Проблема взаимосвязи общества и природы



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема взаимосвязи общества и природы



 

В различные исторические эпохи взаимодействие общества и природы складывалось по-разному:

· Для архаического общества характерна высокая степень включенности человека в мир природы, субъект – объектная неразделенность с ней, наличие как прагматического, так и ярко выраженного непрагматического интереса к окружающей природе.

· В эпоху античностиначинает проявлять себя противостояние человека природной среде его обитания.

· В эпоху Нового временистановление техногенной цивилизации делает такой тип противостояния основополагающим.

· Конец 20-начало 21 вв.характеризуется поиском новых ориентиров в отношении человека к природе. Формируется идея коэволюции у истоков которой стоял известный генетик Н. В. Тимофеев-Ресовский.

 

Коэволюция – это совместная эволюция в едином пространственно-временном ритме.

Человек является частью биосферы, поэтому его развитие должно соотноситься с ее изменениями, обеспечивая сопряженную динамику (ко-эволюцию) человека и природы.

 

Краткие выводы:

 

Ø Коэволюционная стратегия основывается на экологических императивах (строгих, неукоснительных требованиях),

Ø Отношения в системе «Общество-Природа-Человек» изменяются от антропоцентризма к биосфероцентризму.

Ø Концепция коэволюции в концентрированном виде выражает исторический опыт человечества. Разработка идей коэволюции требует четкой формулировки системы экологических императивов, способных снизить опасность уничтожения человека.

Ø Коэволюция должна способствовать достижению состояния устойчивого развития в системе «Человек-Общество-Природа».

Социальная экология.

 

Объектом исследования является природный мир. понятие ввели Р. Парк и Э. Берджесс. Социальная экология исследует структуру функционирования «второй» искусственной среды обитания человека.

Основные модели социальной экологии:

Мифологическая. Фиксирует архаический тип природопользования. Мифологическое отношение к природе формирует целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира. Природа выступает ведущей стороной диалога.

Научно-технологическая (17 в.). Природа – объект исследования и поле приложения интеллектуальных и физических сил человека. Человек – владыка природы (Ф. Бэкон, Р. Декарт). идеал деятельного активного человека. Искусственная реальность отделила людей от естественной природы, нарушила их былую гармонию.

 

Экология – это наука об отношении живых организмов между собой и с окружающей средой.

 

Понятие «экология» ввел в 1866 году немецкий биолог Э. Геккель.

Социальная экология – это взаимодействие общества и биосферы.

Понятие «социальная экология ввели Р. Парк и Э. Берджесс.

В настоящее время разрабатывается концепция устойчивого развития системы «Общество-природа». Цель этой стратегии – обеспечение выживания человечества путем преодоления социально-экологической нестабильности и достижения сбалансированного социоприродного развития.

В Республике Беларусь разработаны национальные концепции устойчивого развития системы «Общество-природа». Приоритетным объявлен экологический императив.

Экологический императив обеспечивает переход от реагирования и исправления к принципу «Активной профилактики».

 

Философия глобального эволюционизма и синергетика

 

Принципы эволюционизма

Динамика идей эволюционизма

Современная трактовка глобального эволюционизма

Основы синергетики

 

В современной науке есть такие направления:

Ø теория систем

Ø синергетика

Ø теория хаоса и др.

Они позволяют «смотреть на проблему в целом», то есть изучать не отдельные составные части чего-либо (природы, общества, человека),а исследовать динамику развития этих систем.

Концепция универсального или глобального эволюционизма сложилась в последней трети 20 столетия. Согласно этой концепции:

1.Системные объекты различной природы, как и мир в целом, находятся в состоянии динамических взаимодействий и постоянной нестабильности;

2.Не только биологические и социальные системы, но и физические объекты, включая Галактику, Мегагалатику, рассматриваются как эволюционирующие, изменяющиеся во времени объекты.

3. «Стрела времени» становится универсальным философско-методологическим конструктом в этой динамической картине мира, привнося в нее дух постоянных преобразований.

 

Динамика идеи эволюционизма начиная с мифопоэтических представлений о природе Космоса в античности и вплоть до космологической модели А. Эйнштейна (1905-1914 гг.) постулат постоянства мира во времени оставался незыблемым. Только в середине 20 столетия принцип развития обретает очертания глобального эволюционизма.

Современная трактовка глобального эволюционизма представляет собой достаточно сложный конгломерат знаний, включает новейшие данные ряда современных научных дисциплин (физики, космологии, химии, биологии), положения методологического и философско-мировоззренческого порядка.

 

Основной вклад в обоснование принципов глобального эволюционизма внесли:

Ø физико-космологические;

Ø биохимические;

Ø социально-экологические научные дисциплины.

 

По мнению академика В. С. Степина определяющие значение при этом имели:

Ø теория нестационарной Вселенной;

Ø синергетика;

Ø современная теория эволюции, включающая в свой состав концепцию биосферы и ноосферы.

 

Важную роль в утверждении идеи эволюции в неорганической природе сыграла революция в космологии, результатом которой стала разработка теории расширяющейся Вселенной. Эта теория задала единые основания для описания процессов, проходящих на разных уровнях организации материи – от внутриатомных структур до звезд и планет.



Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.117.56 (0.029 с.)