Гефест – Божественный Кузнец 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гефест – Божественный Кузнец



Гефест—самый трудолюбивый среди богов. Он редко бывал на приемах у Зевса, и все привыкли считать его одиночкой. Но на самом деле он не одиночка. В своей необычной кузнице на острове Лемнос или в середине Этны среди верных циклопов божественных механик работает день и ночь, не отдыхая, как будто находит удовлетворение лишь в тяжелой работе. Он кует молнии для Зевса, чинит колесницу Солнца. Каждый, кому нужен меч, щит, красивый золотой панцирь, идет к Гефесту, уверенный, что хромой кузнец не откажет ему. Когда у Гефеста больше свободного времени, он может выковать жезл для какого-то царя или поморочиться над женскими украшениями, которых всегда не хватает олимпийским богиням.

Все, что выходит из его рук, очень красивое и мастерски сделанное, а временами и просто забавное, как, например, рабыни из золота, которые двигаются, как живые; кресла, которые сами бегут по залу, где советуются боги; стул… О, это было что-то ужасное. Два циклопа появились пред вратами Олимпа и сказали, что принесли царице неба подарок от своего господина. Это был стул. Отличный стул. Весь из золота и драгоценных камней. Очень удобный. Гера велела поставить его в своих покоях и сразу же села на него. Но вдруг не пойми откуда вылезли какие-то клещи и пута и так крепко обхватили богиню, что она не могла пошевелиться. Кто знает, что случилось бы, если бы не упросили лукавого механика прийти наконец и вызволить Геру из того смешного плена.

И снова Гефест вернулся в свою кузницу. В огромной печи горит вечный огонь, который раздумают, хрипло дыша, могучие меха. В уродливых, закоптелых котлах плавятся различные металлы: золото, железа, медь, блестящим ручьем льется серебро. Громадные кусачки грызут черные штабы, по которых так гупают молоты, что аж земля дрожит. Кузницы наполнена грохотом и гамом, а Гефест, хромая и утирая пот со лба, прохаживает вдоль работников и отдает распоряжения.

Временами он останавливается и сквозь дыру смотрит на небо, освещенное золотистым солнечным светом. С высокого Олимпа слышно пение и музыку. Аполлон перебирает струны своей кифары, а музы исполняют новый гимн. Кузнец думает о своей молодости. Его родители были Зевс и Гера—Царский сын. Воспитывался на Олимпе, ини у кого не возникало сомнения, что когда-то из него вырастет очень мудрый бог. Он любил мать и заступился за нее, когда Зевс подвесил Геру к вершине Олимпа. Отец был настолько зол, что сбросил Гефеста на землю. Он летел целый день и аж ночью, как метеор, упал на остров Лемнос, поломав себе ноги. Его взяла под опеку богиня Фетида и занесла в свой коралловый дом. Сюда свет проникает сквозь призму вод, где большие водные растения вьются по стенам грота, а духи моря играют на ракушках и поют.

Гефест поправлялся. В благодарность за заботу он сделал сребноногим нимфам прекрасные украшения: такое утонченное ожерелье, как будто оно было из пуха морской пены, браслеты, перстни, диадемы. И все это блестело в лазурной воде, как мерцали утонувшие звезды. Девять лет прожил он так, пока про него не забыли и отец и мать, и весь Олимп. Все были уверены, что Гефест погиб где-то в океанских просторах. А он не хотел возвращаться в мир, откуда его так жестоко выгнали.

Но однажды Дионис, бог вина, подпоил Гефеста, посадил на осла и отвез на Олимп. Радость была невообразимой. Потому что все знали, что Гефест— хороший друг, остроумен, умен, а прежде всего, невероятно полезен: все сделает и все починит. Зевс, желая выразить к Гефесту уважение и вознаградить за давние обиды, дал ему в жены красивейшую среди богинь- Афродиту.

Оно пара не была счастливой. Богине красоты не нравилась жизнь мужа. Она любила мир, богов и людей, а он— только свою кузницу; она хотела быть везде там, где веселье и танцы, а он, кроме работы, не знал другого удовольствия. Он изготавливал прекрасные украшения, а сам ходил, как последний раб, всегда грязный и чумазый. Но все забывали о том, что Гефест был когда-то молод, красив и весел, как другие боги, и только потом запустил себя, стал хмурым. И то, что Зевс дал ему в жены красивейшую богиню, он считал за новое издевательство над своим уродством.

Гефест был богом огня, этого двигателя прогресса. Он любил людей и обучал их обрабатывать металл, изготовлять предметы искусства. Особенно его почитали на острове Лемнос. Там был, кажется, самый древний центр культа Гефеста, связанный с вулканом, который действовал на том острове со стародавних времен и погас только при Александре Македонском.

Жители Лемноса уверяли, что именно внутри того вулкана и можно найти кузницу Гефеста. Ноябрьские Афины праздновали Халкеи—праздник посвященный кузнецам. В эти дни проводили Лампадофории—бег с факелами. Люди бежали своим ходом и на конях, несли факелы, и победа присуждалась тому, кто с горящим факелом первый прибывает к цели. Богу огня приносили всесжигающую жертву.

В искусстве Гефест представлялся мускулистым, бородатым мужчиной, который всегда сидит, чтобы скрывать свой недостаток. Обычно возле него был молот или какой-то другой предмет, который указывал на его профессию кузнеца.

 

 

Афродита – Богиня Любви

Афродита в определенной степени может считаться сиротой, у нее ни было отца, не было и матери. Но все же ее не считали бедной сироткой. Одного очень хорошего, спокойного утра она просто появилась из морской волны неподалеку от Кипра. Афродиту, наверняка, ждали, потому что на берегу ее поздравили Привлекательности, Улыбки, Развлечения — веселые и милые божества, которые с тех пор остались в ее свите. Везде, где ступала Афродита, вырастали прекрасные цветы. Служанки вытерли тело Афродиты, намазали пахучими маслами, отжали ее влажные волосы и причесали. На голову надели золотую корону, в уши вставили сережки с жемчугом, шею украсили рубиновым ожерельем. Афродиту одели в прозрачную, как мгла, рубашку и в плащ, цветастый, как радуга. Потом покатили красивую колесницу, выложенную ракушками, и впрягли в нее голубей. Так богиня красоты поехала на Олимп. Когда она там появилась, среди бронзовых стен Зевсового дворца прозвучало такое «ах!» всех богов, что зависть кольнула в самое сердце Геру, хозяйку неба, Афину, величественную царицу мудрости и других богинь, которые стали шепотом сговариваться, как бы укротить эту приблуду.

Но ничего не причинили ей, потому что она пленила всех своей привлекательностью. Афродита имела на себе волшебный пояс, благодаря которому все сердца сразу подчинялись ей и делались послушными. Она стала богиней любви. И впервые познала сладости и горести этого прекрасного чувства.

Ее сердце избрало для себя Адониса—красивого охотника. Афродита, привыкшая к роскошной жизни, вставала рано утром, чтобы сопровождать Адониса на охоте. Она ранила нежные ноги об терновник и камни, ее легкое одеяние разрывалось в лесной глуши. Однажды на вершине Ливана под кедрами Адониса разодрал вепрь. Богиня не успела вовремя помочь ему. Адонис склонил голову на ее белые руки и умер. Афродита полила кровь любимого нектаром, и красная кровь превратилась в цветок, названный анемоном.

Безутешная богиня, придя к Зевсу, попросила, чтобы он велел вывести душу любимого из подземного царства и вернул ее в бывшее красивое тело. Ее желание исполнили, и с тех пор Адонис шесть месяцев находился возле Афродиты, а на другую половину года возвращался к Аиду. Его чтили как бога. Восьмидневный праздник Адонии был одновременно и грустным и веселым. В искусственную могилу клали деревянную статую и четыре дня тосковали по Адонису, стоя над ней. Следующие четыре дня носили на руках данную скульптуру, тем самым как бы провоглашалия его вокрешение. В каждом доме на подоконники ставили «Адонисовы садочки», растения в вазах, которые, как жеруха, быстро восходят и быстро вянут—символ быстротечности молодости или лета, которое гинет под серебряной косой зимы.

Афродита наиболее охотно находилась на Кипре, остове, который был свидетелем ее рождения. В Пафосе был знаменитый храм, в котором жрецы рассказывали людям о чуде, произошедшем в доме Пигмалиона по велению богов..

Это был царь Кипра, который вместо того, чтобы править государством, увлекался скульптурой. Желая воплотить свою мечту в камне, Пигмалион высек женщину, такую красивую, которой еще не было на земле. И влюбился в нее, и страдал, потому что мрамор не мог ни заговорить к нему, ни улыбнуться, ни подать руки. Но однажды, когда царь целиком погрузился в свою любовь и в свое страдание, он ощутил чью-то руку у себя на плече. Пигмалион оглянулся: это была его любимая статуя, превращенная волей Афродиты в живую женщину. С того времени ее стали звать Галатея. Талантливый скульптор сделал ее своей супругой и царицей своих владений. Галатея родила ему сына, Пафоса, который в будущем основал город своего имени, в котором построил прекрасный храм доброй богини.

Стародавние греки представляли, что богиня любви Афродита летает по воздуху на колеснице, запряженной голубями. Она была также богиней цветов, садов, гаев и весны.

Праздник Афродиты отмечали, как правило, весенней ночью в садах, с танцами и песнопениями. Только иногда убивали для нее жертвенных животных (зайцев, коз, поросят). Говорили, что она не любить кровавых жертв и что в своем храме на горе Эрикс, в Сицилии, сама каждую ночь смывает следы крови на жертвеннике жгутом увлажненной росой травы. Для нее сжигали пахучее зелье и приносили в жертву розы, яблоки, гранаты и мирты.

Похвалу этой великой богине, властительнице всеобъемлющей любви, провозгласил во вдохновенных стихах поэт Лукреций (I столетие до нашей эры) в своей поэме под названием «Про природу вещей»: «Мать римского народа, наслаждения людей и богов, милостивая Афродита! Ты для мореплавателей, что протянулось под небесными звездами, и землю, которая хлеб родит, проповедуешь, лишь благодаря тебе рождается на свет все живое, и только благодаря тебе существует под благодатным солнцем. Когда ты появляешься, убегают ветра и тучи небесные, под ноги тебе земля стелить мягкие цветы, к тебе смеется морская гладь, и небо для тебе блестит бескрайним светом своим. Потому что как только распахнутся врат весны и повеет плодотворное дыхание зефиров, тебя, богиня, первыми поздравляют воздушные птицы; своевольные животные прыгают по веселым лугам и переплывают бурные речки, потому что все идет послушно, наполненное твоим очарованием. Через моря и горы, через полноводные речки, и через листвяные птичьи домики, и через зеленые поля—везде проносится дыхание твоей любви. Ты единственная управляешь миром, без тебя каждый день не засияет, без тебя не родится ничего веселого и милого».

В стародавние времена Афродиту изображали, как, впрочем, всех богинь, в длинном, до земли, одеянии, в руке она держала какой-нибудь плод или цветок, у ног богини сидели голуби.

В начале IV столетия до н. э., в искусстве Древней Греции появляется Афродита, обычно голая или полуголая, изображают ее обычно во время купания. Иногда встречаются картины изображающие момент ее изумительного рождения. Самую лучшую статую Афродиты сотворил афинский скульптор Пракситель (IV столетие до нашей эры). Оригинал ее не сохранился, но существуют многочисленные копии. Афродите любили изображать и стародавние художники. На помпейских фресках мы видим, как она ловит удочкой рыбу или плавает в ракушке по морю, окруженная маленькими Эротами

 

Эрот – Любовь на Крыльях

Кто собственно такой Эрот и как его можно себе представить? Шаловливый малец, с небольшим луком и стрелами, который порхает по миру на крыльях бабочки, или могущественный и великий бог, старше и Кроноса и его сына Зевса? Можно сказать, и то и другое, потому что в разные эпохи его по-разному себе представляли.

В стародавние времена, еще когда на территории, где мы привыкли видеть греков, их не было и в помине, Эрота почитал какой-то малоизвестный народ в беотийский Феспиях, в Париуме возле Гелеспонта и в Левктрах в Лаконии, потому везде там попадаются следы его стародавнего культа. В Феспиях его почитали, поклоняясь необработанной каменной глыбе, которая была самой большой святыней в том месте, и считали, что Эрот—это плод любви бога урожая Гермеса и богини подземного царства Артемиды. А Гесиод, один из стародавнейших греческих поэтов, который жил в Беотии, писал, что Эрот принадлежит к старейшему божественному поколению, что он родился из Хаоса одновременно с небом и землей.

Позднее появилась другая легенда. Эрот стал сыном и неразлучным спутником Афродиты. С того времени он стал считаться самым младшим среди богов, у которого никогда не было времени вырасти и возмужать, и навсегда остался маленьким мальчиком, беспокойным шалуном.

Зевс, предвещая злостную натуру божка, хотел умертвить его сразу после рождения, но Афродита спрятала ребенка в лесу, где львицы и тигрицы кормили ребенка молоком. Это были сплетни, придуманные про Эрота обманутыми в любви, которые обвиняли его в том, что он поразил их сердца отравленной стрелой. А остальные люди славили его за то, что он делает человеческую жизнь лучше и украшает ее цветами наилучшего чувства. Эрот также был любимцем поэтов.

Жила себе царевна, и звали ее Психея, что по-гречески означает душа. Она была такой красивой, что подданные молились ей, забывая про Афродиту. Разгневанная богиня позвала Эрота и велела ему пробудить в сердце Психеи любовь к уродливейшему чудовищу, которое можно найти на земле. Но план не удался, Эрот увидел девушку и сам безумно ее полюбил. Он подарил ей прекрасный дворец, приходил к ней ночью и приказывал, чтобы она никогда не пыталась узнать, кто он такой, потому что, когда она увидит его лицо, для нее настанут несчастные дни. Сестры, которым Психея рассказывала об этом, смеялись к с нее, говоря, что ее любовник, наверно, противный дракон. Они специально говорили так, потому что завидовали ее богатству и роскоши. Но Психея поверила им. Не в силах побороть интерес, она однажды ночью, когда Эрот спал, зажгла оливковый светильник и подошла к ложу. Ослепленная неземной красотой, девушка задрожала, и капля горячей оливы из светильника упала богу на оголенное плечо. Эрот проснулся и исчез. Прекрасный дворец тоже исчез, и царевна осталась одна на дикой, пустой скале. Месть Афродиты была жестокой: грусть сменялась болью, боль—страданиями. Но Эрот, который все еще любил ее, помогал ей и утешал. Наконец Зевс смилостивился над влюбленными и принял Психею на Олимп, где состоялся ее брак с богом любви.

Только в V столетии до нашей эры Эрот появляется в искусстве. Сначала как подросток, еще без крыльев, с цветком, лирой или венком. Позднее — уже с крыльями, луком и стрелами. В конце IV столетия он превращается в мальчика, а потом внезапно один бог перевоплощается в группу божков, которые заполняют картины и барельефы. Это дети, которые шалят: бегут за обручем, гоняются за бабочками, ловят удочкой рыбу, порхают в воздухе, проворно сопровождают всех богов и героев, смеются над различными человеческими занятиями. Иногда, как маленьких птичек, их запирают в клетке и как канареек выставляют на продажу.

 

Харита – Олимпийская тамада

Хариты - это богини спокойные красоты и радостной очаровательности. Благодаря им возникает все милое и привлекательное. Юноши и девушки благодарны им своей красотой, а в лучших ручьях потому такая чистая и прозрачная вода, что в них когда-то выкупались хариты. Являясь хозяйками празднований на Олимпе, хариты устраивают банкеты богов. Они украшают жизнь человека. Если люди соберутся где-то на танцы, развлечения, банкет, там появляются и невидимые хариты, они создают хорошее настроение, атмосферу радости и одновременно следят, чтобы веселье не переходило границы и не превратилось в хмурое разгулье. Хариты уважают общество бога вина, Диониса, и в его честь наполняют за столом первые бокалы. Они любят пение, и охотно общаются с музами, когда аполлон берет в свои божественные руки кифару, сразу окружают его. Хариты служат Афродите. Каждое утро, как только она искупается, покрывают ее тело маслами, готовят для нее пахучее одеяние, украшая его цветами. Их нежные руки делают Афродиту красивой, свежей, веселой — настоящей «радостью богов и людей».

Стародавний культ харит существовал в беотийском городе Орхомене. Хотя много столетий там не было их статуй, кроме неотесанных камней, очень почитаемых за то, что они вроде бы, когда-то спустились на землю с неба. Во славу добрейших богинь в древние времена проводили торжество Харитезии, во время которых выступали музыканты и проводились ночные танцы. После всего этого людям раздавали пшеничное печенье и мед. Из всех харит выделяли в основном трех: Аглаю, Евфросину и Талию. Они изображались прекрасными девушками, в стародавнем искусстве -хорошо одетыми, позднее- голыми. Обычно Они держатся за руки, словно собираются пуститься в пляс. Неподалеку от входа в Акрополь в Афинах были расположены несколько харит работы Сократа, того времени когда великий философ еще был скульптором и занимался в мастерской отца Софрониска. При харитах обычно изображали их атрибуты—розы, мирт, яблоки, музыкальные инструменты или бутылек с пахучим маслом, иногда колоски или маки.

Арес – Воитель

Родителями Ареса были Зевс и Гера. В детстве Арес не проявлял особых способностей, поэтому его предали на обучение одному из титанов. Не обладая никакими умениями, учитель приучал ученика только к физическим упражнениям. Сделал его мышцы крепки и привил ему уверенность, что единственное занятие достойное внимания – война. Заказав у Гефеста целый арсенал мечей, щитов, копий, Арес сошел на землю. До того времени люди не знали военного ремесла. Убивали друг друга очень неумело. Во время ссоры хватались за палки или за камни, а их драки были очень беспорядочны. Участники самых серьезных драк отделывались разве что несколькими шишками, да и все. Воинственными их делали страх и корысть. Только Арес научил их бескорыстному геройству, и они стали жестоки.

Люди изготовили себе оружие по примеру той, которую Арес им показал, и превратились в солдат. С тех пор война приобрела своего естественного значения. Организованная жестокость стала потешным занятием, почетным и выгодным.

Но когда поднялся бунт гигантов и Зевс призвал всех богов вооружиться, Арес ничего достойного похвалы не совершил. По крайней мере, никто не видел его там, где бы действительно мог пригодиться его талант. Но после победы он начал рассказывать о своей чрезвычайной доблести, чем немало всех удивил. Однажды Арес бесследно исчез. Гермес, который все мог выследить, нашел бога войны в темном подвале, где его заперли два разбойника. Несчастный и опозоренный Арес просидел там пятнадцать месяцев. После этого долго не появлялся на Олимпе. Он полюбил Фракию, страну диких гор, и еще более диких людей, которым рассказывал про войну, про свою отвагу и силу. Арес появлялся везде, где был слышен звон оружия. Вооруженный с головы до ног, он ставал на колесницу, которую два божества— Страх и Ужас—запрягали огненными конями, а Ссора и Убийство держали вожжи. Он бросался в самое пекло битвы и убивал, топтал, крушил шеренги, счастливый, что воюет с людьми, а не с богами.

Афина ощущала к нему особое отвращение. Искала повода для ссоры с ним, чтобы победить и унизить его. Однажды она больно ранила его копьем «в низ живота», где сходятся концы пояса. Раненый Арес взвизгнул, как девять или десять тысяч мужчин, и поднялся в небо, как черная туча. Там он сел неподалеку от Зевса и, показывая на бессмертную кровь, которая текла из раны, начал жаловаться на людей и на Афину. Но Зевс, гляну на него строго, сказал: «Только не вздумай стонать здесь. Ты мне наиболее неприятен среди богов. Ты думаешь только о войне». Арес замолчал и пошел искать небесного эскулапа Пеона, который выполнял на Олимпе роль санитарной службы. Тот приложил к его ране лекарство, и она моментально зажила. Затем Арес умылся, сменил одежду и тихонько сел к столу богов.

Греки чувствовали к Аресу почти то же самое, что и его собственный отец. Они не строили ему храмов, и, кроме нескольких капелей, нет свидетельств о том, что его культ был распространен. В искусстве он изображен сильным молодым человеком, иногда с бородой и в полном вооружении, но чаще голого и без бороды. Лучшая статуя, из сохранившихся— отдыхающий Арес: он сидит, положив ногу на ногу и опираясь на меч; маленький Эрот выглядывает из под ног и шаловливо смотрит на задумчивого Ареса. Это как бы иллюстрация к словам Аристотеля: «Воины в основном очень влюбчивы».

 

 

Земные боги



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.33.41 (0.022 с.)