Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие социального действия.
Иногда полагают, что значение социализации ограничивается тем, что требуется: обучить детей, подготовить их к взрослой жизни, помочь усвоить элементарные правила общественной жизни. Но социологи пользуются более широкой формулировкой: социализация – это начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения социальных ролей и культурных норм. Обучение большинству важнейших ролей начинается обычно в раннем детстве, одновременно с началом формирования установок, направленных на определение роли и статуса. Большая часть этого этапа ролевого обучения проходит бессознательно и безболезненно. Дети играют в игрушки, "разыгрывают" представления, помогают отцу и матери, читают истории из жизни разных социальных групп, слушают семейные разговоры и пассивно участвуют в семейных инцидентах. Из такого повседневного опыта они выносят представление о действиях мужчины и женщины в различных ситуациях, о том, как муж и жена должны относиться друг к другу. В диагностической и психотерапевтической практике такая техника известна под названием "психодрама", а её основы были разработаны американцем Дж.Морено и его последователями. Участвуя в психодраме, муж, например, на определенное время может взять на себя роль жены, а она одновременно принимает его роль, затем они сталкиваются в неожиданных диалогах, дискуссиях, конфликтах. Подобное обучение чужим ролям с помощью психодрамы часто используется в деловых играх руководителей разных служб и подразделений предприятия. Понятие роли включает в себя совокупность ожиданий каждого индивида в отношении как своего собственного поведения, так и поведения других людей при взаимодействии в определенной ситуации. Играет ли индивид роль на "притворной", нереальной основе или всерьёз, в связи с приобретением им нового статуса, он всегда стремится аккумулировать установки и поведение тех людей, которые его окружают, и добиться наиболее адекватного исполнения своей роли. Очевидно, что внутреннее "Я" личности не остается неизменным в результате такого социального опыта. Роли, связанные с определенными занятиями, до такой степени обусловливают личностные изменения, что, даже не зная рода занятий человека, можно сказать, что индивид ведет себя как учитель, крестьянин, предприниматель или министр.
Личность и роль, которую она играет, связаны с некоторыми психологическими характеристиками, подходящими для исполнения определенных социальных ролей. Например, личность общительная, направленная на мир внешних объектов, может легко приспособиться к роли продавца. С другой стороны, очевидно, что ежедневное выполнение обязанностей продавца помогает становлению общительной личности. Так постепенно, в ходе ролевого обучения формируется поведение личности, характерное для ее статуса, и полностью принимается уготованная ей социальная роль. Однако есть необычная группа людей, которые будут отличаться в смысле социализации от остальных обычных людей. Этих людей называют феральными или «маугли», т.е.: существа, выросшие в изоляции от людей и воспитанные в сообществе животных. Термин придуман в восемнадцатом веке шведским ученым К. Линнеем. Тогда одичавших людей называли «детьми джунглей». Из социологов первым изучил феральных людей К.Дэвис в 1940 году. В Индии были обнаружены две девочки, воспитанные волками. Они имели нормальные биологические предпосылки к успешной социализации, но были изолированы от нормальной социальной среды. У них отсутствовала связная речь, мышление, человеческие чувства. И тут не помогает запас генов, унаследованных от родителей. Как показывает практика, произвести ресоциализацию у детей старше пяти лет довольно сложно и удается не всегда. Все социальные статусы можно подразделить на два основных типа: те, которые предписываются индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий, и те, которые личность достигает своими собственными усилиями. Так как общество представляет собой сложное образование, его институты функционируют эффективно только в том случае, если люди исполняют ежедневно огромное число обязанностей, строго обозначенных внутригрупповыми и межгрупповыми отношениями. Простейший путь достижения согласованного исполнения обязанностей - это разделение всех видов деятельности на множество предписанных ролей и обучение каждой личности с момента ее рождения заранее определенному набору ролей. Раса, национальность, классовая и религиозная принадлежность также используются во многих обществах в качестве основы для предписанных ролей. Хотя ролевое обучение бывает чаще всего бессознательным, оно не делается от этого менее реальным.
Не случайно уже с детства главная и большая часть процессов социализации личности состоит в обучении различным видам социальных действий – как мужчин, так и женщин. Маленькие девочки играют с куклами, помогают матери по хозяйству. Мальчики же считают, что куклы предназначены только для девчонок и самых маленьких детей, а потому им не хочется прослыть "маменькиным сынком" или "девчонкой". Опыт показывает, что многолетнее раздельное обучение мальчиков и девочек приводит к тому, что в зрелости они имеют различные способности, чувства и предпочтения. В зрелом же возрасте половые различия и роли четко определяются, а процесс ролевого обучения усложняется. Для любого общества не менее важно предписывание ролей в соответствии с возрастом. Приспособление индивидов к постоянно меняющимся возрасту и возрастным статусам – извечная проблема. Каждый возрастной период связан с благоприятными возможностями для проявления способностей человека. Более того, он предписывает новые статусы и требования обучения новым ролям. Ребенок, о котором говорят, что он старше своих лет обычно полностью не реализует свои потенциальные детские роли, что отрицательно сказывается на полноте его социализации. В нашем российском обществе особенно заметна неудачная социализация в подготовке к юности и к старости. У нас в отличие от примитивных обществ нет четко определенных возрастных статусов, за исключением совершеннолетия, которое наступает в 18 лет. Родители юноши или девушки пребывают в неопределенности относительно того, насколько зрелым считать юношу или девушку, и они бесконечно пререкаются со своими детьми относительно выбора ими товарищей и подруг, времени возвращения домой, использования денег, женитьбы или замужества. Но и сам молодой человек пребывает в неопределенности относительно сферы приложения своих усилий, выбора пути достижения успеха в жизни, политических взглядов, круга друзей. Старость во многих примитивных, или традиционных, обществах уважаема и почитаема. В современном обществе все наоборот: старость причиняет одни неудобства, а быстро изменяющееся индустриальное общество очень редко рассматривает старых людей как источник мудрого руководства. Предписанной ролью пожилых людей стал уход от дел по мере ослабления их сил и способностей, а их основной функцией в последующей жизни оказывается только поддержание собственного существования. Поэтому переход к роли пожилого человека в современном обществе очень болезнен и сложен для каждого индивида.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.32.86 (0.006 с.) |