Тема 15. Международное право в период вооруженных конфликтов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 15. Международное право в период вооруженных конфликтов



План

1. Понятие, предмет и источники международного права в период вооруженных конфликтов.

2. Участники вооруженных конфликтов: классификация и правовое положение, международно-правовая защита жертв войн.

3. Правовые последствия начала войны, нейтралитет в войне.

4. Международно-правовая регламентация окончания военных действий и состояния войны.

Вопрос 1.

Международно-правовое запрещение агрессивных войн само по себе еще не ведет к искоренению из общественной жизни причин, порождающих вооруженные конфликты.

Несмотря на запрет обращаться к вооруженной силе в международных отношениях, государства нередко еще прибегают к ней для разрешения возникающих между ними споров и конфликтных ситуаций.

Это обусловливает необходимость правового регулирования общественных отношений, возникающих в ходе вооруженного конфликта, в целях его максимально возможной гуманизации.

Специальные принципы, которыми участники вооруженной борьбы должны руководствоваться при всех обстоятельствах, можно объединить в следующие группы:

- принципы, ограничивающие воюющих в выборе средств и методов ведения войны;

- принципы защиты прав комбатантов и некомбатантов;(от франц. combattant - боец, воин.)

- принципы защиты прав гражданского населения, а также определяющие правовой режим гражданских объектов;

- принципы нейтралитета и отношений между воюющими и нейтральными государствами.

Эти принципы сложились в результате длительного процесса кодификации и прогрессивного развития международного права, применяемого в период вооруженных конфликтов.

Принцип гуманности запрещает применение военного насилия.

К числу наиболее важных источников права на ведение войны следует отнести Петербургскую декларацию об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868 года, Гаагские конвенции 1899 и 1907 годов о законах и обычаях сухопутной войны, о бомбардировании морскими силами во время войны, о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны, о правах и обязанностях нейтральных держав в случае морской войны и другие.

Предметом регулирования правил ведения войны являются специфические общественные отношения, складывающиеся между его субъектами в ходе вооруженных конфликтов.

Вопрос 2.

Участников вооруженных конфликтов можно условно разделить на две группы: сражающиеся (комбатанты) и несражающиеся (некомбатанты).

Согласно Дополнительному протоколу I, лица, входящие в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, и принимающие непосредственное участие в боевых действиях, являются комбатантами.

Только за комбатантами признается право применять военную силу. К ним самим допустимо применение в ходе боевых действий высшей меры насилия, то есть физического уничтожения.

Комбатанты, оказавшиеся во власти противника, вправе требовать обращения с ними как с военнопленными.

К несражающимся относится личный состав, правомерно находящийся в структуре вооруженных сил воюющей стороны, оказывающий ей всестороннюю помощь в достижении успехов в боевых действиях, но не принимающий непосредственного участия в этих действиях.

Некомбатанты не должны участвовать в боевых действиях. Это интендантский и медицинский персонал, корреспонденты и репортеры, духовенство и др.

Несражающиеся не могут быть непосредственным объектом вооруженного нападения противника. В то же время оружие, имеющееся у них, они обязаны использовать исключительно в целях самообороны и защиты вверенного им имущества.

Наёмники - лица, действующие в целях получения материального вознаграждения, не являющиеся гражданами ни одной из сторон конфликта, не проживающие постоянно на их территории и не являющиеся лицами, направленными для исполнения служебных обязанностей, не могут претендовать на статус комбатанта и военнопленного.

Следует проводить различие между наёмниками и добровольцами: последние участвуют в конфликте по идейным соображениям и являются комбатантами.

Статусом военнопленного обладает любой комбатант, попавший во власть неприятельского государства, а также некомбатанты, входящие в состав вооружённых формирований. Необходимо заметить, что наёмники и шпионы вообще не имеют права на статус комбатанта, а значит, и военнопленного.

В соответствии с нормами международного гуманитарного права, любое лицо из состава вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, попадающее во власть противной стороны в то время, когда оно занимается шпионажем, не имеет права на статус военнопленного, и с ним могут обращаться как со шпионом, то есть его могут подвергнуть уголовному преследованию.

В отличие от шпиона, разведчик, то есть лицо из состава вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, которое от имени этой стороны собирает или пытается собирать информацию на территории, контролируемой противной стороной, не считается лицом, занимающимся шпионажем, если, действуя таким образом, оно носит форменную одежду своих вооруженных сил. Таким образом, в случае пленения разведчик имеет право на статус военнопленного.

Все агентурные разведчики являются, по определению, шпионами.

Международное гуманитарное право содержит нормы, охраняющие журналистов во время войны.

Согласно ст. 4 III Женевской конвенции 1949 г., военные корреспонденты обязаны удовлетворять следующим условиям:

являться представителями СМИ;

иметь аккредитацию в вооруженных силах;

сопровождать военные формирования;

не являться членами военных формирований.

В этой же статье указывается, что военные корреспонденты при попадании в плен пользуются такой же защитой, что и военнопленные.

Вопросы, связанные с защитой гражданского населения и гражданских объектов во время вооруженных конфликтов, регулируются Четвертой Женевской конвенцией и Дополнительными протоколами 1977 г.

В соответствии с этими документами запрещается:

делать мирное население, отдельных его представителей или мирные объекты целями ударов;

наносить неизбирательные удары (не направленные на конкретную военную цель или оружием, не допускающим возможность неизбирательного удара), а также удары, в результате которых можно ожидать избыточное количество жертв среди мирного населения по сравнению с достигнутыми военными успехами;

использовать голод среди мирного населения как средство войны;

наносить удары по объектам, имеющие важное значение для жизнеобеспечения мирного населения;

наносить удары по сооружениям, обладающим значительным энергетическим потенциалом (к таковым относятся плотины, дамбы, АЭС), если высвобождение этой энергии может привести к значительным потерям среди мирного населения (за исключением случаев, когда такие сооружения оказывают непосредственную поддержку вооруженным силам и нет другого разумного способа прекратить эту поддержку);

В то же время, наличие гражданского населения в определенном месте не является препятствием для проведения военных операций в этом месте. Использование гражданского населения в качестве «живого щита» прямо запрещено.

Вопрос 3.

III Гаагская конвенция об открытии военных действий 1907 года устанавливает, что военные действия между государствами не должны начинаться без предварительного и недвусмысленного предупреждения, которое может иметь форму либо мотивированного объявления войны, либо ультиматума с условным объявлением войны.

Эта норма продолжает действовать и в современных условиях. Вместе с тем следует иметь в виду, что в соответствии с определением агрессии, принятым Генеральной Ассамблеей ООН в 1974 году, факт объявления войны, которая не является актом самообороны согласно ст. 51 Устава ООН, не превращает войну противоправную в войну законную, а представляет собой акт агрессии.

Сам факт объявления войны становится международным преступлением. Однако соблюдение норм права вооруженных конфликтов обязательно независимо от того, объявлена война или нет.

Под нейтралитетом во время войны понимается правовое положение государства, при котором оно не участвует в войне и не оказывает непосредственной помощи воюющим.

Права и обязанности нейтральных государств во время войны, воюющих сторон в отношении нейтральных государств, а также физических лиц как нейтральных, так и воюющих государств регламентируются V Гаагской конвенцией о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны 1907 года, в соответствии с которой территория нейтрального государства является неприкосновенной и не может быть превращена в театр военных действий.

Воюющим государствам запрещается проводить через территорию нейтрального государства войска и военные транспорты. Нейтральное государство не должно разрешать воюющим создавать, устанавливать или размещать на своей территории радиостанции и другие средства связи и технические приспособления. Однако оно может разрешать воюющим (на равных началах) пользоваться своими средствами связи. Нейтральное государство не должно снабжать воюющих оружием, военными и другими материалами. Вместе с тем оно не обязано препятствовать вывозу (или транзиту) из мест боевых действий за счет того или другого из воюющих оружия, боеприпасов на условиях взаимности и одинакового отношения к воюющим.

Нейтральное государство вправе отражать покушения на его нейтралитет с помощью своих вооруженных сил.

Вопрос 4.

Окончание военных действий и состояния войны - это акты, отличающиеся один от другого как по способамих юридического оформления, так и по тем правовым последствиям, которые они порождают для воюющих сторон.

Наиболее распространенными формами прекращения военных действий являются перемирие и капитуляция. Перемирие представляет собой временное прекращение военных действий, осуществляемое на основе взаимного соглашения между участниками вооруженного конфликта. Различают два вида перемирия: местное и общее.

Местное перемирие преследует цель приостановить военные действия между отдельными частями и подразделениями на ограниченном участке театра военных действий. Как правило, оно направлено на решение частных задач: подбор раненых и больных, погребение мертвых, эвакуация из осажденных районов лиц из числа гражданского населения, посылка парламентеров и т. д.

Общее перемирие существенно отличается от местного. Во-первых, в случае общего перемирия военные действия приостанавливаются на всем театре военных действий. Во-вторых, общее перемирие при определенных обстоятельствах (например, если стороны в конфликте формально не заявили о наличии состояния войны между ними) способно не только приостановить военные действия, но и привести к их прекращению. В этом случае общее перемирие как акт не только военный, но имеющий и политическое значение оформляется воюющими сторонами в договорно-правовом порядке со всеми вытекающими из этого международно-правовыми последствиями.

Капитуляция - это прекращение сопротивления вооруженных сил или их части. Как правило, при капитуляции все вооружение, военное имущество, военные корабли, самолеты переходят к противнику. Сдающиеся войска подвергаются военному плену.

Основным международно-правовым средством прекращения состояния войны между воюющими сторонами является заключение ими мирного договора.

Состояние войны может быть прекращено принятием двусторонней декларации.

Тема 16. Европейское право

План

1. Понятие и структура Европейского права.

2. Источники европейского права.

Вопрос 1.

Термин «европейское право» употребляется чаще всего в трех значениях:

1. совокупность национальных правовых систем европейских государства;

2. обозначение той части международно-правовых норм, посредством которых регулируются отношения между европейскими государствами;

3. совокупность правовых норм, регулирующих взаимоотношения, которые складываются в рамках европейских интеграционных объединений, в рамках Европейских сообществ и Европейского союза.

Под европейским правом понимается система юридических норм, создаваемых в связи с образованием и функционированием Европейских сообществ и Европейского Союза и действующих и применяемых в переделах их юрисдикции на основе и в соответствии с учредительными договорами и общими принципами права.

Термин «право Европейского сообщества» вполне приемлем и правомерен, когда речь идет о той части норм европейского права, которые неразрывно связаны с Европейским Сообществом, и обладает в силу этого особым правовым режимом и свойствами.

Требует уточнения и использование термина «право Европейского союза». Европейский союз отличается весьма сложной внутренней структурой. Союз образуют Европейские сообщества, дополненные сферами политики и формами сотрудничества, предусмотренные Договором о его создании. Сообщества и другие сферы политики и формы сотрудничества получили наименование «трех опор Союза». Но, одна их юридическая природа не одинакова. Каждое из трех Сообществ (первая опора) сохраняет статус юридического лица, и в рамках и пределах этих Сообществ действует система правовых норм, обязательных для всех государств-членов и порождающих непосредственные права и обязанности физических и юридических лиц, находящихся под их юрисдикцией. Основная часть этих правовых норм создается институтами самих Сообществ. Эти нормы имеют прямое действие и обеспечены юрисдикционной защитой.

Что касается второй и третьей опор, то сотрудничество в этих областях осуществляется на международно-правовой основе, и формы этого сотрудничества схожи с теми, которые приняты в международном общении и в практике международных организаций. Это позволяет сделать вывод о том, что термин «право Европейского союза» может быть использован как охватывающий все разновидности правовых механизмов, используемых в рамках Союза.

Сочетание в рамках европейского права элементов и начал межнационального и наднационального правотворчества обусловливает своеобразие структуры европейского права.

С точки зрения и порядка формирования и места, занимаемого в общей иерархии норм европейского права, все они подразделяются на группы:

1. это нормы первичного или основополагающего права;

2. нормы вторичного или производного права;

3. нормы третичного или дополнительного права.

Нормы первичного права – это нормы, которые закреплены в учредительных договорах, образуют конститутивную основу – фундаментальную базу Сообществ и Союза. Они устанавливают цели, принципы и задачи Европейских сообществ и Европейского Союза, сферу их ведения, порядок формирования и функционирования институтов, условия осуществления членства. Учредительные договора определяют основные параметры европейского права, его особенности, условия и порядок применения.

На базе норм первичного права формируются нормы вторичного права. Его образуют те нормы, которые издаются в качестве юридически обязательных предписаний институтами Европейского Союза и которые регулируют в рамках Юрисдикции Сообществ и Союза отношения между субъектами права ЕС. Издаваемые институтами Союза, они обязательны не только для частных лиц, но и для государств-членов ЕС.

Третичное право (комплементарное) включает правовые нормы, источником которых являются иные акты, нежели учредительные договоры или акты, издаваемые институтами ЕС. Это соглашения и конвенции, заключаемые государствами-членами в целях реализации предписаний, содержащихся в сами учредительных договорах.

Это вертикальный срез. Не менее важное значение имеет и горизонтальный. Руководствуясь такими критериями, как происхождение норм европейского права, характер и условия их применения, природа субъектов правоотношений можно выделить три основных сегмента европейского права. Это право Европейских сообществ, право Европейского Союза, применяемое в рамках 2 и 3 опор, положения ЕКПЧ.

Первую и главную составляют нормы права Европейских сообществ, которое включает нормы первичного и вторичного права. Суд ЕС в своем решении от 16 ноября 1991 года дал обобщенную характеристику права ЕС:

1. Договор об учреждении ЕЭС (ныне ЕС) создал собственный оригинальный правопорядок, свою особую систему права.

2. Эта система норм интегрирована в правовые система всех государств-участников ЕС (т.е. применяется принцип прямого действия).

3. Право ЕС подлежит обязательному применению национальными судебными учреждениями государств-членов ЕС.

4. субъектами ЕС являются не только государства-члены ЕС, но и физические и юридические лица, находящиеся под их юрисдикцией.

5. Право ЕС, налагая определенные обязательства, порождает одновременно и определенные права, которыми пользуются частные лица.

6. Данные права возникают не только в том случае, когда они непосредственно зафиксированы в учредительном договоре, но и проистекают из четко установленных обязательств, налагаемых как на частных лиц, так и на государства-члены и институты ЕС.

7. В соответствии с установившейся судебной практикой национальные судебные учреждения государств-членов ЕС обязаны в рамках соей компетенции обеспечить применение права ЕС и защиту прав, предоставляемых на его основе и частным лицам.

Вторую составляющую европейского права образуют нормы, применяемые в рамках второй и третьей опор Союза.

1. Они создаются на основе соглашения между государствами-членами ЕС и носят, по общему правилу, конвенционный характер.

2. Эти нормы права носят обязательный характер, но не имеют прямого действия и интегрируются автоматически в национальные системы права государств-членов.

3. Они не подлежат прямому применению национальными судебными учреждениями при отсутствии актов имплементации.

4. Субъектами права в данном случае выступают лишь государства-члены Союза и институты ЕС, но не частные лица.

5. Не будучи адресованы напрямую частным лицам, эти правовые нормы не создают непосредственных обязательств и прав для частных лиц, и основанные на них исковые требования, а следовательно, и возможности возмещения причиненного ущерба, по общему правилу, не входят в юрисдикцию Суд ЕС.

Третью составляющую европейского права образуют нормы Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Они обладают характеристиками, свойственными отчасти, как первой, так и второй составляющим.

1. Юридическим источником этих правовых выступает международный договор: ЕКПЧ 1950 г. Участниками его являются почти все государства Европы, включая РФ.

2. Положения Конвенции, которые формулируют основные субъективные права и свободы человека, строго обязательны для всех ее участников. Законодательство и правоприменительная практика государств-участников Конвенции не должны противоречить постановлениям Конвенции, а фактически и практики Европейского суда по правам человека. Но ни сама конвенция, ни судебная практика ЕСПЧ не предусматривают необходимость или автоматизм прямой интеграции конвенционных норм в систему национального права.

3. Национальные судебные учреждения должны сообразовывать свою практику с положениями Конвенции и следовать ее требованиям.

4. Субъектами этой части европейского права являются не только государства, но и все частные лица, находящиеся под юрисдикцией государств-участников Конвенции.

5. Юрисдикционный контроль за соблюдением постановлений Конвенции осуществляет Европейский суд по правам человека. Правом обращения в этот контрольный судебный орган пользуются как государства, так и частные лица, и их обращения подлежат рассмотрению независимо от согласия государств, чьи действия оспариваются.

6. Решение о возмещении ущерба, причиненного неправомерными действиями государства, если таковые установлены Судом, выносится самим Судом и подлежит обязательному исполнению государством. Контроль за этим осуществляет Комитет Министров Совета Европы.

Вопрос 2.

Система источников европейского права отличается значительным своеобразием. Традиционно в правовой доктрине под источниками права понимаются формы его выражения. Выделяют три главных разновидности источников права: нормативно-правовые акты, обычаи, судебные прецеденты. Такая классификация источник вполне применима к европейского права, но необходимо отметить, что оно обладает определенной спецификой, порождаемой особенностями его формирования и функционирования.

Учредительные договоры

Они образуют важнейшую группу источников европейского права. По способу выработки, заключения и введения в действие они воспроизводят соответствующий порядок и процедуры, принятые при заключении международных договоров.

В силу своей юридической природы учредительные акты занимают высшую ступень в иерархии источников европейского права. К их числу относятся: Парижский договор 1951 г., Римские договоры, Единый европейский Акт, Маастрихтский договор, Амстердамский договор.

К числу учредительных актов принято относить также Конвенцию об общих институтах и Соглашение о слиянии, в результате которых для всех трех Сообществ была установлена единая система институтов. Также сюда относится Соглашение, касающееся прямых выборов в Европарламент, бюджетные договоры и все договоры о присоединении к Сообществам и Союзу.

К основополагающим учредительным договорам приложено большое число различного рода приложений, протоколов и деклараций. По общему правилу, такого рода акты образуют неотъемлемую составную часть самих учредительных договоров.

Учредительные договоры принято считать актами прямого действия в том смысле, что их положения действуют независимо от принятия национальных актов имплементации.

Нормативно-правовые акты Евросоюза

Важнейшую группу источников составляют правовые акты, принимаемые институтами Евросоюза. Это регламенты, директивы и решения.

Регламент – нормативно-правовой акт общего характера, который во всех своих элементах обязателен для всех субъектов ЕП и является актом прямого действия, т.е. подлежит применению властями и судебными органами всех государств-членов независимо от того, выступало ли данное государство за их принятие или нет. Все регламенты подлежат обязательной публикации и вступают в силу, по общему правило, если другое не предусмотрено в самом акте, на 20-й день после их опубликования. Прямое действие регламента непосредственно оговорено в учредительных актах.

Директивы. Их главное отличие от регламента – в директиве указываются цели и результаты, которые должны быть достигнуты, однако национальным властям предоставляется самим право определять, в какой форме или посредством каких процедур и механизмов эти цели могут быть достигнуты. Директивы, таким образом, связывают государства только в том, что касается достижения определенных результатов. Устанавливаются сроки достижения поставленных целей. Два вида директив: рамочные и обычные. Первые образуют самостоятельную группу актов, иерархически не подчиненных регламенту. Вторые могут содержать детальную регламентацию, особенно если они принимаются на основе и во исполнение регламента. В этом случае имеет иерархичная подчиненность регламенту.

Директивы могут быть адресованы всем государствам. В этом случае они публикуются. Также могут быть адресованы отдельным государствам. В этом случае достаточна их нотификация. Директивы вступают в силу с даты их опубликования или нотификации, а не с момента истечения срока, установленного для их осуществления.

Третий вид – решения. Их особенность в том, что это акты индивидуального, а не общего характера. Они обязательны для своих адресатов, касаются специальных узких, нередко технических вопросов. Адресатом не обязательно должно быть только государство. Им могут быть и определенные группы юридических лиц, либо отдельные юридические лица.

Правом издания нормативно-правовых актов ЕС пользуется Совет, Совет совместно с Европарламентом, Комиссия, а также финансовые институты типа Европейского центрального банка.

Статья 189 Договора о ЕС предусматривает возможность принятия еще двух видов актов Сообществ – это рекомендации и заключения. Однако они не являются нормативно-правовыми актами, т.е. не носят обязательного характера. Нормативно-правовые акты Сообществ образуют основную и наиболее многочисленную часть источников ЕП.

Общие принципы права

Это концентрированное выражение самых важных сущностных черт и ценностей, свойственных данной системе права. В них находят свое выражение наиболее важные демократические ценности. Первоначальные договоры довольно туманно говорили об общих принципах права. Последующие учредительные акты вносят несколько большую ясность в понимание того, что представляют собой общие принципы права применительно к праву ЕС.

Согласно ст. F (6) Договора о Евросоюзе он основан на принципах свободы, демократии, уважения прав человека и основных свобод, а равно принципах правового государства, принципах, которые являются общими для всех государств-членов ЕС. Пункт 2 той же статья уточняет, что под общими принципами права ЕС понимаются основные права и свободы в том виде, как они закреплены в ЕКПЧ, и как они вытекают из общих конституционных традиций государств-членов.

Не совсем ясно остается на сегодняшний день решение вопроса о месте общих принципов права в иерархии источников ЕП. Однако, учитывая практику Суда ЕС и национальную судебную практику, можно прийти к выводу, что действительность нормативно-правовых актов Сообществ в решающей степени определяется тем, соответствуют ли эти акты по своему содержанию не только учредительным договорам, но и общим принципам права.

Решение Суда ЕС

Суд наделен правом толкования учредительных актов, он осуществляет преюдициальную юрисдикцию, а равно разрешает споры, связанные с осуществлением учредительных актов и других нормативно-правовых актов государствами-членами и с деятельностью институтов ЕС, разрешает в пределах своей юрисдикции конкретные споры, возникающие в связи с договорной или внедоговорной ответственностью. По общему правилу, решения, выносимые Судом ЕС, рассматриваются в качестве прецедентов и как таковые являются обязательными для всех государств-членов ЕС.

Практика показывает, что нередко решения Суда ЕС кладутся в последующем в основу нормативно-правовых актов или даже предопределяют отдельные положения учредительных актов.

Правовой режим решений, выносимых Судом ЕС, позволяет говорить о том, что эти решения образуют один из важнейших источников ЕП. Эти решения носят окончательный характер и обязательны для всех Субъектов ЕП. Неисполнение решений Суда ЕС влечет за собой применение санкций, предусмотренных учредительными договорами.

Международные договоры

Они образуют особу группу источников европейского права. Все ранее перечисленные источники являются внутренними актами Сообществ. Соглашения, заключенные Сообществами с третьими государствами и международными организациями, выступают в качестве внешних источников, правовой режим которых определяется в значительной мере нормами общего международного права.

Специфика международных договоров, заключаемых Сообществами, состоит в том, что их постановления не должны противоречить учредительным договорам.

 

Раздел 2. Тестовые задания

 

1. Какие отношения являются предметом международно-правового регулирования:

а) между государствами;

б) между государствами и международными организациями;

в) между государствами и государствоподобными образованиями (Ватикан));

г) с иностранным элементом (между физическими и юридическими лицами различных государств);

д) между международными организациями;

е) между международными организациями и физическими лицами;

ж) специфические внутригосударственные отношения?

2. Какими из перечисленных черт характеризуется современное международное право:

а) запрет агрессивной войны;

б) насильственный способ решения международных споров;

в) уважение прав и основных свобод человека;

г) общепризнанность принципов международного права, характеризующих социальные ценности международного сообщества;

д) универсальность международного регулирования;

е) провозглашение традиционного права вооруженных репрессалий;

ж) закрепление исчерпывающего перечня субъектов и объектов международного права;

з) самоопределение народов и наций;

и) невмешательство во внутренние дела государств;

к) приоритет национальных интересов?

3. Какие из следующих ситуаций регулируются номами международного права:

а) сессия Генеральной Ассамблеи ООН;

б) неофициальный визит Президента РФ в иностранное государство;

в) обращение России к Тунису о выдаче угонщиков российского воздушного судна;

г) конгресс Международной демократической федерации женщин;

д) обращение Правительства РФ к Международному валютному фонду о получении кредита;

е) отношения между работником одной страны и работодателем другой по вопросу начисления заработной платы;

ж) обращение Генеральной прокуратуры РФ к прокуратуре Польши о передаче гражданина России, осужденного в Польше, для отбывания наказания в России?

 

4. Выделите среди перечисленных ниже ситуаций международные межгосударственные отношения и международные отношения негосударственного характера:

а) обращение гражданки Черногории в компетентные органы России о взыскании алиментов;

б) заключение торгового контракта между российской и бельгийской фирмами;

в) вступление России во Всемирную торговую организацию;

г) отношения между супругами, имеющими разное гражданство, проживающими в России, по поводу раздела имущества;

д) установление дипломатических отношений между Россией и Организацией освобождения палестины (ООП);

е) обращение гражданина России в Европейский суд по правам человека;

ж) заключение международного договора об избежании двойного налогообложения между Россией и Францией;

з) подача гражданином Словакии искового заявления в суд России о фактическом принятии наследства.

5. Международное право – это:

а) отрасль национального права;

б) общесистемный институт;

в) самостоятельная по отношению к внутригосударственному праву система права;

г) все ответы правильные;

д) все варианты неправильные.

6. Система международного права включает:

а) отрасли;

б) отрасли и институты национального права;

в) общесистемные институты (институт международной ответственности, прав человека и др.);

г) обычаи и договоры;

д) императивные принципы;

е) нормы «международной вежливости».

7. Как соотносится международное право и внутригосударственное право:

а) международное право является частью национального права;

б) внутригосударственное право является частью международного права;

в) международное и внутригосударственное право являются самостоятельными, независимыми и невзаимодействующими системами;

г) международное право и внутригосударственное право являются самостоятельными, но взаимозависимыми и взаимодействующими системами?

8. Высшей юридической силой в международном праве обладают:

а) императивные нормы;

б) диспозитивные нормы;

в) договорные нормы;

г) обычно-правовые нормы;

д) декларативные нормы;

е) бланкетные нормы.

9. Международный договор и международно-правой обычай соотносятся по юридической силе следующим образом:

а) обладают одинаковой силой;

б) договор обладает большей силой;

в) обычай обладает большей силой.

10. Всеобщая декларация прав человека является:

а) источником внутригосударственного права;

б) рекомендательным актом ООН;

в) сборником обычно-правовых норм;

г) международным договором;

д) доктриной.

11. Решения Международного суда ООН являются:

а) рекомендательными актами;

б) актами правоприменения;

в) актами толкования;

г) источником международного права.

12. Нормы международного права обязательны:

а) для всех государств;

б) только для тех, кто выразил свое согласие на их обязательность;

в) для всех, но только императивные нормы;

г) для тех, кто принимал участие в их формировании.

13. Если международным договором предусмотрены иные правила, чем законом Российской Федерации, то применяются положения:

а) любого международного договора;

б) российского закона;

в) международного договора, согласие на обязательность которого было выражено в форме федерального закона.

14. К правосоздающим субъектам международного права относятся:

а) государства;

б) международные межправительственные организации;

в) государствоподобные образования;

в) нации, борющиеся за независимость;

г) транснациональные корпорации;

д) руководители государств и правительств.

15. Отношения каких субъектов международного права можно назвать межгосударственными:

а) государств;

б) международных межправительственных организаций;

в) юридических лиц и государств по публичным вопросам;

г) государств и международных межправительственных организаций;

д) международных межправительственных организаций и международных неправительственных организаций;

е) Ватикана и государств по вопросу открытия дипломатического представительства Ватикана?

16. Согласно конвенциям о правопреемстве государств выделяются следующие категории правопреемства:

а) в отношении договоров, архивов, собственности и долгов;

б) универсальное и негативное правопреемство;

в) разделение, объединение, передача части территории, отделение, образование независимого государства.

17. Субъектами международного права являются:

а) государства;

б) государственные органы;

в) международные неправительственные организации;

г) международные юридические лица;

д) народы;

е) нации, борющиеся за независимость;

ж) государствоподобные образования;

з) физические лица.

18. В случае противоречия положений Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН государства – члены ООН должны соблюдать (выберите правильный ответ):

а) резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН;

б) резолюцию Совета Безопасности ООН;

в) резолюцию Генерального Секретаря ООН.

19. Органами ООН являются:

а) Совет Безопасности;

б) Совет глав государств;

в) Парламентская Ассамблея;

г) Комитет регионов;

д) Совет министров;

е) Экономический и Социальный Совет;

ж) Комиссия военных наблюдателей.

20. Сторонами в международном договоре являются:

а) основные и производные субъекты международного права;

б) субъекты международного права, обладающие договорной правоспособностью;

в) все субъекты (акторы) международных отношений.

 

21. Одна из стадий заключения международных договоров:

а) новация;

б) парафирование;

в) пролонгация;

г) аккредитация.

 

22. Отказ государства от договора с предварительным предупреждением других участников, когда такой отказ, его порядок и условия прямо предусмотрены договором, – это:

а) денонсация;

б) аннулирование;

в) прекращение договора по соглашению сторон;

г) промульгация.

23. Основанием относительной недействительности международного договора являются:

а) противоречие императивной норме jus cogens;

б) явное нарушение особо важной нормы внутреннего права государства, касающейся компетенции заключать международные договоры;

в) согласие государства на его обязательность было выражено в результате применения силы или угрозы силой в отношении государства или его представителя;

г) нет правильного ответа;

д) все ответы правильные.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 503; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.198.49 (0.187 с.)