Скворцов А.А. Этика Ф. Ницше // Вестник Московского ун-та. Сер. 7. Философия. 1996.№ 6 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Скворцов А.А. Этика Ф. Ницше // Вестник Московского ун-та. Сер. 7. Философия. 1996.№ 6



1. Господствующим направлением буржуазной юриспруденции оставался юридический позитивизм, получивший наиболее широкое обоснование в книге немецкого юриста Карла Бергбома «Юриспруденция и философия права» (1892 г.)

«Приверженец естественного права должен отказаться от права позитивного; кто не хочет отказаться от позитивного права, должен отбросить естественное. Любое дуалистическое учение о праве является с точки зрения практической юридической жизни невозможным». Сущность любого права состоит в том, что оно действует.

Вся теория юридического позитивизма базировалась на предположении, что государство является правовым, однако это предположение неоднократно опровергалось практикой. Сколь ни велика заслуга юридического позитивизма в обосновании законности и правопорядка, проблема прав человека была им отвергнута вместе с теорией естественного права, а сам человек в праве признавался лишь «физическим лицом», наделённым «субъективными правами», выводимыми из текстов законов, а не из природы самого человека.

Ещё раз подчеркнём, что, опираясь на философский позитивизм Огюста Конта, Карл Бергбом выступает напротив «метаюридических» принципов и идей, учением о «народном духе» исторической школы права, всеми теми доктринами, которые пытаются исследовать не реальное (действующее), а предполагаемое или желательное право. Впрочем, на началах юридического позитивизма строились также концепции рада либеральных государствоведов, анализирующих и комментирующих институты публичного права на основе формально - догматической методологии.

Известным представителем этого направления был французский государствовед Адемар Эсмен (1848 - 1913). Итак, Эсмен - представитель юридической школы государствоведения, отождествляющий государство с правопорядком, с системой государственно-правовых норм; разграничивающий государствоведение и социологию.

То, что конституционное право и социология имеют реальные области знания, - Эсмен утверждает в книге «Общие основания конституционного права» (1895 г.). Он дает абстрактное определение государства: «Государство есть юридическое олицетворение нации: оно является субъектом и воплощением общественной власти». По Эсмену современное представительное государство служит всему обществу: Национальный суверенитет - это в правовом смысле, отрицание всякой классовой системы». Наряду с этим Эсмен приветствовал партийную деятельность и «образование двух больших партий - одной консервативной, другой прогрессивной, предназначенных поочерёдно сменять одна другую во власти». Эсмен придавал очень большое значение индивидуальным правам, считал, что они ограничивают права государства, но не требуют от него никаких положительных услуг (жертв в пользу граждан). Поэтому Эсмен был против провозглашения права материальное обеспечение, права на образование, труд и т.д.

«Депутат, раз избранный, должен для выполнения своей миссии находиться вне влияния своих избирателей». Своеобразно он понимал и всеобщее избирательное право (без женщин, за высокий имущественный ценз, ценз оседлости...)

Таким образом, юридический позитивизм соответствовал повседневным правовым интересам развивающегося гражданского общества, но не отвечая на рад острых социальных проблем. Попытку применить некоторые идеи социологии к учению о праве и государстве предпринял известный немецкий юрист Рудольф Иеринг (1818- 1892). Считая недостаточными «юриспруденцию понятий», формально-догматический подход к праву, Иеринг в своей книге «Цель в праве» (т 1, 1872г.) стремился дать современным ему праву и государству социологическое обоснование. Центральным понятием его теории является понятие интереса выраженного в праве.

«Право есть система социальных целей, гарантируемых принуждением»; «право есть совокупность жизненных условий общества в обширном смысле, обеспечиваемых внешним принуждением, т.е. государственной властью». Иеринг считал, что частная собственность вытекает из природы человека. Он отмечая: «Деньги - истинный апостол равенства, - там, где рёчь идет деньгах, смолкают все социальные, политические, религиозные и национальные предрассудки и различия».

Социалистические построения Иеринга сводились к рассуждению, что все члены современного ему общества солидарны в своих интересах и преследуют общие цели; соответственно и право он определял как выражение «всеобщих интересов», «осуществленное партнёрство индивида с обществом».

В работе «Борьба за право»(1872) Иеринг утверждал, что право не всегда выражало интересы общества. Он критиковал мнение исторической школы права (Савиньи, Пухта), что право развивается мирно и безболезненно. По Иерингу путь права - кровавый. Но это в прошлом. Современную ему борьбу за право Иеринг толковал как защиту существующего права от нарушений.

«Право в объективном смысле - есть совокупность применяемых государством правовых принципов, законный распорядок жизни; право в субъективном смысле - конкретное воплощение абстрактного правила в конкретном правомочии личности».

«Борьба за право есть поэзия характера». «С того момента, когда право отказывается от своей готовности к борьбе, оно отказывается от самого себя».

«Государство есть общество, которое принуждает»... «Наклонность государств к расширению, завоевания - суть протест общества против его географического ограничения».

«Лишь там, где государственная власть сама подчиняется предписанному ею порядку, приобретает последний окончательную правовую прочность»...

Многие юристы обращают внимание на уязвимые места в учении Иеринга. Например, если субъективное право тождественно охраняемому интересу, то, сохраняется ли оно при утрате интереса? Недостаточно убедительным представлялось также обоснование связанности государства правом ссылками на «разумность политики» носителей верховной власти.

Наряду с «юриспруденцией интересов» разрабатывались и другие концепции буржуазного правоведения. Своеобразную попытку соединить формально - догматическое понимание государства и права с социологией предпринял немецкий государствовед Георг Елинек (1851 - 1911). По его концепции право является компромиссом между различными противоречащими друг другу интересами. Также власть и право в их социальном аспекте должны истолковываться психологически, поскольку все явления общественной жизни имеют массово-психологический характер. Общество, по Еллинеку, «означает совокупность проявляющихся во внешнем мире психологических связей между людьми». «Государственная власть должна - не считая переходных эпох - опираться на убежденность народа в ее правомерности, что применимо ко всякой форме государства, не исключая и неограниченной монархии».

«Вся наша современная культура основана на убеждении, что власть государства имеет свои границы, что мы — не подчиненные безгранично всемогущей власти государственные рабы».

(Подробнее см.: уч. Лейста с. 494-497).

Большое внимание проблемам политико-правовой теории уделялось в социологических концепциях философских позитивистов. Наиболее видный из них - Герберт Спенсер (1830 - 1903) - был очень популярен в Англии, США и др. Основная его работа - «Система синтетической философии» (1862 - 1896). Спенсер рассматривая общество как своеобразный организм, сложный агрегат, развивающийся по общему закону эволюции. «Эволюция есть переход от определенной, связной разнородности, сопровождающий рассеяние движения и интеграцию материи».. Общество взаимодействует с окружающей средой (с природой и другими обществами), испытывает на себе влияние этой среды, в результате складывается государство. На основе защиты от различных врагов, по теории Спенсера, сложился воинственный тип социальной организации. Этот военный тип обществ постепенно сменяется промышленным, основанным на взаимодействии общества с природой (индустриальная деятельность). «Промышленный тип» основан на равенстве, свободных договорах, частной инициативе, на «естественном распределении» благ по справедливости. «Промышленный тип еще не достиг полного развития»; более того, по «закону ритма» в ряде стран «начался обратный процесс: процесс усиления господства общества (над индивидом)».

В нашумевшей статье «Человек против государства» (1884г. в русском переводе - «Грядущее рабство», «личность и государство») Спенсер осуждал нараставшую тенденцию государственного вмешательства в общественные отношения под предлогом улучшения условий жизни каких - либо социальных слоев.

Причину несостоятельности государственного социализма и коммунизма Спенсер видел в таких недостатках человеческой природы, как любовь к власти, честолюбие, несправедливость, нечестность. «Такой политической алхимии, с помощью которой можно было бы превращать олово инстинктов в золото поступков, не существует». Все попытки ускорить прогресс человечества с помощью административных мер ведут лишь к возрождению учреждений, свойственных низшему (т.е. военному) типу общества; «пятятся назад, желая идти вперёд».

«Никакой прогресс не может осуществляться без усовершенствований в характере, происходящих от мирного труда». Спенсер надеялся, что в будущем сложится более высокий тип общества, при котором продукты индустрии будут использоваться не для военных целей или увеличения материального благосостояния, а для выполнения высших деятельностей. Тогда же сложится «Союз всех высших представителей цивилизации» и завершит развитие природа человека, личные желания которого будут совпадать с интересами всего общества». Спенсер обосновал и программу пацифизма, подчеркнув, что «постоянный мир неизбежно поведет к социальным улучшениям всякого рода».

2. Политико-правовая теория Карла Маркса (1818 - 1883) и Фридриха Энгельса (1820 – 1895) складывалась в процессе формирования марксистского учения в целом. Французский социализм стал одним из источников марксизма. Считается, что коммунистом Маркс стал в Париже, где жил в 1843 - 1845 г. г. Значительная часть «Манифеста коммунистической партии» совпадает с составленным сен - симонистами «Изложением учения Сен - Симона», при замене Марксом и Энгельсом слова «эксплуатация» на термин «борьба». Основные положения политико-правовой теории марксизма были известны в литературе 20 - 40-х г. ХIХ в. Это положения о буржуазной сущности государства и права того времени, о неизбежности социальной революции, о необходимости диктатуры на переходный период; идея отмирания государства при коммунизме.

Большое значение Маркс и Энгельс предавали развитию классовой сущности государства и права. В книге «Происхождение семьи, частной собственности и государства»(1884 г.) Энгельс доказывал, что государство возникло в результате раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Здесь же была изложена типизация государств по их классовой сущности: рабовладельческое, феодальное, капиталистическое.

Существенные новшества в идею диктатуры пролетариата Маркс внес в работе «Критика Готской программы» (1875) Маркс рассматривал две фазы коммунистического общества, на первой из которых «в обществе, основанном на началах коллективизма, «сохранится» узкий горизонт буржуазного права в связи с распределением по труду. На второй, высшей, фазе коммунизма, когда осуществится принцип распределения «по потребностям», отпадёт надобность в праве и государстве.

Мысли о возможности «легальной» пролетарской революции подробно изложены в последней работе Ф. Энгельса - во «введении» к «Классовой борьбе во Франции с 1848 по 1850 г.» К. Маркса, переизданной по инициативе Энгельса в 1895 г.

Все же основа политико-правового учения марксизма - в идее отмирания политической власти (государства) в коммунистическом обществе. Энгельс считал, что пролетариат отправит государство «в музей древностей, радов с прялкой и бронзовым топором».

... Наиболее ярким теоретиком социальной демократии второй половины ХIХ в. был публицист и адвокат Фердинанд Лассаль (1825 - 1864). В 1863 г. он создаёт первую рабочую социалистическую партию «Всеобщий германский рабочий союз». В отличие от Маркса Лассаль был против насильственной коммунистической революции. В книге «Программа работников» он писал, что нравственная природа государства, его истинное и возвышенное предназначение состоит в развитии рода человеческого по направлению к свободе. История человечества — это борьба с природой, нищетой, невежеством, бедностью, бессилием, неволей всякого рода. «Постепенное преодоление этого бессилия - вот развитие свободы, которое составляет история». Для освобождения от господства буржуазии Лассаль считал необходимым отменить имущественный ценз и завоевать всеобщее избирательное право. Это - «единственное средство улучшить материальное положение рабочего сословия».

Государство из «ночного сторожа» должно превратиться в «социальное государство, посредством неограниченного кредита помогающее рабочим создавать производственные товарищества.

... В противоположность теориям гос. социализма и коммунизма анархизм выступал за социальную революцию не при помощи государства, а против государства. В целом, анархизмом называется отрицание гос. власти, замена его общественным самоуправлением. Первым крупным теоретиком этого направления социалистической идеологии XIX в. был Пьер Жозеф Прудон (1809 - 1865). См.: «Что такое собственность? Или исследование о принципе права и власти" (Париж, 1840).

Естественной формой жизни людей, по Прудону, является общество, основанное на разделении труда, равенстве людей, их взаимном обмене услугами и результатами труда, договорах, трудовой собственности, свободных объединениях трудящихся. «Управление людей людьми есть рабство... Власть фатально стремится к деспотизму». «Правительства есть бич божий для наведения порядка в мире». «Бог и король, церковь и государство - все они телом и душой вечные контрреволюционеры».

«Политика есть наука о свободе: власть человека над человеком, какую бы форму она ни принимала, есть угнетение. Высшая степень совершенства общества заключается в соединении порядка с анархией, т. е. В безвластии».

Прудон сторонник ненасильственной социальной революции; доказывает, что просвещение само собой разрушает авторитет власти. В ряде работ предполагает «научное управление» обществом: «Наука управления должна быть сосредоточена в одной из секций академии наук, постоянный секретарь её является само собой премьер - министром».

«Никаких партий больше, никаких авторитетов больше, неограниченная свобода людей и граждан: вот в трех словах все наше политическое и социальное мировоззрение!» (См.: «Исповедь революционера»).

Каспар Шмидт (1806 - 1856). Его книга «Единственный и его собственность» (опубликована под псевдонимом Макс Штирнер) оказала большое влияние на развитие анархизма. Будучи левогегельянцем он утверждал, что жизнь - борьба за самоутверждение личности. Государство - убийца и враг самобытности. Мы, государство и я - враги». Штирнер, как и Прудон, отвергал коммунизм, критиковал буржуазное общество. Общественный идеал Штернера («союз эгоистов») по существу не отличался от обоснованного Прудоном идеала федеративной ассоциации свободных и равных автономных («само - законных») людей...

Повторение: идеи М.А. Бакунина, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, П.Л. Лаврова, И. Ткачева.

3. Политико-правовые учения в Европе начала XX в. представляют собой многогранную и весьма пеструю картину. Вопрос, в целом, д.б. изучен самостоятельно по учебной литературе: Здесь рассмотрим лишь основные моменты изучения.

Итак, большое распространение имели социалистические политико-правовые учения. Одним из его направлений оставалось марксистская политико-правовая идеология (как социал-демократическая, так и большевистская).

Эдуард Бернштейн (1850 - 1932). См.: «Предпосылки социализма и задачи социал-демократии» (1899). Он утверждал, что капитализм далек от своего конца. Его знаменитое суждение о социализме: «Эта цель для меня ничто, движение же - всё». Бернштейн верил в реформы, призывал к ревизии теории марксизма. Считал, что социал-демократическая партия должна принимать участие в деятельности современного ей государства, участвуя в преобразовании общества посредством реформ («Казус Мильерана»)

Карл Каутский (1854 - 1938). «Бернштейн и социал-демократическая программа. Антикритика». Выступал в своей книге за неизбежность социалистической революции, против социальных реформ (в тот период времени).

Основатели и вождигерманской социал-демократии Август Бебель (1840 - 1913) и Вильгельм Либкнехт (1826 - 1900) защищали чистоту марксизма, но признавали практическую сложность сочетания борьбы за социализм и борьбы за реформы. К. Каутского они считали центристом. К последним относился и Георгий Валентинович Плеханов (1856 - 1918). (повт. Историч. Мат- л)

Самостоятельным течением марксизма является большевизм, основателем которого был Владимир Ильич Ульянов (Ленин). «Большевизм существует, как течение политической мысли и как политическая партия, с 1903 г. См. «Государство и революция»(1918) «Всё общество будет одной конторой и одной фабрикой с равенством труда и равенством платы». «Диктатура пролетариата невозможна иначе, как через коммунистическую партию». Позже Ленин говорил: «Коммунисты стали бюрократами. Если что нас погубит, то это».

Следующим направлением социалистического политико-правового учения был анархизм. Особо можно отметить книгу Яна - Вацлава Махайского (1867 - 1926) «Умственный рабочий», которая была опубликована в 1898 - 1899 г.г. под псевдонимом А. Вольский (переиздана в 1905г.). Он считал, что, стремясь к господству над всем обществом, интеллигенция выдвинула идеал государственного социализма, используя в своих целях движение пролетариата. Махайский и его последователи (анархистские группы в Иркутске, группа «Рабочий заговор» в Одессе и др.) составили задачи самоорганизации рабочего класса, освобождение от чуждых целей, навязанных пролетариату группами «Умственных рабочих» (т.е. буржуазной интеллигенцией) руководящих социал-демократическими партиями.

Видным теоретиком анархизма был Пётр Алексеевич Кропоткин (1842 - 1921). См.: «Хлеб и воля», «Записки революционера», «Государство, и его роль в истории», «Нравственные принципы анархизма», «Современная наука и анархия». Здесь обоснована теория анархо - коммунизма. Он отвергал марксизм, видя в нём «государственный социализм» с экономическим деспотизмом.

«Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы в тех же условиях другие поступали с тобой; это - «не что иное, как начало Равенства, т.е. основное начало анархизма». После 1917 г. П.А. Кропоткин писал: «Террористы комитета общественной безопасности оказались могильщиками революции». «Если же теперешнее положение продлится, то само слово «социализм» обратится в проклятие».

В начале XX в. возникло относительно новое направление политико-правовой идеологии - анархо-синдикализм. В 1895 г. во Франции профессиональные союзы создали «Всеобщую конфедерацию труда». Её основой были синдикаты (объединения рабочих по профессиям). Они нашли теоретическое обоснование в анархизме. Жорж Сорель (1847 -1922) - французский социальный философ в 1906 г. опубликовал книги: «Размышления о насилии», «Иллюзии прогресса». Его вывод - «Насилие спасёт мир». Он отвергал демократию, парламентскую деятельность; главным средством борьбы считал всеобщую забастовку. Будущее общество - децентрализованная конфедерация автономных синдикатов.

...Вряд ли можно отнести к социалистическим учениям доктрину солидаризма. Их теоретической основой была социологическая доктрина, взгляд Огюста Конта на общество как на единое целое. Солидаристы считали, что и буржуа, и пролетарии взаимосвязаны и равно необходимы для общественного производства. Понятие «солидарность» получило развитие в книгах Эмиля Дюркгейма «О разделении общественного труда»(1893) и Л. Буржуа «Солидарность» (1897).

Опровержение революционного синдикализма и попытку построить на основе идеи солидарности политико-правовую концепцию предпринял профессор юридического факультета в Бордо Леон Дюги (1895 - 1928). В книге «Государство, объективное право и положительный закон»(1901) и др. Дюги писал, что осознанный факт солидарности порождает социальную норму, которая формируется таким образом: «Ничего не делать, что уменьшается солидарность по сходству и солидарность через разделение труда; делать всё, что в материальных силах личности, чтобы увеличить социальную солидарность в обеих этих формах». Эта норма солидарности стоит выше государства и положительных законов, которые лишь служат её осуществлению. Свои идеи Дюги противопоставлял учению о классовой борьбе, которое называл «отвратительной доктриной», (см. уч. Лейста с.594 - 603,особенно - с. 602).

Поиск обновлённых теоретических основ правоведения привёл к возрождению идей Канта. Лозунг «Народ к Канту!» был особенно популярен в Германии:, где формировались две основные школы неокантианцев: фрейбургская и марбургская. Идеи марбургской школы нашли своё выражение в книге немецкого юриста Рудольфа Штаммлера (1856 -1938) «Хозяйство и право с точки зрения материалистического понимания истории»(1896)

Критика Штаммлера была направлена против учения о базисе и надстройке. Об общественно - экономических формациях и закономерностях их смены. Целью своего груда Штаммлер считал защиту права. Его идеалом является общество, где преодолено извечное противоречие между волей и желаниями, между разумом и чувствами. Особенно пагубна для человечества классовая борьба. «Общество свободно хотящих людей... представляет собой только «регулятивную идею», к которой человечество вечно стремится.

... В целом на рубеже XIX - XX вв. возникает множество теорий и школ, выступающих с критикой юридического позитивизма. В Германии, Австро — Венгрии, Франции... получила распространение школа «свободного права». Противопоставляя «мертвой букве закона» практику, они призывали искать право в жизни, общественных отношениях, в правосознании... Особое значение придавалось деятельности судей... Главным признавалось решение «по закону», а при пробелах в законе — «кроме закона».

Видимым представителем этой теории был австралийский профессор Евгений Эрлих. (См.: «Основы социологии права» (1913 г.)). «Лишь то, что входит в жизнь, становится живой нормой, всё остальное - лишь голос учения, норма решения, догма или теория». «Право, прежде всего, есть организация». Закон - один из способов обеспечения права.

... Полемика различных направлений в юриспруденции обусловила развитие правовой науки, соответствующей потребностям гражданского общества.


ТЕМА 13



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.109 (0.03 с.)