Югославия в условиях самоуправленческого социализма. 1950-60гг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Югославия в условиях самоуправленческого социализма. 1950-60гг.



Вопросы управления народным хозяйством стали главными в повестке дня VI съезда КПЮ в 1952 г. Съезд одобрил курс на перестройку экономики страны на принципах общественного самоуправления. На съезде было принято решение о переименовании коммунистической партии в Союз коммунистов Югославии (СКЮ), что как бы подчеркивало самостоятельность югославских коммунистов по отношению к КПСС. Народный фронт, в который входили КПЮ, Союз молодежи, профсоюзы и другие общественные организации, получил новое название - Социалистический союз трудового народа Югославии.

Изменения в народном хозяйстве, в социально-политической сфере были юридически закреплены в конституционном законе, который можно приравнять к конституции, принятом в январе 1953 г. Главой государства становился президент. Союзная народная скупщина претерпела изменения, вместо Веча национальностей создавалось Вече производителей. Федеральное правительство было переименовано в Союзное исполнительное вече (СИВ). Сменили названия и федеральные министерства. Они стали называться секретариатами. Президентом ФНРЮ был избран И.Тито, а вице-президентом - Н.Ранкович, долгое время руководивший органами безопасности.

В июне 1955 г. был принят Общий закон об устройстве общин и районов, направленный на дальнейшее развитие и совершенствование системы самоуправления. Общины (или коммуны) провозглашались первичными организациями местного самоуправления трудящихся. Скупщина общины избиралась всеми гражданами, проживающими или работающими на ее территории, ей принадлежала вся полнота местной административной и распорядительной власти.

В апреле 1963 г. после всенародного обсуждения Союзная скупщина ФНРЮ приняла новую конституцию. Страна получила новое название - Социалистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ). Конституция провозгласила право на труд, 42-часовую рабочую неделю, оплачиваемый отпуск, образование, социальное обеспечение, минимальный личный доход. Союзная скупщина имела 5 палат. Однако вскоре было решено вернуться к двухпалатной системе. Новая конституция вводила принцип сменяемости выборных должностных лиц и депутатов (ротации) через каждые 2 года. Был также утвержден закон о создании конституционного суда Югославии.

В текст конституции со временем были внесены поправки (1967, 1968 и 1971 гг.), в результате чего был создан Президиум федерации, выполнявший функции коллективного руководящего органа. В его состав входили представители республик (по 3 человека) и автономных краев (2 человека). После принятия поправок расширились права республик и автономных краев. Они получили большую самостоятельность в экономике за счет центральных органов власти. Изменилось название трудовых коллективов. Они стали называться Организация объединенного труда (ООТ). Были расширены права предприятий. После всех отчислений в государственные фонды у них стало оставаться 2/3 чистого дохода.

В июле 1965 г. Союзная скупщина приняла ряд законодательных актов, положивших начало новой социально-экономической реформе. Ее основные цели и задачи сводились к следующему: переход к интенсивному хозяйствованию; ликвидация диспропорций между отраслями экономики и ее стабилизация; повышение производительности труда; активное включение страны в международное разделение труда.

Вводились также некоторые принципы рыночной экономики, чтобы обеспечить конкурентоспособность югославской промышленности на внутреннем и международном рынках. В связи с этим предусматривалась отмена монополии на внешнюю торговлю, льготы для предприятий, модернизировавших оборудование и технологические процессы. Налог с оборота с предприятий взимался после реализации продукции. Отменялись государственные дотации нерентабельным предприятиям, а сами они попадали под так называемое принудительное управление со стороны государственных органов. Сократились федеральные фонды капиталовложений в неразвитые регионы. Лица, не сумевшие трудоустроиться в Югославии, получали право на свободный выезд из страны. Еще большую самостоятельность получили республики и края.

В ходе внедрения реформы в жизнь выявились и положительные, и отрицательные ее стороны. С одной стороны, увеличились темпы прироста промышленного производства. Возросла рентабельность предприятий, модернизировалось их оборудование. В результате 2/3 прироста прибыли достигались за счет роста производительности труда. Однако рост потребление, значительно увеличение импорта нарушили стабильность экономики. Стремительно стала расти внешняя задолженность страны. Обострилась проблема трудоустройства. С начала 70-х гг. наблюдается рост безработицы. Свыше 1 млн. граждан Югославии вынуждены были искать заработки за рубежом. Еще более увеличились диспропорции в уровне экономического и культурного развития отдельных республик и автономных краев СФРЮ, а также в уровне жизни отдельных граждан.

 

36.место социалистической югославии в системе международных отношений 1945-60 гг После окончания второй мировой войны возрос международный вес новой Югославии. Она стала одним из 50 государств, принявших участие в создании ООН. Международные связи с СССР и другими странами Центральной и Юго-Восточной Европы развивались весьма плодотворно. С ними были заключены договоры о дружбе и взаимопомощи.

Изменения в экономической и социально-политической сферах жизни Югославии, избравшей путь строительства социализма, практически устранившей все оппозиционные силы, вызвали весьма негативную реакцию США и Англии. Вашингтон отказался вернуть золотой запас Югославского банка. В западной оккупационной зоне Германии была задержана дунайская речная флотилия, угнанная гитлеровцами из Югославии. С началом “холодной войны” бежавшие из страны и ушедшие в подполье усташи и четники стали получать политическую и материальную поддержку западных стран. С большим трудом решался вопрос о более справедливой границе ФНРЮ с Италией. При активной помощи Советского Союза ей были возвращены регионы с преобладанием югославянского населения, отданные Антантой Италии в 1919 г. (полуостров Истрия, г.Риека, часть территории Далмации, Кварнерские острова). Триест и его окрестности, которые до войны принадлежали Италии, были освобождены НОАЮ в начале 1945 г. и на долгие годы стали предметом спора между двумя этими государствами.

Внешнеполитический курс Югославии существенно изменил советско-югославский конфликт 1948 г. Хронологически его возникновение совпало с началом “холодной войны”, резким обострением противоборства между СССР и США на международной арене. Состоявшееся в сентябре 1947 г. совещание 9 коммунистических партий в Польше, на котором было создано Информационное бюро (Коминформ), констатировало распад антигитлеровской коалиции и раскол мира на два противостоящих военно-политических лагеря. Так и не решенной осталась проблема Германии, разделенной на оккупационные зоны. США не собирались уходить из Европы.

В этих условиях, по мнению Кремля, нужна была полная мобилизация и единогласие всех государств, входивших в сферу влияния СССР. Но эти установки не находили полной поддержки у югославского руководства, проводившего в определенной степени автономную политику на Балканах, ответственность за которую Запад возлагал на Советский Союз. Это были, в частности, ввод югославских военных частей в Албанию, помощь греческим партизанам в гражданской войне, озвученная Г.Димитровым в начале 1948 г. идея создания федерации или конфедерации государств Центральной, Юго-Восточной и Южной Европы от Польши на севере до Греции на юге, что таило для СССР угрозу потери влияния в только что созданной им зоне собственной безопасности в Европе.

В феврале 1948 г. состоялся жесткий разговор И.Сталина и В.Молотова с болгарской и югославской делегациями, в ходе которого советская сторона настаивала на полной координации всех внешнеполитических действий своих балканских союзников с Москвой и их полном послушании. На заседании политбюро ЦК КПЮ 1 марта 1948 г. И.Тито высказал мнение, что отношения между ФНРЮ и СССР зашли в тупик, что в деле экономического и военного строительства нужно ориентироваться на собственные силы.

Информация об этом очень скоро достигла Кремля. 18 марта из Югославии были отозваны все советские военные советники, на следующий день - гражданские специалисты. Началось долгое выяснение отношений путем переписки, завершившееся принятием совещанием Коминформа в Бухаресте летом 1948 г. резолюции, обвинявшей руководство КПЮ в переходе на позиции буржуазного национализма, в предательстве интересов рабочего класса и социализма. После неудачного обращения к V съезду КПЮ конфликт принял необратимый характер.

Оказавшись в изоляции от СССР и стран народной демократии, югославское руководство сконцентрировало свои внешнеполитические усилия на налаживании добрососедских отношений с государствами Запада и несоциалистическими балканскими странами - Грецией и Турцией. Успешная внешнеполитическая деятельность Югославии и невысокий авторитет как страны, внесшей большой вклад в разгром фашизма, способствовали установлению в начале 50-х гг. добрососедских отношений с основными государствами Запада. В 1954 г. были урегулированы отношения с Италией, в результате чего был мирно решен вопрос о г. Триесте и прилегающих к нему территориях. В 60-70-е годы СФРЮ удалось заключить договоры с развитыми странами Европы и Америки об улучшении социально-политического статуса югославян, нашедших себе работу в этих государствах. Существенное значение для нормализации советско-югославских отношений имели переговоры на высшем уровне 1955 г., которые завершились подписанием Белградской декларации, а также Московское заявление руководителей СССР и Югославии 1956 г. Торгово-экономическое сотрудничество строилось на долгосрочной основе. В 70 - 80-х гг. СССР занимал первое место в экспорте СФРЮ и второе место в ее внешнеторговом обороте. С 1964 г. СФРЮ являлась членом-наблюдателем СЭВ.

Советско-югославские отношения середины 50 - 80-х годов нельзя однозначно назвать позитивными. Югославия осудила акции СССР в Венгрии в 1956 г., Чехословакии в 1968 г., Афганистане в 1979 г. Последовательная в своей внешней политике Югославия была на стороне арабских стран в годы арабо-израильских конфликтов, осуждала политику США во Вьетнаме, Ливане и в отношении Кубы. Со всеми пограничными странами СФРЮ имела добрососедские отношения. Исключение составила Албания, которая поддерживала сепаратистские настроения албанцев в автономном крае Косово. Средства массовой информации этой страны открыто призывали к свержению существующего в Югославии государственно-политического строя. Пропаганда НРА в немалой степени способствовала волнениям в Косово в 1968 и 1981 гг.

Новые возможности для дипломатической активности Югославии создал начавшийся в 40-е годы распад колониальной системы и появление новых государств, которые искали свое место в разделенном на противостоящие военно-политические блоки мире. СФРЮ, стремившаяся поддерживать с ними хорошие отношения, использовала эту возможность для того, чтобы возглавить нарождающийся “третий мир”.

В середине 50-х - начале 60-х годов в югославских внешнеполитических документах все чаще начинает встречаться термин “неприсоединение”. В июле 1956 г. состоялись переговоры между И.Броз Тито и главами развивающихся стран - Индии и Египта, результатом которых стало подписание И.Тито, Д. Неру и Г. Насером так называемой Брионской декларации. В ней говорилось о неприсоединении этих трех стран к военным блокам противостоящих государств: стран - членов НАТО и стран Варшавского договора. В сентябре 1961 г. Белград стал местом проведения первой конференции глав государств и правительств неприсоединившихся стран Азии, Африки, Латинский Америки и Югославии.

В условиях “холодной войны” неприсоединение к военно-политическим блокам нашло положительный отклик среди развивающихся стран. Эта своего рода политика “равноудаленности” позволяла многим государствам, включая Югославию, извлекать дипломатические и материальные выгоды из своего положения, поддерживая, например, ту или иную внешнеполитическую акцию Москвы или Вашингтона. Политика неприсоединения нашла свое отражение в ряде конституционных документов и партийных съездов как основы внешнеполитического курса государства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-28; просмотров: 463; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.141.6 (0.01 с.)