Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История музейного дела в России
Музей в современном понимании мог возникнуть только на опр уровне развития Тенденц в русск культур 17 столетия – важнейш характерн чертой – секуляризация, зарождение рационального мировоззрения - появление демократизма -распр гуманистических идей.
Протомузейные формы – храмы, монастыри. Ризницы(спец здания). Дворцы – всё стихийное коллекционирования Втор пол 17 – это появление целенаправленного коллекционирования - боярин Хитрово(оружейн палата),кН Голициын – посуды, гравюры, часы -развитие – культурных садов, аптекарским огородов, -арсеналы (1584 г в Москве) кроме современн оружия – историческое, доспехи, знаменит
Оружейн палата –нач май 1499 Иван 3, заверш 1508г. После не только мастерская но и хранилище. - сортировка предмет по категориям, выдел групп предметов имеющ историч ценность (торн Ивана Грозного) -перемещение постоянное – дары, утилитарн использование. -спец оборудование – рундуки с гребнями(витрины), появлен ярлыков с подписями.
Пётр 1 – заложение традиций целенаправленного составлен коллекций. 1697-1698 гг – Великое посольство – осмотр –анатомич театр, ботанич сад, картин галерея Амстердам, Тауэр - интерес в первую очередь – научный – анатомич, технический, но и произвед искусства. Государев кабинет В Москве – приватный характер, -в 1714 – некот упорядоченность, появлен – модель- камера – предметы морск дела,в помещен гл адмиралтейств 1714 – Петергоф Монплезир – перв дворцовая галерея – ок 100 полотен. Покупка спец командирован коммисионерами. -Юрий Кологривов – 27 картин в Брюсселе, и 90 Антверпен, Рембранд – Давид и Иоафан. - характер собрания скорее частный, а не придворный. 1719 – Кунст- камера – первый в России публичный музей и небольшая галерея.
Приобретение предметов античного искусства – как оригиналы, так и современные копии. Стат Венеры – как дар пап римк русск царю (Венера Таврическая ) – первый антик в России.
Формирован садов, парков – для украшения Летнего сада 60 свинцовых копий позолоченных.
Частное собирательство. Список конфискованного имущества Соловьёва – ок 50 картин. Меньшиков – 140 полотен, портреты членов царск семьи, пейзажи Кабинет (лучший после государева) Якова Брюса –универсального характера- книги(1500 томов), монеты, полотна. Завещан Академии Наук
Имение Архангельское –кн Дм Мих Голицын(спец посланник Константин,морск дел Венец) – 6000 книг Подмоск именье Шеременттево,Кусково Собран Акинфия Демидова – собрание археологических материалов, от бугровщиков(раскопки курганов)
Кунсткамера - 1714 – перенос из Москвы в Петербург государев кабинет в Летний дворец, позже – Сибирская коллекция(подарок Демидова по случаю рождения наследника) - анатомич коллекц Фредерик Люйше, образцы аптекаря Семге, -1719 – в Сибирь перв экспедиц Шмидта(задача в том числе – собиран древностей) -указ царя о покупке редкостей - Кикины палаты (опала боярин Александр Кикин) 1719 – открыт как публичного музея, 5 комнат Художественное оформление экспонатов, часть особняка – библиотека 18 тыс. томов. Часть экспонат –запасник. -наряду с научными экспонатами были и живые экспонаты – монстры( - последняя кунсткамера (как универсальное собрание редкостей, с целью репрезентации) в Европе. - но цель – просветительская, научная, вход бесплатный, по определённым дням. 1724 – Кунсткамера передана в ведение академии наук – перемещен в новое здание – -организационно - отделы по областям науки – Натур камера с анатомич театром, шкаф –однородный препарат Минералогич кааб – 17 шкафов – отечеств и зарубежн минерал. Крупнейш собран этнографического материала. Физический кааб – Готторский глобус – подарок герц Голштинского. 10 чел – карта зв неба. Императорский кабинет – мемориальн комплекс, посвещённ личн Петра 1 – восков персона в нище, полуниш - предмет -появлен справочн каталогов, путеводителей 1747 г – пожар
Корен изменения отношения к древностям.
При Елизавете Грот приобрет картин для Екатерининск зала в Царск Селе, шпалерн развеска, -галлерея Ораниенбаумского дворца - собиран предметов дальневосточного фольклёра – китайск ваз, лак. Китайск дворец. - но по качеству эти собрания совершенно несопоставимы с коллекциями даже европейских мелк правителе
Екатерина 2 – в корне меняет ситуацию помимо идеологических предпосылок, экономический кризис в Еропе и распродажи
- покупка крупных коллекций, отлич высок художественн качествен. 1763 г коллекц Иогана Гасковского (купец) приобретен для прусск кор Прусск 2 – 225 картин голландской и фламандской школы. Рембранд, йорданс,Хальц
1764 – основание императорского Эрмитажа 1767 проект Палена Деламонта – пристроен здание Малого Эрмитаж – 92 картины. -рядом нов 3- этажн павильон – Большой(Старый) Эрмитаж - новые приобретения – послы при европ дворах – кН Дмит Алексеев Голицын(Париж,Гаага) – Возвр блудн сын 1769 г – покупка Дрезденск галереи графа Брюгенса – бол 600 полотен – фламандск, итал, французкс, - чрезвыч высок уровень художеств, (4 портрет Рубенс) При посреднич – лучшее из частн собраний Парижа – ла Кроза – 400 картин, св СемейсвоРафаэля, Юдифь-Джорджоне,Вакх-Рубенса 1783- Париж собран граф Бодуэ – Рембранд,ВанДейк
С этого времени приобретен картин Екатериной практически заканчивается – цель достигнута – уникальное собрание живописи – за 20 лет. Истин страсть коллекционир – резные камни – собрано 10 тыс., за всё послед время формир Эрмитаж – 6тыс. Универсальных характер эрмитажного собрания – минералогич кааб, мюнц кааб(алмазная комната). Конец 18 века уровень экспонирования – а зачаточном состоянии. Эрмитаж в ведении конторы, разрешен на посещен –по решен обер-гоф-маршала. Пребывание двора – не допуск посетителей(обычно летом). Художник, почётные гости. Копир картин акад художеств
Эпоха просвещен – появлен научн музеев, на основе библитек и коллекций научных обществ 1765 при Вольн Экономич обществе – в кач- ве пособия – библ и коллекции – зоо, минерал, почв, модель камера 1791- музей натуральной истории при Моск Университете -в Петербурге – при Горном институте – коллекция минералов.
Провинциальные музеи 1773 – г в Риге на основе собран врача Зингеля по его завещанию. Скорее европейск чем русский. 1782 г – в Иркутске по инициативе губернатора, при библиотека, построен спец камен 2 –этажн здание, со сбором средств по подписке местн населен. Универсальное – 1 общедоступн, бесплатн музей в России. Постепенно – краеведческий. Вскоре – пришёл в упадок, не было социальных условий.
Но музейного дела как отдельного вида деятельности ещё не существует.
19 век – формирование музейной сети и музейного дела в России
В пер трети 19 в в России появл мезеев в 2 раза больше чем за весь 18 Перв пол 19 в – наиб значит – перв проекты создания национального музея Втор пол 19 – музейный век – появление музеев – символов государственности, как инструмент национальной самоидентификации
пер пол 19 века – русские дворцовые художественные собрания намного отстают от Европейск гос-в. -эрмитаж ост анахронизм на фоне др дворц собраний.
Со вступл на престол Александр 1 – увелич средств на содержание коллекций 1805-положение о Императ Эрмитаже – 5 отделений – хранитель – каталогизация. 1809 – перв каталог – «Эрмитажная галерея» - описание.
Пополнения –требует перепланировки залов – изменен размещен картин – систематический харрактер -появление залов школ живописи, монографические залы –Рубенса, Ван-Дейка.. - появление картин русской живописи,
1825 – правила посещения Эрмитажа – налич в зале дежурных, часы посещения, спец часы для художников, студентов.
-и всё таки это ещё не публичный музей -билет бесплатный, выдавался обер- гофмейстером двора – группе лиц – 4-8, или постоянный- для известных - зимой(двор во дворце) – только иностранцы и высокопоставленные гости. -Эрмитаж как продолжение двора – балы С 1837 г – регламент внешн вид, сюртук, мундир, фрак.
Решен строит спец здания с отдельным входом. – организац экспозиции, и не так связано со двором Лео фон-Кленце (Мюнхенская клептотека, пинокотека) 1852 – открыт. Личн участие Ник 1 в строит здания – интерьер, Отбор экспонатов – комиссия Бруни, - осмотр и учёт всех ценностей музейного значения, всех императорских дворцов Оформление галереи 1812 года – удалил участников декабр восстан 25 года, Орловск сервиз 14 пудов серебрен – в переплавку, Прудона – в подвал. 1200 картин не имеющ существ значения – аукцион. (2 створки Луки Лейденского) Многие картины переписаны, покрыты слоями лака. Поступления – галерея Барбариго –Венеция (Тициан, кроме Данаи при Петре1) собрание 16 века. - совсем не приобреталась живопись 19 века, - увеличен коллекции русской академической живописи. - античные произведения искусства
Эрмитаж – 1-этаж – гемм, скульптуры, нумизматики,2 этаж – живопись. Размещение экспонатов всецело от распоряжения императора – мог перемещать -в 1865 – упразднение ограничений на вход и внешний вид
Оружейная палата. -после отъезда двора – окончат превращение в хранилище – историч реликв, военн трофеи, посольск дары. - функц искл – репрезентативные - идея превращен Оружейн палаты в публичн музей – ректорМос универ – Аргамакова 1806 – нов правила Оруж палаты – вводилась должность смотрителя. - строительство нового здания – на месте дворца Бориса Годунова - ревизия – Валуева – всё ветхое и сломанное – продать или уничтожить. - строгие правила хранения в Оружейной палате – перемещении и пополнение 1814 – открытие – 7 залов, отделения – образное (парсуны), царского сана, оружия, посуды, экипажей… 1821 – описание Свиньина -посещен только летом 1922 – нов здание у Боровицких ворот (арх Тон) - открыт – 3 раз в нед только на 4 часа, в остальное время по особому разрешению, в приличн их званию одежде
Идея создания национального музея. Музей как атрибут любого соверенного государства. 1817 – Фридрих Аделунг – нац музей освещать не только историч прошлое, но и культуру, настоящее.
1821- Бурхард Вихман – собран книг, рукописи, грамот, относящ к истории России. ( Румянцевский кружок, канцлер, просветитель, спонсор экспедиций. Колумбы российских древностей. - коллекции Румянцева – 1823 в особняке Румянцева на Англ наб – нумизматич каб, частн этонограф экспозиц - недостаток финансиров – кн Одоевский – смотритель. В ведомтсве Публичной библиотеки(Корф) - исаков (попечитель Московск учебн округ) 1861 – перевод в Москву в Пашков дом.
Московский публичный и Румянцевский музеум – слияние 2 частн коллекций -культурн центр Москвы – материалы от моск научн коллекционеров, геогр об - 1868 г – универсальный, но акцент на этно -огромн популярность
Вопрос создания музея национальной истории 1872 году- осн Императорск российск исторический музей – -этнографич выставка 1867 года – размест в Моск Манеже (Бетанкур) - всеславянская. - общество любителей естествознания, антропологии и этнографии – один из инициаторов. - бол успех, идея провед ещё одной – политехнической выставки – приурочен к 200 лет Петра1 -1872 года – политехническ выставка, и на основе их экспозиции создать постояннодействующий музей. -1878 г – статус гос учреждения и передан в ведомтсво мин-ва культуры. Гр Уваров – созд моск археологич об-ва. Автор перв прогр музея и его устава. Ив Егор Забелин – товарищ председат музея. «Домашний быт русских царей» - история страны– как история материальной культуры. - гор дума выделила участок на Красн площади – проект инженер Шервуда и Семёнова (стиль арх 17 века) - залы украшен росписями и картинами –Васнецова, Айвазовского (сюжеты в соответствии с экспозиц эпохой) - 1883 – перв экспозиция – историч процесс как закономерно развивающееся -3ооо экспонатов – с древн времён до 12 века - систематизац – по хронографич и географич признаку - широк использован – макеты, карты. - народные чтения – для чтен публичн лекций, научн заседаний(одна из крупнейш аудитор Москвы)
Появлен национальн галереи русского искусства – Павл Мих Третьякова (1856 – с самого начала – идея создания всем доступного хранилища произведен искусства) -Лаврушинский переулок – галереи вокруг дома С1881 – свободное посещение бесплатн 1882 –посл смерт брата Третьякова – завещал Москве собран европейск живописи – 75 картин 1892 – передача городу ещё при жизни 1893г - Московск городская галерея Сергея и Павла Мих Третьякова – 1300 русск, 75 европейск, 1 зал с иконами
1895 – решение об основании в Петербурге Русского музея Александра III- го - не только художественный музей, но и как пантеон – 3 отдела – художественный, этнографический и мемориальный. Представление о развитии государства – план не реализова- Художественный, Этнографический только В Михайловском дворце – 1500 произведен русск исксства из Эрмитажа, Академ художеств, пригородных дворцов – стихийное собирание, существенные пробелы(по сравнению с Третьяковской галереей)
-резонанс общественный – меньше чем Третьякова
В России не было музейного законодательства, ни единого ведомства. Янв 1915 г Съезд музейных деятелей – не прошёл, 1 1930
07 окт 2011 пт Музейное дело в ХХ веке Заономерности - на протяжен всего 19 и нач 20 в Росси не было единого департамента музейных дел. - обществееные усилия(музейный съезд) ситуацию изменить не могли.
Система управления музейный делом в Советском гос-ве -отдел по делам музеев и охране памятников исскуства и старины в комиссариате. - создание новой культурной политики - утверждение новой идеологии, как одна из осн направление деятельности сов гос-ва.
Значит рост числа музее – за 18-20 гг возникло 246 нов музеев – как одно из средств утверждения новой идеологии.
Большинство создав на основе конфискованных ценностей. Музей ансамбли музеи на основе существующих крупных коллекций - Императорск резиденции – пригороды, Особняки знатиШереметьев, строганов,Юсупов, усадьбы- Кусково, Останкино, Архангельское. Монастыри – Симонов, Донской, Троиц – Сергиев, Ферапонтов, Кирилл- Белозерск Первые мемориальные музеи – Толстого, Чернышевского. Музей революции и муз Красн армии Местн музеи – краеведческого характера. Необходимость создан как мин 1 централ музей в губернии.
Сокращен в 20-х гг, как за счёт административного объединения, так и закрытие – разруха. Список 1925г – музеев государственного значения – 140. Спец отдел наркомпроса – Главн управлен по вопр науки Цель – возможность контролировать и определить наиб значим финансирование.
Февр 1919 – 1 Всероссийская конференция (при поддержке наркомпроса, открыт – Луначарский) Музей – это прежде всего основа народного образования. А также – функции хранении, научных исследований.. Основное – музей для народа – следовательно – обеспечить максимальную доступность широким массам. Директор Третьяковской галереи –Грабарь – построение доступной экспозиции – ясно, прочно и понятно. Др точка зрения – музей как оплот академической науки(в осн представители естествен музей) - Ник Ник - музей –элемент живой художественной культуры. Художник – определяет деятельность -соединять художественное наследеие с современным искусством
Дидактически подход определяет даже структуру музейной сети – Пересмотр профиля – Третьяковка – центр художеств музей русского искусства (передали коллекц расформирован Румянцевск муз, изъяли часть зап европ искусства – передали в -самостоятельн функциониров этнографического отдела русского музея
Вопрос отношения к музеям – ансамблям – разделили по профилю – музеи историко – бытового профиля. Местные музеи –должны были способствовать восстановлению народного хозяйства – -активное развитие российского краеведения, изучение экономической составляющей региона в первую очередь,
Первые мемориальные музеи посвящен деятелям новой власти – Ленина,Революции – развит очень активно - созд практически без материальной основы(реальн музейн предметов)
Ведомственные музеи – при Вузах, НИИ, предприятиях, дома крестьян (неподведомственны Наркопросу) - нацелены на решение актуальн, злободневных проблем.
С 30- х годов из ведения Наркомпроса будут изъяты все художественные музеи
Укрупнение музеев – Третьяковка,Исторического музея в Москве Реорганизация местных музеев на основе краеведческого подхода – всесторонне отражать состояние местного региона, особ внимание – общественно – экономической жизни. -политпросвет работа, передвижные выставки – материал скорее иллюстративный, - скорее полит просвет работа – пропаганда деятельности партии
1930 г Главполитпросвет – постановление о музеях и политпросвет работе(Крупская). – -перестроить немедленно работу музеев, превратить в базы полит- просвет работы, на основе научн подхода.
1 Всероссийский музейный съезд. -о необходимости коренной перестройки существующих композиций. (медоты реализации нов задач) - на марксисткой основе – не только показывает явления, но и подводит к оценке - доступна как можно более - главная опасность – Вещизм – безъидейный показ предметов вообще.
Задачи профильных музеев - Исторические музей – показ диалектич развития социальн формаций – вплоть до современности -Естественно – научные музеи – оформление маркситско – Лениск идей -Художественные – показ общий процесс развития искусств – в соотвествии с историч общественной формации Направления в искусстве – классификация на прогрессивных, и реакционных идеологии. Предположение – о мешающих впечатлениях шедевров, как выпадающих из общей хронологии.
Музейная экспозиция – как язык идей(совпадающих с официальной) -следовательно возможна подмена подлинных предметов – таблицами, диаграммами, копиями(научно – вспомогательный материал) - в обычной экспозиции – от предмета к теме, в советской – от темы – подбор предмета, при их отсутсвии – подмена научно вспомогательных материалов, резко увеличение кол-во текста(этипитаж).(раньше только номера возле картин по каталогу, сейчас –этипитаж – одна из важнейших частей музейной экспозицию) - первенство дидактического в ущерб эстетического восприятия.
Обстановочные сцены – интерьер с манекенами со включением исторических предметов. -сюжет интереснее, чем исторический памятник - театральная бутафория ничем практически не отличаласть от исторического предмета
Музейное правило нарушалось и соответственно менялось отношение к подлинникам 1 уровень – музейный предмет, аутентичный источник 2 уровень – вспомогательный материал лишь поддерживает основной предмет
1938 г приказ об организации спецфондов в музеях – отобрать предметы не имеющие художественного, исторического значения, или вредных. Государственный музейный фонд – учёт, хранение, перераспределением художественных ценностей (Грабарь) - основа – предметы из частных коллекций - к 1923 - огромное число ценносте- Петрограде -144 тыс. -переригистрация и снятие с учёта – подлежит реализации – вывоз за границу – пик 1930 г. - распродажи в крупнейших музеях – 140 полотен 1 категории в Эрмитаже, всего продано ок 15оо картин, - мировой экономический кризий в Европе и незначит 6 аукционов с 28 по 32 год (Берлин, Британия), индивидуальные заявки – Веласке,Рубенс,Рафаэль, Ботичелии – поклонение волхвов
Снижения общего интереса к искусству. индустриализация Исчезновение историко -бытовых музеев (усадьбы, дворцы – закрывались, как несоответствующие новой идеологии).
Во время войны – деятельность музеев резко сократилась – на 1 мая 1942 – продолжал работу лишь 121 музей, остальные – законсервированы, эвакуированы, утрачены. Передача музее под военные нужды. - жёсткое сокращение и штатов и бюджетов музеев, ни о какой научной деятельности говорить не приходилось. - эвакуация – дел на 3 группы, в завис от их ценности, очерёдность. Сохранение фондов на месте –тайники. 66 музеев. Исторический музей в Москве, Эрмитаж, - более успешная эвакуация Пригороды Ленинграда – много утрачено, подвалы Исаакиевского собора – «Объединённое хоз-во музеев.» Перемещение такого огромного количества музейных ценностей Инструкции по перемещению – валы намотан картины из подрамников, в запаянных ящиках Формаковский (гл хранитель Русского музея) Нетранспортабельные габариты – Музей городск скульптуры в Ленинграде – зарыты глубок в землю – - закрыты на месте для защиты от осколков – Пётр, сфинксы,
Важнейшей задачей музеев стала организация выставок посвещённых героическому прошлому «Великая отечественная война советского народа против фашистких завоевателей»- дек 1941 Москва Историч Музей - историч противоборство с Германией - выставки – посвящённых актуальн – трофеи - «Героический путь красной Армии»- образц вооружен, пушки, нем бомбардировщик - «Что нужно знать разведчику о поведении животных» Значит размах – выездных выставок, лекционная работа. Непрофильные выставки посвященные годовщинам. Создание новых музеев- посященн событиям войны, или героям истории (мемориальн муз Гастелло)
После войны – восстановление довоенного уровня – РСФСР достигн лишь к нач 50-х годов - особ тяжёлое положение – местные музеи и мемориальные -1952-1954 – перерегистрация, проверка и оценка дальнейшей эффективности, закрытие не имеющих условий для своего функционирования. (закрыт музей нового зап искусства, закт музей обороны Ленинграда)
Создание музеев – заповедников - новая тенденция конц 50-х гг -Новгород, Кострома, Горький, Владимир, Суздаль – историко- архитектурные, художественные
Создание первых музее на общественных началах – новшество 60- х – в школах, на предприятиях -одна из форм участия населения в культурной жизни старны
Классификация музеев – по принадлежности(государственные, ведомственные), по профилю, по масштабу деятельности, по статусу(головные, филиалы), по типу исследований.
Пик музейного бума – перв пол 80-х гг. развитие туризма - появление направления музейной педагогики - нов функции музеев – реакриционная – оргнаизац своб времени людей. - самост форма музейной работы – художественное оформление экспозиций. - появление первых эко- музеев – улучшение жизни того или иного сообщества- в Сибири(угроза культурной идентичности мал народов).
Кон 80-х, 90-х -появл нов частных музеев- художественных, исторических.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 422; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.171.136 (0.156 с.) |