Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классические концепции истины
Классическая концепция истины понималась как соответствие знаний познаваемой действительности. Британский философ 20 века Д. Мур назвал эту концепцию корреспондентской истиной. Возникнув в античный период, классическая концепция истины стала доминирующей в теории познания. Центральные понятия классической концепции истины: соответствие и действительность. Соответствие знаний предметам понималось как их адекватное воспроизведение в идеально-знаковой форме. Понятие действительность трактовалось как то, что имеет место, существует.
Диалектико-материалистическая концепция истины включает 3 компонента: ü учение об объективной истине; ü учение об истине как процессе движения познания от относительной истины к истине абсолютной; ü учение о конкретности истины.
Относительная истина – неполное, неточное знание, которое уточняется и дополняется последующим развитием науки. Абсолютная истина понимается в двух смыслах: широком и узком.
Абсолютная истина в узком смысле – достоверное знание, полное значение, которое не опровергается последующим развитием. Например, дата смерти, дата рождения.
Абсолютная истина в широком смысле – полное, точное знание, но такое невозможно. Знание есть только стремление к абсолютной истине. Истина всегда конкретна, должна учитывать все условия и место.
Неклассические (нео/постклассические) концепции истины Когерентная концепция (лат. связь) (Нейрат, Карнап, Решер). Согласно этой концепции, истина – есть свойство согласованности и логической непротиворечивости знаний. Прагматическая концепция (греч. дело, действие) (Пирс, Джемс, Бриджмен). Истина понимается как полезность знания, его инструментальная эффективность для решения познавательных проблем. Конвенционалистская концепция (лат. соглашение) (Пуанкаре, Айдукевич). Истина интерпретируется как продукт соглашения внутри научного сообщества. Семантическая концепция (Тарский). Он предложил устранить логические противоречия в классической концепции истины за счет строгого разделения языка на объективный язык и метаязык. Согласно Тарскому употребление понятий истинного и ложного в принципе невозможно в терминах объектного языка, а допустимо лишь в области метаязыка («meta» – греч. «после, за».).
Метаязык – это язык, средствами которого описываются свойства другого языка.
Объектный язык – это предметный язык.
Научная истина – это такое знание, которое должно удовлетворять требованиям двоякого рода: 1) соответствовать исследуемой предметной области; 2) быть согласованным с важнейшими методологическими нормами и критериями научности. Истинное научное знание должно быть сформулировано в виде логически непротиворечивой, эмпирически обоснованной и принципиально проверяемой системы знаний. Научная истина должна рассматриваться в контексте доминирующих социальных ценностей и универсалий культуры.
Специфика научного познания
Формы и методы научного познания Этос науки. Этика взаимоотношений общества и ученого Наука в аксиологическом измерении
Формы научного познания
Ø Проблема; Ø Гипотеза; Ø Научная теория.
Проблема – это «знание о незнании», поиск новых нетривиальных концептуальных средств для объяснения имеющихся научных фактов.
Гипотеза – научно обоснованное предположение о существенных характеристиках, глубинных необходимых связях изучаемых явлений.
Научная теория – органически целостная непротиворечивая система знаний, в обобщенной форме раскрывающая сущностный свойства и закономерные связи, на основе которых достигается объяснение и предсказание явлений.
Методы научного познания
Научный метод – это система регулятивных принципов и приемов, с помощью которых достигается объективное познание дейставительности, генерируется новое знание.
Ø философские методы: ü диалектический; ü метафизический; ü аналитический; ü герменевтический. Ø общенаучные методы: ü аксиоматический метод; ü дедуктивный метод (от общего к частному); ü эксперимент; ü описание. Ø методы частных наук (применение которых не выходит за рамки отдельных научных дисциплин): ü количественный анализ в химии; ü спектральный анализ в физике и т.д.
Общенаучные методы: · Методы эмпирического исследования; · Методы теоретического исследования; · Общелогические методы познания
Общелогические методы: · обобщение; · абстрагирование; · анализ; · синтез; · индукция; · дедукция; · аналогия; · моделирование.
Методы эмпирического уровня: · наблюдение; · измерение; · эксперимент; · описание.
Наблюдение – это
Социальная философия
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 512; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.226.141.207 (0.08 с.) |