Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формы и жанры оперного произведения
1. Ария – это основная характеристика действующего лица, музыкальный портрет героя. В арии присутствует главный музыкальный тематический материал, который характеризует героя. С точки зрения развития сюжета и сценического действия, ария чаще всего совпадает с важным моментом в жизни героя. Структура арии разнообразна: двухчастная, трехчастная, рондо и другие. В большинстве случаев в арии присутствуют два разных музыкальных материала (для полной характеристики героя). Ария является обязательной в партиях главных действующих лиц. 2. Ариозо – отличается от арии содержанием и размерами. Это частичная характеристика действующего лица в связи с каким-либо событием. Здесь передается отношение героя к другому персонажу или его реакция на событие. Форма чаще всего трехчастная. 3. Ариетта – маленькая ария. Форма – одночастная, простая двух- и трехчастная. 4. Баллада связана с повествовательным характером изложения (куплетная или сквозная форма). 5. Романс, серенада, каватина чаще всего передают лирические переживания героя (форма – простая трехчастная, рондо, куплетная, куплетно-вариационная). В опере часто используется такой прием, как характеристика с помощью жанра. Суть его заключается в следующем: какая-нибудь форма бытовой музыки (например песня), со всеми свойственными ей чертами используется в качестве средства характеристики героя. Большое значение в опере имеют ансамбли – дуэты, трио, квартеты, квинтеты и так далее. Среди них наиболее распространенными являются дуэты «согласия» и «несогласия». В первом случае оба героя одинаково реагируют на события, и это находит свое отображение в похожей по своему характеру мелодике их высказываний, во втором герои по-разному относятся к одному и тому же явлению, в результате чего их мелодический материал является контрастным и самостоятельным. Хор в опере чаще всего связан с массовыми сценами, и характеризует группу людей. Форма хоров разнообразна и зависит от содержания и сюжетного значения. К оркестровой музыке в опере относятся следующие жанры: увертюра (французская – медленно-быстро-медленно, итальянская – быстро-медленно-быстро), вступление, интродукция, прелюдия – это вступительные пьесы к опере; антракт – вступление в следующие действия или картины; интермеццо – внутри действия.
Роль оркестра – не только аккомпанемент. Он раскрывает и развивает основной конфликт. В XIX веке этому способствует лейтмотивная система. Кроме того, в ряде случаев в опере встречаются балетные номера. Музыкальные формы в балете Вначале балет возник как вставной элемент оперного спектакля и представлял собой последовательность танцев, дивертисмент. Известны три мировых балетных школы: французская, русская и итальянская. Терминология дается на французском языке. Классический балет XIX века имеет свои закономерности: номерная структура сохраняется, но номера объединены в сцены. Балет – действие из 3–4 актов: три действия – балет (сюжет), четвертое – дивертисмент. Сцены в балете имеют свои названия. Pas de deux (па-де-де) – танец двоих. Это сюита, построенная из номеров, идущих в строгом порядке. Начинается с выхода – Entreé. Затем идет Adagio – любовный танец (кантилена с особым набором движений). Variation – вариации (по очереди танцора и танцовщицы). В основе вариации танцовщицы лежит жанр польки либо вальса. У танцовщика вариация начинается с затакта, так как он выскакивает прыжком из-за кулис. В основе – жанр мазурки или тарантеллы. Кода – в основе лежит галоп. Если в балете 3 участника (Pas de trios), то вариация есть у каждого. Соответственно, чем больше участников, тем больше вариаций. Grand pas (гран-па). Сюита с большим количеством участников и, соответственно, вариаций. Какие-то участники могут исполнять сольные вариации, какие-то – вариации совместно с другими, чтобы действие не затянулось. Сюита может быть классической и характерной. В характерной представляются либо сказочные герои, либо народные танцы. Pas d’action (па-д-аксьон). Это танец-действие, пантомима. Михаил Фокин отходит от этих принципов. Он может использовать просто различные танцы, связанные сюжетом. Фокин сбалансировал роль танца и пантомимы, ввел мимику как самостоятельный компонент, обратился к «небалетной» музыке. При нем балет стал одноактным. В ХХ веке появляются бессюжетные балеты, например «Агон» Стравинского.
Как самостоятельный вид искусства балет утвердился в 1581 году, а целым спектаклем стал с 60-х годов XVIII века в результате реформы Новера. Жанровая типология балетов: 1. Балет-драма (Ж.Ж. Новер). 2. Романтический балет («Сильфида» Шнейцхоффера, «Жизель» Адана). 3. Академический большой балет («Лебединое озеро» Чайковского). 4. Симфоническая балетная драма («Петрушка» Стравинского). 5. Неоклассический балет, в том числе бессюжетный. 6. Хореодрама («Бахчисарайский фонтан» Асафьева). 7. «Тотальный театр» Мориса Бежара. Полифонические формы Полифония – неодноголосие, основанное на одновременном развертывании объектов горизонтальной природы в соответствии с определенными историческими и стилевыми нормами образования и последования вертикали. В соответствии с историческими особенностями различают строгий и свободный стили. Строгий стиль Система сочинения в строгом стиле сложилась в первой половине XV века и просуществовала 200 лет. Это стиль церковной музыки (вокальной, акапельной), основанной на системе церковных ладов. Это монотоникальные лады (с одной тоникой-опорой), неоктавные по своей природе. В ритмическом отношении характерна неторопливость развертывания, движение крупными (в нашем исчислении) длительностями. Размеры: 2/2, 3/2, 1/1, 2/1 и т.д. Одноголосие Правила сочинения одноголосной мелодии: 1. Начинается с сильной доли и с «сильной» ступени. 2. Оканчивается на первой доле (в условиях многоголосия может нарушаться) и ступени. 3. Господствует плавное волнообразное движение по соседним ступеням и длительностям. 4. Скачки используются нечасто. Требуется хотя бы некоторое приготовление и обязательное заполнение движением в противоположном направлении. Используются скачки: вверх – от терции до малой сексты и на октаву; вниз – от терции до чистой квинты. 5. Ритм движется по соседним длительностям. Если соседние длительности в соотношении больше чем 1:2, то это – скачок, требующий заполнения. 6. Исключаются трудно интонируемые ходы, хроматизм, тритон. 7. Движение мелкими длительностями (четвертями и меньше) разрешается: а) при пробеге через тактовую черту; б) при разрешении синкопы; в) при дроблении целой части такта. 8. Диапазон – не более дуодецимы. 9. Отклонения и модуляции могут совершаться либо в том же звукоряде при перемещении опорного тона (на секунду или кварту-квинту), либо в тот же лад, но с изменением звукоряда на 1 знак. 10. Типовая кадансовая формула: мелодия завершается плавным движением вверх и вниз. 11. Запрещается: использовать в мелодии 2 скачка подряд; синкопы из длительностей меньше, чем счетная доля; повторы (ритмические и мелодические, повторы одной ноты). Двухголосие В основе двухголосия лежат 2 мелодии, сочиненные по правилам, но с регламентом по вертикали. Простой контрапункт В двухголосии возникают две проблемы: единство по горизонтали и единство по вертикали. Проблему единства по горизонтали решает каданс, а по вертикали – контрапункт. Термин «контрапункт» происходит от латинского punctum contra punctum (буквально «точка против точки») и отображает систему сочинения неодноголосия в строгом стиле. Любое многоголосие представляет собой синтез двухголосий. По вертикали основой контрапункта является интервал. Во всех учебниках предлагается система обозначения интервалов, предложенная С.И. Танеевым (обозначается не ступеневая величина, а количество «шагов») (табл. 3): Таблица 3
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 427; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.126.197 (0.009 с.) |