начала войну против СССР. Началась Великая Отечественная война – один из самых героических и трагических периодов нашей истории. Функция обороны страны от внешних врагов стала основной функцией советского государства. Все остальные функции государства были также подчинены решению основной задачи – разбить врага. Поэтому создавались чрезвычайные органы или обычным органам передавались чрезвычайные полномочия. 31 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета, СНК и ЦК ВКП (б) приняла совместное постановление о создании выс­шего чрезвычайного органа — Государственного комитета обо­роны (ГКО), сосредоточившего в своих руках всю полноту влас­ти. Возглавил Комитет И.В. Сталин. Все граждане и органи­зации были обязаны выполнять решения и распоряжения ГКО. ГКО не имел своего аппарата и действовал через сущест­вующие государственные, партийные, общественные органы и своих уполномоченных.

Для эвакуации промышленных предприятий в восточные районы страны был создан Совет по делам эвакуации приГКО. В октябре 1941 г. был образован Комитет по эвакуации продо­вольственных запасов, промышленных товаров и предприятий промышленности. В декабре 1941 г. оба этих органа сменило Управление по делам эвакуации. Эвакуацией людей занималось Управление по эвакуации населения.

В июле 1941 г. Политбюро ЦК ВКП (б) приняло Постанов­ление об организации партизанского движения на оккупирован­ных территориях. Организация возлагалась на партийные орга­ны, диверсионные военные группы и органы НКВД. Решением ГКО от 30 мая 1942 г. при Ставке главнокомандующего был со­здан Центральный штаб партизанского движения, в сентябре – Особое Главное командование партизанского движения.

17 сентября 1941 г. ГКО принял Постановление «О всеоб­щем обязательном обучении военному делу граждан СССР». Согласно этому нормативному акту обязательное военное обу­чение вводилось для граждан СССР мужского пола в возрасте от 16 до 50 лет. Организацией обучения занимались Наркомат обороны и его органы.

2 ноября 1942 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР была образована Чрезвычайная Государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государст­венным предприятиям и учреждениям СССР. В республиках, кра­ях, областях и городах образовывались местные комиссии.

Для проведения мобилизации трудоспособного населения в июне 1941 г. был создан Комитет по учету и распределению ра­бочей силы при СНК СССР, при областных и краевых исполкомах учреждались бюро по учету и распределению рабочей силы.

В период войны вооруженные силы являлись главным звеном государственного аппарата. Поэтому Советское государство уделяло им особое внимание. В первый день войны была объявлена мобилизация муж­чин в возрасте от 19 до 55 лет. Уже 23 июня 1941 г. по решению ЦК ВКП (б) и СНК СССР была создана Ставка Верхов­ного Главнокомандования. Ее состав включал членов Полит­бюро ЦК ВКП (б) и Наркомата обороны. Органами Ставки были Генеральный штаб Красной Армии, управления нарко­матов обороны и флота, командование фронтами. В пределах фронтов создавались соединения, оперативные объединения и корпуса.

С июля 1941 г. по октябрь 1942 г. в армии действовал инс­титут военных комиссаров и политруков. Осенью 1942 г. его сменил институт заместителей командиров по политчасти, на которых возлагалось осуществление идеологического контро­ля и воспитания.

В январе 1943 г. были введены новые знаки различия – погоны. В июле 1943 г. введено деление военнослужащих Красной Армии на рядовой, сержантский, офицерский соста­вы и генералитет.

Особая система военной юстиции регламентировалась Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и районах военных действий». Согласно этому Указу трибуналы образовались при армиях, корпусах, дивизиях, гарнизонах, бригадах на железных дорогах и в реч­ных (морских) бассейнах. Они рассматривали все преступле­ния, совершенные военнослужащими, а также дела о преступ­лениях против обороны, общественного порядка, государст­венной безопасности и некоторые другие. Устанавливался следующий процессуальный порядок рас­смотрения дел. До 1943 г. трибуналы действовали в составе трех постоянных членов, затем в них стали участвовать заседатели. Сроки рассмотрения дел были предельно сжаты. Дела слуша­лись в закрытом процессе. Приговоры вступали в законную силу с момента их провозглашения и приводились в исполне­ние немедленно.

Одним из важнейших мероприятий было восстановление руководящих церковных органов. В сентябре 1943 г. был созван Собор, избравший Патриарха Московского и всея Руси (впер­вые с 1925 г.), и образован Синод. Для сотрудничества с цер­ковью создавался специальный государственный орган – Со­вет по делам православной церкви. Был преодолен созданный в 20-е гг. церковный раскол.

Изменения в праве в этот период были обусловлены войной. Широко использовались такие правовые институты как военное и осадное положение.

В области гражданского права следует отметить следую­щее. На территории, временно оккупированной врагом, со­ветские законы считались действующими. Поэтому все граж­данско-правовые сделки, совершенные на временно оккупированной территории, не соответствовавшие советским законам или нарушавшие интересы Советского государства, признавались недействительными. В связи с военной ситуацией расширялись права государ­ства в отношении объектов права частной собственности. Так, граждане были обязаны сдать радиоприемники и некоторое другое имущество.

В обязательственном праве сужалась сфера применения договорных отношений и расширялось применение админи­стративно-правовых методов. Война не являлась основанием для неисполнения обязательств. Создавалась система целевых фондов. Расширялись распорядительные права наркоматов.

В сфере семейного права можно выделить меры, имею­щие своей целью укрепление института брака, поощрение многодетных семей, расширение сети детских садов, повыше­ние рождаемости и т.д. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 ноября 1941 г. вводился налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан. В 1943 г. были приняты нормативно-правовые акты о патронировании, опеке и усыновлении.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усиление охраны материнства и детства, об установлении почетного звания "Мать-героиня" и учреждении ордена "Материнская слава" и медали "Медаль материнства"» внес принципиаль­ные изменения в институт брака и развода. В соответствии с Указом только зарегистрированный брак порождал права и обязанности супругов. Лица, фактически состоявшие в брач­ных отношениях, могли оформить свои отношения путем ре­гистрации брака. Отменялись судебный порядок установления отцовства и взыскание алиментов на ребенка, рожденного от лица, с ко­торым мать не состояла в зарегистрированном браке. Усложнялся процесс развода – развод производился только в судебном порядке, причем процесс состоял из двух стадий. На первой стадии народный суд был обязан принять меры по примирению супругов. Если супруги не примири­лись, дело поступало в вышестоящую инстанцию, которая и решала вопрос по существу.

Вводились чрезвычайные меры регулирования трудовых отношений. 22 июня 1941 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О военном положении», в соответствии с ко­торым военные власти имели право привлекать граждан к тру­довой повинности для выполнения ряда работ. Указ «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время», ут­вержденный 26 июня 1941 г., увеличивал меру труда. Директо­рам предприятий было предоставлено право устанавливать обязательные сверхурочные работы на срок до трех часов в день. На всех предприятиях и в учреждениях отменялись оче­редные и дополнительные отпуска. Они заменялись денежной компенсацией. Отпуска предоставлялись: в случае болезни, по беременности и родам, работникам до 16 лет. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 февраля 1942 г. вводил мобилизацию трудоспособного городского на­селения на период военного времени для работы на производ­стве и в строительстве. Трудовой мобилизации подлежали муж­чины в возрасте от 16 до 55 лет и женщины от 16 до 45 лет, не работавшие в государственных учреждениях и предприятиях. Лица, уклонявшиеся от мобилизации, привлекались к уголов­ной ответственности.

Колхозное право решало следующие задачи: обеспечение продовольствием и сырьем, укрепление трудовой дисципли­ны, восстановление разрушенного сельского хозяйства и т.д. Принимаются меры, направленные на усиление плановых на­чал в сельском хозяйстве. Ввиду военной ситуации в целях обеспечения страны про­довольствием был повышен обязательный минимум трудодней в году. На селе не хватало рабочей силы. В связи с этим СНК СССР и ЦК ВКП (б) предоставило СНК союзных и автоном­ных республик, краевым и областным исполкомам право при­влекать для сельскохозяйственных работ трудоспособное на­селение городов и сельских местностей, не работающее на предприятиях промышленности и транспорта, часть служащих учреждений, учащихся 6–10-х классов, студентов техникумов и вузов.

В условиях военного времени произошли существенные изменения в уголовном праве. Действовали как довоенные нор­мы уголовного права, так и новые нормы, вызванные военной обстановкой. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 6 июля 1941 г. «Об ответственности за распространение в военное вре­мя ложных слухов, возбуждавших тревогу среди населения» за совершение таких действий устанавливал уголовную ответ­ственность в виде тюремного заключения на срок от двух до пяти лет. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 ноября 1943 г. «Об ответственности за разглашение государственной тайны или за утрату документов, содержавших государствен­ную тайну» устанавливал уголовную ответственность в виде лишения свободы для должностных лиц на срок до 10 лет, для граждан – до трех лет. 19 апреля 1943 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР для фашистских преступников и их пособников были введены новые виды наказаний – смертная казнь через пове­шение и ссылка на каторжные работы на срок от 15 до 20 лет. Применялась отсрочка исполнения приговоров с отправ­кой осужденных на фронт. Отличившиеся в боях освобожда­лись от наказания.

 

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ И ПРАВА СОВЕТ­СКОГО СОЮЗА В ПОСЛЕВОЕННОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ

Изменения в государственном аппарате в этот период определялись как объективными факторами: окончанием, необходимостью восстановления разрушенного войной народного хозяйства, внешнеполитической обстановкой и т.д.; так и субъективными факторами: смертью Сталина и приходом к власти новых людей. Прежде всего ликвидированы либо преобразованы чрезвычайные органы военного времени. Так, дела упраздненного ГКО передавались Совету Народных Комиссаров, военно-промыш­ленные наркоматы преобразовывались в органы управления мирными отраслями производства и т.д.

Представительные органы также претерпели ряд изменений. Был повышен возрастной ценз для депутатов Верховного Совета СССР до 23 лет, а Верховных Советов союзных и автономных республик – до 21 года. В годы войны выборы в представительные органы не производились.

В феврале 1946 г. были проведены выборы в Верховный Совет СССР, а в 1947 г. – в Верховные Советы союзных и автономных республик. В марте 1946 г. был сокращен количественный состав Президиума Верховного Совета СССР. В феврале 1947 г. была расширена его компетенция.

В марте 1946 г. Верховный Совет СССР принял закон, в соответствии с которым Совет Народных Комиссаров СССР, совнаркомы союзных и автономных республик были преобра­зованы в соответствующие советы министров, а наркоматы – в министерства.

После окончания войны судебные органы также перестраива­лись на работу в мирных условиях. Восстанавливались обыч­ная подсудность и порядок их деятельности. С отменой военного положения военные трибуналы железнодорожного и водного транспорта преобразовывались в линейные и окружные суды. Были восстановлены транспортные коллегии Верховного Суда СССР. В соответствии с Конституцией СССР 1936 г. и Законом о судоустройстве 1938 г. были проведены выборы в народные суды. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сен­тября 1948 г. для народных судей и народных заседателей ус­танавливался возрастной ценз с 23 года. В 1945–1947 гг. военные трибуналы разбирали дела воен­ных преступников, бывших военнослужащих германской ар­мии, которые совершили массовые убийства, истязания граж­данского населения и военнопленных, угон мирных советских граждан в Германию и другие преступления.

После окончания войны была упразднена Ставка Вер­ховного Главнокомандования. С 1946 г. Красная Армия стала именоваться Советской Ар­мией.

В послевоенный период в сфере хозяйственного права договор стал одним из важнейших рычагов управления.

21 апреля 1949 г. Совет Министров СССР принял Поста­новление «О заключении хозяйственных договоров», в кото­ром вновь закреплялась двойная система договоров: генераль­ные договоры заключались между хозяйственными системами и отраслями, локальные — между конкретными контрагентами. В некоторых областях народного хозяйства продолжали при­меняться прямые договоры. Обязательными элементами договора были следующие: ко­личество, ассортимент, качество, цена, порядок, сроки испол­нения и формы ответственности сторон.

В области трудового законодательства с окончанием войны были ликвидированы чрезвычайные меры, вызванные потребностями военного времени. С 1 июля 1945 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 июня 1945 г. вос­станавливались отпуска и 8-часовой рабочий день, отменялись обязательные сверхурочные работы, прекращалась трудовая мобилизация граждан. 23 июня 1945 г. был принят Закон о демобилизации, в со­ответствии с которым местные органы власти и руководители предприятий были обязаны предоставить работу демобилизо­ванным военнослужащим в течение одного месяца. В феврале 1947 г. было возобновлено заключение коллек­тивных договоров между администрацией предприятий и профсоюзами.

Большое внимание уделялось охране труда и здоровья тру­дящихся. В соответствии с Инструкцией Министерства здра­воохранения СССР и ВЦСПС, принятой 21 июня 1949 г., на предприятиях с вредными условиями труда устанавливался обязательный медицинский осмотр всех работающих. На сверхурочные работы не допускались беременные женщины, подростки и некоторые другие категории трудящихся. Для разрешения трудовых споров в соответствии с Поло­жением о порядке разрешения трудовых споров, принятым в 1957 г., на предприятиях создавались комиссии по трудовым спорам. Решения комиссии могли быть обжалованы в фабрич­но-заводском комитете, а затем в суде.

14 июля 1956 г. был принят Закон о государственных пен­сиях, которым устанавливались единые критерии для назна­чения пенсий: возраст (60 лет для мужчин, 55 лет для женщин), трудовой стаж (25 лет для мужчин, 20 лет для женщин), сред­немесячный размер заработной платы. Закон вводил минимум и максимум пенсионных выплат, для категорий низкооплачи­ваемых работников повышались пенсионные ставки.

В области колхозного права одним из важнейших после­военных актов стало Постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП (б) от 19 сентября 1946 г. «О мерах по ликвидации нарушений Устава сельскохозяйственной артели в колхозах». Главной целью этого постановления было закрепление за кол­хозами отведенных им земельных массивов и предотвращение перехода этих земель в индивидуальное пользование. Согласно Постановлению Правительства «О мерах по улуч­шению организации, повышению производительности и упо­рядочению оплаты труда в колхозах», принятому в апреле 1948 г., основной формой организации труда в колхозе стано­вилась производственная бригада.

С 1955 г. в соответствии с постановлением Совета Министров СССР «Об изменении практики планирования сельского хозяй­ства» райисполкомы стали доводить до колхозов только общие показатели по объему заготовок и натурой, конкретное плани­рование производства стали осуществлять сами колхозы. С 1958 г. вместо обязательных поставок сельхозпродукции и натуроплаты был установлен порядок закупки сельхозпродук­ции государством. Одновременно с этим были изменены прин­ципы оплаты труда в колхозе.

В области уголовного права в послевоенное время карди­нальных изменений не происходит. Основные изменения ка­сались круга субъектов, видов наказания, отмены чрезвычай­ных положений закона и др. В середине 1945 г. был принят Указ Верховного Совета СССР «Об амнистии в связи с победой над гитлеровской Гер­манией». В соответствии с данным нормативным актом осво­бождались от наказания или смягчалось наказание лицам, осужденным за менее тяжкие преступления. С большой кате­гории лиц снималась судимость и административная ответ­ственность. В мае 1947 г. была отменена смертная казнь, с 1950 г. она была восстановлена по важнейшим государствен­ным преступлениям (измена, шпионаж и т.д.).

 

СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ПЕРИОД ЛИБЕРАЛИ­ЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

(СЕРЕДИНА 50-ХСЕРЕДИНА 60-Х ГГ. XX ВЕКА)

Этот период в развитии Советской государственности характеризуется демократизацией. Реформирование государственной сферы началось с правоохранительных органов. Было упразднено Особое Совещание при Министре внутренних дел, а также «тройки» и «двойки», как органы незаконных репрессий.

В марте 1954 г. из состава МВД СССР был выделен и образован Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР.

В октябре 1956 г. управления Министерства внутренних дел и управления милиции в областях и краях были реоргани­зованы в единые управления внутренних дел исполнительных комитетов областных (краевых) Советов депутатов трудящих­ся. Органы милиции в районах, городах и рабочих поселках были преобразованы в отделы исполкомов районных, город­ских и поселковых Советов депутатов трудящихся. Таким об­разом, в организационном построении органов внутренних дел был восстановлен принцип двойного подчинения.

Были восстановлены принципы организации и деятельности прокуратуры, нарушенные в условиях культа личности. 24 мая 1955 г. было принято Положение о прокурорском надзоре в СССР. В 1957 г. были восстановлены наблюдательные комиссии. Они создавались при исполкомах районных Советов депутатов трудящихся, на территории которых имелись исправительно-трудовые учреждения. На наблюдательные комиссии воз­лагалась задача по осуществлению постоянного контроля за соблюдением законности в деятельности ИТУ, за приобщени­ем осужденных к общественно полезному труду.

Органы правосудия также подверглись существенной реорганизации. В 1958 г. были пересмотрены полномочия и объем деятельности высшего судебного органа страны – Верховного суда СССР. Были сокращены его надзорные функции и расширены полномочия верховных судов союзных республик. Верховный суд СССР состоял из Пленума Верховного суда СССР, Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам, Военной коллегии. В декабре 1958 г. в соответствии с утвержденными Основами законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик участковая система народных судов подлежала замене народным судом города (района). Увеличивался с 3 до 5 лет срок полномочий народных судей. Народные заседатели избирались на общих собраниях рабочих, служащих и крестьян по месту их работы или жительства, а военнослужащих – по воинским частям.

Демократизация государственной жизни нашла отражение в мерах, направленных на повышение роли Советов, активизацию их деятельности и упрочение связей с народными массами. В январе 1957 г. ЦК КПСС принял постановление «Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и усилении их связи с массами». В результате принятых мер деятельность Советов значительно активизировалась: регулярно стали созываться сессии, на которых обсуждались и решались вопросы развития хозяйства и культуры, теснее стали связи Советов с населением, активизировалась деятельность комиссий Советов и др. В 1957–1960 гг. в союзных республиках были приняты новые положения о местных Советах депутатов трудящихся. В нормативных актах устанавливались полномочия Советов, порядок их деятельности, структура и другие организационные вопросы. В 1962 г. в большинстве краев и областей Советы депутатов трудящихся были разделены на промышленные и сельские, что нарушало один из основных принципов Советов – их единство. Одновременно были разделены на промышленные и сельскохозяйственные областные и краевые партийные организации. Эта мера по замыслу реформаторов была направлена на разрушение административно-командной системы.

В рассматриваемый период не менее остро встала проблема повышения эффективности управления народным хозяйством. Существовавшая централизованная административно-командная система тормозила развитие экономики. На смену отраслевому принципу управления промышленностью и строительством пришел территориальный. Большинство отраслевых министерств было упразднено. Страна была разделена на 105 экономических административных районов. В каждом из них создавался Совет народного хозяйства, который руководил всеми предприятиями и стройками района. Переход к территориальной системе управления преследовал цель приблизить управление к производству, преодолеть ведомственные барьеры, усилить кооперацию в различных сферах народного хозяйства. Однако значительных изменений в развитии промышленности и строительства не произошло.

В эти годы происходит интенсивное развитие общесоюзного законодательства в пределах компетенции СССР. Издаются Основы законодательства Союза ССР и союзных республик по отраслям права.

8 декабря 1961 г. Верховный Совет СССР принял Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик. В рамках союзных республик гражданское законодательство было кодифицировано в виде гражданских кодексов. Основы закрепляли государственную и кооперативно–колхозную собственность, собственность профсоюзных и иных общественных организаций. В Основах гражданского законодательства Союза ССР 1961 г. давалась классификация оснований возникновения гражданских прав и обязанностей, а также классификация форм защиты гражданских прав.

В сфере обязательственного права в Основах ведущее место занимали нормы, регулировавшие договоры и другие обяза­тельства между государственными и общественными организациями. Договорная форма использовалась как инструмент выполнения планов и обеспечения ответственности организаций за ассортимент, качество, комплектность и своевременной поставки продукции.

8 декабря 1961 г. Верховным Советом СССР были ут­верждены Основы гражданского судопроизводства Союза СССР и союзных республик. Основы устанавливали единые для всего Союза ССР общие положения гражданского процессуального права. Основы определяли задачи гражданского судопроизводст­ва, заключавшиеся в правильном и быстром рассмотрении и разрешении гражданских дел. Предусматривалось расширение участия организаций и коллективов трудящихся в судебном рассмотрении гражданских дел. В целях защиты прав и закон­ных интересов граждан профсоюзы и другие общественные организации через своих представителей могли предъявлять иски в суд, участвовать в судебном разбирательстве и сообщать суду мнение коллектива по рассматриваемому делу. Граждан­ские дела в установленных законом случаях могли рассматри­ваться товарищескими судами. В соответствии с Основами гражданского судопроизвод­ства Союза СССР и союзных республик в 1964 г. были при­няты гражданско-процессуальные кодексы в рамках союзных республик.

Трудовое право развивалось в направлении повышения материального положения граждан и обеспечения их социальных прав. В 1955–1958 гг. повышается заработная плата низкооплачиваемым трудящимся. В 1964 г. была повышена заработная плата работникам, занятым в сфере просвещения, здравоохранения, жилищно–коммунального хозяйства, торговли, общественного питания и некоторых других отраслях народного хозяйства. В соответствии с принятыми решениями XX съезда КПСС шились меры по переходу на сокращенный рабочий день. В праздничные и предвыходные дни продолжительность рабочего дня сокращалась на два часа. С 77 до 112 календарных увеличивалась продолжительность отпуска женщинам по беременности и родам. Рабочие и служащие получили право одностороннего расписания трудового договора с предварительным предупреждением администрации предприятия или учреждения за две недели. Новое Положение о порядке рассмотрения трудовых споров утверждено в 1957 г. Президиумом Верховного Совета СССР.

Изменения в земельном и колхозном праве, происходившие в рассматриваемый период, представляли собой состав­ную часть мер, принимавшихся руководством КПСС и Советского государства по преодолению отставания сельского хозяйства. В этих целях были расширены права колхозов. Колхозникам предоставлено право дополнять и изменять отдельные положения Примерного устава сельскохозяйственной артели 1935 г. с учетом местных условий. Колхозы могли сами определять размеры приусадебных участков, количество скота, находившегося в их личной собственности. Колхозам также было предоставлено право устанавливать обязательный минимум трудодней.

25 декабря 1958 г. Верховным Советом СССР были при­няты новые Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик. Основы состояли из 4 разделов и 47 статей. В качестве главной задачи Основы провозглашали охрану советского и государственного строя, социалистической соб­ственности, социалистического правопорядка, личности и прав граждан. В Основах рассматривались понятие преступления, виды соучастия, институты необходимой обороны и крайней необ­ходимости. Отменялся ранее действовавший принцип анало­гии, т.е. осуждения человека за деяние, прямо не предусмот­ренное уголовным законодательством. Закон, устанавливаю­щий наказуемость деяния или усиливающий наказаниезанего, не имел обратной силы, т. е. не распространялся на дея­ния, совершенные до момента его введения. Закон, устраняв­ший или смягчавший наказуемость деяния, имел обратную силу.

Согласно Основам наказание могло применяться только по приговору суда, учитывающего все объективные и субъек­тивные обстоятельства дела. Уголовная ответственность на­ступала с 16 лет, прежний возрастной предел в 14 лет продол­жал действовать в случаях наиболее тяжких преступлений. Максимальный срок лишения свободы был сокращен с 25 до 15 лет. Устанавливался порядок условно-досрочного осво­бождения осужденных, проявивших хорошее поведение и честное отношение к труду. Основы обеспечивали единство советского уголовного законодательства, его целей, принципов и основных институтов.

Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик были приняты Верховным Советом СССР 25 декабря 1958 г. Основы состояли из 54 статей, сведенных в 6 разделов.

Основы закрепили следующие принципы уголовного судо­производства: осуществление правосудия только судом на началах равенства граждан перед законом и судом, независимость судей и подчинение их только закону, участие народных заседателей и коллегиальность рассмотрения дел в суде, гласность судебного разбирательства, недопустимость привлечения к уголовной ответственности иначе как на основаниях и порядке, установленном законом, обеспечение обвиняемому права на защиту, ведение судопроизводства на языке союзной автономной республики, автономной области, национального округа или языке местного населения.

Основы определяли полномочия суда, следственных органов в уголовном судопроизводстве. Вводился институт общественных обвинителей и общественных защитников. Регламентировались отдельные стадии судопроизводства: дознание и предварительное следствие, производство в судебной инстанции, производство в кассационной и надзорной инстанциях, исполнение приговора.

КОНСТИТУЦИЯ СССР 1977 ГОДА. РАЗВИТИЕ ПРАВА

(СЕРЕДИНА 60–Х – СЕРЕДИНА 80–Х ГГ.)

 

7 октября 1977 г. на Внеочередной седьмой сессии Вер­ховного Совета СССР была принята новая Конституция СССР. Она сохранила свою преемственность по отношению к пред­шествующим Конституциям (1918, 1924, 1936 гг.).

Политическую основу СССР составляли Советы народных депутатов, экономическую основу — социалистическая собст­венность на средства производства. В Конституции констатировалось построение развитого социалистического общества и создание общенародного госу­дарства. Закреплялась «руководящая и направляющая» роль Коммунистической партии (ст. 6).

Конституция СССР 1977 года состояла из 174 статей, све­денных в 9 разделов:

I. Основы общественного строя и политики.

II. Государство и личность.

III. Национально-государственное устройство.

IV. Советы народных депутатов и порядок их избрания.

V. Высшие органы власти и управления.

VI. Основы построения органов государственной власти и управления в союзных республиках.

VII. Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор.

VIII. Герб, флаг, гимн и столица.

IX. Действие Конституции и порядок ее применения.

Конституция закрепляла новые гражданские права: право на обжалование действий должностных лиц, на судебную за­щиту от посягательства на честь и достоинство, критику дей­ствий государственных и общественных организаций и т.д. Закреплялись права на охрану здоровья, жилище, пользование достижениями культуры, свободу творчества. За всеми союз­ными республиками признавалось право выхода из состава СССР, а также право законодательной инициативы в высших органах власти Союза.

23 октября 1980 г. Верховным Советом СССР были вве­дены в действие Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях. Под административным правонарушением понималось противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, посягающее на государственный или общественный порядок, социалистическую собствен­ность, права и свободы граждан либо на установленный по­рядок управления, за которые законодательством предусмот­рена административная ответственность. К административным правонарушениям в соответствии с Основами относились нарушения правил дорожного движе­ния, мелкое хулиганство, мелкие хищения, спекуляция и др. Административной ответственности подлежали лица, до­стигшие к моменту совершения правонарушения 16-летнего возраста. Основы закрепляли систему административных взысканий (предупреждение, штраф и т.д.). В соответствии с общесоюзными Основами в союзных рес­публиках были приняты кодексы об административных пра­вонарушениях. В РСФСР такой Кодекс был принят в 1984 г.

Для развития уголовного права в рассматриваемый пери­од характерны две тенденции: усиление правовых гарантий при определении виновности лица, совершившего уголовно-правовое нарушение; смягчение ответственности лиц, совершивших преступле­ния, не представляющие большой общественной опасности.

На развитие гражданского права существенное влияние оказала Конституция СССР 1977 г., которой закреплялось гос­подство социалистической собственности и расширялись ее формы. Конституция устанавливала следующие формы соци­алистической собственности: государственная и колхозно-ко­оперативная, собственность профсоюзных и иных обществен­ных организаций.

Конституция СССР регулировала также личную собствен­ность граждан. Так, статья 13 устанавливала, что основу личной собственности граждан СССР составляют трудовые доходы. В личной собственности граждан могли находиться предметы обихода, личного потребления, удобства и подсобного домаш­него хозяйства, жилой дом и трудовые сбережения. Личная собственность и право ее наследования охранялись государ­ством. Конституция СССР определяла юридические гарантии ох­раны имущественных и личных неимущественных прав граж­дан. Статья 57 гласила: «Граждане СССР имеют право на судебную защиту от посягательства на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество». Статья 58 Конституции СССР предусматривала право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действия­ми государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязаннос­тей.

В Конституции СССР 1977 г. получили закрепление и некоторые положения семейного права. 27 июня 1968 г. были приняты Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье. В соответствии с Основами в 1969–1970 гг. были приняты брачно-семейные кодексы в союзных республиках. Основы законодательства о браке и семье признавали за­конными только браки, зарегистрированные в органах ЗАГСа. Фактический брак не нес юридических последствий.

Для вступления в брак требовалось соблюдение следующих условий: взаимное согласие, достижение брачного возраста, несостояние в другом браке, дееспособность, отсутствие близ­кого родства. Согласно Основам законодательства о браке и семье для мужчин и женщин устанавливался одинаковый брачный возраст – 18 лет. Этот возраст мог быть снижен по решению местных органов власти, но не более чем на два года.

Изменился порядок расторжения брака. Вопрос о растор­жении брака решался в народном суде либо в органах ЗАГС, если супруги не имели несовершеннолетних детей и выражали взаимное согласие на развод. Основы и республиканские кодексы содержали нормы, направленные на защиту интересов матери и ребенка.

Закрепляя право на труд, Конституция СССР 1977 г. рас­ширила его содержание, включив в него право на выбор про­фессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образовани­ем, учетом общественных потребностей. Одновременно в Конс­титуции содержались положения об обязанности каждого граж­данина СССР добросовестно трудиться в избранной им области, строго соблюдать трудовую и производственную дисциплину. Конституция СССР также закрепляла следующие права граждан в области трудовых отношений: на отдых, охрану здо­ровья, материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кор­мильца.

В 1966–1967 гг. была введена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями. Был повышен минимальный раз­мер заработной платы.

В 1970 г. были приняты Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, в последующие годы в союз­ных республиках были приняты новые кодексы законов о тру­де (в РСФСР – в 1971 г.). Некоторым изменениям подверглось пенсионное законо­дательство. Были увеличены размеры пенсий отдельным ка­тегориям работников, произошло улучшение пенсионного обеспечения инвалидов Великой Отечественной войны и се­мей военнослужащих, погибших на фронте.

СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО В 1985—1991 ГГ. РАСПАД СССР

 

Пришедшее к власти в 1985 г. новое руководство Совет­ского Союза во главе с М.С. Горбачевым столкнулось с про­блемой продолжающегося ухудшения социально-экономического положения в стране в сравнении с развитыми капита­листическими странами. В этих условиях оно выбрало путь реформирования социализма, который выразился в пересмотре исторически сложившихся политических и экономических догматов социализма.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.171.136 (0.05 с.)