ТОП 10:

Основные методы социологического исследования.



1. Методология социологического исследования.

2. Методы наблюдения.

3. Методы контент-анализа.

4. Методы опроса.

Методология социологического исследования.

Считается, что первые идеи в области социологии принадлежат Платону (ученик Сократа) и Аристотелю. Платону характерно рассмотрение структуры общества, попытки применения математики в этой области жизни. Аристотель впервые поставил вопрос о классовом расслоении в обществе. Но наибольшое значение для разработки методологии эмпирического социологического исследования имела работа одного из крупнейших статистиков XIX века А.Кетле «Опыт социальной жизни» (1835 год). Неко­торые исследователи считают, что именно с этой работы можно начинать отсчет времени существования социологии. Эта работа помогла науке об обществе перейти от умозрительного выведения эмпирически не проверенных законов истории к эмпирическому выведению статис­тически рассчитанных закономерностей с применением сложных математических процедур. Откуда социологические методы изучения человеческой жизнедеятельности используются во всех остальных гуманитарных науках. Кроме традиционных социологических исследований, используется масса других, проводимых на стыке с другими отраслями знаний. Их называют социальными: культурология, экономика, статистика, политология, психология, история, философия.

История. Ключевое различие заключается в том, что для истории центральными являются необычные события, в своем роде уникальные, а для социологии каждодневный быт выходит на центральную позицию. Политическая экономия. Поскольку основной формой человеческой деятельности является материальное производство, можно сделать вывод, что изменение средств производства сильно влияет на эволюцию социальной деятельности людей. Но успешность трудовой деятельности уже зависит от самого человеческого существа – это уже изучает социология.

Политология. Она изучает политическую жизнь общества и политические отношения, но выявить закономерности политической жизни можно только на основе особенностей, свойственных всему гражданскому обществу, как социальной системе, что изучается посредством социологии.

Психология.На стыке этих двух наук образована новая – социальная психология.

Философия. Самое важное отличие заключается в том, что философия не может непосредственно перерабатывать конкретные данные общественной жизни, объективную реальность, этим собственно социология и занимается. Но практически все философские законы и категории используются для изучения и понимания социологии общества и отношений между людьми.

 

Методы наблюдения.

Под наблюдением понимается прямая регистрация событий. Наблюдение может быть включенным (когда наблюдатель выполняет ту же роль, что и те, за кем он наблюдает) или не включенным (когда избирается политика не вмешиваться в происходящее и требуется быть «невидимым» для наблюдаемых). В любом случае, при наблюдении очень важно своим присутствием не мешать обычному течению действительности. Факт фиксирования происходящего обязательно должен быть незаметным, потому что людям, знающим, что за ними наблюдают, свойственно вести себя неестественно. А задача любого метода социологического исследования –

это регистрация объективной действительности.

 

 

Отличительное свойство метода наблюдения:

регистрация событий без обращения к индивиду или другому источнику информации, когда нет посредника между исследователем и событием.

 

Особенности повседневного наблюдения:

1. Необъективность (подсознательно происходит некий отбор информации, когда мы смотрим лишь на то, что необычно, а то, что кажется обыденным, пропускаем мимо).

2. Наблюдение происходит от собственного опыта (всегда есть некие исходные представления, когда мы видим то, что ожидаем увидеть, пропуская некоторую часть информации).

3. Пристрастность (мы видим только часть, а остальное сами «дописываем»).

Особенности научного наблюдения.

1. Целенаправленность (подчинение цели, когда четко сформулированы задачи и лишняя информация сразу отсеивается).

2. Планированность (научное наблюдение всегда планируется по определенной программе).

3. Фиксированность (все наблюдения фиксируются в протоколах по определенной схеме, что делает их более объективными).

4. Контролированность (информация, получаемая в ходе научного наблюдения, подвергается контролю на обоснованность и устойчивость).

Преимущества метода наблюдения:

1. Непосредственность (фиксирование событий в момент их появления).

2. Независимость (наблюдение не зависит от умения человека рассказывать).

3. Ненавязчивость (возможность наблюдать поведение группы).

4. Многомерность (фиксация разных сторон объекта наблюдения).

 

Недостатки метода наблюдения:

1. Опасность утратить объективность, тенденция ожидания и прочие особенности, описанные ранее.

2. Знание о том, что за ним наблюдают, изменяет поведение, а остаться незамеченным иногда бывает действительно сложно.

3. Изменение оценки наблюдателя в течение длительного времени наблюдения («порог включенности» преодолевается, и человек уже не может быть столь же объективным, как раньше).

4. Психологическое насыщение при длительном наблюдении у наблюдателя, когда наблюдатель начинает упускать важную информацию.

Возможные ошибки наблюдения:

1. Галоэффект (впечатления, которые произвели наблюдаемые на наблюдателя).

2. Эффект снисходительности (тенденция оценивать ситуацию более положительно).

3. Ошибки усреднения (боязнь крайних суждений, впечатление о схожести поведения).

4. Ошибка моделирования (фиксация некой модели, которая сложилась у наблюдателя, когда наблюдатель начинает объяснять поведение наблюдаемых уже по-своему).

5. Ошибки контрастности (склонность судить о других по своим чертам характера).

Исходя из этого, можно сформулировать наиболее важные требования к наблюдателю:

1. Внимательность (умение видеть ситуацию в полном объеме).

2. Способность фиксировать изменения в наблюдении.

3. Добросовестность при наблюдении.

4. Умение контролировать собственные действия

Процедура наблюдения складывается из ряда вопросов: что наблюдать, как наблюдать и как вести записи наблюдения. Программа наблюдения определяет объект наблюдения и его временные рамки.

Методы контент-анализа.

Контент-анализ – это изучение документов или документальной информации. Документальной в социологии называют любую ин­формацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото- или кинопленке, в цифре. В этом смысле значение термина отличается от обще­употребительного: обычно документом называются лишь официальные материалы. Документ (по ГОСТу) – это средства закрепления на специальном материале какой-либо информации о фактах, событиях, явлениях объективной действительности или мыслительной деятельности человека. Документ (по рабочей книге социолога) – это специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации. В любом случае, документ – это основа для формулировки гипотез. Таким образом, документом могут служить письма, мемуары, дневники, автобиографии, записки, газетные статьи и прочее.

Особенности документа:

1. Документы дают информацию о различных процессах на разных уровнях, в разных группах.

2. Документальные источники отражают разные аспекты.

3. Документы могут быть субъективными (от автора)

4. Дают информацию о динамике социальных процессов.

Классификация и виды документов:

1. По способу фиксации информации:

а. письменные, где информация изложена в виду буквенного текста;

б. иконографические (видео, кино и фото документы), в которых информация представляется в виде образов;

в. фонетические (аудиозаписи), рассчитанные на слуховое восприятие.

 

2. По статусу документа:

а. официальные документы, созданные по всем правилам;

б. не официальные, составленные частными лицами.

 

3. По способу получения документов:

а. спровоцированные, созданные специально.

б. не спровоцированные, созданные случайно.

 

4. По источнику информации:

а. первичные, непосредственно собираемые;

б. вторичные, обработанные на базе первичных.

 

5. По степени близости к эмпирическому объекту:

а. подлинники;

б. поддельные.

 

Среди письменных источников информации различают:

1. Материалы различных архивов.

2. Материалы организаций и предприятий.

3. Статистическая документация.

4. Документы средств массовой информации (в основном, пресса).

5. Художественная литература.

Среди изобразительных источников информации различают:

1. Видеодокументы.

2. Живопись, скульптура.

3. Фотодокументы.

Таким образом, контент-анализ – это работа с множеством однотипных источников или анализ большой совокупности. Целью метода является попытка найти легко посчитываемые признаки или свойства, которые отражают смысл и содержание объекта обследования.

Методы опроса.

Говорят, что о намерениях лучше всего судить по поступкам, а не по словам. Другая часть правды скрыта в субъективных состояниях человека, которые могут и не найти выраже­ния в его поведении в данной ситуации, но проявляются в иных условиях и в других ситуациях. Только по со­вокупности действий человека можно судить об устойчивости мотивов или побуждений, которыми он руковод­ствуется. Опрос позволяет мысленно моделировать лю­бые нужные экспериментатору ситуации для того, чтобы выявить устойчивость склонностей, мотивов и т. п. субъективных состояний человека. Опрос привлекает исследователей еще и потому, что он кажется почти универсальным методом. Будучи, не­сомненно, лучшим источником знания о внутренних побуждениях людей, этот метод при соблюдении надле­жащих предосторожностей позволяет получить не ме­нее надежную, чем в наблюдениях или в документах, информацию о событиях прошлого или настоящего. Спра­шивать можно обо всем, даже о том, чего самому ни уви­деть или прочитать никоим образом не удастся.

Опрос – это способ получения информации путем взаимодействия опрашивающего и опрашиваемого. Опросы составляют около 70% из всех социологических исследования. В опросе человек выступает носителем информации. Происходит взаимодействие между опрашиваемым и опрашивающим при существовании посредника – анкеты (схемы интервью). В опросе присутствует двойная интерпретация (опрашивающего и опрашиваемого). Все зависит от личности респондента. Опрос фиксирует вербальное поведение. При опросе все субъективно.

Достоинства метода:

1. Получение универсальных данных о сознании или состоянии людей (субъективизм).

2. Получение данных об отношении людей к определенным событиям.

3. Возможность получения информации о прошлом.

4. Возможность опросить большую совокупность людей.

Недостатки метода:

1. Данные неустойчивы (зависят от ситуации и техники).

2. Информация не очень надежна (мода, социальный контроль).

3. Расхождение между тем, что говорит и что думает опрашиваемый (между его вербальным и невербальным поведением).

4. Ограниченность и избирательность человеческой памяти (особенно в ретроспективных вопросах).

5. Возможны ситуации: «Не знает, но говорит» или «Боится ошибиться».

6. Противоречивость (возможны появления штампов и стереотипных ответов, стремление согласится с группой).

Помимо класса анкетных опросов, среди опросных методов существует и большой класс интервью. Интервью является словесной беседой двух лиц. Откуда интервью – это проводимый по конкретной схеме диалог, свойством которого является непосредственный контакт между интервьюером и респондентом, а запись происходит либо на бумаге, либо механически.

Имеется множество разновидностей интервью.

1. По содержанию беседы: доку­ментальные интервью (изучение событий прошлого, уточнение фактов) и интервью мнений, цель которых - выявление оценок, взглядов, суждений). Особо выделяют­ся интервью со специалистами или экспертами.

2. По технике проведения: свободные (нестандартизированные) и формализованные ( полустандартизированные) интервью. Свободные ин­тервью - это длительная беседа (несколько часов) без строгой детализации вопросов, но по общей программе ("путеводитель интервью"). Стандартизованное интервью предполагает, как и «формализованное наблюдение», детальную разра­ботку всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов. Самый редкий вид интервью – это нарративное интервью или свободный рассказ (повествование о жизни), направляемый интер­вьюером. Текст такого повествования подлежит в итоге качественному анализу.

Лекция 3







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.215.62.41 (0.01 с.)