Варианты Задержанного развития
Показатели развития
| Темпово задержанный тип развития (гармонический инфантилизм)
| Неравномерно задержанный тип развития (дисгармонический инфантилизм)
|
|
|
|
Внешний вид, специфика поведения
| Выглядит младше своего возраста, живой, непосредственный, грацильныи
| Выглядит как и при гармоническом инфанти
лизме, но могут присоединяться нарушения зрения, соматические заболевания (разной степени выраженности)
|
Особенности латерализа-ции (доминирование парных органов чувств, рук, ног)
| Особенности латерализации не специфичны: у ребенка может быть как типичная латерали-зация, так и наблюдаться знаки левшества
| Чаще выявляются знаки левшества, особенно при наличии соматических заболеваний
|
Темповые характеристики деятельности, работоспособность
| Могут быть самыми разнообразными, чаще наблюдается импульсивность, свойственная более младшему возрасту, низкая работоспособ
ность во всем, что не касается игровой деятель
ности
| Работоспособность снижена. При соматических заболеваниях может быть снижена существенно. Темповые характеристики могут быть как
снижены, так и условно нормативны: все зави
сит от характера задания
|
Сформированность регуляторных функций (произвольность регуляции собственных действий, самоконтроль)
| Регуляторные функции сформированы недостаточно, но гармонично по отношению к уровню общего психического развития
| Могут быть несколько более зрелыми, чем при темпово задержанном типе развития.
|
Адекватность
| Достаточная в соответствии с актуальным психофизическим развитием
| Достаточная
|
Критичность
| Достаточная в соответствии с актуальным психофизическим развитием
| Достаточная, но может быть несколько снижена
|
Обучаемость
| Достаточная в соответствии с актуальным психофизическим развитием
| Достаточная по возрасту
|
Развитие когнитивной сферы
| Соответствует уровню актуального психофизического развития, на котором находится ребенок
| Какая-либо специфика отсутствует. Когнитивная сфера может быть развита достаточно (являться условно нормативной и соответствовать паспортному возрасту)
|
Игровая деятельность
| Все составляющие игры (интересы, мотивация, операциональная сторона) соответствуют показателям того возраста, который демонстрирует ребенок (уровню актуального психофизического развития)
| В игре более выражены (по сравнению с темпово задержанным типом развития) аффективные компоненты. Игровые интересы в целом соответствуют возрасту ребенка. В играх, как правило, старается занять ведущие позиции, может быть эмоционально неуравновешен
|
Особенности эмоционально-личностного развития
| Живой, непосредственный, инфантильный. У школьников преобладает игровая мотивация и выраженные игровые интересы. Может быть как пуглив в контактах со сверстниками, так и адекватен
| В целом преобладает игровая мотивация, игровые интересы. Дети могут быть капризны, упрямы в связи с некоторой аффективной неустойчивостью. Самооценка, как правило, несколько завышена, в основном за счет снижения критичности
|
Необходимая развивающе-коррекционная работа
| Развивающая работа, специфичная для того возраста, который демонстрирует ребенок. Развитие, в первую очередь, произвольной регуляции, двигательная и когнитивная коррекция. Работа проводится через игровой компонент с учетом игровой мотивации
| Преимущественно коррекционная работа, развивающая произвольную регуляцию, в том числе двигательную коррекцию, коррекцию аффективной сферы (гармонизация базовых аффективных составляющих, «выравнивание» их в соответствии с возрастными требованиями). Работа проводится через игровой компонент с учетом игровой мотивации
|
Другие специалисты, необходимые ребенку
| В некоторых случаях необходимо подключение логопеда по формированию звукопроизно-шения
| Семейный психотерапевт (для разъяснительной работы с родителями). При наличии соматических заболеваний - профильный специалист
|