ТОП 10:

Тема 7. Оценка и калькуляция



Тема 7. Оценка и калькуляция

Сущность и значение стоимостного измерения объектов бухгалтерского учета

Виды оценок, применяемые в бухгалтерском учете

Особенности оценки различных объектов в бухгалтерском учете

Калькуляция оценок

Сущность и значение стоимостного измерения объектов бухгалтерского учета

 

В условиях рынка основная цель бухгалтерского учета состоит в обеспечении пользователей финансовой информацией о процессе формирования, распределения и использования прибыли. В этой связи особое внимание уделяется оценке финансовых и хозяйственных процессов в обобщающем денежном измерителе.

Значение оценки,ее применение в бухгалтерском учете можно рассматривать в двух основных аспектах:

- как метод приведения различных элементов капитала к единой балансируемой системе показателей

- как способ достоверного определения наличного капитала и его приращения (уменьшения) за отчетный период в виде прибыли или убытка.

Как элемент метода бухгалтерского учета оценка служит для приведения всех объектов учете к единой денежной оценке, что позволяет агрегировать всю массу капитала в едином денежном измерителе, применять двойную запись на счетах и балансировать активы и пассивы, отраженные на счетах. При этом в качестве денежного измерителя могут использоваться любые цены, в том числе условные, расчетные, т.к. функция денежной оценки является технической.

Функция оценки как способа достоверного определения действительной стоимости наличного капитала решается путем оценки активов по фактической себестоимости приобретения либо по рыночной стоимости на отчетную дату. Именно последний способ оценки породил множество различных подходов к оценке.

Оценкапредставляет собой способ денежного выражения объектов учета (имущества, обязательств, хозяйственных операций) путем суммирования затрат для отражения их в бухгалтерском учете и отчетности.

Стоимостная оценка распространяется на все стадии производственного цикла.

Основополагающими принципами, определяющими правильность оценки имущества и обязательств, являются реальность и единство.

Реальностьзаключается в объективности соответствия стоимостной оценки объектов бухгалтерского учета их фактической величине. Для этого необходимо точно определить фактическую себестоимость сырья и материалов, незавершенного производства, готовой продукции.

Единствооценки означает ее единообразие и постоянство, что достигается установлением обязательных правил оценки и строгим контролем за их соблюдением.

В момент приобретения имущества организации известна цена приобретения объекта или первоначальная стоимость. Первоначальная стоимость является результатом сделки равноправных партнеров – продавца и покупателя. Цена приобретения объекта – равновесная спроса и предложения, соответствующая текущей рыночной стоимости на момент покупки.

Пример.

Организация приобрела компьютер в марте за 40000 рублей. Указанная сумма представляет собой первоначальную стоимость объекта, по которой он должен быть принят к учету.

В последующие периоды текущая рыночная стоимость объекта учета будет меняться по сравнению с первоначальной стоимостью. Рыночная стоимость –сумма денежных средств, которая может быть получена при реализации имущества в настоящее время с учетом реалий рынка.

Пример.

Организация приобрела компьютер в марте за 40000 рублей. В декабре организация могла реализовать компьютер за 38000 рублей. В данном случае первоначальная стоимость компьютера составила 40000 рублей, а его рыночная стоимость – 38000 рублей.

В соответствии с принципом исторической оценки стоимости (принцип учета по себестоимости) задача бухгалтерского учета состоит в определении себестоимости на момент совершения хозяйственной операции. Поэтому бухгалтерский учет опирается на себестоимость имущества, а не на его рыночную стоимость.

Оценка имущества по текущей рыночной стоимости наиболее уместная для пользователей бухгалтерской информации, однако, она не является объективной. Данная оценка не отражает свершившуюся двустороннюю сделку купли-продажи, она является субъективной оценкой и выражает мнение продавца, либо потенциальных покупателей.

Пример.

Организация приобрела компьютер в марте за 40000 рублей. В декабре ООО «Дельта» готова приобрести данный компьютер у организации за 36000 рублей, а ООО «Мастер» за 34000 рублей. Рыночная стоимость компьютера от 36000 рублей до 34000 рублей представляет собой субъективную оценку покупателей.

При составлении баланса трудно оценить рыночную стоимость имущества. Для получения объективной рыночной оценки организации привлекают профессиональных оценщиков. Ведение учета по текущей рыночной стоимости требует дополнительного персонала для проведения постоянных переоценок имущества организации.

У организации нет необходимости знать рыночную стоимость своего имущества, если она не намерена продавать это имущество, а будет использовать его для обеспечения своей текущей деятельности.

Первоначальная стоимость, сформированная под воздействием спроса и предложения, более объективная. Она подтверждается первичными документами (договор, счет, накладная) и может быть проверена. Поэтому, фактическая себестоимость приобретения представляет собой историческую стоимость имущества. Данная оценка не требует дополнительных затрат на ведение бухгалтерского учета и выбирается в качестве основы для оценки объектов учета.

Пример.

Организация приобрела материалы в количестве 100 ед. по цене 467 рублей за единицу. Затраты на доставку составили 3600 рублей, рабочим за разгрузку материалов на склад организации было выплачено 700 рублей. Материалы должны быть приняты к бухгалтерскому учету в сумме 51000 рублей, т.е. сумме всех фактически произведенных расходов.

Оценка имущества, полученного безвозмездно, осуществляется по рыночной стоимости на дату оприходования. Формирование цены производится на основе цен на данный или аналогичный вид имущества, подтвержденных документально или экспертным путем.

Пример.

Организация получила от физического лица безвозмездно персональный компьютер стоимостью 21000 рублей. Рыночная стоимость компьютера 18000 рублей была определена независимым оценщиком. Компьютер должен быть принят к бухгалтерскому учету в сумме 18000 рублей, т.е. по рыночной стоимости.

Оценка имущества, произведенного в самой организации, осуществляется по стоимости его изготовления. Под стоимостью изготовления признаются фактически произведенные затраты, связанные с использованием в процессе изготовления имущества основных средств, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов и других затрат.

Пример.

Организация произвела партию готовой продукции. Фактические затраты на ее изготовление составили 85000 рублей. Цена реализации данной продукции составляет 108800 рублей. Готовая продукция должна быть отражена в бухгалтерском учете в сумме 85000 рублей, т.е. по сумме фактических затрат на ее изготовление.

Применение других методов оценки, в том числе путем резервирования, допускается в случаях, предусмотренных законодательством РФ и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет по валютным счетам организации и операциям в иностранной валюте ведется в рублях на основании пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка РФ на дату совершения операции. Одновременно указанные записи производятся в валюте расчетов и платежей.

В процессе эксплуатации основные средства постепенно теряют свои первоначальные качества, т.е. изнашиваются. Величина стоимостного износа рассчитывается накоплением амортизационных отчислений, включаемых в себестоимость продукции.

Понятие износа и амортизации не тождественны. В бухгалтерском понимании амортизация– процесс распределения стоимости долгосрочного объекта по периодам полезного использования. Бухгалтерский износ– сумма накопленных амортизационных отчислений за фактический период использования объекта, т.е. показатель уже распределенной стоимости объекта учета.

Начисление амортизации основных средств и нематериальных активов производится независимо от результатов хозяйственной деятельности организации в отчетном периоде.

Величина стоимости объекта, которую надлежит распределить по периодам до конца срока использования объекта, называется остаточной стоимостью.Она является следствием бухгалтерского действия распределения ранее оцененной стоимости (первоначальной или восстановительной) по периодам полезного использования. По остаточной стоимости объекты бухгалтерского учета отражаются в бухгалтерском балансе. Поэтому остаточную стоимость называют балансовой.

Пример.

Автомобиль «ВАЗ-21043» был приобретен организацией за 150000 рублей, сумма начисленной амортизации составила 37500 рублей. Рыночная стоимость автомобиля составляет 140000 рублей. Автомобиль должен быть отражен в бухгалтерском балансе по остаточной стоимости 112500 рублей (150000 – 37500).

 

Для определения суммы амортизации необходимо знать срок полезного использования объекта.

Срок полезного использования ОС определяется предприятием при принятии объекта к учёту. Срок полезного использования ОС определяется исходя из:

1) ожидаемого срока использования данного объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;

2) ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;

3) нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срок аренды).

При исчислении суммы амортизации по основным средствам, организация может использовать четыре способа.

I. Линейный способ.

Годовая сумма амортизации определяется исходя из первоначальной или (текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезности использования этого объекта. Метод основан на предположении, что амортизация зависит только от длительности срока службы. При использовании этого метода в течение всего срока использования службы объекта, амортизационные отчисления будет одинаковы. Накопляемый износ увеличивается равномерно, а остаточная стоимость, соответственно, равномерно уменьшается.

Сумма амортизации=первоначальная стоимость (Р) * норма амортизации(n)

Норма амортизации (n) = 1/срок полезного использования * 100%

II. Способ списания стоимости пропорционально объёму продукции (работ).

Начисление амортизации производится исходя из натурального показателя объёма продукции (работ) в отчётном периоде и соотношение первоначальной стоимости объекта и предполагаемого объёма продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта.

Норма амортизации (n) = первоначальная стоимость : предполагаемый объём производства

Сумма амортизации за год = объем продукции за отчетный период * норму амортизации

Этот метод предполагает, что каждая единица продукции влечёт за собой одинаковый размер амортизационных отчислений основных средств, на которых её производили. Амортизация является результатом эксплуатации и отрезки времени не играют никакой роли.

III. Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования.

Годовая сумма амортизации определяется исходя из первоначальной стоимости объекта и годового соотношения числа лет, остающихся до конца службы объекта и суммы чисел лет срока службы объекта.

Годовая сумма амортизации=первоначальная стоимость * (кол-во оставшихся лет службы : сумма чисел)

Сумма чисел рассчитывается как сумма номеров лет срока полезной службы (СПС) (если СПС=4 года, то сумма чисел=1+2+3+4=10). При этом методе максимальная сумма амортизации начисляется в первый год, а затем год за годом она уменьшается.

 

IV. Способ уменьшаемого остатка.

Годовая сумма амортизации определяется исходя из остаточной стоимости основных средств на начало отчётного периода и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования объекта и коэффициента не выше 3, установленного организацией.

Сумма амортизации=(первоначальная стоимость – накопленная амортизация) * норма амортизации

Сумма амортизации максимальная в первый год будет уменьшаться из года в год.

 

Материально-производственные запасы при их отпуске в производство и ином выбытии могут оцениваться:

Метод оценки Возможный вариант
По себестоимости каждой единицы Запасы, используемые организацией в особом порядке (драгоценные металлы, камни) или запасы, которые не могут заменять друг друга
По средней себестоимости - исходя из средней фактической себестоимости (взвешенная оценка), в расчет которой включаются количество и стоимость материалов на начало месяца и все поступления за месяц - путем определения фактической себестоимости материала в момент его отпуска (скользящая оценка), при этом в расчет средней оценки включаются количество и стоимость материалов на начало месяца и все поступления до момента отпуска
По методу ФИФО (по себестоимости первых по времени приобретения запасов) Запасы используются в последовательности их приобретения (поступления). Запасы первыми поступившие в производство оцениваются по себестоимости первых по времени приобретения запасов с учетом себестоимости запасов, числящихся на складе на начало периода

 

Пример. Оценка конечных запасов

 

Дата Показатели Ед., цена за ед. (руб.)
01.02 Начальные запасы 50 х 1,0
02.02 Закупка 150 х 2,0
15.02 Закупка 100 х 3,0
20.02 Отпущено в производство 200 ед.
25.02 Закупка 50 х 4,0
  Конечные запасы 150 ед.
  1. По себестоимости каждой единицы

Себестоимость остатков = 50 х 2,0 = 100

50 х 3,0 = 150

50 х 4,0 = 200

Итого 150 ед. = 450

Себестоимость материалов, отпущенных в производство = 850 –450 =400

 

  1. По средней себестоимости

Взвешенная оценка

Средняя себестоимость = 850/350 = 2,43

Себестоимость остатков = 150 х 2,43 = 365

Себестоимость материалов, отпущенных в производство = 850 – 365 = 485

Скользящая оценка

Дата Закупка Отпуск в производство Остаток
01.02     50 х 1,0 =50
02.02 150 х 2 = 300   200 ед. = 350 ср.цена = 350/200 =1,75
15.02 100 х 3 = 300   300 ед. = 650 ср. цена = 650/300 = 2,16
20.02   200 х 2,16 = 432 100 х 2,16 = 216
25.02 50 х 4 = 200   150 ед. =416,0 ср.цена = 416/150 = 2,77
Итого:  

ФИФО

Взвешенная оценка

Себестоимость остатков = 50 х 4 = 200

100 х 3 = 300

150=500

Себестоимость материалов, отпущенных в производство 50 х 1 = 50

150 х 2 = 300

200 = 350

Скользящая оценка

Дата Закупка Отпуск в производство Остаток
01.02     50 х1,0 =50
02.02 150 х 2,0 = 300   50 х1,0 = 50 150 х 2,0 = 300 200 = 350
15.02 100 х 3,0 = 300   50 х1,0 =50 150 х 2,0= 300 100 х 3,0 = 300 300 = 650
20.02   50 х1,0 =50 150 х2,0 = 300 200 = 350 100 х3,0 =300
25.02 50 х 4,0 = 200   100 х3,0 = 300 50 х 4,0 = 200 150 = 500
Итого:  

 

Обязательства в основном учитываются по фактической себестоимости их приобретения, т.е. по сумме экономических выгод, полученных организацией в результате образования кредиторской задолженности.

Пример.

Организация закупила в марте товар у ООО «Меридиан» на сумму 60000 рублей. Оплата товара будет произведена через два месяца после реализации товара. Цена реализации товара 78000 рублей. В бухгалтерском учете должна быть отражена кредиторская задолженность перед ООО «Меридиан» в сумме 60000 рублей, т.е. по стоимости, приобретенного товара.

 

 

Калькуляция оценок

Калькуляцияпредставляет собой способ группировки затрат и определения себестоимости отдельных объектов учета.

Объем денежных ресурсов, вложенных организацией в от или иной материальный объект, называется его себестоимостью, а совокупность процедур, позволяющих вычислить эту величину – калькуляциейсебестоимости.

При помощи калькуляции определяют себестоимость различных объектов учета основных средств, материально производственных запасов, готовой продукции, реализованной продукции.

Калькуляция является одним из элементов метода бухгалтерского учета, она тесно связана с другими элементами и, прежде всего со счетами бухгалтерского учета, т.к. данные для определения себестоимости отдельных объектов учета (суммы различных затрат) предварительно отражаются на счетах.

Калькуляция является базой для такого элемента метода бухгалтерского учета как оценка. Данные, полученные с помощью калькуляции, служат основанием для денежной оценки соответствующих объектов учета.

Вопросы калькулирования возникают на всех стадиях кругооборота хозяйственных средств: в процессе заготовления сырья и материалов, производства и реализации продукции.

При определении себестоимости продукции необходимо точно представлять, что является объектом калькулирования и калькуляционной единицей.

Объект калькулирования– продукт производства (деталь, узел, изделие), технологическая операция, стадия производства, т.е. продукция разной степени готовности.

Калькуляционная единица– измеритель объекта калькулирования (1 т, 1 ц, 100 пар обуви).

Калькуляции группируют по признакам.

По отношению ко времени осуществления хозяйственного процессаразличают:

- нормативная калькуляцияисчисляется на начало отчетного периода и представляет собой величину затрат организации на момент составления калькуляции, рассчитанную исходя из технического уровня производства и существующей технологии, на единицу выпускаемой продукции с учетом действующих норм и нормативов.

- плановая калькуляциясоставляется до начала отчетного периода. При этом рассчитываются материальные и трудовые затраты на производство, запланированного к выпуску количества продукции. Калькуляция составляется исходя из плановых норм расходов и других плановых показателей на отчетный период.

- отчетная калькуляциясоставляется после совершения хозяйственных процессов. Цель калькуляции – определение фактической себестоимости продукции (работ, услуг). Используются данные бухгалтерского учета о фактических затратах на производство и количестве выпущенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг.

По объему затратразличают:

- калькуляция производственной себестоимости, которая отражает затраты, возникшие в сфере производства

- калькуляцию полной себестоимости, которая отражает затраты, возникшие в сфере производства и реализации продукции.

Данные калькуляции фактической (полной) себестоимости продукции (работ, услуг) широко используются для управления и контроля соблюдения принятой организацией плановой (нормативной) себестоимости продукции, рентабельности хозяйственной деятельности, выявления резервов и путей дальнейшего снижения затрат труда, финансовых и материальных ресурсов.

Пример.

Калькуляция себестоимости выпущенной продукции за октябрь

 

Показатели Плановая калькуляция, руб. Отчетная калькуляция, руб.
На единицу На выпуск На единицу На выпуск
Выпуск, шт.    
Сырье и материалы
Транспортно-заготовительные расходы
Основная заработная плата производственных рабочих
Дополнительная заработная плата производственных рабочих
Заработная плата вспомогательных рабочих
Отчисления на социальное страхование и обеспечение
Общепроизводственные расходы
Общехозяйственные расходы
Потери от брака
Коммерческие расходы
Итого

 

Процесс заготовления

Процесс производства

Процесс снабжения

Основными показателями, характеризующими процесс снабжения, являются объем, заготовленных организацией предметов труда (материальных ресурсов) и их себестоимость. Материальные ресурсы в учете и отчетности отражает по фактической себестоимости приобретения (заготовления). Она складывается из двух основных элементов: покупной стоимости ресурсов и транспортно-заготовительных расходов (ТЗР). ТЗР включают в себя расходы на транспортировку, хранение, доставку материалов на склад организации, комиссионное вознаграждение посредникам, проценты поставщикам за коммерческий кредит, таможенные пошлины и другие расходы, связанные с заготовлением материалов.

В себестоимость материалов не включается НДС, уплаченный поставщикам, транспортным и другим организациям.

Планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению для учета процесса снабжения предусмотрены счета: 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

Традиционными более простым является вариант учета процесса снабжения с использованием счета 10 «Материалы».

Поступление материалов отражают по дебету счета 10 «Материалы» с кредита счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» независимо от того, когда они поступили на склад организации - до или после получения расчетных документов поставщика. Оборот по дебету 10 «Материалы» показывает фактическую себестоимость поступивших материальных ресурсов, фактически поступивших за отчетный период. Оборот по кредиту 10 «Материалы» показывает их выбытие по фактической себестоимости, а дебетовый остаток – наличие материальных ресурсов в запасе (на складе) на начало или конец отчетного периода по фактической себестоимости. НДС учитывается отдельно на счете 19 «НДС по приобретенным ценностям» проводкой Дт19 Кт 60.

При использовании счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» на основании расчетных документов поставщиков дается запись дебет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» на фактическую себестоимость материалов. НДС отражается по дебету 19 «НДС по приобретенным ценностям» с кредита 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Записи производятся независимо от того, когда поступили материалы на склад организации – до или после получения расчетных документов поставщиков. На склад материалы приходуются по учетным ценам дебет 10 «Материалы» кредит 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей». По дебету 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» отражается общий объем снабжения за отчетный период, по кредиту 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» – учетная стоимость фактически поступивших материалов на склад. Выявленная на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» разница между фактической себестоимостью материалов и их стоимостью по учетной цене списывается на счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» записью Дт 16 Кт 15. Отрицательное отклонение фактической себестоимости от учетной списывается такой же записью методом «красное сторно».

В течение месяца материалы списываются в производство, по учетным ценам, с кредита 10 «Материалы» в дебет о счетов затрат на производство дебет 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы, 28 «Брак в производстве». Чтобы определить фактическую себестоимость материалов, израсходованных в текущем месяце на производство, определяют сумму отклонений (сумму ТЗР) в стоимости материалов, относящихся к израсходованным материалам. Сумма отклонений (ТЗР) определяется на основе процента, исчисленного как отношение суммы отклонений (ТЗР), приходящихся на остаток материалов на начало периода и поступление материалов за отчетный период, к учетной стоимости этих материалов.

, где

Он (ТЗР) – Сальдо отклонений (ТЗР) на начало месяца

Опост (ТЗРпост) – сумма отклонений (ТЗР) по поступившим материалам за данный месяц

Мн – Остатки материалов на начало месяца

Мпост – стоимость поступивших материалов за данный месяц по учетным ценам

Полученный процент умножают на стоимость материалов, списанных в отчетном месяце в производство и на другие нужды. Сумма отклонений (ТЗР) списывается с кредита счетов 16, (10) в дебет счетов производственных затрат, на которые были списаны материалы. Сальдо счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» показывает сумму отклонения, приходящуюся на остаток материалов на складе организации на конец месяца.

 

Дт 60 Кт Дт 15 Кт Дт 10 Кт Дт 20 Кт

               
       
 
 


Фактическая Учетная Учетная

себестоимость цена цена

приобретенных

материалов


Дт 16 Кт


Разница между Отклонение

учетной ценой в стоимости

и фактической материалов

себестоимостью

материалов

Сумма НДС, отраженная на счете 19 «НДС по приобретенным ценностям», подлежит возмещению из бюджета Дт 68 «Расчеты по налогам и сборам» Кт 19 в порядке, установленном налоговым законодательством.

 

Процесс производства

 

В процессе производства вырабатывается различная продукция, изготовление которой требует определенных затрат. Основными показателями, характеризующими процесс производства, является объем выпущенной продукции и себестоимость.

Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку использованных в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, энергии, основных финансов, трудовых ресурсов, а так же других затрат на производство и реализацию.

Для учета процесса производства применяются счета: 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве», 40 «Выпуск продукции (работ, услуг», 43 «Готовая продукция».

Основным из них является активный калькуляционный счет 20 «Основное производство». Дебетовое сальдо счета 20 «Основное производство» показывает стоимость незавершенного производства (НЗП) на начало или конец периода. Дебетовый оборот счета 20 «Основное производство» отражает фактические затраты текущего периода на производство продукции (работ, услуг). Кредитовый оборот счета 20 «Основное производство» отражает фактическую производственную себестоимость готовой продукции, выпущенной из производства и оприходованной на склад.

 

20 «Основное производство»
Дебет Кредит
Сн – остаток незавершенного производства на начало периода  
   
Оборот по дебету – сумма фактических затрат на производство текущего периода Оборот по кредиту – фактическая производственная себестоимость, выпущенной из производства готовой продукции
Ск – остаток незавершенного производства на конец периода  

 

При отсутствии остатка незавершенного производства фактическая производственная себестоимость готовой продукции (Сф) складывается из фактических затрат текущего периода (ФЗ) за минусом возвратных отходов (ВО): . Возвратные отходы – остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, образовавшиеся в процессе производства, утратившие потребительские качества, и используемые с повышенными затратами или не используемые. Если по счету 20 «Основное производство» имеются остатки незавершенного производства, то фактическая производственная себестоимость определяется: , где

НЗПн, НЗПк – остатки незавершенного производства на начало и конец месяца

При расчете фактической себестоимости возникает проблема оценки незавершенного производства на коней периода. Согласно положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, незавершенное производство в балансе может отражаться по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости по прямым статьям затрат, а так же по стоимости сырья, полуфабрикатов, материалов.

При отражении затрат на производство исходят из их группировки по различным признакам. Особое значение имеет классификация затрат в зависимости от способа их отнесения на себестоимость конкретного вида продукции (работ, услуг). Прямые издержки, которые можно отнести непосредственно на конкретный вид продукции (работ, услуг) учитываются непосредственно по дебету счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство». К таким затратам относятся сырье, материалы, заработная плата и начисления на заработную плату.

Накладные (косвенные, распределяемые) издержки нельзя непосредственно включать в себестоимость конкретного вида продукции (работ, услуг), они связаны с управлением и обслуживанием производства. Они собираются на собирательно-распределительных счетах 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», а затем распределяются между видами продукции (работ, услуг) пропорционально выбранной базе. Общехозяйственные и общепроизводственными расходы являются комплексными, состоящими из разнообразных по своему содержанию расходов.

Общепроизводственные расходы включают:

- расходы на содержание и эксплуатацию оборудования (амортизационные отчисления; топливо, энергия на технологические цели; заработная плата и начисления на заработную плату рабочих, обслуживающих оборудование).

- расходы, связанные с организацией производства на уровне цеха (амортизация зданий и инвентаря цеха; энергия и топливо на освещение, заработная плата инженерно-технического и обслуживающего персонала цеха и др. затраты, связанные с производственно-хозяйственной деятельностью цеха).

Общехозяйственные расходы включают затраты, понесенные на обеспечение управления финансово-хозяйственной деятельности организации в целом. К ним относятся: амортизация зданий и инвентаря заводоуправления и основных средств общехозяйственного назначения; амортизация нематериальных активов; топливо и энергия на отопление и освещение; канцелярские и почтовые расходы; арендная плата; заработная плата и начисления на заработную плату административно-управленческого персонала и т.д.

Бухгалтерский учет издержек ведется в 2 этапа (схема 20).

На первом этапе прямые издержки учитываются по дебету калькуляционных счетов 20 «Основное производство, 23 «Вспомогательное производство» с кредита счетов 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и др. Накладные расходы накапливаются по дебету собирательно-распределительных счетов 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» с кредита счетов 10, 70, 69. Если организация выпускает несколько видов продукции или оказывает разнообразные услуги, то по каждому объекту калькулирования организуется аналитический учет издержек. Если организация имеет несколько цехов основного и вспомогательного производства, аналитический учет общепроизводственных накладных расходов ведется отдельно по каждому центру их возникновения.

Дт 10 Кт Дт 20 «Основное производство» Кт Дт 43 «Готовая продукция» Кт

           
   
 
     
 
 


Материальные затраты Фактическая производственная себестоимость

выпущенной из производства продукции

Дт 70 Кт

       
 
   
 

 


Затраты на оплату труда

 
 


Дт 02 Кт

       
   
 
 


Накопленный износ

       
 
 
   

 

 


Дт 25 Кт

 
 


Общепроизводственные

расходы

 

Дт 26 Кт







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.66.217 (0.028 с.)