Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
по теме: «Логические основы аргументации»↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Проанализируйте следующие рассуждения, найдите тезис, аргументы и определите способ доказательств. Укажите и квалифицируйте ошибки, если они имеются.
а) Сидящий встал. Кто встал, тот стоит. Следовательно, сидящий стоит.
б) «Смерть для человека – ничто, так как, когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы уже не существуем» (Эпикур).
в) «Назойлив только глупец: умный человек сразу чувствует, приятно его общество или наскучило, и уходит за секунду до того, как станет ясно, что он – лишний» (Лабрюйер).
г) Профессор Н. говорит, что студенты недостаточно много работают, но Н. сам ленив и, потому нет оснований полагать, что он прав в отношении студентов.
д) Один завсегдатай пивного бара рассуждал так: «Чем больше пива я пью, тем больше трясутся мои руки. Чем больше они трясутся, тем больше пива я проливаю. А чем больше его, родимого, я проливаю, тем меньше я пью. Вывод: чем больше я пью, тем меньше я пью…»
е) Что пользы, если Моцарт будет жив И новой высоты еще достигнет? Подымет ли он тем искусство? Нет! Оно падет опять, как он исчезнет: Наследника нам не оставил он. Что пользы в нем? Как некий херувим. Он несколько занес нам песен райских. Чтоб, возмутив бескрылое желанье. В нас, чадах праха, позже улететь! Так улетай же! Чем скорей, тем лучше!» А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери»
2. Постройте доказательства следующих тезисов, определив способ доказательства и вид демонстрации.
а) Хочешь иметь врагов – иронизируй.
б) Если хочешь хоть иногда испытывать чувство радости, никогда и ни от кого не жди ничего хорошего.
в) По жалобам можно определить уровень развития человека.
г) Если человек может сказать, что такое любовь, значит, он никого не любил
д) Тот, кого привели к цели, не имеет права считать, что он достиг ее.
МАТЕРИАЛЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ЛОГИКЕ
Формой промежуточной аттестации по дисциплине может являться зачет или экзамен. На промежуточной аттестации студенты защищают выполненные по билетам практические задания. Каждый билет содержит девять заданий. Количество билетов – 22.
Выбор билетов осуществляется в зависимости от первой буквы фамилии студента по следующей схеме:
Билет 1
1. Дайте полную логическую характеристику понятию: студент.
2. Изобразите посредством круговых схем отношения между понятиями: мать, дочь, женщина, внучка. 3. Произведите обобщение и ограничение следующего понятия: радость. 4. Произведите деление понятия, соблюдая все правила деления, укажите основание деления и вид деления: животное. 5. Укажите вид определения и установите, соблюдены ли правила определения: Упрямство есть порок слабого ума. 6. Определите вид следующего суждения, назовите его субъект и предикат. Форма правления определяется статутом главы государства. 7. Укажите, какие законы логики нарушены в данном рассуждении: Все студенты изучают иностранный язык, Семенов изучает иностранный язык, значит, он – студент.
8. Сделайте вывод из следующих посылок, определив вид умозаключения. Все, дающее жизненный опыт, полезно. Некоторые ошибки дают жизненный опыт. 9. Найти тезис, аргументы, указать способ доказательства. «Смерть для человека – ничто, так как, когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем» Билет 2
1. Дайте полную логическую характеристику понятию: самый большой город мира. 2. Изобразите посредством круговых схем отношения между понятиями: писатель, русский писатель, Э.Золя, М.Горький. 3.Произведите обобщение и ограничение следующего понятия: ю рист. 4.Произведите деление понятия, соблюдая все правила деления, укажите основание деления и вид деления: дом. 5. Укажите вид определения и установите, соблюдены ли правила определения: Мошенник – это человек, занимающийся мошенничеством.
6. Определите вид следующего суждения, назовите его субъект и предикат. Преступление – общественно опасное деяние.
7. Укажите, какие законы логики нарушены в данном рассуждении: Петров не занимается спекуляцией, поэтому он не может быть привлечен к уголовной ответственности. 8. Сделайте вывод из следующих посылок. Определите вид умозаключения. Если человек не виновен, то его оправдывают. Данного человека не оправдали. 9. Найти тезис, аргументы, указать способ доказательства. «Назойлив только глупец: умный человек сразу чувствует, приятно его общество или наскучило, и уходит за секунду до того, как станет ясно, что он лишний». Билет 3
1. Дайте полную логическую характеристику понятию: глагол.
2. Изобразите посредством круговых схем отношения между понятиями: республика, монархия, форма правления, президентская республика. 3. Произведите обобщение и ограничение следующего понятия: гражданин. 4. Произведите деление понятия, соблюдая все правила деления, укажите основание деления и вид деления: университет.
5. Укажите вид определения и установите, соблюдены ли правила определения: Монолог – пространное высказывание, не рассчитанное на прямой незамедлительный ответ. 6. Определите вид следующего суждения, назовите его субъект и предикат. Бывают такие ошибки, которые дают жизненный опыт.
7. Укажите, какие законы логики нарушены в данном рассуждении: Петров плохой студент. Он пропускает занятия, ничем не интересуется и целые дни занят игрой в шахматы. 8. Сделайте вывод из следующих посылок. Определите вид умозаключения. Всякое суждение является либо утвердительным, либо отрицательным. Данное суждение не является утвердительным. 9. Найти тезис, аргументы, указать способ доказательства. «Назойлив только глупец: умный человек сразу чувствует, приятно его общество или наскучило, и уходит за секунду до того, как станет ясно, что он лишний». Билет 4
1. Дайте полную логическую характеристику понятию: внук. 2. Изобразите посредством круговых схем отношения между понятиями: простое предложение, сложное предложение, запятая, предложение. 3. Произведите обобщение и ограничение следующего понятия: преступление. 4. Произведите деление понятия, соблюдая все правила деления, укажите основание деления и вид деления: море. 5. Укажите вид определения и установите, соблюдены ли правила определения: Покой – это отсутствие беспокойства.
6. Определите вид следующего суждения, назовите его субъект и предикат. Человек желает счастья. 7. Укажите, какие законы логики нарушены в данном рассуждении: Во всех помещениях театра курить строго запрещается. Курить можно только в специально отведенных помещениях. 8. Сделайте вывод из следующих посылок, определите вид умозаключения. Если приговор не обоснован, он будет отменен. Данный приговор не отменен. 9. Найти тезис, аргументы, указать способ доказательства. У Иванова грипп, т.к. у него повышенная температура, насморк и общее недомогание. У Петрова, когда у него были данные симптомы, врачи диагностировали грипп.
Билет 5 1. Дайте полную логическую характеристику понятию: юридическое лицо. 2. Изобразите посредством круговых схем отношения между понятиями: книга, словарь, энциклопедия.
3. Произведите обобщение и ограничение следующего понятия: треугольник. 4. Произведите деление понятия, соблюдая все правила деления, укажите основание деления и вид деления: наука. 5. Укажите вид определения и установите, соблюдены ли правила определения: Этика – это философская наука, изучающая мораль как форму общественного сознания. 6. Определите вид следующего суждения, назовите его субъект и предикат. Среди ученых встречаются неумные люди. 7. Укажите, какие законы логики нарушены в данном рассуждении: Почта работает ежедневно с 8 до 19 часов. В субботу почта работает до 17 часов. 8. Сделайте вывод из следующих посылок, определив вид умозаключения. Ни один взяточник не честен. Некоторые бюрократы являются взяточниками.
9. Найти тезис, аргументы, указать способ доказательства. У Иванова грипп, т.к. у него повышенная температура, насморк и общее недомогание. У Петрова, когда у него были данные симптомы, врачи диагностировали грипп.
Билет 6
1. Дайте полную логическую характеристику понятию: прокурор.
2. Изобразите посредством круговых схем отношения между понятиями: небесное тело, спутник Марса, спутник, комета. 3. Произведите обобщение и ограничение следующего понятия: исторический роман. 4. Произведите деление понятия, соблюдая все правила деления, укажите основание деления и вид деления: город. 5. Укажите вид определения и установите, соблюдены ли правила определения: Вес – тяжесть чего-нибудь, определяемая какой-нибудь мерой.
6. Определите вид следующего суждения, назовите его субъект и предикат. Большинство законов России не имеют обратной силы.
7. Укажите, какие законы логики нарушены в данном рассуждении: В этом суждении нет ни утверждения, ни отрицания. 8. Сделайте вывод из следующих посылок, определите вид умозаключения. Если на улице идет дождь, то там сыро. На улице не сыро.
9. Найти тезис, аргументы, указать способ доказательства. Петров успешно защитит диплом, т.к. он усердно трудился и прекрасно изучил проблему.
Билет 7 1. Дайте полную логическую характеристику понятию: А .С.Пушкин. 2. Изобразите посредством круговых схем отношения между понятиями: студент, спортсмен, шахматист.
3. Произведите обобщение и ограничение следующего понятия: менеджер.
4. Произведите деление понятия, соблюдая все правила деления, укажите основание деления и вид деления: норма права. 5. Укажите вид определения и установите, соблюдены ли правила определения: Щелочь – это жидкость, при погружении в которую лакмусовой бумаги последняя окрашивается в синий цвет. 6. Определите вид следующего суждения, назовите его субъект и предикат. Слова могут быть разделены на слоги. 7. Укажите, какие законы логики нарушены в данном рассуждении: Два мальчика перешли речку вброд. На берегу один из них сказал: «Ты-то весь мокрый, а я даже штаны не замочил!» «Тебе не привыкать, - ехидно заметил тот, - ты всегда сухим из воды выходишь» 8. Осуществите операции обращения и превращения суждения: Всякий честолюбивый – завистлив. 9. Найти тезис, аргументы, указать способ доказательства. Петров успешно защитит диплом, т.к. он усердно трудился и прекрасно изучил проблему. Билет 8 1. Дайте полную логическую характеристику понятию: самое глубокое озеро в мире.
2. Изобразите посредством круговых схем отношения между понятиями: дед, сын, брат, отец, мужчина, внук. 3. Произведите обобщение и ограничение следующего понятия: транспортное средство.
4. Произведите деление понятия, соблюдая все правила деления, укажите основание деления и вид деления: учреждение. 5. Укажите вид определения и установите, соблюдены ли правила определения: Логика – это наука о формах и законах правильного мышления.
6. Определите вид следующего суждения, назовите его субъект и предикат. Риск – благородное дело.
7. Укажите, какие законы логики нарушены в данном рассуждении: В этом суждении нет ни утверждения ни отрицания.
8. Осуществите операции обращения и превращения суждения: Некоторые образованные люди – суеверны. 9. Найти тезис, аргументы, указать способ доказательства. «Назойлив только глупец: умный человек сразу чувствует, приятно его общество или наскучило, и уходит за секунду до того, как станет ясно, что он лишний». Билет 9 1. Дайте полную логическую характеристику понятию: невменяемость.
2. Изобразите посредством круговых схем отношения между понятиями: покупатель, продавец, спекулянт. 3. Произведите обобщение и ограничение следующего понятия: пассажир. 4. Произведите деление понятия, соблюдая все правила деления, укажите основание деления и вид деления: литература. 5. Укажите вид определения и установите, соблюдены ли правила определения: Хлопок- это белое золото.
6. Определите вид следующего суждения, назовите его субъект и предикат. Трус не играет в хоккей. 7. Укажите, какие законы логики нарушены в данном рассуждении: Один мальчик сказал другому: «Купи сто апельсинов – я один съем». «Не съешь.»- ответил товарищ. Они поспорили. Товарищ купил сто апельсинов. Мальчик взял один апельсин и съел.
8. Сделайте вывод из следующих посылок. Определите вид умозаключения.
Если урок труден, то ученики его плохо усваивают. Данный урок труден. 9. Найти тезис, аргументы, указать способ доказательства. Все крестьянские войны в России потерпели поражение, т.к. всего было четыре войны, из них крестьянская война под предводительством Болотникова, под предводительством Разина, Булавина и Пугачева потерпели поражение. Билет 10
1. Дайте полную логическую характеристику понятию: естественный спутник Земли.
2. Изобразите посредством круговых схем отношения между понятиями: наука, точная наука, математика, история.
3. Произведите обобщение и ограничение следующего понятия: преподаватель-мужчина. 4. Произведите деление понятия, соблюдая все правила деления, укажите основание деления и вид деления: философ. . 5. Укажите вид определения и установите, соблюдены ли правила определения: Кислород – необходимое условие жизни.
6. Определите вид следующего суждения, назовите его субъект и предикат. Электроны имеют отрицательный заряд. 7. Укажите, какие законы логики нарушены в данном рассуждении: Один мальчик сказал другому: «Купи сто апельсинов – я один съем». «Не съешь,»- ответил товарищ. Они поспорили. Товарищ купил сто апельсинов. Мальчик взял один апельсин и съел. 8.Осуществите операции обращения и превращения суждения: Все верные положения заслуживают внимания. 9. Найти тезис, аргументы, указать способ доказательства. Все крестьянские войны в России потерпели поражение, т.к. всего было четыре войны, из них крестьянская война под предводительством Болотникова, под предводительством Разина, Булавина и Пугачева потерпели поражение.
Билет 11
1. Дайте полную логическую характеристику понятию: Солнце.
2. Изобразите посредством круговых схем отношения между понятиями: здание, комната, многоэтажное здание, избушка. 3. Произведите обобщение и ограничение следующего понятия: ребенок. 4. Произведите деление понятия, соблюдая все правила деления, укажите основание деления и вид деления: предложение. 5. Укажите вид определения и установите, соблюдены ли правила определения: Учитель – человек, который учит кого-нибудь.
6. Определите вид следующего суждения, назовите его субъект и предикат. Не все экономисты изучали логику. 7. Укажите, какие законы логики нарушены в данном рассуждении: Во всех помещениях театра курить строго запрещается. Курить можно только в специально отведенных помещениях. 8. Сделайте вывод из следующих посылок, определите вид умозаключения. Все ананасы вкусные. Ничто из того, что лежит на этом блюде, не является вкусным.
9. Найти тезис, аргументы, указать способ доказательства. Если бы с вами поступили так, как со мной, то вы бы возмущались. Я тоже возмущен и это справедливая реакция.
Билет 12
1. Дайте полную логическую характеристику понятию: брат. 2. Изобразите посредством круговых схем отношения между понятиями: женщина, преподаватель, спортсмен.
3. Произведите обобщение и ограничение следующего понятия: жестокость. 4. Произведите деление понятия, соблюдая все правила деления, укажите основание деления и вид деления: периодическое издание. 5. Укажите вид определения и установите, соблюдены ли правила определения: Олигоцен – третья эпоха палеогена.
6. Определите вид следующего суждения, назовите его субъект и предикат. Уральские горы отделяют Европу от Азии.
7. Укажите, какие законы логики нарушены в данном рассуждении: Во всех помещениях театра курить строго запрещается. Курить можно только в специально отведенных помещениях. 8. Сделайте вывод из следующих посылок. Определите вид умозаключения. Если человек говорит правду, то он спокоен. Этот человек говорит неправду. 9. Найти тезис, аргументы, указать способ доказательства. «Смерть для человека – ничто, так как, когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем»
Билет 13 1. Дайте полную логическую характеристику понятию: деканат. 2. Изобразите посредством круговых схем отношения между понятиями: учебное заведение, школа, вуз, техникум, вечерняя школа.
3. Произведите обобщение и ограничение следующего понятия: банковская операция.
4. Произведите деление понятия, соблюдая все правила деления, укажите основание деления и вид деления: лес. 5. Укажите вид определения и установите, соблюдены ли правила определения: Равнобедренный треугольник – это треугольник, не являющийся равносторонним и разносторонним.
6. Определите вид следующего суждения, назовите его субъект и предикат. Всякий обвиняемый нанес вред кому-то.
7. Укажите, какие законы логики нарушены в данном рассуждении: Во всех помещениях театра курить строго запрещается. Курить можно только в специально отведенных помещениях. 8. Осуществите операции обращения и превращения суждения. Преступники должны нести наказание.
9. Найти тезис, аргументы, указать способ доказательства. Если бы с вами поступили так, как со мной, то вы бы возмущались. Я тоже возмущен и это справедливая реакция. Билет 14 1. Дайте полную логическую характеристику понятия: окружность. 2. Изобразите посредством круговых схем отношения между понятиями: части речи, глагол, существительное, прилагательное.
3. Произведите обобщение и ограничение следующего понятия: актер. 4. Произведите деление понятия, соблюдая все правила деления, укажите основание деления и вид деления: религия. 5. Укажите вид определения и установите, соблюдены ли правила определения: Религия – это опиум для народа. 6. Определите вид следующего суждения, назовите его субъект и предикат. Никто не хотел умирать.
7. Укажите, какие законы логики нарушены в данном рассуждении: Два мальчика перешли речку вброд. На берегу один из них сказал: «Ты-то весь мокрый, а я даже штаны не замочил!» «Тебе не привыкать, - ехидно заметил тот, - ты всегда сухим из воды выходишь» 8.Осуществите операции обращения и превращения суждения: Преступники должны нести наказание.
9. Найти тезис, аргументы, указать способ доказательства. Если бы с вами поступили так, как со мной, то вы бы возмущались. Я тоже возмущен и это справедливая реакция. Билет 15 1. Дайте полную логическую характеристику понятию: власть. 2. Изобразите посредством круговых схем отношения между понятиями: черта характера, мужество, трусость, глупость.
3. Произведите обобщение и ограничение следующего понятия: литература. 4. Произведите деление понятия, соблюдая все правила деления, укажите основание деления и вид деления: преступление. 5. Укажите вид определения и установите, соблюдены ли правила определения: Ноль – такое число, которое, будучи умноженным на любое другое число, дает ноль.
6. Определите вид следующего суждения, назовите его субъект и предикат. Никто не может быть признан виновным без суда. 7. Укажите, какие законы логики нарушены в данном рассуждении: Во всех помещениях театра курить строго запрещается. Курить можно только в специально отведенных помещениях.
8. Сделайте вывод из следующих посылок. Определите вид умозаключения и его модус. Некоторые люди, не выполняющие своих обещаний, являются безвольными или непорядочными. Иванова не назовешь безвольным. 9. Найти тезис, аргументы, указать способ доказательства. Если человек говорит неправду, то он заблуждается или сознательно вводит в заблуждение других. Этот человек говорит неправду, но явно не заблуждается в данном вопросе. Значит, этот человек вводит всех в заблуждение.
Билет 16
1. Дайте полную логическую характеристику понятию: недоброжелатель.
2. Изобразите посредством круговых схем отношения между понятиями: живое существо, птица, человек, голубь. 3. Произведите обобщение и ограничение следующего понятия: оружие. 4. Произведите деление понятия, соблюдая все правила деления, укажите основание деления и вид деления: подарок. 5. Укажите вид определения и установите, соблюдены ли правила определения: Зима – самое холодное время года. 6. Определите вид следующего суждения, назовите его субъект и предикат. Человек совершает великое множество глупостей.
7. Укажите, какие законы логики нарушены в данном рассуждении: Петров не занимается спекуляцией, поэтому он не может быть привлечен к уголовной ответственности. 8. Осуществите операции обращения и превращения суждения: Некоторые студенты занимаются спортом.
9.Найти тезис, аргументы, указать способ доказательства. Если человек говорит неправду, то он заблуждается или сознательно вводит в заблуждение других. Этот человек говорит неправду, но явно не заблуждается в данном вопросе. Значит, этот человек вводит всех в заблуждение. Билет 17
1. Дайте полную логическую характеристику понятиям: лейтенант.
2. Изобразите посредством круговых схем отношения между понятиями: существо, умеющее плавать, человек, птица.
3. Произведите обобщение и ограничение следующего понятия: путешественник. 4. Произведите деление понятия, соблюдая все правила деления, укажите основание деления и вид деления: рабочий. 5. Укажите вид определения и установите, соблюдены ли правила определения: Сладость – это то, что нравиться всем. 6. Определите вид следующего суждения, назовите его субъект и предикат. Только некоторые треугольники являются равнобедренными.
7. Укажите, какие законы логики нарушены в данном рассуждении: Петров не занимается спекуляцией, поэтому он не может быть привлечен к уголовной ответственности. 8. Сделайте вывод из следующих посылок. Определите вид умозаключения. Всякое суждение является либо утвердительным, либо отрицательным. Данное суждение не является утвердительным. 9. Найти тезис, аргументы, указать способ доказательства. Если человек говорит неправду, то он заблуждается или сознательно вводит в заблуждение других. Этот человек говорит неправду, но явно не заблуждается в данном вопросе. Значит, этот человек вводит всех в заблуждение. Билет 18 1. Дайте полную логическую характеристику понятию: круглый квадрат. 2. Изобразите посредством круговых схем отношения между понятиями: Луна, естественный спутник Земли, небесное тело. 3. Произведите обобщение и ограничение следующего понятия: средство связи. 4. Произведите деление понятия, соблюдая все правила деления, укажите основание деления и вид деления: ложь. 5. Укажите вид определения и установите, соблюдены ли правила определения: Конус – это фигура, которая получается, если прямоугольный треугольник вращать вокруг одной из сторон на 360 градусов.
6. Определите вид следующего суждения, назовите его субъект и предикат. Некоторые люди не любят сладкое. 7. Укажите, какие законы логики нарушены в данном рассуждении: Два мальчика перешли речку вброд. На берегу один из них сказал: «Ты-то весь мокрый, а я даже штаны не замочил!» «Тебе не привыкать, - ехидно заметил тот, - ты всегда сухим из воды выходишь» 8. Сделайте вывод из следующих посылок. Определите вид умозаключения.
Если данное суждение – общеутвердительное, то его субъект распределен. Данное суждение не является общеутвердительным. 9. Найти тезис, аргументы, указать способ доказательства. «Смерть для человека – ничто, так как, когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем» Билет 19 1. Дайте полную логическую характеристику понятию: истец.
2. Изобразите посредством круговых схем отношения между понятиями: мать, дочь, женщина, внучка. 3. Произведите обобщение и ограничение следующего понятия: спортсмен. 4. Произведите деление понятия, соблюдая все правила деления, укажите основание деления и вид деления: учитель. 5. Укажите вид определения и установите, соблюдены ли правила определения: Упрямство есть порок слабого ума. 6. Определите вид следующего суждения, назовите его субъект и предикат. Большинство средневековых государств – монархии. 7. Укажите, какие законы логики нарушены в данном рассуждении: «Ноздрев был историческим человеком: там, где он появлялся, никогда не обходилось без истории». 8.Сделайте вывод из следующих посылок, определив вид умозаключения. Если бухта замерзла, корабли в нее не входят. Бухта замерзла. 9. Найти тезис, аргументы, указать способ доказательства. «Смерть для человека – ничто, так как, когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем» Билет 20
1.Дайте полную логическую характеристику понятию: покупатель.
2. Изобразите посредством круговых схем отношения между понятиями: адвокат, юрист, женщина. 3. Произведите обобщение и ограничение следующего понятия: птица. 4. Произведите деление понятия, соблюдая все правила деления, укажите основание деления и вид деления: закон. 5. Укажите вид определения и установите, соблюдены ли правила определения: Упрямство есть порок слабого ума. 6. Определите вид следующего суждения, назовите его субъект и предикат. Некоторые распоряжения не исполняются. 7. Укажите, какие законы логики нарушены в данном рассуждении: Все студенты изучают иностранный язык, Семенов изучает иностранный язык, значит, он – студент. 8. Сделайте вывод из следующих посылок, определив вид умозаключения. Все, дающее жизненный опыт, полезно. Некоторые ошибки дают жизненный опыт. 9. Найти тезис, аргументы, указать способ доказательства. «Смерть для человека – ничто, так как, когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем» Билет 21
1. Дайте полную логическую характеристику понятию: созвездие.
2. Изобразите посредством круговых схем отношения между понятиями: Ребенок, старик, человек.. 3. Произведите обобщение и ограничение следующего понятия: экзамен. 4. Произведите деление понятия, соблюдая все правила деления, укажите основание деления и вид деления: здание. 5. Укажите вид определения и установите, соблюдены ли правила определения: Упорство – это положительное качество человека. 6. Определите вид следующего суждения, назовите его субъект и предикат. Студенты сдают экзамены. 7. Укажите, какие законы логики нарушены в данном рассуждении: Ноздрев был историческим человеком. Всюду, где он появлялся, происходили какие-то истории. 8.Сделайте вывод из следующих посылок, определив вид умозаключения. Если погода будет солнечной, мы отправимся на прогулку. Мы не отправились на прогулку.
9. Найти тезис, аргументы, указать способ доказательства. Все, что нас не убивает, делает сильнее. В преодолении трудностей закаляется характер человека.
Билет 22
1. Дайте полную логическую характеристику понятию: непорядочность.
2. Изобразите посредством круговых схем отношения между понятиями: Тетрадь, линейка, ручка, шариковая ручка. 3. Произведите обобщение и ограничение следующего понятия: страдание. 4. Произведите деление понятия, соблюдая все правила деления, укажите основание деления и вид деления: год. 5. Укажите вид определения и установите, соблюдены ли правила определения: Институт – это учебное заведение. 6. Определите вид следующего суждения, назовите его субъект и предикат. Ряд реформ носили незаконченный характер. 7. Укажите, какие законы логики нарушены в данном рассуждении: Он всегда говорил правду, лишь иногда вынужден был лгать.
8. Сделайте вывод из следующих посылок, определив вид умозаключения. Студенты всех специальностей изучают философию. Иванов – студент экономического факультета.
9. Найти тезис, аргументы, указать способ доказательства. Платон был идеалистом, т.к. утверждал первичность мира идей.
Литература 1. Бойко, А. П. Логика [Текст]: учеб. пособие / А.П. Бойко.- М.: Проспект, 1994.- 194 с. 2. Брюшинкин, В. Н. Практический курс логики для гуманитариев [Текст]: учебник / В.Н. Брюшинкин.- М.: Новая школа, 1996.- 319 с. 3. Брюшинкин, В. Н. Логика [Текст]: учебник / В.Н. Брюшинкин.- М.: Гардарики, 2001.- 334 с. 4. Войшвилло, Е. К., Дегтярев, М. Г. Логика [Текст]: учеб. пособие / Е.К. Войшвилло.- М.: Владос, 1998.- 184 с. 5. Гетманова, А. Д. Логика [Текст]: учеб. пособие / А.Д. Гетманова.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.- 196 с. 6. Гусев, Д. А. Логика [Текст]: учеб. пособие / Д.А. Гусев.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.- 214 с. 7. Дмитриевская, И. В. Логика [Текст]: учеб. пособие / И.В. Дмитриевская.- М.: Флинта: МПСИ, 2006.- 189 с. 8. Иванов, Е. А. Логика [Текст]: учебник Е.А. Иванов.- М.: БЕК, 1996.- 264 с. 9. Ивин, А. А. Практическая логика [Текст]: учебник / А.А. Ивин.- М.: Знание, 1998.- 297 с. 10. Ивин, А. А. Логика [Текст]: учебник / А.А. Ивин.- М.: Гардарики, 2002.- 352 с. 11. Ивлев, Ю.В. Логика [Текст]: учебник / Ю.В. Ивлев.- М.: Логос, 2000.- 272 с. 12. Кириллов, В. И., Старченко, А. А. Логика [Текст]: учебник / В. И. Кириллов.- М.: Проспект, 240 с. 13. Курбатов, В. И. Логика [Текст]: систематический курс / В.И. Курбатов.- Ростов н-Д.: Феникс, 2001.- 219 с. 14. Логика [Текст]: учеб. пособие / под ред. А.Д. Спирина.- Кемерово, 2003.- 89 с. 15. Малыхина, Г. И. Логика [Текст]: учеб. пособие / Г.И. Малыхина.- М.: Высшая школа, 2005.- 272 с. 16. Светлов, В. А. Современная логика [Текст]: учеб. пособие / В.А. Светлов.- СПб.: Питер, 2006.- 268 с. 17. Упражнения по логике [Текст].- М.: Высшая школа, 1990.- 162 с. 17. Шуман, А.Н. Современная логика: теория и практика [Текст] / А.Н. Шуман.- М.: Экономпресс, 2004.- 212 с. 18. Яшин, Б. Л. Задачи и упражнения по логике [Текст] / Б.Л. Яшин.- М.: БЕК, 1996.- 184 с.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.106 (0.018 с.) |