Эволюция Советской государственности и права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эволюция Советской государственности и права



В 30–40–Е ГГ.

В 30-е гг. сложился культ личности И.В. Сталина. К 1935 г. сто­ронники И.В. Сталина заняли все ключевые посты в государстве. Партийная линия превратилась в догму. Принижалась роль судов и прокуратуры. Органы НКВД были выведены из-под контроля партийных и государственных органов и наделялись правом внесудебного решения дел. Было создано Особое Совещание при НКВД, а также внесудебные органы «двойки» и «тройки». Грубо нарушался принцип презумпции невиновности. Усилились политические репрес­сивные меры, была установлена уголовная ответственность для семей репрессированных и т.д. В результате политики произвола и беззакония пострадали миллионы невиновных людей.

Складывалась административно-командная система уп­равления, при которой государственные и хозяйственные ор­ганы действовал и под жестким контролем партийных органов.

В 1934 г. на XVII съезде партии были сформулированы основные задачи по реконструкции хозяйственного и управленче­ского аппарата: разукрупнение наркоматов, чистка госаппарата и партии, разукрупнение профсоюзных объединений и т.п. Вместо функциональной системы управления экономикой устанавливалась производственно-территориальная система, при которой усиливалось влияние отраслевых центральных ведомств. Основным итогом формирования командно-административ­ной системы стали сращивание государственного и партийного аппаратов, установление приоритета плановых инструментов хозяйствования, унификация правовой системы и правоприменительной практики. Сложилась аномальная, но исторически оказавшаяся неизбежной модель нового общественного строя – авторитарно-мобилизационный социализм с тоталитарными извращениями.

Экономические, политические, социальные изменения, которые произошли в СССР в конце 20х - сер. 30-х гг., нашли законодательное закрепление в новой Конституции, которая была принята 5 декабря 1936 г. на VIII Чрезвычайным съездом Советов СССР.

Конституция СССР 1936 года преобразовала Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов в Советы депута­тов трудящихся. Они составляли политическую основу СССР (статья 2).

Закреплялось в Конституции полновластие советского народа: «Вся власть в СССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся» (статья 3).

Конституция установила, что экономическую основу СССР составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства. Социалистическая собственность имеет форму либо государственной собственности (всенародное достояние), либо колхозно-кооперативной.

По своему содержанию Конституция СССР 1936 г. была значительно шире, чем Конституция СССР 1924 г. В ней по­явились новые главы: об общественном устройстве, о местных органах государственной власти, о суде и прокуратуре, об ос­новных правах и обязанностях граждан, об избирательной сис­теме.

Данная Конституция с принятыми изменениями и допол­нениями действовала до принятия Конституции СССР 1977 г.

Конституция СССР 1936 года состояла из 13 глав, вклю­чающих 146 статей.

Глава I рассматривала вопросы общественного устройст­ва. В ней отражалось наличие в обществе дружественных классов рабочих и крестьян. Государственное руководство обще­ством согласно Конституции осуществляет рабочий класс как передовой класс.

В Главе II отражались принципы советского социалисти­ческого федерализма, добровольность объединения равно­правных советских союзных республик, разграничивалась компетенция Союза и союзных республик, закреплялся суве­ренитет союзных республик. Конституция определяла пере­чень вопросов, относящихся исключительно к компетенции Союза ССР.

В Главах III—VIII Конституции СССР рассматривались ор­ганизация, система и порядок деятельности высших органов власти и управления СССР и союзных республик, высших органов власти автономных республик, местных органов влас­ти. Высшим органом государственной власти в СССР стал Верховный Совет СССР, избиравшийся на четыре года. Вер­ховный Совет СССР состоял из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Верховный Совет СССР избирал Президиум Верховного Совета СССР и Правительство СССР – Совет Народных Комиссаров (после 1946 г. – Совет Министров). Высшим органом власти Союза ССР в период между сессиями Верховного Совета СССР являлся Президиум Верховного Совета СССР. Совет Народных Комиссаров яв­лялся высшим исполнительным и распорядительным органом СССР. Аналогично высшим органам власти и управления СССР формировалась система органов власти и управления союзных и автономных республик. Органами государственной власти в краях, областях, авто­номных областях, округах, районах, городах, селах были Со­веты депутатов трудящихся, которые избирались гражданами СССР на срок в два года.

Глава IX Конституции СССР была посвящена избиратель­ной системе СССР. Закреплялось всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. Избирательное право предоставлялось гражданам СССР, достигшим 18-лет­него возраста. Каждый гражданин имел один голос. Женщины пользовались правом избирать и быть избранными наравне с мужчинами.

В Главе Х Конституции СССР рассматривались основные демократические права и свободы граждан СССР: право на труд; на отдых; на материальное обеспечение в старости; право на образование; равные права граждан СССР независимо от пола, национальности и расы; свобода совести, слова, печати, митингов и собраний, уличных шествий и демонстраций; не­прикосновенность личности, жилища, тайна переписки; пра­во граждан СССР на объединения в общественные организа­ции. В Конституции СССР также были закреплены и обязан­ности граждан СССР: соблюдать Конституцию, исполнять за­коны, блюсти дисциплину труда, честно относиться к общест­венному долгу, уважать правила социалистического общежи­тия, беречь и укреплять общественную социалистическую соб­ственность.

В Главе XI были закреплены принципы организации и де­ятельности органов суда и прокуратуры: рассмотрение дел во всех судах с участием народных заседателей, принцип незави­симости судей и подчинения их только закону, открытое раз­бирательство дел (за некоторыми исключениями), обеспече­ние обвиняемому право на защиту, ведение судопроизводства на языке союзной или автономной республики либо автоном­ной области с обеспечением для лиц, не владевших этим язы­ком, переводчика, а также право выступать на суде на родном языке.

Высший надзор за исполнением законов всеми народны­ми комиссариатами и подведомственными им учреждениями, а также отдельными должностными лицами и гражданами СССР Конституция возлагала на Прокурора СССР. Респуб­ликанские, краевые, областные прокуроры, а также прокуро­ры автономных республик и автономных областей назнача­лись Прокурором СССР сроком на пять лет. Органы проку­ратуры должны были осуществлять свои функции независимо от местных органов власти, подчиняясь только Прокурору СССР.

Глава XII Конституции была посвящена вопросам о гербе, флаге и столице СССР.

В Главе XIII устанавливался порядок изменения Консти­туции СССР. Она могла быть изменена только по решению Верховного Совета СССР, принятому большинством не менее 2/3 голосов в каждой из палат.

В литературе по-разному оценивают Конституцию СССР 1936 г.: это была самая демократическая Конституция в мире в тот период; демократическая по форме эта Конституция была бездействующим Основным законом; она была перечеркнута чрезвычайными мерами: в реальной практике многие ее положения воплощения не нашли.

На XVIII Всероссийском съезде Советов была принята Конституция РСФСР 1937 г. Она состояла из 151 статьи, све­денных в 15 глав. Она была построена «в полном соответствии с Конституцией СССР» (статья 16 Консти­туции СССР 1936 г.).

На развитие права в СССР оказали влияние изменения в социально-экономической сфере. Гражданское право решало задачи по укреплению и защите социалистической собственности, большое внимание уделя­лось договорным отношениям. С 1931 г. все хозяйственные ор­ганы при поставке товаров, производстве работ и оказании услуг были обязаны оформлять письменные договоры. Уси­ливалась роль договора между предприятиями как средство выполнения плана.

Устанавливалось два вида договоров: генеральные и ло­кальные. Генеральные договоры заключались между централь­ными органами. На их основании заключались локальные до­говоры между конкретными хозяйственными субъектами. Развитие народного хозяйства сделало систему генераль­ных договоров неприемлемой. Это вызвало переход к системе прямых договоров. Прямые договоры заключались на основе протокольных соглашений. В 1937 г. протокольные соглаше­ния были заменены основными условиями поставки. Существовала практика поставки продукции без заключе­ния договоров. Постановлением Совета труда и обороны от 7 апреля 1935 г. был отменен договорный порядок поставки автомашин, отгрузка которых впредь должна была произво­диться по нарядам, выданным на основании плана, утверж­денного правительством. В 1938 г. вводится бездоговорный порядок поставки металлов и металлопродукции. Без договоров производилась поставка товаров на экспорт и т.д.

Нормы семейного права в рассматриваемый период были направлены на укрепление советской семьи, защиту интересов детей, здоровья матери, оказание материальной помощи мно­госемейным. Большое значение для развития семейного права имела Конституция СССР 1936 г., статья 122 которой закрепляла равноправие женщины и мужчины. Вводился институт патроната. Дети-сироты, а также дети, изъятые по постановлению суда от родителей, могли передавать­ся в семьи трудящихся на воспитание. Это оформлялось догово­ром, заключенным органами здравоохранения или народного образования, а в сельских местностях – представителями сель­ских Советов с лицами, берущими детей на воспитание.

27 июня 1936 г. было принято Постановление ЦИК и СНК СССР «О запрещении абортов, увеличении материальной по­мощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за не­платеж алиментов и о некоторых изменениях в законодатель­стве о разводах». При расторжении брака органы загс были обязаны принять меры к примирению супругов. В судах сокращались сроки рассмотрения алиментных дел. За неуплату алиментов уста­навливалась уголовная ответственность – лишение свободы на срок до двух лет.

Трудовое право было направлено на обеспечение народ­ного хозяйства новыми кадрами, повышение культурно-тех­нического уровня работников, решение вопросов оплаты тру­да. Оно способствовало развитию массового социалистическо­го соревнования, укреплению трудовой дисциплины. В области трудовых отношений Конституция 1936 г. закрепляла следующие права: право на труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспо­собности, равные права на труд женщины и мужчины. Также Конституцией закреплялась обязанность граждан трудиться. С октября 1930 г. в связи с ликвидацией безработицы пре­кратилась выплата пособий по безработице. С 20 декабря 1938 г. Постановлением СНК СССР были введены единые трудовые книжки.

Трудовое законодательство вводило меры поощрения для добросовестных работников. В декабре 1938 г. были приняты положения о присвоении высшего трудового отличия — зва­ния Героя Социалистического Труда и о награждении меда­лями «За трудовую доблесть», «За трудовое отличие». В 1940 г. в связи с возросшей военной опасностью на всех государственных, кооперативных и общественных предприя­тиях и в учреждениях был введен 8-часовой рабочий день, за исключением профессий с вредными условиями труда. Одно­временно с этой мерой устанавливалась шестидневная рабочая неделя.

Главными задачами в сфере колхозного и земельного права были задачи развития и укрепления правового статуса колхо­зов. 17 февраля 1935г. на II Всесоюзном съезде колхозни­ков-ударников был принят Примерный устав сельскохозяйст­венной артели, который впоследствии был утвержден СНК СССР и ЦК ВКП (б). Примерный устав состоял из 25 статей, сведенных в 8 разделов.

В Уставе излагалась программа деятельности колхозов, оп­ределялись цели и задачи объединения крестьян в колхоз, по­рядок объединения. Устав закреплял землю за артелью в бес­срочное пользование, она не подлежала купле-продаже или сдаче в аренду. Размеры приусадебной земли, находившейся в личном пользовании колхозного двора, колебались от 1/4 до 1/2 га, а в отдельных районах – до 1 га. Устав перечислял средства производства, подлежавшие обобществлению при вступлении в колхоз, а также средства производства, оставав­шиеся в личном пользовании колхозного двора. Устанавлива­лось, что артель была обязана вести свое хозяйство по плану, повышать урожайность колхозных полей, расширять посев­ную площадь, полностью использовать сельскохозяйственную технику, организовывать животноводческие фермы, повышать трудовую квалификацию членов артели, поднимать их куль­турный уровень и т. д. Членами артели могли быть трудящиеся, достигшие 16-летнего возраста. Высшим органом артели яв­лялось общее собрание ее членов.

СНК СССР и ЦК ВКП (б) в целях развития животновод­ства приняли следующие постановления: от 8 июля 1939 г. «О мероприятиях по развитию общественного животноводст­ва в колхозах» и от 30 января 1940 г. «Об обязательной поставке шерсти государству». Эти акты устанавливали погектарную систему поставок продуктов животноводства. Ранее обязатель­ные поставки мяса и шерсти государству исчислялись по ко­личеству голов скота.

Для уголовного права в рассматриваемый период ха­рактерно усиление борьбы против государственных преступ­лений, против преступлений, объектом которых являлась социалистическая собственность, против преступлений, дез­организовавших нормальную работу промышленности и под­рывавших трудовую дисциплину, и других преступлений. Еще одной особенностью уголовного законодательства яв­лялось ужесточение мер наказания. Некоторые законы исполь­зовались государством для проведения репрессий против не­виновных людей.

В развитии уголовного процесса необходимо отметить сле­дующее. Государством принимались как нормативные акты, являвшиеся юридическим основанием массовых незаконных репрессий, так и законы, закреплявшие демократические по­ложения уголовного процесса.

Конституция СССР 1936 г. и Закон о судоустройстве 1938 г. устанавливали следующие принципы уголовного процесса: гласность судопроизводства, независимость судей и подчине­ние их только закону, обеспечение обвиняемому права на за­щиту, участие в составе суда народных заседателей, ведение судопроизводства на языке союзной, автономной республики или автономной области и т.д. Многие демократические положения уголовного процесса во времена репрессий игнорировались или нарушались.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.248.24 (0.016 с.)