Тема 8. Население в международном праве 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Население в международном праве



План

1. Понятие «населения» в международном праве. Международ­но-правовые вопросы гражданства.

2. Правовое положение иностранцев, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев.

3. Право убежища в международном праве.

Вопрос 1.

Под населением в международном праве понимается совокупность физических лиц, живущих на территории определенного государства и подчиненных его юрисдикции.

В понятие населения любого государства входят:

- граждане данного государства (основной состав населения);

- иностранные граждане;

- лица, имеющие двойное гражданство (бипатриды);

- лица, не имеющие гражданства (апатриды).

Под гражданством понимается устойчивая правовая связь физического лица с определенным государством, выраженная в обладании взаимными правами и обязанностями.

Каждое государство в силу своего суверенитета самостоятельно регулирует вопросы приобретения гражданства.

1) по рождению (филиация).

Филиация может иметь место на основе двух принципов: «права крови» и «права почвы», а в ряде случаев законодательство государств предусматривает смешанную систему. Согласно принципу «права крови» (национальный принцип), гражданство ребенка определяется гражданством его родителей и не зависит от места рождения. Этому принципу следуют многие страны Европы, в том числе и Россия.

Во многих правовых системах при смешанном браке гражданство ребенка могут определить сами его родители путем подачи совместного заявления в органы регистрации актов гражданского состояния.

Согласно принципу «права почвы» (территориальный принцип), гражданство определяется по месту рождения ребенка и не зависит от гражданства его родителей. По этому принципу определяют гражданство многие страны Латинской Америки.

Действие принципа «права почвы» исключается в отношении детей иностранных дипломатов и консулов, что предусмотрено в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года и в Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года.

2) в порядке натурализации (укоренение) по заявлению.

Практически во всех государствах в законодательном порядке закреплены определенные предпосылки натурализации:

а) ценз оседлости (во Франции и США — 5 лет, в Англии и Норвегии — 7 лет, в Испании — 10 лет и т.д.).

б) знать язык страны пребывания (в Прибалтийских странах предусмотрен довольно сложный экзамен); в США помимо экзамена по английскому языку предусмотрены экзамены по американской истории и основам политического устройства;

в) иметь источники материального обеспечения (США, Норвегия, Швеция, Финляндия);

г) быть психически здоровым, не иметь некоторых болезней (например, СПИДа);

д) не быть зарегистрированным в Интерполе в качестве террориста;

е) не принадлежать к партиям, выступающим за насильственное изменение конституционного строя;

В ряде стран устанавливаются специфические требования. Так, в некоторых арабских странах в гражданство могут быть приняты только мусульмане. В Израиле проще получить гражданство евреям и тем, у кого еврейкой была мама или бабушка (но не отец, или дедушка). Представителям других национальностей обрести гражданство сложнее.

В Чаде нужно вступить в общину. В Китае необходим отказ от иностранного гражданства. В Греции и Канаде нужно вести добропорядочный образ жизни.

В США перед вступлением в гражданство необходимо получить вид на жительство («грин кард»). Способы его получения бывают самые разные: от лотереи до заключения брака с американцем. При этом местные власти зорко следят за тем, чтобы брак не оказался фиктивным. Сложности с получением гражданства США возникают у людей старше 45 лет, без высшего образования. Но если иммигрант – специалист высокого уровня, это меняет дело.

3) регистрация – облегченный способ приобретения гражданства для лиц, имеющих родителей или родственников по прямой восходящей линии – граждан данной страны.

4) в результате заключения брака (в единичных странах).

5) оптация – имеет место в случае, когда часть территории государства переходит под суверенитет другого государства. Жителям данной территории предоставляется право выбрать гражданство.

6) трансферт – признание гражданства нового государства после прекращения существования прежнего.

7) восстановление в гражданстве – репатриация – возможна для лиц, которые в прошлом состояли в гражданстве данного государства, но затем по какой-то причине его утратили.

9) бизнес-иммиграция – приобретение гражданства с помощью инвестиции капитала в экономику страны (Великобритания – 1,5 млн. долл., Канада – 35–50 тыс. долл., страны Латинской Америки и Океании – от 20 до 150 тыс. долл., Чехия – 5 тыс. долл.).

10) предоставление почетного гражданства за особые заслуги.

11) приобретение гражданства в результате усыновления или установления опеки.

Прекращение гражданства

1. Выход из гражданства - это его утрата лицом по собственному волеизъявлению и с согласия компетентных органов государства. Основания для отклонения заявления устанавливаются законом.

2. Отмена решения о приеме в гражданство – применяется в отношении лица, которое приобрело гражданство на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов. Факт представления заведомо ложных сведений и фальшивых документов устанавливается в судебном порядке.

3. Утрата гражданства обычно носит автоматический характер.

Например, после поступления на иностранную государственную службу. Утрата гражданства может произойти и после расторжения брака, если, например, иностранка приобрела гражданство в результате вступления в брак с гражданином Саудовской Аравии.

4. Лишение гражданства (экспатриация) является санкцией государства в отношении лица, допускающего недозволенное поведение.

В международном праве существует понятие безгражданства. Лицами без гражданства (апатриды, аполиды) являются те, кто не может доказать наличие у них какого-либо гражданства. Например, в Австрии найденный на ее территории ребенок старше 6 месяцев будет считаться лицом без гражданства. Безгражданство может возникнуть и в результате прекращения гражданства. Положение апатридов аналогично положению иностранцев, однако апатриды не пользуются дипломатической защитой.

Двойное гражданство – бипатризм – напротив, создает для человека определенные сложности, если оба государства требуют от него выполнения гражданских обязанностей. Кроме того, такие граждане не могут занимать должности на государственной службе.

Государства заключают между собой договоры о двойном гражданстве, в которых стороны обязуются не требовать от бипатридов выполнения обязанностей, если эти обязанности были выполнены по отношению к другой стороне.

Вопрос 2.

Иностранец - это лицо, которое не имеет гражданства государства пребывания и состоит в гражданстве другого государства

Наиболее распространенными являются три вида правового режима иностранцев: национальный, наибольшего благоприятствования и специальный.

Национальный режим означает предоставление иностранцам прав и свобод наравне с гражданами данного государства. При этом национальный режим не означает и не может означать полного приравнивания иностранцев к гражданам государства пребывания, без некоторых изъятий. Как правило, государства оговаривают особое положение иностранцев при уравнивании их в правах с собственными гражданами.

Национальный режим определяется межгосударственными договорными нормами, но прежде всего внутригосударственным законодательством.

Режим наибольшего благоприятствования рассматривается как предоставление иностранным гражданам таких прав и свобод, какими пользуются или будут пользоваться граждане любого третьего государства. Природа этого режима исключительно договорная.

Традиционной также считается и такая разновидность правового режима иностранцев, как специальный режим, предусматривающий предоставление иностранцам на основе национального законодательства или международного договора специальных прав. Этот режим отличается предоставлением определенных привилегий и преимуществ, как правило, в отношениях с соседними странами, например в области приграничного общения населения. Кроме того, особыми привилегиями могут пользоваться военнослужащие, расквартированные на территории иностранных государств.

Следующая категория - «конвенционные» беженцы пользуются правами и льготами, предоставляемыми государством убежища в соответствии с Конвенцией 1951 года и Протоколом 1967 года.

Определение понятия «беженец», сформулированное законом, идентично определению Конвенции 1951 года. Беженцем не может признаваться любое лицо, совершившее преступление против мира, человечности или другое умышленное уголовное преступление. Закон подробно регламентирует процедуру признания за лицом, ищущим убежище, статуса беженца; правовой статус беженца; регулирует вопросы международного сотрудничества в данной области; устанавливает систему государственных органов (в России проблемой беженцев занимается Федеральная миграционная служба России), обеспечивающих выполнение положений закона и т.д.

Вынужденный переселенец – правовая новелла в международном праве. В соответствии со ст. 1 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» – это гражданин РФ, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка. Помимо граждан РФ вынужденными переселенцами могут быть признаны граждане РФ, вынужденные покинуть место жительства на территории иностранного государства, на территории одного субъекта России и прибывшие на территорию другого субъекта РФ; иностранцы или лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ и изменившие место жительства в пределах территории РФ на основании вышеперечисленных причин, а также граждане бывшего СССР, постоянно проживавшие на территории одной из республик бывшего СССР, получившие статус беженца в России и утратившие этот статус в связи с приобретением гражданства РФ, при наличии обстоятельств, препятствовавших им в период действия статуса бе­женца в обустройстве на территории России.

Вопрос 3.

Одна из первых попыток унификации норм об убежище была предпринята Институтом международного права в 1950 году, принявшим резолюцию «Убежище в международном публичном праве».

В ней право убежища было определено следующим образом: «Убежище означает покровительство, которое государство предоставляет на своей территории или в каком-либо другом месте, находящемся под контролем его определенных органов, лицу, которое ищет его». Определение исходило из существования двух форм убежища:

а) территориального - предоставление государством иностранному гражданину убежища на своей территории;

б) дипломатического - предоставление убежища отдельным лицам на территории дипломатического или консульского представительства иностранного государства, в большинстве случаев — гражданам стран пребывания посольства или консульства.

Положения об этом институте были включены во Всеобщую декларацию прав человека 1948 года и Декларацию о территориальном убежище 1967 года. В этих документах сказано, что любое лицо имеет право искать убежище от преследования в других странах и пользоваться убежищем, за исключением иностранцев, преследуемых за уголовные преступления, противоречащие целям ООН.

Один из основных вопросов данного правового института – вопрос о круге лиц, которым может быть предоставлено убежище.

Считается общепризнанным, что убежище не может быть предоставлено:

1) лицам, совершившим международные преступления (военным преступникам и др.);

2) уголовным преступникам, совершившим преступления международного характера, выдача которых предусмотрена многосторонними международно-правовыми документами (например, угон самолетов, незаконное распространение наркотических веществ и психотропных препаратов и др.);

3) уголовным преступникам, выдача которых предусмотрена двусторонними или многосторонними договорами государств о выдаче;

4) лицам, совершившим деяния, противоречащие целям и принципам ООН.

В случае неправомерного предоставления убежища государство гражданства вправе требовать выдачи лица, получившего таковое, а государство убежища обязано выдать его.

В Конституции Российской Федерации указано, что Президент РФ решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.193.80.126 (0.022 с.)