Артемида – Девственная Охотница 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Артемида – Девственная Охотница



Артемида и Аполлон были близнецами. Артемида, такая же красивая, как и брат, не хотела жениться и навсегда осталась девственницей, подобно Афине. Ее еще называли Чистой, потому что она не разрешала мужчинам даже глянуть на себя. В этом с большим разочарованием убедился Актеон.

Это был хороший охотник и лишь этим уже мог понравиться Артемиде, которая очень любила охоту. Но его погубила собственная неосторожность. Однажды, как всегда рано утром, гасал он со своей стаей собак по лесам и горам. Птицы улетали от него, а он на лету попадал в них пернатой стрелой; зверей, которые притаились в лесной глуши, поражал своим копьем. В полдень Актеон оказался на берегу лесного ручья. Спрятавшись в кустах, он незаметно начал следить, как богиня Артемида купается вместе с подругами. Актеон сделал еще шаг вперед, и хруст сухой ветки выдал его. Богиня заметила его. Афродита как бы шутя брызнула на него водой. И Актеон мигом превратился в оленя. Бедный охотник не знал, что ему делать, то ли вернуться домой, то ли остаться в лесу. Пока он вот так раздумывал, на его след напали собственные хорты. Он бросился убегать. Хотел крикнуть своим верным собакам: «Это я, Актеон! Разве вы не узнаете своего хозяина?». Но звуки, которые он издавал, не складывались в человеческие слова. В конце концов он запутался в ветоши, собаки напали на него и разорвали.

Артемида была настоящей царицей лесов. В высоко подпоясанном платье, в крепких сандалиях, привязанных ремешками к ногам, вооруженная луком или копьем, она бежала, окруженная стаей собак, во главе белого сонма нимф, своих подруг. Они ловили оленей, которые запутывались рогами в ветках, ставили капканы на зайцев, караулили в дуплах больших деревьев отяжелевших вепрей. Пахучая прохлада леса, приятное тепло открытой поляны, свежесть гомонящих потоков. Из хмыза и прошлогодних листьев раскладывали костер. Столп едкого дыма поднимался среди темных крон деревьев. Зажаренное на копье оленье мясо кажется очень вкусным, если с самого утра ничего не есть. Амброзия, которую подают на небе, надоела, а нектар даже сравнить нельзя с водой из источника! А вечером, если светила луна, все брались за руки и танцевали до поздней ночи. Или Артемида знакомыми тропами вела на вершину Парнаса, где ее брат Аполлон играл на кифаре, а музы пели. Крепкий сладкий сон обволакивал уставшее тело, которое с его объятий освобождала утренним поцелуем зоря.

Но народ на Пелопоннесе чтил Артемиду не только как богиню радости, но и смерти. Она давала урожай земле, поэтому ей были посвящены болота, ручьи и речки; её имя славили и на полях, и в долинах, и в лесах на холмах Тайгета, потому что она благословляла растения, и животных, и детей, которых отдавали под её защиту, и поддерживала рожениц во время родов. В Спарте ежегодно перед её жертвенником секли розгами мальчиков так, чтобы их кровь брызгала на статую богини. Это был отзвук тех времён, когда Артемиде как богине смерти приносили в жертву людей. Жители Тавриды (нынешнего Крыма), наверное, еще в давние времена приносили её в жертву пойманных на побережье чужеземцев.

Также, как Аполлон, Артемида была благодетельной богиней. Ей молились за здоровье близких людей. На ее жертвенники девушки клали пряди волос, а невесты в день брака дарили ей детские игрушки. До нас дошла благодарная молитва: «Аттис положил пояс с красивыми завязками и тунику возле врат твоего храма, дочь Латоны, богиня девушек, чтобы ты помогла его ребенку прийти на свет живым и здоровым». Какой-то рыбак обращался к Артемиде: «Я, Монис, рыбак, даю тебе, Артемида, жареную рыбу. Для тебя этот бокал наполнил до краев чистым вином и отломал кусок черствого хлеба; жертва хоть и убогая, но принесена от искреннего, набожного сердца. За это сделай, чтобы сети мои всегда были полными рыбы». Другие просили ее защитить от воров, обещая принести в жертву козу; путешественник, возвращаясь, вешал на дереве в гаю Артемиды шляпу в знак благодарности за счастливое возвращение.

А на острове Делос рассказывали про такой случай в ее храме. Как то туда пришел один юноша по имени Аконтий и увидел красивую девушку по имени Кидиппа. Он с первого взгляда влюбился в нее и, зная старинные законы того храма, взял яблоко и написал на нем такие слова: «Клянусь храмом Артемиды, что за Аконтия я выйду замуж». И бросил то яблоко в ноги девушки. Это было коварство. Кидиппа подняла яблоко и, прочитав надпись в голос, сердито выбросила его. Но, сама того не зная, связала себя клятвой. Она долго упиралась и пережила множество приключений, но все-таки стала женой Аконтия и была счастлива с ним. Таким образом девственная богиня следила за соблюдением клятв и, зная человеческие сердца, лучше самих людей, соединяла благословенные пары.

Обычно Артемиду изображали как охотниц: в коротком, неаккуратно подпоясанном одеянии, ноги и руки оголены; на плече— колчан, в руке—лук. В волосах выблескивала диадема, имевшая вид полумесяца. На побережье Малой Азии, в Эфесе, построен храм в честь Артемиды, где она изображена совсем по-другому: как мать всего сущего, со ста грудями. Это была не Артемида, а азиатская богиня, культ которой местные греки переняли у соседей, но переименовали божество по-своему.

В Афинах, Эпидавре и на острове Делос Артемиду еще называли Гекатой (Та, что целится вдаль), потому ее отождествляли с богиней, которая имела такое же имя и была уважаема в Малой Азии. Эту Гекату считали богиней смерти, которая шастает по могилам, в лунные ночи, превратившись в упыря, появляется в сопровождении духов и собак на перекрестках дорог. Чтобы умилостивить богиню, для нее на раздорожье клали останки жертв, которых приносили мертвым. Геката была богиней волшебства, и к ней обращались за помощью волшебницы. В стародавние времена ее изображали зрелой женщиной, в одеянии, с двумя факелами в руках. Ближе к середине V столетия до нашей эры скульптор Алкмен вырезал статую, в которой богиня была воплощена в образе трех женщин, повернутых друг к другу спиной; в руках они держали факелы и горшки. На геммах (камнях с фигурными изображениями) мы часто попадаем на эту странную шестирукую богиню, окруженную змеями, похожу больше на индийские божества, чем на греческих богов.

А впрочем, греческие боги странно меняются в зависимости от времени и места. Кто бы мог узнать в этом великом персонаже, воспетом самым старым после Гомера поэтом Гесиодом, грозное божество, которое пугало всех на перекрестках дорог? Его Геката, дочь Перса и Астерии, происходит вроде бы из звездного рода. Любительница богов, фаворитка Зевса, воспитательница его детей, добрая к людям: она посылает им богатство, силу и славу, охраняет воинов в битвах и моряков на море, следит, чтобы в судах царила справедливость, и ведет спортсменов к победной цели. Ее имя объявляли во время каждого жертвоприношения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 676; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.231.245 (0.004 с.)