Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развития России в атр в ххi веке
Идея Байкальского экономического форума родилась в ходе Санкт-Петербургского форума как его продолжение для Восточной части страны. Она была одобрена рабочим совещанием представителей Республик Бурятия и Саха (Якутия), Иркутской, Новосибирской и Читинской областей, Красноярского края, а также поддержана Советом Федерации и Государственной Думой. Цель Байкальского экономического форума заключается в том, чтобы сформировать взвешенный государственный подход к развитию Сибири и Дальнего Востока, а также районов Севера как крупнейших частей России, как составной части в процессе межрегиональной и мировой экономической интеграции ХХI века. Форум является важнейшим механизмом выработки практических предложений в области рационального использования природных ресурсов, развития энергетики, транспорта, информационной инфраструктуры и человеческого потенциала России во взаимосвязи с государствами Азиатско-тихоокеанского региона. Методологической основой для такой работы становится новое, современное осмысление происходящих в АТР стратегических сдвигов и реально существующих здесь проблем, вызовов и факторов роста. В работе первого Байкальского экономического форума приняли участие делегации 44 субъектов Российской Федерации, Федерального центра, более 280 зарубежных специалистов из 16 стран мира. Всего в пленарных заседаниях, работе секций и круглых столов форума участвовало свыше 1600 человек. Итогом работы форума стали конкретные рекомендации для принятия органами законодательной и исполнительной власти макроэкономических решений, создающих благоприятные условия для реализации на территории Сибири и Дальнего Востока и российского Севера крупных проектов, имеющих стратегическое значение в развитии экономики России. А также решений, открывающих, образно говоря, дверь в Азиатско-тихоокеанскую экономику российскому бизнесу. Главной целью БЭФ было продемонстрировать политикам и общественности Российской Федерации, а также российскому и международному бизнесу, что Россия является евразийской державой, расположенной между двумя интеграционными группировками — уже сложившейся в Западной Европе в рамках ЕС и только формирующейся в Северо-восточной Азии (СВА) с участием Японии, Китая и Южной Кореи и в Азиатско-тихоокеанском регионе (АТР) в рамках форума Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Стержневой идеей БЭФ стал тезис о необходимости использования такого уникального геоэкономического и геополитического положения России, ее богатого интеллектуального и ресурсного потенциала, возможностей внутренней и внешней интеграции экономики при разработке стратегии развития России в XXI веке.
Опираясь на анализ главных тенденций современности — глобализации мировой экономики и становления глобальной экономики знаний, БЭФ сформулировал основные положения стратегии развития России в АТР в новом столетии следующим образом: · России важно активно и глубоко участвовать в процессах Азиатско-тихоокеанской интеграции, особенно в Северо-восточной Азии, в интересах оживления и развития экономики Сибири. Дальнего Востока и России в целом, · в целях обеспечения национальной и региональной безопасности России важно развивать военно-политические и стратегические отношения с партнерами по региону по принципу "безопасность через партнерство и соразвитие”; · России необходимо адаптировать свою социально-экономическую и финансовую политику к параллельному сотрудничеству с двумя интеграционными группировками — Евросоюзом и формирующимися объединениями в СВА и АТР; · в стратегическом отношении России важно выполнить свою евразийскую функцию связующего экономического, финансового, информационно-культурного и цивилизованного пространства между Европой и Восточной Азией. Данная стратегия имеет ряд преимуществ перед предыдущими федеральными программами развития Сибири и Дальнего Востока. Она предполагает использование не только внутренних, но и внешних факторов в решении острейших социально-экономических проблем оживления и развития сибирских и дальневосточных регионов, до сих пор рассчитывавших главным образом на федеральную помощь. Внешний фактор в перспективе позволяет преодолеть главное экономическое противоречие азиатской части российской экономики - между богатейшими природными ресурсами, накопленным интеллектуальным потенциалом фундаментальной науки, развитой экономической базой, особенно в сфере военно-промышленного комплекса, с одной стороны, и неразвитой инфраструктурой и малочисленным населением, априори ограничивающим совокупный спрос и возможности для собственных инвестиционных накоплений, с другой стороны. Введение в жизнь азиатских регионов России глобального и регионального интеграционных компонентов позволяет в известной и полезной мере “переключить” активность региональных лидеров с усилий, направленных на увеличение федеральной помощи, на создание здесь привлекательного инвестиционного климата для российских и зарубежных инвесторов, на использование возможностей, взаимодействуя с СВА и АТР для подъема сибирской и дальневосточной экономики.
Ключевой проблемой евразийской экономики России является проблема адаптации экономической стратегии Российской Федерации к курсу на параллельное интеграционное сотрудничество с ЕС и АТР. На БЭФ были высказаны различные точки зрения на этот счет. “Умеренно-реформаторские” взгляды предусматривали: · усиление внимания Федерального центра к проблемам Сибири и Дальнего Востока через укрепление координирующей роли государства, Центробанка, региональных госструктур; · создание новых федеральных структур в администрации Президента РФ, Правительстве РФ, Центробанке РФ по управлению азиатской частью российской экономики и ее внешнеэкономическими связями; · организацию здесь специальных таможенных зон, свободных экономических зон, зон технико-экономического развития на базе академгородков; · создание такого же инвестиционного климата для иностранных инвесторов, который уже существует на сопредельной китайской территории. “Радикальные” подходы предполагали: · формирование на Дальнем Востоке под контролем Центра специального экономического режима, устанавливающего свои таможенные и инвестиционные условия, которые в большей мере соответствуют требованиям сотрудничества с СВА; · необходимость учреждения здесь особого филиала Центробанка РФ с валютно-финансовой политикой, учитывающей особенности региона СВА; · открытие специализированного Российско-Азиатского инвестиционного банка, призванного аккумулировать иностранные инвестиции для нужд азиатской части российской экономики и т.д. Во всех схемах адаптации российской экономики к азиатско-тихоокеанской интеграции стержневой является идея укрепления российского федерализма при учете экономической специфики сибирских и дальневосточных регионов и окружающего их экономического интеграционного пространства. В условиях ограниченности собственных инвестиционных ресурсов сибирско-дальневосточной экономики и федеральных возможностей финансирования капиталоемких проектов именно внешний фактор рассматривается как возможность возрождения азиатской части экономики России и на этой основе реинтеграции российского экономического пространства. Угроза распада РФ видится прежде всего в сохранении бедности и отставания сибирских и дальневосточных регионов. На БЭФ отмечалось, что опыт Китая, на протяжении двух десятилетий в целом успешно осуществляющего переход от командной экономики к рыночной, говорит в пользу реалистичности предлагаемой схемы:различные экономические условия хозяйствования регионов в зависимости от их внутренней специфики и специфики внешнеэкономического окружения при укреплении политического единства страны.
При обсуждении на БЭФ конкретных проектов, с которыми Россия может выйти в СВА и которых могут стать основой интеграционного взаимодействия России, Японии, Китая, Южной Кореи и других заинтересованных стран, главное внимание было сосредоточено на идее создания международной транспортной инфраструктуры и международной топливно-энергетической системы СВА, охватывающей Сибирь, Дальний Восток и наших соседей по региону. Имеется в виду: развитие нефтяных и газовых ресурсов Дальнего Востока и Сибири и сооружение на пространстве СВА сети нефте- и газопроводов, а также линии передачи электроэнергии, которые бы стали основой будущей экономической интеграции России в АТР; использование географического положения России как естественного моста между Европой и Восточной Азией. Для этого России, как европейской и одновременно азиатской державы, важно задействовать возможности и механизмы сотрудничества в рамках АСЕМ (форума Европа - Азия, третий саммит которого прошел в октябре 2000 г. в Сеуле); привлечение иностранной рабочей силы для освоения малонаселенных сибирских и дальневосточных регионов на основе строго соблюдения иммиграционного законодательства и при контролирующем процесс сотрудничестве со странами-экспортерами рабочей силы, прежде всего с Китаем, КНДР и СРВ; извлечение краткосрочных и стратегических выгод от обладания Россией значительным научным потенциалом; создание в СВА стратегического резервного нефтяного фонда с участием России, Китая, Японии и Южной Кореи как основы энергетической безопасности стран СВА. Проблема использования российских газа и нефти в интересах экономики СВА привлекла особое внимание зарубежных участников БЭФ. На проходившем в рамках БЭФ VI Газовом форуме подчеркивалось, что потребности Японии, Южной Кореи и Китая в газе за ближайшие 20 лет возрастут более чем в 4 раза - со 120 млрд.куб.м в 2000 г. до 504 млрд.куб.м в 2020 г. Причем к 2020 г. Китай скорее всего выступит в качестве основного импортера энергоносителей. В этих условиях для России одной из приоритетных становится задача реализации российско-китайских договоренностей в области поставки нефти и газа из России в КНР. При этом, учитывая негативное отношение китайской стороны к “Западному”, через Монголию, проекту строительства газопровода с Ковыктинского газоконденсатного месторождения, предпочтение целесообразнее отдать “Восточному" проекту — через Бурятию, Читинскую область, Дацин в порты Далянь и Циньхуандао. В пользу последнего проекта высказываются и японские эксперты, полагающие, что строительство газопровода из России через Северо-восток Китая позволит увеличить там потребление газа, сократив соответственно потребление угля, что улучшит экологическую обстановку в СВА и в самой Японии. При этом Япония была бы готова платить за свою экологическую безопасность финансовым участием в “Восточном” проекте
С точки зрениядолгосрочной стратегии,России важно участвовать в азиатско-тихоокеанской интеграции в двух своих измерениях - как глобальной экономике и как экономике региональной. К сожалению, пока глобальный характер экономики РФ ограничен мировыми рынками нефти, газа, редкоземельных металлов и не столь большим набором высоких технологий (оборудование для АЭС, самолеты, космос, высокоточные военные технологии и технологии двойного назначения). В то же время сибирская и дальневосточная экономика России со своими проблемами и возможностями предстает в АТР как экономика региональная. России нужны такая политика в АТР и такие механизмы для ее осуществления, которые бы обеспечивали региональную интерпретацию глобальных российских интересов и глобальное прочтение региональных интересов субъектов РФ в данном районе мира. При этом Федеральный центр непосредственно участвует в тех процессах в АТР, где Россия представлена как мировая держава своими глобальными интересами. Там же, где Россия представлена в АТР как региональная держава Сибирью и Дальним Востоком, там больше прав и больше ответственности должно ложиться на региональные органы власти, включая Дальневосточный и Сибирский федеральные округа. Свою лепту в эту работу могли бы внести и представители президента РФ, и представители МИД в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. В институализации процесса интеграции Сибири и Дальнего Востока, России в целом в Азиатско-тихоокеанскую экономику важную роль может сыгратьпридание Байкальскому экономическому форуму статуса регулярно действующего института встреч на высоком уровне политиков, бизнесменов, ученых для обсуждения вопросов развития экономики не только России, но и всего Азиатско-тихоокеанского региона, особенно СВА. Проблема состоит в том, что наряду с дебатируемыми институциональными подходами по введению поста соответствующего вице-премьера или зам.министра иностранных дел по Сибири и Дальнему Востоку и т.д., с регионального угла зрения необходима еще и активизация деятельности межрегиональных экономических ассоциаций “Сибирское соглашение” и “Дальний Восток и Забайкалье” и поддержка их со стороны Федерального центра. Необходимо превращение этих структур в эффективные консультационные и координирующие органы как во взаимоотношениях участников ассоциаций между собой внутри каждой ассоциации, так и между двумя мегарегиональными ассоциациями, а также и на третьем уровне, между ассоциациями и Федеральным центром. БЭФ мог бы взять на себя функции такой политической, деловой и интеллектуальной площадки, на которой руководители, крупнейшие бизнесмены и ведущие ученые сибирских и дальневосточных регионов могли бы обсуждать, согласовывать и совместно с Федеральным центром отстаивать перед Азиатско-тихоокеанским зарубежьем свои совпадающие интересы. В случае успеха таком работы, БЭФ мог бы стать представителем региональных интересов России в АТЭС, расширяя поле для маневра федеральной российской экономической дипломатии.
В свете сказанного, России в стратегическом отношении необходимо стремиться извлекать выгоды из своего евразийского геополитического положения, а не противопоставлять друг другу “европейское” и “азиатское” измерения своего существования и развития. Для этого следует внести коррективы в стратегию экономического развития России, нацеленные на решение двух задач: соразвития российской экономики и российского общества с ЕС и с СВА и АТР. Придание интеграционной бинаправленности российской экономике требует активного обсуждения вариантов и сценариев ее (экономики) адаптации к не всегда совпадающим друг с другом хозяйственным и правовым условиям Европы и Восточной Азии — с участием руководителей федерального и регионального уровней, бизнесменов и ученых. Местом для таких обсуждений может естественно стать БЭФ, который решено проводить на регулярной основе по четным годам. По нечетным годам под эгидой БЭФ полезны тематические конференции в городах Якутске, Улан-Удэ и Иркутске. Первая такая международная конференция "Байкал как участок мирового природного наследия" с успехом прошла в 22-27 августа 2001 года в г. Улан-Удэ. Постоянно действующей “международной площадкой" БЭФ по нечетным годам мог бы стать город Улан-Батор (Республика Монголия).
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.79.88 (0.011 с.) |