Курс на строительство развитого социализма и преобладание тоталитарного режима в болгарии (1971 -1989 гг. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Курс на строительство развитого социализма и преобладание тоталитарного режима в болгарии (1971 -1989 гг. )



В 70-е годы на основании заключенных договоренностей СССР поставлял Болгарии в огромном количестве и по низким ценам нефть, уголь, металл, древесину и т.д. Уникальные экономические условия, которых Живков добился от советского руководства, некоторое время создавали впечатление подъема в народном хозяйстве Болгарии. За счет полученных от перепродажи в третьи страны советского сырья и электроэнергии долларов страна начала создавать престижные отрасли экономики - электронику, робототехнику, лазерную технику, тяжелое машиностроение. В 1981 г. на ХХУІ съезде КПСС и ХІІ съезде БКП был, выдвинут лозунг: «Два съезда – одна цель», затем он трансформировался в лозунг «Две партии – одна цель». В то же время традиционные для Болгарии текстильная, пищевая промышленность, сельское хозяйство приходили в упадок. Негативные последствия ошибочной инвестиционной политики начали проявляться к середине 80-х годов, когда резервы были "съедены", а советская нефть перестала литься в Болгарию рекой. Болгария стремительно приближалась к глубочайшему экономическому кризису. Страна с традиционно развитым аграрным сектором встала перед продовольственным кризисом.

Заметные перемены произошли в сфере высшего образования. С 1950 по 1982 г. численность студентов возросла в Болгарии в 3,5 раза, при этом быстро развивалась подготовка технических кадров. Расширилось социальная база студенчества. До второй мировой войны, выходцы из рабочих и крестьян составляли 3-4%, в годы социалистического строительства все студенты рабоче-крестьянского происхождения составляли 35-40%, а среди обучающихся без отрыва от производства 70-80%. Болгария занимала первое место в мире по распространению советских книг на русском языке.

В апреле 1985 г. из Москвы подул ветер перемен. Политическое чутье подсказывало Живкову, что "перестройки" не избежать и Болгарии. На июльском пленуме ЦК БКП в 1987 г. он выступил со своей концепцией «переустройства» в Болгарии. Основой этой концепции были равенство и многообразие форм собственности, освобождение компартии от управления государством, самоуправление фирм и общин. Начавшиеся на основе июльской концепции хозяйственные и политические реформы преследовали цель модернизировать существовавший режим, не изменяя его природы и сущности. Основной заботой партийной верхушки по-прежнему оставалось сохранение своих господствующих позиций. Болгарский лидер был готов осуществить любую реформу, кроме одной - лишиться своей неограниченной власти. А поскольку все решения в последние годы принимались им единолично или в узком кругу приближенных, то он стал в глазах народа олицетворением самой тоталитарной системы и всех ее пороков. Поэтому когда в болгарском обществе назрели подлинные, глубокие перемены, Т. Живков стал первой жертвой, принесенной на их алтарь.

28.Попытки модернизации коммунистической власти и крушение социалистической власти в Болгарии.(ноябрь 1989 – ноябрь 1991гг)

Отставка Т. Живкова позволила в ноябре 1989 г. вывести из руководства БКП представителей так называемого „консервативного“ крыла. Сам Т. Живков в декабре был исключен из партии, а затем подвергнут судебному преследованию.

На состоявшемся в декабре 1989 г. пленуме обновленный ЦК БКП подтвердил свою приверженность „социалистическому выбору“. Рассматривая вместе с тем необходимость перемен в качестве насущной общественной потребности, ЦК постановил разработать новый избирательный закон, провести не позднее мая 1990 г. парламентские выборы, создать законодательную базу для осуществления реформ в области экономики и т.д.

Одновременно в декабре 1989 г. возникшие оппозиционные партии (БЗНС „Н. Петков“, Болгарская социал-демократическая партия, Радикально-демократическая партия) и движения („Экогласность“ и др.) объединились в Союз демократических сил (СДС). Выступая с антикоммунистических позиций, СДС поставил вопрос о роли и месте БКП в общественно-политической системе страны. Под давлением оппозиции Народное собрание в январе 1990 г. отменило положение ст. 1 конституции, провозглашавшее БКП „руководящей силой в обществе и государстве“.

Проблемы разделения партийных и государственных структур, проведения парламентских выборов на многопартийной основе, созыва Великого народного собрания явились предметом обсуждения Национального круглого стола (январь-март 1990 г.).

Идея созыва Национального круглого стола родилась в ходе событий, развернувшихеся вокруг принятого в декабре 1989 г. постановления о восстановлении гражданских прав мусульманского населения Болгарии. Его противники провели многочисленные акции протеста, кульминационной точкой которых стал организованный 7 января 1990 г. митинг в Софии. СДС на демонстрации 14 января осудил проявления национализма и шовинизма и использовал момент для выдвижения ряда политических требований. Во избежание усиления конфронтации председатель Народного собрания С. Тодоров предложил сформировать из представителей БКП, СДС, а также религиозных групп и турецкого меньшинства Общенародный комитет национального примирения. Тем самым были заложены необходимые основы для начала работы Национального круглого стола.

Национальный круглый стол, в котором приняли участие представленные в парламенте БКП и БЗНС, оппозиционный СДС, а также профсоюзные и др. организации, стал определенного рода надпарламентским органом. Он подготовил условия для созыва Великого народного собрания с целью принятия новой конституции. По договоренности, достигнутой между его участниками, парламентские выборы в были назначены на июнь 1990 г. До этого момента БКП оставалась правящей партией. В принципе, оная была не против разделить власть, а вместе с ней и ответственность с другими общественно-политическими силами. На внеочередном XIV съезде БКП (30 января—2 февраля 1990 г.) прозвучало предложение образовать „правительство национального согласия, способное вывести страну из кризиса“. Но поскольку данное предложение было отклонено не только оппонентом компартии – СДС, но и ее традиционным партнером – БЗНС, пришлось сформировать однопартийный кабинет во главе с Андреем Лукановым.

Предвыборная борьба развернулась, главным образом, между двумя ведущими политическими силами: БКП, которая в соответствии с результатами общепартийного референдума в апреле 1990 г. была переименована в Болгарскую социалистическую партию (БСП), и СДС.

Хотя к декабрю 1990 г. число членов БСП сократилась наполовину, тем не менее, она продолжала оставаться наиболее крупной партией. При выработке своей предвыборной платформы ею была принята во внимание проявлявшаяся в общественных настроениях двойственность: стремление к радикальным переменам и одновременно - к сохранению стабильности. Социалисты попытались представить себя как силу, не только начавшую демократические преобразования в обществе, но и единственно способную довести их до конца, обеспечивая при этом максимальную защиту социальных интересов населения. При этом, однако, стратегические цели и отдельные аспекты будущей политики конкретно не определялись. Предвыборная платформа СДС, наоборот, являлась программой действий. Ею предусматривалось утверждение в Болгарии рыночной экономики, демократического парламентаризма, правового государства, гарантирующего гражданские свободы. Тактические линии БСП и СДС в проведении избирательной кампании также существенно различались. Первая демонстрировала умеренность и терпимость, воздерживаясь от резких нападок на оппозицию, тогда так второй действовал агрессивно-наступательно.

В результате выборов из 400 мест в Великом народном собрании БСП получила 211, СДС – 144, БЗНС – 16. Кроме того, 23 депутата прошли от временно зарегистрированного Движения за права и свободы (ДПС), выражавшего интересы мусульманского, прежде всего турецкого, населения Болгарии. Процесс регистрации ДПС завершился лишь в 1992 г., когда Конституционный суд признал, что эта организация действительно не построена на расовой, религиозной или этнической основе, как того требует закон.

Оппозиция, не желая признать поражения, немедленно перешла в наступление. Лидер СДС Желю Желев охарактеризовал выборы как „свободные, но не честные“. 12 июня 1990 г. студенты высших учебных заведений Софии объявили трехдневную „оккупационную“ забастовку в ректорате Софийского университета, требуя предать гласности факты манипуляций и фальсификаций при проведении выборов, а также разбили в центре столицы палаточный городок, названный „городом истины“.

Главный свой удар оппозиция направила на исполняющего функции президента Петра Младенова. Он был обвинен в подстрекательстве в декабре 1989 г. к применению силы против демонстрантов. Попытки П. Младенова оправдаться ни к чему не привели. В июле 1990 г. он оставил пост президента страны, и Великое народное собрание избрало главой государства Ж. Желева. Таким образом, СДС, используя приемы плебисцитной демократии, удалось компенсировать свое поражение на парламентских выборах.

Однако напряжение в обществе, источником которого являлось противостояние между противниками БСП и ее сторонниками, не ослабевало.

Осенью 1990 г. на первый план вышли экономические проблемы. За первое полугодие 1990 г. объем производства сократился на 10% по сравнению с 1989 г., инфляция достигла 108%, значительно возросла безработица. В сентябре была введена карточная система распределения основных продуктов питания. Негативно на положении страны отразился кризис в Персидском заливе. Следуя решениям ООН, Болгария приостановила отношения с Ираком и в результате в 1990 г. недополучила 600 тыс. тонн нефти. В марте 1990 г. Болгария прекратила выплату своего внешнего долга, а в июне и процентов по нему. В то же самое время разработанный правительством А. Луканова при содействии специалистов из США и Международного валютного фонда проект программы реформ не был принят ни СДС, ни БЗНС. В сентябре 1990 г. премьер-министр А. Луканов признал, что страна находится на грани экономической катастрофы.

В ноябре 1990 г. СДС выступил с предложением в Великом народном собрании выразить вотум недоверия кабинету А. Луканова. Не получив поддержки, фракция СДС покинула парламент. После этого в борьбу вступил профсоюз „Подкрепа“. Им была объявлена всеобщая забастовка. 29 ноября А. Луканов вынужден был подать в отставку.

БСП в целях нормализации обстановки в стране пошла на взаимодействие с СДС в рамках коалиционного правительства, которое возглавил беспартийный Димитр Попов. Оппозиция получила четыре наиболее важных с точки зрения формирования экономической политики портфеля.

В итоге сложился паритет сил между БСП и СДС. Данное равновесие определило компромиссный характер принятой в июле 1991 г. новой конституции. Болгария, согласно конституции 1991 г., является парламентской республикой, базирующейся на таких основных принципах как гарантия прав и свобод граждан, социально-политический плюрализм и рыночная экономика. БСП не устраивало отсутствие в основном законе формулировки, определяющей Болгарию как „социальное“ государство, а СДС — недостаточный объем полномочий президента.

Утвердив конституцию, Великое народное собрание выполнило свое предназначение. Парламентские и местные выборы были назначены на осень 1991 г.

В феврале 1991 г. Болгария приступила к проведению рда реформ в сфере экономики. Они основывались на теории рыночного хозяйства с ее главными принципами — многообразием форм собственности, свободой предпринимательской деятельности, демонополизацией и свободной конкуренцией.

Правительство подготовило законопроекты, предусматривавшие „деколлективизацию“ сельского хозяйства и приватизацию мелких предприятий. Оно отказалось от контроля за ценами, доходами и валютными курсами, изменило условия кредитования на рыночные. Но поскольку у предприятий не было времени для основательной подготовки к новым условиям хозяйственной деятельности, принятые меры имели для них шоковые последствия.

Предпринятые кабинетом Д. Попова шаги обеспечили ему поддержку со стороны Евросоюза, предоставившего стране помощь в размере 13 млн. долларов на дальнейшее проведение реформ.

В октябре 1991 г. состоялись парламентские выборы. В них приняло участие 38 партий. Но только три из них сумели преодолеть 4% избирательный порог и провести своих депутатов в Народное собрание: СДС – 110, БСП – 106 и ДПС – 24.

В ноябре 1991 г. было образовано правительство СДС во главе с Филиппом Димитровым. При сложившемся соотношении сил в парламенте оно могло функционировать только опираясь на поддержку фракции ДПС. В январе 1992 г. в стране прошли президентские выборы, победу на которых одержал Ж. Желев.

29.Болгария в системе международных отношений (1971 -1991 гг)

Вопрос подписания мирного договора со странами антигитлеровской коалиции являлся главным ко внешней политике Болгарии до 1947 г. Наряду с этим приоритетным для нее было интенсивное развитие связей с СССР, выступавшим в роли патрона Болгарии, а также Югославией.

Осенью 1944 г. между Болгарией и Югославией начала обсуждаться проблема создания югославо-болгарской (южнославянской) федерации. На состоявшихся 30 июля - 1 августа 1947 г. межправительственных переговорах был подписан ряд соглашений и фактически парафирован текст бессрочного договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Руководство двух стран обсудило вопросы создания необходимых условий для объединения в рамках южнославянской федерации Пирннского края с Вардарской Македонией и присоединения Поморавья к Болгарии,

а также оказания совместной помощи греческим коммунистам в 1ражданской войне.

И. Сталин осудил действия Г. Димитрова и И. Броз Тито, признавших свою ошибку и согласившихся, что необходимо подождать до вступления в силу мирного договора Объединенных Наций с Болгарией.

Тем временем в Пиринском крае развернулась активная деятельность по пропаганде македонского языка, истории, культуры. В ней участвовали прибывшие из ФНРЮ учителя.

В январе 1948 г. Г. Димитров выступил перед иностранными журналистами с заявлением о перспективах создания федерации и установления таможенной унии, которыми были бы объединены все восточноевропейские страны «народной демократии» и даже Греция в случае победы там руководимых коммунистической партией партизанских сил Кремль счел необходимым дезавуировать заявление Г. Димитрова в специальном редакционном комментарии «Правды». Данный случай наряду с другими действиями руководителей Болгарии и Югославии был обсужден на трехсторонней встрече в Москве 10 февраля. Ее итогом стало подписание советско-болгарского и советско-югославского протоколов о взаимных консультациях по внешнеполитическим вопросам.

Во время совещания 10 февраля 1948 г. И. Сталин рекомендовал Югославии и Болгарии безотлагательно объединиться в федерацию. Однако на заседании политбюро ЦК КПЮ 19 февраля И Броз Тито отклонил ату идею. Последовавший в середине 1948 г. разрыв отношений СССР и блокировавшихся с ним стран, включая Болгарию, с Югославией окончательно снял с повестки дня вопрос о создании южнославянской федерации.

В 1948 г. Болгария заключила договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи с Советским Союзом, в фарватере которого она находилась. Отношения с СССР имели для Болгарии исключительное значение. Советский Союз поставлял сырье, топливо, необходимые технологии, в частности для военной промышленности, обеспечивавшей стране в 70-х - начале 80-х гг. треть валютных поступлений. После того как в июле 1973 г. пленум ЦК БКП утвердил «Основные направления всестороннего сотрудничества и сближения с СССР в период строительства развитого социалистического общества в НРБ», Т. Живков заявил, что Болгария и Советский Союз будут функционировать подобно «ели-ному организму, имеющему одни легкие и одну кровеносную систему». Однако при этом в указанный период действия партийного и государственного руководства Болгарии во внутренней и внешней, особенно региональной, политике отличались достаточной самостоятельностью и независимостью.

Отношения с Грецией Болгария нормализовала в 1964 г. В октябре 1969 г, было подписано болгаро-турецкое соглашение на основании которого за 10-летие, с 1969 по 1979 г., из Болгарии в Турцию на постоянное место жительства переехало около 50 тыс, этнических турок.

Длительное время остапались напряженными отношения между Болгарией и Югославией. Основной причиной тому являлся так называемый македонский вопрос. На состоявшемся в марте 1963 г. пленуме ЦК БКП фактически признал HP Македония, подчеркнув, что население Пиринской Македонии представляет собой неотъемлемую часть болгарской нации и попытки югославской стороны рассматривать его как македонское национальное меньшинство являются грубым вмешательством во внутренние дела НРБ.

Шагом к нормализации двусторонних отношений стала достигнутая в 1965 г. между БКП и СКЮ договоренность отказаться от политических споров по македонскому вопросу, превратив его в предмет исключительно научных дискуссии. В 1966 и 1967 гг состоялись встречи и переговоры на высшем партийно-государственном уровне. На них было подтверждено стремление к утверждению в двусторонних отношениях принципов невмешательства во внутренние дела, взаимной выгоды и уважения государственного суверенитета.

Вместе с тем в 1968 г, Институт истории БАН подготовил ис-торико-политическую справку «Македонский вопрос», в которой констатировалось, что 2/3 населения СР Македонии является болгарским «по своему происхождению». К югославской стороне были предъя&пены следующие требования: «прекратить фальсифицировать историческую истину, отказаться от любых претензий на Пи-ринский край и предоставить право той части населения СР Македонии, которая обладает болгарским сознанием, свободно определять и выражать свою национальную принадлежность». В 1978 г. МИД НРБ выступил со специальной декларацией, разъяснявшей позицию Болгарии по ряду спорных вопросов. За основу декларации были взяты положения справки Института истории БАН.

После смерти И. Броз Тито в 1980 г. наметилась тенденция к активизации болгаро югославских отношений. В начале 80-х гг. заметно увеличился объем торговли между двумя странами, в пограничных городах прошли митинги дружбы и т.д.

С середины 60-х гг. Болгария начала развивать связи со странами Западной Европы. В 70-е гг. ею были заключены соглашения об экономическом и научно-техническом сотрудничестве с Францией, Италией, Великобританией, ФРГ, Финляндией, Голлан-дией и Бельгийско-Люксембургским союзом.

Важным направлением внешней политики Болгарии ладилось укрепление ее отношений с развивающимися странами. Ливия стала третьим по значимости торговым партнером Болгарии после Советского Союза и ГДР.

В 70-е гг. ею были заключены соглашения об экономическом и научно-техническом сотрудничестве с Францией, Италией, Великобританией, ФРГ, Финляндией, Голлан-дией и Бельгийско-Люксембургским союзом.

Важным направлением внешней политики Болгарии ладилось укрепление ее отношений с развивающимися странами. Ливия стала третьим по значимости торговым партнером Болгарии после Советского Союза и ГДР.

В начале 80-х гг. НРБ имела дипломатические отношения со 116 государствами, торговые — со 112 и культурные — со 132.

С целью укрепления авторитета Болгария в 70-е гг. неоднократно выступала инициатором проведения различных международных форумов, в частности детской ассамблеи «Знамя мира», встречи писателей «Писатель и мир» и т. п В 1981 г. Болгария предложила провести встречу руководителей балканских стран на высшем уровне в Софии, чтобы обсудить практические вопросы превращения Балкан в зону, свободную от ядерного оружия.

С начала 80-х гг. Болгария начала испытывать внешнеполитические затруднения. Она была обвинена в причастности к организации террористических актов, в контрабанде наркотиков и оружия. В 1982 г. США приостановили сотрудничество с Болгарией по вопросу о контроле над производством и продажей наркотиков. В середине 80-х гг. осложнились ее отношения с Турцией в связи с «возродительным» процессом на фоне изменившейся политики Советского Союза. Охлаждение болгаро-советских отношений явилось одним из основных внешних факторов, предопределивших падение Т. Живкова, а с ним и завершения целой эпохи в истории Болгарии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-28; просмотров: 469; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.123 (0.023 с.)