По использованию мультимедийного диска 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По использованию мультимедийного диска



«Право на защиту от ВСЕх форм насилия»

ПЕРМЬ


УДК 347.23

ББК 67.404.1

М 54

 

Издание осуществлено МОО «Центр против насилия и торговли людьми» в 2003 г. в рамках проекта «Создание мультимедийного пособия по обучению школьников права человека».

 

Книга издана при финансовой поддержке Комиссии Европейского Сообщества.

Высказываемая здесь точка зрения является точкой зрения авторов и, следовательно, никоим образом не может отражать официальное мнение Европейской Комиссии.

 

Авторы текста – В.А. Гладких (разделы 3 и 4), З.В. Луковцева (раздел 1), Р.В. Маранов (Введение, раздел 2).

Благодарим М.Л. Мохову за ее вклад в создание диска и настоящего Пособия.

Редактор - Ф.Л. Синицын.

Корректор – Н.И. Зумарева.

МОО «Центр против насилия и торговли людьми»:

Почтовый адрес: Россия 614000 г. Пермь, Главпочтамт, а/я 7015.

Эл. почта: no-violence@narod.ru

Интернет-сайт: http://www.cavt.ru

 

 

ББК 67.404.1

М 54 Методическое пособие по использованию мультимедийного диска «Право на защиту от всех форм насилия». Пермь, …, 2002, 132 с.

 

ISBN 000000000000000000

© Авторы, 2002.

© МОО «Центр против насилия и торговли людьми», 2002.


ОГЛАВЛЕНИЕ

    стр.
  Введение    
1. Пособие для младших школьников «Приключения Буратино»    
2. Пособие для старшеклассников «Право на защиту от насилия»    
3. Краткое введение в психологическую диагностику    
4. Описание психологических тестов    
5. Дополнительные материалы, размещенные на диске    

 


ВВЕДЕНие

 

 

Вы держите в руках необычную книгу. Необычность ее заключается в том, что это методическое пособие является инструкцией по эксплуатации к электронному продукту - компьютерной программе по преподаванию прав человека. Это первая в своем роде разработка.

Когда мы заходим в магазин, торгующий разного рода учебной литературой, всегда можно найти витрину, в которой выставлены мультимедийные диски на разную тематику. Есть электронные учебники по химии, физике, математике, астрономии, иностранным языкам. Есть электронные энциклопедии по истории, кинематографии и прочим интересным предметам.

Только нельзя найти на этих витринах диски, которые были бы посвящены школьным общественным дисциплинам. Поэтому одной из целей настоящего проекта была устранить «мультимедийную несправедливость» в отношении такого предмета как «права человека».

Тема «Права человека» входит составной частью в преподавание школьных общественных дисциплин, таких как граждановедение, человек и общество, введение в обществознание и т. д.

Процесс внедрения мультимедийных технологий находится в самом начале. Этот процесс во многом стихиен, но с другой стороны эта стихийность дает некоторые преимущества.

Развитие и широкое применение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) является глобальной тенденцией мирового развития и научно-технической революции последних десятилетий. Применение ИКТ имеет решающее значение для повышения конкурентоспособности экономики, расширения возможностей ее интеграции в мировую систему хозяйства, повышения эффективности государственного управления и местного самоуправления. Важным результатом распространения ИКТ и проникновения их во все сферы общественной жизни является создание правовых, организационных и технологических условий для развития демократии за счет реального обеспечения прав граждан на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации.

Представляемый учебный диск – тоже продукт ИКТ и поэтому он является новым, современным словом в обучении школьников правам человека в сфере защиты от всех форм насилия.

* * *

 

Каталог (перечень) прав человека, конечно же, гораздо шире, чем те, которые будут рассматриваться в данном модуле. В теории выделяются права человека первого, второго и третьего поколения. В данном случае речь идет о первой категории естественных прав, которые обеспечивают минимум безопасности для человека, без чего невозможна нормальная человеческая жизнь. Можно сказать, что все права сводятся к основным принципам – право на жизнь и личную неприкосновенность и право на равенство перед законом. Одной из основных и базовых потребностей человека (согласно Маслоу) является потребность в безопасности.

Многочисленные исследования показали, что психологические травмы детства оказывают влияние на всю последующую жизнь человека, формирование его характера, психическое и физическое здоровье, адаптацию в обществе. Многие авторы подчеркивают связь между медицинскими, социальными и криминальными аспектами жестокого обращения с детьми и формированием у них в последующем своеобразного «цикла насилия» в виде передачи агрессивного стиля поведения из поколения в поколение. Есть также прямая связь между суровостью наказания и выраженностью агрессивности. Жертвы насилия зачастую сами становятся агрессорами и совершают тяжкие криминальные деяния вплоть до убийств. Именно поэтому проблема жестокости и насилия в отношении детей признана во всем мире приоритетной, что и закреплено в Международной конвенции ООН по правам ребенка (1989 г.).

В России складывающаяся ситуация ведет к росту детской безнадзорности, а также преступности среди молодежи, темпы роста которой за последние годы увеличились в 15 раз по сравнению с преступностью среди взрослых. Более одной трети преступлений среди молодежи совершается детьми в возрасте от 13 до 15 лет.

Курс прав человека - прежде всего, мировоззренческий. Права человека - это воспитательный компонент, направленный на формирование ценностей, и это во многом его отличает от других предметов, которые преподаются в школе.

Однако редкий учитель включает в свои занятия воспитательные цели. В основном он тратит время на компонент наращивания знаний. Но если мы будем поступать именно таким образом, то спрашивается, кого мы получим в итоге? Того, кто не умеет полученные знания применять в своей жизни. Даже добавив компонент навыков, мы получим людей, которые, может быть, и умеют применять знания на практике, но могут быть лишь умелыми манипуляторами. Для них будет неважно, где и как использовать свои знания и умения. Например, человек может знать законодательство, знать, как оно работает, и использовать его для того, чтобы добиваться каких-то своих низменных целей и уходить от ответственности.

Нам важно, чтобы либеральные ценности стали важнейшими для тех людей, с которыми мы ведем работу, чтобы они стали важной составляющей личности этих людей, чтобы соблюдать права человека стало потребностью человека.

Обучение правам человека – это обучение не только тому, что представляют собой права человека, но и тому, что надо делать в интересах прав человека. Цель обучения правам человека состоит в том, чтобы помочь людям достичь в своем развитии такого уровня, когда они начинают понимать, что такое права человека, чувствовать важность прав человека и необходимость соблюдать и защищать их. Занятия должны последовательно вырабатывать у детей не только знания и умения, но и ценностные установки, без которых невозможно создать справедливый мир, свободный от нарушений прав человека.[1]

Если мы дадим детям знания, но не научим действовать, они будут пассивны и беспомощны. Если мы научим детей действовать, но не привьем ценности знаний, мы вырастим самоуверенных карьеристов, некомпетентных политиков. Если же мы не сформируем нравственных ценностей, то получим умелых и знающих манипуляторов, равнодушных и безжалостных к нуждам окружающих.[2]

Применительно к рассматриваемой нами теме, знания и умения могут быть следующего содержания:

Знания: о том, что существуют документы, в которых сформулированы права человека, направленные на защиту от различных форм насилия, и о том, какие могут быть последствия нарушений прав человека.

Умения: слушать других, проводить анализ с точки зрения морально-нравственных ценностей, общаться с другими людьми, разрешать конфликты мирным путем, уметь противостоять любым формам насилия, помогать другим людям, ставшим жертвами насилия.

Ценности: убежденность в том, что права человека важны, что человеческое достоинство присуще всем людям, что права человека надо уважать и соблюдать, что взаимодействие лучше, чем конфликт, что нельзя применять насилие к другим людям, что мы можем сделать мир лучше, если только постараемся.

Учебный диск состоит из трех самостоятельных частей.

1. Пособие для младших школьников «Приключения Буратино».

2. Электронный учебник для старших классов «Защита от любых форм насилия»

3. Программа психологических тестов.

Все части направлены на решение одной проблемы – эффективного обучения детей основным навыкам защиты от любых форм насилия.

Пособие на основе созданного специально для настоящего диска мультфильма «Приключения Буратино» рассчитано на младших школьников. Данная сказка и ее персонажи очень хорошо подходят для использования их в качестве постоянных героев при изучении прав человека.[3]

В каждой из сцен мультфильма Буратино или его друзья попадают в сложные ситуации, где нарушается какое-то из прав человека, происходит акт насилия определенного рода. Дети с помощью учителя должны дать объяснению ситуации и поведению героев сцены мультфильма. Благодаря такой методике повышается мотивация к изучению дисциплины, увеличивается уровень усвоения материала.

Электронный учебник для средних и старших классов «Защита от всех форм насилия» содержит информацию о различных формах насилия и о способах защиты от этих форм насилия. Учебник также имеет своей целью привить учащимся идеи уважения к правам человека, ненасилия и культуры мира. Почти в каждом занятии присутствует компьютерная игра соответствующей тематики.

Раздел «Психологическая диагностика» является важным дополнением к первым двум частям, но может использоваться самостоятельно как инструмент для проведения психологических тестов.

Необходимость включения такого раздела вызвана следующими соображениями. Рассматриваемая тема - «защита от насилия» - во много связана с человеческой природой, в частности с проблемами врожденной агрессии и деструктивности. С другой стороны, при нарушении права на защиту от насилия у жертвы – человека, подвергшегося какой-либо форме насилия, - могут происходить изменения на психологическом уровне (например, начаться посттравматический синдром), и тогда последствия могут быть очень серьезными. Мы считаем, что школа не только должна дать знания в области защиты от насилия, но она должна помогать тем ученикам, кто стал жертвой насилия, или наоборот, склонен к насилию. Для того чтобы выявить таких «проблемных» учеников, как раз необходимы психологические тесты.

При этом для получения более объективной картины следует подвергнуть диагностике не только учащихся, но и их родителей. Для этой цели на диске имеются также специальные тесты для родителей.

Мы считаем, что и педагог должен пройти специальное самотестирование, чтобы лучше понять отношения, которые складываются между ним и учениками.

Результаты всех тестов сохраняются в папке Results в виде текстовых файлов или файла в формате bmp (картинка) в тесте «Силуэт».

 

Почему не Интернет?

У некоторых читателей может возникнуть вопрос, зачем создавать отдельный диск, когда проще разместить всю информацию на сайте в Интернете, куда может зайти любой желающий, - ведь это дешевле, чем тиражировать диск и распространять его по школам.

Проблема в том, что в среднем только 2 % школ России имеют более-менее постоянный доступ в Интернет. Связано это с тем, что доступ во всемирную сеть является платным, и школа просто не имеет средств платить за Интернет. Во-вторых, поскольку доступ в Интернет осуществляется через телефонные линии, качество которых в большинстве регионов России оставляет желать лучшего, то объем информации, который можно прокачать через Интернет – мизерный, и программы, загружаемые через Интернет, работают медленно.

Успешность открытого дистанционного обучения производна, прежде всего, от желания и умения учиться самостоятельно, без непосредственного контакта учащегося с преподавателем. В странах бывшего Советского Союза подавляющее большинство школьников и студентов этой способностью не обладают. Поэтому развивающая стратегия (благотворная и в очном, непосредственном обучении), в дистанционном обучении особенно полезна. Она возрождает (и поддерживает) учебно-познавательный интерес учащегося и формирует у него систему учебных и познавательных действий, что и реализуется в освоении учащимся знаний, умений и навыков в определенной области.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.197.201 (0.012 с.)