Формы аттестации и средства оценивания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы аттестации и средства оценивания



Вид аттестации Форма аттестации Средства оценивания
текущая контроль самостоятельной работы студента анкеты, тесты, эссе, дневник, анализ устных и письменных ответов, анализ графических работ, задания в среде Moodle
промежуточная контрольная работа, коллоквиум, зачет, экзамен тесты, кейс-стади, портфолио, NPS-технология, экспертные оценки деятельности, компьютерные симуляции, исследовательские и творческие проекты
итоговая итоговый государственный экзамен, защита выпускной квалификационной работы экспертная оценка деятельности

 

Мы уже отмечали, что компетенции не являются некоторым традиционным набором предметных знаний, умений и навыков. Они интегрируют в себе компоненты:

· когнитивный (знания),

· операциональный (способы деятельности и готовность к ее осуществлению),

· аксиологический (наличие определенных ценностей).

А значит, оценочные средства тоже должны различаться:

Таблица 10

Компоненты Средства оценивания
Когнитивный тесты, анализ устных и письменных ответов
Операциональный дневник, эссе, графические работы, лабораторные работы, кейс-стади, портфолио, портфолио он-лайн, компьютерные симуляции, экспертные оценки деятельности
Аксиологический анкеты, экспертные оценки деятельности, психологические тесты, компетентностные тесты

 

Приведем пример «технологической карты» оценивания одной из компетенций, необходимых будущему бакалавру педагогического образования:

Таблица 11

Шифр Компетенция Критерии сформированности Дисциплина Средства оценивания
ОК-2 способность анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы Знать основные философские первоисточники и современную философскую литературу фундаментального и прикладного характера; базовое содержание курса философии: ее историческое развития и основные проблемы Философия тесты, анализ устных и письменных ответов
Уметь дать историко-философский, логико-философский, содержательный анализ основных философских направлений и проблем; самостоятельно анализировать актуальные философские проблемы современности; анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы кейс-стади, портфолио, экспертные оценки деятельности
Владеть содержанием базовых философских понятий, иметь представление об истории становления этих понятий в философии; навыками философского стиля мышления; способностью к аргументированному отстаиванию определенной философской позиции анализ устных и письменных ответов, экспертные оценки деятельности

В рамках основной образовательной программы в вузе создается фонд оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, который включает в себя контрольные вопросы и типовые задания для семинарских и практических занятий, лабораторных и контрольных работ, коллоквиумов, зачетов и экзаменов; тесты и компьютерные тестирующие программы; примерную тематику курсовых работ (проектов), рефератов.

В образовательной практике ТГПУ им. Л.Н. Толстого применяется разнообразный оценочный инструментарий – комплекс методических материалов, предназначенный для установления в ходе систематического контроля учебных достижений студентов факта соответствия (несоответствия) уровня их подготовки целям и требованиям основной образовательной программы. Сформированный фонд включает в себя такие инструменты оценивания как:

1.Средства оценивания, применяемые в рамках опросных методов

· опрос письменный и устный,

· анкета,

· тест,

· экспертная оценка деятельности,

· фокус-группа,

· дебрифинг;

2. Средства оценивания, предполагающие анализ продуктов деятельности - таких как:

· глоссарий,

· схема, таблица, интеллект-карта, коллаж,

· рецензия, аннотация,

· реферат, доклад,

· эссе,

· информационный бюллетень, буклет,

· электронная презентация,

· веб-страница, веб-сайт,

· блог;

3. Средства оценивания, предполагающие анализ деятельности

· мониторинг,

· конкурс,

· организационно-деятельностная игра,

· проект,

· отчет,

· кейс-измеритель;

4. Средства оценивания интегративного характера

· резюме,

· портфолио,

· паспорт профессиональной карьеры, дневник, творческая книжка и др.

Приведем несколько примеров, иллюстрирующих, каким образом происходит оценивание с помощью того или иного средства.

Анкета. При проведении процедуры оценивания учебных достижений анкетирование применяют для выяснения адекватности восприятия целей и задач обучения, отношения к учебному процессу и преподавателю, удовлетворенности качеством и особенностями программ/курсов. Анкетирование является полускрытым или открытым видом оценивания в зависимости от того, какой тип анкеты выбран. В анонимной анкете открыто спрашивается, что понятно, что нет, какие формы работы интереснее и т.д. В анкету полускрытого вида включают вопросы, касающиеся форм работы по содержанию темы, дисциплины. В анкетировании одновременно может участвовать группа лиц. Полученные в ходе анкетирования данные могут быть статистически обработаны.

В практике педагогической квалиметрии такой инструмент как анкета используется главным образом для выяснения позиций, мнений, отношения, собственной позиции студента. А значит, может быть применен там, где вопрос не предполагает однозначно правильного ответа; прежде всего, для оценки уровня сформированности эмоционально-ценностного компонента компетенций.

С помощью анкетирования также проверяется знание студентом основных понятий курса, его ключевых фактов; понимание закономерностей между фактами, явлениями и процессами; сформированность умений анализа, синтеза, сравнения, обобщения и др., наличие отношения к той или иной проблеме.

Например, у студента должна сформироваться компетенция ОПК-1 – «осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности.

Данная компетенция будет формироваться на протяжении всех лет обучения и в рамках нескольких дисциплин. Но такие ее компоненты как интерес к педагогической деятельности, осознанный выбор профиля обучения, потребность в профессиональном развитии и самосовершенствовании должны быть заложены уже на первом курсе и они вполне могут быть оценены с помощью специально составленной анкеты. Например, такой:

1. При поступлении в университет я выбрал(а) направление подготовки «Педагогическое образование» потому, что:

a) посоветовали родители;

b) здесь уже учатся мои друзья;

c) был не слишком высокий конкурс;

d) так получилось случайно;

e) хочу работать в данной сфере;

f) ______________________ (свой вариант ответа).

2. Довольны ли вы сегодня своим выбором профиля обучения?

a) да, вполне;

b) нет, но ничего менять не собираюсь;

c) нет и хотел(а) бы поменять специальность.

3. Изменилось ли ваше отношение к профессии в процессе обучения?

a) нет, не изменилось;

b) да, изменилось, а именно ____________________________

4. Профессия педагога привлекает/ не привлекает меня тем, что _____________________________________________________________

5. В университете для меня важнее всего возможность:

a) приобретения профессиональных знаний;

b) повышения общего образовательного и культурного уровня;

c) общения с новыми людьми;

d) творческой самореализации;

e) занятия научной деятельностью;

f) изменения социального статуса;

g) приобретения самостоятельности;

h) смены места жительства;

i) _________________________ (свой вариант ответа).

6. Педагог должен обладать такими профессионально-значимыми личностными качествами как:

_______________________________________________________________________

7. Из этих качеств я обладаю следующими:

_______________________________________________________________________

8. Полагаю, что мне не хватает таких качеств, как:

________________________________________________________________________

9. Для формирования недостающих качеств я

a) предпринимаю определенные усилия, а именно ___________________

b) не делаю ничего.

10. Спрогнозируйте свое профессиональное будущее.

через 5 лет после окончания университета я

_____________________

через 10 лет

_________________________________________________

«пик» моей профессиональной карьеры – это

_____________________

11. Свое профессиональное кредо я бы определил(а) так:

Схема, таблица, интеллект- карта, коллаж.

Эффективный способ проверки уровня усвоения информации–задание, предполагающее трансформацию знания, его « перевод» из одного символьного ряда в другой: текст - таблица, текст – схема, текст – коллаж, график - текст и т.д.

Такое задание позволяет проверить знание категориального аппарата; навыки структурного, функционального, генетического анализа; умение устанавливать связи между целым и частью, общим, частным и единичным; систематизировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, интегрировать материал; синтезировать выводы; представлять итог интеллектуальной работы в различных образных и схематических формах.

Интеллект-карта - это тематическое задание, решением которого является разработанная в процессе выполнения система, целостность или структура, отражающая ключевые позиции выбранной темы. Она помогает оценить степень понимания существенных взаимоотношений различных компонентов и задач, их место в общей системе. Чтобы облегчить составление интеллект-карты, обычно сначала проводится «мозговой штурм» по теме. Тема подобного задания играет немаловажную роль при ее разработке и представления в виде обобщенного образа. Задача должна быть «разбираема» на составные части и элементы, которые можно представить как в текстовой, так и в визуальной форме, а затем «собрать» обратно – синтезировать обобщение высокого уровня, раскрыть понятие и отразить его основные компоненты в образной, символьной, схематической формах, используя любые средства изображения и по собственному желанию выбирая цветовое решение.

Приведем пример выполнения подобного задания.

«Содержание понятия «социальная группа»

Анализ деятельности. Реализация компетентностного подхода к технологиям и средствам оценивания предусматривает активное участие в процессе контроля потенциальных работодателей в качестве консультантов и внешних экспертов. В этом случае, как правило, студент получает задание практико-ориентированного характера и демонстрирует его выполнение на зачете или экзамене. Нет традиционного билета и устного либо письменного ответа на вопросы, а есть решение реальной профессиональной задачи. Например, показ подготовленного фрагмента урока, дирижирование хором, консультирование и т.д.

Портфолио занимает особое место среди средств оценивания результатов высшего профессионального образования. Большинство зарубежных и отечественных педагогов сегодня сходятся во мнении, что именно портфолио может и должно служить тем оценочным средством, которое способно интегрировать разнообразные учебные и внеучебные достижения студента на протяжении всех лет обучения. Портфолио в этом случае является формой накопления и представления доказательств сформированности тех компетенций выпускника, которые имеют надпредметный характер и не поддаются фиксированию в рамках отдельной дисциплины и с помощью одного средства оценивания.

Портфолио – совокупность разнообразных достижений и работ студентов, составляемая в течение длительного времени и сгруппированная с использованием рубрик, раскрывающая успехи обучаемого на основе определенной системы критериев. Портфолио содержит лучшие работы студента, примеры опыта практической работы, сопроводительные документы, свидетельствующие о росте или развитии и подтверждающие его достижения в овладении предметом. Это способ фиксирования, накопления материалов, демонстрирующих умение решать задачи своей будущей профессиональной деятельности. Портфолио показывает уровень подготовленности и уровень активности студента в учебных и внеучебных видах деятельности.

Главное назначение портфолио - продемонстрировать наиболее значимые результаты практической деятельности такие, как представленные и реализованные проекты, участие в олимпиадах, конкурсах, олимпиадах, проведённые исследования, написанные эссе, курсовые работы. Портфолио позволяет самому студенту и работающим с ним преподавателям проанализировать, обобщить и систематизировать результаты работы, объективно оценить возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов.

Виды портфолио: портфолио достижений (в данном портфолио акцент нужно сделать на документы, подтверждающие успехи студента в образовательном процессе вуза); портфолио презентационный (данный вид портфолио используется для самопрезентации); портфолио тематический (в этом варианте акценты расставляются на творческие, научные, исследовательские и другие работы в рамках определенной дисциплины); портфолио комплексный (объединяет вышеперечисленные виды портфолио).

Структура портфолио.

1. Общие сведения о студенте. ФИО (фамилия имя и отчество должны быть обозначены ярко и чётко, возможно размещение фотографии). Год рождения. Образование. Дополнительное образование, повышение квалификации (пройденные курсы, семинары, тренинги, конкурсы и т.д.) Награды, грамоты, благодарственные письма. Копии документов (дипломов, сертификатов, удостоверений, грамот, благодарственных писем и т.д.)

2. Результаты учебно-профессиональной, научной деятельности. В этом разделе могут быть представлены материалы, демонстрирующие результаты освоения образовательной программы и сформированности ключевых компетентностей по преподаваемому предмету (предметам); участие в олимпиадах, конкурсах и т.д.; подготовка творческих отчетов, рефератов, докладов, статей и т.д.

3. Воспитательная деятельность. Раздел может содержать список мероприятий, в которых студент принял участие, разработанные проекты, сценарии конкурсов, соревнований, воспитательных мероприятий, фотографии и видеокассеты с записью проведенных мероприятий; программы разработанных кружков и факультативов.

Из многообразных характеристик портфолио выделим следующие:

· основной смысл учебного портфолио – показать все, на что способен студент, продемонстрировать его наиболее сильные стороны, максимально раскрыть творческий потенциал;

· смещение акцента с того, что студент не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет по данной теме, данному предмету лучше всего, в интеграции качественной оценки, и, наконец, в переходе с оценки обучения на самооценку;

· формирование навыков анализа деятельности, самоорганизации, самоконтроля, самооценки, а также позитивного отношения к сторонней критике своей деятельности;

· самосознание и самоощущение своих результатов и понимание их динамики.

Для студента, как и для преподавателя, формирование учебного портфолио - длительный процесс. Оно предназначено для последующего анализа собранных материалов, всесторонней количественной и качественной оценки уровня сформированности компетенций студента и дальнейшей коррекции процесса обучения.

Перед началом использования портфолио в качестве средства оценивания необходимо уяснить для себя следующие вопросы:

1. Каковы цели использования портфолио? Будет ли портфолио сопровождать вас в течение всего обучения (курса)? Останется ли портфолио у вас в руках после его составления? Будет ли портфолио связано только с одной предметной областью? Будет ли портфолио использоваться для какой-либо аттестации? Будет ли портфолио использоваться в качестве рефлексии? Будет ли портфолио использоваться для самооценки? Будут ли оцениваться различные компоненты портфолио до окончания работы над ним? Будет ли общая оценка портфолио состоять из оценок входящих в него частей?

2. Из каких частей будет состоять портфолио? Нужно ли включать все изученные темы? Нужно ли включать в портфолио только завершенные работы? Нужно ли включать в портфолио только лучшие работы? Нужно ли включать в портфолио все работы? Должны ли вы определить состав портфолио вместе с преподавателем? Можете ли вы давать советы друг другу относительно содержания и структуры портфолио?

3. Какие виды работы должны быть отражены в портфолио? (домашние работы, результаты контрольных работ, результаты групповой работы (схемы, модели, таблицы и т.д.), рефлексивные задания, проекты, письменные работы, материалы с диспутов и т.д., вопросы, возникающие у студента в процессе работы, отчеты об интервьюировании других студентов, лист наблюдений за какими-либо процессами, самооценка, схематическое представление своих выступлений, схемы индивидуальных и групповых проектов, описание экспериментов, грамоты, публикации и т.д.).

4. Каким образом будет происходить процесс оценки портфолио? (работа студентов оценивается в рамках курса; каждая составная часть портфолио оценивается отдельно, на основании критериев, разработанных заранее или портфолио оценивается в целом; портфолио не оценивается, а студент выбирает отдельные части, чтобы продемонстрировать свою работу на экзамене; некоторые части портфолио объединяются, и студент предъявляет их преподавателям, которые будут обучать его в следующем семестре и т.д.)

5. Как будет выглядеть портфолио? (наличие творчески оформленной обложки, отражающей вашу личность и индивидуальность; наличие четко сформулированного оглавления (с номерами страниц и т.д.); соответствие содержания оглавлению; письменное введение в каждую главу, входящую в портфолио (объяснение, почему вы решили работать над этой темой, выполнили то, а не другое задание); самооценка портфолио; письмо студенту от преподавателя (научного руководителя), в котором могут содержаться комментарии, рекомендации, оценка, пожелания, поддержка, обратная связь и т.д.)

6. Как будет происходить обсуждение портфолио? (студент-преподаватель; студент – малая группа; студент – студент старшего курса; студент - значимое авторитетное лицо, работодатель). Форма обсуждения портфолио (организованная защита портфолио, выставка портфолио, конференция, Интернет-конференция и т.д.)

В ТГПУ им. Л.Н. Толстого текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов проводится с учетом балльно-рейтинговой системы оценки учебных и внеучебных достижений.

Рейтинг – (англ. rating) — числовой или порядковый показатель, отображающий важность или значимость определенного объекта или явления. В системе образования обычно под рейтингом понимается «накопленная оценка» или «оценка, учитывающая предысторию», т.е. индивидуальный, кумулятивный индекс студента.

Балльно-рейтинговая система оценивания (БРС) основана на подсчете баллов, набранных студентом по каждой дисциплине в течение семестра.

Она позволяет:

· студентам осуществлять систематическую, ритмичную работу по усвоению учебного материала и оценивать свою успеваемость в каждый момент семестра;

· преподавателям рационально планировать и организовывать обучение, «пошагово» контролировать процесс усвоения учебного материала и объективно оценивать и вовремя корректировать его результаты;

· кафедрам и деканату оптимизировать контроль хода и результативности учебного процесса.

Тем самым БРС используется для решения взаимосвязанных задач: активизации познавательной деятельности студентов и оптимизации управления учебным процессом.

Для всех без исключения дисциплин максимальное число баллов, набранных студентом – 100. Все учебные дисциплины в вузе разделены на несколько групп: практические (П), практико-теоретические (ПТ) и теоретические (Т), в зависимости от соотношения лекционных и практических аудиторных занятий:

Таблица 12

Группа дисциплин Соотношение видов занятий
П более 70% практических занятий
ПТ 51-70 % практических занятий
Т до 50 % практических занятий

 

В дисциплинах групп «П» и «ПТ» более подробно «прописывается», обеспечивается методическими указаниями и больше «весит» самостоятельная работа студентов в течение семестра; в дисциплинах группы «Т» – подготовка к экзамену и оценка экзаменационного ответа. Т.е., соотношение баллов, которые можно набрать в течение семестра и получить на экзамене или зачете, может быть разным: 50:50, 40:60, 60:40, 20:80 и т.д. Для каждой конкретной дисциплины это соотношение определяется кафедрой и доводится до сведения студента.

Преподаватель разрабатывает «рейтинговый лист» или «памятку», отражающую возможности студентов по накоплению баллов. В них указано, за какие виды учебной работы сколько баллов вам будет начислено. Например:

Таблица 13

Вид работы «Цена» выполнения 1 вида работы Общее количество баллов
Посещение аудиторных занятий 0,5 балла за занятие до 5 баллов
Ответы на семинарских и практических занятиях 1 балл за ответ до 30 баллов
Выполнение заданий для самостоятельной работы 2 балла за задание до 20 баллов
Контрольная работа   до 5 баллов
«Бонусные» баллы (участие в конференции, конкурсе и т.п.)   до 10 баллов
Экзамен/ зачет   до 30 баллов

Преподаватель может распределить баллы за семестр не только по видам учебной работы, но также по темам и разделам учебной дисциплины. Например:

Таблица 14

Тема/ раздел Выполнения всех заданий по теме
Семасиология 20 баллов
Контрольная работа №1 10 баллов
Лексикология 20 баллов
Контрольная работа №2 10 баллов
Фразеология 20 баллов
Экзамен теория 10 баллов
практикум 10 баллов, их них
лексико-семантический анализ до 5 баллов
фразеологический анализ до 5 баллов

Преподавателем также могут быть четко выделены критерии качества выполнения заданий, и присваивание некоторого количества баллов за разные уровни выполнения одного задания или вида работы. В этом случае может быть разработан индивидуализированный рейтинг-лист для оценки каждого конкретного задания. Особенно часто такая модель используется для оценивания сложных видов деятельности – учебного или исследовательского проекта, курсовой работы и т.д.

При выставлении оценки в зачетную книжку студента, баллы, набранные в рамках БРС переводятся в традиционную 5-ти балльную шкалу по следующей системе:

Таблица 15

Баллы, набранные студентов в течение семестра Баллы за промежуточную аттестацию (экзамен) Общая сумма баллов за дисциплину в семестр Отметка на экзамене
77-80 0-20 81-100 Отлично
61-76 0-20 61-80 Хорошо
41-60 0-20 41-60 Удовлетворительно
21-40 0-20 21-40 Неудовлетворительно
< 21 0-20 0-40 Неудовлетворительно
0-80 < 20   Неудовлетворительно

Обращаем ваше внимание на последнюю строчку в Таблице 15. Большинство кафедр и факультетов ТГПУ им. Л.Н. Толстого придерживается правила, что зачет или экзамен имеют самостоятельную ценность в процедурах контроля усвоения студентами знаний, умений, навыков. Т.е., даже если вы наберете достаточное количество баллов за семестр, но не явитесь на экзамен совсем или ответите на «2», то общая оценка вашей работы – «неудовлетворительно».

Вы должны четко понимать, каковы «правила игры» при накоплении баллов по каждой учебной дисциплине! Если ясности нет – обязательно подойдите к преподавателю и попросите разъяснений.

Задания.

1. Разработайте форму записи (текст, таблица, график и т.п.), куда удобно было бы вносить сведения о накопленных вами баллах в рамках БРС по каждой дисциплине в течение семестра (года). Обсудите свою «разработку» с однокурсниками, поищите вместе оптимальное решение.

2. Представьте структуру данного пособия в виде интеллект-карты.

 

Что читать…

 

В помощь, изучающему курс

«Введение в педагогическую деятельность»

 

Основная литература:

1) Орлова, Л.А. Педагогика. Модуль «Введение в педагогическую деятельность»: учебно-методическое пособие / Л.А. Орлова. - Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 2012.

2) Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2011.

3) Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/?frame=1

4) Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

http://graph-kremlin.consultant.ru/page.aspx?1646176

 

Дополнительная литература:

1) Введение в педагогическую деятельность /Под ред. А. С. Роботовой - М., 2007.

2) Виненко В. Г. Общие основы педагогики. Учебное пособие.- М., 2008.

3) Карпович Т. Е. Основы педагогики: Практикум. - М., 2007. - 176 с.

4) Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании: монография /А.А.Орлов, Л.А.Орлова, Н.А.Шайденко, А.Н.Сергеев и др.; под ред. А.А.Орлова, В.В.Грачева.- Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2012. - 261с.

5) Конвенция о правах ребенка. 1989 г. / Гуманитарная сфера и права человека.- М., 1992.-С. 98-112.

6) Кукушин, В. С. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие / В. С. Кукушин - М., 2005.

7) Никитина, Н. Н. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика: учебное пособие /Н. Н. Никитина, Н. В. Кислинская - М., 2008.

8) Образ учителя в научной и художественной литературе: Учебно-методическое пособие (хрестоматия)/ Составители: С.А. Воронина, И.А. Щуринова, К.В. Екимова. Под ред. А.А. Орлова. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2011. – 168 с.

9) Орлов, А. А. Введение в педагогическую деятельность: практикум / А. А. Орлов, А. С. Агафонов; под ред. А. А. Орлова - М., 2008.

10) Свадковский, И. Ф. Введение в педагогику/ И. Ф. Свадковский; под ред. В. А. Сластенина - М., 2005.

11) Якушева, С. Д. Основы педагогического мастерства: учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений / С. Д. Якушева - М., 2008.

Интернет-ресурсы:

1) Визуальный словарь. www.ped.vslovar.ru/786.html

2) Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс]: информационная система / ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика". - М: [б. и.], 2005. - http://window.edu.ru

3) Журналы России по вопросам педагогики и образования [Полнотекстовая база данных] // Универсальные базы данных East View [Электронный ресурс]: информационный ресурс / East View. - М: 2012. - http://ebiblioteka.ru/browse/udb/1270

4) Педагогика. Теория и история. [Коллекция электронных документов] // Университетская библиотека Online [Электронный ресурс] / ООО "Директ-Медиа". - М, 2006-2012. - http://biblioclub.ru/catalog/308/

5) Педагогика.ру [Электронный ресурс]: справочный сайт. - М: [б. и.], [2000]. - Загл. с титул. экрана. - Б. ц. URL: http://pedagogy.ru

6) Российское образование [Электронный ресурс]: федеральный портал / ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика". - М: [б. и.], 2002. - Загл. с титул. экрана. - Б. ц. URL: www.edu.ru

7) Учебники. Образование и педагогика. [Коллекция электронных документов] // Университетская библиотека Online [Электронный ресурс] / ООО "Директ-Медиа". - М, 2006-2012. - http://biblioclub.ru/catalog/461/

 


Приложение 1.

Таблица составлена на основе профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н) //
КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 399; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.195.110 (0.079 с.)