ТОП 10:

Процедура получения аудиторских доказательств



При проведении аудита аудитор получает аудиторские доказательства путем выполнения следующих контрольных процедур:

- инспектирования

- наблюдения

- запроса

- подтверждения

- пересчета

- аналитических процедур.

 

Инспектирование

Инспектирование представляет собой проверку записей, документов или материальных активов.

Инспектирование позволяет получить документальные аудиторские доказательства.

В ходе инспектирования записей и документов аудитор получает аудиторские доказательства средств внутреннего контроля над процессом их обработки.

Инспектирование материальных активов позволяет получить надежные аудиторские доказательства относительно их существования, но не обязательно относительно собственности на них или стоимостной оценки.

Аудитору следует:

- проверить правильность записей в инвентаризационных описях;

- проверить соответствие инвентаризационных описей унифицированным формам;

- проверить фактическое наличие материальных ценностей;

- проверить реальность финансовых обязательств.

 

Наблюдение

Наблюдение представляет собой взгляд на процесс, выполняемый другими лицами (персоналом экономического субъекта).

Наблюдение за процессом проведения инвентаризации в ходе аудиторской проверки позволяет аудитору инспектировать (см. выше) имущество и финансовые обязательства, наблюдать за соблюдением установленного руководством аудируемого лица порядка проведения инвентаризации, а также получить доказательства надежности процедур руководства.

В процессе наблюдения за проведением инвентаризации экономическим субъектом аудитору следует зафиксировать в рабочих документах факт соблюдения/несоблюдения установленного порядка проведения инвентаризации.

 

Запрос

Запрос представляет собой поиск информации у осведомленных лиц в пределах и за пределами места нахождения аудируемого лица.

Запросы могут быть различными: от официальных письменных запросов, адресованных третьим лицам, до неофициальных устных запросов, адресованных работникам аудируемого лица.

 

Подтверждение

Подтверждение представляет собой ответ на запрос подтвердить информацию, содержащуюся в бухгалтерских записях. Ответы на запросы могут предоставить аудитору сведения, которыми он ранее не располагал, или которые подтверждают аудиторские доказательства.

Аудитору следует разослать письменные запросы:

- дебиторам и кредиторам с целью подтверждения числящейся в бухгалтерском учете задолженности;

- арендаторам, переработчикам сырья, покупателям (на товары отгруженные, на которые право собственности к ним не перешло) и пр. с целью подтверждения находящегося у них имущества;

- арендодателям, давальцам, поклажедателям и пр. с целью подтверждения факта нахождения у аудируемого лица имущества, не принадлежащего ему на праве собственности;

- в других случаях.

 

Пересчет

Пересчет представляет собой проверку точности арифметических расчетов в первичных документах и бухгалтерских записях либо выполнение аудитором самостоятельных расчетов.

Аудитору следует принять участие:

- в проведении контрольных измерений (взвешивание, пересчет) с целью проверки надежности средств контроля и соответствия фактического наличия данным бухгалтерского учета;

- в проведении контрольных расчетов создаваемых резервов, числящихся на счетах бухгалтерского учета и отраженных в первичных документах.

 

Аналитические процедуры

Аналитические процедуры представляют собой анализ и оценку полученной аудитором информации.

В процессе аудита аудитору следует:

- проанализировать утвержденный порядок проведения инвентаризации на предмет его соответствия нормативным актам;

- проанализировать полученные результаты текущей инвентаризации и сравнить их с результатами предыдущей инвентаризации;

- дать оценку состояния и продолжительности хранения запасов, степени готовности незавершенного производства и капитального строительства, технического состояния основных средств и реальности финансовых обязательств.

Полученные аудиторские доказательства аудитору следует зафиксировать в рабочих документах.
Вопрос №20. Документация аудитора. Письменная информация аудитора по результатам проверки.

В федеральном правиле (стандарте) аудиторской деятельности № 2 «Документирование аудита» определены общие принципы документирования аудита, требования к форме и содержанию рабочей документации аудита, порядок составления и хранения рабочей документации.

Аудит, проводимый аудиторской организацией, должен сопровождаться обязательным документированием, т.е. отражением полученной информации в рабочей документации аудита.

К рабочей документации аудита относятся:

•планы и программы проведения аудита;

•описания использованных аудиторской организацией процедур и их результатов;

•объяснения, пояснения и заявления экономического субъекта;

•копии, в том числе фотокопии, документов экономического субъекта;

•описания системы внутреннего контроля и организации бухгалтерского учета экономического субъекта; •аналитические документы аудиторской организации;

•другие документы.

Состав, количество и содержание документов, входящих в рабочую документацию аудита, определяются аудиторской организацией исходя из характера проводимой работы, рода деятельности, состояния бухгалтерского учета, надежности системы внутреннего контроля и уровня руководства экономического субъекта. Рабочая документация находится в собственности аудиторской организации, проводившей! аудит. Копии, в том числе фотокопии, документов экономического субъекта могут быть включены в состав рабочей документации аудиторской организации с согласия этого экономического субъекта.

Сведения, содержащиеся в рабочей документации, являются конфиденциальными и не подлежат разглашению аудиторской организацией.

Рабочая документация должна содержать записи о планировании аудита, о характере, времени проведения и объеме выполненных аудиторских процедур, а также выводы, сделанные на основе полученных ходе аудита сведений.

В рабочей документации подлежат отражению все существенные вопросы, требующие профессионального суждения аудитора, вместе с выводами, сделанными по этим вопросам.

Сведения, включенные в рабочую документацию, должны быть изложены ясно и выражены так, чтобы были очевидны их содержание и форма и невозможны различные толкования.

К моменту представления аудиторского заключения экономическому субъекту вся рабочая документация должна быть создана (получена) и завершена оформлением.

Рабочая документация должна создаваться на бумажных, машинных или иных носителях, обеспечивающих сохранность сведений, содержащихся в ней, в течение времени, установленного для хранения (рабочей документации в архиве.

Документы, входящие в состав рабочей документации аудита, как правило, должны иметь следующие обязательные реквизиты:

наименование документа;

наименование экономического субъекта, в отношении которого проводится аудит;

период, за который проводится аудит;

дату выполнения аудиторской процедуры или составления документа;

содержание документа;

личную подпись лица, создавшего документ, и ее расшифровку, либо легко идентифицируемое условное обозначение такого лица; •

дату проверки документа; •

личную подпись лица, проверившего документ, и ее расшифровку, либо легко идентифицируемое условное обозначение такого лица. Рабочие документы должны быть оформлены аккуратно. Каждый документ, входящий в рабочую документацию аудита, должен иметь идентификационный номер. Система построения и порядок присвоения идентификационных номеров таким документам устанавливаются аудиторской организацией.

По окончании аудита рабочая документация подлежит сдаче для обязательного хранения в архиве аудиторской организации. Рабочая документация должна храниться скомплектованной в папки («файлы»), введенные для каждого аудита, проводимого аудиторской организацией, отдельно. Система расположения документов в папках устанавливается аудиторской организацией. Рабочая документация должна храниться в сброшюрованном виде. Сохранность рабочей документации, оформление и передачу ее в архив организует руководитель аудиторской организации или лицо, им уполномоченное.

Выдача рабочей документации, фиксирующей проводимый и проведенный аудит, работникам аудиторской организации, не занятым аудитом данного экономического субъекта, как правило, не должна допускаться.

Рабочая документация должна храниться в архиве аудиторской организации не менее пяти лет.

Письменная информация (отчет) аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита.

Письменная информация— это информация для руководства проверяемой организации в виде отчета аудитора. Требования, предъявляемые к аудиторской фирме или индивидуальному аудитору в отношении содержания, формы и порядка подготовки письменной информации (отчета) аудитора руководству (собственникам) экономического субъекта по результатам аудита, определены в Федеральном правиле (стандарте) аудиторской деятельности «Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудиторской проверки».

Подготовка письменной информации обязательна в следующих случаях:

- при проведении обязательного аудита;

- при осуществлении аудита, по итогам которого предусматривается подготовка аудиторского заключения;

- если представление письменной информации предусмотрено договором оказания аудиторских услуг.

Письменная информация должна содержать следующие реквизиты:

- название документа;

- исходящий номер и дату подписания письменной информации аудиторской организацией;

- указание на лицо, которому адресуется письменная информация в соответствии с договором оказания аудиторских услуг;

-реквизиты аудиторской организации;

-реквизиты аудируемого лица;

-основание для проведения аудита (дата и номер договора оказания аудиторских услуг);

-период, за который проводился аудит; даты начала и завершения аудита.

В содержательной части письменной информации в обязательном порядке приводятся следующие сведения:

• выявленные в ходе аудита существенные нарушения установленного законодательством порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, влияющие или могущие повлиять на ее достоверность;

• результаты проверки организации и ведения бухгалтерского учета, составления соответствующей отчетности и состояния системы внутреннего контроля экономического субъекта.

В дополнение к обязательным сведениям в зависимости от объема, масштабов и специфики аудиторской проверки, а также размеров и особенностей аудиторской фирмы (проведение проверки аудитором, работающим самостоятельно), размеров и особенностей экономического субъекта, подлежащего проверке, необходимо включать в письменную информацию аудитора следующие сведения:

- особенности проведения аудиторской проверки, предусмотренные договором (контрактом, письмом-обязательством) между аудиторской организацией и экономическим субъектом, а также выполнения работы, ставшие известными в ходе проверки;

- данные о количественном составе работников, выполняющих бухгалтерский учет, о структуре бухгалтерии и об особенностях применяемой системы бухгалтерского учета;

- перечень основных областей или направлений бухгалтерского учета, которые подлежали проверке;

- перечень замечаний, указаний на недостатки и рекомендаций;

- оценку (при наличии такой возможности) количественного расхождения отчетных и (или) налоговых показателей по данным экономического субъекта, и прогнозируемых по результатам проверки аудиторской организацией;

В случае подготовки аудиторской организацией заключения с выражением мнения, отличного от безоговорочно положительного, в письменной информации аудитора должна содержаться развернутая аргументация причин.

Письменная информация должна составляться не менее чем в двух экземплярах и иметь сквозную нумерацию страниц. Первая страница письменной информации оформляется на бланке аудиторской организации или имеет угловой штамп аудиторской организации.

Письменная информация подписывается всеми аудиторами, принимавшими участие в проверке. В случае, если аудиторскую проверку проводило несколько групп аудиторов, письменная информация может быть подписана их руководителями.

Письменная информация может быть передана только:

- лицу, подписавшему договор оказания аудиторских услуг;

- лицу, названному получателем письменной информации в договоре оказания аудиторских услуг;

- любому другому лицу — в случае письменного указания, полученного аудиторской организацией от лица, подписавшего договор оказания аудиторских услуг со стороны заказчика.

Письменная информация является конфиденциальным документом. Сведения, содержащиеся в ней, не подлежат передаче аудиторской организацией третьим лицам либо разглашению ее работниками и лицами, привлекаемыми к проведению аудита без письменного согласия заказчика, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Заказчик может распоряжаться сведениями, содержащимися в письменной информации, по своему усмотрению. Аудиторская организация не несет ответственности за разглашение конфиденциальной информации, произошедшее по вине заказчика.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.239.102 (0.007 с.)