Становление и развитие Советской государственности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление и развитие Советской государственности



И ПРАВА (ОКТЯБРЬ 1917 – 1918 ГГ.)

Осенью 1917 г. в стране резко обострилась политическая ситуация. Временное правительство потеряло контроль над армией и окраинами страны. Социальную напряженность вызывали продолжавшаяся война и ухудшение экономического положения. В Пет­рограде находилось большое число вооруженных солдат, не желавших отправляться на фронт.

В сентябре Петроградский Совет, в котором решающая роль принадлежала большевикам, принял новый политический курс, направленный на свержение Временного правительства и захват власти. 10 октября ЦК партии большевиков принял решение о подготовке и проведении вооруженного восстания.

Военно-революционный комитет (ВРК) был образован 12 октября 1917 г. По инициативе ЦК партии большевиков Комитет состоял из представителей армии, профсоюзов, фаб­рично-заводских комитетов, военных секций Советов и др. ВРК обладал реальной силой, он опирался на отряды Крас­ной гвардии, армейские части, матросов, Советы рабочих и солдатских депутатов и местные военно-революционные ко­митеты.

При Комитете об­разовывались отделы и комиссии: обороны, снабжения, связи, информации, рабочей милиции и др. Таким образом, ВРК стал мощным орудием большевистского Петросовета. В ночь на 25 октября Военно-революционный комитет начал вооруженное восстание. В ходе активных действий все ключевые пункты в Петрограде были заняты отрядами Пет­роградского гарнизона и рабочей Красной гвардии.

Важная роль в становлении Советского государства и го­сударственного аппарата принадлежала II Всероссийскому съез­ду Советов рабочих и солдатских депутатов. Съезд начал свою работу уже вечером 25 октября и провозгласил себя высшим органом власти в России. Съезд, по расчетам большевиков, должен был официально признать и легализовать захват власти Советами. Часть делегатов съезда, представлявших партии меньшевиков и правых эсеров, покинула заседание. Съезд носил учредительный характер. На нем были созда­ны руководящие государственные органы и приняты первые правовые акты, имевшие основополагающее значение для но­вой власти.

Съезд Советов принял также два обращения: «К гражданам России» и «Рабочим, солдатам и крестьянам», в которых го­ворилось о низложении Временного правительства и переходе власти к съезду Советов рабочих и солдатских депутатов, а на местах – к местным Советам. Таким образом, II съезд юридически оформил Республику Советов.

II съезд Советов постановил образовать для управления страной до созыва Учредительного собрания временное рабо­че-крестьянское правительство, именуемое Советом народных комиссаров. В состав правительства вошли только большевики, возглавил правительство В.И. Ленин. Съезд Советов избрал Всероссийский Центральный Испол­нительный Комитет (ВЦИК) – высший орган власти в период между съездам и. Председателем Комитета был избран Л.Б. Ка­менев, скоро его сменил Я.М. Свердлов.

II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских де­путатов принял два важных декрета:

Декрет о мире, предлагавший всем враждующим госу­дарствам заключить мир, опубликовать тайные дипломатиче­ские акты, отказаться от аннексий и контрибуций;

Декрет о земле, провозглашавший многообразие форм землепользования, конфискацию помещичьих земель и име­ний, отмену права частной собственности на землю, запрет на применение наемного труда и аренду земли.

Становление новой Советской государственности неразрывно связано с судьбою Учредительного Собрания. Выборы в Учредительное Собрание состоялись 12 ноября 1917 г., в срок, назначенный еще Временным правительством. Начало же работы было перенесено по решению СНК с 28 ноября 1917 г. на 5 января 1918 г.

Учредительное собрание начало свою работу 5 января 1918 г. Председателем Собрания был избран правый эсер В.М. Чернов. Председатель ВЦИК Я.М. Свердлов от имени ВЦИК и ЦК партии большевиков зачитал и предложил при­нять «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого наро­да», т.е. признать Советскую власть и ее важнейшие декреты. Большинство Учредитель­ного собрания отказалось утверждать Декларацию, после чего большевики и левые эсеры покинули заседание. Собрание, уже не имея кворума, приняло постановление о том, что верховная власть в стране принадлежит ему. В пятом часу утра Учредительное Собрание перервало свою деятельность по требованию начальника караула.

6 января 1918 г. ВЦИК принял Декрет о роспуске Учредительного Собрания, а войска разогнали демонстрацию в Петро­граде, организованную в его поддержку. Учредительное Собрание как альтернатива Советам потерпело поражение.

10 января 1918 г. начал свою работу III Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, который выглядел как преемник Учредительного Собрания. 13 января – III Всероссийский съезд Советов крестьянских депутатов. На этих съездах произошло объединение Советов рабочих, сол­датских, крестьянских и казачьих депутатов. В стране обра­зовался единый высший орган власти.

Съезд одобрил роспуск Учредительного Собрания и при­нял отвергнутую им Декларацию прав трудящегося и эксплу­атируемого народа. Декларация определяла Россию как республику Советов.

Другим важным актом III съезда Советов было Постанов­ление «О федеральных учреждениях Российской Республики», со­гласно которому РСФСР учреждалась на основе доброволь­ного союза народов России как федерация советских респуб­лик этих народов. Им закреплялась также система органов федеральной власти: Всероссийский съезд Советов, ВЦИК, СНК. Съезд решил снять в наименовании Советского правительства (СНК) слово «временное».

Все три государственных органа – Всероссийский съезд Советов, Всероссийский Центральный Исполнительный Ко­митет и Совет Народных Комиссаров – были наделены за­конодательными полномочиями.

Система власти на местах в целом сложилась в период с октября 1917 г. по февраль 1918 г. Уже II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов объявил о пе­реходе всей власти на местах к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

К февралю 1918 г. Советская власть была установлена в 90 губернских и других крупных городах. Местные Советы были самостоятельны в решении местных вопросов, но должны были действовать в соответствии с нормативными актами центральных органов и вышестоящих Советов. Местные Советы проводили в жизнь декреты центральной власти, создавали судебные органы, проводили реквизиции и конфискации, налагали штрафы, формировали вооружен­ные отряды и т.д. Они наделялись правом издавать местные нормативные акты, самостоятельно определять структуру своих исполнительных органов, наделять их различными пол­номочиями. Городские и земские органы местного самоуправления ликвидировались или продолжали работу под контролем местных Советов. 24 ноября 1917 г. СНК принял Декрет о праве отзыва, который вводил право избирателей отзывать своих выборных (главным образом меньшевиков и эсеров). 14 июня 1918 г. ВЦИК принял постановление «Об исключении из состава ВЦИК и местных Советов представителей партий эсеров и меньшевиков».

Как формировалась система советского права?

Советское гражданское право формировалось в ходе на­ционализации. В собственность государства перешли земля, недра, леса, воды, предприятия промышленности, транспорта и финансов. Национализация охватила и сферу жилья.

Государство признавало и защищало такую частную соб­ственность граждан, которая была основана на личном труде.

Сокращались договорные отношения, так как отношения на национализированных предприятиях регулировались ад­министративно-правовыми методами.

27 апреля 1918 г. ВЦИК принял Декрет «Об отмене насле­дования», по которому отменялись наследование и по закону, и по завещанию. После смерти владельца принадлежавшее ему движимое и недвижимое имущество становилось государствен­ным достоянием. Имущество, не превышавшее 10 тыс. руб., поступало родственникам умершего в виде меры социального обеспечения.

Декрет ВЦИК от 20 мая 1918 г. запретил дарение и иное безвозмездное предоставление имущества на сумму свыше 10 тыс. руб. Произошло сокращение торгового оборота. Денежные от­ношения вытеснялись натуральным продуктообменом.

В декабре 1917 г. ВЦИК и СНК приняли декреты «О гражданском браке, о детях и ведении книг актов состояния» и «О расторжении брака». Декретами узаконивалась только гражданская форма брака, церковный брак объявлялся част­ным делом брачующихся. Устанавливались принципы добро­вольности вступления в брак и равноправия вступивших в брак. Отменялись прежние ограничения на вступление в брак: со­гласие родителей, начальства, различное вероисповедание и др. Вводился следующий брачный возраст: 18 лет для мужчин и 16 лет для женщин. Устанавливалась свобода развода. Внебрач­ные дети уравнивались в правах и обязанностях с брачными.

16 сентября 1918 г. ВЦИК принял Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве. В кодексе получили развитие принципиальные положения де­кабрьских декретов. Отменялся принцип общности имущества супругов и вводился принцип раздельности имущества супру­гов, родителей и детей. Воспитание детей рассматривалось как общественная обязанность родителей, и, если они не выпол­няли данную обязанность, суду предоставлялись полномочия лишить их родительских прав. Запрещалось усыновление.

В феврале 1919 г. ВЦИК было принято Положение о со­циалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалис­тическому земледелию. Согласно этому акту земля определя­лась в качестве единого государственного фонда, который находился в непосредственном ведении и распоряжении соответствующих наркоматов. Все формы единоличного землепользования рассматрива­лись как отживающие. Для совместной обработки земли стали создаваться совхозы, коммуны и общества. В развитие Положения о совхозах был принят декрет, в соответствии с которым объединениям государственных пред­приятий, городским Советам, профсоюзам и кооперативам было предоставлено право получать земельные участки для организации на них совхозов.

Трудовое право стало формироваться как самостоятель­ная отрасль системы права. Ранее трудовые отношения регла­ментировались гражданским законодательством. 29 октября 1917 г. было принято постановление правитель­ства «О восьмичасовом рабочем дне, продолжительности и распределении рабочего времени». Рабочее время в течение недели не должно было превышать 46 часов. В декабре 1917 г. ВЦИК принял Положение о страховании на случай безработицы и Декрет о страховании на случай бо­лезни. Создавались биржи труда. В декабре 1918г. был принят первый Кодекс законов о труде РСФСР, разработанный Наркоматом труда и ВЦСПС. Кодекс содержал 137 статей, сведенных в девять разделов: о трудовой повинности, право на применение труда, порядок предостав­ления труда, о предварительном испытании, о переводе и увольнении, о вознаграждении за труд, о рабочем времени, об обеспечении производительности труда, об охране труда. Действие кодекса распространялось на всех лиц, работаю­щих по найму как на государственных, так и на частных пред­приятиях. Закреплялась всеобщая трудовая повинность для лиц в возрасте от 16 до 50 лет. В кодексе устанавливались нормы труда и отдыха, вводились льготы для подростков и женщин. Большая роль в регулировании оплаты труда, найма, увольнения и отдыха отводилась профсоюзам.

12 декабря 1919 г. Наркомюст утвердил Руководящие на­чала по уголовному праву РСФСР. Документ состоял из введения и восьми разделов: об уголовном праве, об уголовном право­судии, о преступлении и наказании, о стадиях осуществления преступления, о соучастии, о видах наказания, об условном осуждении, о пространстве действий уголовного права. Новое уголовное право должно было основываться на принципе целесообразности, который противопоставлялся принципу законности.

Под преступлением понималось нарушение общественных отношений, охраняемых уголовным правом. Уголовная ответ­ственность наступала с 14 лет. Наказание определялось как мера принудительного воз­действия, посредством которой власть обеспечивает сохране­ние данного порядка общественных отношений от преступ­ников. Система наказаний включала: внушение, общественное порицание, принудительное изучение курса политграмоты, бойкот, исключение из коллектива, возмещение ущерба, от­странение от должности, конфискация имущества, лишение политических прав, объявление «врагом народа», принуди­тельные работы, лишение свободы, объявление вне закона, расстрел.

При определении меры наказания суд учитывал: социаль­ное положение преступника, политический или личный ха­рактер мотивов преступления, степень осознания преступни­ком своего деяния, соучастие, профессионализм преступника, наличие насилия, характер объекта преступления, а также дру­гие обстоятельства. Уголовное право РСФСР действовало на всей территории страны в отношении как ее граждан, так и иностранцев, со­вершивших преступления в РСФСР или на территории другого государства.

10 июля 1918 г. на V Всероссийском съезде Советов была принята первая советская Конституция и избран новый состав ВЦИК. 19 июля 1918 г. с момента опубликования в «Известиях ВЦИК» Конституция вступила в действие.

Конституция РСФСР состояла из шести разделов:

I. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого на­рода.

II. Общие положения Конституции РСФСР.

III. Конструкция Советской власти.

IV. Активное и пассивное избирательное право.

V. Бюджетное право.

VI. О гербе и флаге РСФСР.

Статьи 1 и 9 Конституции РСФСР определяли политиче­скую основу государства – система Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и социальную основу – диктатура пролетариата в форме Республики Советов.

В Основном законе нашли отражение важнейшие экономические преобразования Советского государства: национализация лесов, земли, недр, транспорта, банков и промышленности.

Конституция закрепила федеративный принцип государственного устройства РСФСР (статья 11), субъектами Федера­ции были национальные республики. Предусматривалось так­же создание областных союзов, состоящих из нескольких на­циональных областей, входящих в РСФСР на началах федерации.

Третий раздел Конституции закреплял систему органов, власти и управления. Высшим органом власти объявлялся Все­российский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, а в период между съездами – избираемый им Все­российский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК).

ВЦИК являлся высшим законодательным, распорядитель­ным и контролирующим органом. ВЦИК формировал Прави­тельство РСФСР – Совет Народных Комиссаров. В состав СНК входило 18 отраслевых народных комиссариатов, воз­главляемых народными комиссарами. СНК также наделялся законодательными полномочиями.

Органами власти на местах являлись областные, губерн­ские, уездные и волостные съезды Советов, городские и сельские Советы, которые избирали свои исполнительные комитеты. Местные Советы обладали всей полнотой власти при решении местных вопросов.

Конституцией закреплялась следующая избирательная система. В выборах участвовали представители только трудящихся социальных групп. Таким образом, гражданских прав, в том числе и избирательных, были лишены около 5 млн. человек: лица, использующие наемный труд в целях извлечения прибыли, частные торговцы, посредники, духовенство, служащие жандармерии и др. Конституция закрепила многоступенчатую и непрямую систему выборов в Советы. Исключение составляли прямые выборы в сельские и городские Советы. Делегаты последующих уровней избирались на соответствующих съездах Советов на основе принципов представительства и делегирования. Правом избирать и быть избранными в Советы пользовались трудящиеся, достигшие 18 лет, независимо от пола, национальности, вероисповедания и т.д. Рабочие имели преимущество при выборах перед крестьянами. Избиратели имели право отозвать своего депутата

ФОРМИРОВАНИЕ СОВЕТСКОЙ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ (19171918 ГГ.)

Формирование новой судебной системы началосьс Декретом о суде № 1, принятого СНК 22 ноября 1917 г. Этим декретом упразднялись все дореволюционные судебные органы, созданные судебной реформой 1864 г.: окружные и судебные, правительствующий Сенат, военные, морские и коммерческие суды. Ликвидировались прокуратура, адвокатура, институт судебных следователей.

На их месте создавалась новая судебная система. Первым звеном этой системы были местные суды, состоявшие из постоянного судьи и двух очередных народных заседателей. Суды действовали на принципах выборности и участия населения в отправлении правосудия. Состав суда избирался местными Советами. Предварительное следствие осуществляли единолично судьи, тем самым нарушался принцип отделения следствия от суда. Обвинителями, защитниками и поверенными в суде могли быть любые лица, пользующиеся гражданскими правами. В качестве кассационных инстанций, рассматривавших не вступившие в законную силу приговоры и решения нижестоящих местных судов, выступали уездные и столичные съезды местных судей.

Местные суды решали дела именем Российской Республики, в своей деятельности они должны были руководствоваться декретами ВЦИК, СНК, положениями политических программ партий большевиков и левых эсеров, а также законами свергнутых правительств, если те не противоречат установленным нормам и принципам. В ноябре 1918 г. декретом СНК ссылки на старые законы были запрещены.

15 февраля 1918 г. был принят Декрет о суде № 2. Главные положения этого документа сводились к расширению подсудности местных судов и образованию новой судебной инстанции – окружных судов. Окружные суды выносили решения по гражданским делам в составе трех постоянных членов и четырех народных заседателей под председательством постоянного члена суда. Заседатели принимали решение как о факте преступле­ния, так и о мере наказания. Предварительное следствие проводили состоявшие при окружных судах следственные комиссии из трех человек, из­бираемые местными Советами.

Создавались коллегии правозаступников, членыкоторыхподдерживали обвинение и осуществляли защиту в суде. В суде допускалось судоговорение на местных языках. Предполагалось создание областных судов, однако эти органы не были сформированы в силу политических обсто­ятельств. По тем же причинам осенью 1918 г. окружные суды были ликвидированы. Отменялся апелляционный порядок обжалования, по дек­рету допускался только кассационный порядок.

13 июля 1918 г. СНК был принят Декрет о суде № 3. Этим актом значительно расширялась компетенция местных судов. Следственные комиссии передавались в подчинение местным Советам. Кассационные жалобы на решения и приговоры местных народных судов рассматривали Советы местных на­родных судей, сформированные из постоянных судей ниже­стоящих судов. Жалобы на решения и приговоры окружных судов рассматривались в кассационном суде в Москве.

В ноябре 1918 г. ВЦИК утвердил Положение о народном суде РСФСР. Учреждалась единая форма суда – народный суд, со­стоявший из одного народного судьи и нескольких заседателей.

Защита и обвинение были возложены на коллегии при Уездных и губернских исполкомах, избираемые Советами. Предварительное следствие осуществляли следственные ко­миссии, милиция или сами судьи.

Декретом о суде № 1 наряду с местными судами учреждались революционные трибуналы. Процесс образования революционных трибуналов опережал процесс создания местных судов. Поэтому на первых порах им пришлось рассматривать все уголовные и даже гражданские дела. Революционные трибуналы состояли из председателя и шести заседателей, избираемых Советами. Предварительное следствие осуществляли особые следственные комиссии.

С созданием местных судов и в соответствии с Декретом от 4 мая 1918 г. «О революционных трибуналах» трибуналы освобождались от многих уголовных дел и должны были проявить свои усилия на борьбу с контрреволюционными преступлениями. В июне 1918 г. при ВЦИК учреждается Кассационный отдел, который рассматривал кассационные жалобы и протесты и приговоры революционных трибуналов. В 1922 г. революционные трибуналы были ликвидированы.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ В ГОДЫ ГРАЖДАН­СКОЙ ВОЙНЫ

 

В годы гражданской войны продолжали созываться Все­российские съезды Советов. Состоялись VI, VII и VIII съезды в ноябре 1918 г., в декабре 1919 г. и в декабре 1920 г. соответ­ственно. В перерывах между съездами Советов высшим орга­ном власти являлся ВЦИК. В декабре 1919 г. был установлен сессионный порядок работы ВЦИК. Каждые два месяца созывались плановые сессии. По мере необходимости по инициативе Президиума ВЦИК, СНК или трети членов ВЦИК могли созываться чрезвычайные сессии. С сессионным порядком работы ВЦИК изменился и ха­рактер деятельности его Президиума: он был наделен правом руководить заседаниями ВЦИК, наблюдать за выполнением его постановлений, назначать наркомов, инструктировать центральные и местные органы, отменять постановления СНК и др. В декабре 1920 г. Президиум ВЦИК был наделен законо­дательными полномочиями.

Другим высшим органом государственного управления стал Совет рабоче-крестьянской обороны (СРКО) сосредото­чивший в своих руках всю полноту власти в области обороны. Состав СРКО включал: председателя Революционного во­енного совета республики, председателя ВЦИК, наркома пу­тей сообщения, председателя Чрезвычайной комиссии по снабжению Красной Армии и заместителя наркома продо­вольствия. В своей деятельности СРКО опирался на аппарат своих чрезвычайных уполномоченных. Перед СРКО ставились следующие задачи: мобилизация, вооружение, продовольственное снабжение и оперативное ру­ководство армией.

В апреле 1920 г. Совет рабоче-крестьянской обороны был преобразован в Совет труда и обороны (СТО), действовавший на правах комиссии при СНК. Возглавлял Совет Председатель Правительства РСФСР.

9 апреля 1919 г. ВЦИК было принято Положение о го­сударственном контроле. В соответствии с Декретом ВЦИК от 8 февраля 1920 г. Наркомат государственного контроля был преобразован в Наркомат рабоче-крестьянской инспекции (РКИ). РКИ выполняла следующие функции: наблюдение за законностью, охрана государственной собственности, борьба с бюрократизмом и злоупотреблениями в госаппарате и хозяй­ственных органах и др. РКИ основывалась на принципах вы­борности ее членов и на местах опиралась на ячейки содейст­вия РКИ. В 1923 г. была произведена реорганизация РКИ: ее органы были объединены с органами Центральной контрольной комис­сии (ЦКК) партии. Таким образом, партийная контрольная ко­миссия получила возможность осуществлять через РКИ прямой контроль за деятельностью государственной администрации.

Гражданская война обусловила изменения в работе местных Советов. Усилилось идеологическое воздействие на них со стороны Коммунистической партии. Резолюцией «О советском строительстве», принятой VIII съездом Советов, определялась организационная структу­ра губернских и уездных исполкомов, при которых создавались отделы: управления, военный, юстиции, труда и социальною обеспечения, народного образования, почт и телеграфов, фи­нансов, земледелия, продовольствия и др. В 1920 г. ВЦИК принял Положение о сельских Советах и волостных исполнительных комитетах, сформировав тем са­мым низовое звено советской системы.

Наряду с конституционными органами власти на местах возникали чрезвычайные органыреволюционные комитеты (ревкомы). Ревкомы образовывались для организации обороны и поддержания «революционного порядка». В соответствии с положением «О революционных комитетах», принятым ВЦИК 24 октября 1919 г., они могли создаваться в местностях, освобожденных от неприятеля, в прифронтовой полосе и в тылу. Им принадлежала вся полнота власти на местах. В задачи ревкомов входили: организация обороны своих территорий, поддержание внутреннего порядка, проведение мобилизации. Ревкомы наделялись правами реквизиций иму­щества, принудительного выселения, расквартирования воин­ских частей, а также другими чрезвычайными правами.

Вооруженные силы были главным органом государства в его защите от внешних и внутренних врагов. Формирование Красной Армии началось с реформирования старой армии. В декабре 1917 г. СНК были приняты декреты «О выборном начале организации власти в армии» и «Об урав­нении всех военнослужащих в правах». В соответствии с ними отменялись воинские чины, звания, знаки различия и преиму­щества. Командиры стали избираться на общих собраниях частей, а командиры выше полкового уровня — на съездах соеди­нений или совещаниях комитетов соединений.

Рабоче-Крестьянская Красная Армия была создана декретом СНК в январе 1918 г. Новая армия формировалась на основе принципа добровольности и рекомендаций от войсковых коми­тетов, партийных и профсоюзных организаций. Постановление ВЦИК «О порядке замещения должностей в Рабоче–Крестьянской Красной Армии», изданное в апреле 1918 г., изменило порядок формирования армии. Принцип до­бровольности сменил принцип всеобщей воинской повинности, от выборов командиров перешли к их назначению. В мае 1918 г. ВЦИК принял Декрет о введении всеобщей воинской повин­ности, впоследствии это положение было закреплено в Конс­титуции. 2 сентября 1918 г. для осуществления руководства всеми вооруженными силами страны Постановлением ВЦИК был образован Революционный военный совет республики – Рев­военсовет.

 

СУДЕБНАЯ РЕФОРМА 1922 ГОДА

31 октября 1922 г. ВЦИК утвердил Положение о судо­устройстве РСФСР, положившее начало новой судебной ре­форме. Положение вводилось в действие на всей территории РСФСР с 1 января 1923 г. Данным нормативным актом создавалась единая судебная система:

– народный суд в составе постоянного народного судьи;

– народный суд в составе постоянного народного судьи и двух народных заседателей;

– губернский суд;

– Верховный суд РСФСР и его коллегии.

Параллельно с единой системой народных судов РСФСРдействовали специальные суды: военные трибуналы, воен­но-транспортные трибуналы, трудовые сессии народных су­дов, земельные комиссии, арбитражные комиссии при СТО и губернских экономических совещаниях. Верховный суд РСФСР включал Президиум, Пленум и семь коллегий: две судебные (по уголовным и гражданским делам), две кассационные, военную, военно-транспортную и дисциплинарную. Состав Верховного суда избирался ВЦИК.

Верховный суд РСФСР был надзорной инстанцией для всех судебных органов, кассационной — для губернских судов первой инстанцией — по делам об особо опасных преступле­ниях.

Судьи и заседатели народных судов избирались губисполкомами из рабочих, крестьян и военнослужащих.

29 октября 1924 г. были утверждены Основы судоустрой­ства Союза ССР и союзных республик. На судебные органы возлагались следующие задачи: ограждение завоеваний про­летарской революции, рабоче-крестьянской власти и право­порядка, защита интересов и прав трудящихся, укрепление общественно-трудовой дисциплины, правовое воспитание и др.

Положение о судоустройстве 1922 г. изменило систему революционных трибуналов. Упразднялись общие революцион­ные трибуналы, сокращалось количество военно-транспорт­ных трибуналов. Сохранялись военные трибуналы фронтов, округов, корпусов и дивизий, военно-транспортные трибуна­лы в нескольких городах страны. Осуществление предварительного следствия возлагалось на народных следователей, действующих при отдельных судеб­ных учреждениях, следственных участках и отделе прокуратуры Наркомюста. Деятельность народных следователей находилась под контролем органов прокуратуры и губернских судов.

РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В 20–Е ГГ.

25 мая 1922 г. ВЦИК утвердил Положение о прокурорском надзоре. В соответствии с ним на прокуратуру возлагалось: осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных, общественных и частных организаций и частных лиц; непосредственное на­блюдение за деятельностью следственных органов и дознанием, за деятельностью органов ГПУ; поддержка обвинения в суде; наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей. В составе Наркомюста создавался отдел прокуратуры — Государственная прокуратура. Прокурором республики являл­ся народный комиссар юстиции. Прокурор республики назна­чал прокуроров губерний и их помощников. В автономных республиках прокуроры назначались и отзывались ЦИК этих республик. Прокуратура автономных республик была подчи­нена и подотчетна Прокурору РСФСР. При трибуналах состо­яли особые прокуроры, подчиненные помощнику Прокурора республики. Прокурору республики предоставлялось право: входить с предложениями об отмене незаконных постановлений нарко­матов и иных центральных ведомств, опротестовывать их ре­шения в СНК и Президиуме ВЦИК, руководить деятельно­стью прокуроров на местах.

В декабре 1921 г. XI Всероссийская конференция РКП (б) приняла решение о реорганизации ВЧК. Постановле­ние об упразднении ВЧК было принято IX Всероссийским съездом Советов. Во исполнение решения съезда Советов ВЦИК Декретом от 6 февраля 1922 г. упразднил ВЧК и ее мест­ные органы. Вместо ВЧК было создано Государственное политическое управление (ГПУ) при НКВД под председательством наркома или назначаемого СНК его заместителя. С образованием СССР ГПУ РСФСР было реорганизовано в Объединенное государст­венное политическое управление (ОГПУ) при СНК СССР. На местах создавались подчиненные ГПУ политические отделы: в автономных республиках — при ЦИК автономных республик, в губерниях — при губисполкомах. В составе ГПУ и политических отделов создавались Особые отделы, которые вели борьбу с преступлениями в армии и флоте, и Транспортные отделы, боровшиеся с контрреволю­цией на транспорте.

Все общеуголовные дела передавались в ревтрибуналы или народные суды. Деятельность ГПУ сосредоточивалась на рас­крытии политических и антигосударственных преступлений. На ГПУ возлагались задачи по предупреждению, раскры­тию и пресечению враждебной деятельности антисоветских элементов, охране государственной тайны и государственной границы, борьбе со шпионажем, с враждебной деятельностью иностранных разведок, контрабандой. Органам ГПУ для осу­ществления своих задач предоставлялось право на проведение розыскных действий, дознания, предварительного следствия и мер административного воздействия. Устанавливались про­цессуальные сроки проведения дознания и следствия, условия проведения обысков и арестов.

26 мая 1922 г. ВЦИК принял Положение об адвокатуре. Впервые в Советской России создавалась профессиональная адвокатура. Адвокаты объединялись в коллегии защитников при губернских отделах юстиции. Члены коллегии утверждались губисполкомом по представлению отдела юстиции. Адвокаты не могли одновременно занимать должности в государственных организациях. В соответствии со статьей 8 Положения о судоуст­ройстве РСФСР в задачи адвокатуры входили оказание юри­дической помощи гражданам и защита их интересов в суде.

В 1922 г. были утверждены Положение о нотариате и Положение об арбитражных комиссиях. В соответствии в этими нормативными актами на нотариат возлагалась работа по ре­гистрации сделок с имуществом и различных юридических актов, а арбитражные комиссии принимали на себя рассмот­рение имущественных споров, касающихся государственных органов и хозяйственных организаций.

ОБРАЗОВАНИЕ СССР

Образование СССР определялось следующими причинами:

– необходимо было объединить экономические ресурсы республик для успешного восстановления разрушенного вой­нами народного хозяйства и осуществления НЭПа;

– объединение республик обеспечивало бы их независи­мость и позволило бы успешнее решать внешнеполитические задачи, как оборонные, так и дипломатические.

Политической предпосылкой образования СССР являлось наличие в республиках диктатуры пролетариата. Экономиче­ской предпосылкой являлась общественная собственность на средства производства.

29 декабря 1922 г. состоялась конференция полномоч­ных представителей делегаций независимых республик РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР (Закавказской Социалистиче­ской Федеративной Советской Республики, объединявшей Азербайджанскую ССР, Армянскую ССР, Грузинскую ССР). которая одобрила проекты Декларации и Договора об образо­вании СССР.

30 декабря 1922 г. открылся I съезд Советов Союза Совет­ских Социалистических Республик, который юридически оформил образование СССР. Были утверждены: Декларация об образовании СССР и Договор об образовании СССР. Доклад о Декларации и Договоре об образовании СССР сделал на съез­де И.В. Сталин. Съездом были проведены выборы ЦИК СССР. Первыми председателями ЦИК СССР были избраны пред­седатели ЦИК союзных республик: М.И. Калинин, Г. И. Пет­ровский, А.Г. Червяков, Н.Н. Нариманов. Исполнительным органом являлся СНК СССР. Первое правительство СССР было образовано ЦИК СССР в июле 1923 г. Возглавлял правительство В.И. Ленин.

Первыми субъектами СССР были четыре союзные респуб­лики: РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР. В дальнейшем СССР пополнялся новыми субъектами. На первом этапе развития Союза ССР происходило на­ционально-государственное размежевание в Средней Азии, на территории Туркестанской АССР (входившей в состав РСФСР) и двух самостоятельных государств — Хорезмской и Бухарской народных советских республик.

Конституция СССР 1924 г. – это первая союзная Конс­титуция. Она была принята ЦИК СССР 6 июля 1923 г. и еди­ногласно утверждена 31 января 1924 г. II Всесоюзным съездом Советов СССР. КонституцияСССР 1924 г. состояла из двух разделов: Дек­ларация об образовании СССР и Договор об образовании СССР. Договор подразделялся на 11 глав, а главы — на 72 статьи. По своему содержанию Конституция СССР 1924 г. весьма своеобразна. В ней нет характеристики общественного устрой­ства, глав о правах и обязанностях граждан, избирательном праве, местных органах власти и управления. Все эти вопросы решались республиканскими конституциями. Основное вни­мание Конституция СССР 1924 г. уделила факту окончатель­ного юридического оформления образования СССР, прав Союза ССР и союзных республик, системе высших государственных органов Союза ССР и союзных республик. Конституция СССР устанавливала следующую систему высших органов власти союзных республик: съезд Советов, ЦИК, Президиум ЦИК. ЦИК союзных республик образовывали свои исполнительные органы – СНК.

Конституция СССР 1924 г. закрепила принципы добро­вольности объединения союзных республик в единый Союз ССР и равноправия субъектов союзного государства. За каждой союзной республикой сохранялось право свободного вы­хода из СССР. В Конституции получил отражение националь­ный характер федерации. Конституция СССР 1924 г. действовала до 1936 г. 5 декабря 1936 г. была принята новая Конституция СССР.

Появление новой Конституции РСФСР 1925 г. было свя­зано с образованием Союза ССР и вступлением в действие союзной Конституции 1924 года.Проект Конституции РСФСР обсуждался во ВЦИК и на Всероссийском съезде Советов. Конституция РСФСР была утверждена постановлением XII Всероссийского съезда Сове­тов 11 мая 1925 г.

По своему содержанию Конституция СССР 1924 г. и Конс­титуция РСФСР 1925 г. (и другие республиканские Конститу­ции) дополняли друг друга. Часть полномочий РСФСР пере­давалась в ведение союзных органов власти и управления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 516; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.201.199.251 (0.075 с.)