Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нелинейные системы коммуникаций.↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Нелинейные системы коммуникаций. Бахтин. Необходимый признак любого высказывания – его обращённость, адрес. Для говорящего нужен слушатель. Всякое высказывание приобретает смысл в контексте времени и места. Слово – значение не имеет, это лишь возможность прочтения. Каждое новое прочтение создаёт новый смысл. Цитатная мозаика – как сборка ссылок на ранее прочтённые тексты. На самом деле мы ничего не передаём, а это совместная деятельность. Попытаться понять что то вместе.
Хуппер – Гринхил – Не только музейные работники наделяют экспонаты смыслом, а любой посетитель привносит своё значение. Система символов отражает интерпретацию наших Не столько передача смысла, а порождение, производства смысла. Конструктивизм. Знание не передаётся, оно конструируется, осуществляемое в результате взаимодействия ученика с его социальным окружением. Субъективность неизбежна. Отсюда обучение не столько передача, сколько направляемый процесс. Постмодерн – важнее не специализация, а скорее широта, универсальность. Обучающийся – активный участник процесса конструирования смысла. Знания невозможно передать в готовом виде, можно лишь создать условия, для успешного конструирования собственного восприятия. Не для всех областей знаний. Закон гравитации например – однозначен.
Культура – резома – шведский стол. Отказ от линейной структуры, отсутсиве центра, связь, множественность.
Комплексный подход. Авраам Моисеевич Разгон – создатель советской идеологии. Предметом музеологии является и функционирование музея и те специфические отношения в котором участвуют музейные предметы.
Авторские подходы, не разделяемые большинством. Напр – Языковой. Некий особый музейный язык. Семиотика – Семантика- о значении знаков, Синтактика – о расположении знаков, прагматика. Музейные предметы являются знаками. Передача особой социокультурной информации. Музейная семантика – теория музейной атрибуции, экспозиции…
9 сентября 2011
Структура музеологии. Четыре основные части – 1) история музея и музейного дело – в диахроническом аспекте. Часть генетическая по Странскому 2) теория музея а)общая б)специальная – документирования – познание носителей музеальности и их отбор – селекция. Как с помощью предметов действительность документируется
-тезабрирования – момент хранения, то, что с предметом происходит в музейных фондах, тот процесс в ходе которого выявляется ценность предмета -систематика тезауруса - документация - охрана тезауруса – хранение предметов - коммуникаций. То, что происходит с предметом когда он становиться экспонатом. -демонстрационная – выставка или экспозиция (более постоянное) - общая коммуникация (экскурсовод) и внемузейная деятельность (реклама, маркетинг) 3) музейное источниковедение – выявление эвристического потенциала для прикладных дисциплин 4) прикладная музеологии –Как- организация, управление.
История музейного дела
Музей (опр ИКОМ) – постоянное учреждение(отличие от частной коллекции), основной задачей которого является сохранение наследия, т.е некоммерческое учреждение(в отличие от картинной галереи). Также служащее делу общества и его развитию(т.е музей не сам по себе) Доступное широкой публики (при опрделённых условиях – входная плата, часы работы) – концепт публичности. Занимающееся приобретением, хранением, исследованием и популяризацией результатов исследовании, экспонированием материальных свидетельств о человеке и его среде обитания. Для исследования(углубления знаний), образования(расширение знаний), и культурного удовольствия.
Осн музейный принцип – стремление человека изъят определённые предметы реального мира и сохранить от разрушения. Причём данный принцип может существовать независимо от того существует ли такой социокультурный феномен как музей, или нет. Т.е может реализовываться в различных формах.
Мотивация – Сакральная. Попытка найти контакт с высшей силой. Противостояние – Сакрального пространства и профанного. Одним из обозначений сакрального пространства являются определенные предметы – статуэтки, алтари. Когда количество предметов становилось велико, их начинают хранить в храмах Вотивус(лат) вотивные предметы, анатемы(греч) –подношения. Цель подношений – испросить прощения, попросить помощи. Позже – в эпоху христианства в Европе - реликвии(связанные с преданиями), в Японии, в эпоху буддизма 8 в– в Наре(столиц), в храм комплексе, строит спец здания для хранения подношений –Сёсоин – предмузейн характер, сохр до наш дней.
Экономическая мотивация. После появление частной собственности, как следствие появления прибавочного продукта. Хранение с целью использовать при обмене. Греция классического периода.
Мотивация социального престижа. Не мене древняя. Богатство говорит ещё и о харизме её владетеля. Демонстрирует избранность обладателя. Функция передачи части харизмы – шуба с царского плеча, или в Скандинавии – спрятать богатство в болоте или выбросить в море –чтобы навсегда сохранить харизму, и она не перешла к другому.
Мотивация доказательства родства с легендарными предками. Проблема собственного происхождения. Метопонт (Греция) хр. Богини Афины – инструменту использ при сооружен Троянск коня. В Риме – на вилле кости гигантских предков имп.Августа. (по Светонию). Ощущение единства – одно из средств формирования коллективной идентичности.
Мотивация патриотическая – предметы воплощающие единство той или иной общности – военные трофеи. Ростры в Риме, Дельфах, Эрехтейон – мечи и панцири персов. Среднеземноморский и Переднеазиатский мир, при всём их стремлению к интеграции. Сохранение ценностей в Риме вывезенных из Греции. Средневековая культура – отношение к остаткам античного культуры.
Собирательство, как следствие возбуждения любознательности (свойство чисто человеческое) 6 в д.е.э. Вавилон – раскопки гор. Ура. Появление при дворах повелителей Др Востока зверинцев, чучел. В Риме – шкуры животных убивавших человека одним взглядом, эфиопских быков. На более высокой стадии развитии общества -
Мотивация с целью исследования – Ликей (Аристотеля), Академия (Платона), музейон Афины.
Собирательство как средство достижения некоего эстетического переживания. Просто приятно посмотреть. При значимости зрительных образов.
Мотивации архаического и древнего времени. Носили характер несистематизированный.
Систематизация музея По типу научно–просветительский – сам распространённый, - исследовать и передать результат - научно – исследовательский – по профилю больше. Чаще всего при институтах. - учебный музей. Функции дидактически, при учебных заведениях.
По вид в зависимости от их подчинённости – государственные – подчинённые мин культуры или ведоству - общественный – при школе, муниципальных образованиях, корпорации - частный музей По профилю(специализация собрания данного музея) – исторические(военно, общими,..) -художественными(общими, персональными…) - литературные, архитектурные, естественно – научные, отраслевые… - комплексный профиль – краеведческие, музеи – заповедники.
По предмету хранения – (геологический) -ансамблевые – суть в соединении, памятники с природной средой
Музеи в эпоху античности Музейон – места поклонения музам., как термин в эпоху возрождения. Рассмотрим рассмотрение эволюции музейного принципа, как коллекционирования.
Музей как общественный институт в эпоху эллинизма имел формы. Межгосударственное святилище, как Под контролем научного сообщества Создан царской властью В качестве частного, семейного храма.
Первичное в долине муз в Беотии, кряж Геликона - соседство горы и долины. Гора – как обиталище богов. (Александрийский музейон – искусственная насыпь) - ещё одной частью мог быть грот - священный источник - священная роща рядом. - статуи 9 муз, у входа в святилище, полукругом, животных
Постепенно идёт процесс накопления статуй, выделение мемориального пространства (место почитания персонажа). Потом статуи начинают подписывать – кто её пожертвовал и что она обозначает (избыточная информация для культа) Соревнования в святилище Беотии. Расцвет сер III века, рост пожертвований(как следствии политической борьбы). Период окончательного заполнения ландшафта Музейона статуями. Покровительство над долин муз – сам император, от Суллы и до Северов. 260 г д.н.э – стоя- крытая галерея почти 100 м – хранение вотивных предметов, статуй и посвятительных досок.
Учредителями и покровителями музейного культа как правило выступали городские власти, но и частное лицо могло учредить культ – первоначально – союзы орфикоф, или пифагорийцев. В последствии становятся школами.
Музейон как институт находящийся под коллективным контролем научного сообщества. Платон - музы поддерживают гармонию и посылают божественную одержимость. Сакральное пространство – коллективные обеды в присутствии богинь Специфика музейона платоников – особенности учения. Разрыв между познанием и чуствованием – преодолевается только мистическим путём. Музей для Платона не столько место получения знаний, сколько место для совершения сакральных действий и получения сакрального знания В Академии Платона можно выделить экседра и сисити(трапезная. Разрушена в 86 г д.н.э. Сулла – вырубил сад, разрушил. Перенос святилища. Феофраст – новая академия. Масштабное строительство, в отличие от Платона использовавшего старое знание Академа. У неоплатоников – Платон как сын Аполлона. Перипатетики(крытая галерея – ходить) – Ликей Аристотеля.
Качественно новое значение Музейона в Ликее Аристотеля – скорее место исследования, хотя и по прежнему Нет разрыва между знанием империческим и умозрительным. Соотвественно прочес познания – переход от чуственно воспринимаемых вещей, к пердметам не подверженным временным изменениям(светила), к чистому знанию. Аристотель возглавил Ликей в
Процесс обучения у Аристотеля обеспечивался коллекциями и библиотеками. Осн часть коллекции составили дары (в т.ч. Ал Македонского - ученик).
Аристотель знал до 50 способов вскрытия – чучела – наглядные пособия – зоологическая коллекция Коллекция минералов Библиотека, сам крупн для своего времени. + архивы, документальные материалы(копии всех изветсных конституций) Самый функциональный. Сам плодототворный период 334(походы Ал Македонского) -286 г д.н.э (смерть Феофраста)
Александрийский Музейон – добавляется ещё функция анатомического театра (одного из лучших театров античности) -самый значительный музейон, - Складывается с297(правл Птолемея I Сотера собирание книг. Эмигриров из грец учёных) - по221 - Птолемей Филаделльф- формиров зоо садов, созд медицинской школы -Накопление сокровищ вплоть до времён Антония(Пергамская коллекция книг и сокровищ), Клеопатры Эпоха эллинизма – поддержка царской власти - ощущение единства средиземноморского и переднеазиатского мира – как стимул собирательства - агональность в эпоху эллинизма приобретает межгосударственный характер – не только на поле брани, но и в собирании коллекций, мудрецов. Устойчивость Птолемеев – до завоевания Римом Египет был для греков священной землёй древнего знания. (объяснение бегства богов и принятия звериного обличия)
Центр – святилище муз. Глава –жрец. Назнаальс царём, потом – императором. Не был оформлен ярко, и был не столько зданием, сколько научным и религиозным объединением. Неизвестно как выглядел. Появление институтов сходным по функциям с Музейоном, но не имеющие ничего общего с культом Муз.
Коллекции Возрождения В Италии важнейшие – Флоренция, Медичи (весьXV-XVI вв), Казимо Старший, для создания образа идеального правителя – собран живопись, скульптур, геммы. Лоренцо Великолепны – вилла как место встреч для элиты, собран античн скульпт вилл СанМарко - хранение не только целых скульптур, но фрагментов – как демонстрация преемственности. Казимо Первый – раскопки в Ареццо – обнаружен культур этрусков, масштабн закупки Европ, Египет -особ ценные предметы- плаццо Веккьо Франческо Первый – реорганизация коллекции, созд 1581 г Галлерея Уфицци – остекление лоджии – галерея стутуй - первый музей в Европе универсальног харр Пристройка - Трибуна - сам ценная часть коллекции. Значение в том, что перв помещен построено специальн для посещений. Создание спец экспозиции.
Другим центром коллекционирования в это же время становиться Рим – папский двор. -Иоан Павел II – перевод резиденции в новое здание и размещен там совей коллекции. Латеранский холм Сикст IV – францисканец, соответственно отношение к предметам искусства – распродажа. Покупка 821 гемм Медичи. Под предлогом возврата имущества народу Рима – перенос статуй на Капитолий - кап волчица Поддержан знатн арист семейств. Так было положено начало перв Антикварию – собранию скульптур. Павл III – упорядочить капитолийский Антикварий МИкелианджело Бельведерский дворик Сикст IV - несколк галерей соед папск дворец с виллой Бельведер. Стат Аполона Бельведерск. Открыт для широкой публики. Имел и политическое значение – девиз над входом -«Отступите отсюда непросвещённые» - как отзвук войн Юлия II ведущихся в это время в Италии.
Павел X – открытие свободн доступ в Бельведерск дворик, Лаакаон при раскопк античн термы. Адриан IV – некот перерыв в Римск коллекциониров – запрет посещ Бельведерск дворик, забит ниши досками Контрреформация – подарки скульптурами Европейским правителям.Однако лучшая часть осталась нетронутой
Гротто - форма собрания коллекций выполеная в форме пещеры, располаг как правило в саду. Собран Изабеллы де Эстет – собрание не только историч произведений, но и работы современников. Замена критерия древности критерием эстетическим(художественное значение предметов). Гриманни – по завещанию – выставл части коллекции во дворце Дожей, дополненное собрание открыт в одном из помещений библ свМарка – чётко выраженный акцент на публиность
Джовианский музей – на руинах виллы Плиния(интеллектуала античности) возведенео здание спец приспособл для хранения коллекции – портреты – современников (кН 2 т- История Нашего врмени), аутентичность портретов подлинная – политиков, просветителей. Как чисто документационные функции, так и мемориальные позже – деятели прошлого. Расширялись географические рамки. Пришлось разбить коллекцию на 4 части Литературный солон, театральные представления. Пояснения приезжим. Упадок после смерти братьев Джовиани.
Итогом – в ренессансных кабинетов присутствовали черты будущих музейных коллекций. Постепенно преобладание термина музей – от названия собраний, до названия постройки(архитектурный термин).
Коллекции эпохи Просвещения - идеи прогресса основанные на вере в силу разума. - музейное дело как характерная черта эпохи. При приоритете естествознания. - Исаак Ньютон осн закон оптик и механики, аналитич геометр -насущн требован экономики. - Джон Локк –философ. Человек –есть продукт совей среды. - переход от представления о мире как статичном объекте, к миру постоянно меняющемуся. - идея выявления неких универсальных законов руководящих деятельностью человека. Идея упорядоченности. - утилитаризм, как ведущее направление общественной мысли – согласование интересов личных и общественных.
Первая функция музея в это время – дидактическая. Цель – популяризация прогресса. Форма - открытые частные собрания, состоящие из научных образцов, естественнонаучных инструментов. Формирование ценных коллекции и покровительство искусствам – как форма репрезентации власти. Обоснование необходимости включения в процесс обучения реальных объектов. Музей+ лаборатория. Учебн коллекц.
Вытеснен понят студьоло термином кабинет – с XVII века сочетан каб с садом, объединен нескольк помещен Распростр специализированных кабинетов, связ со специализацией дисциплин. Мюнц кабинеты –монета как исторический источник. Всё чаще кабинет не только место занятий, но и средство самоутверждения. Т.е. приобретает публичное значение. В отличие от студьоло – в кабинете были окна. Важность проблемы освещения. Использ зеркал – увелич прос-ва. С тойже целью – изображен пейзажей по стенам. Версаль – Зеркальная галерея. Голландия –зеркальные кабинеты с произведен Восточн искусства – фарфор, лак. Тематика, воссоздание облика чужой культуры. Значение для самоидентификации самой Европы.
Нач XIX века кабинеты нач выходить из моды. Меблировка станов более простой и функциональн. Место для занятий.
Антиквары (виртуозы) – знатоки античного, исследователи, ценители. В отличии от гуманистов, кот интересовались больше письменными памятниками, антиквары интересуются др материальными предметами – развалины, произв искусства, монеты… и не только античн, но и национального прошлого. Интерес смещается с письменных источников к вещественным, как более объективным источникам(особенно археологический).
В XVIII появл необходимость создания организационных структур антикваров – обво дилетантов в Лондоне, Римск клуб
Понятие Знаток – появл в Итал как антоним понятию – профессионал – тот кто разбирается в предмете, хотя сам может и не создаёт. Различить копию от оригинала, подлинность вещи.
В Европе формируется художественный рынок. Флоренция - 1601 г список художников, запрещённых к вывозу за пределы Флоренции. - создан мастерской по изгот копий наибол значит произведен искуссва хранящ в коллекц Медици, для подарков Европейск правителям. Фдандрия, Голландия – аукционы по продаже художественных произведений.
Гранд –тур – форма инициации по завершению образования. Для 18 века – терр Италии. - появление профессиональных экскурсоводов, занимающихся посредничеством по родаже произведений искусства. Чичероне.
Появление 1744 Сотбис, 1766 Кристи - аукционные дома по продаже произведений искусства. По территории Европы всё более активно перемещаются художественные ценности.
Оружейная палата. -после отъезда двора – окончат превращение в хранилище – историч реликв, военн трофеи, посольск дары. - функц искл – репрезентативные - идея превращен Оружейн палаты в публичн музей – ректорМос универ – Аргамакова 1806 – нов правила Оруж палаты – вводилась должность смотрителя. - строительство нового здания – на месте дворца Бориса Годунова - ревизия – Валуева – всё ветхое и сломанное – продать или уничтожить. - строгие правила хранения в Оружейной палате – перемещении и пополнение 1814 – открытие – 7 залов, отделения – образное (парсуны), царского сана, оружия, посуды, экипажей… 1821 – описание Свиньина -посещен только летом 1922 – нов здание у Боровицких ворот (арх Тон) - открыт – 3 раз в нед только на 4 часа, в остальное время по особому разрешению, в приличн их званию одежде
Идея создания национального музея. Музей как атрибут любого соверенного государства. 1817 – Фридрих Аделунг – нац музей освещать не только историч прошлое, но и культуру, настоящее. 1821- Бурхард Вихман – собран книг, рукописи, грамот, относящ к истории России. ( Румянцевский кружок, канцлер, просветитель, спонсор экспедиций. Колумбы российских древностей. - коллекции Румянцева – 1823 в особняке Румянцева на Англ наб – нумизматич каб, частн этонограф экспозиц - недостаток финансиров – кн Одоевский – смотритель. В ведомтсве Публичной библиотеки(Корф) - исаков (попечитель Московск учебн округ) 1861 – перевод в Москву в Пашков дом.
Московский публичный и Румянцевский музеум – слияние 2 частн коллекций -культурн центр Москвы – материалы от моск научн коллекционеров, геогр об - 1868 г – универсальный, но акцент на этно -огромн популярность
Вопрос создания музея национальной истории 1872 году- осн Императорск российск исторический музей – -этнографич выставка 1867 года – размест в Моск Манеже (Бетанкур) - всеславянская. - общество любителей естествознания, антропологии и этнографии – один из инициаторов. - бол успех, идея провед ещё одной – политехнической выставки – приурочен к 200 лет Петра1 -1872 года – политехническ выставка, и на основе их экспозиции создать постояннодействующий музей. -1878 г – статус гос учреждения и передан в ведомтсво мин-ва культуры. Гр Уваров – созд моск археологич об-ва. Автор перв прогр музея и его устава. Ив Егор Забелин – товарищ председат музея. «Домашний быт русских царей» - история страны– как история материальной культуры. - гор дума выделила участок на Красн площади – проект инженер Шервуда и Семёнова (стиль арх 17 века) - залы украшен росписями и картинами –Васнецова, Айвазовского (сюжеты в соответствии с экспозиц эпохой) - 1883 – перв экспозиция – историч процесс как закономерно развивающееся -3ооо экспонатов – с древн времён до 12 века - систематизац – по хронографич и географич признаку - широк использован – макеты, карты. - народные чтения – для чтен публичн лекций, научн заседаний(одна из крупнейш аудитор Москвы)
Появлен национальн галереи русского искусства – Павл Мих Третьякова (1856 – с самого начала – идея создания всем доступного хранилища произведен искусства) -Лаврушинский переулок – галереи вокруг дома С1881 – свободное посещение бесплатн 1882 –посл смерт брата Третьякова – завещал Москве собран европейск живописи – 75 картин 1892 – передача городу ещё при жизни 1893г - Московск городская галерея Сергея и Павла Мих Третьякова – 1300 русск, 75 европейск, 1 зал с иконами
1895 – решение об основании в Петербурге Русского музея Александра III- го - не только художественный музей, но и как пантеон – 3 отдела – художественный, этнографический и мемориальный. Представление о развитии государства – план не реализова- Художественный, Этнографический только В Михайловском дворце – 1500 произведен русск исксства из Эрмитажа, Академ художеств, пригородных дворцов – стихийное собирание, существенные пробелы(по сравнению с Третьяковской галереей) -резонанс общественный – меньше чем Третьякова
В России не было музейного законодательства, ни единого ведомства. Янв 1915 г Съезд музейных деятелей – не прошёл, 1 1930
07 окт 2011 пт Музейное дело в ХХ веке Заономерности - на протяжен всего 19 и нач 20 в Росси не было единого департамента музейных дел. - обществееные усилия(музейный съезд) ситуацию изменить не могли.
Система управления музейный делом в Советском гос-ве -отдел по делам музеев и охране памятников исскуства и старины в комиссариате. - создание новой культурной политики - утверждение новой идеологии, как одна из осн направление деятельности сов гос-ва.
Значит рост числа музее – за 18-20 гг возникло 246 нов музеев – как одно из средств утверждения новой идеологии.
Большинство создав на основе конфискованных ценностей. Музей ансамбли музеи на основе существующих крупных коллекций - Императорск резиденции – пригороды, Особняки знатиШереметьев, строганов,Юсупов, усадьбы- Кусково, Останкино, Архангельское. Монастыри – Симонов, Донской, Троиц – Сергиев, Ферапонтов, Кирилл- Белозерск Первые мемориальные музеи – Толстого, Чернышевского. Музей революции и муз Красн армии Местн музеи – краеведческого характера. Необходимость создан как мин 1 централ музей в губернии.
Сокращен в 20-х гг, как за счёт административного объединения, так и закрытие – разруха. Список 1925г – музеев государственного значения – 140. Спец отдел наркомпроса – Главн управлен по вопр науки Цель – возможность контролировать и определить наиб значим финансирование.
Февр 1919 – 1 Всероссийская конференция (при поддержке наркомпроса, открыт – Луначарский) Музей – это прежде всего основа народного образования. А также – функции хранении, научных исследований.. Основное – музей для народа – следовательно – обеспечить максимальную доступность широким массам. Директор Третьяковской галереи –Грабарь – построение доступной экспозиции – ясно, прочно и понятно. Др точка зрения – музей как оплот академической науки(в осн представители естествен музей) - Ник Ник - музей –элемент живой художественной культуры. Художник – определяет деятельность -соединять художественное наследеие с современным искусством
Дидактически подход определяет даже структуру музейной сети – Пересмотр профиля – Третьяковка – центр художеств музей русского искусства (передали коллекц расформирован Румянцевск муз, изъяли часть зап европ искусства – передали в -самостоятельн функциониров этнографического отдела русского музея
Вопрос отношения к музеям – ансамблям – разделили по профилю – музеи историко – бытового профиля. Местные музеи –должны были способствовать восстановлению народного хозяйства – -активное развитие российского краеведения, изучение экономической составляющей региона в первую очередь,
Первые мемориальные музеи посвящен деятелям новой власти – Ленина,Революции – развит очень активно - созд практически без материальной основы(реальн музейн предметов)
Ведомственные музеи – при Вузах, НИИ, предприятиях, дома крестьян (неподведомственны Наркопросу) - нацелены на решение актуальн, злободневных проблем.
С 30- х годов из ведения Наркомпроса будут изъяты все художественные музеи
Укрупнение музеев – Третьяковка,Исторического музея в Москве Реорганизация местных музеев на основе краеведческого подхода – всесторонне отражать состояние местного региона, особ внимание – общественно – экономической жизни. -политпросвет работа, передвижные выставки – материал скорее иллюстративный, - скорее полит просвет работа – пропаганда деятельности партии
1930 г Главполитпросвет – постановление о музеях и политпросвет работе(Крупская). – -перестроить немедленно работу музеев, превратить в базы полит- просвет работы, на основе научн подхода.
1 Всероссийский музейный съезд. -о необходимости коренной перестройки существующих композиций. (медоты реализации нов задач) - на марксисткой основе – не только показывает явления, но и подводит к оценке - доступна как можно более - главная опасность – Вещизм – безъидейный показ предметов вообще.
Задачи профильных музеев - Исторические музей – показ диалектич развития социальн формаций – вплоть до современности -Естественно – научные музеи – оформление маркситско – Лениск идей -Художественные – показ общий процесс развития искусств – в соотвествии с историч общественной формации Направления в искусстве – классификация на прогрессивных, и реакционных идеологии. Предположение – о мешающих впечатлениях шедевров, как выпадающих из общей хронологии.
Музейная экспозиция – как язык идей(совпадающих с официальной) -следовательно возможна подмена подлинных предметов – таблицами, диаграммами, копиями(научно – вспомогательный материал) - в обычной экспозиции – от предмета к теме, в советской – от темы – подбор предмета, при их отсутсвии – подмена научно вспомогательных материалов, резко увеличение кол-во текста(этипитаж).(раньше только номера возле картин по каталогу, сейчас –этипитаж – одна из важнейших частей музейной экспозицию) - первенство дидактического в ущерб эстетического восприятия.
Обстановочные сцены – интерьер с манекенами со включением исторических предметов. -сюжет интереснее, чем исторический памятник - театральная бутафория ничем практически не отличаласть от исторического предмета
Музейное правило нарушалось и соответственно менялось отношение к подлинникам 1 уровень – музейный предмет, аутентичный источник 2 уровень – вспомогательный материал лишь поддерживает основной предмет
1938 г приказ об организации спецфондов в музеях – отобрать предметы не имеющие художественного, исторического значения, или вредных. Государственный музейный фонд – учёт, хранение, перераспределением художественных ценностей (Грабарь) - основа – предметы из частных коллекций - к 1923 - огромное число ценносте- Петрограде -144 тыс. -переригистрация и снятие с учёта – подлежит реализации – вывоз за границу – пик 1930 г. - распродажи в крупнейших музеях – 140 полотен 1 категории в Эрмитаже, всего продано ок 15оо картин, - мировой экономический кризий в Европе и незначит 6 аукционов с 28 по 32 год (Берлин, Британия), индивидуальные заявки – Веласке,Рубенс,Рафаэль, Ботичелии – поклонение волхвов
Снижения общего интереса к искусству. индустриализация Исчезновение историко -бытовых музеев (усадьбы, дворцы – закрывались, как несоответствующие новой идеологии).
Во время войны – деятельность музеев резко сократилась – на 1 мая 1942 – продолжал работу лишь 121 музей, остальные – законсервированы, эвакуированы, утрачены. Передача музее под военные нужды. - жёсткое сокращение и штатов и бюджетов музеев, ни о какой научной деятельности говорить не приходилось. - эвакуация – дел на 3 группы, в завис от их ценности, очерёдность. Сохранение фондов на месте –тайники. 66 музеев. Исторический музей в Москве, Эрмитаж, - более успешная эвакуация Пригороды Ленинграда – много утрачено, подвалы Исаакиевского собора – «Объединённое хоз-во музеев.» Перемещение такого огромного количества музейных ценностей Инструкции по перемещению – валы намотан картины из подрамников, в запаянных ящиках Формаковский (гл хранитель Русского музея) Нетранспортабельные габариты – Музей городск скульптуры в Ленинграде – зарыты глубок в землю – - закрыты на месте для защиты от осколков – Пётр, сфинксы,
Важнейшей задачей музеев стала организация выставок посвещённых героическому прошлому «Великая отечественная война советского народа против фашистких завоевателей»- дек 1941 Москва Историч Музей - историч противоборство с Германией - выставки – посвящённых актуальн – трофеи - «Героический путь красной Армии»- образц вооружен, пушки, нем бомбардировщик - «Что нужно знать разведчику о поведении животных» Значит размах – выездных выставок, лекционная работа. Непрофильные выставки посвященные годовщинам. Создание новых музеев- посященн событиям войны, или героям истории (мемориальн муз Гастелло)
После войны – восстановление довоенного уровня – РСФСР достигн лишь к нач 50-х годов - особ тяжёлое положение – местные музеи и мемориальные -1952-1954 – перерегистрация, проверка и оценка дальнейшей эффективности, закрытие не имеющих условий для своего функционирования. (закрыт музей нового зап искусства, закт музей обороны Ленинграда)
Создание музеев – заповедников - новая тенденция конц 50-х гг -Новгород, Кострома, Горький, Владимир, Суздаль – историко- архитектурные, художественные
Создание первых музее на общественных началах – новшество 60- х – в школах, на предприятиях -одна из форм участия населения в культурной жизни старны
Классификация музеев – по принадлежности(государственные, ведомственные), по профилю, по масштабу деятельности, по статусу(головные, филиалы), по типу исследований.
Пик музейного бума – перв пол 80-х гг. развитие туризма - появление направления музейной педагогики - нов функции музеев – реакриционная – оргнаизац своб времени людей. - самост форма музейной работы – художественное оформление экспозиций. - появление первых эко- музеев – улучшение жизни того или иного сообщества- в Сибири(угроза культурной идентичности мал народов).
Кон 80-х, 90-х -появл нов частных музеев- художественных, исторических.
Категории - типичные - свойства характерные для большого числа других предметов, существ в данн время. Серийные или единичные, но в значит кол-ве - уникальные - предмет неповторимый в своём своеобразии. Прежде всего произвед искусства, незначит кол-во экземпляров, мемориальный предмет, предметы – реликвии(высшая степень мемориального предмета- особ сильное эмоциональное воздействие. Статус неустойчи и зависит от реалий) - редкие (раритет) – серийный предмет, но сохранившийся в ограниченном числ, старые – сокращ под влиян времени, экзотические предметы(отдалённая среда)
Функции муз предмета Блок социальных функций – Функции существ в естественной среде – генетическая – целевое назначение предметов - утилитарно- потребительская – проявлен в формах практического использования Функц после перемещения в музейн среду – иногда сохраненсоциальн фун но только уже в кач-ве второстепенн - научно - познавательная - культурная - функция моделирования – воссоздать общую картину по отдельным предметам - коммуникативная – контакт с посетителем, осуществлен музейной коммуникации
Осн критерий классификации Тип муз предмет – завис от способа фиксации информации(в перв оч как исторические источники) – -письменн, вещественные, изобразительные, кино, фото…. Вид муз предмет – на основании общих признаком существующ у предметов относящ к 1 типу – -по материалу(такнь, дерево, метал), технике, функц назначения(одежд, орудии труда, оруж) - выделение подвидов, подгрупп(тип –веществ, вид метал, подвид –серебро….)
Иногда невозможно точно выделить подвид и группу.
Нелинейные системы коммуникаций. Бахтин. Необходимый признак любого высказывания – его обращённость, адрес. Для говорящего нужен слушатель. Всякое высказывание приобретает смысл в контексте времени и места. Слово – значение не имеет, это лишь возможность прочтения. Каждое новое прочтение создаёт новый смысл. Цитатная мозаика – как сборка ссылок на ранее прочтённые тексты. На самом деле мы ни
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.162.87 (0.02 с.) |