Информационно-аналитическое управление 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информационно-аналитическое управление



СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ

АППАРАТА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК

МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИИ “БАЙКАЛ - МИРОВОЕ НАСЛЕДИЕ. ЭКОНОМИКА, ЭКОЛОГИЯ, ИНФРАСТРУКТУРА, ТУРИЗМ” (В РАМКАХ БАЙКАЛЬСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФОРУМА)

Августа 2001 года, г.Улан-Удэ, Республика Бурятия

№ 1 (157)

Январь

МОСКВА


22-24 августа 2001 года под эгидой Совета Федерации в городе Улан-Удэ была проведена конференция “Байкал - мировое наследие. Экономика, экология, инфраструктура, туризм” как продолжение и развитие идей 1-го Байкальского экономического форума, состоявшегося в сентябре 2000 года в городе Иркутске.

В работе конференции приняли участие более 300 человек, среди них, члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, руководители законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, министерств и ведомств Российской Федерации, представители деловых кругов, видные ученые и общественные деятели.

В журнале “Вестник Совета Федерации”, подготавливаемом по материалам конференции в городе Улан-Удэ, будут опубликованы все выступления на пленарном заседании, проект аналитического доклада “Россия в глобализирующемся мире: новые требования к стратегии развития”, итоговые документы и рекомендации секций, постановление Совета Федерации “Об итогах конференции “Байкал - мировое наследие. Экономика, экология, инфраструктура, туризм”.

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

В.А. Густов. Стенограмма выступления на пленарном заседании. Л.В. Потапов. Стенограмма выступления на пленарном заседании. В.Д. Кривов. Байкальский экономический форум как фактор формирования обоснованной стратегии развития России в АТР в XXI веке. Л.А. Кротов. О работе конференции “Байкал-мировое наследие. Экономика, экология, инфраструктура, туризм”. Рекомендации секции № 1 Рекомендации секции № 2 Рекомендации секции № 3 Рекомендации секции № 4 Рекомендации секции № 5 Рекомендации секции № 6 Резолюция конференции                

 

 


ВЫСТУПЛЕНИЯ

На пленарном заседании конференции

“Байкал - мировое наследие. Экономика, экология,

инфраструктура, туризм”

(стенограмма)

Августа 2001 года

Бурятия, г.Улан-Удэ


Л.В.Потапов, Президент, Председатель Правительства Республики Бурятия, Председатель Организационного комитета конференции

Специфика устойчивого развития Республики Бурятия

Байкальский экономический форум - формирование стратегии

Байкальский экономический форум как важнейший институт

Л.А.Кротов, советник отдела экономического анализа Информационно-аналитического управления Аппарата Совета Федерации, координатор рабочей группы

Рекомендации секции №1

"Россия в глобальной экономике"

Исходя из понимания проблем, связанных с определением места России в глобальной экономике, участники секции принимают следующие рекомендации.

1. Существующая сейчас оценка положения России не соответствует тому природному, производственному и интеллектуальному потенциалу, которым до сих пор обладает страна, и не вполне адекватно отражает ее реальный вес в мировой экономике. Официальный валютный курс не отражает реального соотношения покупательной способности рубля и доллара, тем более по элементам ВВП, как не отражает и реальной динамики экономических процессов.

2. Перед государством стоит задача активно воздействовать на хозяйственные процессы внутри страны с тем, чтобы нейтрализовать негативное влияние внешних факторов и максимально использовать позитивные возможности, открываемые глобализацией мирового хозяйства, для формирования благоприятного инвестиционного климата внутри страны и обеспечения стабильного высокого экономического роста.

3. Необходимо сформулировать и реализовать в России доктрину “нового протекционизма”. Суть ее заключается в том, чтобы учесть особенности хозяйственного механизма российских предприятий и, под ограниченным и осторожным прикрытием защитных мер, провести форсированную его реформу, устранив противоречия, препятствующие саморазвитию, и обеспечив достаточный приток средств через механизмы самофинансирования, прежде всего, за счет реализации продукции.

4. В макроэкономическом плане представляется желательным общее повышение уровня конкуренции в российской экономике, как за счет активной антимонопольной политики, так и на основе продуманного и взвешенного расширения зарубежной конкуренции.

5. Подготовка России к вступлению в ВТО должна быть проведена всесторонне и стать предметом особой государственной программы. Для разработки такой программы было бы целесообразно создать специальную комиссию с привлечением не только всех ветвей и уровней государственной власти, но также представителей науки и деловых кругов России.

6. Долгосрочной задачей макроэкономической политики государства должно стать планомерное укрепление рубля, сближение его валютного курса с паритетом покупательной способности, что увеличит реальные доходы граждан, предприятий и государства, выраженные в мировых ценах. При этом макроэкономическая политика должна проводиться в тесной увязке с политикой структурной. Мерами последней финансовые ресурсы должны перераспределяться внутри экономики таким образом, чтобы устранять межотраслевые диспропорции цен и обеспечивать соответствие между ценовой динамикой и повышением конкурентоспособности различных секторов хозяйства. Как минимум это должно стать предметом специальной государственной программы, а возможно и особого органа, отвечающего за координацию различных направлений государственной политики при одновременном повышении конкурентоспособности и денежной оценки российского производства.

7. В целях сохранения налогооблагаемых баз, сведению к минимуму возможностей ухода от налогообложения необходимо усилить роль международных налоговых соглашений с особым упором на многосторонние договоры, необходимо выйти из договорных отношений с оффшорными центрами, разработать новые принципы налогообложения международных операций, например, введение налога на платежи в оффшорные центры со значительно повышенной ставкой.

8. В целях уменьшения налоговой нагрузки на добросовестного товаропроизводителя, что в результате способствует выравниванию условий налоговой конкуренции необходимо провести: подведение под налогообложение теневого сектора, за счет этого увеличение облагаемой базы, понижение ставок налогообложения; перенос базы обложения с результатов труда на потребление, ресурсы и материальную собственность.

9. Глобальный фактор Байкальского региона может быть значительно эффективнее реализован в рамках формирования институциональной инфраструктуры, позволяющей регулировать различные аспекты глобализации.

10. Возрастающее общепланетарное значение пространственно-ресурсного потенциала Байкальского региона требует выработки соответствующей стратегии государства. Необходима аккумуляция ограниченных средств государства и частного бизнеса, направленных на развитие данного региона.

11. Для обеспечения дальнейшего развития и интеграции Байкальского региона в мировую экономическую систему необходимо развитие экспортного потенциала и совершенствование структуры внешней торговли, за счет увеличения доли обработанных материалов с высокой эффективностью их реализации.

12. Необходимо совершенствование иммиграционного законодательства для привлечения иностранной рабочей силы и внутренних мигрантов для освоения малонаселенных районов востока России.

13. Глобализация создает предпосылки для трансформации озера Байкал в планетарный ресурс выживания всего человечества. Это требует совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность хозяйствующих субъектов Байкальского региона.

14. Экономико-географическое положение Байкальского региона, являющегося естественным мостом в транспортных связях между Европой и Азией может стать дополнительной статьей дохода по услугам транспорта и оптико-волоконных и космических видов связи.

15. Эффективное использование экономически активного населения региона, пока еще имеющего высокий образовательный уровень и квалификацию, в целях обеспечения сочетания экономических выгод глобализации и интересов человека.


Рекомендации секции № 2

“Безопасность России в новых геополитических условиях”

1. Разработать государственную информационную стратегию, предусматривающую создание единого информационного пространства правоохранительных и контролирующих органов; определить на федеральном уровне механизм обмена на безвозмездной основе сведениями ведомственных информационных массивов с исключением несанкционированного предоставления информации третьим лицам и обеспечением безопасности каналов связи.

Принять меры к созданию в регионах единой информационной базы правоохранительных и контролирующих органов, обеспечить к ней доступ заинтересованных государственных органов.

На уровне Федерального округа утвердить Положение об организации межведомственного информационного обмена правоохранительных, контролирующих органов.

2. Разработать концепцию и механизм взаимодействия правоохранительных, контролирующих органов и органов исполнительной власти в федеральных округах по борьбе с преступностью при координирующей роли полномочных представителей Президента Российской Федерации.

Организовать проведение аналитической работы, основанной на сравнении баз данных налоговых и таможенных органов, регистрационных палат для чего в федеральных округах создать межведомственные образовательно-аналитические центры по борьбе с преступностью.

3. Представляется целесообразным внести в действующее законодательство следующие изменения и дополнения:

- ускорить принятие законов “О коррупции”, “О борьбе с организованной преступностью”, “Об ответственности за незаконные трансферты”;

- завершить работу по принятию нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию положений Федерального закона
“Об экспортном контроле”;

- ускорить внесение поправок в Уголовный кодекс Российской Федерации, ужесточающих ответственность за незаконную передачу иностранным лицам научно-технической продукции, подлежащей экспортному контролю.

Ввести новую статью Уголовного Кодекса РФ где была бы предусмотрена уголовная ответственность для физических и юридических лиц - субъектов “теневой экономики”.

Свести до минимума альтернативность (разброс) санкций за преступления, связанные с “теневой экономикой”.

Продолжить работу по совершенствованию законодательной и нормативной правовой базы Российской Федерации, регламентирующей вопросы перечня Государственной границы и пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (закон “О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства”, соглашения о реадмиссии Российской Федерацией с иностранными государствами и др.).

4. В вопросах обустройства и усиления охраны Государственной границы Российской Федерации уделять особое внимание российско-казахстанскому участку границы.

Продолжать участие в международных программах по обустройству государственных границ с отстаиванием позиции необходимости первоочередной их реализации на восточных рубежах государства.

5. Разработать правовые и организационные инструменты, обеспечивающие осуществление мониторинга за экспортом научно-технической продукции с целью своевременного выявления и нейтрализации угроз национальной безопасности в этой сфере.

Создать системы учета научно-технических разработок с целью выявления и защиты тех из них, которые имеют существенное значение с точки зрения обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Активизировать деятельность России в международных механизмах экспортного контроля.

Ввести ограничения на совершенствование сделок, предусматривающих утрату российской стороной прав на отечественные технологии и разработки, сосредоточив меры экспортного контроля на главных, так называемых прорывных направлениях научно-технического прогресса, перечень которых должен быть определен.

6. На данном этапе в целях совершенствования государственной политики в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков и распространением наркомании считаем необходимым обеспечить:

- безусловное финансирование Федеральной целевой программы “Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту”;

- полномасштабное участие Российской Федерации в программе ООН по созданию “поясов безопасности” вокруг Афганистана;

- выработку комплекса политических и экономических мер по воздействию, при поддержке мирового сообщества, на афганские власти в целях ограничения производства наркотиков в регионе.


Рекомендации секции № 3

“Стратегия развития транспорта Сибири и Дальнего Востока”

В связи с необходимостью обеспечения безопасности России, в первую очередь на восточном направлении, путем транспортного и хозяйственного освоения, ускоренного заселения Сибири и Дальнего Востока, а также масштабом и сложностью предстоящих мероприятий участники секции считают необходимым:

1. Предложить Совету Федерации Российской Федерации обратиться к Президенту России В.В. Путину с просьбой:

а) рассмотреть на Совете Безопасности вопросы:

- стратегии транспортного освоения и ускоренного заселения Сибири, Дальнего Востока, Крайнего Севера, Курильских островов как важнейших факторов обеспечения безопасности страны и принять их в качестве национальной доктрины;

- создания информационной системы в глобальной идеологии Интернет на базе инфраструктуры МПС России, Минтранса России, МЧС России, МО России для обеспечения информационной безопасности страны;

б) поручить Правительству России, Советам Сибирского и Дальневосточного федеральных округов с привлечением Российской академии наук, отраслевых НИИ, КБ и вузов выполнить комплекс основополагающих мероприятий, среди которых должны быть предусмотрены:

- разработка транспортной стратегии с формированием генеральной схемы опорного транспортного каркаса (решетки) Сибири, Дальнего Востока, Крайнего Севера;

- обоснование предложений по становлению единой евразийской транспортной системы, в том числе: Северного Морского пути, Северо-Российской евразийской магистрали (в составе “Баренцкомура”, “Севсиба”, и БАМа), системы “Енисей-СМП”, стратегического евроазиатского транспортного креста “Транссиб-ТрансВолга”, сухопутных транспортных коридоров “Корея-Россия-Европа” и “Япония-Россия-Европа”;

- разработку программы развития транспортно-перегрузочных комплексов, портов и аэропортов Сибири и Дальнего Востока для обеспечения внутренних, экспортно- импортных и транзитных перевозок;

- определение перспективной ресурсной грузовой базы Востока и Севера России (объемы, структура продукции, направления перевозок энергетического, горнорудного, лесопромышленного комплексов);

- разработку стратегии ресурсной безопасности страны на перспективу с прекращением безконтрольной выдачи лицензий зарубежным фирмам и российским физическим лицам на разработку недр, вырубки леса, в особенности ценных дальневосточных пород. Возрождение прогрессивных транспортно-технологических систем перевозки лесоматериалов на экспорт и внутри страны на базе международных стандартов: 16369-98 и 14110-98;

- разработку стратегии развития опорных промышленных, научных и инновационных центров, точек и регионов экономического и научно-технического роста Сибири и Дальнего Востока с прогнозными оценками промышленной грузовой базы;

- ускоренное формирование в промышленных центрах Сибири и Дальнего Востока заводов по разработке и выпуску железнодорожной и автомобильной транспортной и перегрузочной техники, обеспечение государственными заказами судостроительных и авиационных предприятий этих регионов;

- разработку стратегии развития агропромышленной зоны Сибири и Дальнего Востока;

- разработку стратегии формирования системы энергообеспечения регионов Сибири и Дальнего Востока с учетом возможностей экспорта ресурсов нефти, газа, электроэнергии в страны АТР;

- разработку стратегии производственной кооперации регионов России при транспортно-промышленном освоении Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера;

- разработку миграционно-демографической стратегии страны, ускоренного заселения восточных и северных территорий на национальной основе и стратегии их развития, определение прогнозной оценки необходимых пассажиропотоков на перспективу:

- разработку энергетической тарифной стратегии как ценовой основы экономики и социальной сферы страны с учетом климатических и пространственных особенностей России и ее полной ресурсной энергетической самообеспеченности.

Подготовленные по каждому направлению предложения представить на обсуждение 2-го Байкальского экономического форума 2002 года и утверждения руководством страны.

2. Участники Круглого стола считают, что в программе транспортной стратегии освоения Сибири и Дальнего Востока должны быть отражены следующие приоритетные проекты и инициативы на ближайшую и среднесрочную перспективу:

- строительство железнодорожно-автомобильного транспортного перехода с материка на о. Сахалин и далее на о. Хоккайдо (Япония);

- завершение строительства железнодорожной линии Тында-Беркакит-Таммот-Якутск и подъездные пути к Чинейскому месторождению;

- строительство подъездных путей к Эльгинскому, Удоканскому и Холоднинскому месторождениям;

- реконструкция железнодорожной линии Карымская-Забайкальск;

- строительство железнодорожной линии Пермь-Сыктывкар-Вединга-Карпогоры;

- завершение строительства автомагистрали Чита-Хабаровск-Находка, реконструкция автомобильных дорог вдоль БАМ и АЯМ;

- строительство автодорог Якутск-Магадан, Якутск-Вилюй-Мирный, Зеленый мыс-Билибино-Певек, Петропавловск-Камчатский - Палана;

- реконструкция взлетно-посадочной полосы и замена светосигнального оборудования в аэропорту Улан-Удэ;

- ускорение принятия закона о свободных экономических зонах в районе БАМ и перспективных точках роста Востока и Севера России.

3. Учитывая единообразие природно-климатических условий, общность проблем Сибири и Дальнего Востока, территориальную неделимость страны и общепринятое понятие в народе и мире Сибири как территории от Урала до Тихого океана, просить Совет Федерации России обратиться к Президенту России с просьбой сформировать единую Стратегию развития Сибири и Дальнего Востока.

4. Учитывая основополагающее значение для безопасности России демографического состояния и миграционной обстановки в стране, их неразрывную связь, а также сложность, комплексность и длительность разрешения проблем просить Совет Федерации обратиться в Правительство России с предложением рассмотреть вопрос о выделении в структуре Правительства России самостоятельного федерального исполнительного органа в сфере формирования и реализации миграционно-демографической стратегии России с ускоренным заселением Сибири и Дальнего Востока на национальной основе.

Рекомендации секции № 4

“Проблемы экологии”

Байкальской природной территории, основой которой должны стать мероприятия по сохранению уникального озера, гаранта экономической независимости и экологической безопасности региона, участники заседания секции рекомендуют:

1. Правительству Российской Федерации, Совету Федерации, Государственной Думе с участием органов государственной власти субъектов Российской Федерации и других заинтересованных организаций:

1.1. Разработать и утвердить Экологическую доктрину Российской Федерации, важнейшим разделом которой должны стать меры по сохранению озера Байкал, как природного объекта, включенного в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, и рациональному природопользованию на Байкальской природной территории.

1.2. Рассмотреть вопрос о целесообразности разработки бассейнового экологического законодательства, учитывающего целостность территорий водосбора, сложившихся экосистем, актуальность проблем сохранения и рационального использования природных ресурсов бассейнов, особенно в части обеспечения питьевого, технического и сельскохозяйственного водоснабжения.

1.3. При подготовке проекта федерального закона “О федеральном бюджете на 2002 год” обеспечить увеличение финансирования мероприятий по сохранению озера Байкал и рациональному использованию природных ресурсов его бассейна.

2. Государственной Думе и Совету Федерации:

2.1. Ускорить принятие федеральных законов:

-”Об охране окружающей среды”;

-”О питьевой воде и питьевом водоснабжении”.

3. Правительству Российской Федерации:

3.1. Ускорить разработку нормативно-правовых актов в развитие Федерального закона “Об охране озера Байкал”.

3.2. Усилить контроль за решением вопроса о перепрофилировании Байкальского целлюлозно-бумажного комбината.

3.3. Принять меры по совершенствованию системы национальных парков Байкальской природной территории и расширению их сети.

3.4. Восстановить работу Правительственной комиссии по Байкалу.

3.5. Организовать конкурсное распределение средств федерального бюджета, направляемых на охрану озера Байкал.

3.6. Продолжить совместную работу Российской Федерации и Монголии по реке Селенге.

3.7. Активизировать деятельность Министерства природных ресурсов Российской Федерации, специально уполномоченного на осуществление государственного регулирования в области охраны озера Байкал и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, а также заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по решению проблем обеспечения экологической безопасности Байкальской природной территории.

4. Министерству природных ресурсов Российской Федерации, Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерству промышленности, науки и технологий Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Российской академии наук, Сибирскому отделению Российской академии наук совместно с заинтересованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими заинтересованными организациями:

4.1. При доработке проекта федеральной целевой программы “Экология и природные ресурсы России” на 2002-2010 годы предусмотреть приоритетное финансирование подпрограммы “Охрана озера Байкал и рациональное использование природных ресурсов его бассейна”.

4.2. Усилить научное обеспечение рационального использования природных ресурсов восточных регионов Российской Федерации, в особенности Байкальской природной территории, и охраны их уникальных природных богатств.

4.3. Продолжить целевое бюджетное финансирование Международного эколого-информационного центра “Истомине”.

4.4. Обеспечить внедрение передовых природоохранных технологий, в т.ч. применение на тепловых электростанциях и котельных новых экологически чистых технологий сжигания угля.

5. Правительству Республики Бурятия:

5.1. Совместно с СО РАН осуществить создание пилотного проекта “Формирование системы территорий национального ландшафта - Бурятская модель”, поручив его разработку Фонду спасения национального ландшафта (головной разработчик), Бурятскому институту землепользования и Институту географии СО РАН.

5.2. Рассмотреть вопрос о вхождении в состав учредителей Национального траста по сохранению и развитию ландшафтов, выделив Национальному трасту по сохранению и развитию ландшафтов территорию для осуществления пилотного ландшафтного проекта.


Рекомендации секции № 5

“Перспективы развития индустрии туризма в Прибайкалье”

Участники заседания секции, обсудив актуальные вопросы развития индустрии туризма в Байкальском регионе пришли к следующим выводам и рекомендациям.

1. Правительству Российской Федерации, Совету Федерации, Государственной Думе с участием органов государственной власти субъектов Российской Федерации и других заинтересованных организаций:

1.1. Разработать и утвердить федеральную целевую туристическую программу "Байкальский регион как пилотная территория устойчивого развития туризма в Российской Федерации", в которой должны быть отражены меры по сохранению озера Байкал, как природного объекта, включенного в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

1.2. Рассмотреть вопрос о целесообразности разработки туристского законодательства Байкальского региона, учитывающего целостность данной территории, сложившуюся экосистему и особенности природных ресурсов.

1.3. При подготовке проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" обеспечить увеличение финансирования мероприятий по сохранению озера Байкал и развитию индустрии туризма на Байкальской природной территории.

1.4. В установленном порядке рассмотреть и утвердить Концепцию развития туризма в Российской Федерации, поддержать предложения Минэкономразвития Российской Федерации по финансированию расходов на содействие развитию туризма при рассмотрении проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год".

2. Совету Федерации и Государственной Думе:

2.1. Ускорить принятие федеральных законов: - "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации";

- "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

2.2. Провести осенью 2001 г. парламентские слушания по перспективам развития государственной политики в сфере туризма в Российской Федерации.

3. Правительству Российской Федерации:

3.1. Ускорить разработку нормативно-правовых актов в развитие Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации";

3.2. Учитывая растущее значение туризма для подъема экономики России и необходимости квалифицированного регулирования деятельности в этой области, рассмотреть вопрос о создании федерального органа по делам туризма, возложив на него подготовку нормативных актов и координацию деятельности федеральных и региональных органов в области туризма, ответственность за подготовку и реализацию федеральных и межрегиональных туристических программ, подготовку кадров, осуществление мер по поддержке и развитию въездного и внутреннего туризма (ст.4 Федерального закона Российской Федерации "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации").

4. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерству иностранных дел Российской Федерации, Министерству Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, Министерству транспорта Российской Федерации, Министерству путей сообщения Российской Федерации, Министерству образования Российской Федерации, Государственному таможенному комитету Российской Федерации, другим заинтересованным организациям:

4.1. Включить реализацию проекта федеральной целевой туристической программы "Байкальский регион как пилотная территория устойчивого развития туризма в Российской Федерации в федеральную целевую программу "Социально-экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока России".

4.2. В целях создания благоприятных условий для въездного туризма упростить порядок выдачи виз гражданам, желающим посетить Россию, из стран, не представляющих реальной угрозы с точки зрения нелегальной миграции, сократить сроки выдачи виз и стоимость их оформления.

Отмечая исключительно важное значение для развития туризма открытие международного автомобильного перехода на участке Кяхта-Алтанбулак российско-монгольской границы, продолжить работу в начатом направлении, придав статус "международный пассажирский" автомобильному переходу на участке Монды-Ханх.

4.3. Активизировать работу по продвижению байкальского продукта на внутреннем и внешнем рынках, включению соответствующих разделов в рекламно-информационные материалы о туристских возможностях России, формированию единой байкальской экспозиции на ведущих туристских выставках, публикации соответствующих материалов в СМИ и Интернет.

4.4. Больше внимания уделять вопросам подготовки квалифицированных туристских кадров Прибайкалья, особенно гидов-проводников и инструкторов спортивного туризма.

4.5. Участники заседания секции обращаются к российским и зарубежным телерадиокомпаниям, органам печати, книжным издательствам с призывом квалифицированно освещать проблемы развития туризма в России, способствовать воспитанию нынешних и будущих поколений в духе диалога и партнерства цивилизаций и народов.

5. Законодательным органам субъектов Российской Федерации:

5.1. Осуществлять законотворческую деятельность в области туризма, предоставляя туристическим организациям налоговые и таможенные льготы, создавая благоприятные экономические условия для их функционирования.

5.2. Органам законодательной и исполнительной власти Республики Бурятия, Иркутской и Читинской областей активизировать разработку и унификацию законодательства субъектов Федерации в части вопросов, касающихся устойчивого развития туризма, координации работы по продвижению байкальского турпродукта на внутреннем и внешнем рынках, разработки общего пакета инвестиционных проектов по развитию туристской инфраструктуры в районах Прибайкалья и привлечению инвесторов к их реализации.

6. Правительству Республики Бурятия:

6.1. Подготовить предложения по разработке федеральной целевой программы "Байкальский регион как пилотная территория устойчивого развития туризма в Российской Федерации". Создать координирующий орган по ее подготовке и реализации, принять меры по привлечению инвесторов, туроператоров, учреждений культуры, авиакомпаний и других заинтересованных отечественных и зарубежных организаций к реализации проектов программы и привлечению потенциальных туристов.

 


Рекомендации секции №6

“Региональная политика и государственная поддержка

Резолюция конференции

“Байкал - мировое наследие. Экономика, экология,

инфраструктура, туризм”

Участники конференции с удовлетворением отмечают, что в ходе ее работы получило продолжение деловое и конструктивное обсуждение проблем, заявленных Байкальским форумом 2000 года.

Конференция подтвердила наличие у Байкальского региона огромного потенциала для превращения его в один из экономических форпостов России в Азии. Выигрышное геополитическое положение, позволяющее развивать контакты как со странами Европейского Союза, так и со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, наличие богатых природных ресурсов, железнодорожной сети, подготовленных кадров специалистов позволяет ему стать эпицентром экономической активности в азиатской части России.

Мировое значение данного региона обусловлено наличием на его территории озера Байкал - средоточия мировых запасов пресной воды, уникального объекта природной экзотики. Однако вызывает опасение продолжающийся процесс усложнения экологических проблем, эскалация негативной антропогенной деятельности на Байкальской природной территории.

Участники конференции выразили озабоченность по поводу того, что в настоящее время, когда с неизвестной ранее остротой стоит вопрос о месте России в мировых процессах глобализации и регионализации, в стране отсутствует общепризнанная стратегии интеграции России в мировую экономику. Это означает, что Россия фактически пребывает в состоянии самоизоляции, что долгосрочные перспективы социально-экономического территориального развития страны неопределенны.

С учетом российской цивилизационной специфики разработку стратегии интеграции России в мировую экономику (с привлечением лучших научных сил страны) обязано инициировать государство. При этом Байкальскому региону, учитывая его геополитические, экономические, социальные и культурные особенности, должно быть уделено особое внимание.

1. Осуществление долгосрочной стратегии развития страны требует от федерального центра делать упор в региональной политике на выработке механизмов согласования интересов федерального центра, субъектов Федерации и муниципальных образований. В рамках долгосрочной стратегии должна существовать комплексная система регулирования процессов регионального развития с четко определенными целями.

2. Серьезным препятствием процессу конструктивной интеграции России в глобальную экономику является несоответствие существующей ныне оценки природных, производственных и интеллектуальных ресурсов России ее реальному потенциалу. Для решения этой проблемы необходим переход от оценки национального богатства страны по валютному курсу к оценке по паритету покупательной способности, что практикуется в мировой статистике для государств с переходной экономикой.

3. Отсутствие принятой на государственном уровне геополитической стратегии создает трудности в обеспечении национальной, в том числе экономической, безопасности России в Центральной Азии. Одним из слабых мест государственной политики в сфере экономической безопасности является недостаточность или устарелость законодательства.

Необходимо дальнейшее совершенствование законодательной базы борьбы с экономической преступностью, в том числе в кредитно-финансовой, валютной, налоговой, таможенной сферах.

4. Недостаточность развития транспортной системы Байкальского региона является препятствием для освоения месторождений сырьевых ресурсов азиатской части России. Стимулировать развитии транспортной инфраструктуры региона может реализация проектов, связанных с созданием международных транспортных коридоров. Необходимо использовать заинтересованность ряда зарубежных государств в этих проектах и создать механизмы притока иностранных инвестиций в железнодорожную отрасль.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.77.114 (0.085 с.)