Знания – это социальная форма и продукт отражения человеком действительности в познавательных действиях. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Знания – это социальная форма и продукт отражения человеком действительности в познавательных действиях.



 

Философское знание отличается максимальной общностью, высшейстепенью абстрактности, системностью, логикой, методологической и мировоззренческой значимостью.

Уровни организации знания:

· Знания как информация об объективном мире природы и общества.

· Знания о внутреннем, духовном мире человека, самопознание.

· Знания о целях и теоретических программах преобразования природного и социокультурного мира.

 

Существует две классификации форм познания:

1. В рамках первой различают:

a. духовно-практическую форму познавательной деятельности (обыденное познание или здравый смысл)

b. духовно-теоритическую форму познавательной деятельности (духовное производство).

2. Вторая классификация:

a. мифологическое;

b. религиозное;

c. образно-художественное;

d. философское;

e. научное.

Познавательная деятельность неразрывно связана со знанием, волей, памятью, эмоциям. Она включает убеждения, веру, ошибки, сомнения.

Главное в познавательной деятельности – адекватное воспроизведение субъектом основных характеристик действительности.

 

Специальные области философии, изучающие процесс познания:

Эпистемология – философская дисциплина, в которой изучается знание как таковое, его строение, структура, развитие.

 

Гносеология – теория познания (gnosis – знание).

Гносеология выявляет общие и необходимые закономерности в познавательной деятельности.

Центральным вопросом классической гносеологии всегда оставалась проблема принципиальной познаваемости мира.

 

Основные направления:

Ø гносеологический оптимизм (Аристотель, Бэкон, Спиноза, Гегель, Маркс, Энгельс);

Ø гносеологический пессимизм. Всегда в той или иной мере ограничивыает познавательные возможности человека:

ü агностицизм

ü эмпиризм

ü скептицизм

Агностицизма» – отрицание, gnosis – знание) – мир объектов принципиально непознаваем. Человеку доступно лишь субъективно опосредованное знание.

И. Кант – наиболее известный представитель агностицизма. И. Кант утверждал, что мир объектов есть непознаваемые «вещи-в-себе». Агностицизм И. Канта объявляет доступной познанию лишь сферу явлений.

Скептицизм обосновал древнегреческий философ Пиррон в 4 веке до нашей эры. Познавательные способности человеческого разума подвергались сомнению. Представители античного скептицизма – Аркесилай, Энесидем, Секст Эмпирик.

Эмпиризм признает чувственный опыт определяющим источником наших знаний. Представители идеалистического эмпиризма: Д. Юм, Дж. Беркли. Представители материалистического эмпиризма: Т. Гоббс, Дж. Локк.

 

В современной философии познавательные проблемы становятся предметом рассмотрения в рамках эпистемологии. Эпистемология рассматривает вопросы природы знания, его различных видов, закономерностей развития.

Цель познания – описать объекты такими, какие они есть на самом деле, вне и независимо от человека.

 

Процесс познания предполагает наличие двух сторон:

¨ познающего человека – субъект познания;

¨ познавательного предмета – объект познания.

 

Основные интерпретации субъекта и объекта познания:

ü Наивно реалистическая теория познания (Ламетри, Гольбах, Дидро, Фейербах). Субъект познания трактуется как биологический индивид, познавательные способности которого являются результатом естественной эволюции природы.

ü Программа идеалистического эмпиризма. (Юм, Беркли, Авенариус). Субъект познания рассматривается как совокупность познавательных способностей, в основе которых лежат формы чувственного опыта (ощущения, восприятия. представления).

ü Программа трансцендщентальной гносеологии. Впервые разработана Кантом в 18 веке. Субъект понимается Кантом как чистое доопытное сознание. В структуре субъекта выделяются априорные (предшествующие познанию) формы познавательной деятельности.

ü Социокультурная программа. Гегель, марксизм. Субъект познания трактуется как социально исторический субъект, как результат социально-исторического опыта людей, накопленного в процессе познавательной деятельности.

ü Программы постклассической гносеологии:

Ø экзистенциально-феноменологическая

§ биопсихиологическая;

§ аналитическая;

§ герменевтическая.

 

Каждая программа по-своему интерпретирует природу и сущность познавательного отношения к миру.

 

Особенности постклассической гносеологии:

ü отказ от принципа S O оппозиции;

ü акцент на анализе вопросов субъектности;

ü переосмысление проблемы истины в познании, замена ее концептуальными когерентными (согласованными) программами;

ü исследование прагматических функции языка и речи.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.175.243 (0.006 с.)