Процесс реализации (продажи) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Процесс реализации (продажи)



 

В процессе реализации готовая продукция, произведенная организацией – поставщиком, передается другой организации – покупателю. Покупатель оплачивает поставщику продажную стоимость готовой продукции.

Объем реализации (выручка) является одним из важнейшим показателем процесса реализации. Выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств или иного имущества, или величине дебиторской задолженности. Если величина поступления покрывает только часть выручки, то выручка, принимается к бухгалтерскому учету в сумме поступления и дебиторской задолженности, в части не покрытой поступлением.

Величина поступления и дебиторской задолженности определяются исход цены, установленной договором между поставщиком и покупателем. Она позволяет организации возмещать затраты на производство, выплачивать заработную плату персоналу и производить отчисления на социальные нужды в государственные фонды социального страхования и обеспечения, формировать денежные накопления. Для правильного исчисления объема реализации за отчетный период необходимо определить момент реализации продукции, т.е. момент, в который готовая продукция, отгруженная или отпущенная покупателям, считается проданной. В соответствии с ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» для целей составления бухгалтерской отчетности действует принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности, т.е. факты хозяйственной деятельности должны отражаться в бухгалтерском учете того периода, в котором они имели место, независимо от времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами. Таким образом, с точки зрения бухгалтерского учета моментом реализации считается отгрузка продукции и предъявление покупателям расчетных документов.

Для учета процесса реализации применяются счета: 44 «Расходы на продажу», 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы».

Продажные цены на продукцию организации устанавливают самостоятельно, исходя из конъюнктуры рынка, качества и потребительских свойств продукции. В продажную цену включают налоги и сборы, начисляемые и уплачиваемые в соответствии с действующим налоговым законодательством. В процессе реализации у организации возникают коммерческие расходы, связанные с упаковкой готовой продукции, доставкой ее на станцию отправления, погрузкой, рекламой и т.п. Полная себестоимость продукции определяется после ее реализации и складывается из фактической производственной себестоимости и коммерческих расходов.

Прибыль от реализации продукции исчисляется как разность между продажной стоимостью реализованной продукции без НДС и ее полной себестоимостью.

Основным счетом для учета процесса реализации продукции является активно-пассивный, операционно-результатный счет 90 «Продажи». Он служит для выявления фактического объема продаж продукции (работ, услуг), финансового результата от продажи, и для формирования накопительных данных к отчету о прибылях и убытках. К счету 90 «Продажи» открываются субсчета для отражения отдельных составляющих финансового результата от продаж:

90.1 – Выручка

90.2 – Себестоимость продаж

90.3 – Налог на добавленную стоимость

90.4 – Акцизы

90.9 – Прибыль/убыток от продаж

 

№ 90 «Продажи»
Дебет Кредит
Учетная стоимость (нормативная, плановая производственная себестоимость) реализованной продукции Выручка от реализации продукции по свободным отпускным ценам, включая НДС
(+, -) Отклонение фактической производственной себестоимости реализованной продукции от ее учетной стоимости  
= Фактическая производственная себестоимость реализованной продукции  
+ Коммерческие расходы  
= Полная себестоимость реализованной продукции  
+ НДС по реализованной продукции  
Сальдо – убыток от реализации продукции Сальдо – прибыль от реализации продукции

 

Сопоставляя дебетовый и кредитовый обороты счета 90 «Продажи» определяют финансовый результат от реализации продукции (работ, услуг) – прибыль или убыток. Счет 90 «продажи» ежемесячно закрывают, и на конец месяца он сальдо не имеет. Сумма прибыли списывается с дебета счета 90.9 «Прибыль/убыток от продаж» в кредит счета 99 «Прибыли и убытки», сумма убытка – с кредита 90.9 «Прибыль/убыток от продаж» в дебет счета 99 «Прибыли и убытки».

Аналитический учет по счету 90 «Продажи» ведут по отдельным видам реализованной продукции, что позволяет определить финансовый результат от реализации конкретного вида продукции (работ, услуг). В условиях рынка наличие такой информации позволяет управлять себестоимостью продукции и формировать конкурентоспособные продажные цены.

Счет 44 «Расходы на продажу» предназначен для обобщения информации о расходах, связанных с реализацией продукции. По дебету счета 44 «Расходы на продажу» отражаются все расходы, а с кредита счета 44 «Расходы на продажу» в конце месяца списывают сумму коммерческих расходов в дебет счета 90 «Продажи», относящуюся к реализованной продукции для включения в полную себестоимость реализованной продукции.

Для учета расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость используют счет 68 «Расчеты по налогам и сборам». Сумма налога, полученная от покупателей за реализованную продукцию, и учтенная на счете продаж в составе выручки отражается по дебету счета 90 «Продажи» и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам». Эта сумма организации не принадлежит, она является доходом бюджета и подлежит перечислению по назначению. Сумма налога, перечисляется в бюджет по дебету 68 «Расчеты по налогам и сборам» и кредиту 51 «Расчетные счета». Выручка от реализации продукции отражается по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и кредиту счета 90 «Продажи». Дебиторская задолженность по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» отражается в оценке по продажным ценам с учетом налога на добавленную стоимость.

В бухгалтерском учете процесс реализации отражается следующим образом:

Дт 62 Кт 90.1 – выставлен счет покупателю за отгруженную продукцию

Дт 90.3 Кт 68 – сумма НДС, подлежащая перечислению в бюджет

Дт 90.2 Кт 43 – списана фактическая производственная себестоимость реализованной продукции.

Дт 90.2 Кт 44 – списаны коммерческие расходы

Дт 90.9 Кт 99 – отражена прибыль от реализации продукции

Дт 99 Кт 90.9 – отражен убыток от реализации продукции

Счет 99 «Прибыли и убытки» предназначен для определения окончательного результата финансово-хозяйственной деятельности организации – прибыли или убытка. Кроме прибыли от продажи продукции по кредиту счета 99 «Прибыли и убытки» отражаются прочие доходы. К ним относятся доходы от сдачи имущества в аренду, дивиденды, проценты по ценным бумагам и другие доходы, не связанные с реализацией продукции. По дебету 99 «Прибыли и убытки» помимо убытка от продажи продукции отражают прочие расходы - амортизационные отчисления по сданным в аренду основным средствам, отдельные виды налогов, штрафы за нарушение договоров и др. По окончании каждого месяца, сальдо доходов и расходов со счетов 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы», переносится на счет 99 «Прибыли и убытки». Прямо на счет 99 «Прибыли и убытки» относится сумма платежей налога на прибыль, которая отражается по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и дебету счета 99 «Прибыли и убытки». В результате на счете 99 «Прибыли и убытки» выявляется чистая прибыль, которая является основой для объявления дивидендов. Чистая прибыль, сформированная на счете 99 «Прибыли и убытки» переносится в кредит счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

 
 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.180 (0.006 с.)