Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Либеральная политико-правовая идеология в России в конце XIX - начале XX вв.
План 1. Социологические концепции права. 2. Неокантианские теории права. 3. Религиозно - нравственная философия. 4. Политико-правовые учения: А - Б.Н. Чичерина, б - Г.Ф. Шершеневича, в - Л.И. Петражицкого.
Литература: Амелина Е.М., B.C. Соловьёв. Теократическая концепция // социально-политический журнал. 1993. № 7. Блохин В. Забытый мыслитель // Свободная мысль. 1996. № 4. Власть и реформы: от самодержавной к советской России, Спб., 1996 Русские философы (конец XIX - середина XX вв.). Антология. Вып.1., М., 1993.
1. В теории государства и права социологическое направление исходило из того, что существование и развитие государства и права определяются общественными факторами. Теория Р. Иеринга (юридически защищённый интерес) нашла в России немало сторонников. Наиболее известные - С.А. Муромцев и Н.М. Коркунов. Сергей Андреевич Муромцев (1850 - 1910) - профессор гражданского права юридического факультета Московского университета, лидер кадетов, председатель 1 гос. Думы. (См.: «Очерки общей теории гражданского права» (1877), «Определение и основное разделение права» (1879), «Что такое догма права?». (1885). По учению Муромцева в основе права лежат интересы индивидов, общественных групп, союзов и т.д. На базе интересов в обществе возникают различные отношения. «Если отношение сопровождается юридической защитой, но существует и осуществляется без её влияния, то ошибочно почитать такое отношение правовым. К праву не принадлежит все то, что соблюдается из приличий, из нравственности, из привычки, из обычая, из чувства долга, без внимания к факту юридической защиты. Правовое и прочное не одно и то же». Муромцев считал, что правом в собственном смысле всегда является только правовой порядок. Муромцев различал «правовое» отношение (отношение «защищаемое») и «юридическое» отношение (отношение «вынужденное или защищающее»). Вместе с тем он подчеркивал отсутствие между ним четкой границы, особенно в периоды «развитого государственного быта» (по сути, гражданского общества), когда в обществе действует и получает государственное закрепление особый, частный и групповой, не зависимый от государства интерес. «Законодательная реформа - единственное верное средство для осуществления справедливости: Именно судья должен осуществлять справедливость».
Право создаётся не только «велениями государства», «сверху», но и в процессе развития общественных отношений, т.е. «снизу». Эту точку зрения поддерживал М.М. Ковалевский, Ю.С. Гамбаров, НА. Гредескул и другие. ... Николай Михайлович Коркунов (1853 - 1904) - профессор Петербургского университета. (См.: Государственное право (теория)), 1877; «Лекции по общей теории права», 1904; «общественное значение права», 1892; «Сравнительный очерк государственного права иностранных государств», 1890; «Русское государственное право» (т. 1. 1892; т. 2. 1893); «Указ и закон», 1894; «История философии права», 1896. Поддерживая многие идеи Иеринга, Коркунов не всецело разделяя его определение права как «защищенного интереса»; утверждал, что право предполагает не отдельный интерес, а связь, отношение не менее чем двух лиц с встречными интересами. Кроме того, охрана интереса неизбежно включает контроль за выбором наилучшего способа его реализма, следовательно концепция Иеринга ведёт к оправданию безграничной правительственной опеки над личностью. По определению Коркунова., право - не просто защита интересов, но их разграничение. Так, гражданское право разграничивает интересы честных лиц, уголовное право — интересы обвинителя и подсудимого, гражданский процесс - истца в ответчика, государственное право - интересы всех участников государственного общения от монарха до подданного, международное право разграничивает интересы людей как участников международных отношений и как граждан конкретных государств. В целом учение Коркунова трактует право как средство достижения согласованности интересов личности и общества; одновременно он рассматривал право как «взаимное психическое воздействие людей». «Власть есть сила, обусловленная не волей властвующего, а сознанием зависимости подвластного». «Государство есть общественный союз, представляющий собой самостоятельное признанное властвование над свободными людьми». Сущность разделения властей - «в обеспечении свободы надлежащим распределением функций властвования». «Нет ни одного государства, где бы законодательство, исполнение и суд были строго обособлены друг от друга». (Хрестоматия. С. 340 - 369 - комментарий).
Коркунов был против цензовой избирательной системы. Отмечал: «... в России государственная служба является единственной формой участия подданных в общей политической жизни страны...» Ратовал за «правомерную, но самодержавную монархию». Максим Максимович Ковалевский (1851 - 1916). Преподавал в Московском и Петербургском университетах; член 1 гос. Думы. (См.: «Социология» в 2 - х тт., 1910, «Историко-сравнительный метод в юриспруденции и приёмы изучения истории и права» (1880)), «Современный обычай и древний закон. Обычное право осетин в историко-сравнительном освещении» (1886), «От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму. Рост государства и его отражение в истории политических учений» - в 3-х тт. (1906), «Общее учение о государстве». (1909 г.) По Ковалевскому, право - это «нормы, ставящей себе целью поддержание и развитие солидарности», «приводимые в жизнь организованной силой общества - государством», обладающие принудительной силой. Источник власти и государства - «в психическом воздействии личностей, способных к инициативе, к творчеству, на массы, не способные ни к чему иному, как к подчинению своей деятельности к чужому примеру и руководительству». (Общество образует «замиренную среду», основанную на общественной солидарности. Каждая социальная группа, есть также «замиренная среда», в которой вместо борьбы водворяется «солидарность»), «Эволюцию надо предпочитать революции, или, выражаясь языком Конта, прогресс желателен только под условием сохранения порядка». Ковалевский надеялся на «демократическую монархию». «Русская империя нуждается в более широких основах: она может быть только империей всенародной. Сохраняя наследственное руководительство нации её историческим вождём, положил в основу русского обновления систему самоуправления общества». В знаменитом сборнике «Интеллигенция в России (Спб., 1910) М.М. Ковалевский опубликовал статью «Взаимоотношение свободы и общественной солидарности», её эпиграф гласит: «Если бы люди понимали, что они не одной своей жизнью, а жизнью всех, то они знали бы, что, делая добро другим, они делают его себе» (Л. Толстой. О жизни и смерти. Друкарь М., 1910. С. 3). В конце своей статьи М.М. Ковалевский заключает (вспомним название работы): «Всё будущее человечества зависит от согласования этих двух, как мы показали, не противоречащих друг другу начал». 2. Павел Иванович Новгородцев (1866 - 1924) - известный правовед, глава идеалистической школы в русской философии права. Он был профессором Московского университета, основателем и первым деканам Русского юридического факультета в Праге, представителем Религиозно - философского общества им. В. Соловьева в Праге. (См.: «Введение в философию права. Кризис современного правосознания», 1909; «Об общественном идеале», 1917). Новгородцев автор статьи «О путях и задачах русской интеллигенции» в знаменитом сборнике «Из глубины» (1918-1921), где подчёркивал: «... и нет сейчас вопроса более жгучего, как вопрос о судьбах нашей интеллигенции». Одним из вариантов его решения могла быть: «... целительная сила, исходящая из святынь народной жизни и народной культуры», которая «может снова сплотить воедино рассыпавшиеся части русской земли.
Вот то общее дело, в котором интеллигенции и народу надлежит быть вместе, и в котором самое противопоставление интеллигенции и народа должно исчезнуть или, по крайней мере, утратить свою остроту». ...Новгородцев стремился соединить теоретические положения Канта и Гегеля с политико-правовыми идеями своего времени. Новгородцева считают одним из основателей концепции «возрожденного» естественного права и представителем нормативно - этической концепции права. Тема всей жизни и научной деятельности Новгородцева - поиск и обновление общественного идеала. Он различал понятия абсолютного и относительного идеалов. Абсолютный идеал создаётся каждым человеком самостоятельно и выступает в качестве бесконечного совершенствования личности. Относительный идеал зависит не только от конкретного лица, но и от других субъектов общественной жизни (группы, класса, движения, партии...) и ориентирован всегда на создание какого - либо общественного порядка, отражающего в то же время сущность отдельного человека (личная безопасность, свобода, равенство, собственность, солидарность и т. п.). Общественно - политический идеал (относительный) по Новгородцеву выражался в требовании правового государства (в к. XIX - н. XX в.). Далее он обосновал понятие «право на достойное человеческое существование», которое должно иметь юридическое значение. В этом случае на наших глазах совершается один из обычных переходов нравственного сознания в правовое, которыми отмечено прогрессивное развитие права». Новгородцев призывал к введению понятия права на достойное человеческое существование в Декларацию прав человека и гражданина и к юридической разработке основных институтов этого понятия. Богдан (Фёдор) Александрович Кистяковский (1868 - 1920), юрист, философ и теоретик права и государства, социолог. (См.: «Социальные науки и право: Очерки по методологии социальных наук и общей теории права» (1916); ст. в сб. «Вехи» - «В защиту права (интеллигенция и правосознание)»). По Кистяковскому понятие права сводится к четырём основным определениям: государственно-организационному, социологическому, психологическому, нормативному. Кроме этих 4-х «теоретических понятий он определил «технические понятия», к которым относил юридико-догматическое и юридико-политическое понятия. Государственно-организационное (государственно-повелительное) - «есть то, что государство приказывает считать правом». Социологическое понятие права - представляет собой социальное явление, заключающее в себе широкий круг национальных, бытовых, экономических и других отношений. Психологическое понятие рассматривает своим объектом «правовую психику». Нормативное понятие признает право как «совокупность норм заключающих в себе идеи о должном, которые определяют внешние отношения людей между собой». И, наконец, «...с точки зрения юридической догматики право представляет собой совокупность правил, указывающих, как находить в действующих правовых нормах решения для всех случаев столкновение интересов или столкновение представлений о праве и неправе». Что касается юридико-политического понятия права (политики права), то это - совокупность правил, помогающих находить и устанавливать какие - либо устойчивые нормы в общественной жизни, тем самым, закрепляя за ним правовой характер. В целом, концепция Кистяковского ориентирована на изучение права как части культурного творчества людей, т.е. на исследование права в сфере оценок и целей.
...Кистяковский отождествлял конституцию и правовое понятие государства. Государство и право ранее развивались независимо друг от друга, постепенно государство стало признавать своей важной обязанностью заботу об охране права, «...право перестраивает государство и превращает его в правовое явление или в создание права». Таким «созданием права» м. б. признано только «современное конституционное или правовое государство». Особо критически Кистяковский исследовал современное ему российское правосознание. Обратимся к статье «В защиту права», «...право - по преимуществу социальная система и притом единственная социально-дисциплинирующая система.... русская интеллигенция никогда не уважала права.... Притуплённость правосознания русской интеллигенции отсутствие интереса к правовым идеям являются результатом нашего застарелого зла - отсутствия какого бы то ни было правового порядка в повседневной жизни русского народа». «... Правосознание нашей интеллигенции и находится на стадии развития, соответствующей формам полицейской государственности. Все типичные черты последней отражаются на склонностях нашей интеллигенции к формализму и бюрократизму». «Мы нуждаемся в дисциплине внешней, именно потому, что у нас нет внутренней дисциплины». «Путем ряда горьких испытаний русская интеллигенция должна прийти к признанию наряду с абсолютными ценностями - личного самоусовершенствования и нравственного миропорядка - также и ценностей относительных - самого обыденного, но прочного и ненарушимого правопорядка». Заслугой Кистяковского является глубокое обоснование множественности методов в изучении права. «Для права недостаточно духовной активности со стороны только законодателя, судьи и администратора. Каждый гражданин должен быть духовно деятельным в области права и по-своему творить его». Т.е. объединяющим все понятия права фактором он считал философию культуры...
3. На рубеже XIX - XX вв. в России была популярна религиозно - нравственная философия права: B.C. Соловьёв, Е.Н. Трубецкой, И.А. Ильин, С.Л. Франк и др. Владимир Сергеевич Соловьёв (1853 - 1900) - доцент философского факультета Московского университета. (СМ.: «Кризис западной философии (против позитивистов)» (1874), «Критика отвлеченных начал» (1880), «Оправдание добра. Нравственная философия» (1897). «Право - это требование реализации минимальной нравственности, то есть осуществления определённого минимального добра». Задача права не в том, чтобы он до времени не превратился в ад. В целом Соловьёв был приверженцем концепции «возрожденного» естественного права. Сущность права - «исторически - подвижное определение необходимого принудительного равновесия двух нравственных интересов - личной свободы и общего блага», где право - область внешняя, а интерес личности - область частная. «Общее благо» должно общим пределом ограничить частные интересы, но оно не может их упразднять. Поэтому Соловьёв выступал против смертной казни и пожизненного заключения, которые, по его мнению, противоречат существу права. Он различает сущность права (идею права) и позитивное право (закон). Закон - это «определенное в данных обстоятельствах места и времени ограничение личной свободы требованиями общего блага», к признакам которого относятся: 1 - публичность, 2 - конкретность, 3 - реальная применимость. Соловьёв выступал против принципа разделения властей как «системы сдержек и противовесов». Государство - это воплощенное право». Трем основным моментам лично - общественной жизни - религиозному, политическому, пророческому - в ходе исторического развития соответствуют, по Соловьёву, три последовательные ступени человеческого сознания и формы общественного строя: 1 - родовая, принадлежащая прошедшему, но сохраняемая в современных условиях в видоизмененной форме в семье; 2 - национально -государственный строй, господствующий в настоящем; 3 - всемирное общение жизни как идеал будущего. Многие философы XX в. восприняли такие идеи Соловьёва, как, ориентация государства на социальные реформы; идея права как минимум нравственности. Евгений Николаевич Трубецкой (1863 - 1920) - философ правовед (история философии права, энциклопедия права в Ярославском Демидовском юридическом лице, Киевском и Московском университетах). Организатор психологического общества при Московском университете, член Государственного Совета (1907 - 1908 г.) См.: «История философии права» (1907); «Социальная утопия Платона» (1908), «Миросозерцание Вл. С. Соловьева» В 2-х тт. (1913), «Метафизические предложения сознания. Опыт преодоления Канта и кантианства» (1917), «Энциклопедия права» (последнее переиздание- 1998) Трубецкой критиковал основные подходы к праву как к силе, интересу, психике человека. Он подчеркивал: «... право - это внешняя свобода, предоставленная и ограниченная нормой», или «совокупность норм, с одной стороны, предоставляющих, с другой стороны, ограничивающих внешнюю свободу лиц в их взаимных отношениях». Право и нравственность представляют собой две тесно взаимосвязанные области, которые можно сравнить «с двумя пересекающимися окружностями: у них есть, с одной стороны, общая сфера - сфера пересечения, в которой содержание их совпадает, и вместе с тем две отдельные области, в коих их требования частью не сходятся между собой, частью даже прямо противоречат друг другу». Трубецкой предлагал соединить идеи исторической школы права (право - продукт истории) с требованием представителей естественного права о нравственных ориентирах права. Он считал, что право есть проявление Абсолютного на несовершенной ступени человеческого развития, когда спорные вопросы, возникающие в процессе общения, люди не могут разрешить самостоятельно и обращаются за защитой своих интересов к праву и государству Евангелие ценит право и государство не как «возможную часть Царства Божия, а как ступень исторического процесса», этап восхождения к Абсолюту. Трубецкой критиковал «черного зверя» - правительство за медлительность с реформами, «красного зверя» - за разрушения. 4. а - Борис Николаевич Чичерин (1828 - 1904) - профессор Московского университета (см.: «История политических учений» (1869 - 1902) - 5 тт.; «Собственность и государство» - (1881 - 1883) - 2 тт.; «Курс государственной науки» - (1894 - 1898) - в 3–х частях; «Философия права» (1900) Большое внимание уделялось свободе личности. «Источник права не в законе, а в свободе». Необходимым проявлением свободы является собственность. Задача права – не уничтожить разнообразие, но сдерживать его в должных пределах, «мешая естественному неравенству перейти в неравенство юридическое, мешая свободе одного посягать на свободу других». «Не лица для учреждений, а учреждения для лиц». Государство - «есть союз свободного народа, связанного законом в одно юридическое целое и управляемое верховной властью для общего блага». Основными элементами государства являются: 1 -власть, 2 - закон, 3 - свобода, 4 - общая цель. «Пока власть независима от граждан, права их не обеспечены от произвола»... Высшая стадия идеи развития государства - конституционная монархия, «...в России монархия сделалась исходной точкою и вожатаем всего исторического развития народной жизни». «Там, где господствует упорная притеснительная система, не дающая места движению и развитию, там революция является как неизбежное следствие такой политики. Это вечный закон всемирной истории». Чичерин различал 3 вида либерализма: уличный («своеволие»), оппозиционный («наслаждение самим блеском оппозиционного положения»), охранительный («в примирении начала свободы с началом власти и закона»). Чичерин — один из основателей юридической (государственной) школы русской историографии. История России - смена юридических форм общества (родовой -вотчинный - государственный строй). Движущая сила истории - монархия, которая в интересах общества ранее закрепощала сословия, а, достигнув исторических целей, раскрепощала их. 4. б - Габриэль Феликсович Шершеневич (1863 - 1912) - профессор Казанского и Московского университетов, (см. «История философии права» (1904 - 1905), «Наука гражданского права в России» (1893), «Курс торгового права» (1899), «Общая теория права»(1910- 19120в 4 - х выпусках, «Общее учение о праве и государстве (1911). Много работ по конкретным проблемам теории права: «Общее определение понятие о праве» (1896), О чувстве законности»(1897). Философия права, по Шершеневичу, изучает право в двух аспектах: право, как оно есть, и право, каким оно должно быть. Понятие права включает в себя только положительное, действующее право. К существенным чертам права относятся: 1 - право предполагает поведение лица, 2 - право обладает принудительным характером, 3 - право всегда связано с государственной властью. Тем не менее, Шершеневич доказывал опасность дуализма - «исторически сложившегося права и умопостигаемого». Противопоставление действующего права и права «идеального ведёт к удвоению правового порядка, смешению права с другими социальными нормами». Понятие права Шершеневич строго разграничивал с понятием нравственности. «Что общего между ветхозаветным принципом возмездия и новозаветным началом прощения врагам?» все нравственные понятия исторически обусловлены. Шершеневич считал, что принудительный характер права не позволяет относить к нормам права конституционное. Каноническое и международное право. «Писаная конституция есть фиксирование общественного взгляда на взаимное отношение элементов государственной власти...» Некоторые признают (ошибочно) конституцию правом 2и ожидают от неё тех гарантий, какие связаны с правом. Тогда как она может дать только гарантии, какие заключаются в общественном мнении». Также церковные международные каноны поддерживаются лишь силой определённого общественного мнения. Шершеневич поддерживал Иеринга в том что «право есть хорошо понимаемая политика силы». Право - это «равнодействующая двух сил, из которых одна имеет своим источником интересы властвующих, а другая - интересы подвластных». Единственно верным путём развития государства он считал реформы. Разграничивал понятия «правовое» и «конституционное» государство. Правовое - это теоретическая конституция, а конституционное - это средство для осуществления политики реформ в цивилизованном обществе. Шершеневич считал очень важным изучать догму и технику права. Его теория права, созданная на основе формально-догматического метода, важна и сегодня, (см.: «Общая теория права», переиздание -1995 г.) 4.в — Процесс становления психологии как самостоятельной отрасли знаний повлиял на становление новых направлений в теории права. Психологическую теорию права разработал Лев Иосифович Петражицкий (1867 - 1931) - профессор юридического факультета Петербургского университета, депутат I Государственной думы от партии кадетов. После 1917 г. он возглавил кафедру социологии в Варшавском университете. (См.: «Теория права и государства в связи с теорией нравственности» - 1907 г.). Право, по Петражицкому, коренится в психике индивида. Источник права - эмоции человека. Свою концепцию Петражицкий и назвал «эмоциональная теория», противопоставляя её иным психологическим трактовкам права. Эмоции могут быть моральные и правовые. «Наше право есть не что иное, как закреплённый за нами, принадлежащий нам как наше добро, долг другого лица». Соответственно он безгранично расширял понятие права (к правовым нормам - правила игр, вежливости, этикета...) Тем не менее - это одна из первых попыток проследить формирование юридических норм в правосознании. «Интуитивных прав столько, сколько индивидов». Соотношение интуитивного и официального права зависит от уровня развития культуры, состояния народной психики. Россия - «царство интуитивного права по преимуществу». Но недопустимо возведение интуитивного права даже наиболее образованных социальных классов масштаб для оценки действующих законов. Реформы - законодательства надо проводить на основе научных знаний. Следовательно, нужно создать особую научную дисциплину - политика права (т.е. философия права делится на теорию и политику). «Вообще право существует из-за невоспитанности, дефектности человеческой психики, и его задача состоит в том, чтобы сделать себя лишним и быть упразднённым». Определённые аспекты этих взглядов развивали Г.Д. Гурвич, П.А. Сорокин, М.А.Рейснер. В целом обозначенные тенденции близки либеральной политико-правовой идеологии. Несколько «в стороне» стоит учение Петражицкого, привлекающее внимание многих политических партий. ТЕМА 14
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.53.202 (0.026 с.) |