Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философия, учебное пособие, РИВШ, 2006, Яскевич↑ Стр 1 из 16Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Павлова Алевтина Тимофеевна
Напечатал: Халимончик Виктор Владимирович
Минск 2010 Философия, учебное пособие, РИВШ, 2006, Яскевич
Лекция 1. Философия в системе культуры
1. Понятие философии; 2. Основные мировооззренические вопросы; 3. Основные функции философии; 4. Философия и наука; 5. Философия и искууство; 6. Философия и религия; Две эпохи в развитии филосовской культуры.
Понятие философии
Философия – это особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний: · о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия; · о наиболее общих сущностных характеристиках чел отношения к природе, обществе и духовной жизни.
Основные мировоззренческие вопросы (проблемы) Проблема универсума
Философия обосновывает категориальную (понятийную модель мира и отвечает на вопросы о формах и способах его бытия.
Проблема человека
Ø в чем смысл жизни человека; Ø свободен или не свободен он в своих действиях и поступках; Ø каковы принципиальные отличия человеческого существования от иных типов бытия.
Проблема взаимосвязи человека и мира
Анализ различных форм и типов отношений между человеком и миром.
Основные функции философии 1. Мировоззренческая; 2. Методологическая; 3. Социально-критическая; 4. Кумулятивная; 5. Регулятивно-эврестическая; 6. Логическая. Мировоззренческая функция философии Ø вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека; Ø исследует формы практического, познавательного и ценностного отношений человека с действительностью; Ø обосновывает принципы этих отношений, разрабатывает цели и идеалы развития человеческого общества и культуры.
Методологическая функция философии
Ø разработка научной картины мира; Ø обоснование образа познания; Ø формирование обобщенной модели взаимодействия науки, общества и человека.
Социально-критическая функция философии
Ø оказывает влияние на формы и принципы организации социальной жизни; Ø обосновывает стратегические цели и приоритеты развития общества и культуры; Ø разрабатывает программы социальных изменений и трансформаций.
Кумулятивная функция
Ø обобщение и интеграция научного знания; Ø формирование на этой основе общенаучной картины мира.
Регулятивно-эврестическая функция Ø разработка системы принципов и норм научно-познавательной деятельности.
Логическая функция Ø разработка категориально-понятийного аппарата научного мышления.
Философия и наука
Общее между ними: Ø Категориально-теоретический тип знания, в котором исследуемая реальность не только описывается, изображается, но и объясняется; Ø Философия как наука опирается на специально разработанные техники мышления, логические правила и методологии.
Различия философии и науки Ø Наука всегда абстрагируется от личностно-субъективных мнений и оценок реальности; Ø Философия не может абстрагироваться от субъективного контекста познания; Ø Наука воспроизводит мир таким, каким он существует в своей онтологической данности; Ø Философия – ценностная форма сознания, отражающая реальность как значимую для человека с позиций его высших жизненных целей; Ø Научные идеи и гипотезы должны быть обоснованы и доказаны опытом и экспериментом; Ø Философия требует обращаться к умозрению, творческому воображению и пониманию.
Философия и искусство
Общее: Ø Познавательный интерес и философа и художника всегда направлены на формирование определенных идеалов и представлений о должном, прекрасном, добром, безобразном. Ø Философские трактаты многозначны, их содержание всегда опосредовано спецификой авторского мировосприятия.
Различия:
Ø Философия использует категориально-теоритеческие средства осмысления исследуемой предметной области; Ø В искусстве доминирует художественное мышление, оперирующее чувственно-эмоциональными образами. Ø Художественный образ воздействует на чувственность человека; Ø Философ аппелирует к человеческому разуму. Философия и религия
Общее: Ø Религия содержит в себе значительный элемент рациональности (в теологии)
Философия и мировоззрение
1. Структура мировоззрения его исторические типы; 2. Предмет философии, структура философского знания; Мировоззрение – это предельно обобщенная, упорядоченная система взглядов человека на окружающий мир, общество, явления природы, на самого себя, основные жизненные позиции людей, убеждения, идеалы, принципы познания.
Мировоззрение – это далеко не все взгляды об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Субъект мировоззрения: · социальная группа; · личность.
В зависимости от субъекта выделяют такие формы:
ü мировоззрение класса; ü мировоззрение социальной группы; ü мировоззрение общества; ü мировоззрение определенной исторической эпохи
Формы мировоззрения:
По обоснованности, достоверности:
ü нетеоретическое мировоззрение (мифы, религиозные мировоззрения); ü философско-теоретическое мировоззрение; ü научное мировоззрение.
Различные подходы:
ü художественно-образное (на его базе формируется мифологическое и религиозное мировоззрение); ü поэтически-духовное; ü понятийно-рациональное. Исторические типы мировоззрения:
Мифологическое; Религиозное; Философское (научное). Основные подсистемы в мировоззрении:
¨ познавательная; ¨ ценностная; ¨ поведенческая;
Структура мировоззрения:
v Знания, убеждения, сомнения, вера; v Чувства, эмоции, система ценностей; v Программы поведения и действий людей, жизненные установки – это праксеологическая сторона (она обеспечивает связь познавательного и ценностного компонентов).
Цепочка мировоззренческого становления человека: Категории философии
Понятие диалектики Понятие диалектики
Негативная диалектика
Представители Франкфурсткой школы (М. Хоркхаймер, Т. Адорно), разрабатывая разрабатывали свою версию «критической теории». В 1966 году выходит работа Т. Адорно «Негативная диалектика». Задача – обосновать несостоятельность и отчужденный характер «позднебуржуазного общества».
Экзистенциальная диалектика
С. Кьеркегор претендует на разработку «экзистенциальной диалектики», которую он оценивал как «качественную».
Экзистенциальная диалектика – это своеобразная субъективная логика существования личности, переживание ею своей уникальности и неповторимости.
Кьеркегор Серен Обю (1813-1855), датский философ, теолог, писатель, написал следующие известные работы: Ø Страх и трепет (1843 г.); Ø Философские крохи (1844 г.); Ø Понятие страха (1844 г.); Ø Сталии на жизненном пути (1845-1847 гг.); Ø Дело любви (1847 г.).
Диалектика праксиса
Разработана французским философом Ж. П. Сартром (1905-1980) в работе «Критика диалектического разума». Ж. П. Сартр анализирует диалектику исторического процесса. Он объявляет себя учеником Маркса.
Философия материи
Понятие материи Движение и развитие Пространство и время Философия природы
Понятие природы Понятие природы
Природа – это все сущее, бесконечное многообразие конкретных проявлений бытия. В этом плане категория «природа» соразмерна с понятиями «материя», «реальность», «Универсум», «Космос». Под природой в узком смысле понимается естественная среда обитания человека, традиционно противопоставляемая обществу и человеку. Это объект изучения конкретных наук, и философской рефлексии над различными аспектами существования природного мира.
В. И. Вернадский Концепция биосферы Биосфера – особое геологическое тело, оболочка Земли, состав, структура и функционирование которой являются результатом длительной эволюции живого вещества во взаимосвязи с неорганическими условиями осуществления эволюционных процессов. В. И. Вернадский считал, что под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера постепенно переходит в новое состояние – ноосферу – то есть естественные процессы протекают под контролем осознательной деятельности человека.
Ноосфера (noos – разум, sphaira – шар). У Вернадского это качественно новый этап эволюции биосферы, определяемый историческим развитием человека. Понятие «ноосфера» впервые использовал француз Леруа в 1927 году.
Социальная экология.
Объектом исследования является природный мир. понятие ввели Р. Парк и Э. Берджесс. Социальная экология исследует структуру функционирования «второй» искусственной среды обитания человека. Основные модели социальной экологии: Мифологическая. Фиксирует архаический тип природопользования. Мифологическое отношение к природе формирует целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира. Природа выступает ведущей стороной диалога. Научно-технологическая (17 в.). Природа – объект исследования и поле приложения интеллектуальных и физических сил человека. Человек – владыка природы (Ф. Бэкон, Р. Декарт). идеал деятельного активного человека. Искусственная реальность отделила людей от естественной природы, нарушила их былую гармонию.
Принципы эволюционизма Динамика идей эволюционизма Основы синергетики
В современной науке есть такие направления: Ø теория систем Ø синергетика Ø теория хаоса и др. Они позволяют «смотреть на проблему в целом», то есть изучать не отдельные составные части чего-либо (природы, общества, человека),а исследовать динамику развития этих систем. Концепция универсального или глобального эволюционизма сложилась в последней трети 20 столетия. Согласно этой концепции: 1. Системные объекты различной природы, как и мир в целом, находятся в состоянии динамических взаимодействий и постоянной нестабильности; 2. Не только биологические и социальные системы, но и физические объекты, включая Галактику, Мегагалатику, рассматриваются как эволюционирующие, изменяющиеся во времени объекты. 3. «Стрела времени» становится универсальным философско-методологическим конструктом в этой динамической картине мира, привнося в нее дух постоянных преобразований.
Динамика идеи эволюционизма начиная с мифопоэтических представлений о природе Космоса в античности и вплоть до космологической модели А. Эйнштейна (1905-1914 гг.) постулат постоянства мира во времени оставался незыблемым. Только в середине 20 столетия принцип развития обретает очертания глобального эволюционизма. Современная трактовка глобального эволюционизма представляет собой достаточно сложный конгломерат знаний, включает новейшие данные ряда современных научных дисциплин (физики, космологии, химии, биологии), положения методологического и философско-мировоззренческого порядка.
Основной вклад в обоснование принципов глобального эволюционизма внесли: Ø физико-космологические; Ø биохимические; Ø социально-экологические научные дисциплины.
По мнению академика В. С. Степина определяющие значение при этом имели: Ø теория нестационарной Вселенной; Ø синергетика; Ø современная теория эволюции, включающая в свой состав концепцию биосферы и ноосферы.
Важную роль в утверждении идеи эволюции в неорганической природе сыграла революция в космологии, результатом которой стала разработка теории расширяющейся Вселенной. Эта теория задала единые основания для описания процессов, проходящих на разных уровнях организации материи – от внутриатомных структур до звезд и планет. Основы синергетики
Синергетика возникает в начале 70-х годов 20 века как особое междисциплинарное направление научных исследований.
Синергетика (от греч. – совместный, согласованно действующий). Синергетика исследует процессы самоорганизации. Под самоорганизацией понимается явления генезиса пространственно-временных структур в сложных нелинейных системах, находящихся в состояниях, удаленных от равновесия.
Самоорганизация может быть двух типов: 1. В первом случае в системе не появляется качественно новых элементов, и весь процесс сводится лишь к перекомбинации элементов или к изменению их количества. Примеры: Образование галактик зарождение атмосферных вихрей, образование структур в химических реакторах и т. д. 2. Ко второму можно отнести такие процессы, как образование макромолекул при химической эволюции, образование видов в эволюции биологической, возникновение клеток живой ткани и т. п. То есть второй тип самоорганизации наблюдается преимущественно в живых системах. Выводы синергетики: В случаях достижения системами особых критических состояний – точек бифуркации (критическое состояние, точка разлома, неизвестно куда пойдет развитие), их поведение становится неустойчивым. В таких ситуациях под воздействием незначительных случайных факторов (флуктуаций) состояние системы может принципиально измениться. В эти моменты нельзя однозначно предсказать, в каком направлении будет осуществляться дальнейшее развитие системы: перейдет ли она на более высокий уровень организации или станет хаотичной, утратив целостность своей структуры. Если нестабильности недостаточно – самоорганизация затухает. Если нестабильность слишком высока – то развитие становится совершенно непредсказуемым и система утрачивает упорядоченность. Развитие синергетики связывают с именами: Ø Г. Хакина Ø Ильи Пригожина Ø Изабеллы Стенгерс Ø С. Курдюмова
Илья Романович Пригожин (1917 – 2003) – бельгийский, американский физик, химик. Основные работы: · «Порядок из хаоса»; · Нобелевская премия по химии 1977 года; · ……..
В работах Пригожина обосновывается мысль о том, что удаляясь от состояния равновесия, термодинамические системы приобретают новые свойства и начиняют подчинятся особым законам функционирования. И. Пригожин называет их «диссипативными структурами и утверждает, что они «несут в себе стрелу времени», подвержены направленным и необратимым изменениям, порождая более высокие уровни порядка и организации. Пример: Вселенная – сверхсложная, синергетическая система. Во всей Вселенной царит гармония, порядок, правильность. Хаос (греч. беспредельность, неопределенность) лишь присутствует как творческий элемент, как динамическое начало. Во всех уровнях Вселенной (микро-, макро-, мега-) присутствуют принципы симметрии и законы сохранения. Космологическая модель Вселенной в строго научном смысле – ни одна из моделей не отвечает реальности, действительности. Она лишь задает, прогнозирует, делает попытку логически просчитать реальность с некоторой долей вероятностью.
Космологические модели Вселенной, существующие на сегодня: Ø Модель инфляционной Вселенной (А. Д. Линде); Ø Модель фрактальной Вселенной (Бенуа Мандельброт); Ø Модель «вечной юной», самообновляющейся Вселенной (Новиков); Ø Модель «неистовой Вселенной» (Нарликар); Ø Модель динамического хаоса и турбулентности (вода, атмосфера Земли, космос).
Краткие выводы: Ø идеи динамики неравновесных систем и синергетики в целом оказали влияние на развитие современной научной картины мира; Ø позволили системно обосновать представления об эволюции физических, химических, биологических и отчасти социальных систем; Ø позволили создать интегральную матрицу развивающейся реальности неорганических, органических и социальных объектов.
Глобальный эволюционизм: 1. Позволяет выстроить новую картину мира 2. Задает универсальность эволюционного видения мира 3. Позволяет установить существование единой прогрессивной эволюции от Большого взрыва до возникновения жизни и разума.
Станислав Лем: Мир нужно изменять, иначе он неконтролируемым образом начнет изменять нас самих.
Житейская мудрость: «Умный найдет выход из любой ситуации, а мудрый в нее просто не попадет».
Понятие онтологии Основные трактовки бытия Виды и формы бытия
Бытие Классический вариант понимания бытия возникает в античной философии. Многие мыслители того времени признавали основой бытия атомы, которые понимались как материал, основа всех вещей.
Начиная с философии Канта, бытие связывается с познавательной и практической деятельностью человека. Человек рассматривается в системе сложных бытийных отношений. Понять человека можно лишь исходя из его встроенности в целостность реального мира.
Современный этап трактовки бытия. Немецкий философ Риккерт различает чувственно-реальное и ирреальное бытие. Он отмечает то, что естествознание имеет дело с миром ценностей. Риккерт сводит бытие к сознанию субъекта, при этом сознание понимается как всеобщее безличное сознание. Реальность рассматривается как результат деятельности безличного сознания, конструирующую природу. Для феноменологии немецкого мыслителя Гуссерля характерно проведение различий между реальным и идеальным бытием. Реальное – это внешнее, временное, идеальное – это мир чистых сущностей (эйдосов), обладающих подлинной очевидностью.
Небытие
В окружающем мире наряду с фактом присутствия вещей и явлений есть «эффект отсутствия». Категория небытия обозначает свойство вещей не существовать, отсутствовать.
Абсолютное бытие
Наделяется свойствами вечности, стабильности – Бог, абсолютные идеи Гегеля, материя в материализме. Такое бытие принципиально не наблюдаемо – оно трансцендентно. Постигается лишь откровением или рациональным умом. Оно лежит в основе всякого конкретного сущего и является творцом. Абсолютное небытие приравнивается к ничто, к полному отсутствию чего бы то ни было. М. Хайлеггер писал: «Ничто – есть отрицание всей совокупности сущего, оно абсолютно не-сущее». В культуре иногда делается попытка выразить в виде художественного образа – черный квадрат Малевича.
Существуют различные трактовки понимания бытия: 1. Субстанциальная 2. Атрибутивная
Субстанциальная трактовка бытия формируется в Античной философии. В роли субстанции выступают как духовные (Бог, числа), так и материальные сущности (атомы, материя как первичный субстрат каждой вещи. Аристотель). Субстанциальное понимание бытия содержится в концепции Дж. Бруно, Лейбница – духовные сущности. У Бруно это монады как бесконечно малые духовные сущности. У Лейбница это монады, только они понимаются как активно деятельные образования.
Атрибутивная трактовка бытия формируется в Новое время. Р. Декарт, И. Кант. Декарт говорит: «Бытие само по себе реально, но в его реальности человек убеждается деятельностью сознания.
Классический вариант онтологии не лишен ограниченности. Анализ бытия как чистого бытия как бы уравнивает все сущее в мире. Человек интерпретируется как природный объект, подчиняющийся естественным законам. В постклассической философии формируется новая онтология. Это онтология человеческой субъективности, бытия человека в мире.
Онтология субъективности рассматривает человеческое бытие в физическом мире и бытие в сознании, которое осмысливается человеком как временное и конечное, приобретает человеческое измерение. В постклассической онтологии много внимания уделяется теме онтологической судьбы человека, его неизбежному уходу из бытия в небытие, доказательству тайного смысла существования, идее вечной жизни человеческой души, представлению о социальном бессмертии человека, продолжение его жизни в потомках. Выделяют два основных вида бытия: Ø материальное; Ø идеальное (духовное).
К материальному бытию относят все то, что составляет объективную реальность: природные объекты, бытие вещей, бытие человека, бытие общественной жизни. Идеальное бытие представляет явления духовной жизни человека в обществе – их чувства, насторения, мысли, идеи, теории. Идеальный вид бытия существует в виде понятий, формул, текста.
Идеальное и материальное бытие могут быть представлены в четырех основных формах бытия: 1. Бытие вещей, процессов природы; 2. Бытие человека; 3. Бытие духовного, идеального; 4. Бытие социального (бытие отдельного человека и бытие общества).
Главные сферы бытия: · природа; · общество; · сознание. Отсюда можно говорить о разных онтологиях: онтологии природы, онтологии человека, онтологии культуры.
Онтологический анализ бытия стремится выявить во всем многообразии сущего его атрибуты: ü структурность; ü динамику; ü топологическая (пространственная); ü темпоральнаая организация бытия (время).
Классика и современность
Марксизм – это основанная К. Марксом и Ф. Энгельсом система философских взглядов, включающая диалектику, материалистическое понимание истории, обоснование экономических законов развития капиталистического общества.
Неомарксизм возник в 30-80 гг. 20 века. Распадается на два противостоящих друг другу направления:
1. Диалектико-гуманистическое. Основоположники – Лукач, Корш, Грамш, позже – Хабермас, Маркузе, Фром, Мерло-Понти. Они стремились поставить в центр марксистской философии человека как субъекта исторического действия, опирались на ранние работы Маркса. 2. Сциентическое. Представители – Альтюссер, Вольпе, Коэн, Ремер. Они считали, что марксизм недостаточно научен, ставили задачу придать историческому материализму строго научную форму, при этом использовали функциональный анализ, теорию игр.
К неомарксизму относятся: ü группы марксистски ориентированных теоретиков национально-освободительного движения; ü Исследователи проблем «третьего мира»; ü Исследователи проблем глобализации ü Самин, Франк, Валлерстайн К первому этапу в развитии постклассической философии следует отнести и русскую философию (конец 19 – начало 20 вв.). Великий представитель этого направления Н. Бердяев является основателем экзистенциализма.
Второй этап характеризуется поиском новых форм филоисовствования. Это свойственно таким философским направлениям, как философия жизни (Дильтей, Берксон, Шпенглер) и позитивизм (Конт, Спенсер, Миль). Относится и неотомизм. Основатель Маритен, Жильсон. Сюда же входит психоанализ (Фрейд, Юнг и др) и прагматизм (Пирс, Джемс).
Третий этап оформился к середине 20 века. Основные направления:
§ экзистенциально-феноменологическая философия. Основная цель – разработать философию человека, которая бы учитывала специфику человеческого бытия и рассматривала человека как единичного, конкретного. Среди представителей такие экзистенциалисты, как Паскаль, Достоевский, Кьеркегор, Ницше, Гуссерль. Экзистенциализм возникает накануне Первой Мировой войны в России – Шестон, Бердяев. После Первой Мировой войны – в Германии – Хайдеггер, Ясперс, Бубер. В период Второй Мировой войны распространяется во Франции (Марсель, Сартр, Мерло-Понти, Камю, Симона-де-Бовуар). В середине 20 века и в других странах, в том числе в США. В Испании экзистенциализму близок Хосе Ортега-и-Гассет.
Философская антропология Философская антропология
Феномен массового человека · унифицированность · стандартизированность мышления, существования · принципиальная анонимность
Объединение в массу порождает почти семейное родство, где одиночество «Я» продолжается благодаря его полной анонимности. А. Шопенгауэр сравнивал людей в массе с мерзнущими дикобразами, которые не могут согреться. Антропологический кризис переживаемый сегодня свидетельствует о девальвации гуманистического потенциала современной посткультуры, кризис акцентирует поиск новых более стратегий культурного развития.
Проблема смысла жизни Проблема свободы Проблема смысла жизни
Эта проблема определяет жизненную стратегию человека и выбор ценностных приоритетов. Данный выбор сугубо индивидуален и связан с личностными особенностями человека.
Основные векторы смысла жизни: § Первый вектор придает смыслу жизни трансцендентный и сакральный характер, связывает земное существование человека со служением высшим ценностям и идеалам, а перспективы – с потусторонним, трансцендентным бытием. Философия сознания 1. Философия и понятие сознания 2. Сознание как отражение действительности. Уровни отражения 3. Структура сознания 4. Основные традиции в исследовании сознания 5. Проблемы искусственного интеллекта
Структура сознания
Фрейд первым пытался осмыслить структуру сознания. Выделил модели психики как единство: ОНО, Я, сверх Я (суперэго). Феномен сознания образуется за счет пересечения импульсов бессознательного и нормативных установок культуры общества (сверх Я). Схема Фрейда описывает не столько сознание, сколько психику.
Уровни сознания: · чувственно-эмоциональный. Это непосредственное отражение внешней действительности: ощущение, восприятия, представления, эмоции, чувства, различного рода аффекты: страх, ярость. · абстрактно-дискурсивный. Это интеллектуальная обработка чувственных данных: понятия, суждения, умозаключения, ценности. вера. · интуитивно-волевой. Это самосознание: воля и интуиция. · сознательный и бессознательный. Начиная с К. Юнга говорят о двух типах мышления: образно-ассоциативное, рационально-логическое. В современных исследованиях особым вниманием пользуются ситуации снятия разума: сон, изменение сознания, безумие.
Основные функции сознания: ü регулятивная; ü познавательная; ü аксеологическая (ценностная); ü прогностическая; ü функция целеполагания и самосознания.
Многомерность сознания
Существуют три парадигмы в исследовании сознания: ü субстанциональная. Исходит из признания самодостаточности сознания, соотнося индивидуальное сознание и духовный мир человека с субстанциальной духовностью мироздания. В Новое время субстанциональная традиция нашла выражение в интерпретации мышления Декарта, трансцендентализме Канта, идеализме Гегеля, в постклассической философии в структурализме Фуко, концепции сознания Ильенкова и др. Сознание (разум) – основа, которая обеспечивает мировой порядок и гармонию. Человеческое сознание – отдельное проявление мирового разума. ü функциональная (атрибутивная). Гоббсс, Локк, Гельвеций, Дидро. Сознание – это отражение реально существующих объектов и связи действительности. Идеальное сознание определяется формами материального бытия. Рассматривает сознание человека как свойство высокоорганизованной материи – человеческого мозга отражать действительность в форме идеальных образов. Идеальное – результат обобщения чувственных данных. Сознание – функция материальных систем. Сознание – результат функционирования мозга и нервной системы. ü эксистенционально-феноменологическая. Гуссерль, Щелер, Хайдеггер, Сартр. Акцентирует внимание на безусловную веру в человека существование независимо от его сознания предметов внешнего мира. Главная характеристика индивидуального сознания – это интенциональность, направленность и стремление сознания на предмет. Интенциональность предполагает способность сознания быть сознанием о чем-либо, его нацеленность во сне при одновременном внесении личностных смыслов в действительность. Феноменология наделяет сознание конструктирующим статусом. Сознание понимается уже не как отражение, а как осмысление действительности, тем самым преодолевается созерцательность классических моделей сознания. В феноменологии именно сознание формирует внутренний мир бытия человека. Подлинное бытие сознания – это поток мыслей, чувств, эмоций, ассоциаций, это единство внутреннего и внешнего.
Краткие выводы: каждая из этих концепций делает акцент на определенную сущностную характеристику сознания, которую необходимо учитывать для построения целостной модели сознания. Субстанциолизм подчеркивает идеальную природу сознания. Функционализм подчеркивает зависимость сознания от мозга, чувственного опыта, предметной действительности. Феноменологическая интерпретация обращает внимание на значимость самосознания.
Наряду с перечисленными можно выделить другие традиции: · Психоаналитическая традиция. Рассматривает сознание в отношении с бессознательным. Классический психоанализ нашел свое отражение в работах Фрейда. В рамках классического психоанализа проблему сознания рассматривают Адлер, К. Юнг, Э. Фромм. · Культурноисторическая традиция. Согласноей, человек – это общественное существо,как по происхождению, так и по сущности. Сущность человека не является некой постоянной величиной, а изменяется в процессе общественно-исторического развития. Развивалась в рамках марксистской концепции практической природы сознания. В ней сознание человека наделяется способностью не только отражать мир, но и творить его. · Социокультурная традиция. Наделяет сознание такими характеристиками как идеальность, предметность, проективность, выделяя в качестве основных функций регулятивную, познавательную, аксиологическую, прогностическую, функции целеполагания, самосознания.
· формы чувственно-наглядного и ассоциативного сознания; · формы абстрактно-логического мышления; · эмоционально-волевые регулятивы (эмоции, чувства, переживания), придающие сознанию человека неповторимый, индивидуально-личностный характер.
Связь сознания с языком: Язык – это система знаков, обладающих значением и смыслом, то есть несущих в себе определенную мысль и способствующих ее формированию и передаче в процессе речевой коммуникации.
Социальная природа сознания
Общественное сознание – это 1) философская категория для обозначения фундаментального свойства социального субъекта отражать социальную и природную действительность при определяющем воздействии общественного бытия; 2) это вся совокупность взглядов, идей, теорий, настроений, чувств, представлений данной эпохи, в которых отражается социальная действительность.
Структура общественного сознания:
Чтобы правильно раскрыть сущность общественного сознания, необходимо исследовать его в различных аспектах: Ø в гносеологическом. Гносеологический аспект предполагает выяснение того, как совершается познание. Общественное сознание при этом выступает в виде форм познания, различающихся по предмету отражения и по способу отражения. Ø в социологическом. Социологический аспект – это анализ общественного сознания с точки зрения той роли, какую оно играет в жизни общества, какой социальной группе принадлежит, какую эпоху характеризует. Ø в конкретно-историческом. Конкретно-исторический подход ориентирует исследователя на изучение сознания определенного общества, исследование его движения в реальном историческом времени.
Структура общественного сознания:
Уровни отражения: Ø обыденное (эмпирическое, повседневное) сознание – это: 1. эмпирические знания; 2. осмысленный многовековой опыт трудовой деятельности людей; 3. моральные нормы, которые складываются в повседневной жизни людей и их труде. Оно включает в себя представления, мысли, побуждения, непосредственно отражающие в сознании людей условия их жизни. Сюда же входит народное художественное творче
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 641; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.60 (0.019 с.) |