Политические и правовые учения в западной Европе в конце восемнадцатого начала девятнадцатого веков. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политические и правовые учения в западной Европе в конце восемнадцатого начала девятнадцатого веков.



План:

1. Учение И. Канта о праве и государстве.

2. Учение Гегеля о государстве и праве.

3. Консервативные политико-правовые учения на рубеже восемнадцатого-девятнадцатого веков.

 

Литература:

- Баскин Ю. А. Кант. М., 1984

- Длугач Т. Б. И. Кант: от ранних произведений к "Критике чистого разума". М. 1990

- О свободе. Антология западноевропейской классической либеральной мысли. М. 1995

- Хейде Л. "Сова Минервы": об актуальности "Философии права" Гегеля. // Вопросы философии. 1996 № 9

 

1. Иммануил Кант (1724-1804) - основоположник либерализма в Германии, родоначальник классической немецкой философии автор одного из крупнейших направлений в современной теории права....

Кант родился в г. Кенигсберге в семье шорника. Закончил факультет теологии Кенигсберского университета, где в скоре стал профессором. Учение Канта сложилось в начале 70-х. гг. XVIII в. в ходе предпринятого или критического пересмотра предшествующей философии. Свои социально-политические взгляды он первоначально изложил в цикле небольших статей, куда вошли работы "Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане", "К вечному миру", а затем обобщил в трактате "Метафизика нравов" (1797). В основе кантовской философии лежит противопоставление эмпирического (опытного) и априорного видов познания (т. е. предшествующие опыту или не зависящие от него). Познание человеком окружающего мира всегда начинается с опыта, т. е. чувственных ощущений. Однако эмпирические знания являются неполными, ибо они дают представление лишь о внешних признаках изучаемого предмета - его цвете, тяжести... Только с помощью разума можно распознать сущность предмета, определить его внутренние свойства и причины. Этот вид познания Кант назвал априорным. "Познание разумом и априорное познание суть одного и того же".

По определению Канта, право - это совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы. Учение Канта о праве представляет собой высшую ступень в развитии западноевропейской юридической мысли XVIII в. Кроме того, в "Метафизики нравов" была предложена своеобразная трактовка естественного права. Согласно дефиниции в "Метафизики нравов" государство - соединение множества людей, подчиненных правовым законам. В качестве важнейшего признака государства здесь было названо верховенство закона. Кант подчеркивал, что рассматривает не государство, существующие в действительности, а "государство в идее, такое, каким оно должно быть в соответствии с чистыми принципами права". Его учение о праве и государстве явилось первой крупной политической доктриной, созданной с учетом итогов и под непосредственным впечатлением французской революцией.

Исходя из теории естественного права, И. Кант признавал самоценность всякой личности, которая в своем поведении должна руководствоваться нравственным законом, категорическим императивом: "Поступай так, чтобы максимум твоего поведения могла быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства". Кант считается одним из создателей концепции правового государства, поскольку рассматривал государство как "множество людей, подчиненных правовым законам". Кант выступал против тирании и деспотизма верховной власти, и народного суверенитета. Актуальны идеи Канта о социальных изменениях в обществе путем реформ, сверху исключающих вооруженную борьбу. Мечта Канта - "всеобщий мир" в форме федерации равноправных республик, созданной для удовлетворения разнообразных потребностей нации и основанной на благоразумии и дорой волей правителей, а также просвещении и воспитании народов. (Комментарии по хрестоматии. С. 153-160).

2. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831). Его философское учение представляет собой высшую ступень в развитии классического немецкого идеализма. Гегель родился в Штутгарде в семье финансового чиновника. После богословского факультета Тюбингенского университета отказался от карьеры пастора и стал изучать философию. В 1818 г. получил кафедру в Берлинском университете. Основные произведения: "Феноменология духа" (1807) "Наука логики" (1812-1816), "Энциклопедия философских наук" (1817), главное произведение по вопросам государства и права - "Философия права" (1821). Гегель доказывал, что истинное (абсолютное) знание может быть достигнуто лишь в рамках философской систему, раскрывающей содержание всех своих категорий и понятии в их логической взаимосвязи. "Истинное действительно только как система". Целостность такой системы призвана была обеспечить диалектика - метод исследования структуры теоретических понятий и переходов между ними. По Гегелю диалектика позволяет построить научную теорию путем последовательного развития мысли от одного понятия к другому. Философская система Гегеля охватывала всю совокупность теоретических знаний того времени. Основными частями гегелевской философии являются: логика, философия природы, философия духа. Каждая из них в свою очередь делится на несколько учений. Государство и право были отнесены теоретиком к предмету философии духа. "Наука о праве есть часть философии. Поэтому она должна развить из понятия идею, представляющую собой разум предмета..."

Свое видения предмета и метода философии права Гегель выразил в знаменитом афоризме, который воспринимался многими последующими теоретиками как квинтэссенция его социально-политической доктрины: "Что разумно, то действительно, что действительно то разумно при разумном (должном) политическом строе. "Познание того, каким предметы должны быть, возникает только из сущности, из понятия вещи".

По Гегелю естественное право относится к положительному так как правовая теория относится к действующему праву. "Познанию того, каким предметы должны быть, возникает только из сущности, из понятия вещи". Но подлинной свободой обладает всеобщая, а не индивидуальная воля.

Идея права проходит три ступени в своем развитии; абстрактное право, мораль и нравственность.

Политический идеал Гегеля отражал стремление немецкого бюргерства к компромиссу с дворянством и установление конституционного строя в Германии путем постепенных реформ с верху.

Гегель оправдывает возможность решать международные споры путем война. "Война очищает дух нации".

(Хрестоматия. Подробные комментарии по тексту. С. 1850207).

3. Ha рубеже ХУШ-Х1Х вв. с осуждением французской революции выступил ряд политических мыслителей. Наиболее известным был Жозеф Де Местер (1753-1821) (долгое время был посланником сардинского короля в Петербургё. Доказывал, что когда Франция встала на путь революции, ее постигла божья карма, отдав страну в руки злодеев.

Особое внимание Д'Местер уделял критике свойственного Просвещению убеждения во всесилии разумного законодательства. По словам Д’Местра, человек не может сочинить конституцию так же, как не может сочинить язык. Он не может создать даже насекомое или пылинку, но вообразил, что он источник верховной власти и стал творить конституции. Д'Местер призывал французов вернуться к своей старинной конституции, которую им дала история, и через монарха получить свободу. И тогда Франция снова станет украшением Европы. По утверждению ДМестра, просвещение и образование вредны; знания разрушают интуитивный стиль жизни и лишают традицию ее "магической". "Универсальным монархом может быть только папа".

Подобные идеи развивал французский политик Виконт Д’Бональ (1754- 1840), он подчеркивал, что демократия произошла от ослабления веры в бога, естественным устройством общества является монархия, ее прообраз и основной элемент семья. В то же время идеал Д’Бональдо - средневековая представительная сословие - монархия с сильной ролью церкви. Государство и религия - "две узды необходимые для сдерживания страстей человеческих". Декларацию прав человека и гражданина предлагал заменить "Декларацией прав Бога", как автора всех совершенных законов.

Карл Людвиг Галлер (1768-1854) так же стремился обосновать средневековые идеалы. Будучи профессором права в Бернском университете он покинул Швейцарию из-за политических переворотов, принял католичество. Его шеститомная "Реставрация политической науки" (1816-1834) вызвала многочисленные дискуссии, резко критиковалась Гегелем ("невероятные нелепости"). Галер считал, что Богом установлен естественный, управляющий всеми человеческими отношениями, согласно которому сильный властвует, слабейший подчиняется. Отвергает идею общественного договора, ставящего человеческий произвол на место вечного, установленного Богом порядка. Бумажные конституции вообще бесполезны. Законы большой частью не нужны, т.к. их положения понятны из естественного закона, "гражданские законы" представляют собой лишь запись (для сведения судей) договоров и обычаев, сложившихся в обществе. Уголовные законы - тоже инструкции, адресованные судьям. Что касается суда, то это не сколько функция государства сколько благодеяние князя. Все государственные служащие - слуги князя.

В 1790 г. английский парламентарий (ирландец) Эдмунтд Берк (1729-1797) опубликовал книгу "Размышления о революции", содержащую полемику с ораторами двух дворянских клубов в Лондоне, разделявших идеи Просвещения, одобрявших события во Франции. По мере развития событий во Франции, подтвердивших худшие опасения Берка, возрастала популярность его сочинения. Книга вызвала много откликов, из которого наиболее известно сочинение Т. Пейна "Права человека".

Берк критиковал Национальное собрание Франции не только из-за некомпетентности его состава ("из провинциальных адвокатов старых муниципальных чиновников, врачей, деревенских кюре), но и еще более за желание одним махом создать новую конституцию для "огромного королевства и каждой его части "на основе метафизических теорий и абстрактных идеалов, выдуманных "литературными политиками"

Задача сильных политических умов - "сохранить и одновременно реформировать". "Честный реформатор" не может рассматривать свою страну как чистый лист, на котором он может писать все, что ему заблагорассудится". Книга Берка стала одним из первых произведений консервативного историзма и традиционализма, противостоящего рационализму революционных политиков-идеалистов. По Берку сила действительной конституции в давности, в традициях. Само учение о государстве и праве должно стать наукой, изучающей исторический опыт, законы и практику, а не схемой априорных доказательств, какой является учение идеологов революции.

В начале XIX в. ряд немецких юристов, создавших историческую школу, выступил с критикой рационализма теории естественного права и веры во всесилии закона. Они доказывали, что нет естественного права и веры во всесилии закона. Они доказывали, что нет естественного права, а есть лишь положительное право, которое имеет свои законы развития, не зависящие от разума. Само право - историческое наследие народа, которое не может и не должно произвольно меняться. Подлинным источником права является не закон, произвольно принимаемый, а обычай, выражающий дух народа. Основателем исторической школы права был профессор (права) в Геттингене - Густав Гуго (1764-1844). В книге "Учебник естественного права, или философия положительного права он оспаривает основные положения теории естественного права, концепцию общественного договора отвергает по ряду оснований: 1-таких договоров не было никогда; 2- общественный договор практически невозможен (миллионы незнакомых людей); 3- концепция общественного договора вредна (никакая власть не будет прочной, если обязанность повиновения зависит от исследования ее исторического происхождения из договора). Власть и право возникали по-разному. Право же возникает из потребности решения споров. Гуго сравнивает право с языком и нравами, которые развиваются сами по себе, без договоров и предписаний. Он оправдывает рабство и право государства ограничивать свободу мысли.

Фридрих Карл Савиньи (1779-1861) - профессор Берлинского университета. Доказывал ошибочность предположения, что право создается законодателем. Право развивается вместе с народом, оно становится особой наукой в руках юристов. Научная обработка права юристами - необходимая предпосылка законодательной деятельности. Но в Германии, по Савиньи, время для законодательных работ не пришло. Его последователь - Георг Фридрих Пухта (1798-1846). Он написал & естественном саморазвитии права, которое растет из народного духа, как растения из зерна. Для охраны права от нарушений народ образовал государство. И законодатель и юристы не создают нормы права, а лишь содействуют раскрытию различных сторон народного духа. Право и государство проистекают из божественной воли через народную волю.

Многие из рассматриваемых учений носят печать реакционности или консерватизма. Но именно они нашли ряд уязвимых звеньев в идеологии Просвещения.


Тема 9

Политико-правовые учения в России XVII - XVIII вв.

План:

1. Политическая и правовая мысль России в XVII в.

2. Отечественные политико-правовые учения в период укрепления абсолютизма.

3. Политико-правовые учения второй половины XVIII в.

Литература:

- Грацианский П.С Десницкий. М., 1978.

- Памятники общественно-политической мысли в России конца ХУЛ в. Литературные панегирки. Вып. 1-2. М., 1983

- Русская мысль в век просвещения. М., 1991.

- Шкуринов П.С. Философия России XVIII в. Уг. Пособие для вузов. М., 1992.

Русская политико-правовая мысль XVII в. - сложное и многообразное явление. Тем не менее, главным достижением русского политико-правового сознания в XVII в. стало осмыслением событий «Смуты». Эта катастрофа была понята русскими мыслителями как божья кара, ниспосланная на Россию за грехи ее правителей, - как наказание за предательство правящими кругами русского общества русских национальных интересов. Вместе с тем «Смута» была осознанием в русском обществе столкновения России с внешней враждебной силой - Западной Европой.

Крушение русской государственности во время «Смуты» превратило жизнь русских людей в сплошное бедствие. В-результате в русском, общественном сознании появляется православного Русского государства как величайшей святыни, как жизненно необходимого условия существования русского общества. Избрание в феврале 1631 г. нового царя воспринимается как восстановление государства. В «Утвержденной грамоте об избрании на Московское государство Михаила Федоровича Романова» это событие предоставлено как спасение всех православных русских людей от гибели: «…не дай истинные наши православные хрестьянские веры в попрание...»

Активнейшим проводником антизападных настроений (закономерно усиливавшихся в нач. XVII в.) был отец царя Михаила патриарх Московский и Всея Руси Филарет, который после возвращения из польского плена в 1619 г. и вплоть до своей смерти в 1633 г. фактически правил Россией. После «Смуты» в русском политическом сознании сформировалось представление о Русском государстве как об осажденной крепости в окружении стран, пленных силами тьмы.

При большой обиде на иностранцев русские люди поняли, что главным врагом Отечества стали сами русские. Одно из ранних свидетельств такого понимания причин «Смуты» представлено в «Новой повести о преславном Российском царстве и великом государстве Московском» (1611 г.), написанный неизвестным автором.

Россию в начале XVII в. спасла от окончательного краха провинция. Для русских людей того времени подобный выход из «Смуты» закономерен, т.к. Москва рассматривалась скопищем предателей. Об этом повествует «Писание о преставлении и погребении князя Михаила Васильевича Шуйского, рекомаго Скопина», созданного за несколько месяцев до освобождения столицы. Также И.А. Хворстинин в своем произведении «Словеса дней, и царей, и святителей московских...», созданном вскоре после «Смуты», усматривает ее суть в том, что русские пали от меча своих собственных пороков. Широкое распространение получил тракт «Описание вин или причин, которыми к погибели и к разоренью всякие царства приходят, и которыми делами в целости и в покою содержатца и строятца». Или же это был вольный перевод латинских книг Василия Садовулина (Садовского), или некое авторское творение.

В политической идеологии XVII в. подчеркивалась идея преемственности царской власти. В «Утвержденной грамоте об избрании...» подтверждается о М.Ф. Романове как о «благоцветущей отросли», племянника государя Федора Ивановича. В то же время перед идеологами царской власти встала проблема примирения принципа богоизбранности русского царя с фактом избрания его людьми. Решение было изящным. В «Утвержденной грамоте...» подчеркнули, что Бог, избрав царем Михаила Романова, внушил свою волю людям Московского государства.

В рамках отечественной политической концепции не могло найтись места учению об общественном договоре между властителем и подданными, по которому властитель принимает на себя в отношении своих подданных определенные обязанности. Царь несет свои обязанности в силу самого звания русского царя. Вот почему он не должен присягать своим подданным как это делали европейские короли.

... Главными идеологами двух течений в рамках русской православной церкви - никонианства и старообрядчества - стали патриарх Никон и протопоп Аввакум. Церковный раскол во многом предопределил историческую судьбу России. Никон и Аввакум выступали за независимость церкви от государственной власти, но пути ее достижения представляли по-разному. Никон (Никита Минов 1605 - 1681) в 1652 г. был избран на патриаршеский престол. (См. исторический материал).

Идея навстречу греческой церкви, русская отдалась от церкви западной. Именно такой смысл имели попытки патриарха Филарета (деда царя Алексея) согласовать русские церковные обряды и богослужебные книги с греческими. Церковная реформа отвечала и стремлению Алексея быть царем всех православных. Без унификации церковных обрядов реализовать это было затруднительно. Никон же увидел в сближении русской церкви со Вселенской православной церковью возможность укрепиться церковной власти над царской. Разрыв с царем произошел в конце 50-х гг. (историч. справка). Простым монахом умер Никон в 1681 г. Написанное после приговора церковного сбора сочинение - «Возражения или разорения смиренного Никона, Божией милостью патриарха, против вопросов боярина С. Стершнева, еже написа Газскому митрополиту Паисию Лигаридиусу и на ответ Паисеовы» (Боярин Стрешнев в 1666 г. вел допрос Никона и задал ему 3О письменных вопросов). В своем сочинении Никон доказывает, что «священство» и «царство» - две самостоятельные власти в обществе. Он отвергает теорию «Москва - Третий Рим», ставя церковь над государством («небо лучше земли»). Никон считал, что священнослужители не должны подчинятся царским законам и суду. Уложение 1649 г. считал «бесовскими законами», утверждал, что после церковного сбора 1666 г. в России наступила время тьмы. Т.е. настоящим противником Никона именно царская власть, не старообрядцы. Никон даже допускал употребление в церковных службах неисправленных книг; не объявлял старообрядцев еретиками (эта оценка была почти навязана церковному собору прибывшими в Россию греческими священниками).

Многие взгляды Никона на деле сходились с воззрениями его главного противника - протопопа Аввакума. (См.; «Житие протопопа Аввакума им самим написанного». Аввакум (Петров; 1620- 1682). Как противника реформы его в 1653 г. заточили в монастырь, а позже сослали в Сибирь. В 1666 г. он был расстрижен, а в 1682 г. - сожжен. «Житие» и письма Аввакума оценивали реформу как ересь. В течении второй половины XV и вплоть до середины XVII в. в отечественной идеологии настойчиво проводилась мысль о том, что Византия пала от того, что греки отступили от истинного христианства. И вот оказалось, что православные христиане в России должны были принять обряды этой предавшей православие церкви, в частности, вместо двухперстного крестного знамения, испокон веков бытовавшего на Руси, принять трехперстное, введенное в византийской церкви в ХП в. Ранее было принято, что «Москва - Третий Рим», Россия - единственный оплот православия. И вот теперь оказывалось, что русская церковь должна подчиниться традициям церкви павшего Второго Рима. Т.е. старообрядчество стало попыткой сохранить национальное достоинство русской церкви и государства. Аввакум полагал церковь выше царской власти, закономерно разделяя идеи Никона. Сходство их взглядов было и в том, что не предполагалось жестких мер к противникам. Хотя в челобитной царю Федору Алексеевичу, сменившему на престоле Алексея, Аввакум писал: «А, что, государь - царь, как бы ты мне дал воля, я бы их, что Илия пророк, всех перепластал во един час. Не осквернил бы рук своих, но и освятил, чая... перво бы мне Никона, собаку, и рассекли начетверо, а потом бы никониян».

... Юрий Крижанич (≈ 1617 - 1683) - хорват, большую часть жизни прожил на Западе. В Россию прибыл в 1660 г. В 1663 г. на «общеславянском языке» (церковно-славянский, русско-народный и хорватский литературный) написал тракт, условно называемый «Беседы о правлении» (далее «Политика»). Произведение создано специально для царя Алексея. Он выступает против концепции «Мономахова дара», как противоречащей тезису о божественном происхождении государственной власти в России и унижает Русский народ. События даров Крижанич трактует как проявление «наивысшей мирской гордыни» римских императоров. «Басней» считал он и теорию происхождения русских царей из рода римских императоров (Октавиана Августа). Осуждал Иван IV, пренебрегшего титулом «король». «Басней» считал Крижанич и рассказ о призвании варягов. «Ибо не могли новгородцы быть столь глупыми». Выступал против концепции «Москва - Третий Рим», ибо римский герб стал приносить неудачу. Политическим идеалом считал неограниченное самодержание. Воплощением идеала называл царя Алексея. Критиковал «самовладство», «тиранство» испорченное боярское правление. «Улучшение дел связал с установлением «хороших» законов. Подобные тенденции усилились в последующий исторический период.

2. Одним из первых теоретиков абсолютизма в России был священнослужитель Феофан Прокопович (1681 - 1736). Он призывал сочетать «два земные пособия - природу и науку; и два свыше даруемые: катехизисное знание веры христианской и серьезное убеждение в божественности Священного писания». Он резко критиковал католическую церковь за преследование научных открытий; осуждал саму мысль о превосходстве духовной власти над светской; обосновывал неограниченную монархию; утверждал, что республики могут существовать лишь на небольшой территории. Главное политико-философское произведение Прокоповича «Правда воли монаршей во определении наследника державы своей...» написано в обоснование принятого Петром I указа (1722 г.), определявшего право императора назначать наследника престола. Этот выбор Прокопович обосновывал доводами из Священного писания (право родителей называть детей, «отметающих наставления»), ссылками на Гроция, на Устав Юстиниана (применение к публичному праву институтов частного права, регулирующих семейные отношения наследования).

Василий Никитич Татищев (1686 - 1750) был государственным, деятелем, организатором горного дела на Урале, географом, историком, ученым, внесшим вклад в развитие сфер науки. Татищев - сторонник теории естественного права; осуждал папскую власть за преследование ученых. Договор вообще рассматривался Татищевым, как основа всякого государства, в т.ч. монархического. Но формы правления зависят от объективных условий: местоположения, территории, населения. Демократия осуществима только в маленькой области; представленная система - признак аристократии, применима в, защищенных (островных) от врагов странах с просвещенным народом: Венеция а также Швеция и Англия (смесь монархии, демократии и аристократии). Татищев мечтал о внедрении в систему органов власти в России неких представительных дворянских учреждений, чтобы наладить должное законодательство. Различает он естественные и гражданские (положительные) законы.

Для Татищева сословное деление обусловлено исторически сложившимся разделением труда, предопределившим правовое положение каждого из сословий. Оправдание привилегий дворянства - в государственной службе. В то же время он считал введение крепостного права ошибкой Бориса Годунова, однако выступил против его отмены, чтобы «большего вреда не принести».

Практическое отношение Татищева как идеолога дворянства к крепостничеству выражено в его «Кратких экономических до деревни следующих записях» (1742 г.)

Татищев неоднократно выступил за обновление законодательства и тщательную подготовку знаков.

Одним из первых идеологов промышленников и купцов был Иван Тихонович Посошков (≈ 1652(55) - 1726). Он написал несколько произведений, в т. ч. «Книгу о скудности и богатстве» (1724), в которой излагается программа действия абсолютизма, какой ее хотело видеть купечество. Все надежды возлагаются на царя: «Мы же монарха своего почитаем яко Бога». Посошков — сторонник тотальной государственной регламентации многих сторон производства и быта. Не выражал сомнений в необходимости привилегий дворянства, но делал упор более на его обязанности. Выступал за сохранение крепостного права, но предлагал меры для защиты крестьян от разорения помещиками. «Царство воинством расширяется, а купечеством украшается».

3. Говоря об идеологии просвещенного абсолютизма, следует особо отметить первые годы правления Екатерины II, использовавшей для укрепления государственного строя ряд идей Просвещения. Для Уложенной комиссии (1767) был подготовлен «Наказ», в котором прослеживается влияние философов Просвещения, особенно Монтескье и Беккариа. В «Наказе» содержались ряд декларативных положений, неосуществимых в крепостнической стране: равенство граждан, общие законы, уверенность граждан в безопасности... Тем не менее Екатерина II подчеркивала: «Пространное государство предполагает самодержавную власть в той особе, которая оным правит... Всякое другое правление не только было бы России вредно, но в конце разорительно». Беглое замечание Монтескье о беспорядках, связанных с освобождением сразу большого количества рабов в Др. Риме, в «Наказе» превращено в рассуждение о невозможности законодательной отмены крепостного права: «Не должно вдруг и через узаконение общее делать великого числа освобождение».

(Исторический материал: деятельность Уложенной комиссии и Вольного экономического общества).

... Особенностью феодально-аристократической идеологии были, попытки использовать идеологию Просвещения для критики абсолютизма с реакционных позиций. Видным представителем последних был князь Михаил Михайлович Щербатов (1733 - 1790). Он доказывал «химеричность равенства состояний»; прославлял наследственность дворянства; оспаривал возможность предоставления крепостным прав на имущество; отрицательно относился к просвещению народа; одновременно критиковал хаотическое состояние российского законодательства, неустроенность правосудия. В произведении «Путешествие в землю Офирскую господина С. шведского дворянина Щербатов изложил свой идеал - кастовое рабовладельческое общество и тоталитарное олигархическое государство.

Проявлением политико-правовых идей просветительства и либерализма можно считать издание с конца 60-х г. XVIII в. различных журналов. Девизом журнала «Всякая всячина» (1769 -1770) (негласно руководила императрица) было намерение, вселить человеколюбие в сердца и души помещиков и смягчить страдания крепостных». Особое место среди издателей того времени «занимал Н.Н. Новиков (1744 - 1818)— издатель журналов «Трутень», «Живопись» и др. Его сатира была весьма острой, а за связь с масонами он был заключен в Шлиссельбургскую крепость на 15 лет, но через 4 года был освобожден Павлом I.

В 1768 г. отставной военный, секретарь одного из департаментов Сената Яков Павлович Козельский (1728 - после 1793) опубликовал свои «Философские предложения» - подобие хрестоматии с «полезными для человеческого рода истинами». Он воспроизвел идеи о договорном создании государства; признал наилучшим то общество, где «одни люди не могли призирать и утеснять других».

Многие крупные землевладельцы отличали невыгодность крепостничества. Один из первых дворянских либералов князь Д.А. Голицын (1734 - 1803) писал: «Пока существует крепостное право. Российская империя и наше дворянство, предназначенные тому, чтобы быть богатейшими в Европе, останутся бедными». Он предлагал освободить крестьян за выкуп и без земли. Враждебно отнесся к французской революции.

В числе первых представителей либерализма буржуазного типа в России был профессор Московского университета Семен Ефримович Десницкий (~ 1740 - 1789). Он связывал развитие общества, государства и права с хозяйственным бытом народов. Историю человечества делил на 4 этапа: охотничий, пастушеский, земледельческий, коммерческое состояние.

Десницкий написал «Представление о учреждении законодательной, судебной и наказательной власти в Российской империи» (30 февр. 1768 г.). Особенность изложений идей в том, что предлагается не «разделение властей», а реформа подчиненных неограниченному монарху учреждений, осуществляющих, законодательную, судебную и исполнительную функции. Поскольку развитие коммерции требует все большего количества законов для их подготовки при монархе безотлучно должно состоять специальное учреждение — Сенат. Учреждение «судебной власти» мыслилось как упорядочение- системных профессиональных судей и организация суда присяжных. «Наказательная власть» должна осуществляться воеводами, ведающими местами заключения, исполнением приговоров, сбором подушных и пошлин. Законодательная власть принадлежит монарху.

«Многие народы опытом дознали, что лучше не иметь иных знаков, нежели имея, не использовать».

«Нет возможности без нарушения спокойствия государства дать оным земледельцам права и преимущества».

... В плане изложения темы возможно упомянуть о политико-правовой идеологии крестьянских движений. Проявлением царистских иллюзий стало появление десятков самозванцев. Пугачев также выступал от имени Петра Ш, в манифестах провозглашал освобождение от крепостного гнета и жаловали «землями, возами, лесами, рыбными ловлями, покосами, хлебом, верою и законом вашим...»

... В 1790 г. управляющий Петербургской таможней Александр Николаевич Радищев (1749 — 1802) отпечатал в собственной типографии и выпустил в свет книгу «Путешествие из Петербурга в Москву; за что Палатой уголовного суда был приговорен к смертельной казни, замененной ссылкой в Илимский острог на 10 лет. Теоретической основой политико-правовых взглядов Радищева были идеи естественного права и общественного права и общественного договора, наиболее радикальные концепции Просвещения. Большая часть книги - картина беспросветного произвола и беззакония, издевательств помещиков и чиновников над крестьянами. Радищев доказывал несостоятельность крепостничества с позиций теории естественного права; резко выступал против самодержавия; мечтал о республиканском строе в России. (Анализ глав книги). В 1801 г. Радищеву было разрешено вернуться в Петербург, где он был привлечен к работе в законодательной комиссии, созданной Александром I. Под угрозой новых преследований Радищев покончил с собой.

Таким образом, в рассматриваемый период твердо определилась характерная и для последующею времени программная проблематика политико-правовых учений. Центральными стали проблемы крепостничества и самодержавия. На основе разного отношения к этим проблемам идеологов различных сословий сложилось несколько течений политико-правовой идеологии.


Тема 10

Политическая и правовая идеология в Западной Европе в первой половине XIX века.

 

План.

1. Буржуазная политико-правовая идеология (1-я половина XIX в.)

2. Социалистическая и коммунистическая политико-правовая идеология (1-я половина XIX в.)

 

Литература.

- Асмус В.Ф. Огюст // Историко-философские этюды. М.,1984 - Василькова Ю.В. Фурье М., 1978

- Подмарков В.Г. Робер Оуэн - гуманист и мыслитель М.,1976

- Согрин В.В. Британский либерализм: этапы развития и течения// Новая и новейшая история. 1996 № 4

- Фадеева Т.М. У истоков идеологии европейского консерватизма// Новая и новейшая история. 1992. № 6

 

1. К буржуазной политико-правовой идеологии относятся те концепции, которые оценивали гражданское общество периода первоначального капитализма как неизбежное и необходимое явление, требующее теоретического осмысления, идеологического оправдания и реформ преимущественно в интересах торговой и промышленной буржуазии. В условиях 1-ой половины XIX в основным направлением буржуазной политической мысли становится либерализм, который делал упор на защиту и обоснование гражданской свободы, понимаемой как свобода частной инициативы предпринимательства печати.... Государство же должно обеспечивать безопасность личности и частной собственности.

Духовным отцом европейского либерализма называют французского политического мыслителя Бенжамента Анри де Ребек Констана (1767-1830). Свою политическую философию он изложил в «Курсе конституционной политики» С 1819 по 1830г. Констан возглавлял либеральную оппозицию в палате депутатов французского парламента, а в 1830 был назначен председателем Гос. Совета.

Исходным понятием в политической теории Констана является индивидуальная свобода, понимаемая им как личная независимость и безопасность. Основываясь на этой ценности, создаются институты гос. власти. Суверенитет государства заканчивается там, где начинается «независимость частного лица». Лучшей формой правления он считал конституционную монархию, рассматривая её как находящуюся вне законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Контроль же за гос. властью общество должно осуществлять с помощью права, общественного мнения.

Констан различал политическую и личную свободу. Древние народы знали только политическую свободу, которая сводится к праву участвовать в осуществлении политической власти (принятие законов, выборы...) Новые народы по Констану понимают свободу иначе. Право участия в политической власти меньше ценится потому, что государства стали большими и голос одного гражданина уже не имеет решающего значения. Значит свобода новых народов - это личная, гражданская свобода, состоящая в известной независимости от власти. Констан защищал и другие свободы - мнений, совести, печати… Полное определение свободы, данное Констаном в его «Курсе конституционной политики» стало классическим понятием либерализма. «Современная свобода означает право каждого индивида подчиняться только законам, а также его право не быть арестованным либо задержанным, либо подвергнутым другому наказанию в результате произвола равного ему индивида. Свобода также означает право каждого выражать свое мнение, выбирать себе профессию и работать в соответствии с ней, обладать собственностью и даже уничтожать её, менять свое место жительства без получения на это какого-либо разрешения и без уведомления о мотивах таких передвижений. Свобода означает также право объединяться с другими индивидами либо для защиты общих интересов, либо для отправления, богослужения по тому обряду, которым они сами себе выберут, либо просто для того, чтобы вместе проводить время тем или иным образом. Наконец, свобода означает право каждого индивида влиять на управление государством - либо посредством выбора некоторых или всех должностных лиц, либо посредством внесения протестов, петиций и требований, более или менее обязывающих власти считаться с мнением общества».

Констан подверг критике теорию Руссо и других сторонников народного сув



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.121 (0.07 с.)