Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 10. Спор как форма доказательства и опровержения.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Изучая данную тему, целесообразно рассмотреть следующие вопросы: 1. Содержание понятия «спор» и формы ведения спора. 2. Основные факторы, влияющие на характер и его виды. 3. Условия плодотворного спора. 4. Корректные (лояльные) и некорректные (нелояльные) приемы ведения спора.
Логические операции доказательства и опровержения проходят чаще всего в форме спора. Поэтому, рассматривая первый вопрос, следует раскрыть содержание понятия «спор», отметив такие его элементы, как наличие противоположных взглядов, позиций об одном и том же явлении; их сопоставление и активное аргументированное отстаивание своего мнения каждым участником спора; стремление придти к общему мнению. В целом спор – это диалог, в основе которого лежит расхождение в позициях, взглядах, точках зрения собеседников по данной проблеме и стремление придти к общему мнению. Далее целесообразно рассмотреть конкретные формы ведения спора: дискуссию, диспут, полемику, дебаты. Дискуссия – это сопоставление противоположных идей и взглядов по данной проблеме с целью найти истину или добиться общего согласия. Диспут – публичный спор по актуальной проблеме: научной, политической, социальной, экономической, духовной и т.д. Полемика – борьба принципиально противоположных мнений по обсуждаемому вопросу, в процессе которой каждая из сторон стремится одержать победу. Дебаты, прения – высказывание мнений, взглядов, позиций в процессе обсуждения докладов, выступлений на конференциях, собраниях, заседаниях и т.д. При характеристике спора важно помнить, что он не ограничивается логикой, а включает в себя психологические, социальные, ценностные и т.п. ориентации участников спора. Более подробно характеристику спора можно дать при помощи учебника. Изучение второго вопроса целесообразно начать с указания основных факторов, оснований, влияющих на характер спора, его виды. К ним относятся: цель спора; социальная значимость предмета спора; количество участников спора; форма проведения спора. Затем следует рассмотреть виды споров, определяемых этими факторами. По цели выделяют: а) спор из-за истины – высшая разновидность спора, возможная только между людьми, знающими предмет спора, способными взвешенно аргументированно оценивать позиции каждой из сторон и совместными усилиями найти истинное решение спора; б) спор для убеждения кого-либо с целью достижения согласия. Сторонники противоположных позиций вступают в спор из-за необходимости принять общее решение данной проблемы, найти путь практических действий, приемлемый для каждой из сторон, путем смягчения своих позиций; в) спор для проверки обоснованности выдвигаемых положений, взглядов, идей. В этом случае идея выдвигается как предположительно истинная, и выслушиваются возражения оппонента, чтобы уточнить собственную позицию; г) спор для победы. Его главная цель – победить любой ценой, навязать свою позицию, не стесняясь в средствах; д) спор ради спора – это пустая «говорильня» без конкретной проблемы. Это худший вид спора. По социальной значимости предмета спора различают споры по вопросам, затрагивающим общечеловеческие интересы, а также интересы конкретных социальных слоев, национальные, религиозные интересы и т.д. Главное требование такого спора – правильно оценить социальную значимость его предмета. По количеству участников различают спор-монолог, или внутренний спор; спор-диалог, или простой спор; спор-полилог, или сложный спор, участниками которого могут быть более трех человек. По форме ведения споры подразделяются на устные и письменные, сосредоточенные, организованные и бесформенные, неорганизованные. Для более подробной характеристики каждого из этих видов спора следует использовать материалы учебной литературы. Рассматривая третий вопрос, следует обратить внимание на следующее: - четкое определение предмета спора, то есть обсуждаемой проблемы, темы; - наличие реальной противоположности позиций участников спора. Это требует определить пункт разногласия, позиции каждой из сторон спора, смысловое значение ключевых терминов, употребляемых в споре; - наличие общей основы спора, то есть каких-то принципов, положений, признаваемых всеми участниками спора; - определенное знание о предмете спора каждой из сторон спора; - уважение своего оппонента. Изучая четвертый вопрос, нужно помнить, что спор может вестись с помощью различных приемов и способов. Поэтому важно четко различать корректные (лояльные) и некорректные (нелояльные) приемы ведения спора. Среди корректных приемов спора можно выделить следующие: - инициатива, то есть направление хода спора в выгодную для себя сторону; - четкое формулирование своего тезиса; - «бремя доказывания», то есть обеспечение себе позиции критика, возложив на оппонента обоснование своего тезиса; - концентрация, то есть сосредоточение внимания на наиболее уязвимом звене аргументации оппонента; - «эффект внезапности», то есть неожиданное для оппонента, считавшего себя победителем, использование сильного аргумента; - внимательное отношение к аргументам оппонента, то есть сохранение возможности использования ошибок оппонента против него самого; - помнить весь ход спора, сохранять уверенность в своих силах и уметь сделать заключение в выгодном для себя свете. Целесообразно продумать каждый из этих приемов и дать им свои комментарии. К числу некорректных (нелояльных) приемов, допускаемых в споре с целью добиться преимущества любой ценой, можно отнести такие: - вопрос-суждение, то есть преднамеренное высказывание в адрес оппонента суждения, иногда обидного, перед постановкой самого вопроса; - «ошарашивание», то есть попытка помешать оппоненту сосредоточиться путем быстрой смены обсуждаемых вопросов, постановкой нескольких вопросов сразу, быстрым темпом речи т.п.; - негативная, но не обоснованная реакция на доводы оппонента; - ссылка на мнения «авторитетов» с одновременным искажением их мысли в свою пользу; - умышленное использование «спецтерминов», то есть малопонятных, «заумных» понятий, терминов с целью показать недостаточность знаний оппонента; - применение «тяжелых» слов, то есть использование в вопросах оппоненту оскорбительных для него намеков; - ссылка на собственный опыт и преднамеренное преувеличение его значимости; - пафосность, напыщенность высказываний в адрес оппонента с целью вызвать его смущение; - «навешивание ярлыков», то есть попытка вызвать у оппонента сомнения в своей позиции, неуверенность в своей правоте; - взаимный сговор, то есть предварительная договоренность о содержании и ходе проведения спора; - поспешное обобщение, то есть стремление согласия оппонента с каким-либо аргументом выдать за его согласие со своим тезисом в целом; - «диверсия», то есть резкая, неожиданная для оппонента смена темы спора и его направления; - затягивание спора, то есть попытка с помощью многочисленных повторов вопроса и переспрашивания вывести оппонента из равновесия, рассчитывая, что он сам прекратит спор; - «тормоз», глухая оборона, то ест использование демагогии для отказа от своего поражения. Используя учебную литературу, рассмотрите более подробно все эти приемы. Обязательная литература:
Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика. М., 1994. Гетманова А.Д. Учебник по логике. М., 2000. Гл. VI, §6. Поварнин С.И. Спор: о теории и практике спора.// Вопросы философии. 1990. №8. Никифоров А. Книга о логике. М., 1996. Гл. XII, XIII. Рузавин Г.И. Логика и аргументация. М., 1997. Ч.2, гл.8. Ивин А.А. Практическая логика. М., 1996. Раздел 11.
Контрольные вопросы 1. Дайте определение понятия «спор» и назовите элементы его содержания. 2. Перечислите конкретные формы ведения спора. 3. Какие виды спора изучает логика? 4. Назовите основные факторы, влияющие на характер спора и его виды. 5. При каких обстоятельствах обеспечивается эффективность и результативность спора? 6. Назовите корректные и некорректные приемы, используемые в споре.
Упражнения 1. Какой вид спора описал поэт Надсон и какие требования к ведению спора нарушены его участниками: «Мы спорили долго, до слез напряжение… Но странно – собратья по разным стремленьям И спутники в жизни на общем пути – Друг в друге врага мы пытались найти!» 2. Применение какого некорректного аргумента описано в отрывке: «Во времена инквизиции, – пишет С.И. Поварнин в книге «Спор», – были возможны такие споры: вольнодумец заявляет, что Земля вертится около Солнца; противник возражает: «А вот в псалмах написано: Ты поставил Землю на твердых основах, не поколеблется она в веки и веки. Как вы думаете, – спрашивает он многозначительно, – может ли Св. Писание ошибаться или нет?» Вольнодумец вспоминает инквизицию и перестает возражать. Он даже для большей безопасности «убеждается»: иногда даже трогательно благодарит за «научение». 3. Профессор Н. говорит, что студенты недостаточно много работают, но сам Н. ленив, и потому нет оснований полагать, что он прав в отношении студентов. Вопрос: Как называется аргумент, используемый профессором Н.? 4. А. Шопенгауэр считал единственной целью спора победу над противником и рекомендовал не особенно ограничивать себя в способах ее достижения. Нужно показать, советовал Шопенгауэр, что утверждение противника, видимость опровержения которого вы хотите создать, противоречит тому, что он сам делает или не делает: «Например, если противник отрицает самоубийство, обязательно нужно спросить его, почему он сам до сих пор не повесился, или если утверждает, что Берлин нехороший город и что в нем невозможно жить, спроси его, почему он не уезжает оттуда с первым поездом?» Вопрос: Как называется такого рода аргумент и является ли он корректным? 5. Заспорили как-то муж с женой. И в пылу спора муж сказал жене: Ты не права, дорогая. И дорогая ему ответила: По-твоему, я говорю неправду! Выходит, я обманываю! Значит, я вру? Брешу, так сказать? Значит, я собака? Мама! Он меня сукой обозвал! Вопрос: Как называется аргумент, использованный женой в споре с мужем? 6. В гимназии ученик спрашивает учителя: «Господин учитель, кто такой был Диоген?» «Диоген… Хм, Диоген… Ну, ты мал, чтобы задавать такие вопросы». Вопрос: Какой аргумент использует учитель?
Вопросы для подготовки к экзамену
1. Логика как наука и ее предмет. Исторические этапы развития логики 2. Понятие логической формы и логического закона 3. Понятие знака. Виды знаков. Семиотика как общая теория систем 4. Семантические категории языка: предложения, дескриптивные и логические термины 5. Общая характеристика понятия как форма мышления 6. Содержание и объем понятия. Виды понятий 7. Суждение как форма мышления. Суждение и высказывание, их структура 8. Отношения между понятиями. Совместимые и несовместимые понятия 9. Определение понятий. Правила определения понятий 10. Объединенная классификация простых категорических суждений 11. Деление суждений по количеству и качеству 12. Операции ограничения и обобщения понятий 13. Деление понятий. Правила деления понятий 14. Простые суждения и их виды 15. Умозаключение как форма мышления. Виды умозаключений. 16. Простой категорический силлогизм. Правила терминов и посылок 17. Сложные суждения и их состав 18. Логические отношения между суждениями (по способу логического квадрата) 19. Закон непротиворечия, 20. Закон тождества 21. Диалоговые формы аргументации: спор, полемика, дискуссия 22. Статистические обобщения как вид индукции 23. Понятие и структура умозаключения по аналогии. Роль аналогов в науке и правовом процессе 24. Чисто-условное, условно-категорическое, разделительно-категорическое и условно-разделительное умозаключения 25. Доказательство как логическое ядро аргументации. 26. Сокращенный силлогизм (энтимема) и его восстановление до полной формы 27. Непосредственные умозаключения и их виды 28. Виды аналогий. Условия состоятельности выводов по аналогии 29. Структура и виды доказательства 30. Фигуры силлогизма и их модусы 31. Виды индукции. 32. Сложные и сложносокращенные силлогизмы 33. Закон достаточного основания 34. Понятие индуктивных умозаключений и их роль в научном познании 35. Закон исключенного третьего 36. Значение логики в практической деятельности 37. Правила и ошибки в доказательстве 38. Защита и опровержение. Способы опровержения 39. Стратегия и тактика спора 40. Способы подтверждения гипотез 41. Развитие логики в ХХ веке. Неклассические логики 42. Понятие гипотезы и ее структура. Виды гипотез. Понятие версии 43. Ответ как форма различия знаний. Виды ответов. Неточность и неопределенность в ответах 44. Методы научной индукции 45. Проблемы логики вопроса как формы получения дополнительного знания 46. Уловки в споре: виды, способы нейтрализации
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.52.243 (0.012 с.) |