Заповедей» политического консерватизма. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Заповедей» политического консерватизма.



1. вера в универсальность морального порядка и, напротив, в ограниченность человеческого разума;

2. стремление к постепенности и осмотрительности в политических преобразованиях (следование пословице «семь раз отмерь, один раз отрежь»);

3. следование обычаям и традициям;

4. приоритет стратегии над тактикой в принятии решений (для практикующих политиков);

5. убеждённость в неравенстве (классов, сословий, групп, элит и отдельных индивидов);

6. антиутопизм (негативное отношение к либеральным и леворадикальным проектам социально-политического переустройства);

7. уважение к институту частной собственности – праву наследования и т.д.;

8. догмат о несовершенстве человеческой природы, а как следствие – убеждённость в том, что несовершенный человек неспособен создать совершенное общество;

9. приоритет общества над индивидом;

10. приоритет того, что есть перед тем, что может быть (т.е. практики перед теорией, реальности перед утопией и т.д.)

 

М.А. Василик и М.С. Вершинин

 

Основные идеи консерватизма (из презентации Радикова):

1. общественное бытие индивида должно строиться в соответствии с традициями;

2. идея национального величия;

3. обществу присущи социальное неравенство и политическая конкуренция;

4. отказ от активного политического вмешательства в общественную жизнь;

5. пренебрежение к парламентаризму и выборным институтам власти.

Основные принципы консерватизма (из презентации Радикова):

1. общество - это система норм, обычаев, традиций, институтов, уходящих корнями в историю;

2. существующий институт предпочтительнее любой теоретической схемы;

3. ориентация на государственный авторитет;

4. пессимизм в оценке человеческой природы, скептицизм в отношении человеческого разума;

5. возможность социального равенства между людьми;

6. частная собственность - гарант личной свободы и социального порядка.

 

Шесть принципов английского консерватизма по К. Расселу:

 

1. вера в божественность законов, которые управляют обществом;

2. осознание неизбежности социального разнообразия как антитезы единообразию и эгалитаризму;

3. убежденность в необходимости обеспечения в цивилизованном обществе порядка и сохранения классовой структуры;

4. понимание неразрывности связи между частной собственностью и свободой;

5. вера в приоритетность традиций над предрассудками и проявлениями анархии;

6. признание не тождественности изменений и реформ, эффективности только осмысленного реформирования

 

Неоконсерватизм:

1. Приоритетность принципа свободы над принципом равенства

2. Равенство возможно только как равенство возможностей, но не как равенство условий и результатов

3. Социальный порядок реализуется, прежде всего, через общественную иерархию, которая возникает органически, естественным путем

4. Защищая идею свободы и прав человека, неоконсерватизм акцентирует внимание и на обязанностях человека перед самим собой и перед обществом.

5. Права человека только в сочетании с осознанием обязанностей и развитым чувством долга облагораживают личность.

6. В экономической области неоконсерватизм выступает за ограничение вмешательства государства в рыночную экономику.

Три основных принципа составляют суть неоконсервативной социальной доктрины:

1. принцип солидарности, основанный на представлении о единстве труда и капитала,

2. принцип справедливости, т.е. "справедливое распределение доходов и собственности", "справедливая заработная плата", "справедливая налоговая политика" и другие,

3. принцип субсидиарности – помощь для содействия самопомощи и частной инициативе.

Неоконсерватизм.

В первой половине 70-х гг. XXв. консерватизм в основном стал выступать в обличье неоконсерватизма. Его наиболее известные представители И. Кристол, Н. Подгорец, Д. Белл, 3. Бжезинский и другие сформировали ряд идей, ставших ответом на экономический кризис того времени, на расширение кейнсианства, массовые молодежные протесты, отразившие определенный кризис западного общества. Данная форма консерватизма удачно приспособила традиционные ценности к реалиям позднеиндустриального этапа развития западного общества. Многообразие стилей жизни и усиление всесторонней зависимости человека от технической среды, ускоренный темп жизни, экологический кризис, нарастание культурного разнообразия и снижение авторитета традиционных для Запада ориентации — все это породило серьезный ориентационный кризис в общественном мнении, поставило под сомнение многие первичные ценности европейской цивилизации.

В этих условиях неоконсерватизм предложил обществу духовные приоритеты семьи и религии, социальной стабильности, базирующейся на моральной взаимоответственности гражданина и государства и их взаимопомощи, на уважении права и недоверии к чрезмерной демократии, крепком государственном порядке. Сохраняя внешнюю приверженность рыночному хозяйствованию, привилегированности отдельных страт и слоев, неоконсерваторы четко ориентировались на сохранение в обществе и гражданине чисто человеческих качеств, универсальных нравственных законов, без которых никакое экономическое и техническое развитие общества не может заполнить образовавшийся в человеческих сердцах духовный вакуум.

Основная ответственность за сохранение в этих условиях человеческого начала возлагалась на самого индивида, который должен был прежде всего рассчитывать на собственные силы и локальную солидарность семьи, ближнего окружения. Такая позиция должна была поддерживать в индивиде жизнестойкость, инициативу и одновременно препятствовать превращению государства в «дойную корову», в силу, развращающую своей помощью человека. В то же время государство, по мысли неоконсерваторов, должно стремиться к сохранению целостности общества, к обеспечению необходимых индивиду жизненных условий на основе законности и правопорядка, предоставляя гражданам возможность образовывать политические ассоциации, к развитию институтов гражданского общества, сохранению сбалансированных отношений природы и человека. И хотя предпочтительным политическим устройством такой модели взаимоотношений государства и гражданина считалась демократия, все же теоретики неоконсерватизма настаивали на усилении управления обществом, на совершенствовании механизмов урегулирования конфликтов, снижении уровня эгалитаризма.

Конечно, неоконсерваторы не могли решить всех проблем. Предлагавшиеся ими программы стабилизации и роста не смогли найти адекватных механизмов решения проблем, связанных с инфляцией, вовлечением в жизнь уклоняющихся от труда слоев общества, урегулировать отношения богатых и бедных стран и т.д. Тем не менее эта доктрина представила человеку целостную картину мира, показала главные причины кризиса общества и способы выхода из него, согласовала моральные принципы с рациональным отношением к кризисному социуму, дала людям ясную формулу взаимоотношений между социально ответственным индивидом и политически стабильным государством. Неоконсерватизм служил защитой человека на новом технологическом витке развития индустриальной системы, определяя приоритеты его деятельности, курс государства, способный вывести общество из кризиса. На этой идейной основе стали синтезироваться многие гуманистические идеи либерализма, социализма и некоторых других учений.

 

Консервативный либерализм:

 

1. Роль государства должна быть сведена к абсолютному минимуму;

2. Налоги должны быть потрачены только на армию и быть абсолютно минимальны;

3. Нет социального страхования. Нет социальных пособий. Существует государственная и частная система пенсионного обеспечения;

4. Забота детей о родителях;

5. Системы здравоохранения и образования, частные;

6. Экономика должна основываться на свободной конкуренции;

7. Личная ответственность человека за свою жизнь;

8. Нежелание прибегать к административным мерам воздействия на значительную часть населения, признание неспособности решить сложнейшие вопросы современности административными методами.

9. Необходимость сохранить большинству народа определенное психологически комфортное состояние;

10. Избирательное отношение к опыту западных обществ, использованию лишь того, что отвечает органически сложившимся потребностям страны.

11. Ценность консервативного либерализма: он пытается прорабатывать либеральную парадигму, ее основные идеи и принципы на почвенном материале.

В качестве дополнения, т. к. относится не к консервативной идеологии, но ко всем идеологиям как таковым.

 

Подходы к идеологии в политологии:

 

1. Основу детерминистского подхода к проблеме взаимодействия идеологии и политики составляет трактовка идеологии как такого учения, которое вызывает к жизни ту или иную политическую практику, наделяя смыслом политическое действие. Среди наиболее известных авторов, представляющих этот подход, необходимо упомянуть, прежде всего, И. Малашенко, А. Мельвиля и Э. Баталова, Ю. Замошкина, У. Матца. Исследователи, придерживающиеся детерминистского подхода, рассматривают идеологию в качестве направляющей политическое действие силы, выступающей в роли предпосылки политики, формирующей политические ориентации, типы сознания и образцы поведения на основе той или иной идеологии.

2. Функциональный подход исходит из понимания идеологии как средства обеспечения функционирования социальной системы (Н. Луман, Т. Парсонс, О. Лемберг, Р. Кеохейн, Дж. Голдстейн и др.). Ключевыми функциями идеологии, определяющим образом влияющими на ее взаимосвязь с политикой, являются мобилизационная, ориентационная, интегративная функции, а также функция легитимации. Исследователи функционального направления также подчеркивают, что роль идеологии заключается в том, что она способна давать системные объяснения действительности, задавать контекст социальных взаимодействий, структурировать общественные системы, определять общепризнанные ценности и ориентации, способные направлять политическое действие.

 

3. Основу конструктивистского подхода составляют теории идеологии, опирающиеся преимущественно на теоретическое наследие представителей социологии знания и «социального конструкционизма» в лице наиболее ярких представителей этих течений – Карла Мангейма («Идеология и утопия»), Питера Бергера и Томаса Лукмана («Социальное конструирование реальности»). С точки зрения ученых-конструктивистов, ключевым элементом идеологического конструирования выступает механизм формирования идентичности – феномена, возникающего из диалектической взаимосвязи социальных субъектов и общества в целом. При этом, идентичность выступает как относительно стабильный элемент объективной (сформировавшейся и институционализированной) реальности. Важно отметить, что предлагаемая конструктивистами интерпретация идентичности и процесса ее формирования позволяет рассматривать современную внешнеполитическую идеологию США как ключевой фактор трансформации международного порядка, а также актуализировать проблему динамики и перспектив трансформации национальногосударственной идентичности США.

 

Исследователи, работающие в рамках коммуникативного подхода, исходят из того, что в современном мире идеология выступает не столько в качестве орудия социально-классовой борьбы или инструмента социального господства, сколько, напротив, в роли средства обеспечения социальной коммуникации. Коммуникативный подход принято связывать с именами таких исследователей, как Клиффорд Гирц и Поль Рикёр, связывавших идеологию с символической структурой социального действия и приписывавших ей, главным образом, интегративные функции. Известными специалистами в области коммуникативного подхода являются также С. Уолт, Дж. Оуэн, М. Хант, А. Соловьев и др. По мнению этих и других исследователей социальная природа политической коммуникации обусловливает выдвижение на первый план в идеологическом процессе символов, посредством которых происходит наделение смыслом и придание значения тем или иным социальным объектам. Это объясняется тем, что влияние идеологии на процесс коммуникации выражается в стремлении первой придать последней предельно абстрактный и универсальный характер, содержание которого определяется общепонятными символами. Важно отметить, что в рамках коммуникативного подхода проблема взаимоотношения идеологии и политики рассматривается, главным образом, с точки зрения взаимодействия политических акторов с властными центрами (центром), претендуя на объяснение этой проблемы в контексте информационнокоммуникативных политических взаимодействий. Поскольку для сохранения механизма политического властвования жизненно необходимо обеспечить контакт управляющих и управляемых («элит» и «неэлит», центра и периферии и т.д.), их объединение в относительно гомогенную политическую общность, то сам факт осуществления коммуникации становится ключевым событием мира политики, важнейшим способом ее социального воспроизводства.

35. Основные механизмы политического участия социальных групп (концепция заинтересованных групп А. Бентли) (И. Фомичев)

Источники:

1) Политология. Политическая теория, политические технологии. - А. И. Соловьев;

2) Политология - Мухаев Р. Т.

Социальная группа - это объединение людей, основанное на их участии в некоторой деятельности, связанное системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными институтами.

Пять признаков социальной группы:

1) наличие внутренней организации;

2) общая цель;

3) образцы групповой деятельности;

4) групповые формы социального контроля;

5) интенсивные групповые взаимодействия.

В Презентации выделяется три типа групп - традиционные (человек живет в них с рождения), институциональные (складываются внутри государства и проводят свое влияние внутри него и посредством него) и ассоциативные (добровольные объединения людей, ставящее задачу, связанную с их общими интересами, устремлениями и взглядами).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 540; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.113 (0.019 с.)