ТОП 10:

Вопрос 27. Аудит учета затрат на производство и формирование себестоимости продукции, работ, услуг



Цель аудиторской проверки затрат на производство заключается в установлении достоверности и законности отражения указанных операций в учете и отчетности организации. В связи с этим основными задачами аудита затрат на производство является получение аудиторских доказательств в области:

– правильности отнесения затрат на производство продукции (работ, услуг) в соответствии с действующим законодательством;

– обоснованности разграничения источников возмещения различных затрат и правильности их распределения между отчетными периодами, незавершенным производством и готовой продукцией;

– правильности применения методов учета затрат и калькулирования себестоимости.

Цель и основные задачи аудита затрат на производство позволяют выделить основные направления проверки

До начала документальной проверки аудитору необходимо изучить организационные и технологические особенности предприятия, специализацию, масштабы и структуру каждого вида его производственной деятельности. На основе анализа учетной политики и особенностей производства аудитор выясняет обоснованность применяемого на практике метода учета производственных затрат и варианта сводного учета затрат.

Если в процессе проверки установлено, что в учетной политике обоснован метод учета затрат, отвечающий требованиям технологического процесса, а фактически элементы этого метода не используются, то аудитор должен зафиксировать данное отклонение в рабочих документах и определить его влияние на формирование себестоимости продукции. Если описанный в учетной политике метод учета затрат не соответствует особенностям технологического процесса, то аудитор может порекомендовать клиенту ряд изменений, которые позволят организовать производственный учет в соответствии с требованиями нормативных документов.

Важной особенностью аудита затрат является оценка правильности исчисления себестоимости продукции, которая выполняется путем арифметического контроля данных ведомости (производственного отчета) сводного учета затрат. При этом себестоимость выпуска продукции в условиях применения «позаказного» и «попередельного» метода учета затрат формируется как алгебраическая сумма затрат за период и изменений величины незавершенного производства, а в условиях нормативного метода — как алгебраическая сумма нормативной себестоимости выпуска продукции, изменений норм и отклонений от норм.

Выявленные в ходе проверки отклонения фиксируются в рабочих документах аудитора, определяется их количественное влияние на показатели отчетности.

При проверке операций по учету затрат на производство продукции (работ, услуг), необходимо руководствоваться положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденным приказом Минфина России от 06.05.1999 г. № 33н (далее — ПБУ 10/99), а для целей налогообложения — положениями Налогового кодекса.
Вопрос №28. Аудит правильности отражения расходов на продажу продукции и товаров.

Расходы, связанные с продажей продукции, товаров, работ и услуг, учитываются на счете 44 «Расходы на продажу». К ним относятся: расходы на затаривание и упаковку изделий на складах готовой продукции; расходы по доставке продукции на станцию отправления, погрузке в вагоны, суда, автомобили и другие транспортные средства; комиссионные сборы и отчисления, уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям расходы на рекламу; представительские расходы и другие, аналогичные по назначению расходы. Аудитору необходимо проверить:

— правильность включения затрат в состав расходов на продажу

— соблюдение установленных нормативов расходов на рекламу (при превышении установленных нормативов расходов т рекламу налогооблагаемая прибыль должна быть увеличена на сумму превышения);

— соблюдение основных положений по учету тары на предприятиях, а именно, правильное и своевременное документальное отражение операций по заготовлению, поступлению и отпуску тары на складах, в цехах, участках и других местах ее хранения;

— правильность ведения аналитического учета по счету 44 «Расходы на продажу» и ведомости;

— правильность составления бухгалтерских проводок по операциям с тарой;

— правильность отражения в бухгалтерском учете товарообменных операций или операций, осуществляемых на бартерной основе;

— соответствие записей синтетического и аналитического учете записям в главной книге (при журнально-ордерной форме учета) и балансе.

Нормативные документы и источники информации аналогичны используемым при аудите затрат, поскольку расходы на продажу также являются затратами, учитываемыми при формировании себестоимости продукции (товаров, работ, услуг) и изменяют порядок формирования финансовых результатов от продаж.

Аудитор должен проверить правильность списания расходов на про­дажу. Списание расходов на продажу в торговых организациях может осуществляться двумя способами: в полном объеме; пропорционально себестоимости проданных товаров (этим способом списываются только транспортные расходы, учтенные на счете 44) Конкретный порядок спи­сания расходов на продажу должен быть закреплен в учетной полити­ке организации. Пропорционально стоимости товаров, проданных в от­четном периоде, могут списываться только транспортные расходы орга­низации, учтенные на счете 44. Расчет транспортных расходов, подлежа­щих списанию делается ежемесячно.

Списание расходов на продажу в производственных организациях может производиться двумя способами:

■ в полном объеме (аналогично списанию затрат на торговых пред­приятиях);

■ с распределением между различными видами выпущенной продукции.

Расходы на упаковку и транспортировку готовой продукции произ­водственные организации могут списывать частично. Распределение ука­занных расходов между различными видами выпущенной продукции производится ежемесячно на основании данных о количестве, объеме или себестоимости выпущенной продукции. Порядок распределения рас­ходов между различными видами выпущенной продукции должен быть закреплен в учетной политике организации.

Расходы, относящиеся к проданной продукции списываются в дебет субсчета 90-2 «Себестоимость продаж», расходы, относящиеся к непро­данной продукции, продолжают числиться на счете 44.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.71.23 (0.006 с.)