Развития России в атр в ххi веке 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развития России в атр в ххi веке



Идея Байкальского экономического форума родилась в ходе Санкт-Петербургского форума как его продолжение для Восточной части страны. Она была одобрена рабочим совещанием представителей Республик Бурятия и Саха (Якутия), Иркутской, Новосибирской и Читинс­кой областей, Красноярского края, а также поддержана Советом Федерации и Государственной Думой.

Цель Байкальского экономического форума заключается в том, чтобы сформировать взвешенный государственный подход к развитию Сибири и Дальнего Востока, а также районов Севера как крупнейших частей России, как составной части в процессе межрегиональной и мировой экономической интеграции ХХI века. Форум является важнейшим механизмом выработки практических предложений в области рационального использования природных ресурсов, развития энергетики, транспорта, информационной инфраструктуры и человеческого потенциала России во взаимосвязи с государствами Азиатско-тихоокеанского региона. Методологической основой для такой работы становится новое, современное осмысление происходящих в АТР стратегических сдвигов и реально существующих здесь проблем, вызовов и факторов роста.

В работе первого Байкальского экономического форума приняли участие делегации 44 субъектов Российской Федерации, Федерального центра, более 280 зарубежных специалистов из 16 стран мира. Всего в пленарных заседаниях, работе секций и круглых столов форума участвовало свыше 1600 человек.

Итогом работы форума стали конкретные рекомендации для принятия органами за­конодательной и исполнительной власти макроэкономических решений, создающих благоприятные условия для реализации на территории Сибири и Дальнего Востока и российского Севера крупных проектов, имеющих стратегическое значение в развитии экономики России. А также решений, открывающих, образно говоря, дверь в Азиатско-тихоокеанскую экономику российскому бизнесу.

Главной целью БЭФ было продемонстрировать политикам и общественности Российской Федерации, а также российскому и международ­ному бизнесу, что Россия является евразийской державой, расположенной между двумя интеграционными группировками — уже сложившейся в Западной Европе в рамках ЕС и только формирующейся в Северо-восточной Азии (СВА) с участием Японии, Китая и Южной Кореи и в Азиатско-тихоокеанском регионе (АТР) в рамках форума Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Стержневой идеей БЭФ стал тезис о необходимости использования такого уникального геоэкономического и геополитического положения России, ее богатого интеллектуального и ресурсно­го потенциала, возможностей внутренней и внеш­ней интеграции экономики при разработке стратегии развития России в XXI веке.

Опираясь на анализ главных тенденций современности — глобализации мировой экономики и становления глобальной экономики знаний, БЭФ сформулировал основные положения стратегии развития России в АТР в новом столетии следующим образом:

· России важно активно и глубоко участвовать в процессах Азиатско-тихоокеанской интеграции, особенно в Северо-восточной Азии, в интересах оживления и развития экономики Сибири. Дальнего Востока и России в целом,

· в целях обеспечения национальной и региональной безопасности России важно развивать военно-политические и стратегические отно­шения с партнерами по региону по принципу "безопасность через партнерство и соразвитие”;

· России необходимо адаптировать свою социально-экономическую и финансовую политику к параллельному сотрудничеству с двумя интеграционными группировками — Евросоюзом и формирующимися объединениями в СВА и АТР;

· в стратегическом отношении России важно выполнить свою евразийскую функцию связующего экономического, финансового, информационно-культурного и цивилизованного пространства между Европой и Восточной Азией.

Данная стратегия имеет ряд преимуществ перед предыдущими федеральными программами развития Сибири и Дальнего Востока. Она предполагает использование не только внутренних, но и внешних факторов в решении острейших социально-экономических проблем оживления и развития сибирских и дальневосточных регионов, до сих пор рассчитывавших главным образом на федеральную помощь. Внешний фактор в перспективе позволяет преодолеть главное экономическое противоречие азиатской части российской экономики - между богатейшими природными ресурсами, накопленным интеллектуальным потенциалом фундаментальной науки, развитой экономической базой, особенно в сфере военно-промышленного комплекса, с одной стороны, и неразвитой инфраструктурой и малочисленным населением, априори ограничивающим совокупный спрос и возможнос­ти для собственных инвестиционных накоплений, с другой стороны. Введение в жизнь азиатских регионов России глобального и регионального интеграционных компонентов позволяет в известной и полезной мере “переключить” активность региональных лидеров с усилий, направленных на уве­личение федеральной помощи, на создание здесь привлекательного инвестиционного климата для российских и зарубежных инвесторов, на использование возможностей, взаимодействуя с СВА и АТР для подъема сибирской и дальневосточной экономики.

Ключевой проблемой евразийской экономики России является проблема адаптации экономической стратегии Российской Федерации к курсу на параллельное интеграционное сотрудничество с ЕС и АТР. На БЭФ были высказаны различные точки зрения на этот счет.

“Умеренно-реформаторские” взгляды предусматривали:

· усиление внимания Федерального центра к проблемам Сибири и Дальнего Востока через укрепление координирующей роли государства, Центробанка, региональных госструктур;

· создание новых федеральных структур в администрации Президента РФ, Правительстве РФ, Центробанке РФ по управлению азиатской частью российской экономики и ее внешнеэкономическими связями;

· организацию здесь специальных таможенных зон, свободных экономических зон, зон технико-экономического развития на базе академгородков;

· создание такого же инвестиционного климата для иностранных инвесторов, который уже существует на сопредельной китайской территории.

“Радикальные” подходы предполагали:

· формирование на Дальнем Востоке под контролем Центра специального экономического режима, устанавливающего свои таможенные и инвестиционные условия, которые в большей мере соответствуют требованиям сотрудничества с СВА;

· необходимость учреждения здесь особого филиала Центробанка РФ с валютно-финансовой политикой, учитывающей особенности региона СВА;

· открытие специализированного Российско-Азиатского инвестиционного банка, призванного аккумулировать иностранные инвестиции для нужд азиатской части российской экономики и т.д.

Во всех схемах адаптации российской экономики к азиатско-тихоокеанской интеграции стержневой является идея укрепления российского федерализма при учете экономической специфики сибирских и дальневосточных регионов и окружающего их экономического интеграционного пространства. В условиях ограниченности собственных инвестиционных ресурсов сибирско-дальневосточной экономики и федеральных возможностей финансирования капиталоемких проектов именно внешний фактор рассматривается как возможность возрож­дения азиатской части экономики России и на этой основе реинтеграции российского экономического пространства. Угроза распада РФ видится прежде всего в сохранении бедности и отставания сибирских и дальневосточных регионов. На БЭФ отмечалось, что опыт Китая, на протяжении двух десятилетий в целом успешно осуществляющего переход от командной экономики к рыночной, говорит в пользу реалистичности предлагаемой схемы:различные экономические условия хозяйствования регионов в зависимости от их внутренней специфики и специфики внешнеэкономического окружения при укреплении политического единства страны.

При обсуждении на БЭФ конкретных проектов, с которыми Россия может выйти в СВА и которых могут стать основой интеграционного взаимодействия России, Японии, Китая, Южной Кореи и других заинтересованных стран, главное внимание было сосредоточено на идее создания международной транспортной инфраструктуры и международной топливно-энергетической системы СВА, охватывающей Сибирь, Дальний Восток и наших соседей по региону. Имеется в виду:

развитие нефтяных и газовых ресурсов Дальнего Востока и Сибири и сооружение на пространстве СВА сети нефте- и газопроводов, а также линии передачи электроэнергии, которые бы стали основой будущей экономической интеграции России в АТР;

использование географического положения России как естественного моста между Европой и Восточной Азией. Для этого России, как европейской и одновременно азиатской державы, важно задействовать возможности и механизмы сотрудничества в рамках АСЕМ (форума Европа - Азия, третий саммит которого прошел в октябре 2000 г. в Сеуле);

привлечение иностранной рабочей силы для освоения малонаселенных сибирских и дальнево­сточных регионов на основе строго соблюдения иммиграционного законодательства и при контролирующем процесс сотрудничестве со странами-экспортерами рабочей силы, прежде всего с Китаем, КНДР и СРВ;

извлечение краткосрочных и стратегических выгод от обладания Россией значительным научным потенциалом;

создание в СВА стратегического резервного нефтяного фонда с участием России, Китая, Японии и Южной Кореи как основы энергетической безопасности стран СВА.

Проблема использования российских газа и нефти в интересах экономики СВА привлекла особое внимание зарубежных участников БЭФ. На проходившем в рамках БЭФ VI Газовом форуме подчеркивалось, что потребности Японии, Южной Кореи и Китая в газе за ближайшие 20 лет возрастут более чем в 4 раза - со 120 млрд.куб.м в 2000 г. до 504 млрд.куб.м в 2020 г. Причем к 2020 г. Китай скорее всего выступит в качестве основного импортера энергоносителей. В этих условиях для России одной из приоритетных становится задача реализации российско-китайских договоренностей в области поставки нефти и газа из России в КНР. При этом, учитывая негативное отношение китайской стороны к “Западному”, через Монголию, проекту строительства газопровода с Ковыктинского газоконденсатного месторождения, предпочтение целесообразнее отдать “Восточному" проекту — через Бурятию, Читинскую область, Дацин в порты Далянь и Циньхуандао. В пользу последнего проекта высказываются и японские эксперты, полагающие, что строительство газопровода из России через Северо-восток Китая позволит увеличить там потребление газа, сократив соответственно потребление угля, что улучшит экологическую обстановку в СВА и в самой Японии. При этом Япония была бы готова платить за свою экологическую безопасность финансовым участием в “Восточном” проекте

С точки зрениядолгосрочной стратегии,России важно участвовать в азиатско-тихоокеанской интеграции в двух своих измерениях - как глобальной экономике и как экономике региональной. К сожалению, пока глобальный характер экономики РФ ограничен мировыми рынками нефти, газа, редкоземельных металлов и не столь большим набором высоких технологий (оборудование для АЭС, самолеты, космос, высокоточные военные технологии и технологии двойного назначения). В то же время сибирская и дальневосточная экономика России со своими проблемами и возможностями предстает в АТР как экономика региональная. России нужны такая политика в АТР и такие механизмы для ее осуществления, которые бы обеспечивали региональную интерпретацию глобальных российских интересов и глобальное прочтение региональных интересов субъектов РФ в данном районе мира. При этом Федеральный центр непосредственно участвует в тех процессах в АТР, где Россия представлена как мировая держава своими глобальными интересами. Там же, где Россия представлена в АТР как региональная держава Сибирью и Дальним Востоком, там больше прав и больше ответственности должно ложиться на региональные органы власти, включая Дальневосточный и Сибирский федеральные округа. Свою лепту в эту работу могли бы внести и представители президента РФ, и представители МИД в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах.

В институализации процесса интеграции Сибири и Дальнего Востока, России в целом в Азиатско-тихоокеанскую экономику важную роль может сыгратьпридание Байкальскому экономическому форуму статуса регулярно действующего института встреч на высоком уровне политиков, бизнесменов, ученых для обсуждения вопросов развития экономики не только России, но и всего Азиатско-тихоокеанского региона, особенно СВА. Проблема состоит в том, что наряду с дебатируемыми институциональными подходами по введению поста соответствующего вице-премьера или зам.министра иностранных дел по Сибири и Дальнему Востоку и т.д., с регионального угла зрения необходима еще и активизация деятельности межрегиональных экономических ассоциаций “Сибирское соглашение” и “Дальний Восток и Забайкалье” и поддержка их со стороны Федерального центра. Необходимо превращение этих структур в эффективные консультационные и координирующие органы как во взаимоотношениях участников ассоциаций между собой внутри каждой ассоциации, так и между двумя мегарегиональными ассоциациями, а также и на третьем уровне, между ассоциациями и Федеральным центром. БЭФ мог бы взять на себя функции такой политической, деловой и интеллектуальной площадки, на которой руководители, крупнейшие бизнесмены и ведущие ученые сибирских и дальневосточных регионов могли бы обсуждать, согласовывать и совместно с Федеральным центром отстаивать перед Азиатско-тихоокеанским зарубежьем свои совпадающие интересы. В случае успеха таком работы, БЭФ мог бы стать представителем региональных интересов России в АТЭС, расширяя поле для маневра федеральной российской экономической дипломатии.

В свете сказанного, России в стратегическом отношении необходимо стремиться извлекать выгоды из своего евразийского геополитического положения, а не противопоставлять друг другу “европейское” и “азиатское” измерения своего существования и развития. Для этого следует внести коррективы в стратегию экономического развития России, нацеленные на решение двух задач: соразвития российской экономики и российского общества с ЕС и с СВА и АТР.

Придание интеграционной бинаправленности российской экономике требует активного обсуждения вариантов и сценариев ее (экономики) адаптации к не всегда совпадающим друг с другом хозяйственным и правовым условиям Европы и Восточной Азии — с участием руководителей федерального и регионального уровней, бизнесменов и ученых.

Местом для таких обсуждений может естественно стать БЭФ, который решено проводить на регулярной основе по четным годам. По нечетным годам под эгидой БЭФ полезны тематические конференции в городах Якутске, Улан-Удэ и Иркутске. Первая такая международная конференция "Байкал как участок мирового природного наследия" с успехом прошла в 22-27 августа 2001 года в г. Улан-Удэ. Постоянно действующей “международной площадкой" БЭФ по нечетным годам мог бы стать город Улан-Батор (Республика Монголия).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.79.88 (0.011 с.)