История музейного дела в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История музейного дела в России



 

Музей в современном понимании мог возникнуть только на опр уровне развития

Тенденц в русск культур 17 столетия – важнейш характерн чертой – секуляризация, зарождение рационального мировоззрения

- появление демократизма

-распр гуманистических идей.

 

Протомузейные формы – храмы, монастыри. Ризницы(спец здания). Дворцы – всё стихийное коллекционирования

Втор пол 17 – это появление целенаправленного коллекционирования

- боярин Хитрово(оружейн палата),кН Голициын – посуды, гравюры, часы

-развитие – культурных садов, аптекарским огородов,

-арсеналы (1584 г в Москве) кроме современн оружия – историческое, доспехи, знаменит

 

Оружейн палата –нач май 1499 Иван 3, заверш 1508г. После не только мастерская но и хранилище.

- сортировка предмет по категориям, выдел групп предметов имеющ историч ценность (торн Ивана Грозного)

-перемещение постоянное – дары, утилитарн использование.

-спец оборудование – рундуки с гребнями(витрины), появлен ярлыков с подписями.

 

Пётр 1 – заложение традиций целенаправленного составлен коллекций.

1697-1698 гг – Великое посольство – осмотр –анатомич театр, ботанич сад, картин галерея Амстердам, Тауэр

- интерес в первую очередь – научный – анатомич, технический, но и произвед искусства.

Государев кабинет В Москве – приватный характер,

-в 1714 – некот упорядоченность, появлен – модель- камера – предметы морск дела,в помещен гл адмиралтейств

1714 – Петергоф Монплезир – перв дворцовая галерея – ок 100 полотен. Покупка спец командирован коммисионерами.

-Юрий Кологривов – 27 картин в Брюсселе, и 90 Антверпен, Рембранд – Давид и Иоафан.

- характер собрания скорее частный, а не придворный.

1719 – Кунст- камера – первый в России публичный музей и небольшая галерея.

 

Приобретение предметов античного искусства – как оригиналы, так и современные копии. Стат Венеры – как дар пап римк русск царю (Венера Таврическая ) – первый антик в России.

 

Формирован садов, парков – для украшения Летнего сада 60 свинцовых копий позолоченных.

 

Частное собирательство.

Список конфискованного имущества Соловьёва – ок 50 картин.

Меньшиков – 140 полотен, портреты членов царск семьи, пейзажи

Кабинет (лучший после государева) Якова Брюса –универсального характера- книги(1500 томов), монеты, полотна. Завещан Академии Наук

Имение Архангельское –кн Дм Мих Голицын(спец посланник Константин,морск дел Венец) – 6000 книг

Подмоск именье Шеременттево,Кусково

Собран Акинфия Демидова – собрание археологических материалов, от бугровщиков(раскопки курганов)

 

Кунсткамера - 1714 – перенос из Москвы в Петербург государев кабинет в Летний дворец, позже – Сибирская коллекция(подарок Демидова по случаю рождения наследника)

- анатомич коллекц Фредерик Люйше, образцы аптекаря Семге,

-1719 – в Сибирь перв экспедиц Шмидта(задача в том числе – собиран древностей)

-указ царя о покупке редкостей

- Кикины палаты (опала боярин Александр Кикин) 1719 – открыт как публичного музея, 5 комнат

Художественное оформление экспонатов, часть особняка – библиотека 18 тыс. томов. Часть экспонат –запасник.

-наряду с научными экспонатами были и живые экспонаты – монстры(

- последняя кунсткамера (как универсальное собрание редкостей, с целью репрезентации) в Европе.

- но цель – просветительская, научная, вход бесплатный, по определённым дням.

1724 – Кунсткамера передана в ведение академии наук – перемещен в новое здание –

-организационно - отделы по областям науки – Натур камера с анатомич театром, шкаф –однородный препарат

Минералогич кааб – 17 шкафов – отечеств и зарубежн минерал. Крупнейш собран этнографического материала.

Физический кааб – Готторский глобус – подарок герц Голштинского. 10 чел – карта зв неба.

Императорский кабинет – мемориальн комплекс, посвещённ личн Петра 1 – восков персона в нище, полуниш - предмет

-появлен справочн каталогов, путеводителей

1747 г – пожар

 

Корен изменения отношения к древностям.

 

При Елизавете

Грот приобрет картин для Екатерининск зала в Царск Селе, шпалерн развеска,

-галлерея Ораниенбаумского дворца

- собиран предметов дальневосточного фольклёра – китайск ваз, лак. Китайск дворец.

- но по качеству эти собрания совершенно несопоставимы с коллекциями даже европейских мелк правителе

 

Екатерина 2 – в корне меняет ситуацию

помимо идеологических предпосылок, экономический кризис в Еропе и распродажи

- покупка крупных коллекций, отлич высок художественн качествен.

1763 г коллекц Иогана Гасковского (купец) приобретен для прусск кор Прусск 2 – 225 картин голландской и фламандской школы. Рембранд, йорданс,Хальц

 

1764 – основание императорского Эрмитажа

1767 проект Палена Деламонта – пристроен здание Малого Эрмитаж – 92 картины.

-рядом нов 3- этажн павильон – Большой(Старый) Эрмитаж

- новые приобретения – послы при европ дворах – кН Дмит Алексеев Голицын(Париж,Гаага) – Возвр блудн сын

1769 г – покупка Дрезденск галереи графа Брюгенса – бол 600 полотен – фламандск, итал, французкс, - чрезвыч высок уровень художеств, (4 портрет Рубенс)

При посреднич – лучшее из частн собраний Парижа – ла Кроза – 400 картин, св СемейсвоРафаэля, Юдифь-Джорджоне,Вакх-Рубенса

1783- Париж собран граф Бодуэ – Рембранд,ВанДейк

 

С этого времени приобретен картин Екатериной практически заканчивается – цель достигнута – уникальное собрание живописи – за 20 лет.

Истин страсть коллекционир – резные камни – собрано 10 тыс., за всё послед время формир Эрмитаж – 6тыс.

Универсальных характер эрмитажного собрания – минералогич кааб, мюнц кааб(алмазная комната).

Конец 18 века уровень экспонирования – а зачаточном состоянии.

Эрмитаж в ведении конторы, разрешен на посещен –по решен обер-гоф-маршала.

Пребывание двора – не допуск посетителей(обычно летом). Художник, почётные гости. Копир картин акад художеств

 

Эпоха просвещен – появлен научн музеев, на основе библитек и коллекций научных обществ

1765 при Вольн Экономич обществе – в кач- ве пособия – библ и коллекции – зоо, минерал, почв, модель камера

1791- музей натуральной истории при Моск Университете

-в Петербурге – при Горном институте – коллекция минералов.

 

Провинциальные музеи

1773 – г в Риге на основе собран врача Зингеля по его завещанию. Скорее европейск чем русский.

1782 г – в Иркутске по инициативе губернатора, при библиотека, построен спец камен 2 –этажн здание, со сбором средств по подписке местн населен. Универсальное – 1 общедоступн, бесплатн музей в России. Постепенно – краеведческий. Вскоре – пришёл в упадок, не было социальных условий.

 

Но музейного дела как отдельного вида деятельности ещё не существует.

 

19 век – формирование музейной сети и музейного дела в России

 

В пер трети 19 в в России появл мезеев в 2 раза больше чем за весь 18

Перв пол 19 в – наиб значит – перв проекты создания национального музея

Втор пол 19 – музейный век – появление музеев – символов государственности, как инструмент национальной

самоидентификации

 

пер пол 19 века – русские дворцовые художественные собрания намного отстают от Европейск гос-в.

-эрмитаж ост анахронизм на фоне др дворц собраний.

 

Со вступл на престол Александр 1 – увелич средств на содержание коллекций

1805-положение о Императ Эрмитаже – 5 отделений – хранитель – каталогизация.

1809 – перв каталог – «Эрмитажная галерея» - описание.

 

Пополнения –требует перепланировки залов – изменен размещен картин – систематический харрактер

-появление залов школ живописи, монографические залы –Рубенса, Ван-Дейка..

- появление картин русской живописи,

 

1825 – правила посещения Эрмитажа – налич в зале дежурных, часы посещения, спец часы для художников, студентов.

-и всё таки это ещё не публичный музей

-билет бесплатный, выдавался обер- гофмейстером двора – группе лиц – 4-8, или постоянный- для известных

- зимой(двор во дворце) – только иностранцы и высокопоставленные гости.

-Эрмитаж как продолжение двора – балы

С 1837 г – регламент внешн вид, сюртук, мундир, фрак.

 

Решен строит спец здания с отдельным входом. – организац экспозиции, и не так связано со двором

Лео фон-Кленце (Мюнхенская клептотека, пинокотека)

1852 – открыт. Личн участие Ник 1 в строит здания – интерьер,

Отбор экспонатов – комиссия Бруни, - осмотр и учёт всех ценностей музейного значения, всех императорских дворцов

Оформление галереи 1812 года – удалил участников декабр восстан 25 года, Орловск сервиз 14 пудов серебрен – в переплавку, Прудона – в подвал. 1200 картин не имеющ существ значения – аукцион. (2 створки Луки Лейденского)

Многие картины переписаны, покрыты слоями лака.

Поступления – галерея Барбариго –Венеция (Тициан, кроме Данаи при Петре1) собрание 16 века.

- совсем не приобреталась живопись 19 века,

- увеличен коллекции русской академической живописи.

- античные произведения искусства

 

Эрмитаж – 1-этаж – гемм, скульптуры, нумизматики,2 этаж – живопись.

Размещение экспонатов всецело от распоряжения императора – мог перемещать

-в 1865 – упразднение ограничений на вход и внешний вид

 

Оружейная палата.

-после отъезда двора – окончат превращение в хранилище – историч реликв, военн трофеи, посольск дары.

- функц искл – репрезентативные

- идея превращен Оружейн палаты в публичн музей – ректорМос универ – Аргамакова

1806 – нов правила Оруж палаты – вводилась должность смотрителя.

- строительство нового здания – на месте дворца Бориса Годунова

- ревизия – Валуева – всё ветхое и сломанное – продать или уничтожить.

- строгие правила хранения в Оружейной палате – перемещении и пополнение

1814 – открытие – 7 залов, отделения – образное (парсуны), царского сана, оружия, посуды, экипажей…

1821 – описание Свиньина

-посещен только летом

1922 – нов здание у Боровицких ворот (арх Тон)

- открыт – 3 раз в нед только на 4 часа, в остальное время по особому разрешению, в приличн их званию одежде

 

Идея создания национального музея. Музей как атрибут любого соверенного государства.

1817 – Фридрих Аделунг – нац музей освещать не только историч прошлое, но и культуру, настоящее.

1821- Бурхард Вихман – собран книг, рукописи, грамот, относящ к истории России. (

Румянцевский кружок, канцлер, просветитель, спонсор экспедиций. Колумбы российских древностей.

- коллекции Румянцева – 1823 в особняке Румянцева на Англ наб – нумизматич каб, частн этонограф экспозиц

- недостаток финансиров – кн Одоевский – смотритель. В ведомтсве Публичной библиотеки(Корф)

- исаков (попечитель Московск учебн округ) 1861 – перевод в Москву в Пашков дом.

 

Московский публичный и Румянцевский музеум – слияние 2 частн коллекций

-культурн центр Москвы – материалы от моск научн коллекционеров, геогр об

- 1868 г – универсальный, но акцент на этно

-огромн популярность

 

Вопрос создания музея национальной истории

1872 году- осн Императорск российск исторический музей

-этнографич выставка 1867 года – размест в Моск Манеже (Бетанкур) - всеславянская.

- общество любителей естествознания, антропологии и этнографии – один из инициаторов.

- бол успех, идея провед ещё одной – политехнической выставки – приурочен к 200 лет Петра1

-1872 года – политехническ выставка, и на основе их экспозиции создать постояннодействующий музей.

-1878 г – статус гос учреждения и передан в ведомтсво мин-ва культуры.

Гр Уваров – созд моск археологич об-ва. Автор перв прогр музея и его устава.

Ив Егор Забелин – товарищ председат музея. «Домашний быт русских царей»

- история страны– как история материальной культуры.

- гор дума выделила участок на Красн площади – проект инженер Шервуда и Семёнова (стиль арх 17 века)

- залы украшен росписями и картинами –Васнецова, Айвазовского (сюжеты в соответствии с экспозиц эпохой)

- 1883 – перв экспозиция – историч процесс как закономерно развивающееся

-3ооо экспонатов – с древн времён до 12 века

- систематизац – по хронографич и географич признаку

- широк использован – макеты, карты.

- народные чтения – для чтен публичн лекций, научн заседаний(одна из крупнейш аудитор Москвы)


 

 

Появлен национальн галереи русского искусства –

Павл Мих Третьякова (1856 – с самого начала – идея создания всем доступного хранилища произведен искусства)

-Лаврушинский переулок – галереи вокруг дома

С1881 – свободное посещение бесплатн

1882 –посл смерт брата Третьякова – завещал Москве собран европейск живописи – 75 картин

1892 – передача городу ещё при жизни

1893г - Московск городская галерея Сергея и Павла Мих Третьякова – 1300 русск, 75 европейск, 1 зал с иконами

 

1895 – решение об основании в Петербурге Русского музея Александра III- го

- не только художественный музей, но и как пантеон – 3 отдела – художественный, этнографический и мемориальный. Представление о развитии государства – план не реализова- Художественный, Этнографический только

В Михайловском дворце – 1500 произведен русск исксства из Эрмитажа, Академ художеств, пригородных дворцов – стихийное собирание, существенные пробелы(по сравнению с Третьяковской галереей)

-резонанс общественный – меньше чем Третьякова

 

В России не было музейного законодательства, ни единого ведомства.

Янв 1915 г Съезд музейных деятелей – не прошёл, 1 1930

 

 

07 окт 2011 пт

Музейное дело в ХХ веке

Заономерности

- на протяжен всего 19 и нач 20 в Росси не было единого департамента музейных дел.

- обществееные усилия(музейный съезд) ситуацию изменить не могли.

 

Система управления музейный делом в Советском гос-ве

-отдел по делам музеев и охране памятников исскуства и старины в комиссариате.

- создание новой культурной политики

- утверждение новой идеологии, как одна из осн направление деятельности сов гос-ва.

 

Значит рост числа музее – за 18-20 гг возникло 246 нов музеев – как одно из средств утверждения новой идеологии.

 

Большинство создав на основе конфискованных ценностей.

Музей ансамбли музеи на основе существующих крупных коллекций

- Императорск резиденции – пригороды,

Особняки знатиШереметьев, строганов,Юсупов, усадьбы- Кусково, Останкино, Архангельское. Монастыри – Симонов, Донской, Троиц – Сергиев, Ферапонтов, Кирилл- Белозерск

Первые мемориальные музеи – Толстого, Чернышевского.

Музей революции и муз Красн армии

Местн музеи – краеведческого характера. Необходимость создан как мин 1 централ музей в губернии.

 

Сокращен в 20-х гг, как за счёт административного объединения, так и закрытие – разруха.

Список 1925г – музеев государственного значения – 140.

Спец отдел наркомпроса – Главн управлен по вопр науки

Цель – возможность контролировать и определить наиб значим финансирование.

 

Февр 19191 Всероссийская конференция (при поддержке наркомпроса, открыт – Луначарский)

Музей – это прежде всего основа народного образования.

А также – функции хранении, научных исследований..

Основное – музей для народа – следовательно – обеспечить максимальную доступность широким массам.

Директор Третьяковской галереи –Грабарь – построение доступной экспозиции – ясно, прочно и понятно.

Др точка зрения – музей как оплот академической науки(в осн представители естествен музей)

- Ник Ник - музей –элемент живой художественной культуры. Художник – определяет деятельность

-соединять художественное наследеие с современным искусством

 

Дидактически подход определяет даже структуру музейной сети –

Пересмотр профиля – Третьяковка – центр художеств музей русского искусства (передали коллекц расформирован Румянцевск муз, изъяли часть зап европ искусства – передали в

-самостоятельн функциониров этнографического отдела русского музея

 

Вопрос отношения к музеям – ансамблям – разделили по профилю – музеи историко – бытового профиля.

Местные музеи –должны были способствовать восстановлению народного хозяйства –

-активное развитие российского краеведения, изучение экономической составляющей региона в первую очередь,

 

Первые мемориальные музеи посвящен деятелям новой власти – Ленина,Революции – развит очень активно

- созд практически без материальной основы(реальн музейн предметов)

 

Ведомственные музеи – при Вузах, НИИ, предприятиях, дома крестьян (неподведомственны Наркопросу)

- нацелены на решение актуальн, злободневных проблем.

 

С 30- х годов из ведения Наркомпроса будут изъяты все художественные музеи

 

Укрупнение музеев – Третьяковка,Исторического музея в Москве

Реорганизация местных музеев на основе краеведческого подхода – всесторонне отражать состояние местного региона, особ внимание – общественно – экономической жизни.

-политпросвет работа, передвижные выставки – материал скорее иллюстративный,

- скорее полит просвет работа – пропаганда деятельности партии

 

1930 г

Главполитпросвет – постановление о музеях и политпросвет работе(Крупская). –

-перестроить немедленно работу музеев, превратить в базы полит- просвет работы, на основе научн подхода.

 

1 Всероссийский музейный съезд.

-о необходимости коренной перестройки существующих композиций. (медоты реализации нов задач)

- на марксисткой основе – не только показывает явления, но и подводит к оценке

- доступна как можно более

- главная опасность – Вещизм – безъидейный показ предметов вообще.

 

Задачи профильных музеев

- Исторические музей – показ диалектич развития социальн формаций – вплоть до современности

-Естественно – научные музеи – оформление маркситско – Лениск идей

-Художественные – показ общий процесс развития искусств – в соотвествии с историч общественной формации

Направления в искусстве – классификация на прогрессивных, и реакционных идеологии.

Предположение – о мешающих впечатлениях шедевров, как выпадающих из общей хронологии.

 

Музейная экспозиция – как язык идей(совпадающих с официальной)

-следовательно возможна подмена подлинных предметов – таблицами, диаграммами, копиями(научно – вспомогательный материал)

- в обычной экспозиции – от предмета к теме, в советской – от темы – подбор предмета, при их отсутсвии – подмена научно вспомогательных материалов, резко увеличение кол-во текста(этипитаж).(раньше только номера возле картин по каталогу, сейчас –этипитаж – одна из важнейших частей музейной экспозицию)

- первенство дидактического в ущерб эстетического восприятия.

 

Обстановочные сцены – интерьер с манекенами со включением исторических предметов.

-сюжет интереснее, чем исторический памятник

- театральная бутафория ничем практически не отличаласть от исторического предмета

 

Музейное правило нарушалось и соответственно менялось отношение к подлинникам

1 уровень – музейный предмет, аутентичный источник

2 уровень – вспомогательный материал лишь поддерживает основной предмет

 

1938 г приказ об организации спецфондов в музеях – отобрать предметы не имеющие художественного, исторического значения, или вредных.

Государственный музейный фонд – учёт, хранение, перераспределением художественных ценностей (Грабарь)

- основа – предметы из частных коллекций

- к 1923 - огромное число ценносте- Петрограде -144 тыс.

-переригистрация и снятие с учёта – подлежит реализации – вывоз за границу – пик 1930 г.

- распродажи в крупнейших музеях – 140 полотен 1 категории в Эрмитаже, всего продано ок 15оо картин,

- мировой экономический кризий в Европе и незначит

6 аукционов с 28 по 32 год (Берлин, Британия), индивидуальные заявки – Веласке,Рубенс,Рафаэль, Ботичелии – поклонение волхвов

 

Снижения общего интереса к искусству. индустриализация

Исчезновение историко -бытовых музеев (усадьбы, дворцы – закрывались, как несоответствующие новой идеологии).

 

Во время войны – деятельность музеев резко сократилась – на 1 мая 1942 – продолжал работу лишь 121 музей, остальные – законсервированы, эвакуированы, утрачены. Передача музее под военные нужды.

- жёсткое сокращение и штатов и бюджетов музеев, ни о какой научной деятельности говорить не приходилось.

- эвакуация – дел на 3 группы, в завис от их ценности, очерёдность. Сохранение фондов на месте –тайники. 66 музеев.

Исторический музей в Москве, Эрмитаж, - более успешная эвакуация

Пригороды Ленинграда – много утрачено, подвалы Исаакиевского собора – «Объединённое хоз-во музеев.»

Перемещение такого огромного количества музейных ценностей

Инструкции по перемещению – валы намотан картины из подрамников, в запаянных ящиках

Формаковский (гл хранитель Русского музея)

Нетранспортабельные габариты – Музей городск скульптуры в Ленинграде – зарыты глубок в землю –

- закрыты на месте для защиты от осколков – Пётр, сфинксы,

 

Важнейшей задачей музеев стала организация выставок посвещённых героическому прошлому

«Великая отечественная война советского народа против фашистких завоевателей»- дек 1941 Москва Историч Музей

- историч противоборство с Германией

- выставки – посвящённых актуальн – трофеи

- «Героический путь красной Армии»- образц вооружен, пушки, нем бомбардировщик

- «Что нужно знать разведчику о поведении животных»

Значит размах – выездных выставок, лекционная работа.

Непрофильные выставки посвященные годовщинам.

Создание новых музеев- посященн событиям войны, или героям истории (мемориальн муз Гастелло)

 

После войны – восстановление довоенного уровня – РСФСР достигн лишь к нач 50-х годов

- особ тяжёлое положение – местные музеи и мемориальные

-1952-1954 – перерегистрация, проверка и оценка дальнейшей эффективности, закрытие не имеющих условий для своего функционирования. (закрыт музей нового зап искусства, закт музей обороны Ленинграда)

 

Создание музеев – заповедников - новая тенденция конц 50-х гг

-Новгород, Кострома, Горький, Владимир, Суздаль – историко- архитектурные, художественные

 

Создание первых музее на общественных началах – новшество 60- х – в школах, на предприятиях

-одна из форм участия населения в культурной жизни старны

 

Классификация музеев – по принадлежности(государственные, ведомственные), по профилю, по масштабу деятельности, по статусу(головные, филиалы), по типу исследований.

 

Пик музейного бума – перв пол 80-х гг. развитие туризма

- появление направления музейной педагогики

- нов функции музеев – реакриционная – оргнаизац своб времени людей.

- самост форма музейной работы – художественное оформление экспозиций.

- появление первых эко- музеев – улучшение жизни того или иного сообщества- в Сибири(угроза культурной идентичности мал народов).

 

Кон 80-х, 90-х

-появл нов частных музеев- художественных, исторических.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 422; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.171.136 (0.156 с.)