Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
З. Вторая половина IV - II В. До Н. Э.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Кризис древнегреческой государственности отчетливо проявился в учениях о государстве и праве эллинистического периода. В последней трети IV в. до н.э. греческие полисы теряют свою независимость и попадают сначала под власть Македонии, а затем Рима. Походы А. Македонского (336 - 270 гг. до н.э.) положили начало эллинизации Востока и формированию эллинистических монархий. В середине II в. до н.э. сама Македония превращается в провинцию Рима. Эпикур (341 - 270 гг. до н.э.) - по философским воззрениям был продолжателем атомистического учения Демокрита. Считал, что природа развивается по своим собственным законам, без вмешательства богов. Этика - связующее звено между его физическими и политико-правовыми представлениями. Основные ценности эпикуровской этики (удовольствие, свобода, «атараксия» - безмятежное спокойствие духа), как и она, вся в целом, носят индивидуалистический характер. «Надо высвободиться из уз обыденных дел и общественной деятельности». Главная цель государственной власти и основание политического общения состоят в обеспечении взаимной безопасности людей. Закон трактуется как результат договора людей между собой об их общей пользе - взаимной безопасности. Учение Эпикура отрицает всякую возможность существования естественного права, которое предшествовало бы договору. «Законы изданы ради мудрых - не для того, чтобы они не делали зла, а для того, чтобы им не делали зла». «Я никогда не стремился нравиться толпе, что им нравилось, тому я не научился, а что знал я, то было далеко от их чувств». В политическом плане Эпикур приветствовал такую форму умеренной демократии, при которой господство законов сочетается с максимально возможной мерой свободы и автономии индивидов. Против философии Эпикура выступили стоики. Термин происходит от слова «стоя» (колоннада, галерея - от названия портика в Афинах, где преподавал основатель школы Зенон Китийский (≈ 336 - ≈ 264 гг. до н.э.). В истории стоицизма различают три периода: древнюю, среднюю и новую (римскую) Стою. Ведущими представителями древней Стои (III - II вв. до н.э.) были Зенон, Клеанф, Хрисипп. Средней Стои (II -I вв. до н.э.) были Панетий и Посидоний; новой (римской) Стои (I – II вв. н.э.) - Сенека, Эпиктéт, император Марк Аврелий. Стоики продолжили в философии взгляды Платона и Аристотеля. Мироздание управляется судьбой, высшим божественным разумом. Человек должен подчиниться судьбе. Стоики отказались от узкополисной трактовки общественной жизни. Естественное право мыслилось ими как общемировой закон, государство - как мировое сообщество. В духе космополитический представлений того времени Зенон из Кития учил, что всех людей должно считать гражданами одного государства. В противоположность эпикурейцам последователи стоицизма не отрицали общественную деятельность; даже заявляли, что добродетельный человек не остановится перед тем, чтобы принести себя в жертву государству. Стоики выступали против семьи, индивидуального брака (за общность жен); критиковали суды, храмы, школу, торговлю, деньги... Не оправдывали рабство. «Лучший государственный строй - это сочетание демократии, царской власти и аристократии». Имея в виду государственные законы, соответствующие общему естественному закону, стоики выступали за их неуклонное соблюдение. Под влиянием стоицизма сформировалась концепция Полибия (≈ 200(210)- 120 (123) гг. до н.э.). Основной мотив написанной им «Истории» в 40 книгах - путь римлян к мировому господству. Истолкование исторического процесса у Полибия опирается на представления стоиков о циклическом развитии мира. Он исходит из того, что общественная жизнь существует от природы и направляется судьбой. Круговорот политической жизни проявляется в последовательней смене шести форм государства. Первой возникает монархия - единоличное правление царя, основанное на разуме; второй - тирания, которую, свергают благородные мужи при помощи народа; третьей - аристократия — власть немногих, преследующих интересы общего блага; четвертой - олигархия, где правят немногие, используя власть для стяжательства... Далее народ, не веря ни царям, ни немногим, утверждает демократию (пятая форма). Ее извращением является охлократия (господство толпы, черни) - худшая форма государства (шестая форма). «Тогда водворяется господство силы, а собирающаяся вокруг вождя толпа совершает убийства, изгнания, переделы земли, пока не одичает совершенно и снова не обретет себе властителя и самодержца». Развитие государства возвращается к своему началу. Преодолеть круговорот политических форм способен только мудрый законодатель. Необходима смешанная форма государства, сочетающая начала монархии, аристократии и демократии, чтобы каждая власть служила противопоставлением другой. Примеры Полибий видел в аристократической Спарте, Карфагене, на Крите и, особенно, в Риме, где представлены все три основных элемента: монархический (консулат), аристократический (сенат), демократический (народное собрание). В то же время Полибий пытался обосновать господство аристократии. Творивший в эпоху утраты греческими полисами независимости, Полибий выступал с аристократических позиций проримской ориентации и призывал греков к подчинению. Политическая концепция Полибия послужила одним из связующим звеньев между политико-правовыми учениями Древней Греции и Древнего Рима Итак, в процессе развития древнегреческой политико-правовой мысли ранние, во многом мифологические представления (Гомер, Гесиод) постепенно уступали место формирующемуся философскому подходу («мудрецы», Пифагор, Гераклит, Демокрит), рационалистическим интерпретациям (софисты), логико-понятийному анализу (Сократ, Платон) и, наконец, зачаточным формам эмпирико-научного (Аристотель) и историко-политического (Полибий) исследования государства и права. В условиях потери древнегреческими полисами своей независимости происходит переоценка прежних ценностей. Провозглашается принцип всеобщей свободы и равенства людей по законам природы и естественному праву.
Тема 4.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.93.183 (0.009 с.) |