Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Учебный процесс в вузе – какой он.↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Привычные школьные уроки остались позади… А как строится учебный процесс в вузе? Университетское образование предполагает использование различных методов обучения (т.е. способов взаимодействия преподавателя и студента) и форм (т.е. специальных конструкций) организации образовательного процесса. Мы уже выяснили, что компетентностный подход к высшему образованию предполагает, что выпускник будет не только обладать системой профессиональных знаний, но и освоит целый ряд необходимых умений и навыков, приобретет значимые личностные качества. Это существенно меняет позиции студента и преподавателя в процессе обучения. Научиться чему-то можно только в деятельности, занимая активную позицию в процессе познания и творчества, наделяя социальный опыт личностным смыслом. Это требует широкого использования в современном вузе активных и интерактивных форм проведения занятий, а также придает особое значение самостоятельной работе студента. ФГОС ВО по направлению «Педагогическое образование» предписывает, что удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 20 % всей аудиторной нагрузки; лекции не могут составлять более 40 % аудиторных занятий. Компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги должны сочетаться с внеаудиторной работой студентов. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов. При организации учебного процесса будущих специалистов в области «Образование» учитываются сущностные характеристики педагогической профессии – в скором времени каждому выпускнику самому придется организовывать процесс обучения и воспитания, а значит, уже в вузе он должен видеть и понимать «кухню» профессии, включаться в виды деятельности, способствующие его становлению как педагога. Среди таких особенностей следует отметить: · доминанта на личностно значимых целях образования; · партнерские, диалогические отношения преподавателя и студента, эмоциональная открытость и искренность; · активность в формировании ценностно-смысловой личностной и профессиональной позиции;
· учет индивидуально-творческих особенностей, жизненного, познавательного опыта каждого студента; признание и принятие его личности; · использование диалоговых форм и методов преподавания; · расширение социального и коммуникативного опыта студентов; · максимальное использование самостоятельности студентов, их инициативы, развитие критического мышления; · актуализация творческого потенциала, включение студентов в научный поиск; · использование разных языков науки и искусства, обучение созданию и пониманию текстов и контекстов; · постоянная рефлексия. Что такое активные и интерактивные формы обучения? Пассивная форма обучения предполагает, что преподаватель является основным действующим лицом, он управляет ходом занятия, а студенты выступают в роли слушателей. Активная форма – это занятие, где студент и преподаватель взаимодействуют друг с другом, и студенты здесь уже не пассивные слушатели, а активные участники процесса. Интерактивные формы ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения.
Рис. 1 Пассивная форма
Рис.2 Активная форма
Рис. 3 Интерактивная форма
Интерактивность («inter» - взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействие, режим беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, обучение, погруженное в общение. Оно видоизменяет формы учебной деятельности с транслирующих на диалоговые, то есть основанные на взаимопонимании и взаимодействии. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, активной позицией участников, накоплением совместного познавательного, организационного и коммуникативного опыта, возможностью взаимной оценки и контроля. В середине XX в. знаменитый американский психолог Курт Левин выдвинул предположение, что легче изменить индивидов, собранных в группу, чем изменить любого из них по отдельности. В этом и заключается важнейшая особенность интерактивного обучения: процесс научения происходит в групповой совместной деятельности. Как считают психологи, по сравнению с индивидуальной работой по схеме «учитель-ученик», внутригрупповое сотрудничество в решении тех же задач повышает его эффективность не менее чем на 10%. Смысл групповой работы заключается в том, чтобы приобретаемый в специально созданной среде опыт (знания, умения) человек смог перенести во внешний мир и успешно использовал его.
Интерактивные формы и методы позволяют формировать и развивать: познавательные интересы; умения самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности; организаторские и коммуникативные умения и навыки; профессиональные навыки; ценностные установки, позиции, мнения и отношения. Назовем основные интерактивные формы проведения учебных занятий: · дискуссия (круглый стол, дебаты, групповое обсуждение, фокус-группа), · мозговой штурм, · организационно-деятельностные игры (деловые, ролевые, ситуативные), · сase-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ), · мастер класс, · тренинг, · интерактивная экскурсия, · видеоконференция и др.
Реализация образовательной программы в университете предусматривает различные формы организации вашей познавательной деятельности: лекции (в том числе проблемные, диалоговые), семинарские и практические занятия; систему внеаудиторной работы. В процессе лекций вы знакомитесь с основными идеями, понятиями, теориями и подходами. Лекции - это не предметный диктант, не монолог преподавателя, а информация об актуальных проблемах современной науки. Современная лекция имеет преимущественно проблемный характер, содержит элементы беседы. Ваша задача во время лекций - размышлять, фиксировать основные идеи, важнейшие характеристики понятий, теории и их авторов, наиболее значимые факты и др. На семинарских занятиях отрабатывается понятийный аппарат курса (т. е. происходит усвоение содержания базовых понятий, связей и отношений между ними), а также формируются первоначальные навыки теоретического анализа и практических умений. Эта общая цель реализуется в отдельных частях материалов к семинарским занятиям. Здесь выделяются следующие компоненты: а) тема и цель данного семинара; б) план, т. е. перечень основных вопросов (подтемы), которые необходимо проанализировать. При этом важно отметить, что содержание анализа определяется перечнем понятий в разделе «Программа курса», а также целевой установкой конкретного семинара; в) литература для чтения и реферирования; г) вопросы и задания для обсуждения, в ходе которого уточняется содержание понятий и формируются способы теоретического осмысления проблем в сфере образования; поиск и представление найденной совместными усилиями позиции (ответа на вопрос) как системы суждений, связной, четко сформулированной аргументации, т. е. отработка навыков логически правильного мышления и реализации научного стиля речи; д) задания для самостоятельной работы, которые могут выполняться как индивидуально, так и при работе в микрогруппе. Главная их задача – развитие опыта решения локальных практических задач, т. е. формирование умений и навыков; е) тексты для дополнительного чтения, которые представляют собой выдержки из работ ведущих педагогов, и направлены на расширение ваших представлений о современных проблемах педагогической науки.
Подготовка к семинарскому занятию предполагает: 1) внимательное ознакомление с планом и методическими указаниями; 2) изучение конспекта лекции по данной теме; 3) самостоятельное изучение литературы к каждому из вопросов плана; 4) выполнение заданий для самостоятельной работы; 5) соотнесение изучаемой теории с собственным опытом учебной деятельности. При чтении литературы и выполнении самостоятельных заданий целесообразно делать краткие выписки, отражающие или основные идеи, или важнейшие факты, что поможет вам при ответах на вопрос выстроить логическую систему аргументов. Семинарское занятие, в отличие от лекции, является диалоговой формой организации занятий. Беседа, учебная дискуссия, «мозговой штурм», мини-конференции, практикум, тренинг и др., - вот основные формы проведения семинаров. При подготовке к семинарским занятиям и в процессе участия в них вы: 1) овладеете основными понятиями; 2) научитесь на их основе осмыслять актуальные идеи и теории; опираться на теорию при описании и анализе фактов и явлений; проектировать и моделировать профессиональную педагогическую деятельность. В ходе практических занятий осуществляется моделирование вашей собственной будущей профессиональной деятельности. Особую роль на занятиях играет использование различных видов работы с текстами. Анализируя их, вы получаете возможность развивать аналитические умения, видеть проблему в системе. На семинарских и практических занятиях формируется культура и професиональная направленность мышления; развиваются и закрепляются мотивы учения и важнейшие исследовательские умения и навыки; закладываются основы профессиональной рефлексии. Цель вашей самостоятельной работы – расширение информированности по основной проблематике курса, формирование (совершенствование) навыков работы с различными источниками информации, преобразования информации и представления ее в различных формах. Кроме того, задания самостоятельной работы ориентированы на продолжение в индивидуальном режиме той работы, что выполняется в ходе семинарских занятий фронтально или по группам. Вам предлагаются задания для внеаудиторной самостоятельной работы, которые вы будете выполнять, учитывая свой темп работы, загруженность аудиторными занятиями, личные интересы и склонности. Проблема необходимости обучения на протяжении всей жизни, перенасыщенность информационного пространства особенно остро ставят вопрос обучения выпускника высшей школы приемам самостоятельной интеллектуальной работы.
В средневековом университете главным способом обучения было чтение лекций (от лат. lectio — чтение) по книге, которая имелась в единственном (рукописном!) экземпляре и находилась в руках профессора. Студенты внимательно слушали, записывали или заучивали наизусть. Сегодня мы живем совсем в другом мире. Преподаватель давно перестал быть единственным источником знаний. Один «клик» позволяет любому из нас мгновенно получить доступ к информации неограниченного объема. И проблема современного учащегося не в том, чтобы добыть информацию, а в том, чтобы научиться ее эффективно перерабатывать. И роль преподавателя существенно изменилась: от транслятора - к тьютору, консультанту, модератору образовательного процесса. Преподаватель помогает вам организовать самостоятельную работу над учебным курсом: дает задания по подготовке к аудиторным занятиям, предлагает обсудить учебные вопросы на консультациях и коллоквиумах, дает возможность участвовать в деловых играх и дискуссиях. Примером заданий для самостоятельной работы студентов могут быть: · работа с учебными текстами (конспектирование, составление схем, таблиц); · аннотации и рецензии к научным статьям; · работа с Интернет-источниками (подборка Интернет-ресурсов, разработка Web-страницы, поиск иллюстраций, участие в работе группы в социальной сети); · подготовка творческих заданий (коллаж, синквейн, интеллект-карта, сценарий игровой программы, проект ролевой игры); · составление глоссария по дисциплине; · работа по наполнению портфолио; · написание эссе, статей, сообщений и научных работ; · разработка проектов; · составление аннотированного каталога изданий по самообразованию и т.д. Сегодня важнейшее условие успешной самостоятельной работы - активное использование студентом информационно-коммуникационных технологий. В нашем университете содержание каждой из учебных дисциплин, система заданий для самостоятельной работы, необходимые методические материалы размещены в среде электронного обучения Moodle. Каждый студент имеет логин и пароль, обеспечивающие доступ к этой системе и может осваивать учебный материал в любое удобное время и из любой точки, в которой есть доступ к сети Интернет. По итогам изучения курса проводится зачет или экзамен, как в традиционной форме, так и в форме тестирования и защиты индивидуальных проектов деятельности в профессиональной сфере. Такая работа позволит проконтролировать сформированность у каждого из вас компетенций, связанных как с умением применять теоретические знания для решения профессиональных задач на основе современных методов и технологий. Очень важным условием успешного обучения в университете является сочетание аудиторной и внеаудиторной работы. Образовательный процесс в вузе связывает воедино учебную и научно-исследовательскую деятельность. Каждый преподаватель высшей школы обязательно занимается научными исследованиями и использует полученные результаты в аудитории, что позволяет удерживать процесс обучения на «пике», «переднем крае» научного поиска. На протяжении обучения каждому студенту предоставляется возможность принимать участие в индивидуальных, групповых и коллективных формах научно-исследовательской работы университета и выпускающей кафедры:
- предметные кружки, проблемные группы; - семинары, конференции, «круглые столы», чтения, фестивали, форумы и иные студенческие научные мероприятия; - состязательные мероприятия студентов – предметные олимпиады, выставки, конкурсы проектов и прочее - проводимые как в нашем университете, так и в других вузах (российских и зарубежных); - участие в научно-исследовательском, научно-методическом, творческом проекте; - самостоятельный научный поиск в рамках подготовки выпускной квалификационной работы бакалавра. Результаты исследовательской работы студентов могут быть представлены на конференциях и опубликованы в сборниках статей, а также в научном журнале студентов и аспирантов ТГПУ им. Л.Н. Толстого – «The Times of Sсience – Время науки».
Задания. 1. Подумайте, чем отличается организация учебного процесса в вузе от школы. Заполните таблицу:
Добавьте параметры сравнения, важные, по вашему мнению.
2. Познакомьтесь с деятельностью студенческого научного общества (СНО) университета и факультета, на котором вы учитесь. Какие направления деятельности показались вам особенно интересными? В каких формах работы вы бы хотели принять участие? Какие предложения внесли бы в работу СНО? За материалами для анализа обратитесь к официальному сайту ТГПУ им. Л.Н. Толстого (http://www.tsput.ru/about_us/activities/scientific_activities/stud_naych_obschestvo.php), а также к рубрикам «Научно-исследовательская деятельность студентов» на страницах факультетов на сайте и в социальных сетях (например, http://vk.com/sno_pablik).
3. Познакомьтесь с выпусками студенческого научного журнала «The Times of Sсience – Время науки» (http://tsput.ru/journals/detail.php?ID=21960). Выясните, каковы правила подачи публикации в журнал.
|
||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.63.237 (0.014 с.) |