Тема 2. Понятие как форма мышления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Понятие как форма мышления.



 

В данной теме необходимо выделить следующие вопросы:

1. Общая характеристика понятия.

2. Объем и содержание понятия.

3. Виды понятий.

4. Отношения между понятиями.

5. Логические операции с понятиями.

 

Рассматривая первый вопрос, следует подчеркнуть, что понятие – это форма рационального мышления, в которой фиксируются существенные и наиболее общие признаки предметов, явлений действительности. Важно не забывать, что признаки, свойства – это все то, в чем предметы имеют сходство или различие, что они являются объективными основаниями для обнаружения сходства или различия объектов изучения в процессе познания человеком окружающего его мира и самого себя. Именно это определяет их значение.

Следует помнить, что из всего многообразия признаков понятие выражает только существенные признаки, то есть сторону, черту, особенность предмета, которые определяют его качественное отличие от других, то, без чего предмет перестает быть самим собой. Это – главная особенность понятия как формы мышления. К другим особенностям относятся: абстрактный характер, независимость от индивидуальных особенностей человека, целенаправленность формирования, связь предмета мысли и его признаков, основа для формирования суждений и умозаключений.

Целесообразно помнить, что понятия образуются с помощью логических приемов – сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование.

Второй вопрос предполагает изучение объема и содержания понятия и их соотношения.

Объем понятия – это все предметы мысли, к которым применимо данное понятие, все предметы, явления, процессы, фиксируемые им. Содержание понятия – это совокупность существенных признаков предмета мысли, отражаемых данным понятием. Взаимосвязь объема и содержания понятий выражает закон обратного отношения объема и содержания, согласно которому увеличение объема понятия ведет к уменьшению его содержания и наоборот, увеличение содержания понятия ведет к уменьшению его объема. Знание объема и содержания понятий позволяет четче рассмотреть вопрос о видах понятий.

Третий вопрос предполагает анализ видов понятий по их объему и содержанию. При этом целесообразно не только перечислить виды понятий по объему (единичные, общие, нулевые) и содержанию (конкретные и абстрактные, положительные и отрицательные, соотносительные и безотносительные, собирательные и разделительные), но и раскрыть их содержание.

Выясняя содержание четвертого вопроса, следует отметить, что понятия находятся в определенных отношениях, устанавливаемых по их содержанию и объему. Наглядно эти отношения выражаются с помощью кругов Эйлера.

Важно иметь в виду, что в логических отношениях находятся только сравнимые понятия, то есть понятия, в содержании которых есть общие признаки. Они, в свою очередь, подразделяются на совместимые понятия, объем которых совпадает, и несовместимые понятия, объем которых не совпадает. При рассмотрении совместимых понятий следует выделить такие отношения, как равнозначность, или тождественность; пересечение; подчинение. Рассматривая отношения несовместимых понятий, нужно отметить, что они делятся на соподчинение, противоположность и противоречие. Важно раскрыть суть этих отношений и подчеркнуть их практическую значимость для любого вида деятельности. Например, отношение соподчинения лежит в основе операций определения и деления понятий; отношение противоположности позволяет логически обосновать возможность промежуточных признаков, их градаций; отношение противоречия логически обосновывает обязательность четкости и завершенности в мышлении и практической деятельности.

Заключительный вопрос темы требует рассмотреть логические операции с понятиями. К таким операциям относятся: обобщение и ограничение понятий, определение понятий, деление понятий, классификация.

Обобщение – это переход от понятия с меньшим объемом к понятию с бóльшим объемом. В процессе обобщения из содержания понятия устраняются некоторые признаки, что ведет к увеличению его объема. Эта операция заканчивается общим понятием.

При ограничении понятия происходит обратный процесс: к признакам содержания данного понятия прибавляются новые, что ведет к уменьшению его объема. Ограничение заканчивается единичным конкретным понятием.

Операция определения понятия означает выяснение сущности предметов, выраженных данным понятием, установление его существенных признаков. В данной операции следует различать определяемое понятие, то есть понятие, содержание которого нужно раскрыть, и определяющее понятие, то есть понятие, с помощью которого раскрывается содержание. Нужно обратить внимание на виды определения понятия (явные и неявные, реальные и номинальные, определение через род и видовое отличие, генетическое). Особое внимание нужно обратить на правила определения, ибо их нарушение исключает возможность верного определения. Их суть: соразмерность (объемы определяемого и определяющего понятий должны совпадать); ясность, точность, краткость; исключение тавтологии; исключение отрицания.

Операция деления понятий предусматривает раскрытие объема понятий. При этом различают делимое понятие (понятие, объем которого нужно раскрыть), члены деления (понятия, с помощью которых раскрывается объем) и основание деления (существенный признак, по которому происходит деление). Нужно различать простое деление, или деление по видообразующему признаку, и дихотомическое деление, или деление на две части. Операция деления будет правильной, если она проведена с учетом требований: деление должно быть соразмерным (то есть объемы делимого понятия и всех членов деления должны совпадать); деление нужно производить по одному основанию; члены деления должны исключать друг друга, не пересекаться; деление должно быть непрерывным, без скачков; основание деления должно быть четко выраженным. Целесообразно видеть различие между делением и расчленением понятия.

Классификация – это логическая операция, в результате которой предметы мысли распределяются по какому-либо существенному признаку в определенную систему. Причем каждый из них попадает в точно определенный класс, вид или группу.

Целесообразно отметить сходство и отличие операций классификации и деления понятий.

 

Обязательная литература:

 

Гончарук С.И. Логика. М., 2007.

Гетманова А.Д. Учебник по логике. М., 2000.

Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М., 2003.

 

Дополнительная литература:

 

Никифоров А. Книга о логике. М., 1996.

Ивин А.А. Логика. М., 2001.

Рузавин Г.И. Логика. М., 2002.

Тер-Акопов А.А. Юридическая логика. М., 2006.

 

Контрольные вопросы

1. Что такое понятие и каковы его особенности?

2. Дайте определение объема и содержания понятия и покажите характеризующие их взаимосвязи.

3. Назовите виды понятий по объему и содержанию.

4. Назовите виды отношений между совместимыми и несовместимыми понятиями.

5. В чем суть логических операций определения понятий, деления понятий, классификации.

6. Перечислите правила определения и деления понятий.


Упражнения и задачи

1. Раскройте объем и содержание понятия «студент-заочник».

2. Укажите, какие из приведенных понятий относятся к единичным, общим, нулевым, конкретным, абстрактным, положительным, отрицательным, соотносительным, безотносительным, собирательным и несобирательным (разделительным):

юрист, РГСУ, дракон, красота, студент, библиотека, алчный, безответственный, учитель, ученик, политолог.

3. Дайте характеристику понятия «студент» по объему и содержанию.

4. В чем ошибка полной логической характеристики понятия «созвездие Большой медведицы»:

Это понятие общее, нерегистрируемое, конкретное, положительное, соотносительное, собирательное.

5. Определите, какие из приведенных понятий относятся к положительным, а какие к отрицательным:

алчный, дисциплинированный, добросовестный, нехороший, негодяй, безынициативный, неряха, некомфортный.

6. Относятся ли к нулевым понятия: Дед Мороз, красота, дракон?

7. Какие из приведенных понятий относятся к общим, а какие к собирательным:

юрист, студенчество, лес, человек, библиотека, бизнесмен, политик, социальный работник, бригада морской пехоты.

8. Определите вид отношений между совместимыми и несовместимыми понятиями:

а) Петр I – император России – Основатель Санкт-Петербурга;

б) Право – Римское право;

в) Законный – Незаконный;

г) Прокурор – Следователь – Адвокат – Судья – Юрист;

д) Социальный работник – Спортсмен;

е) Сильный – Слабый.

9. Обобщите понятия: РГСУ, Москва, землетрясение.

10. Ограничьте понятия: море, самолет, социальный работник, студент.

11. Определите, в каком случае обобщение понятий сделано правильно:

а) Учебник логики ­– Учебник – Книга;

б) Секунда – Минута – Час.

12. Определите, в каком случае ограничение понятий произведено правильно:

а) Республика – Область – Район;

б) Населенный пункт – Столица – Центр столицы – Арбат;

13. Объясните, почему приведенные определения нельзя считать правильными:

а) Студент – это учащийся;

б) Юрист – человек, занимающийся юриспруденцией;

в) Самолет – это не паровоз;

г) Шотландия – это страна, в которой скупые мужья донашивают юбки своих жен;

д) Государство – это политическая организация, имеющая армию.

14. Определите, какое из приведенных высказываний является определением, а какое сравнением:

а) Собака – друг человека;

б) Логика – наука о законах и принципах правильного построения мысли;

в) Дети – цветы жизни.

15. Установите вид данного определения:

а) Прибыль – разница между выручкой предприятия за реализованную продукцию и издержками на ее производство;

б) Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав или обязанностей.

16. Объясните, почему деление понятий произведено неправильно:

а) Люди бывают высокими, низкими, среднего роста и добрыми;

б) Право делится на уголовное, земельное, финансовое и административное;

в) Студенты бывают отличники, заочники и спортсмены.

17. Определите, в каком случае произведено деление понятий, а в каком расчленение:

а) Университет делится на ректорат, факультеты, деканаты, кафедры и другие подразделения;

б) Студенты делятся на студентов дневной, вечерней, заочной и дистанционной форм обучения;

в) Год делится на двенадцать месяцев.

18. Определите вид деления следующих понятий:

а) Суд учитывает улики прямые и косвенные;

б) Автомобили делятся на легковые и нелегковые.

19. Определите вид классификации:

а) система отраслей права;

б) распределение книг в библиотеке по тематике.

Тема 3. Суждение.

Данная тема требует изучения вопросов:

1. Суждение как форма рационального познания.

2. Виды суждений.

3. Распределенность терминов в суждении.

4. Логические отношения между суждениями. Логический квадрат.

5. Суждения модальности.

6. Сложные суждения.

 

Первый вопрос раскрывает содержание суждения как формы мышления, его особенности и структуру. Рассматривая суждение как форму мышления, следует уяснить, что в нем всегда что-то утверждается или отрицается о предмете мысли, о наличии или отсутствии у него каких-либо свойств и об отношениях между предметом мысли и его свойствами. Именно наличие утверждения или отрицания о предметах мысли – главная особенность суждения, определяющая его роль в познавательном процессе.

Важно понять, что суждение выражает субъектно-предикатную структуру мышления человека. Это означает, что в любом суждении есть предмет мысли, или субъект (S), и в нем идет речь о признаках этого субъекта, его свойствах или о предикате (Р). Между предметом мысли и его свойствами обязательна связь. Поэтому структура суждения включает в себя три элемента: субъект суждения (S), предикат суждения (Р), связка, выраженная словом «есть», «суть» или знаком «–».

Основной логической характеристикой суждения является его истинность. Поэтому каждое суждение может быть либо истинным, либо ложным. Языковой формой суждения является, в основном, повествовательное предложение, хотя суждение и предложение имеют существенные отличия.

Суждение имеет качественную и количественную характеристику. Качество суждения показывает наличие или отсутствие у предмета мысли каких-либо признаков, свойств, а количество суждения показывает, идет ли в нем речь обо всех предметах данного класса, об одном предмете или о части их. Поэтому по качеству различают утвердительные и отрицательные суждения («S есть Р» или «S не есть Р»), а по количеству суждения делят на единичные, частные и общие. Нужно помнить, что качество суждения определяется путем выяснения наличия или отсутствия отрицательной частицы «не» перед связкой, а количество суждения с помощью слов «все», «каждый», «часть», «некоторые» и т.п., которые ставятся перед субъектом. В случае отсутствия такого слова оно мысленно подставляется к субъекту. Если при этом смысл суждения не меняется – суждение общее, если меняется – суждение частное.

Изучая второй вопрос, нужно знать, что виды суждения определяются количеством субъектов и предикатов, содержащихся в нем. Поэтому по видам суждения делятся на простые, состоящие из одного субъекта и одного предиката, и сложные, состоящие из нескольких простых суждений, соединенных логическими союзами.

Целесообразно помнить, что в простых суждениях различаются суждения существования, в которых фиксируется бытийность, существование предмета мысли. Суждения с отношениями, в которых отображаются отношения между отдельными предметами или их признаками: отношения равенства, неравенства, причинно-следственные, родственным связи и т.д. Частные простые суждения подразделяются на определенные и неопределенные, а общие – на выделяющие, исключающие и непредуказанные. Опираясь на учебник, следует разобраться в их содержании.

Особое место среди простых суждений занимают атрибутивные суждения, в которых утверждается или отрицается принадлежность предмету мысли каких-либо свойств, признаков, атрибутов. Помимо количественных и качественных характеристик атрибутивные суждения классифицируются в четыре группы по качеству и количеству, взятым вместе:

общеутвердительные суждения (общие по количеству и утвердительные по качеству), они обозначаются буквой «А» (первая гласная латинского слова affirmo – утверждаю);

общеотрицательные суждения (общие по количеству и отрицательные по качеству), обозначаются буквой «Е» (первая гласная латинского слова nego – отрицаю);

частноутвердительные суждения (частные по количеству и утвердительные по качеству), обозначаются буковой «I» (вторая гласная слова affirmo);

частноотрицательные суждения (частные по количеству и отрицательные по качеству), обозначаются буквой «О» (вторая гласная слова nego).

Общие формулы этих суждений:

«А» - Все S есть Р

«Е» - Ни одно S не есть Р

«I» - Некоторые S есть Р

«О» - Некоторые S не есть Р.

Приступая к изучению третьего вопроса, следует подчеркнуть, что операция распределенности терминов позволяет логически обосновать степень наличия или отсутствия у предмета мысли каких-либо признаков, свойств. Это определяет практическую значимость данной операции в любом виде деятельности. Терминами в суждении называют его субъект и предикат. Их распределенность означает, что объемы субъекта и предиката полностью совпадают или полностью исключаются, а при нераспределенности частично совпадают или не совпадают. Этим определяется и степень принадлежности или непринадлежности предмету мысли каких-либо признаков.

Важно помнить, что согласно правилам S (субъект) распределяется в общих суждениях (А, Е) и не распределяется в частных (I, O), а Р (предикат) распределяется в отрицательных суждениях (Е, О) и не распределяется в суждениях утвердительных (А, I). Исключение составляют утвердительные суждения-определения и выделяющие суждения.

Полезно знать, что для правильного решения вопроса о распределенности терминов нужно определить тип суждения, найти в нем субъект и предикат, использовать правила распределения. Учебная литература поможет более основательно разобраться в этом вопросе.

Рассматривая вопрос об отношениях между суждениями, нужно помнить, что в логических отношениях находятся только сравнимые суждения, то есть суждения, в структуре которых есть общий субъект (S) или предикат (Р), у них есть общие признаки, но они могут различаться по качеству и количеству.

Все виды отношений между сравнимыми суждениями отражает «логический квадрат». Он помогает определить тип отношений между двумя суждениями, преобразовать один тип суждения в другой, выявить условия, при которых оба суждения могут быть одновременно истинными. Опираясь на учебную литературу, следует более подробно изучить этот вопрос.

Важное значение для данной темы имеет вопрос о суждениях модальности. Его практическая значимость в том, что в суждениях этого типа рассматривается характер связи между предикатом и его свойствами. Используя учебную литературу, следует разобраться в таких видах суждений модальности, как алетическая, деонтическая, эпистемическая, аксиологическая, темпоральная и каузальная. Целесообразно подумать и о практических выводах из этих суждений.

Завершает данную тему вопрос о сложных суждениях. При его изучении следует подчеркнуть особенность сложных суждений: в них отображается только одно свойство – истинность или ложность составляющих его простых суждений.

Вид сложных суждений определяется логическими союзами, используемыми для соединения простых суждений. К видам сложных суждений относятся: конъюнктивные (соединительные), дизъюнктивные (разделительные), импликативные (условные), эквивалентные, отрицание. Истинность или ложность простых суждений, составляющих сложное суждение, определяется специальными таблицами. Целесообразно с помощью учебной литературы самостоятельно подробнее рассмотреть каждый вид сложного суждения.

 

Обязательная литература:

 

Гончарук С.И. Логика. М., 2007.

Гетманова А.Д. Учебник по логике. М., 2000.

Иванов Е.А. Логика. М., 2005.

Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М., 2003.

Рузавин Г.И. Логика. М., 2002.

 

Дополнительная литература:

 

Никифоров А. Книга о логике. М., 1996.

Тер-Акопов А.А. Юридическая логика. М., 2006.

Контрольные вопросы

 

1. В чем особенность суждения как формы логического мышления?

2. Что такое количество и качество суждения и как они определяются?

3. Назовите виды атрибутивных категорических суждений по качеству и количеству.

4. Перечислите типы атрибутивных суждений по качеству и количеству, взятым вместе.

5. В чем смысл распределенности терминов в суждении и каково практическое значение этой операции?

6. В чем суть логического квадрата?

7. Дайте определение суждений модальности.

8. Назовите виды суждений модальности и укажите их значение для практической деятельности.

9. Назовите особенность и виды сложных суждений.

Упражнения и задачи

1. Найдите S (субъект) и Р (предикат) в суждении:

Много песен над Волгой пропето.

2. Какое из приведенных высказываний можно считать суждением:

а) Я такая, растакая, вся такая!

б) Ни один предложенный документ не является доказательным.

в) Кто там?

3. Какое из приведенных суждений является суждением с отношением:

а) Некоторые города расположены между Москвой и Омском;

б) Существует много учебников по логике.

4. Какие из приведенных суждений можно считать суждениями существования:

а) Существует семь чудес света;

б) Комната матери и ребенка существует при каждом железнодорожном вокзале.

5. Суждения какого вида выражены в следующих предложениях:

а) Иван Иванович – сосед Ивана Никифоровича;

б) Да, были люди в наше время!

6. Определите, какие из приведенных суждений относятся к выделяющим, исключающим и непредуказанным:

а) Все свидетели и только свидетели являются в суд по повестке;

б) Юристы хорошо знают законы;

в) Конфискация имущества может быть назначена только в случаях, предусмотренных законом за данное преступление.

7. Укажите тип суждения по количеству и качеству, взятым вместе:

а) Все сделки, соответствующие требованиям закона, являются действительными;

б) Ни один террористический акт не должен остаться безнаказанным;

в) Парней так много холостых на улицах Саратова;

г) Не все то золото, что блестит.

8. Установите распределенность терминов в суждениях:

а) Все студенты сдают экзамены;

б) Некоторые преподаватели вузов – доктора наук, профессора;

в) Некоторые граждане России не платят своевременно налоги;

г) Ни один лев не является травоядным животным.

9. Пользуясь логическим квадратом, определите, в каких отношениях находятся два суждения:

а) Все волки хищники.

Этот волк хищник.

б) Эта кошка черная.

Эта кошка не черная.

в) Все овцы травоядные.

Ни один волк не является травоядным.

10. Определите, находятся ли в отношении субконтрарности (подпротивоположности) суждения:

Некоторые животные обитают только в Австралии.

Некоторые животные обитают как в Австралии, так и на других континентах.

11. Определите на основе правил логического квадрата, какие из приведенных суждений могут быть одновременно ложными, но не могут быть одновременно истинными:

а) Все лыжники мастера спорта;

б) Некоторые лыжники не являются мастерами спорта;

в) Ни один лыжник не является мастером спорта;

г) Отдельные лыжники – мастера спорта.

12. Пользуясь логическим квадратом, преобразуйте суждение типа А в суждения типа Е, I, О:

Все студенты должны полностью выполнить учебный план.

13. Определите тип модальных суждений:

а) Без труда не вытащишь рыбку из пруда;

б) Ньютон был убежден, что алхимия – наука;

в) Запрещено распространять о другом человеке ложные, порочащие его сведения;

г) Отпуск на морском побережье, на мой взгляд, лучше, чем отпуск в горах;

д) То, что сегодня пошел дождь – чистая случайность;

е) Возможно, что в конце этого учебного года я успешно защищу диплом.

14. Определите вид сложного суждения:

а) Разбойное нападение может быть совершено либо одним человеком, либо группой лиц;

б) Общество может быть либо демократическим, либо недемократическим;

в) Укрывательство может выражаться в сокрытии преступника, а равно орудий и средств преступления или предметов, добытых преступным путем;

г) Памятники культуры, истории и природы являются достоянием народа;

д) Если приговор не обоснован, то он является незаконным;

е) Страховая премия выплачивается в тех и только тех случаях, когда доказано наличие неумышленного ущерба.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 551; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.143.239 (0.109 с.)