В условиях глобализации и глобальных интересов России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В условиях глобализации и глобальных интересов России



На Высшем форуме Земли, который состоялся в Рио-де-Жанейро в июне 1992 года, была принята Повестка дня на XXI век. Это программа того, как сделать человеческое развитие устойчивым с социальной, экологической и экономической точки зрения. Было признано, что путь, которым пришли к своему благополучию капиталистические страны Запада, является неустойчивым и может привести человечество к экологической катастрофе. Высший форум Земли призвал людей к новой эре экономического роста, безопасного лдля человека и природы. В Повестке дня на XXI век разъясняется, что движущими силами перемен в современном мире являются население, потребление и технологии. В ней излагается, что нужно сделать для сокращения расточительных и неэффективных структур потребления в развитых странах мира при одновременном содействии ускоренному и устойчивому развитию в других его частях.

Основными причинами экологического кризиса являются сверхпотребление в промышленно развитых странах и рост нищеты в “развивающихся” странах. Чрезмерные претензии и расточительный стиль жизни богатой части человечества огромным грузом ложатся на окружающую среду. В это же время беднейшая часть человечества не в состоянии удовлетворить сои потребности в области питания, здравоохранения, образования и жилища. “Такая структура потребления, усугубляющая проблему бедности в мире, - говорится в Повестке дня на XXI век, - дает основание для серьезной озабоченности”[1]. Конференция в Рио-де-Жанейро приняла решение признать борьбу с бедностью приоритетной задачей ООН и всех стран мира. В мире, где много нужды и несправедливости, невозможно устойчивое развитие. “Мы должны рассмотреть вопрос о новых концепциях богатства и процветания, - говорится в Повестке дня на XXI век, - которые позволили бы обеспечить более высокий уровень жизни путем изменения образа жизни и зависели бы в меньшей степени от ограниченных ресурсов Земли и лучше соответствовали бы ее возможностям жизнеобеспечения"[2]. Если мы принимает требование устойчивого развития в такой формулировке, то мы также должны признать абсолютный приоритет сферы социокультурного развития, неизбежность перехода человечества к новой экологической цивилизации или духовному обществу. (Это одно и то же, ибо высокая экология и есть духовность).

К сожалению, приходится констатировать, что в ходе российских реформ последнего десятилетия нами был утрачен цивилизованный ориентир. Фактически ни в одной из реализуемых государственной властью программ развития не находят отражения духовно-экологические (и нравственные) императивы устойчивого развития. Зато у нас есть все признаки отсталой колониальной периферии: колоссальный разрыв в доходах между богатыми и бедными, криминализация общества, формирование прослойки компрадоров и финансовых олигархов, контролируемые ими средства массовой информации. Такова беспощадная правда жизни. Проявляются угрожающие тенденции разрушения образовательной, научной и культурной инфраструктур общества, нравственной сущности Человека, при которых лишаются смысла декларируемые цели российских реформ.

Мы убеждены, что затормозить, а затем и начать исправлять негативные явления возможно только при решительном изменении приоритетов и целей государственной политики, при их переориентации на общемировые тенденции и ценности устойчивого развития. Стратегия реформ, если их рассматривать не в сегодняшнем контексте, а с учетом исторической перспективы, должна ориентироваться на ценности информационного (духовного) общества - науку, образование и культуру, на идеал устойчивого развития, предполагающего единство этики, экологии и экономики.

Мы полагаем, что концепция устойчивого развития конгениальна архетипам российской культуры. В пользу устойчивого будущего России свидетельствуют многие социокультурные особенности -такие, как сравнительно высокое место в общественном сознании экологической этики и духовных ценностей, обостренное чувство справедливости, приверженность идее сильного социального государства. Во-вторых, у нас нет ни проблемы перенаселения, ни проблемы сверхпотребления; в-третьих, в Российской Федерации имеется самое большое количество неосвоенной человеком девственной ("дикой") природы. Эти факторы хорошо согласуются с ограничительными принципами устойчивого развития.

Преимущество концепции устойчивого развития заключается в понимании того, каким образом экономическая деятельность вписывается в систему социокультурных ценностей локальной цивилизации и в природные процессы конкретного региона. Иначе говоря, устойчивое развитие - явление региональное, поскольку в этой случае хозяйственное развитие приходится ставить в зависимость от социокультурного потенциала региона и ассимилятивной способности экосистемы. Применительно к Республике Бурятия требование устойчивого развития означает согласование экономической деятельности всех хозяйствующих субъектов с особым режимом природопользования, установленным на Байкальской природной территории. Согласно федеральному закону "Об охране озера Байкал", на нашей территории запрещаются (или ограничиваются) те виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на уникальную экосистему озера Байкал и природные ландшафты его вод сохранной зоны. На наш взгляд, выполнение этих требований Закона о Байкале возможно только при одном условии, а именно, при конструировании новой модели устойчивой экономики.

Каким критериям должна удовлетворять устойчивая экономика? Мы выделяем минимум два критерия: экоэффективность и нравственность. Понятие экоэффективности отражает такой процесс изменений и перемен, где эксплуатация ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технологического развития, организационные мероприятия увеличивают прибавочную стоимость при сокращении потребления ресурсов, минимизации отходов и загрязнении. Это предполагает переструктирование рыночной системы таким образом, чтобы она позволяла включать социальные и экологические издержки в себестоимость производства продукции. Понятие эффективности должно выражать только создание реального достатка, а не частную прибыль за счет "экологической и социальной эксплуатации" (Х.Хендерсон, Г.Дейли). Бизнес должен стать более цивилизованным, более нравственным, научиться понимать человеческую психологию, чутко реагировать на социокультурные изменения и потребности людей, их претензии на справедливое распределение благ и ресурсов. Следует особо подчеркнуть, что без государственной поддержки процессов формирование высокой нравственности и духовности невозможны экономическое развитие и экологическая устойчивость.

Новая модель хозяйствования должна рассматриваться как в социокультурной, так и в биосферной системе координат. Это малоотходное производство, совместное с биосферной и адаптированное к национально-региональным особенностям локальной цивилизации. Экономические инновации только тогда плодотворны, если они глубоко укоренены в культуре и менталитете народа.

Устойчивая экономика - это экономика, базирующаяся на высокой нравственности и ориентированная на оптимальную модель потребления. Это "мудрая экономика", требующая соединения противоположностей: социализма и капитализма, плана и рынка, свободы и справедливости.

Устойчивая экономика - это экономика, ориентированная на информационные ресурсы, а не на материально-энергетические факторы; словом, это "экономика знаний".

Политический статус современных государств определяется в большей мере конкурентоспособностью наукоемкой продукции, чем их военной мощью. Технологический уклад современного производства приобретает отчетливый информационно-коммуникационный облик с ключевой ролью искусственного интеллекта. Происходит смена потребительских установок капиталистического общества на систему ценностей, утверждающих престиж интеллектуально-творческого труда, здорового образа жизни, приоритет науки, образования и культуры. Смещение вектора глобальных цивилизационных процессов в духовно-инновационную сферу, где наша страна имеет несомненные достижения, создает объективные предпосылки для разработки и реализации национальной модели устойчивого развития. Именно на основе научной духовности и интеллектуального задела можно создать механизмы деятельности, способные реализовать модель устойчивого развития.

Устойчивая экономика - это экономика, ориентированная на социокультурные параметры, на Человека. Согласно "закону цивилизуемости системы" (Э.Е.Дроздовский) существуют корреляционные зависимости между динамикой культуры и динамикой экономического роста, между качеством человеческой общины региона и параметрами региональной системы. Для устойчивого развития региона одинаково важны: идеология, культура и экономика.

Возникает вопрос: на что нам ориентироваться при разработке стратегии устойчивого развития Республики Бурятия? Во-первых, на отечественную мысль, в частности, на концепцию ноосферы В.И.Вернадского. Движение по этому пути приведет нас к формированию ноосферного (информационного) общества, где "мерилом национального и индивидуального богатства станут духовные ценности и знания человека, живущего в гармонии с окружающей средой"[3]

Во-вторых, на общемировую тенденцию развития, определяемую диалогом цивилизаций Востока и Запада. Восток и Запад - это два геополитических полюса мира, две цивилизационные противоположности, от взаимодействия которых зависит устойчивое развитие человечества. Входя одновременно в оба полюса и соединяя их Росси, тем самым, предстает как геополитическая ось мира. Поэтому всякая политика, игнорирующая специфику России, как "евразийской державы" (Л.Н.Гумилев), принижает, умаляет, недооценивает геополитический потенциал нашей страны. Мы должны научиться вести диалог как с Западом, так и Востоком, - от эффективности этого диалога зависит как будущее нашей Родины, так и геополитическая стабильность на планете Земля. Вспомним гениального русского ученого Д.И.Менделеева, его настоятельное требование теснейшего союза с Китаем! Он писал: "Россия по духу народному и потому, что содержит немало рас иной крови, равно как и потому, что признает по существу равенство всех своих народов, стоит впереди не только перед Китаем, но даже и перед Англией и Соединенными Штатами. Занимая в некотором смысле среднее географическое положение в мире, она, по моему мнению, должна занять и в экономическом смысле срединное положение"[4].

Россия в перспективе может занять лидирующие позиции в реализации стратегии устойчивого развития, если ей удастся воплотить евразийскую цивилизационную уникальность и духовность (сердцевина российской духовности - идея справедливости) в конкурентные преимущества в процессах глобализации. Для апробации этой возможности нам представляется целесообразным выделить на евразийском пространстве России модельные территории устойчивого развития всемирного значения, территории, на которых имеются культурные и природные памятники всемирного наследия. В качестве примера такой территории можно назвать, в частности. Байкальский регион.

На Байкальском экономическом форуме (Иркутск, сентябрь
2000 года) прозвучала мысль о внутриконтинентальном переносе центра мировой экономики и торговли на меридиан Байкала, а также особой роли Сибири и Дальнего Востока в процессе интеграции России в АТР. За последнее время активизировались взаимоотношения России со странами Азиатско-тихоокеанского региона. Сегодня на повестке дня - выработка стратегии России в восточном геополитическом направлении. В силу ряда геополитических факторов именно Бурятию можно рассматривать как место встречи и диалога восточной и западной цивилизаций.

Бурятия - это как бы Россия в миниатюре во всех смыслах. Здесь русские составляют 75% населения, здесь территория определяет развитие социума и здесь климат среднероссийский. Все оценки, применимые к России в глобальном масштабе, могут быть с некоторыми поправками, перенесены и в Бурятию. Если Россия в целом представляет собой "регион - мост" между Западом и Востоком, то Бурятия представляет собой мост и ворота России на Восток. Бурятия - микромодель евразийской цивилизации, характеризующаяся синтезом восточной и западной культур, мирным сожительством различных этносов и различных конфессий, прежде всего христианства и буддизма. Идеология устойчивого развития согласуется как с "русской идеей" (В.С.Соловьев), так и с духовной традицией бурятского народа (буддизм).

Концепция устойчивого развития неожиданным образом наводит мосты между современным постиндустриальным обществом Запада и восточной восточно-экологической традицией. И этот "диалог цивилизацией" мы рассматривает как важнейшее условие перехода Бурятии к устойчивому развитию.

Выбор Республики Бурятия в качестве модельной территории устойчивого развития федерального значения мы обосновываем исходя из следующих реалий и факторов. Во-первых, Республика Бурятия занимает большую часть бассейна озера Байкал - участка Всемирного наследия. Единственным условием спасения Байкала является создание здесь устойчивой экономики на базе высоких технологий. Для нашей производственной системы характерны предельный износ и моральное старение основных фондов - экономический рост на старой технологической базе грозит разрушением экосистемы озера Байкал.

Во-вторых, наш регион относится к числу центров стабилизации биосферы - здесь сохранились естественные экосистемы в не нарушенном ("диком") состоянии. Декларация Всемирной конференции в Рио-де-Жанейро предусматривает компенсацию регионам, имеющим богатый экологический потенциал, за их отказ от хозяйственного освоения территорий, богатых биоразнообразием. В связи с этим перед нами стоит задача: как превратить "байкальскую проблему" из ограничительного фактора хозяйствования в мощный импульс устойчивого развития нашей республики? Решение этой проблемы предполагает активный выход властных структур Республики Бурятия на связь со всемирными, международными, российскими фондами, банками и т.д. Мы должны убедить финансовые и властные структуры мира и России в необходимости поддержания экономики Бурятии, которая несет основной груз экологических затрат на охрану озера Байкал.

Приведем примеры и факты. Наличие в промышленности дополнительных основных производственных фондов природоохранного назначения увеличивает эксплуатационные затраты. Удельный вес этих фондов в общих промышленно-производственных фондах превышает среднеотраслевые российские показатели в 3 раза, доля экологических затрат у нас выше среднероссийской в 1,6 раза. Дополнительные же затраты по доочистке сточных вод в себестоимости продукции выше среднероссийских показателей на 40 процентов. Общие издержки экономики Бурятии в реализации природоохранных мероприятий в бассейне озера Байкал составил в 1999 году 1,022 млрд. рублей, в 2000 - 1,4 млрд. рублей. Как видим, республика, на чьей территории находится 80% водосборной площади Байкала, несет основное бремя затрат по охране озера.

В последнее время стало очевидно, что республике не под силу в одиночку нести повышенные экологические затраты. К ним добавляется и ущерб от того, что Байкал фактически превратился в регулируемый водоем Ангарского каскада ГЭС. Из-за перепадов уровня озера в результате сбросов и подъемов воды подмываются берега, наносится урон сельхозугодьям, местам нереста рыб и даже прибрежным лесам. Ежегодный экономический ущерб от зарегулированности уровня озера Байкал Ангарским каскадом ГЭС только в сельском хозяйстве составляет свыше 790 млн.рублей. Бурятия, несущая значительные экологические затраты и экономический ущерб в результате искусственного регулирования уровня озера плотиной Иркутской ГЭС, платит за электроэнергию втридорога. Поэтому Правительство Бурятии в последние годы настойчиво ставит вопрос о перераспределении рентного эффекта ангарских гидроэлектростанций.

В 1996 году специалистами Сибирского отделения РАН выполнена работа по оценке межрегионального перераспределения рентного эффекта ангарских гидроэлектростанций. По расчетам ученых на Бурятию должно приходиться 60% рентного эффекта. Механизм межрегионального перераспределения дополнительного гидроэнергетического рентного эффекта, на наш взгляд, должен предусмотреть передачу Республике Бурятия электроэнергии по тарифу Ангарских ГЭС. К слову, кроме чисто экономической, у этой проблемы имеется и моральная сторона.

Далее. Республике Бурятия приходится нести значительные дополнительные капитальные затраты, вызванные необходимостью свертывания производств в ряде районов бассейна Байкала и их перебазирования на другие территории республики. В целом указанные факторы существенно ухудшают условия функционирования экономики Республики Бурятия, значительно снижают конкурентоспособность производимой в республике продукции, препятствует формированию у предприятий необходимых им оборотных средств и инвестиционных ресурсов, заметно уменьшают налоговый потенциал республики. Существующая в настоящее время система расчетов трансфертов из федерального бюджета, одинаково ориентированная на всех субъектов Федерации, не учитывает специфики негативного воздействия "байкальского фактора" на экономику Республики Бурятия. Достаточно сказать, что Федеральная программа "Обеспечение охраны озера Байкал и рациональное использование природных ресурсов его бассейна" за 1995-1999 годы профинансирована за счет федерального бюджета лишь на 0,24 процента. Вместе с тем, мы понимаем, что в рамках сложившейся системы природопользования эффективно решить проблему охраны Байкала не представляется возможным. Для ее решения требуется коренное изменение характера хозяйственной деятельности в бассейне озера Байкал. В этой связи считаем необходимым осуществить глубокую структурную перестройку народного хозяйства на принципах устойчивого развития на всей территории бассейна Байкал, включающей три субъекта Федерации: Республику Бурятия, Иркутскую и Читинскую области.

Необходимо особо подчеркнуть, что Президентом В.В. Путиным и Правительством Российской Федерации положительно воспринято наше предложение о переходе Бурятии к экологически устойчивому развитию. В этом направлении совместно с Институтом макроэкономических исследований при Министерстве экономического развития России начата работа по осуществлению подготовительного этапа перехода к экологически устойчивому развитию. Идет формирование целевой программы перехода республики к экологически устойчивому развитию. В этом документе будут определены основные цели, индикаторы и принципы устойчивого развития, механизмы и задачи взаимообусловленного развития экономики, социальной сферы и охраны окружающей среды. Разрабатываются система показателей социально-экономического развития, принципы регламентации хозяйственной деятельности на основе экологического зонирования территории. Будет дана оценка регенеративных (ассимилятивных) способностей экосистемы озера Байкал, ресурсного потенциала и пределов роста (на основе модельных расчетов). Чрезвычайно важным мы считаем внедрение в регионе системы рентных платежей за природные ресурсы. Даже приближенные расчеты показывают, что этого инвестиционного источника вполне достаточно для структурной перестройки народного хозяйства Байкальского региона на основе ресурсосберегающих, наукоемких и эколого-безопасных технологий. Советом по устойчивому развитию при Президенте Республики Бурятия разрабатывается модель малоотходного производства, работающего в природном режиме автотрофности и адаптированного к национально-региональным особенностям хозяйствования. Для создания предпосылок устойчивой экономики мы должны:

а) принять эколого-этический кодекс Республики Бурятия, в котором должны быть сформулированы основные принципы этически ориентированного рынка и социокультурной трансформации бурятского общества;

б) создать банк данных по наилучшим ресурсе- и энергосберегающим, эколого-безопасным технологиям;

в) провести системную диагностику технологического и экологического уровня промышленных предприятий Республики Бурятия.

На наш взгляд, будущее Бурятии - это информационное общество с устойчивым развитием. Именно мы, живущие рядом с Байкалом, должны показать пример того, как можно совместить интеллектуальное совершенствование и стремление к устойчивости, непрерывное развитие и гармонию с природой. У нас есть для этого достаточный природный капитал, научно-образовательный и цивилизационный потенциал. Благодарю за внимание.


В.Д.Кривов, заместитель начальника Информационно-аналитического управления Аппарата Совета Федерации, ответственный секретарь Организационного комитета Байкальского экономического форума



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.252.37 (0.019 с.)