Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие культуры речи. Ее правильность и мастерствоСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Отношение речи оратора (говорящего или пишущего) к нормам литературного языка, его правильности, чистоте и выразительности лежит в основе стиля. В разных условиях употребления языка складываются так называемые нормы речи, то есть стилистические нормы. Соответствие наших высказываний общим языковым и частным речевым нормами и составляет культуру речи оратора, культуру речи определенной среды или всех носителей данного языка. Под культурой речи понимается владение нормами образцового языка: произношения, ударения, словоупотребления, грамматики - а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями, предметом и обстановкой речи. Принято говорить о двух уровнях освоения языковой личностью литературного языка: о правильности и о мастерстве. Правильность речи (то, что в старину называли ее грамматикой) как раз и предполагает соблюдение норм на всех речевых уровнях. Под мастерством речи понимается успешное использование таких положительных качеств речи, как точность, логичность, чистота, богатство, уместность, выразительность, простота и краткость. Кроме требований правильного использования языка и названных положительных качеств речи, к культуре речи относят этические правила ее ведения: речевые формулы приветствия, прощания, извинения, просьбы, вопроса, благодарности, обращения и др. Деловой этикет предполагает, например, использование в начале письма такой формулы: Уважаемый господин…. Заключительная формула вежливости: Искренне Ваш…. Этикет речи находит отражение не только в собственно словесных формулах, но и в таких требованиях, как: быть правдивым, объективным, нельстивым, неназойливым и др. Лесть, хвастовство, грубость, словесная неряшливость и другие отрицательные качества содержания являются прямыми или негласными запретами в стилистике общения. Таким образом, культурная речь должна быть не только правильной, но и этичной, а также отвечающей ожиданиям точности, логичности, выразительности и т.д. Нормы языкового употребления разделяются на следующие разновидности: - орфоэпические, то есть правила произнесения слов и словосочетаний, нормы ударения и интонации; - морфологические, то есть нормы употребления правильных форм слов: офицер ы, съел две кильки (только как неодушевленное существительное), хотим (неверно - "хочем"); - словообразовательные нормы, которые используются как общепринятые модели образования слов. Например: рецензент (неверно - "рецензер" или "рецензист"); - лексические нормы предполагают употребление слов и сочетаний в устойчивых значениях. Например, слово знаковый (имеющий отношение к знаку) сейчас иногда ошибочно употребляется в значении "значительный", "значимый" («знаковая речь президента»); - синтаксические нормы, которые действуют в сфере употребления словосочетаний, простых и сложных предложений и допускают больше вариантов. Однако и здесь действуют правила смысловой и формальной сочетаемости слов. Например, будет ошибочной фраза: Нам следует извлечь эти ошибки ( надо сказать: Нам следует извлечь уроки из этих ошибок); - орфографические нормы, которые регулируют правильность написания слов; - нормы постановки знаков препинания (пунктуационные), которые обеспечивают правильность понимания строения предложения при его разделении на смысловые части. Общие нормы литературного языка изучаются в школе. Их освоение обеспечивается изучением правил, многочисленными упражнениями, чтением и пересказом учебников и образцовых текстов, а также написанием сочинений, эссе и других творческих работ. Речевые нормы действуют на уровне жанров и их групп. Так называемые функциональные стили: деловой, научный, публицистический, художественный и разговорный - представляют каждый внутри себя совокупность жанров, точнее жанрово-ситуативных стилей той или иной сферы употребления языка.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-28; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.250.86 (0.006 с.) |