Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Предмет логики и ее значение.↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
ННОУВПО АКАДЕМИЧЕСКИЙ ПРАВОВОЙ УНИВЕРСИТЕТ (ИНСТИТУТ) Кафедра общегуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин
ЛОГИКА
Учебно-методический комплекс и учебное пособие для студентов очного и заочного отделений
Москва
Учебно-методическое пособие подготовлено кандидатом философских наук, доцентом В.А Поповым.
Учебно-методическое пособие рекомендовано к изданию кафедрой общегуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин (протокол заседания кафедры № 1 от «15» ноября 2007 г.) Содержание Цель и задачи дисциплины………………………………..2 Тематический план…………………………………………3 Тема 1. Предмет логики и ее значение ……………………5 Тема 2. Понятие как форма мышления……………………6 Тема 3.Суждение………………………………………......10 Тема 4. Основные логические законы……………….…..14 Тема 5.Умозаключение……………………………………18 Тема 6. Индуктивные умозаключения…………………..24 Тема 7. Доказательство……………………………...……29 Тема 8. Опровержение………………………………..….34 Тема 9. Логика вопросов и ответов………………….….35 Тема 10. Спор как форма доказательства и опровержения…….…………………..39 Вопросы для подготовки к экзамену…………………..44
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Роль логики в профессиональной юридической деятельности подтверждена многовековой практической деятельностью. Ее роль постоянно возрастает. Целью логики как учебной дисциплины является: - научить студента толковать и применять законы и другие нормативно-правовые акты, - научить юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства, - усвоить логические основы аргументирования, - уметь выдвигать судебно-следственные версии. Задачи учебной дисциплины состоят в том, что студенты в процессе обучения должны: - научиться мыслить и рассуждать; - изучить природу логических законов и научиться использовать их в правотворческой и правоприменительной деятельности; - изучить основные международно-правовые формы и направления международного сотрудничества; - усвоить вопросно-ответные ситуации; - усвоить природу и логику доказательств в правовой сфере; - уметь использовать дедукцию, индукцию и аналогию в процессе принятия юридических решений
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ В результате изучения учебной дисциплины студенты должны: - знать категорийный аппарат логики как учебной дисциплины и как науки; - иметь представление о законах логики, суждениях и понятиях; - уметь применять полученные теоретические знания при анализе действующего законодательства.
ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Распределение часов по темам и видам учебной работы для студентов Очной формы обучения
Распределение часов по темам и видам учебной работы для студентов заочной формы обучения (5,5 года)
Упражнения и задачи 1. Раскройте объем и содержание понятия «студент-заочник». 2. Укажите, какие из приведенных понятий относятся к единичным, общим, нулевым, конкретным, абстрактным, положительным, отрицательным, соотносительным, безотносительным, собирательным и несобирательным (разделительным): юрист, РГСУ, дракон, красота, студент, библиотека, алчный, безответственный, учитель, ученик, политолог. 3. Дайте характеристику понятия «студент» по объему и содержанию. 4. В чем ошибка полной логической характеристики понятия «созвездие Большой медведицы»: Это понятие общее, нерегистрируемое, конкретное, положительное, соотносительное, собирательное. 5. Определите, какие из приведенных понятий относятся к положительным, а какие к отрицательным: алчный, дисциплинированный, добросовестный, нехороший, негодяй, безынициативный, неряха, некомфортный. 6. Относятся ли к нулевым понятия: Дед Мороз, красота, дракон? 7. Какие из приведенных понятий относятся к общим, а какие к собирательным: юрист, студенчество, лес, человек, библиотека, бизнесмен, политик, социальный работник, бригада морской пехоты. 8. Определите вид отношений между совместимыми и несовместимыми понятиями: а) Петр I – император России – Основатель Санкт-Петербурга; б) Право – Римское право; в) Законный – Незаконный; г) Прокурор – Следователь – Адвокат – Судья – Юрист; д) Социальный работник – Спортсмен; е) Сильный – Слабый. 9. Обобщите понятия: РГСУ, Москва, землетрясение. 10. Ограничьте понятия: море, самолет, социальный работник, студент. 11. Определите, в каком случае обобщение понятий сделано правильно: а) Учебник логики – Учебник – Книга; б) Секунда – Минута – Час. 12. Определите, в каком случае ограничение понятий произведено правильно: а) Республика – Область – Район; б) Населенный пункт – Столица – Центр столицы – Арбат; 13. Объясните, почему приведенные определения нельзя считать правильными: а) Студент – это учащийся; б) Юрист – человек, занимающийся юриспруденцией; в) Самолет – это не паровоз; г) Шотландия – это страна, в которой скупые мужья донашивают юбки своих жен; д) Государство – это политическая организация, имеющая армию. 14. Определите, какое из приведенных высказываний является определением, а какое сравнением: а) Собака – друг человека; б) Логика – наука о законах и принципах правильного построения мысли; в) Дети – цветы жизни. 15. Установите вид данного определения: а) Прибыль – разница между выручкой предприятия за реализованную продукцию и издержками на ее производство; б) Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав или обязанностей. 16. Объясните, почему деление понятий произведено неправильно: а) Люди бывают высокими, низкими, среднего роста и добрыми; б) Право делится на уголовное, земельное, финансовое и административное; в) Студенты бывают отличники, заочники и спортсмены. 17. Определите, в каком случае произведено деление понятий, а в каком расчленение: а) Университет делится на ректорат, факультеты, деканаты, кафедры и другие подразделения; б) Студенты делятся на студентов дневной, вечерней, заочной и дистанционной форм обучения; в) Год делится на двенадцать месяцев. 18. Определите вид деления следующих понятий: а) Суд учитывает улики прямые и косвенные; б) Автомобили делятся на легковые и нелегковые. 19. Определите вид классификации: а) система отраслей права; б) распределение книг в библиотеке по тематике. Тема 3. Суждение. Данная тема требует изучения вопросов: 1. Суждение как форма рационального познания. 2. Виды суждений. 3. Распределенность терминов в суждении. 4. Логические отношения между суждениями. Логический квадрат. 5. Суждения модальности. 6. Сложные суждения.
Первый вопрос раскрывает содержание суждения как формы мышления, его особенности и структуру. Рассматривая суждение как форму мышления, следует уяснить, что в нем всегда что-то утверждается или отрицается о предмете мысли, о наличии или отсутствии у него каких-либо свойств и об отношениях между предметом мысли и его свойствами. Именно наличие утверждения или отрицания о предметах мысли – главная особенность суждения, определяющая его роль в познавательном процессе. Важно понять, что суждение выражает субъектно-предикатную структуру мышления человека. Это означает, что в любом суждении есть предмет мысли, или субъект (S), и в нем идет речь о признаках этого субъекта, его свойствах или о предикате (Р). Между предметом мысли и его свойствами обязательна связь. Поэтому структура суждения включает в себя три элемента: субъект суждения (S), предикат суждения (Р), связка, выраженная словом «есть», «суть» или знаком «–». Основной логической характеристикой суждения является его истинность. Поэтому каждое суждение может быть либо истинным, либо ложным. Языковой формой суждения является, в основном, повествовательное предложение, хотя суждение и предложение имеют существенные отличия. Суждение имеет качественную и количественную характеристику. Качество суждения показывает наличие или отсутствие у предмета мысли каких-либо признаков, свойств, а количество суждения показывает, идет ли в нем речь обо всех предметах данного класса, об одном предмете или о части их. Поэтому по качеству различают утвердительные и отрицательные суждения («S есть Р» или «S не есть Р»), а по количеству суждения делят на единичные, частные и общие. Нужно помнить, что качество суждения определяется путем выяснения наличия или отсутствия отрицательной частицы «не» перед связкой, а количество суждения с помощью слов «все», «каждый», «часть», «некоторые» и т.п., которые ставятся перед субъектом. В случае отсутствия такого слова оно мысленно подставляется к субъекту. Если при этом смысл суждения не меняется – суждение общее, если меняется – суждение частное. Изучая второй вопрос, нужно знать, что виды суждения определяются количеством субъектов и предикатов, содержащихся в нем. Поэтому по видам суждения делятся на простые, состоящие из одного субъекта и одного предиката, и сложные, состоящие из нескольких простых суждений, соединенных логическими союзами. Целесообразно помнить, что в простых суждениях различаются суждения существования, в которых фиксируется бытийность, существование предмета мысли. Суждения с отношениями, в которых отображаются отношения между отдельными предметами или их признаками: отношения равенства, неравенства, причинно-следственные, родственным связи и т.д. Частные простые суждения подразделяются на определенные и неопределенные, а общие – на выделяющие, исключающие и непредуказанные. Опираясь на учебник, следует разобраться в их содержании. Особое место среди простых суждений занимают атрибутивные суждения, в которых утверждается или отрицается принадлежность предмету мысли каких-либо свойств, признаков, атрибутов. Помимо количественных и качественных характеристик атрибутивные суждения классифицируются в четыре группы по качеству и количеству, взятым вместе: общеутвердительные суждения (общие по количеству и утвердительные по качеству), они обозначаются буквой «А» (первая гласная латинского слова affirmo – утверждаю); общеотрицательные суждения (общие по количеству и отрицательные по качеству), обозначаются буквой «Е» (первая гласная латинского слова nego – отрицаю); частноутвердительные суждения (частные по количеству и утвердительные по качеству), обозначаются буковой «I» (вторая гласная слова affirmo); частноотрицательные суждения (частные по количеству и отрицательные по качеству), обозначаются буквой «О» (вторая гласная слова nego). Общие формулы этих суждений: «А» - Все S есть Р «Е» - Ни одно S не есть Р «I» - Некоторые S есть Р «О» - Некоторые S не есть Р. Приступая к изучению третьего вопроса, следует подчеркнуть, что операция распределенности терминов позволяет логически обосновать степень наличия или отсутствия у предмета мысли каких-либо признаков, свойств. Это определяет практическую значимость данной операции в любом виде деятельности. Терминами в суждении называют его субъект и предикат. Их распределенность означает, что объемы субъекта и предиката полностью совпадают или полностью исключаются, а при нераспределенности частично совпадают или не совпадают. Этим определяется и степень принадлежности или непринадлежности предмету мысли каких-либо признаков. Важно помнить, что согласно правилам S (субъект) распределяется в общих суждениях (А, Е) и не распределяется в частных (I, O), а Р (предикат) распределяется в отрицательных суждениях (Е, О) и не распределяется в суждениях утвердительных (А, I). Исключение составляют утвердительные суждения-определения и выделяющие суждения. Полезно знать, что для правильного решения вопроса о распределенности терминов нужно определить тип суждения, найти в нем субъект и предикат, использовать правила распределения. Учебная литература поможет более основательно разобраться в этом вопросе. Рассматривая вопрос об отношениях между суждениями, нужно помнить, что в логических отношениях находятся только сравнимые суждения, то есть суждения, в структуре которых есть общий субъект (S) или предикат (Р), у них есть общие признаки, но они могут различаться по качеству и количеству. Все виды отношений между сравнимыми суждениями отражает «логический квадрат». Он помогает определить тип отношений между двумя суждениями, преобразовать один тип суждения в другой, выявить условия, при которых оба суждения могут быть одновременно истинными. Опираясь на учебную литературу, следует более подробно изучить этот вопрос. Важное значение для данной темы имеет вопрос о суждениях модальности. Его практическая значимость в том, что в суждениях этого типа рассматривается характер связи между предикатом и его свойствами. Используя учебную литературу, следует разобраться в таких видах суждений модальности, как алетическая, деонтическая, эпистемическая, аксиологическая, темпоральная и каузальная. Целесообразно подумать и о практических выводах из этих суждений. Завершает данную тему вопрос о сложных суждениях. При его изучении следует подчеркнуть особенность сложных суждений: в них отображается только одно свойство – истинность или ложность составляющих его простых суждений. Вид сложных суждений определяется логическими союзами, используемыми для соединения простых суждений. К видам сложных суждений относятся: конъюнктивные (соединительные), дизъюнктивные (разделительные), импликативные (условные), эквивалентные, отрицание. Истинность или ложность простых суждений, составляющих сложное суждение, определяется специальными таблицами. Целесообразно с помощью учебной литературы самостоятельно подробнее рассмотреть каждый вид сложного суждения.
Обязательная литература:
Гончарук С.И. Логика. М., 2007. Гетманова А.Д. Учебник по логике. М., 2000. Иванов Е.А. Логика. М., 2005. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М., 2003. Рузавин Г.И. Логика. М., 2002.
Дополнительная литература:
Никифоров А. Книга о логике. М., 1996. Тер-Акопов А.А. Юридическая логика. М., 2006. Контрольные вопросы
1. В чем особенность суждения как формы логического мышления? 2. Что такое количество и качество суждения и как они определяются? 3. Назовите виды атрибутивных категорических суждений по качеству и количеству. 4. Перечислите типы атрибутивных суждений по качеству и количеству, взятым вместе. 5. В чем смысл распределенности терминов в суждении и каково практическое значение этой операции? 6. В чем суть логического квадрата? 7. Дайте определение суждений модальности. 8. Назовите виды суждений модальности и укажите их значение для практической деятельности. 9. Назовите особенность и виды сложных суждений. Упражнения и задачи 1. Найдите S (субъект) и Р (предикат) в суждении: Много песен над Волгой пропето. 2. Какое из приведенных высказываний можно считать суждением: а) Я такая, растакая, вся такая! б) Ни один предложенный документ не является доказательным. в) Кто там? 3. Какое из приведенных суждений является суждением с отношением: а) Некоторые города расположены между Москвой и Омском; б) Существует много учебников по логике. 4. Какие из приведенных суждений можно считать суждениями существования: а) Существует семь чудес света; б) Комната матери и ребенка существует при каждом железнодорожном вокзале. 5. Суждения какого вида выражены в следующих предложениях: а) Иван Иванович – сосед Ивана Никифоровича; б) Да, были люди в наше время! 6. Определите, какие из приведенных суждений относятся к выделяющим, исключающим и непредуказанным: а) Все свидетели и только свидетели являются в суд по повестке; б) Юристы хорошо знают законы; в) Конфискация имущества может быть назначена только в случаях, предусмотренных законом за данное преступление. 7. Укажите тип суждения по количеству и качеству, взятым вместе: а) Все сделки, соответствующие требованиям закона, являются действительными; б) Ни один террористический акт не должен остаться безнаказанным; в) Парней так много холостых на улицах Саратова; г) Не все то золото, что блестит. 8. Установите распределенность терминов в суждениях: а) Все студенты сдают экзамены; б) Некоторые преподаватели вузов – доктора наук, профессора; в) Некоторые граждане России не платят своевременно налоги; г) Ни один лев не является травоядным животным. 9. Пользуясь логическим квадратом, определите, в каких отношениях находятся два суждения: а) Все волки хищники. Этот волк хищник. б) Эта кошка черная. Эта кошка не черная. в) Все овцы травоядные. Ни один волк не является травоядным. 10. Определите, находятся ли в отношении субконтрарности (подпротивоположности) суждения: Некоторые животные обитают только в Австралии. Некоторые животные обитают как в Австралии, так и на других континентах. 11. Определите на основе правил логического квадрата, какие из приведенных суждений могут быть одновременно ложными, но не могут быть одновременно истинными: а) Все лыжники мастера спорта; б) Некоторые лыжники не являются мастерами спорта; в) Ни один лыжник не является мастером спорта; г) Отдельные лыжники – мастера спорта. 12. Пользуясь логическим квадратом, преобразуйте суждение типа А в суждения типа Е, I, О: Все студенты должны полностью выполнить учебный план. 13. Определите тип модальных суждений: а) Без труда не вытащишь рыбку из пруда; б) Ньютон был убежден, что алхимия – наука; в) Запрещено распространять о другом человеке ложные, порочащие его сведения; г) Отпуск на морском побережье, на мой взгляд, лучше, чем отпуск в горах; д) То, что сегодня пошел дождь – чистая случайность; е) Возможно, что в конце этого учебного года я успешно защищу диплом. 14. Определите вид сложного суждения: а) Разбойное нападение может быть совершено либо одним человеком, либо группой лиц; б) Общество может быть либо демократическим, либо недемократическим; в) Укрывательство может выражаться в сокрытии преступника, а равно орудий и средств преступления или предметов, добытых преступным путем; г) Памятники культуры, истории и природы являются достоянием народа; д) Если приговор не обоснован, то он является незаконным; е) Страховая премия выплачивается в тех и только тех случаях, когда доказано наличие неумышленного ущерба.
Упражнения и задачи 1. Требования каких законов логики нарушены в приведенных высказываниях: а) Они в ларьке пили пиво, в котором находился потерпевший; б) Оперу «Волшебная флейта» написал В. Моцарт. Неверно, что оперу «Волшебная флейта» написал В. Моцарт; в) Все заметно волнуются. Невозмутимы только бывалые студенты, а их здесь не так уж и мало; г) «Мы велики! Мы свободны! Мы достойны восхищения! Мы так говорим, значит это правда», – кричали обезьяны. 2. Приняв каждое суждение за истинное, установите, является ли одно из суждений в каждое паре достаточным основанием для другого: а) Треугольник АВС равен треугольнику АВD. Треугольники АВС и АВD имеют равные площади; б) Этот человек виновен. На месте преступления остались следы этого человека. 3. Нарушено ли требование закона тождества в заметке газеты: «Модернизация прокатного стана, выполненная по предложению Е. Кутузова, подняла его производительность на 50%». 4. Определите, применим ли закон непротиворечия при сопоставлении суждений: а) Следователь был на месте преступления. Следователь не был на месте преступления; б) Крокодилы летают. Крокодилы не летают; в) Волга – самая длинная река в европейской части России. Обь имеет наибольшую длину среди российских рек. 5. Нарушен ли закон исключенного третьего в суждениях: а) Каждая юридическая норма относится к определенному институту права. Ни одна юридическая норма не относится к определенному институту права; б) «– Чего же теперь, Афанасий Иванович, закусить? Разве коржиков с салом, или пирожков с маком, или, может быть, рыжиков соленых? – Пожалуй, хоть и рыжиков или пирожков, – отвечал Афанасий Иванович, и на столе вдруг являлась скатерть с пирожками и рыжиками». 6. Определите, соблюдается ли требование закона достаточного основания в суждении: Конечно, без лопаты в данной работе не обойтись, поэтому на переработке зерна на току заняты преимущественно женщины.
Тема 5. Умозаключение. При изучении данной темы целесообразно выделить следующие вопросы: 1. Общая характеристика умозаключения. Его структура и виды. 2. Непосредственные и опосредованные умозаключения. 3. Простой категорический силлогизм. Фигуры и модусы силлогизма. 4. Умозаключения из сложных суждений.
Рассматривая первый вопрос, следует усвоить, что умозаключением является такая форма рационального мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, содержащее дополнительное знание о предмете мысли. Логическим основанием умозаключения является наличие определенных связей, отношений между суждениями, из которых оно выводится. Целесообразно помнить об особенностях умозаключения как наиболее сложной формы логического мышления. Главные из них: - истинность суждений, на основании которых строится умозаключение; - сочетание анализа и синтеза; - обязательное наличие логической связи между суждениями, что обуславливает логическую необходимость правильного вывода из достоверных суждений. Следует четко представлять структуру умозаключения, элементами которой являются посылки, то есть суждения, из которых выводится новое знание о предмете мысли, и заключение, вывод, то есть суждение, в котором фиксируется это новое знание. Например, в умозаключении:
посылками являются первые два суждения, а заключением – последнее суждение. Целесообразно обратить внимание на то, что в умозаключении содержится три вида знания (исходное, выводное и обосновывающее) и дать их характеристику. Говоря о видах умозаключения, нужно помнить, что они определяются количеством посылок, из которых делается вывод. Поэтому различают умозаключения непосредственные, когда вывод сделан из одной посылки, и опосредованные, когда вывод делается из двух и более посылок. В зависимости от направленности рассуждений и степени общности посылок и вывода умозаключения делятся на три вида: дедуктивные (рассуждение идет от общего к частному), индуктивные (рассуждение идет от частного к общему) и традуктивные (рассуждение идет от частного к частному). Целесообразно помнить, что умозаключения могут выводиться не только из простых, но и из сложных суждений, а также из суждений с отношениями. Цель второго вопроса – рассмотреть непосредственные и опосредованные умозаключения. Как уже отмечалось, непосредственные – это умозаключения, в которых вывод делается из одной посылки. Их значимость в том, что они помогают выразить мысль более ясно, наглядно подчеркнуть оттенки содержания первоначального суждения. Следует разобраться в сущности основных видов непосредственных умозаключений: превращение, обращение, противопоставление предикату, умозаключение по логическому квадрату. Подробнее о непосредственных умозаключениях можно узнать из учебника по логике. Целесообразно иметь в виду, что более употребляемыми являются опосредованные умозаключения, то есть умозаключения, в которых вывод делается из двух и более посылок. Причем они могут быть как дедуктивными, так и индуктивными. Типичной формой дедуктивного умозаключения является силлогизм, то есть форма связи суждений, при которой из данных посылок с необходимостью следует заключение. Наиболее употребляемым является простой категорический силлогизм, состоящий из двух посылок, причем обе они суждения категорические. Рассматривая третий вопрос, следует четко усвоить структуру простого категорического силлогизма, содержание и значение его правил, а также модусы простого категорического силлогизма, правила их выведения и значимость. Нужно помнить, что элементами простого категорического силлогизма являются три термина: - бóльший термин, то есть предикат заключения, выражение признаков, свойств предмета мысли; он обозначается символическим знаком «Р»; - меньший термин, то есть субъект заключения, предмет мысли как таковой, без учета его признаков; обозначается символическим знаком «S»; - средний термин, то есть связка между бóльшим и меньшим терминами и посылками, без которой заключение сделать нельзя; обозначается символическим знаком «М». Бóльший и меньший термины заключения называют также крайними терминами. Не следует забывать, что в структуру силлогизма входят еще и посылки – бóльшая, в которую входит бóльший термин, и меньшая, в которой содержится меньший термин. Общая схема простого категорического силлогизма:
Например, в силлогизме:
бóльший термин – Р – сдают экзамены; меньший термин – S – Иванов; средний термин – М – студенты; бóльшая посылка – Все студенты сдаю экзамены; меньшая посылка – Иванов – студент; заключение – Иванов сдает экзамены. Целесообразно учитывать общие правила силлогизма, подразделяемые на правила терминов и правила посылок. Без их учета нельзя сделать правильного вывода из посылок. К правилам терминов относятся: 1) в силлогизме должно быть только три термина – бóльший, меньший и средний; 2) средний термин должен быть распределен хотя бы в одной из посылок; 3) термин, не распределенный в посылках, не распределяется и в заключении. Правила посылок утверждают: 1) из двух частных суждений (посылок) определенного вывода сделать нельзя; 2) из двух отрицательных посылок вывод не следует; 3) если одна посылка – частное суждение, то и вывод будет частным суждением; 4) из двух утвердительных посылок нельзя вывести отрицательного заключения. Подробнее с этими правилами и их обоснованием можно ознакомиться в учебнике логики. При изучении данной темы следует обратить внимание на вопрос о фигурах и правилах фигур силлогизма, которые позволяют проверить истинность заключения. Фигуры силлогизма – это его формы, отличающиеся друг от друга местом среднего термина в посылках. В зависимости от этого выделяют четыре фигуры, имеющие свои особенности и правила. Графически фигуры изображаются с помощью линий, каждая из которых обозначает посылки силлогизма и связь между ними.
Изучая простой категорический силлогизм, целесообразно обратить внимание на его модусы, то есть разновидности силлогизма, отличающиеся друг от друга количеством и качеством суждений, составляющих его посылки и заключение. Причем в качестве посылок используются все четыре типа простых суждений: А, Е, I, О. Каждая из букв последовательно обозначает бóльшую, меньшую посылки и заключение. Модусы позволяют более строго проверить правильность вывода из посылок. Следует обратить внимание на модусы каждой из фигур силлогизма и выработать навыки вывода модусов, пользуясь правилами, согласно которым нужно: - определить тип суждений, из которых построен силлогизм; - выяснить фигуру силлогизма по месту среднего термина в посылках; - учитывать правила фигур силлогизма. Например, нужно вывести модус из силлогизма:
Выясняем, что бóльшая посылка – суждение А, меньшая посылка – суждение О, заключение – суждение О. По расположению среднего термина устанавливаем, что это вторая фигура силлогизма. Вспоминаем правило второй фигуры: бóльшая посылка – суждение общее, одна из посылок – суждение отрицательное. Следовательно, модус данного силлогизма будет выглядеть так: АОО. Не следует забывать, что умозаключения могут выводиться также из выделяющих суждений, в которых устанавливаются признаки, свойственные только данному предмету мысли, чем-то качественно отличному от других предметов мысли того же класса. Кроме того умозаключения могут выводиться из суждений с отношениями. Логическим основанием для них являются такие свойства отношений, как симметричность (соразмерность), рефлексивность (отраженность), транзитивность (переходность). Эти виды умозаключений подчиняются своим правилам, не всегда совпадающим с общими правилами простого категорического силлогизма. Подробнее об умозаключениях такого вида можно узнать, обратившись к учебнику логики. Изучение данной темы завершает четвертый вопрос – умозаключение из сложных суждений. При его рассмотрении следует помнить, что умозаключения такого типа используются при исследовании причинно-следственных отношений между явлениями, процессами природной и социальной действительности. Важно иметь в виду, что особенность умозаключений из сложных суждений в том, что следствие, выводимое из посылок, определяется характером логической связи простых суждений, из которых состоит сложное суждение, а не отношениями субъекта и предиката, как в простых суждениях. Далее целесообразно отметить, что в зависимости от характера этой связи выделяют два типа умозаключений из сложных суждений: условное и разделительное. Условное – это умозаключение, в котором хотя бы одна из посылок – суждение условное. В рамках этого умозаключения выделяют две его разновидности: а) чисто условное умозаключение, в котором обе посылки и заключение – условные суждения; б) условно-категорическое умозаключение, в котором одна из посылок суждение условное, а другая – суждение категорическое. Разделительное – это умозаключение, в котором хотя бы одна из посылок – разделительное суждение. В зависимости от характера другой посылки выделяют три его разновидности: разделительно-категорическое, разделительно-условное и чисто разделительное. К числу умозаключений из сложных суждений относят также условно-разделительные умозаключения (или лемматические, предположительные: дилемма, трилемма, полилемма). Кроме того, выделяются полисиллогизмы (последовательность силлогизмов, связанных в единое целое, так что заключение предшествующего силлогизма является посылкой следующего), энтимема (сокращенный силлогизм, в котором одна из посылок или заключение не высказывается), эпихейрема (сокращенный силлогизм, в котором каждая из посылок является энтимемой) и сорит (сложно-сокращенный силлогизм, в котором некоторые посылки опущены). С помощью учебной литературы целесообразно более полно рассмотреть этот вопрос.
Обязательная литература:
Гончарук С.И. Логика. М., 2007. Гетманова А.Д. Учебник по логике. М., 2000. Иванов Е.А. Логика. М., 2005. Кириллов В.И., Старченко А.А.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.18.59 (0.017 с.) |