Развитие естествознания и проблема метода в философии Нового времени. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие естествознания и проблема метода в философии Нового времени.



Нидерланды 1609 год.

Развитие науки и техники. Отличительная особенность философии Нового времени – наукоцентризм. В XVII в. происходит открытие первых Академий Наука. Ослабляется диктатура церкви, усиливается изучение природы. Философская проблематика поворачивается от антологии к гносеологии.

Перед философией ставились практические задачи.

Специфические черты:

· обоснование нового, буржуазного строя

· тесная связь философии с наукой

· критика схоластики и догматизма. Возникает деизм – признание принципа креационизма, но отказ от провиденциализма

· идея Разума как основы мира и человека

· гносеологическая проблематика: 1) поиск универсального метода познания; 2) спор об источниках познания.

Метод познания -> спор об источника х познания -> эмпиризм (чувственный опыт), рационализм (Разум).

Эмпиризм: объективно-материалистический эмпиризм, субъективно-идеалистический эмпиризм.

Объективно-материалистический эмпиризм. Бэкон, Локк, Гоббс.

Субъективно-идеалистический эмпиризм. Беркли, Юм.

Рационализм. Декарт, Спиноза, Лейбниц.

Эмпиризм – направление в гносеологии, основанное на признании чувственного опыта единственным источником знания. Опыт может быть внешний и внутренний.

Рационализм – направление в философии, основанное на признании главенства Разума во всем.

Бэкон. Основатель методологии опытной науки. Знание – сила. Мы можем столько, сколько знаем. Источник познания – единичные ощущения. Далее Разум их только обобщает и классифицирует. Есть деление Бэкона на три различных метода. Он критикует крайних рационалистов («метод паука»), крайних сенсуалистов («метод муравья») и противопоставляет им индуктивный «метод пчелы». Разуму свойственно в процессе обработки ощущений впадать в предрассудки – ошибаться. Учение об идолах познания:

- рода – в природе человека.

- пещеры – заблуждения отдельного человека

- площади – неправильное употребление языка

- театра – догматизм, слепая вера в авторитеты, в устаревшие теории и т.д.

Бэкон предлагает научный эксперимент – опытный метод.

Гоббс. Представитель сенсуализма (умеренного). Разуму отводится минимальная роль. Родоначальник механицизма в философии.

Локк. Разум функционирует на основе ощущений. Человек до опыта – чистая доска – tabula rassa. Выделяет три уровня познания: сенситивное (внешний облик предметов), демонстративное (скрытая связь между предметами), интуитивное (отношение между предметами).

Беркли. Чувственный опыт возникает благодаря активности внутреннего опыта субъекта. Понятия – фикции ума. Существующие вещи – это комбинация наших ощущений. Существовать – значит быть воспринимаемым. Залог объективного существования мира в субъективном восприятии.

Юм. Не ставит вопрос о существовании объективного мира, т.к. этот мир непознаваем – агностицизм.

Декарт. Основатель рационализма. Классификация наук. Все знание – дерево.

Из метафизики растет физика. Ветви – механика, этика, медицина.

Основа знания – непосредственная достоверность сознания. Cogito ergo sum.

Метод познания у Декарта – рационально-дедуктивный метод. Движение познания от наиболее общих положений, которые лежат в основе Разума, к честным выводам. Cogito существует не в чистом виде, в нем есть врожденные идеи, некое общее знание.

28.09.2012

 

 

Декарт. Метод – это такие точные, простые правила, строгое соблюдение которых будет препятствовать принятию ложного за истинное. Все люди наделены одинаково способностью мыслить.

Мы можем познавать вещи двумя путями: путь опыта и путь дедукции. Опыт – это прекрасно, но он может вводить нас в заблуждение. Опыт – второстепенный источник знания. Эксперимент просто поможет нам не изобретать гипотезу. Дедукция – основной метод.

4 основных правила:

1) истинно только то, что познается с предельной отчетливостью и очевидностью. То, что смутно и неотчетливо неистинно. Опирается на понятие интеллектуальной интуиции и методологического сомнения. Интеллектуальная интуиция – божественная способность Разума усматривать божественные идеи, вложенные Богом в ум человека. Для того, чтобы достичь истины нужно хотя раз в жизни поставить все под сомнение. Нельзя усомниться в нас, мыслящих. Cogito ergo sum.

2) требование делить каждую из рассматриваемых проблем на столько частей, сколько потребуется, чтобы ее решить.

3) принцип дедукции. Располагать свои мысли в определенном порядке, начиная, с вещей простейших, легко познаваемых, восходить постепенно к познанию сложных.

4) принцип энумерации. Контроль над полнотой анализа.

Метод: достоверность, простота, механистичность, продуктивность, полнота.

Принцип радикального сомнения. Мышление – это необходимый, неотъемлемый компонент «Я». Дух + душа = мышление. В философии возникает познающий субъект.

Философия – абстрактная теоретическая наука о всеобъемлющем уме и мудрости.

Я – cogito – Бог – мир. Декарт.

Готфрид Вильгельм Лейбниц. 1646-1716. Немецкий философ, логик, математик. Изобрел двоичную систему счисления. Комбинаторная математика.

Философия – будущая универсальная всеобщая наука, которая научит способу открытия и доказательства всех других знаний. Философия должна быть выведена только из знания. Человечество сможет оптимизировать свою деятельность и достичь счастья и благоденствия.

Картина мира Лейбница. Динамическая картина. Субстанция должна быть простой и неделимой и обладать свободой действия. Монады – простые и неделимые элементы вещей. Вечны и неуничтожимы. Бесконечно мало и бесконечно содержательны. Монады способны воспринимать. Иерархия монад.

Просты (голые). Обладают смутными восприятиями. Снят без сновидений.

Развитые монады – души, восприятие отчетливо, но лишены самосознания.

Монады-духи. Ясное восприятие и самосознание.

Бог – высшая монада, которая единая, всеобщая, необходимая.

Идеи системности мира.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 403; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.65.174 (0.005 с.)