Исторически сложившиеся модели создания музеев 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исторически сложившиеся модели создания музеев



1) Коллекционная – феномен собирательства. Сохранённые предметы передаёт информацию – генетически недетерминирована по Неуступному, ноосфера по Вернадскому.

Собирательство переходит в формирование коллекций. Дворец(сокровищница), Собор(ризница), кроме своих основных своих функций., выполняют ещё и функцию собирательную. Потом становиться общедоступн.

2) Филантропическая.Владелец коллекции передаёт эту коллекцию какому то учреждению с тем, чтобы она стала доступна всем. Метрополитен(клуб объединённой лиги Нью-Йорка, Третьяковка, Мома(музей современного искусства Манхеттен)

3) Революционная. По декрету новой власти. Общее - отобраны у старых владельцев. Вел Франц революция Лувр 1793 музей естественной истории., России нач ХХв – музеи пригородных дворцов.

4) Коммерческая. Организация музея. Британский музей 1753- по решен парламенту, закупка коллекция Слоуэна.

 

 

Теория возникновения музеев. (откуда вообще берётся желание собирать и сохранять)

1) Субъективно – эстетическая. Реализации врождённой потребности. Эстетические потребности.

2) Биологическая. Инстинкт коллекционирования. Когда то для человека собирательство было жизненно необходимым, и сохраняется поныне на неком подсознательном уровне в виде пережитка по Тейлору.

3) Филологическая (Этимологическая). Происхождение слова музей – от античного Музеона, как образец для повторения. Хотя и не объясняет создание самого Музеона.

4) Социальная. Вон в ХХв. Как потребность общества в сохранении и использовании материальных объектов. С помощью этих предметов создаётся некая мифология, объединяющая этих людей. Отражение специфического отношения человека к действительности.

 

Феномен коллекционирования – сбор коллекций почти всегда предшествует созданию музея.

Утилитарный характер складов эпохи палеолита. Запасы пищи, оружия. Но например - Олдувай- кусочки охры. осколки костей, со следами насечек. Позже факт сохранения пещеры в пещере Ени – кусочки раковин, полипов – необычной формы, цвета.

 

Чем же коллекция отличается от простого собрания предметов.

- предметы входящие в состав коллекции утрачивают своё утилитарное значение. Они изымаются

- предметы сост коллекц должны быть защищены

- иметь определённую ценность

- используется определённым образом – осмотр, спец организация пространства, условий.

 

Коллекция (опр) - набор артефактов, содержащихся вне сферы утилитарной деятельности, подвергаются специальному попечения и предоставляются для осмотра.

 

Сходство с музеем – одинаковая мотивация создания коллекции. Сама же мотивация зависит от исторически – социальных условий.

 

Мотивация

Сакральная. Попытка найти контакт с высшей силой. Противостояние – Сакрального пространства и профанного. Одним из обозначений сакрального пространства являются определенные предметы – статуэтки, алтари.

Когда количество предметов становилось велико, их начинают хранить в храмах

Вотивус(лат) вотивные предметы, анатемы(греч) –подношения. Цель подношений – испросить прощения, попросить помощи.

Позже – в эпоху христианства в Европе - реликвии(связанные с преданиями), в Японии, в эпоху буддизма 8 в– в Наре(столиц), в храм комплексе, строит спец здания для хранения подношений –Сёсоин – предмузейн характер, сохр до наш дней.

 

Экономическая мотивация. После появление частной собственности, как следствие появления прибавочного продукта. Хранение с целью использовать при обмене.

Греция классического периода.

 

Мотивация социального престижа. Не мене древняя. Богатство говорит ещё и о харизме её владетеля. Демонстрирует избранность обладателя. Функция передачи части харизмы – шуба с царского плеча, или в Скандинавии – спрятать богатство в болоте или выбросить в море –чтобы навсегда сохранить харизму, и она не перешла к другому.

 

Мотивация доказательства родства с легендарными предками. Проблема собственного происхождения.

Метопонт (Греция) хр. Богини Афины – инструменту использ при сооружен Троянск коня. В Риме – на вилле кости гигантских предков имп.Августа. (по Светонию). Ощущение единства – одно из средств формирования коллективной идентичности.

 

Мотивация патриотическая – предметы воплощающие единство той или иной общности – военные трофеи. Ростры в Риме, Дельфах, Эрехтейон – мечи и панцири персов. Среднеземноморский и Переднеазиатский мир, при всём их стремлению к интеграции.

Сохранение ценностей в Риме вывезенных из Греции.

Средневековая культура – отношение к остаткам античного культуры.

 

Собирательство, как следствие возбуждения любознательности (свойство чисто человеческое) 6 в д.е.э. Вавилон – раскопки гор. Ура. Появление при дворах повелителей Др Востока зверинцев, чучел. В Риме – шкуры животных убивавших человека одним взглядом, эфиопских быков.

На более высокой стадии развитии общества -

 

Мотивация с целью исследования – Ликей (Аристотеля), Академия (Платона), музейон Афины.

 

Собирательство как средство достижения некоего эстетического переживания. Просто приятно посмотреть. При значимости зрительных образов.

 

Мотивации архаического и древнего времени. Носили характер несистематизированный.

 

 

Систематизация музея

По типу научно–просветительский – сам распространённый, - исследовать и передать результат

- научно – исследовательский – по профилю больше. Чаще всего при институтах.

- учебный музей. Функции дидактически, при учебных заведениях.

 

По вид в зависимости от их подчинённости – государственные – подчинённые мин культуры или ведоству

- общественный – при школе, муниципальных образованиях, корпорации

- частный музей

По профилю(специализация собрания данного музея) – исторические(военно, общими,..)

-художественными(общими, персональными…)

- литературные, архитектурные, естественно – научные, отраслевые…

- комплексный профиль – краеведческие, музеи – заповедники.

 

 

По предмету хранения – (геологический)

-ансамблевые – суть в соединении, памятники с природной средой

 

 

Музеи в эпоху античности

Музейон – места поклонения музам., как термин в эпоху возрождения.

Рассмотрим рассмотрение эволюции музейного принципа, как коллекционирования.

 

Музей как общественный институт в эпоху эллинизма имел формы.

Межгосударственное святилище, как

Под контролем научного сообщества

Создан царской властью

В качестве частного, семейного храма.

 

Первичное в долине муз в Беотии, кряж Геликона

- соседство горы и долины. Гора – как обиталище богов. (Александрийский музейон – искусственная насыпь)

- ещё одной частью мог быть грот

- священный источник

- священная роща рядом.

- статуи 9 муз, у входа в святилище, полукругом, животных

 

Постепенно идёт процесс накопления статуй, выделение мемориального пространства (место почитания персонажа).

Потом статуи начинают подписывать – кто её пожертвовал и что она обозначает (избыточная информация для культа)

Соревнования в святилище Беотии. Расцвет сер III века, рост пожертвований(как следствии политической борьбы).

Период окончательного заполнения ландшафта Музейона статуями.

Покровительство над долин муз – сам император, от Суллы и до Северов.

260 г д.н.э – стоя- крытая галерея почти 100 м – хранение вотивных предметов, статуй и посвятительных досок.

 

Учредителями и покровителями музейного культа как правило выступали городские власти, но и частное лицо могло учредить культ – первоначально – союзы орфикоф, или пифагорийцев. В последствии становятся школами.

 

Музейон как институт находящийся под коллективным контролем научного сообщества.

Платон - музы поддерживают гармонию и посылают божественную одержимость.

Сакральное пространство – коллективные обеды в присутствии богинь

Специфика музейона платоников – особенности учения. Разрыв между познанием и чуствованием – преодолевается только мистическим путём.

Музей для Платона не столько место получения знаний, сколько место для совершения сакральных действий и получения сакрального знания

В Академии Платона можно выделить экседра и сисити(трапезная.

Разрушена в 86 г д.н.э. Сулла – вырубил сад, разрушил. Перенос святилища. Феофраст – новая академия. Масштабное строительство, в отличие от Платона использовавшего старое знание Академа.

У неоплатоников – Платон как сын Аполлона.

Перипатетики(крытая галерея – ходить) – Ликей Аристотеля.

 

Качественно новое значение Музейона в Ликее Аристотеля – скорее место исследования, хотя и по прежнему

Нет разрыва между знанием империческим и умозрительным. Соотвественно прочес познания – переход от чуственно воспринимаемых вещей, к пердметам не подверженным временным изменениям(светила), к чистому знанию.

Аристотель возглавил Ликей в

 

 

Процесс обучения у Аристотеля обеспечивался коллекциями и библиотеками. Осн часть коллекции составили дары (в т.ч. Ал Македонского - ученик).

Аристотель знал до 50 способов вскрытия – чучела – наглядные пособия – зоологическая коллекция

Коллекция минералов

Библиотека, сам крупн для своего времени. + архивы, документальные материалы(копии всех изветсных конституций)

Самый функциональный.

Сам плодототворный период 334(походы Ал Македонского) -286 г д.н.э (смерть Феофраста)

 

Александрийский Музейон – добавляется ещё функция анатомического театра (одного из лучших театров античности)

-самый значительный музейон,

- Складывается с297(правл Птолемея I Сотера собирание книг. Эмигриров из грец учёных) - по221

- Птолемей Филаделльф- формиров зоо садов, созд медицинской школы

-Накопление сокровищ вплоть до времён Антония(Пергамская коллекция книг и сокровищ), Клеопатры

Эпоха эллинизма – поддержка царской власти

- ощущение единства средиземноморского и переднеазиатского мира – как стимул собирательства

- агональность в эпоху эллинизма приобретает межгосударственный характер – не только на поле брани, но и в собирании коллекций, мудрецов.

Устойчивость Птолемеев – до завоевания Римом

Египет был для греков священной землёй древнего знания. (объяснение бегства богов и принятия звериного обличия)

 

Центр – святилище муз. Глава –жрец. Назнаальс царём, потом – императором.

Не был оформлен ярко, и был не столько зданием, сколько научным и религиозным объединением. Неизвестно как выглядел.

Появление институтов сходным по функциям с Музейоном, но не имеющие ничего общего с культом Муз.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 586; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.209 (0.019 с.)