Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема № 1. Предмет и значение логики для юристов↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Филиал РГГУ в г.Казани Кафедра финансового и административного права РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «ЛОГИКА» для специальности 030501 «Юриспруденция»
Казань -2010
Составитель - доцент Саетгалиева Ф.Ф. Отв.редактор -
Пояснительная записка Данный курс разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и предназначен для студентов нефилософских специальностей всех форм обучения Казанского филиала Российского государственного гуманитарного университета. Становление правового государства в России предполагает выдвижение на одно из первых мест в обществе всего комплекса юридических наук как теоретической основы правового регулирования всей совокупности общественных отношений. В связи с этим и усиливается роль логики как одной из незаменимых теоретических опор юридической науки и практики. Целью курса «Логика», как одного из компонентов формирования профессиональной культуры, является освоение знаний об окружающем мире, анализ всевозможных процессов, установление истины на основе использования законов и правил логики. Законы, формы и правила, которые изучаются формальной логикой, представляют тот необходимый минимум, без которого правильное и грамотное построение мыслей просто невозможно в любой сфере деятельности, особенно, в правовой. Логическое мышление представляет собой важнейшую основу и необходимую предпосылку формирования профессиональных навыков специалиста-правоведа, является эффективным средством для изучения других наук, включенных в учебный план. При изучении курса особое внимание уделяется, с одной стороны, связям с такими общественными дисциплинами как: философия, экономика, политология, социология, с другой - с собственно юридическими науками: историей государства и права, отраслевыми юридическими дисциплинами. Изучение курса «Логика» направлена на решение следующих задач: · овладение методами использования различного вида умозаключений в юридической науке и практике; · умением связать логические законы и правила при изучении других учебных дисциплин; · использование способов и правил доказывания истины по уголовным и гражданским делам; · выработка знаний и умений правильно определять содержание основных правовых понятий; · выдвижение оперативных, следственных, судебных и иных версий, обоснование их, установление степени вероятности каждой из выдвинутых версий, выбор наиболее перспективных версий, доказательство и опровержение их.
В результате освоения курса обучаемые должны: ü иметь представление: · о содержании и сущности формальной логики как науки; · о формах и законах правильного мышления, · об общих характеристиках гипотезы, опровержения; ü знать: · основные понятия, виды форм мышления; · законы правильного мышления и применять их в процессе мышления; ü усвоить: · навыки толкования нормативно и индивидуально-правовых актов; · систему национального права Российской Федерации; · систему государственного механизма Российской Федерации; · принципы законности и правопорядка; ü Уметь: · правильно применять полученные знания при изучении отраслевого законодательства; · применять полученные знания в практической деятельности; · надлежащим образом использовать знания при осуществлении разнообразной юридической деятельности; · самостоятельно подходить к изучению правил и законов логики; · юридически грамотно выстраивать линию и последствия поведения участников правоотношений.
Формы контроля: - текущий контроль осуществляется посредством учета посещаемости лекционных и практических занятий, а также в процессе работы студента на практических занятиях, при решении им тестов, задач, при ответе на контрольные вопросы, при устных опросах и т.д.; - итоговый контроль осуществляется при подготовке и сдаче экзамена по курсу; - итоговая оценка складывается из посещаемости студентом всех видов занятий по курсу, его активности на практических занятиях, его умения решать тесты и задачи, анализировать практические ситуации, подготовленности к ответам на контрольные вопросы, а также уровня и качества знаний, которые студент показал непосредственно при сдаче экзамена по курсу. Итоговая оценка выставляется по результатам сдачи экзамена. Студент в ходе самостоятельной подготовки ищет и пользуется литературой по теме практического занятия, составляет краткий конспект по обозначенным в плане семинарских занятий вопросам в отдельной тетрадке, подготавливает на отдельных листках и сдает по окончанию семинарского занятия преподавателю задания на самостоятельную подготовку для оценки их преподавателем. По результатам проверки письменно исполненных подобных заданий преподаватель может выставлять положительные отметки в журналах академических групп. После проверки письменные задания возвращаются студентам. Исполнение письменных заданий обязательно по тем темам, по которым студент на семинарском занятии получил неудовлетворительную отметку. Надлежащее исполнение письменного задания студентом в подобном случае может расцениваться как отработка полученной неудовлетворительной оценки за конкретную тему курса.
Программа курса рассчитана на очной форме обучения - на 34 часов аудиторных занятий, из них - 16 часов лекционных, 18 часов практических занятий, на заочной форме обучения – 8 часов лекционных занятий. Изучение дисциплины продолжается в течение одного семестра и завершается экзаменом для очной и заочной форм обучения. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Программа курса
Тема № 2. Понятие Понятие как форма логического мышления. Определение признака предмета. Единичные и общие признаки предмета. Существенные и несущественные признаки предмета. Основные логические приемы образования понятий: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение. Содержание понятия. Два типа признаков: родовые и видовые. Объем понятия. Классы понятий: нулевой, единичный, универсальный. Закон обратного отношения между объемом и понятием. Виды понятий. Основания классификации понятий. Виды понятий по их объему. Единичные понятия. Общие понятия. Регистрирующие и нерегистрирующие понятия. Виды понятий по их содержанию. Собирательные и несобирательные понятия. Конкретные и абстрактные понятия. Положительные и отрицательные понятия. Соотносительные и безотносительные понятия. Правовые предписания и понятия. Тема № 3. Суждение Происхождение и сущность суждения. Связи и отношения между предметами. Отличительный признак суждения. Установление истинности и ложности суждения. Логическая структура суждения: субъект и предикат. Связь между субъектом и предикатом. Суждение и предложение. Деление предложений по цели высказывания: повествовательные, побудительные, вопросительные. Истинные и ложные предложения. Проявление в вопросе диалектического характера процесса познания. Познавательная роль вопросов как средство получения новой информации, расширения кругозора, выяснения отношений. Значение вопросно-ответной формы для юридической практики. Отличие вопросительных предложений от риторических вопросов. Суждение как операция толкования нормативно-правовых предписаний. Классификация суждений. Распределенность терминов в суждениях. Деление суждений по степени сложности: простые и сложные. Природа простых суждений. Виды суждений по качеству, т.е по характеру связки. Две логические формы: утвердительная и отрицательная. Утвердительные суждения как связь между субъектом и предикатом. Общая формула утвердительного суждения. Отрицательные суждения как отсутствие той или иной связи между субъектом и предикатом. Общая формула отрицательного суждения. Познавательное значение утвердительных и отрицательных суждений. Теоретическое и практическое значение знаний особенностей утвердительных и отрицательных суждений. Виды суждений по количеству, т.е. по характеру субъекта. Общие, частные и единичные суждения. Кванторные слова общих, частных суждений. Выделяющие и невыделяющие суждения как разновидности общих суждений. Классификация частных суждений. Познавательная ценность общих, частных и единичных суждений. Объединенная классификация суждений по качеству и по количеству. Четыре вида суждений: общеутвердительные, частноутвердительные, общеотрицательные, частноотрицательные. Формульная запись этих суждений. Распределенность терминов в суждениях. Исследование распределенности терминов суждения как подтверждение правильности связи субъекта и предиката в суждении, т.е. ее соответствия объективному отношению самих предметов. Распределенность терминов в общеутвердительных (А), общеотрицательных (Е), частноутвердительных (I), частноотрицательных (О) суждениях. Виды суждений по характеру предиката: атрибутивные, реляционные и экзистенциальные. Сложные суждения. Образование и особенности сложных суждений. Структура сложных суждений. Формы выражения сложных суждений в русском языке. Классификация сложных суждений по характеру логического союза. Конъюнктивные суждения. Общая схема. Три исходные структуры конъюнкции. Особенности конъюнкции. Значение конъюнкции для юридической практики. Дизъюнктивные суждения. Общая формула. Слабая и сильная дизъюнкции. Импликативные суждения. Общая формула. Истинность импликации. Применение импликации в законодательстве и юридической практике. Эквивалентные суждения. Формула эквивалентности. Символ эквивалентности. Истинные и ложные эквивалентные суждения. Виды суждений по характеру предиката: атрибутивные, реляционные и экзистенциальные. Отношения между суждениями. Сравнимые и несравнимые суждения. Деление сравнимых суждений на совместимые, несовместимые и тождественные. Отношения между суждениями в виде логического квадрата: противоположность, подчинение, противоречие и частичная совместимость. Таблица истинности и ложности суждений. Использование суждений юридической техникой толкования. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Тема 2. Понятие 1. Понятие как форма логического мышления. 2. Виды понятий. 3. Отношения между понятиями. 4. Логические операции с понятиями: определение, деление понятий и их виды. 5. Правила определения и деления и логические ошибки, возникающие при нарушении правил. 6. Обобщение и ограничение понятий. 7. Решение практических задач. Вопросы для самоподготовки 1. Что такое понятие? 2. Как соотносятся понятие и слово? 3. Назовите основные логические приемы формирования понятий. 4. Что такое содержание и объем понятия, как они соотносятся? 5. В чем заключается закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия? 6. Какие понятия называются родовыми и видовыми? 7. Какими бывают понятия по объему и содержанию? 8. Что такое логическая характеристика понятия? 9. Как осуществляется операция ограничения и обобщения понятий? 10. Что такое сравнимые и несравнимые понятия? 11. Какие понятия называются в логике совместимыми, а какие – несовместимыми? 12. В каких отношениях могут быть совместимые понятия? 13. В каких отношениях могут быть несовместимые понятия? 14. Каким образом изображаются отношения между понятиями? 15. Что представляет собой логическая операция определения понятия? 16. Чем отличаются явные определения от неявных? 17. Что такое реальные и номинальные определения? 18. Что представляет собой классический способ определения понятий? 19. Каковы основные правила определения понятий? Какие ошибки возникают при их нарушениях? 20. Что представляет собой логическая операция деления понятий? Каковы виды деления понятий? 21. Какова структура деления? 22. Каковы основные логические правила деления понятия? Какие ошибки возникают при их нарушении? 23. Какое деление называется дихотомическим? В чем его достоинства и недостатки? 24. Что такое классификация? Каковы виды классификации?
Учебники и учебная литература: 1. Войшвилло Е.К. Логика: учебник для студентов высш. учеб. заведений /Е.К. Войшвилло, М.Г. Дегтярев. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 528с. 2. Гетманова А.Д. Логика: учебник для юристов. - М.: ИКФ Омега-Л; Высшая школа, 2002. - 416с. 3. Гусев Д.А. Логика: конспект лекций с задачами /д.А. Гусев. – М.: Айрис-Пресс, 2005. -240с. 4. Иванов Е.А. Логика: учебник /Е.А. Иванов. - М.: Бек, 2000. - 368с. 5. Ивлев Ю.В. Логика: учебник /Ю.В. Ивлев. - М.: ТК Велби Проспект, 2004. – 288с. 6. Ивлев Ю.В. Логика для юристов: учебник для вузов /Ю.В. Ивлев. - М.: Дело, 2000. – 264с. 7. Каверин Б.И. Логика для юристов: учеб. пособие для вузов /Б.И. Каверин, И.В. Демидов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 222с. 8. Кириллов В.И. Логика: учебник для юридических вузов /В.И. Кириллов, А.А. Старченко. - М.: Юристъ, 2001. - 256с. 9. Курбатов В.И. Логика. Систематический курс. / В.И. Курбатов. - Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 512с. 10. Логика: учебник для юридических вузов /Под ред. В.П.Сальникова, А.Ф.Назаренко, Э.Ф. Караваева. - СПб.: Лексикон, 2001. – 320с. 11. Михалкин Н.В. Логика и аргументация в судебной практике: учебник для вузов /Н.В. Михалкин. – СПб.: Питер, 2004. – 336с. 12. Саетгалиева Ф.Ф. Практикум по логике: краткое руководство к решению задач и упражнений. Ульяновск. УГТУ. 13. Солодухин О.А. Логика для юристов /О.А. Солодухин. Серия «Высшее образование». - Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 384с. 14. Стрелкова Н.В. Логика в задачах и упражнениях: учеб. пособие /Н.В. Стрелкова. - М.: Щит – М, 2004. - 113с.
Тема 3. С уждение 1.Суждение как форма мышления. Структура суждения. 2. Основные виды категорических суждений. 3. Отношения между суждениями по истинности. Логический квадрат. 4. Сложное суждение. Основные логические союзы. 5. Виды сложного суждения. Вопросы для самоподготовки 1. Что такое суждение как форма мышления? Чем оно отличается от понятия? 2. В каких языковых формах выражается суждение? Почему вопросительные и восклицательные предложения не могут выражать собой суждения? 3. Какое суждение называется простым? 4. Какова структура суждения? Придумайте пять суждений и укажите в каждом из них субъект, предикат, связку и квантор. 5. Какая существует классификация суждения? По каким основаниям она производится? 6. Охарактеризуйте деление суждений по их структурным особенностям: - по характеру предиката; - по качеству связки (по качеству); - по объему субъекта (по количеству); - по модальности; - по типу логических союзов. 7. Назовите все виды категорических суждений, выделяемых по их объединенной количественной и качественной характеристике. Приведите их буквенные обозначения и формулы. 8. Что такое термин суждения? В каком случае термин суждения считается распределенным, а в каком нераспределенным? 9. Как с помощью круговых схем Эйлера возможно установить распределенность терминов в простом суждении? 10. Назовите правила распределенности терминов. 11. Что значит преобразовать простые суждения? Какие существуют способы преобразования простых суждений? 12. Какие виды отношений существуют между суждениями А, Е, I, О с одинаковой материей? 13. Дайте характеристику истинности и ложности суждений, находящихся в отношениях: а) подчинения; б) противоположности (контрарности); в) частичной совместимости (субконтрарности); г) противоречия (контрадикторности). 14. Каким образом делаются выводы об истинности простых сравнимых суждений с помощью логического квадрата? 15. Что такое сложное суждение? На каком основании выделяются виды сложных суждений? Охарактеризуйте все виды сложных суждений: название, союз, условное обозначение, формула. 16. От чего зависит истинность сложных суждений?
Учебники и учебная литература: 1. Войшвилло Е.К. Логика: учебник для студентов высш. учеб. заведений /Е.К. Войшвилло, М.Г. Дегтярев. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 528с. 2. Гетманова А.Д. Логика: учебник для юристов. - М.: ИКФ Омега-Л; Высшая школа, 2002. - 416с. 3. Гусев Д.А. Логика: конспект лекций с задачами /д.А. Гусев. – М.: Айрис-Пресс, 2005. -240с. 4. Иванов Е.А. Логика: учебник /Е.А. Иванов. - М.: Бек, 2000. - 368с. 5. Ивлев Ю.В. Логика: учебник /Ю.В. Ивлев. - М.: ТК Велби Проспект, 2004. – 288с. 6. Ивлев Ю.В. Логика для юристов: учебник для вузов /Ю.В. Ивлев. - М.: Дело, 2000. – 264с. 7. Каверин Б.И. Логика для юристов: учеб. пособие для вузов /Б.И. Каверин, И.В. Демидов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 222с. 8. Кириллов В.И. Логика: учебник для юридических вузов /В.И. Кириллов, А.А. Старченко. - М.: Юристъ, 2001. - 256с. 9. Курбатов В.И. Логика. Систематический курс. / В.И. Курбатов. - Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 512с. 10. Логика: учебник для юридических вузов /Под ред. В.П.Сальникова, А.Ф.Назаренко, Э.Ф. Караваева. - СПб.: Лексикон, 2001. – 320с. 11. Михалкин Н.В. Логика и аргументация в судебной практике: учебник для вузов /Н.В. Михалкин. – СПб.: Питер, 2004. – 336с. 12. Солодухин О.А. Логика для юристов /О.А. Солодухин. Серия «Высшее образование». - Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 384с. 13. Стрелкова Н.В. Логика в задачах и упражнениях: учеб. пособие /Н.В. Стрелкова. - М.: Щит – М, 2004. - 113с.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО ЛОГИКЕ 1. Логика и ее значение для практической деятельности юриста. 2. Понятие как форма логического мышления. 3. Объем и содержание понятия. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия. 4. Виды понятий. 5. Совместимые понятия. 6. Несовместимые понятия. 7. Обобщение и ограничение понятий. 8. Определение понятий. 9. Виды определений. 10. Правила явного определения. Ошибки, возможные в определении. 11. Деление понятий. 12. Виды делений. 13. Правила деления понятий. Ошибки в делении. 14. Классификация. Виды классификаций. 15. Суждение как форма логического мышления. 16. Виды простых суждений. 17. Объединенная классификация суждений. 18. Логический квадрат. 19. Распределенность терминов в суждениях. 20. Отношения между суждениями. 21. Сложные суждения. 22. Виды сложных суждений. 23. Таблица истинности для сложных суждений. 24. Основные законы логики. 25. Закон тождества, его значение в юриспруденции. 26. Закон (не)противоречия. 27. Закон исключенного третьего. 28. Закон достаточного основания. 29. Общая характеристика умозаключения. 30. Непосредственные дедуктивные умозаключения (превращение). 31. Непосредственные дедуктивные умозаключения (обращение). 32. Непосредственные дедуктивные умозаключения (противопоставление предикату). 33. Непосредственные дедуктивные умозаключения (преобразование по логическому квадрату). 34. Простой категорический силлогизм, его структура. 35. Фигуры простого категорического силлогизма. 36. Аксиома силлогизмов. 37. Правила терминов простого категорического силлогизма. 38. Первая фигура простого категорического силлогизма. 39. Вторая фигура простого категорического силлогизма. 40. Третья фигура простого категорического силлогизма. 41. Четвертая фигура простого категорического силлогизма. 42. Понятие энтимемы. Виды энтимем. 43. Аргументация. Стратегия и тактика аргументации. 44. Логические основы аргументации и критики в юридической практике. 45. Понятие и значение логического доказательства. 46. Структура и участники доказательства. 47. Прямое доказательство, его структура. 48. Виды косвенного доказательства. 49. Правила тезиса в доказательстве. 50. Правила аргументов в доказательстве. 51. Правила демонстрации. 52. Опровержение. Понятие конструктивной и деструктивной критики. 53. Критика тезиса. Метод сведения к «абсурду». 54. Косвенное опровержение тезиса. 55. Критика аргументов. 56. Критика демонстрации. 57. Ошибки по отношению к тезису в доказательстве. 58. Ошибки по отношению к аргументам в доказательстве. 59. Ошибки по отношению к демонстрации в доказательстве. 60. Логические парадоксы. Софизмы и паралогизмы. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ЛОГИКЕ ДЛЯ ЗАОЧНИКОВ Задание № 1. 1. Дайте полную логическую характеристику понятию: «Невиновность». 2. Сделайте вывод путем противопоставления предикату: «Ни одна захватническая война не являлась справедливой». 3. Подберите аргументы, необходимые для прямого доказательства следующего утверждения: «Васильев виновен в получении взятки». ----------------------------------------------------------------------------------------------- Задание № 2. 1. Определите вид отношения между понятиями, изобразите их с помощью круговых схем Эйлера: « Смелость. Трусость». 2. Сделайте вывод из посылок, определите фигуру силлогизма. С помощью правил фигур установите, следует ли вывод с необходимостью: « Все студенты юридических вузов изучают логику. Соколов не студент юридического вуза». 3. Постройте прямое и косвенное опровержение тезиса: «Государство не вмешивается в делах частных предпринимателей», ---------------------------------------------------------------------------------------------------- Задание № 3. 1. Найдите ошибки в делении понятий: «Преступления делятся на умышленные, неосторожные и против личности». 2. Произведите обращение следующего суждения: «Все преступления – общественно опасные деяния». 3. Определите тезис, аргументы в следующем доказательстве. Проверьте состоятельность этого доказательства: «Наркоторговля является общественно опасным деянием, т.к. она – преступление, а всякое преступление представляет собой общественно опасное деяние». ---------------------------------------------------------------------------------------------------- Задание № 4. 1. Найдите ошибки в делении понятий: «Юристы делятся на адвокатов, прокуроров и следователей». 2.. Определите фигуру простого категорического силлогизма, его модус и правильность сделанного вывода: «Некоторые студенты – отличники. Некоторые студенты - играют на гитарах. Все отличники играют на гитарах». Задание № 5. 1. Дайте полную логическую характеристику понятию: «Законность». 2. Найдите пропущенную посылку и восстановите энтимему до полного силлогизма: «У него нет повышенной температуры, значит, он не болен». 3. Установите несостоятельность демонстрации: «Пастухов – черноглазый человек, поэтому со всей определенностью можно сказать, что он уроженец Кавказа, так как большинство жителей Кавказа отличаются темным цветом глаз». ------------------------------------------------------------------------------------------------ Задание №6. 1. Определите вид отношения между понятиями, изобразите их с помощью круговых схем Эйлера: « Любовь. Ненависть». 2. Найдите пропущенную посылку и восстановите энтимему до полного силлогизма: «Все обвиняемые имеют право на защиту, следовательно, и гражданин Н. имеет право на защиту». 3.Определите тезис, аргументы в следующем доказательстве. Проверьте состоятельность этого доказательства. «Каждый отличник получает повышенную стипендию. Студент Петров получает повышенную стипендию, т.к. он отличник». Задание № 7. 1.Найдите ошибки в определении понятия: « Шахматы – это вам не шашки». 2.Найдите пропущенную посылку и восстановите энтимему до полного силлогизма: «Благотворительное общество имеет право на освобождение от налогов, а «Надежда» - благотворительное общество». Задание № 8. 1. Определите вид отношения между понятиями, изобразите их с помощью круговых схем Эйлера: « Писатель. Ученый». 2. Сделайте вывод путем противопоставления предикату: « Некоторые учебные заведения не являются государственным». 3. Определите, какой способ (прямой или косвенный) доказательства используется в следующем рассуждении: «Преступники не могли проникнуть в помещение ни через запертую входную стальную дверь, ни через зарешеченные окна квартиры на третьем этаже девятиэтажного дома. Следовательно, у них оставалась единственная возможность – попасть в дом через балкон». ---------------------------------------------------------------------------------------------------- Задание № 9. 1. Найдите ошибки в определении понятия: « Мошенник – человек, занимающийся мошенничеством». 2. С помощью логического квадрата установите отношения между суждениями по их истинности в следующих парах: «Все предприниматели платят налоги. Некоторые предприниматели не платят налоги». 3. Сделайте вывод из посылок, определите фигуру силлогизма. С помощью правил фигур установите, следует ли вывод с необходимостью: «Некоторые студенты – отличники. Сидоров – не отличник». Задание № 10. 1. Дайте полную логическую характеристику понятию: «Содружество». 2.Произведите обращение следующего суждения: «Все рыбы живут в воде». 3. Подберите аргументы, необходимые для прямого доказательства следующего утверждения: «Супруги Петровы лишены родительских прав». ---------------------------------------------------------------------------------------------------- Задание № 11. 1.Произведите превращение следующего суждения: «Некоторые преступления совершаются неумышленно». Задание № 12. 1.Дайте объединенную классификацию суждений, изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера, установите распределенность субъекта и предиката: «Ни один ученый не мыслит формулами». 2. Определите фигуру простого категорического силлогизма, его модус и правильность сделанного вывода: « Ни один школьник не студент. Все студенты сдают экзамены. Следовательно, некоторые люди, сдающие экзамены, не являются школьниками». 3. Докажите истинность тезиса апагогическим способом («методом от противного»): «Наука двигает прогресс». Задание № 13. 1. Определите вид отношения между понятиями, изобразите их с помощью круговых схем Эйлера: « Люди творческого труда. Поэты». 2.. Сделайте вывод путем противопоставления предикату: «Граждане России имеют право заниматься частным извозом». 3. Установите несостоятельность демонстрации: «Если человек имеет неустойчивую нервную систему, то он склонен к употреблению наркотиков. Из того факта, что у Андреева на квартире обнаружены наркотические средства, следует, что он имеет неустойчивую нервную систему». ---------------------------------------------------------------------------------------------- Задание № 14. 1. Найдите ошибки в делении понятий: «Преступление может быть умышленным, неумышленным или жестоким». 2.Дайте объединенную классификацию суждений, изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера, установите распределенность субъекта и предиката. «Не все операции с иностранной валютой законны». 3. Найдите пропущенную посылку и восстановите энтимему до полного силлогизма: «Он виновен, т.к. его привлекли к уголовной ответственности». ---------------------------------------------------------------------------------------------------------- Задание № 15. 1. Найдите ошибки в определении понятия: « Студент – это учащийся». 2. Сделайте вывод путем противопоставления предикату: « Несовершеннолетние не имеют право голоса». 3. Установите несостоятельность аргументов: «Пьер Леже – веселый, остроумный человек, так как он француз, а все французы веселы и остроумны». Задание № 16. 1. Соблюдается ли закон тождества при ответах на следующие вопросы: 1).Какова ваша специальность? - Аспирант. 2).В чем познавательное значение комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»? - Значение комедии Д.И.Фонвизина состоит в том, что в ней дана острая критика крепостного права. 2. Сделайте вывод из посылок, определите фигуру силлогизма. С помощью правил фигур установите, следует ли вывод с необходимостью: «Некоторые студенты живут в общежитии. Воронин живет в общежитии». 3. Установите несостоятельность аргументов: «Тот, кто не с нами, - тот против нас». ---------------------------------------------------------------------------------------------------------- Задание № 17. 1.Установите вид сложного суждения и запишите его в виде логической формулы: «Уголовное дело может быть возбуждено только в тех случаях, когда имеются достаточные данные, указывающие на признаки преступления». 2. Найдите пропущенную посылку и восстановите энтимему до полного силлогизма: «Все имена собственные пишутся с большой буквы, значит, слово «Казань» пишется с большой буквы». 3. К данному тезису подберите аргументы. Продемонстрируйте их связь с тезисом, используя индуктивную форму обоснования. «Многие уголовные дела, возбужденные в этом году, остались нераскрытыми». ---------------------------------------------------------------------------------------------------- Задание № 18. 1. Установите вид сложного суждения и запишите его в виде логической формулы: «И волки сыты, и овцы целы». 2.. Сделайте вывод из посылок, определите фигуру силлогизма. С помощью правил фигур установите, следует ли вывод с необходимостью: «Все студенты юридических вузов изучают логику. Федоров изучает логику». 3. Установите несостоятельность аргументов: «Я плохой, потому что меня никто не любит. Меня никто не любит, потому что я плохой». Задание № 19. 1. Дайте объединенную классификацию суждений, изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера, установите распределенность субъекта и предиката: «На всякого мудреца довольно простоты». 2. Произведите обращение следующего суждения: «Некоторые юристы - адвокаты». Задание № 21. 1. Найдите ошибки в определении понятия: «Истина – дочь разума, мать мудрости». 2. Произведите обращение следующего суждения: «Некоторые преступления являются умышленными». 3.Определите, какой способ (прямой или косвенный) доказательства используется в следующем рассуждении: «Преступники не могли проникнуть в помещение ни через запертую входную стальную дверь, ни через зарешеченные окна квартиры на третьем этаже девятиэтажного дома. Следовательно, у них оставалась единственная возможность – попасть в дом через балкон». ---------------------------------------------------------------------------------------------------- Задание № 22. 1.Найдите ошибки в делении понятий: «Люди делятся на мужчин, женщин, стариков и детей». 2.С помощью логического квадрата установите отношения между суждениями по их истинности в следующих парах: «Ни одна фирма не держит в секрете свои патенты. Многие фирмы держат в секрете свои патенты». 3.Определите фигуру простого категорического силлогизма, его модус и правильность сделанного вывода: «Все владельцы телефонов платят абонентскую плату, а ты – владелец телефона, значит, ты платишь абонентскую плату». ---------------------------------------------------------------------------------------------------------- Задание № 23. 1. Установите вид сложного суждения и запишите его в виде логической формулы: «Курить – здоровью вредить». 2. При опросе одной ученицы учительница, обращаясь к классу, сказала: «Девочки, не подсказывайте, если она не напишет, то подскажите». Задание № 24. 1. Определите вид отношения между понятиями, изобразите их с помощью круговых схем Эйлера: « Спорт. Футбол. Теннис. Гимнастика». 2. Установите вид сложного суждения и запишите его в виде логической формулы: «Кража совершена Ершовым или Галкиным». 3. Соблюдаются ли требования закона достаточного основания в следующем рассуждении: «Студент покраснел, значит, он виноват». Задание № 25. 1. Дайте определение через ближайший род и видовое отличие понятию: «Грабеж». 2.Установите вид сложного суждения, запишите его в виде логической формулы: «Амнистия может быть общей или частичной». 3.Подберите аргументы, необходимые для прямого доказательства утверждения: «Преступник – социально опасный элемент общества». ---------------------------------------------------------------------------------------------------- Задание № 26. 1. Дайте полную логическую характеристику понятию: « Бескорыстие». 2. Дайте объединенную классификацию суждения, изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера, установите распределенность субъекта и предиката: «Не все операции с иностранной валютой законны». 3.Опровергните следующее утверждение косвенным способом: «Убийство всегда совершается умышленно». -------------------------------------------------------------------------------------- Задание № 27. Задание № 28. 1.Дайте полную логическую характеристику понятию: «Дезинформация». 1.С помощью логического квадрата установите отношения между суждениями по их истинности в следующих парах: «Все невежественные люди тщеславны. Ни один невежественный человек не тщеславен». 3. Докажите истинность тезиса методом «от противного»: «Наука двигает прогресс». Задание № 29. 1.Дайте определение через ближайший род и видовое отличие понятию: « Кража». 2. Произведите обращение следующего суждения: « Никто из студентов этой группы не получил неудовлетворительной оценки ». 3.Докажите разделительным методом справедливость утверждения: «Выдвинуто несколько версий по данному преступлению, однако наиболее правдоподобной представляется версия заказного убийства». ------------------------------------------------------------------------------------------- Задание № 30. 1. Определите вид отношения между понятиями, изобразите их с помощью круговых схем Эйлера: «Друг. Недруг». 2. «Для меня не было
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.6.176 (0.019 с.) |