Тема 10. Территории в международном праве 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 10. Территории в международном праве



План

1. Виды территорий в международном праве. Государственная территория.

2. Территория с международным правовым режимом.

Вопрос 1.

С точки зрения правового режима различают:

а) территории, находящиеся под суверенитетом отдельного государства (государственные территории);

б) территории, не находящиеся под суверенитетом какого-либо отдельного государства, так называемые территории с международным режимом (открытое море и воздушное пространство над ним, морское дно за пределами континентального шельфа);

в) территории со смешанным правовым режимом (континентальный шельф, экономическая зона).

Государственная территория это часть геосферы с ее недрами, сухопутным, водным и воздушным пространством, правомерно находящаяся под суверенитетом государства.

Территория, неправомерно находящаяся под каким-либо внешним управлением, не меняет своей государственной принадлежности. Так, не входят в состав государственной территории оккупанта районы иностранного государства, занятые его войсками. Это относится ко всем пространствам вод, воздуха, суши, включая недра, в пределах государственной границы, а также прибрежным островам и анклавам.

Анклав– это часть территории государства, отделенная от его основной территории и со всех сторон окруженная территорией другого (других) государства.

Так, на территории Франции находится испанский анклав Аливия (площадь около 12 км2); на территории Швейцарии – итальянский анклав Кампьоне (2,6 км2) и два западногерманских анклава – Бюзинген (7 км2) и Ференахоф (около 1 км2); в Нидерландах – бельгийский анклав Барлс-Хортог (8 км2); на территории Марокко – испанские анклавы Санта и Мечилья. Если эта часть территории имеет выход к открытому морю, то она называется полуанклавом.

Полуанклавом является Калининградская область России. Ангольская провинция Кабинда (площадь 7,3 тысячи км2), находящаяся между Конго и Заиром и имеющая выход к Атлантическому океану, также имеет статус полуанклава.

Право доступа государства к его анклаву или полуанклаву осуществляется на основании соглашений с сопредельными государствами.

В состав государственной территории ряда государств входят все земли и острова арктических секторов. Земные недра под сухопутной и водной поверхностью государства находятся под его полным и исключительным суверенитетом. Это право народов и наций закреплено во многих международно-правовых актах.

К водным территориям государства относятся воды рек, озер, заливов, бухт, портов, а также территориальное море (в котором действует особый режим). Специфический режим имеют поверхность и недра континентального шельфа, экономические зоны, а также трансграничные водотоки.

Воздушное пространство – это пространство, находящееся над сухопутной и водной территориями (включая и территориальное море).

Государственной территорией считаются (условно): морские суда, воздушные и космические корабли, носящие флаг соответствующего государства; подводные кабели и трубопроводы в открытом море, если они соединяют две части одного государства; здания посольств и некоторых других представительств за рубежом.

Территория является одним из основных признаков и элементов суверенной государственности.

Территория государства в юридическом смысле является также объектом публично-правовых полномочий государства, которое распоряжается своей территорией, устанавливает административно-территориальное деление; организует по территориальному принципу государственную власть и местное самоуправление; определяет и изменяет режим своей границы; регулирует условия въезда в страну, выезда из нее и передвижения иностранцев; организует охрану и оборону своей территории.

Согласно международному праву, территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны. Однако это не исключает возможности территориальных изменений. Имеются следующие правомерные способы изменения государственной территории:

- создание независимых государств в результате национально-освободительной борьбы, т. е. в результате осуществления права наций на самоопределение;

- возвращение территории государству в результате восстановления его исторических прав на незаконно отторгнутые ранее части территории;

- отторжение территории как санкция за агрессию.

Государственная границапредставляет собой действительную или воображаемую линию, разделяющую территории сопредельных государств. Трем средам государственной территории соответствуют сухопутные, водные и воздушные границы. Сухопутные и водные границы устанавливаются по соглашению между государствами; морские границы – законодательным актом прибрежного государства в соответствии с нормами международного права. Обычно установление государственных границ проходит две стадии: делимитации и демаркации.

Делимитация – это определение положения и направления Государственной границы по соглашению между сопредельными государствами и нанесение этой линии на географическую карту, прилагаемую к договору о делимитации. Точное определение границы между соседними государствами является фактором мира, безопасности и добрососедских отношений.

Демаркация – это установление линии Государственной границы на местности на основании документа о делимитации и обозначение ее соответствующими пограничными знаками. Так, Государственная граница России на местности обозначается ясно видимыми пограничными знаками. В соответствии со ст. 6 Федерального конституционного закона «О Государственном гербе Российской Федерации» на пограничных знаках (основных пограничных столбах) и в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации помещается Государственный герб Российской Федерации.

С целью демаркации создаются смешанные комиссии на паритетных началах; они определяют и обозначают прохождение линии государственной границы на местности путем установки специальных пограничных знаков. Обо всех действиях по демаркации составляются специальные документы: протокол-описание прохождения границы, карта с нанесением на нее линии границы, а также протоколы на каждый пограничный знак.

Иногда возникает необходимость в редемаркации Государственной границы, т. е. проверке, восстановлении, замене или установке новых пограничных знаков. Редемаркация осуществляется на основе специальных соглашений (чаще всего такие соглашения касаются проверки речных участков границы). Россия имеет такие соглашения с Польшей, Венгрией, Румынией, Турцией и др.

Вопрос 2.

За пределами национальной юрисдикции государств, т.е. за предела­ми государственной территории данного государства, в частности за внешними пределами территориального моря, находятся обширные пространства морей и океанов, включая толщу морей и океанов,их недра и воздушное пространство над ними, а также космическое пространство, не находящиеся под суверенитетом какого-либо государства.

Сущностное содержание их юридического статуса обозначается в актах современного международного права и доктрине как территория общего пользования или общее наследие человечества.

Юридический статус таких пространств и их правовой режим оп­ределяются исключительно нормами международного права — обычноправовыми и конвенционными, иногда также дополнительно согла­шениями между сопредельными государствами.

Морские пространства. Установление их юридического статуса и правового режима составляет область регулирования международного морского права, кодифицированного и развитого ныне в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Эта общая кодификационная конвен­ция, текст которой был разработан на III Конференции по морскому праву, является своего рода уникальным примером успешной кодифи­кации и прогрессивного развития обширной области международно-правовых норм об исследовании и использовании морских про­странств, включая воздушное пространство над ними, в мирных целях и на благо человечества. Продолжают также действовать общие кон­венции, принятые на I и II Конференциях по морскому праву 1958 и 1960 гг., и многие другие международные соглашения (см. гл. XVII).

Конвенция ООН 1982 г. определила, в частности, порядок установ­ления внутренней и внешней границы территориального моря и их делимитации. Она определяет также значение терминов-понятий «архипелажное государство» и «архипелажные воды».

Правовой режим морских пространств за пределами национальной юрисдикции государств в принципе установлен в пользу всех их поль­зователей на началах суверенного равенства государств. Основную часть таких морских пространств составляет пространство «открытого моря», общий правовой режим которого определяется термином-поня­тием «свобода открытого моря».

Вместе с тем современное международное морское право учитыва­ет непосредственное прилегание к территории морских государств не­которых морских пространств, в пределах которых принимаются во внимание особые интересы таких государств и признаются их особые суверенные права.

Соответственно в составе морского пространства выделены приле­жащая (к территориальному морю) зона, исключительная экономичес­кая зона и континентальный шельф.

Воздушное пространство включает в себя пространство, являющее­ся интегральной частью государственной территории (национальное воздушное пространство), и пространство за пределами государствен­ной территории, т.е. воздушное пространство, правовой статус и режим которого определяются международным правом, - это часть негосу­дарственной (международной) территории; в принципе такое воздуш­ное пространство свободно для исследования и использования в мир­ных целях всеми государствами, но опять же с учетом соответствующих международных обязательств государств. Практически это простран­ство над открытым морем и Антарктикой. Поэтому международные обязательства государств применительно к этому пространству ныне вытекают главным образом из соответствующих предписаний Конвен­ции ООН по морскому праву.

Однако интенсивное использование воздушного пространства в транспортных целях потребовало регламентации на национальном и международном уровне полетов воздушных аппаратов и технических требований к ним.

В этих целях была заключена Конвенция о международной граж­данской авиации и создана универсального характера Организация международной гражданской авиации (ИКАО).

Совокупность и система норм, регулирующих деятельность меж­дународной гражданской авиации, составляет ныне комплексную от­расль права, именуемую международным воздушным правом (см. гл. XVIII).

Космическое пространство, расположенное в юридическом и фи­зическом смысле за пределами воздушного пространства, не приспо­соблено для жизни и деятельности человека, кроме как внутри запус­каемых в космос специальных аппаратов или устройств. Поэтому с началом космической деятельности его юридический статус сложился как статус негосударственной (международной) территории.

Правовой режим космического пространства (практически в пре­делах Солнечной системы) так же типичен, как и режим любой иной международной территории. В его основе — принцип свободы исследования и использования космического пространства, включая расположенные в пределах Солнечной системы небесные тела, в мирных целях всеми государствами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.94.152 (0.011 с.)