Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Логические основы теории аргументации

Поиск

1. Общая характеристика доказательства.

2. Структура и участники доказательства.

3. Виды доказательства.

4. Понятие опровержения.

5. Правила и ошибки в доказательстве и опровержении.

 

Вопросы для самоподготовки

1. Что такое аргументация?

2. Что такое доказательство?

3. Как соотносятся доказательство и аргументация?

4. Какова логическая структура доказательства?

5. Какую роль в доказательстве играет демонстрация?

6. Назовите формы доказательства.

7. В чем заключается различие между прямыми и косвенными доказательствами?

8. Что представляет собой апагогическое подтверждение тезиса?

9. В чем заключается генетическое подтверждение тезиса?

10. Назовите логические правила доказательства. На какие три группы они делятся?

11. Охарактеризуйте основные ошибки в доказательстве:

- ошибки, относящиеся к тезису;

- ошибки по отношению к аргументам (основаниям);

- ошибки в форме доказательства (демонстрации)

12. Что такое опровержение?

13. Назовите способы опровержения.

14. В чем заключается опровержение аргументов доказательства, и что представляет собой опровержение его демонстрации?

15. Тождественно ли опровержение аргументов или демонстрации установлению ложности тезиса?

16. Что такое паралогизм?

17. Что такое софизмы? Когда и где они появились?

18. Каким образом строятся софизмы? В чем они сходны между собой и чем отличаются друг от друга?

19. Что такое логические парадоксы? Чем они отличаются от софизмов?

20. Каковы, с вашей точки зрения, причины появления логических парадоксов? Существуют ли общепризнанные способы их преодоления? Возможны ли парадоксы в сфере экономики?

 

Учебники и учебная литература:

1. Войшвилло Е.К. Логика: учебник для студентов высш. учеб. заведений /Е.К. Войшвилло, М.Г. Дегтярев. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 528с.

2. Гетманова А.Д. Логика: учебник для юристов. - М.: ИКФ Омега-Л; Высшая школа, 2002. - 416с.

3. Гусев Д.А. Логика: конспект лекций с задачами /д.А. Гусев. – М.: Айрис-Пресс, 2005. -240с.

4. Иванов Е.А. Логика: учебник /Е.А. Иванов. - М.: Бек, 2000. - 368с.

5. Ивлев Ю.В. Логика: учебник /Ю.В. Ивлев. - М.: ТК Велби Проспект, 2004. – 288с.

6. Ивлев Ю.В. Логика для юристов: учебник для вузов /Ю.В. Ивлев. - М.: Дело, 2000. – 264с.

7. Каверин Б.И. Логика для юристов: учеб. пособие для вузов /Б.И. Каверин, И.В. Демидов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 222с.

8. Кириллов В.И. Логика: учебник для юридических вузов /В.И. Кириллов, А.А. Старченко. - М.: Юристъ, 2001. - 256с.

9. Курбатов В.И. Логика. Систематический курс. / В.И. Курбатов. - Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 512с.

10. Логика: учебник для юридических вузов /Под ред. В.П.Сальникова, А.Ф.Назаренко, Э.Ф. Караваева. - СПб.: Лексикон, 2001. – 320с.

11. Михалкин Н.В. Логика и аргументация в судебной практике: учебник для вузов /Н.В. Михалкин. – СПб.: Питер, 2004. – 336с.

12. Солодухин О.А. Логика для юристов /О.А. Солодухин. Серия «Высшее образование». - Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 384с.

13. Стрелкова Н.В. Логика в задачах и упражнениях: учеб. пособие /Н.В. Стрелкова. - М.: Щит – М, 2004. - 113с.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО ЛОГИКЕ

1. Логика и ее значение для практической деятельности юриста.

2. Понятие как форма логического мышления.

3. Объем и содержание понятия. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия.

4. Виды понятий.

5. Совместимые понятия.

6. Несовместимые понятия.

7. Обобщение и ограничение понятий.

8. Определение понятий.

9. Виды определений.

10. Правила явного определения. Ошибки, возможные в определении.

11. Деление понятий.

12. Виды делений.

13. Правила деления понятий. Ошибки в делении.

14. Классификация. Виды классификаций.

15. Суждение как форма логического мышления.

16. Виды простых суждений.

17. Объединенная классификация суждений.

18. Логический квадрат.

19. Распределенность терминов в суждениях.

20. Отношения между суждениями.

21. Сложные суждения.

22. Виды сложных суждений.

23. Таблица истинности для сложных суждений.

24. Основные законы логики.

25. Закон тождества, его значение в юриспруденции.

26. Закон (не)противоречия.

27. Закон исключенного третьего.

28. Закон достаточного основания.

29. Общая характеристика умозаключения.

30. Непосредственные дедуктивные умозаключения (превращение).

31. Непосредственные дедуктивные умозаключения (обращение).

32. Непосредственные дедуктивные умозаключения (противопоставление предикату).

33. Непосредственные дедуктивные умозаключения (преобразование по логическому квадрату).

34. Простой категорический силлогизм, его структура.

35. Фигуры простого категорического силлогизма.

36. Аксиома силлогизмов.

37. Правила терминов простого категорического силлогизма.

38. Первая фигура простого категорического силлогизма.

39. Вторая фигура простого категорического силлогизма.

40. Третья фигура простого категорического силлогизма.

41. Четвертая фигура простого категорического силлогизма.

42. Понятие энтимемы. Виды энтимем.

43. Аргументация. Стратегия и тактика аргументации.

44. Логические основы аргументации и критики в юридической практике.

45. Понятие и значение логического доказательства.

46. Структура и участники доказательства.

47. Прямое доказательство, его структура.

48. Виды косвенного доказательства.

49. Правила тезиса в доказательстве.

50. Правила аргументов в доказательстве.

51. Правила демонстрации.

52. Опровержение. Понятие конструктивной и деструктивной критики.

53. Критика тезиса. Метод сведения к «абсурду».

54. Косвенное опровержение тезиса.

55. Критика аргументов.

56. Критика демонстрации.

57. Ошибки по отношению к тезису в доказательстве.

58. Ошибки по отношению к аргументам в доказательстве.

59. Ошибки по отношению к демонстрации в доказательстве.

60. Логические парадоксы. Софизмы и паралогизмы.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ЛОГИКЕ ДЛЯ ЗАОЧНИКОВ

Задание № 1.

1. Дайте полную логическую характеристику понятию: «Невиновность».

2. Сделайте вывод путем противопоставления предикату:

«Ни одна захватническая война не являлась справедливой».

3. Подберите аргументы, необходимые для прямого доказательства следующего утверждения: «Васильев виновен в получении взятки».

-----------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 2.

1. Определите вид отношения между понятиями, изобразите их с помощью круговых схем Эйлера: « Смелость. Трусость».

2. Сделайте вывод из посылок, определите фигуру силлогизма. С помощью правил фигур установите, следует ли вывод с необходимостью: « Все студенты юридических вузов изучают логику. Соколов не студент юридического вуза».

3. Постройте прямое и косвенное опровержение тезиса:

«Государство не вмешивается в делах частных предпринимателей»,

---------------------------------------------------------------------------------------------------- Задание № 3.

1. Найдите ошибки в делении понятий: «Преступления делятся на умышленные, неосторожные и против личности».

2. Произведите обращение следующего суждения:

«Все преступления – общественно опасные деяния».

3. Определите тезис, аргументы в следующем доказательстве. Проверьте состоятельность этого доказательства: «Наркоторговля является общественно опасным деянием, т.к. она – преступление, а всякое преступление представляет собой общественно опасное деяние».

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 4.

1. Найдите ошибки в делении понятий:

«Юристы делятся на адвокатов, прокуроров и следователей».

2.. Определите фигуру простого категорического силлогизма, его модус и правильность сделанного вывода:

«Некоторые студенты – отличники. Некоторые студенты - играют на гитарах. Все отличники играют на гитарах».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.62.36 (0.008 с.)